Три определения, которые часто используются в отношении Amazon: бесспорный гигант без конкуренции, монополист в онлайн-розничной торговле и абсолютное зло. Но частое употребление этих фраз не делает их на сто процентов правдой. Как Google и Facebook, Amazon выходит за рамки традиционных ограничений монополизма благодаря распространению технологий. С той разницей, что Amazon очень близок к удовлетворению каждой человеческой потребности – как материальной, так и духовной – одним щелчком мыши, быстро и доступно. Но действительно ли Amazon плохой? И если да – почему? А если нет – почему его таким считают? Причины оказались довольно сложными, но мы осмелились их поискать и пришли к интересным выводам.
Amazon и монополия монопсония
Что есть у Amazon, чего нет у других? Компании, пытающиеся сегодня проникнуть на массовый онлайн-рынок, должны смириться с доминирующей, гигантской фигурой электронной торговой платформы, чье название начинается с буквы «A». Разве это монополия? Этот термин немного устарел, однако его применение сегодня не является невозможным, если слегка изменить его смысл и усовершенствовать его с идей о том, что сегодня монопольная компания просто процветающая.
Питер Тиль, основатель PayPal, как-то сказал, что «креативные монополии не просто хороши для остальной части общества; они – мощные инструменты, чтобы сделать его [общество – прим. Altarena] лучше». По существу, то, что сказал Тиль, заключается в следующем: монополии в эпоху интернета – это нечто иное, чем те, которые существовали в прошлом. Но по-прежнему существуют антимонопольные законы, которые компания, которая в настоящее время зарабатывает около 75 млрд. долларов в год, должна соблюдать. Мнение широкой общественности в целом сводится к тому, что Amazon не уважает их и оставляет за собой следы разрушений – резкое сокращение конкуренции, сокращение числа поставщиков и агрессивное поведение по отношению ко всем аспектам бизнеса. При строительстве своей компании Джефф Безос был вдохновлен примером крупнейшей в США сети оптовой и розничной торговли Wallmart. Он и сам признает это. Сюрприз – Wallmart также является неоспоримой монополией на рынке США.
Ранее в этом году произошло то, что только укрепило положение Amazon как «магазина, в котором есть все» (официальное прозвище, в оригинале The Everything Store): в июне 2017-го он купил Whole Foods Market почти за 14 миллиардов долларов. Всего через час после этого акции Amazon подскочили примерно на 3 процента, добавив 14 миллиардов долларов к стоимости компании. Таким образом, Amazon купил шестой по величине продуктовый магазин… бесплатно. Теперь Amazon – часть пищевого бизнеса, и один из самых популярных брендов на американском рынке уже принадлежит ему.
Пол Кругман из The New York Times хорошо обобщил то, что представляет Amazon на современном электронном рынке. По его словам, «Amazon ведет себя не как монополист, а как монопсонист – доминирующий покупатель, который может снижать цены так, как пожелает». Иначе говоря, Amazon один против всех, и это не хорошо. Потому что, опять же, по словам Пола Кругмана, «эта компания обладает большой властью и злоупотребляет этой властью».
Amazon и нечестный бизнес
В 2015 году Amazon открыл своей первый книжный магазин – настоящий, физический книжный магазин, и это заставило многих людей задаться вопросом: «С какой целью?» Он просто продвигает свой бизнес и стремится к тому, чтобы еще больше людей стали подписчиками Amazon Prime? Он хочет расширить свои поставки и начать действовать еще эффективнее с его политикой «доставка за 24 часа»? Или… просто занимает места книжных магазинов, которые ранее обанкротились?
Стратегия продолжается. Ожидается, что к концу 2017 г. у Amazon будет двенадцать открытых книжных магазинов в США, что сделает его пятой по величине книжной сетью в стране. Вскоре после открытия первого магазина Мэтью Иглесиас из Vox написал: «Причины, по которым Amazon открывает книжный магазин – первая: он может себе это позволить, вторая: непреодолимое желание завоевывать все на своем пути, и следующий шаг – это физические магазины». Amazon хочет завладеть физическим миром покупок после того, как он уже покорил цифровой, и это мнение многих специалистов в торговле. Взаимодействие с клиентами в физическом мире является одним видом приманки для рыб, которые вскоре попадут в сеть покорных покупателей.
Но давайте оставим книжные магазины на некоторое время и вернемся к поглощению Whole Foods, которое привело к резкому росту акций Amazon. Это привело к еще одному эффекту: падению общей стоимости некоторых из ближайших конкурентов Amazon, таких как Target, чьи акции упали на 10%, и Walmart – акции подешевели на 5%. Демонстративный рост акций Amazon был странным сам по себе – обычно при приобретении другого бренда акции покупателя падают. Очевидный вывод: мощь Amazon не знает границ, любой, кто ей противится, будет сметен.
Лиза Кан из Open Markets говорит, что стратегия компании очень хитрая с точки зрения отношения к клиенту – стратегия низких цен и быстрого обслуживания. И с точки зрения несомненной монополии на поставку и покупку, это идеальный способ отвлечь внимание от кого-то, кто недоволен. В настоящее время критические голоса приглушены довольными потребителями. А существующий рынок – это просто инструмент, который используется для достижения одной единственной цели: успеха. С момента своего основания Amazon высасывает все ценное с рынка, вторгаясь и становясь правителем выбранной им территории.
Amazon: ужасный работодатель
Известная цитата Джеффа Безоса гласит: «Ваш бренд – это то, что люди говорят о вас, когда вас нет в комнате». Информация о внутренней политике, которую Amazon навязывает своим сотрудникам, а также о том, на каких условиях они выполняют свою работу, продолжает поступать регулярно и по сей день. В 2015 г. один из бывших сотрудников компании заявил в беседе с The Verge, что «Это место, где люди чувствуют себя очень плохо».
Amazon настаивает на том, чтобы рабочая среда была наполнена соперничеством и твердостью, и заменяет эмпатию и командную работу политикой поношения, доносчиства и ежегодными «чистками» целых групп работников. В ходе разрушительного расследования журналисты Джоди Кантор и Дэвид Стрэйфилд пролили свет на «систему» внутренней работы, которая полностью отражает лицо компании. Например, среди коллег есть т.н. осведомители – люди, которым постоянно приходится следить за тем, что делают их товарищи, и сообщают о любых отклонениях от корпоративной политики, а также о любой провинности, сколь бы незначительной она ни была. Все доносы абсолютно официально используются в ежемесячных и годовых оценках, которые Amazon предоставляет своим сотрудникам.
Доверие и дружба между коллегами, если не полностью исключены, очень маловероятны и ни в коем случае не поощряются. Стандарты работы поразительны – например, менеджеры требуют немедленных ответов на электронные письма, отправленные даже после полуночи, а за поздний ответ предусмотрены меры наказания. Не будем забывать и о том, что когда на одном из складов компании, в частности, в Пенсильвании люди теряли сознание из-за жары, вместо установки кондиционеров Безос нанял парамедиков, чтобы те приводили их в чувства.
Среди рассказов от бывших сотрудников есть еще более шокирующие – как у женщины, страдающей раком щитовидной железы, которая после возвращения на работу после лечения сразу же получила низкую оценку за квартал и была раскритикована за то, что за время ее отсутствия, ее коллеги достигли гораздо больше, чем она. Другая женщина была вынуждена отправиться в командировку на следующий день после того, как у нее случился выкидыш. Работники получают от своих менеджеров специальные «руководящие указания» по ограничению времени, проводимого с семьей, чтобы не пострадала их работа. В совете директоров нет ни одной женщины – компания управляется 12 мужчинами, находящимися непосредственно под Безосом. И они рекомендуют не ставить женщин на руководящие посты в компании. Родителям, которые хотят больше заниматься жизнью своих детей, многие бывшие сотрудники не рекомендуют работать в Amazon.
Короче говоря, если поверить, что внутреннее лицо Amazon такое, каким его описывают люди, работавшие там, мы можем сделать вывод о том, что беспринципность – это ключ к успеху.
Amazon – компания с сомнительными методами и злонамеренным отношением к своим сотрудникам. Но нельзя отрицать, что компания изменила шоппинг в одной из крупнейших стран мира (и в мире), причем так резко, как едва ли кто-либо ожидал. Тактика Amazon очень спорная, но разве это не просто борьба гиганта в мире еще больших гигантов? Одно можно сказать наверняка: маленькие остаются растоптанными, а злой гигант продолжает расти…