Частота звуков русского языка + видео обзор

Звуки русского языка

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласныеа о у э и ы я ю е ё
Согласныец ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъь ъ

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Источник

Акустическая фонетика. Акустические признаки звуков русского языка

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух.

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух.

К акустическим признакам звука относятся:

Колебания могут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.

В образовании звуков важна роль резонатора – замкнутой воздушной среды, где производится звук. Эторотовая, носовая и глоточная полости речевого аппарата. Благодаря резонатору основной тон обогащается наслаивающимися на него обертонами — более высокими тонами, число колебаний которых является кратным по отношению к числу колебаний основного тона. Это гармонические обертоны.

Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.

Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.

Звуки бывают:

У вокальных форманты (т. е. число герц, которые их характеризуют) находятся в кратных отношениях: у первой форманты — 500 Гц; у второй — 1000 (отношения 1:2) — это гласный [о]; у первой форманты — 400 Гц; второй — 3200 (отношение 1: 8) и т. д. У невокальных звуков форманты не находятся в кратных отношениях.
Все гласные и сонорные согласные — вокальные. Шумные согласные — невокальные ‘:

У консонантных звуков сравнительно небольшая сила, у неконсонантных — значительно большая. Гласный [а] можно услышать (если его произносят, как в обычном разговоре, не напрягаясь), например, за 20 шагов; согласный [х] — приблизительно за 5 шагов. Разная слышимость звуков говорит об их разной силе.
Все гласные — неконсонантные, все согласные (и сонорные и шумные) — консонантные.

ГласныеСогласные: сонорные шумные
неконсонантныеконсонантные

‘ В этой и последующих пяти табличках верхний ряд — классификация артикуляционная, нижний ряд — акустическая.

Если форманты имеют сравнительно много герц, то звук — высокий, если сравнительно немного — низкий (невысокий).
Все гласные переднего ряда, согласные зубные, передненёбные и средненёбные — высокие. Все непередние гласные, согласные губные и задненёбные — низкие.

Гласные:

Переднего рядаСреднего и заднего ряда
высокиенизкие

Согласные:

ГубныеЗубныеПередне- и средненёбныеЗадненёбные
низкиевысокиенизкие

Компактные звуки — те, у которых форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга и от центра речевого спектра. (Центр речевого спектра — частоты в районе 1000 Гц; здесь сосредоточены форманты многих звуков русского языка.) *
Диффузные (некомпактные) не обладают этим качеством. Их форманты «разбросаны»: они далеки либо друг от друга, либо от центра речевого спектра.
Диффузные гласные — верхнего подъема; компактные — все остальные гласные.
Диффузные согласные — губные и зубные, все остальные согласные — компактные:

губныезубныенёбные
диффузныекомпактные

Это — согласные.

верхнего подъемасреднего н нижнего подъема
диффузныекомпактные

Это — гласные.

Диезные звуки — «повышенные», у них хотя бы одна форманта выше, чем у соответствующего недиезного звука. Недиезные — не повышенные.
Мягкие согласные — диезные, твердые — недиезные.
Гласные, которые произносятся между мягкими согласными,— диезные: [м’ат’] (мять), [т’ул’] (тюль), [в’из’бт’и] (везёте), [п’эт’] (петь), [л’ит’] (лить). Гласные [а], [б], [у], [э], [й] (переднего или передне-среднего ряда) — диезные (сравнительно с [а], [о], [у], [ы]). Гласные, которые произносятся между твердыми согласными,— недиезные: [том], [звук], [дом], [шэст], [сыр].

Бемольные — «пониженные» звуки, у них хотя бы
одна форманта ниже, чем у парных небемольных.
Огубленные гласные — бемольные, неогубленные — небемольные. Так же и согласные: огубленные — пониженные. Они произносятся перед огубленным гласным: [дом] в более точной передаче [д°ом] ([д°] произносится с округлением губ); [звук] — в более точной трансіуіипции [з°в°ук], согласные перед [о], [у] — лабиализованные и, таким образом, бемольные.
В остальных случаях в русском языке произносятся небемольные согласные.

Прерванные звуки — те, у которых начало характеризуется большим расходом энергии, который затем не возрастает. Непрерывные звуки — те, у которых расход энергии вначале сравнительно невелик, но постепенно возрастает.
Прерванные — все смычные согласные. Непрерывные— все несмычные (щелевые) и все гласные (1).

Резкие звуки — те, у которых расход энергии на их протяжении резко неоднороден.
Резкие — аффрикаты (слитные согласные) и дрожащие согласные. Все остальные — нерезкие.

9. Звонкие и глухие.

К звонким относятся вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная ступень вокальности (т. е. та структура формант, которая необходима для вокальных, выражена менее определенно). К звонким звукам относятся гласные и звонкие согласные; к глухим — глухие согласные.

Итак, девять пар звуковых признаков. Они одни и те же и для описания гласных, и для описания согласных.
Дихотомический принцип в акустической классификации выдержан последовательно. Строгая дихотомическая классификация требует, чтобы набор признаков в разных ветвях этой классификации был одинаковым. В артикуляционной же классификации это требование не выдерживается.
Строгую дихотомичность акустической классификации можно представить в виде схемы. На каждом ее уровне набор признаков делится на две взаимоисключающие группы; у всех звуков — и гласных, и согласных — выбор признаков на каждом уровне одинаков. Например, на третьем уровне это признаки высокая

Частота звуков русского языка

1. Акустическая характеристика носовых согласных представляет известную трудность. На спектрограммах оии не всегда четко отличнмы от непрерывных, н поэтому сами иногда рассматриваются как непрерывные (см.: Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979). Но более точные исследования дают основания отнести носовые согласные к прерванным, как это н сделано в данном учебнике.
Исключением кажутся (если судить по схеме) признаки бемольность

небемольность, они показаны только у гласных. Такого разделения у согласных схема не дает. Но это чисто техническое упрощение: среди согласных можно было бы ввести также разграничение бемольных н небемольных звуков.
Все гласные — непрерывные, нерезкие; следовательно, эти признаки можно учесть в характеристике гласных (а не только согласных). Схема опять упрощает характеристику, на этот раз у гласных. Гласные обычно — звонкие; глухне гласные тоже существуют; например, в словах бабушк[ъ\, улиц [ъ] возможно произнесение глухого (и поэтому еле слышного) гласного. Следовательно, признаки глухость

звонкость могут быть указаны в характеристике гласных. Наконец, для упрощения схемы тоже не введены признаки диезность

недиезность, но н онн могут быть добавлены в виде еще одного ряда дихотомических признаков.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
свистящие с, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Источник: В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк.,1989.

Частота звуков русского языка24.02.2016, 16312 просмотров.

Источник

7 Последовательность частот звуков в русском языке

7 Последовательность частот звуков в русском языке
Олег Глазов
(черновик)
Глава «Последовательность частот звуков в русском языке» Книги «Инструкция к прочтению» серии «Рассказы детям о Языке»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТОТ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(Напоминаю, знак “-” здесь заменяет нам или связь, или знание соответствия.)

А с учётом знания “порядок”, что возникает несколько позднее, дополнительно к этим ещё три:

Если это будет ещё одно знание связи “объединение”, использование которого ограничено местом, которое оно вообще может в объединении занимать, то мы с его участием получим следующие объединения:

— сначала те, что были уже до него:

Итого 9 знаний звучания.

— А теперь с участием ещё одного знания связи “объединение” :

аналогично с (b) и (c), плюс с учётом знания связи “порядок”.

Итого 42 новых знания звучания.

Итак, сначала те, что были уже до него:

Итого 9 знаний звучания.

А теперь с участием ещё одного знания звучания “d” :

Итого 7 новых знаний звучаний.

Всего, с учётом тех, что уже были, получается 16 знаний звучаний.

Для нас же сейчас гораздо важнее совершенно другое, а именно:

— если рассматривать процесс накопления знаний в Коллективном сознании как процесс, то сам Язык в том или ином его контексте мы обнаружим в совершенно разном его состоянии в зависимости от стадии процесса накопления знаний в Коллективном сознании в которой он там и находится. В смысле, если предположить, что у всех форм Жизни “человек” может быть только один и тот же язык, то это значит, что каждый раз, когда количество удерживаемых посредством такого языка знаний совпадает с количеством вообще возможных к удержанию им знаний, частота всех звуков в таком языке на этот момент будет абсолютно одинаковой. Когда же количество знаний превысит количество возможностей языка, то со временем в нём появляется ещё одно знание, и им вполне может быть новый звук. Вот между этими, скажем так “равновесными” (т.е. это когда количество знаний совпадает с количеством возможностей), соседними состояниями Языка частота у последнего по очереди возникновения в нём звука может сильно отличаться от частот других в нём звуков, частота которых меж собой будет практически одинаковая.

Как раз тогда была уже совершенно другая ситуация, это когда одновременно в Языке возникало равновесное состояние, а на его фоне уже в абсолютно разных (географических) контекстах Языка одновременно возникало абсолютно одно и то же знание. Вероятность, что в разных контекстах одному и тому же знанию признака могло быть задано одно и то же знание звучания, если и была, то исключительно только как случайность, проще говоря, очень и очень маленькая. Собственно это уже и был процесс детализации Языка на разные уже языки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТОТ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(Кстати, частота звука в языке не самая удобная величина, потому как отражает именно что повторяемость того или иного звука в том или ином контексте. И совершенно не отражает сам звуковой состав разных контекстов, в смысле уж его изменения, а отсюда могут быть уже и ошибки. Проще говоря, просто сравнивать частоту одного и того же звука в разных контекстах неправильно, необходимо при этом обязательно сравнивать ещё и сами эти контексты, после чего и делать необходимые поправки. )

(т) = 551 (н) = 508 (с) = 456 (в) = 444 (л) = 367 (р) = 362
(к) = 299 (д) = 280 (м) = 263 (п) = 214 (з) = 169 (г) = 156 (б) = 142
(ь) = 137 (й) = 104
(ш) = 104 (ж) = 95 (ч) = 95 (х) = 94
(ц) = 34
(ф) = 3 (ъ) = 3

(о) = 877 (э) = 797 (а) = 793 (и) = 515 (у) = 260 (ы) = 221

Возможные древние звуки в составе модуляций древнего языка:
(св)=(1657) (тд)=1288 (нм)=1195 (лр)=1130 (кгх)=885 (пб)=552

Возможные гласные звуки в древнем языке до их там детализации:
(э-а) = 1590 (о-у) = 1137 (и-ы) = 736

Похожее звучание отдельных звуков предполагает, что изначально они были одним звуком, потому как древние человеки просто не могли бы их ещё ни издавать, ни тем более различать. Исходя из этого мы можем предположить, что в результате детализаций модуляций в Языке тогда так образовались именно первые древние звуки (древний язык):

(св)=(1657) (тд)=1288 (нм)=1195 (лр)=1130
(а ещё чуть позже (кгх)=885 и (пб)=552)

а не какие нибудь отдельные (с), (в), (д), и т.д. Это тем более так, что абсолютно укладывается в наше представление о звукообразовании вообще.

Источник

7 Последовательность частот звуков в русском языке

(черновик)
Глава «Последовательность частот звуков в русском языке» Книги «Инструкция к прочтению» серии «Рассказы детям о Языке»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТОТ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(Напоминаю, знак “-” здесь заменяет нам или связь, или знание соответствия.)

А с учётом знания “порядок”, что возникает несколько позднее, дополнительно к этим ещё три:

Если это будет ещё одно знание связи “объединение”, использование которого ограничено местом, которое оно вообще может в объединении занимать, то мы с его участием получим следующие объединения:

— сначала те, что были уже до него:

Итого 9 знаний звучания.

— А теперь с участием ещё одного знания связи “объединение” :

аналогично с (b) и (c), плюс с учётом знания связи “порядок”.

Итого 42 новых знания звучания.

Итак, сначала те, что были уже до него:

Итого 9 знаний звучания.

А теперь с участием ещё одного знания звучания “d” :

Итого 7 новых знаний звучаний.

Всего, с учётом тех, что уже были, получается 16 знаний звучаний.

Для нас же сейчас гораздо важнее совершенно другое, а именно:

— если рассматривать процесс накопления знаний в Коллективном сознании как процесс, то сам Язык в том или ином его контексте мы обнаружим в совершенно разном его состоянии в зависимости от стадии процесса накопления знаний в Коллективном сознании в которой он там и находится. В смысле, если предположить, что у всех форм Жизни “человек” может быть только один и тот же язык, то это значит, что каждый раз, когда количество удерживаемых посредством такого языка знаний совпадает с количеством вообще возможных к удержанию им знаний, частота всех звуков в таком языке на этот момент будет абсолютно одинаковой. Когда же количество знаний превысит количество возможностей языка, то со временем в нём появляется ещё одно знание, и им вполне может быть новый звук. Вот между этими, скажем так “равновесными” (т.е. это когда количество знаний совпадает с количеством возможностей), соседними состояниями Языка частота у последнего по очереди возникновения в нём звука может сильно отличаться от частот других в нём звуков, частота которых меж собой будет практически одинаковая.

Как раз тогда была уже совершенно другая ситуация, это когда одновременно в Языке возникало равновесное состояние, а на его фоне уже в абсолютно разных (географических) контекстах Языка одновременно возникало абсолютно одно и то же знание. Вероятность, что в разных контекстах одному и тому же знанию признака могло быть задано одно и то же знание звучания, если и была, то исключительно только как случайность, проще говоря, очень и очень маленькая. Собственно это уже и был процесс детализации Языка на разные уже языки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТОТ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(Кстати, частота звука в языке не самая удобная величина, потому как отражает именно что повторяемость того или иного звука в том или ином контексте. И совершенно не отражает сам звуковой состав разных контекстов, в смысле уж его изменения, а отсюда могут быть уже и ошибки. Проще говоря, просто сравнивать частоту одного и того же звука в разных контекстах неправильно, необходимо при этом обязательно сравнивать ещё и сами эти контексты, после чего и делать необходимые поправки. )

(т) = 551 (н) = 508 (с) = 456 (в) = 444 (л) = 367 (р) = 362
(к) = 299 (д) = 280 (м) = 263 (п) = 214 (з) = 169 (г) = 156 (б) = 142
(ь) = 137 (й) = 104
(ш) = 104 (ж) = 95 (ч) = 95 (х) = 94
(ц) = 34
(ф) = 3 (ъ) = 3

(о) = 877 (э) = 797 (а) = 793 (и) = 515 (у) = 260 (ы) = 221

Возможные древние звуки в составе модуляций древнего языка:
(св)=(1657) (тд)=1288 (нм)=1195 (лр)=1130 (кгх)=885 (пб)=552

Возможные гласные звуки в древнем языке до их там детализации:
(э-а) = 1590 (о-у) = 1137 (и-ы) = 736

Похожее звучание отдельных звуков предполагает, что изначально они были одним звуком, потому как древние человеки просто не могли бы их ещё ни издавать, ни тем более различать. Исходя из этого мы можем предположить, что в результате детализаций модуляций в Языке тогда так образовались именно первые древние звуки (древний язык):

(св)=(1657) (тд)=1288 (нм)=1195 (лр)=1130
(а ещё чуть позже (кгх)=885 и (пб)=552)

а не какие нибудь отдельные (с), (в), (д), и т.д. Это тем более так, что абсолютно укладывается в наше представление о звукообразовании вообще.

Источник

Звуки

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласныеГлухие согласные
непарныепарныепарныенепарные
й → [й’]б → [б], [б’]п → [п], [п’]ч → [ч’]
л → [л], [л’]в → [в], [в’]ф → [ф], [ф’]щ → [щ’]
м → [м], [м’]г → [г], [г’]к → [к], [к’]ц → [ц]
н → [н], [н’]д → [д], [д’]т → [т], [т’]х → [х], [х’]
р → [р], [р’]ж → [ж]ш → [ш]
з → [з], [з’]с → [с], [с’]
9 непарных11 парных11 парных5 непарных
20 звонких звуков16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Источник

Видео

Уроки русского Звуки и буквы

Уроки русского Звуки и буквы

Видеолекция "Артикуляционный аспект характеристики звуков русского языка"

Видеолекция "Артикуляционный аспект характеристики звуков русского языка"

Языкознание для всех! Фонетика 5. Звуковые процессы или почему звуки меняются местами.

Языкознание для всех! Фонетика 5. Звуковые процессы или почему звуки меняются местами.

Тест на Самый Острый Слух в Мире

Тест на Самый Острый Слух в Мире

Галактический язык. Курс по галактическому языку. Исцеление звуком. Возможности звука. Частота звука

Галактический язык. Курс по галактическому языку. Исцеление звуком. Возможности звука. Частота звука

Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звука

Языкознание для всех! Фонетика 1. Акустическая структура звука

Артикуляция гласных звуков

Артикуляция гласных звуков

Говорящие буквы: учим звуки букв. Развивающий мультик для малышей

Говорящие буквы: учим звуки букв. Развивающий мультик для малышей

Омоложение (частоты человеческого гормона роста)

Омоложение (частоты человеческого гормона роста)

Какую частоту звука вы слышите?

Какую частоту звука вы слышите?
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.