Чеченцы забывают свой язык + видео обзор

Чеченцы забывают свой язык

Популярные статьи

Уголок мусульманина

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 177
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1731

«Поэтому иго у вас ТАТАРО-монгольское» © ))

У нас проблема не столько в незнании родного, сколько в смешивании родного и русского.

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340

Почему разговаривают на русском и так понятно..когда происходит ассимиляция то есть исчезновение народа как этноса первым ослабляется и исчезает язык..в нашем случае происходит русификация..в нашей стране это делалось искусственно и планомерно. Ничего в этом странного нет..не мы первые не мы последние..

Плюс еще статус языка и его развитие вопрос полит-й.. Страны и народы которые не хотят исчезнуть и проявляют свой характер и демонстрируют свою независимость первым делом развивают свой язык..пример Прибалтики..они все таки провели референдум не давно и Латвийцы
все таки выиграли его и отказали в гос.статусе русскому..Это вызвало бурю возмущения у русских которым не дает покоя такая не зависимость и которые привыкли уже сколько десятилетий что все народы поглощаются ими и привилегии для них обязательны..Хотя никто НЕ запрещает русским разговаривать в Прибалтике на своем языке, есть школы которые изучают русский в школах как у нас чеченский.).даже есть русскоязычные школы..но им мало..
Не получилось нас истребить и изменить характер нохчи (а характер основной стержень с помощью которого народ и выживает во всех катаклизмах..)через войны и истребление генофонда выселения и дискриминацию. Значит получится вот так..
Истреблению генофонда мы подвергаемся систематически и сами знаете кто остается в большинстве после такой зачистки и что происходит в обществе без носителей лучших качеств и самодостаточных людей.
Если мужчин мутантов так много то что говорить о женщинах..
Не даром Россию называют плавильным котлом народов..

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 146
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 2076

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 3
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 13

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 324
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 3031
ICQ: 422444744

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 3
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 13

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 200
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 900

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 200
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 900

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 146
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 2076

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340

south_man,
Вайн х1у башх ду. царех х1уа деш хилча а вай амалш г1иллакхш царех тарлуш хилч, уьш вайх ца тарлуш. Ца хилла цаьрц хьалха а цкъаа а вайц мел хилла долу г1иллакх..

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 146
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 2076

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 8
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 100

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 1
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 31

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 1
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 31

Чеченцы забывают свой язык

Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340

Мы праздновали День Чеченского языка но оказывается мы последними из кавказских республик учредили такой день..) идут споры о переводе начальных классов на родной язык но в соседних республиках уже лет двадацать учат детей на родном в начальных классах..без споров и препятствий..так что здесь в Чечне происходит.

Интервью Арби Вагапова с Нохчийн з1е..
«Как ведущему языковеду респуб*лики не могу не задать вам сразу этот вопрос: как вы относитесь к тому, чтобы перевести обучение в началь*ных классах на чеченский язык?

Неужели этот закон так необходим нам именно сегодня? Разве качество знаний не важнее того, на каком языке дети будут их получать?

Качество знаний, несомненно, на первом месте. Однако и язык здесь играет не последнюю роль, ведь он является хранителем культуры народа. Мне, как лингвисту, как чеченцу, очень важно, чтобы ребенок мог учиться в школе, где преподают на чеченском языке, если его родители хотят этого. Сегодня такую школу днем с огнем не сыщешь. Надо добиться равноправия и демократии в этом вопросе.

Как появилась идея чечено-английского словаря и чем объяснить проявление такого интереса заокеанских лингвистов к чеченскому языку?

Любой желающий может приобрести его через интернет. Думаю, каждый, кто возьмет в руки этот словарь, по достоинству оценит его и вместе с ним красоту нашего языка.

Что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы популяризировать чеченский язык среди населения и особенно среди нашей молодежи?

Стесняться должен тот, кто, будучи чеченцем, не умеет говорить на своем родном языке.»

От себя добавлю что только тот кто является чеченцем будет стесняться не знанию родного языка..и будет разговаривать на родном языке.. кхи д1а болчар эр ду х1у башха бу мотт бусарб хилачхьане. Муьлха х1ум кегош болу зулме нах бити шайн Дал белла маттац ларам белаш.

Источник

ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Чеченцы забывают свой язык
ЧЕЧНЯ. Распространение

На чеченском языке сейчас говорят не менее полутора миллиона человек в мире. Эти люди компактно проживают а территориях Чеченской республики, Ингушетии, во многих районах Дагестана, в Грузии (Ахметский район) и даже в Иордании. Наш язык принадлежит к ветви нахско-дагестанских языков. Между прочим, он занимает пятое место по распространению среди всех современных языков Российской Федерации. По чеченски издаются несколько газет и журналов, он является государственным в Чеченской республике.

Звуковой строй языка и письменность

У чеченского языка много диалектов. Они отличаются, в основном, своей фонетикой. Наш язык имеет очень много звуков. Например, количество согласных звуков варьируется от 40 до 60. Точное число зависит от метода анализа, потому что у нас есть несколько довольно созвучных звуков. Это намного больше, чем в европейских языках.

Чеченцы забывают свой язык

Результатом распространения ислама стала арабская письменность. Так написаны тексты летописей «Тептаров». До сих пор существуют оригиналы нескольких кланов. Во времена Российской империи была насаждена письменность на основе кириллицы. Она не получила широкого распространения по многим причинам. При Советском Союзе было вначале узаконено латинское обозначение букв, но уже к 1938 году ее опять насильственно сменила кириллица. В девяностые годы прошлого века, при Джохаре Дудаеве, наши филологи предлагали вернуться к латинизированному алфавиту.

Чеченцы забывают свой языкЧеченская азбукаНемного о грамматике

В нашем языке есть восьми падежное склонение существительных. Глаголы приобретают различные формы в зависимости от времени, вида, наклонения и класса. В предложении глаголы обязательно согласуются с именами существительными. Для этого используется система префиксов.

Чеченцы забывают свой языкСложность и специфика изучения

В целом, чеченский язык довольно сложен и необычен. Он похож на другие восточные языки тем, что слова изменяют свои формы в зависимости от контекста и своего места в предложении. Эта черта характерна для синтетических языков. Изучать наш язык проще всего посредством устной практики. Так вы будете механически запоминать правильные формы и интуитивно склонять их в зависимости от цели высказывания. Мастерство приходит с опытом.

Кстати, в чеченском разделе Википедии существует довольно много статей по этой теме.

Источник

Чеченский язык

Сложный вокализм и имена действия

Чеченцы забывают свой язык

Чеченцы забывают свой язык

Чеченцы забывают свой язык

Чеченцы забывают свой язык

Чеченский язык — Нохчийн мотт

Этнический язык чеченцев

Нахско-дагестанские — нахские — чеченский язык

В Чеченской Республике с населением 1 478 726 человек численность чеченцев составляет 1 394 833 человека. Практически все владеют родным чеченским и русским языками в устной форме, при этом владеющих русским языком в письменной форме больше, чем владеющих письменным родным. Примерно столько же чеченцев, в пределах 1,5 миллиона, проживает за пределами Чечни, следовательно, общая численность чеченцев в мире приближается к 3 миллионам. Поэтому приводимая О. С. Павловой цифра 1 697 351 человек во всем мире 3 представляется (непреднамеренно) заниженной: видимо, дело в том, что ею приводились данные «по некоторым регионам наибольшей численности расселения чеченцев». 3

На Северном Кавказе чеченцев вне Чечни больше всего в приграничном Хасавюртовском районе Дагестана и существенно меньше в Махачкале, Ингушетии, Кабардино-Балкарии (в основном в Нальчике) и Северной Осетии (Моздок). Крупные по численности диаспоры чеченцев проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Новом Уренгое, Ростовской и Волгоградской областях. За пределами РФ крупные чеченские диаспоры есть в Иордании, Турции, Сирии, Казахстане, Киргизии, Грузии, Азербайджане, США, почти во всех европейских странах, особенно во Франции, Германии, Швеции, Австрии.

В числе других языков народов РФ чеченский язык был включен в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», но это не означает, что чеченский входит в число вымирающих языков. Определенные основания для беспокойства о судьбе родного языка у чеченцев есть, но по шкале жизнеспособности «Атласа» состояние чеченского языка соответствует второму из шести уровней опасности, причем по некоторым признакам он находится в более благополучном положении, чем причисленные вместе с ним ко второй категории абхазский, аварский, адыгейский, башкирский, ингушский и другие языки.

Чеченский язык — второй после русского государственный язык Чеченской Республики. Он изучается в школе и частично используется как язык обучения в вузах и колледжах при подготовке специалистов — учителей чеченского языка и литературы. Вопрос его использования как языка обучения в начальной школе обсуждается с начала 2000-х годов, но все еще не решен. Функция языка делопроизводства чеченскому языку принадлежит частично: на него переводятся и публикуются указы главы республики, важнейшие постановления и распоряжения правительства, а кроме того, возможно ведение заседаний частично или полностью на чеченском языке. На нем выходит разнообразная литература, ведутся филологические исследования по чеченской литературе, фольклористике, истории и этнографии, выходят СМИ; это язык театра и эстрады.

Источник

Кадыров опять сказал «дон» — что это значит?

Выучить язык за день нельзя, но кое-что понять можно. Я решил немного познакомиться с чеченским. На нем в России говорят 1 354 705 человек. Чеченский входит в пятерку самых распространенных в стране. Это данные переписи населения 2010 года. Возможно, сейчас владеющих этим языком уже больше: покажет перепись в апреле 2021 года.

Простым язык не назовешь. Начнем с того, что в чеченском алфавите 49 букв. Да, чеченцы используют кириллический алфавит, но от этого не легче. Можно долго смотреть на три разные буквы «к» или две подряд «с», но прочитать их невозможно, если не знаешь языка.

Чеченцы забывают свой язык

Практически все согласные надо произносить с напряжением, как в немецком или английском. Перед гласными звуками согласный никогда не смягчается. А ударение всегда на первом слоге — хоть что-то легко.

В одном самоучителе нашел фразу, что все слова как пишутся, так и читаются. На самом деле, с точностью до наоборот! Смотрите: «хIанхIан» — это «хаха», означает «нет».

По роду слова не изменяются, для обозначения существа мужского/женского пола есть специальные слова. Боьрша цициг — кот, стен цициг — кошка.

Так и не понял почему, но слово «завтрак» в чеченском отсутствует, есть только обед и ужин.

Чеченцы забывают свой язык

И, наконец, слово «дон», которое Рамзан Кадыров произносит очень часто, не значит ничего! Это слово-паразит, связка вроде «короче» или «ну».

А вы знаете что-то о чеченском языке, может, говорите на нем?

Найдены дубликаты

А как читается этот мягкий знак? Боьрша цициг

Дело просто в том, что кириллица очень неудобна для чеченского языка. Латиница с несколькими дополнительными буквами (как у турков) или арабская письменность гораздо лучше отражают звуки языка.

На ответ на вопрос это ни фига не похоже

Вот тут на 30-й секунде эта милая девушка вместо «1уь», которое там должно быть, произносит как раз «оь».

Чеченцы забывают свой язык

Буква такая, в видео приводят примеры слов с ней. Вообще, кириллица очень плохо подходит для чеченского.

ТС копипастнул фрагменты первой главы из самоучителя Алироева – и?

Чеченцы забывают свой язык

Чеченцы забывают свой язык

В Чечне объяснили победу сына Кадырова в боксерском поединке

В Чечне объяснили победу сына Кадырова в боксерском поединке.

Сын главы Чечни Рамзана Кадырова Адам готов провести повторный боксерский поединок, чтобы доказать справедливость своей победы. Об этом заявил председатель парламента республики Магомед Даудов, передает «Чечня сегодня».

Он добавил, что «уважаемые и известные судьи» отметили, что рефери вел себя профессионально, так как главное — это здоровье детей.

Чеченцы забывают свой язык

Международный турнир по профессиональному боксу памяти первого президента Чечни Ахмата Кадырова прошел в Грозном 8 апреля. Адам Кадыров победил соперника из Кабардино-Балкарии техническим нокаутом — во втором раунде рефери остановил бой и начал десятисекундный отсчет, после чего секунданты Аслана Биттирова выбросили полотенце в знак отказа от дальнейшего участия в поединке.

Пользователей сети смутило, что нокдаун начали отсчитывать, несмотря на то, что Биттиров не касался пола рукой или коленом. Комментаторы призвали Кадырова-младшего отказаться от победы.

Чеченцы забывают свой язык

Папин чемпион

UPD: Объясняю:
Сын Кадырова в чёрном, как только его начал бить соперник в синем, судья начал отсчитывать нокдаун синему, хотя никакого нокдауна там не было, видя страшную картину секундант синего выбросил полотенце, дабы не нажить проблем.

Судорожно извиняюсь за качество перед кадыр..Pikabu’шниками, другого я не нашел.

Чеченцы забывают свой язык

Чеченцы забывают свой язык

Чеченцы пригрозили расправой Дмитрию Глуховскому за сценарий к сериалу «Топи»

Чеченцы забывают свой язык

Жители Чеченской республики пригрозили расправой российскому писателю Дмитрию Глуховскому за сценарий к сериалу «Топи». Об этом сообщает «Подъем».

В интернете была обнародована личная информация Глуховского, включая паспортные данные и номер телефона писателя. Также в сети появились сообщения, в которых неизвестные советуют автору «оглядываться по сторонам».

В Союзе чеченской молодежи в данных действиях не увидели ничего опасного. Руководитель организации Рустам Тапаев заявил, что скандал может намеренно использоваться авторами для рекламы.

«Я думаю, что для Глуховского это никакой реальной угрозы не представляет, а лишнюю раскрутку дает. Это сейчас все так красиво преподносится, вот злые чеченцы кого-то напрягают, угрожают, значит, надо посмотреть этот фильм. И это в первую очередь интересно авторам. Эти трехходовки давно известны», — сказал Тапаев «Подъему».

Отмечается, что недоброжелателей возмутило изображение чеченской девушки в сериале, которая по сюжету ушла от своего жениха. В многосерийном фильме также затрагивалась тема чеченских войн.

Путешествие в Россию

По подростковым воспоминаниям. 1996 год. Чтобы навестить родственников, наша семья предпринимает попытку вырваться из Азербайджана в Россию через Чечню. Нас сопровождает армянка с детьми. Что это значит, в связи с Карабахским конфликтом, нужно понимать. Говорить об этой поездке тяжело и страшно до сих пор.

Чеченцы забывают свой язык

Мы с братом не спали всю ночь перед той поездкой. Это было такое романтическое развлечение. Мама заставляла ложиться спать в 21.00 по Баку, в 20.00 по Москве, а мы тайком слушали радио, записывали понравившуюся музыку на кассеты. И вот, решили отметить предстоящее путешествие ночью без сна.

Не помню, на чём мы с утра добирались до автобуса, который вёз до Губы. Хотелось, чтобы он вёз до Геймановки. Жара в автобусе стояла страшная. С нами в путь отправилась женщина, с двумя детьми. Кажется, до Тбилисской.

Иногда возвращались к маме. Мама наотрез отказывалась давать взятку пограничникам. Проводник всё обещал проводить через орешник, за плату. Отказались. Какой-то кучерявый черноволосый парень ворковал, что, ничего, ничего, скоро подойдёт товарняк, и вот тогда, уеду я в страну свободы, говорит, Россию, он ворковал о живописных полях, лесах и реках России, о том, какие красивые в России девчонки, и мне становилось всё тоскливее.

Чеченцы забывают свой язык

После событий в Сумгаите фамилия с окончанием «ан» или «ян» считалась небезопасной для жизни. Я хорошо помнил, как пришёл во второй класс и обнаружил, что все армяне, которых в классе училось не меньше азербайджанцев, куда-то пропали, все до единого. А родители запрещали произносить на обществе такие слова как «Карабах», «армяне» и «ЕрАзы» (Ереванские Азербайджанцы, бежавшие из Армении). И мы, дети, слушались. Помню, как-то бегал по коридорам в школе мальчишка с палкой, которую воображал автоматом, наставлял на всех и кричал: «Бах-бах, Карабах!» Я пришёл домой и повторил. Что тут началось.

На российской границе мы тоже простояли сколько-то часов, пока, наконец, нас не пропустили туда, где реял триколор. И я радовался этому триколору, стране свободы, и вместе с тем оставался в душе осадок, чувство, что произошло что-то очень неправильное: здесь полагалось реять алому знамени Советского Союза.

Наступил вечер. Наняли машину, что-то вроде УАЗика, которая перевезла нас через Самур. Водитель также ворчал по поводу развала страны. Мы прибыли в одноимённый населённый пункт. Там, в Самуре, дагестанцы нас уложили спать в конюшне с комарами, сеном и запахом навоза. Жгли спирали от комаров. Хозяева, поившие чаем, нам сочувствовали и говорили, что не желали распада СССР.

Наутро на электричке отправились в Махачкалу. Парень-полукровка рассказывал нам в пути о национальностях Дагестана.

В Махачкале пришлось полдня ждать поезда. Белилами была нанесена на бетонный забор надпись: «Голосуйте за Зюганова, трезвого, не пьяного!» Очень хотелось, чтобы все проголосовали за Зюганова, и всё вернулось.

Толковали люди в поезде о том, что партия, возможно, ещё вернётся, и всех посадят. О том, что люди не хотели распада Советского Союза, за них всё решили.

Наконец, Минводы. Кто-то играет на вокзале в дурака. Я поймал бабочку-пестрянку, ужасно гордый, что не испугался синильной кислоты, которая в ней содержится. До вечера в Минводах ждали.

Кропоткин. Встречали рассвет. Автобус до Тбилисской. Родные резные ставни на деревянных станичных домиках, плитка из мелких квадратиков на дорожках и разноцветные заборы. Приехал дядя Жора, отвёз в Геймановку.

Об этом путешествии в Россию тяжело и страшно рассказывать до сих пор.

Источник фото вокзала в Гудермесе: Интернет

Чеченцы забывают свой язык

Чеченцы забывают свой язык

Две сестры позируют отдыхая на пляже Азовского моря, 1996 год.

Чеченцы забывают свой язык

Фестиваль «Монстры рока» в Тушино. Россия, 1991 год.

Чеченцы забывают свой язык

Инспектор столичной таможни проверяет конфискованные видеокассеты. Россия, 1991 год.

Чеченцы забывают свой язык

Мужчина прогуливается со своим медведем у Зимнего дворца. Санкт-Петербург, 1992 год.

Чеченцы забывают свой язык

Сотрудники Службы внешней разведки вооруженные автоматами АКС-74У, сидят в российском Белом доме, наблюдая за событиями в Москве во время конституционного кризиса в России, 1993 год.

Чеченцы забывают свой язык

Народный целитель лечит бесплодие в домашних условиях.

Россия, Санкт–Петербург, 1992 год.

Чеченцы забывают свой язык

Ирина Салтыкова на одном из своих выступлений. Россия, конец 90-х.

Чеченцы забывают свой язык

Российские военные с трофеем. Чечня, 1990-е годы.

Чеченцы забывают свой язык

Леонид Ярмольник в гостях у Владислава Листьева. Россия, Москва, начало 1990-х.

Актёр и продюсер Леонид Ярмольник был близким другом Владислава Листьева. В 1993 году они вместе запустили телепроект «L-клуб».

Из интервью Леонида Ярмольника:

— Могли бы вы вспомнить историю, раскрывающую характер Влада Листьева?

— С удовольствием. Сейчас даже трудно представить, что подобное могло быть нам в диковинку — время, когда видеокамеры, обычные, непрофессиональные, были большой редкостью. Купить их у нас можно было только в «Березке». Я стал обладателем такой камеры одним из первых. Мы дружной компанией встречали Новый год у меня на даче. Так вот, Влад, как ребенок, выхватил у меня эту камеру и больше мне ее не отдавал. Весь Новый год Влад проработал оператором, ему дико нравилось снимать. Можно было бы принять за шутку — человек, который работает на ТВ, будет неразлучно ходить с камерой. А ему, как мальчишке, было интересно. Это было замечательное время. Когда в нас было еще много мальчишества и неподдельного любопытства, нам было интересно посмотреть новые часы, купить новую машину, поснимать на камеру: А потом наступило время, когда все это стало не так увлекательно. Наверное, это еще вопрос возраста и искушенности.

Вы сохранили эту запись?

— Конечно. Документальное доказательство операторского искусства Влада. Запись не очень качественная, но ведь была задача не снять красиво, а запечатлеть настроение происходящего

— Вы пытались выяснить причины гибели Влада?

— Мы все пытались это выяснить. Но они, в принципе, абсолютно понятны. Это произошло оттого, что Влад решил прекратить рекламу на ОРТ, закрыть ее и найти новую схему, чтобы все эти рекламные потоки шли только на производство этих программ и развитие телеканала. Я так понимаю, что тем людям, в руках которых были деньги, уже полученные с этой рекламы, очень не понравилась ситуация, когда Влад принял решение о приостановлении выхода рекламы. Все это понятно. Дальше уже никто не докапывался, к сожалению.

— Каким вы запомнили Влада Листьева?

— Помню, на кухне у них в квартире жена Альбина кормила Влада пельменями, а параллельно мы считали и смотрели, какие нужно сделать новые телепрограммы, как должна строиться сетка нового канала. Влад мне говорил сквозь пельмени, что мне нужно сделать и когда. А я понимал, что тогда у меня в сутках должно быть 28 или даже 36 часов. Я спросил: «Влад, а спать я когда буду?» Он спокойно через очки посмотрел на меня и ответил: «Никогда». Как само собой разумеющееся. А еще я вспоминаю: когда я почувствовал, что-то пошло не так и забоялся, я спросил у Влада: «Неужели ты не боишься?» На что он похлопал меня по плечу и с улыбкой сказал: «Да ладно, мы с тобой любимцы нации, кто нас тронет?» Это было за три недели до его убийства.

Чеченцы забывают свой язык

Парень играет в зале игровых автоматов, 1990-е годы.

Чеченцы забывают свой язык

Широкий ассортимент товаров в ларьке.

Чеченцы забывают свой язык

Вечеринка в ночном клубе «Пилот» в Москве, декабрь 1993 год.

Чеченцы забывают свой язык

Вечер в студенческой общаге. Россия, середина 90-х.

Чеченцы забывают свой язык

Группа «Стрелки» посещает раненых солдат воевавших в Чечне. Россия, 2000 год

Чеченцы забывают свой язык

Участницы конкурса красоты в городе Красный Сулин, Ростовская область, 1997 год.

Чеченцы забывают свой язык

Андрей Губин со своей поклонницей после концерта. Россия, 1990-годы.

Чеченцы забывают свой язык

Молодые люди выбирают телефон в офисе продаж Билайн, который располагается на улице 8 марта в Москве, 1997 год.

Чеченцы забывают свой язык

Мужчины спорят на пункте приема стеклотары. Россия, Новосибирск, 1990-е годы.

Чеченцы забывают свой язык

Девушка на роликах предаёт привет из 90-х.

Чеченцы забывают свой язык

Мои предыдущие посты про 90-е годы:

Больше постов про 90-е годы, а также подборки про знаменитостей в моём профиле.

Чеченцы забывают свой язык

Орочи: люди в рыбьих сапогах и вьетнамских шляпах

Они верили, что Земля — огромная лосиха, а после смерти души попадают на Луну. Расскажу про орочей, исчезающий народ Приамурья.

Чеченцы забывают свой язык

В Хабаровском крае на реке Тумнин в 2010 году жили всего 596 орочей, а всего в мире их насчитывалось около тысячи. Язык этого народа относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи. В 1994 году учитель средней школы в Хабаровском крае подготовил и выпустил учебник орочского языка. Но большим спросом он, увы, не пользуется. Еще по переписи 2002 года всего 18 орочей отметили, что владеют родным языком. С тех пор прошло 20 лет.

Чеченцы забывают свой язык

В XIX веке орочи, как и другие народы Севера, были крещены в православие. Новую веру они, вроде бы, приняли, но и от старой не отказались.

Орочи исповедовали шаманизм. Причем посредниками с потусторонними силами могли быть и мужчины, и женщины. К добрым шаманам шли за помощью, злых — опасались.

Чеченцы забывают свой язык

Земля представлялась древним орочам гигантской лосихой с восемью ногами. Ее хребет — это горы, шерсть и пух — деревья, трава и кустарники, насекомые в шерсти — звери, а те, что летают вокруг — птицы. Какое место в этой лосиной экосистеме занимают люди, в источниках не говорится.

Орочи почитали духа воды Тэму, скал — Каггаму, грома и погоды — Агди Эзени. Каждый род вел свою историю от какого-то животного-покровителя. Были и верховные животные, например, косатка — предводительница водных обитателей.

Чеченцы забывают свой язык

У орочей, как и у других народов Дальнего Востока, был культ медведя, связанный с их представлениями о потустороннем мире. Орочи верили, что души людей и животных после смерти попадают на Луну. Одним лунным царством управляет Хозяин медведей, другим — Хозяин Тигров. А лунные медведица и тигрица вскармливают молоком души умерших, чтобы они снова возвратились на Землю.

Год орочей делился на месяцы.

Был месяц прилета орла — гуси биани,

зонка — месяц, когда течет с крыши, илакта биани — месяц цветов,

нада биани — жаркий месяц, так называется июль, конечно, а также

омо хукканку ини — первый месяц охоты с петлями и амукин хукканкини — последний период охоты с петлями. Как и у нас, год начинался с января, он так и назывался — ичэ или новый месяц.

Жили орочи в срубах-полуземлянках, на лето перебирались в домики, крытые корой.

Чеченцы забывают свой язык

Одевались орочи тоже довольно разнообразно. Например, обувь изготавливали из рыбьей кожи, шкур оленя или нерпы. Из замши, кожи и ткани шили халаты, которые украшали вышивкой. Охотники, кстати, носили юбки. А волос орочи не стригли — женщины заплетали две косы, мужчины — одну.

Чеченцы забывают свой язык

На некоторых фото орочи позируют в берестяных шляпах в форме конуса, примерно такие же до сих пор носят вьетнамцы.

А еще орочи были индивидуалистами. В старинных селах, которым не одна сотня лет, жили всего пятью–шестью домами. Каждая семья была автономна и добывала себе пропитание сама.

Чеченцы забывают свой язык

В Ванинском районе Хабаровского края есть три села, где поддерживают традиционную культуру орочей: изучают язык и обычаи, шьют и вышивают национальную одежду, изготавливают традиционные резные вещи из дерева и кости. А в 2000 году для орочей создали письменный язык. Возможно, на нем кто-то пишет.

Чеченцы забывают свой язык

Кадыров: молодежь Чечни вернут из Москвы на перевоспитание

Чеченцы забывают свой язык

Глава Чечни отметил, что именно безделье может подтолкнуть молодежь «к совершению уголовно-наказуемых преступлений или превратить в заядлых наркоманов».

Чеченцы забывают свой язык

Чукчи: жестокие рабовладельцы или мирные оленеводы?

Чукотка — огромный и довольно экзотический кусок нашей страны, а чукчи — самый многочисленный северный народ. Но что мы знаем о чукчах, кроме того, что они живут в чумах и пасут оленей?

Чеченцы забывают свой язык

В конце прошлого года на Чукотке прошла перепись населения на труднодоступных территориях, а это значительная часть региона. Переписали 29,4 тыс. человек, почти 90% населения. Национальный состав узнаем позже, данные пока не обработали. По данным предыдущей переписи 2010 года, чукчей было почти 16 тыс. — больше, чем в 2002 году, а это для малых народов редкость.

Вы, конечно, слышали, что чукчи — народ очень тихий и миролюбивый. Сейчас это действительно так, но были времена, когда они были искусными и беспощадными воинами, держали в страхе другие северные народы, забирали в рабство побежденных. А еще у чукчей были удивительные древние обряды и обычаи.

Чеченцы забывают свой язык

Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и оставляли в поле. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивали себя сами или, по их просьбе, убивались близкими родственниками.

Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются приверженцы традиционных верований (шаманизма).

Территория чукчей полностью присоединилась к России только в конце XIX века, хотя казаки пришли туда за 200 лет до этого. Все это время покорить их не удавалось.

Чукчи были самыми воинственными и опасными — они регулярно нападали на соседние народы и на русские заставы. Каждого убитого врага чукотские воины отмечали точкой на тыльной стороне предплечья. У лучших воинов татуировка превращалась в линию от запястья до локтя и дальше.

Чеченцы забывают свой язык

Вооружены чукотские воины были копьями, пальмами (что-то среднее между коротким копьем с длинным наконечником и мечом на длинной рукояти), луками с отравленными стрелами. Имели доспехи из толстой кожи, костяных пластин, а позже и железных. Бубны чукчи обтягивали человеческой кожей, что тоже вызывало ужас у других народов.

Чеченцы забывают свой язык

Приняв под свое подданство юкагиров, коряков, эвенов, ительменов, Россия должна была обеспечить им защиту от более многочисленных и воинственных чукчей. В походы они выходили порой огромными по местным меркам армиями. Например, в 1793 году на эскимосов напало чукотское войско в 8 тыс. человек. Те даже отправили в российский сенат прошение о защите от чукчей.

Анадырский острог, построенный русскими в 1652 году, подвергался постоянным нападениям. Это вылилось в карательные походы майора Павлуцкого в 1730-40-х годах. А в 1727–1760 гг. на Чукотке шла ожесточенная война.

Чеченцы забывают свой язык

Небольшие стычки с чукчами случались даже начале XX века. А затем бывший воинственный народ окончательно превратился в миролюбивый.

Чеченцы забывают свой язык

Чеченская война. Евгений Норин о том, почему в бездну иногда всё-таки нужно вглядываться

Совсем скоро наконец увидит свет первая часть двухтомника «Чеченская война» научного редактора и замглавреда WARCATS.RU Евгения Норина. Для нас это большое событие — ведь хороших, полноценных, именно исторических исследований по Чеченским войнам существует не так много. Мы расспросили Евгения о том, как шла работа над книгой и каково это — писать научный труд по национальной травме поколения 90-х.

Чеченцы забывают свой язык

— Сколько лет ты работал над книгой? Как собирал фактуру, где искал свидетелей и участников? Трудно ли было их разговорить? Как общался с представителями «той стороны» и общался ли вообще?

В широком смысле — всю жизнь. Тут надо сказать спасибо двум людям, которые меня плотно подсадили на тему, — журналисту Владиславу Шурыгину, который написал репортаж «Сорок четвёртое декабря» о январском штурме Грозного, и солдату 245-го полка Денису Цирюльнику с рассказом про «его» войну весной 96-го года. Шурыгин нарисовал очень мрачную картину, излагал местами довольно пафосно, но дико погружающе. А Цирюльник выступил в качестве такого Василия Тёркина — жизнерадостный, самоироничный солдат, способный держать лицо, даже когда рассказывал про невероятно мрачные вещи. Этот парень выжил в засаде под Ярышмарды, и способность сохранять здравомыслие и сарказм после таких историй меня впечатляли даже в двенадцать лет — и продолжают впечатлять сейчас. А если говорить именно о работе над книгой, то где-то под осень 2014 года Егор Просвирнин, мой тогдашний главный редактор, предложил написать цикл материалов про войну в Чечне. И понеслось.

Чем больше я читал об этом конфликте, тем сильнее он меня увлекал. Это была жуткая история: 90-е годы вообще для страны были невесёлыми, но Чечня — это была просто квинтэссенция бардака, боли и ужаса. Страшная трагедия, океан боли, горя, жестокости и презрения. И в то же время передо мной открывались истории людей, действительно способные поразить уже в хорошем, даже высоком смысле.

КОГДА НАЧИНАЕШЬ ВЧИТЫВАТЬСЯ В РЕПОРТАЖИ, ДНЕВНИКИ, СОЛДАТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ, — ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ АБСТРАКЦИЕЙ.

«Федеральные войска потеряли пятнадцать человек убитыми» — это звучит как абстракция. А тут из-под неё лезут истории живых людей. Солдаты, офицеры, гражданские.

Когда вместо цифры у тебя стоит «Виталий Масленников, 19 лет, смертельно ранен и истёк кровью там-то, вот фото» — даже эти очень простые вещи — это уже другой уровень сопереживания. И когда я закончил цикл статей, то понял, что хочу написать про них про всех уже как-то более систематизированно.

И тут оказалось, что, — о чёрт! — нет толком книги, которая бы рассказывала более-менее про весь конфликт: от момента, когда убили ещё советского секретаря горкома Грозного, и до мечети «Сердце Чечни». Попытки подступиться к теме были. Чаще всего рецензию можно уложить в два слова: «Ты попытался».

Есть куча хороших мемуаров, есть образцовые работы по конкретным узким темам, но вот единой обобщающей книги у нас просто нет. Наверное, самой внятной попыткой была книга «Неоконченная война» Гродненского, но она сейчас просто устарела — автор писал довольно давно, с тех пор многие вещи надо уже просто переписывать с нуля.

Солдаты и офицеры написали не так уж мало воспоминаний, и часто это были люди умные, наблюдательные, умеющие хорошо писать.

Чеченцы забывают свой язык

Есть в природе — пусть и на порядок меньше — воспоминания боевиков. Скажем, до сих пор у людей вызывает чуть ли не шок новость, что существуют мемуары Хаттаба, — а они есть. И кстати, воспоминания и внутренняя пресса боевиков (да, такое тоже было) — это часто очень сильный источник, потому что они между собой были куда откровеннее, чем на публику.

Ещё существует такой специфический источник, как судебные приговоры боевикам, причём там регулярно появляются какие-то новые сведения. Скажем, известная история — бой 6-й роты псковского десанта: в одном из приговоров боевику, арестованному годы спустя, есть детальная роспись по солдатам роты, кто и от чего погиб, с фамилиями. В общем, в этом массиве информации можно плескаться долго и продуктивно. С другой стороны, отдельная проблема — это то, что зачастую у тебя информация в каком-то мелкодисперсном виде.

Когда боец где-нибудь на «Десантуре.ру» рассказывает что-то о своей войне, он пишет так, что поймут только те, кто и так в теме. Вышли мы из Наугад-Юрт в Хренпойми-Мартан — и давай, ищи, где это всё, когда происходило и о чем вообще речь идёт. Ты складываешь пазл. При этом зачастую заинтересованные персонажи стараются подкинуть в набор лишние детали, перерисовать фрагменты так, чтобы покрасивее выглядеть, и уложить всё дело в прокрустово ложе своих интересов и стереотипов.

Чеченцы забывают свой язык

Основу книги составляют свидетельства, которые уже есть в общем доступе, но при этом видело их полтора ценителя. Скажем, совершенно чумовые военно-абсурдистские зарисовки Кулакова — «Мемуары штабной крысы». Или бытописание пермского милиционера Владимира Порта.

Но были и живые люди. Иногда они находили меня сами. Особенно после статей. Один боец вообще написал прекрасный текст: «Тут полная ахинея, здесь было не так, там было иначе, а в целом мне понравилось».

Беда в том, что детальная переписка со всеми, с кем имеет смысл списаться, — это занятие на всю жизнь, и в какой-то момент я понял, что улучшайзингом можно заниматься ещё лет десять, так что пора выкладывать.

— Много ли тех, кто пытался «продать» фейковую информацию, фальсификаторов истории? Насколько сейчас живы мифы и заблуждения о чеченских войнах и существуют ли они вообще?

У нас сейчас, по сути, существует несколько нарративов про Чечню, которые как в параллельных реальностях существуют.

Во-первых, это официальный взгляд, и тут, кстати, не надо понимать «официальный» как «лживый»: государство, понятное дело, склонно замазывать свои неудачи, плохие решения и провалы, но оно же имеет куда больше возможностей, чем все прочие, опираться на документы.

Во-вторых, это версия боевиков и сильно накладывающийся на неё взгляд, который условно можно назвать «правозащитным» — это позиция, претендующая на то, чтобы выражать позицию населения Чечни как такового.

Чеченцы забывают свой язык

И третье направление — это классическая «окопная правда», с позиций рядовых и младших командиров. Проблема в том, что зачастую её очень трудно свести в какую-то единую картину.

Скажем, классическая история — штурм и зачистка села Самашки весной 1995 года. Прочтя описание события в докладе «Мемориала» и в воспоминаниях солдат, вы однозначно сделаете вывод, что видели историю про два абсолютно разных события, которые объединяют только географическое название и дата.

СТАЛО БЫТЬ, НАША ЗАДАЧА — НЕ ОТМАХИВАТЬСЯ НИ ОТ ТЕХ, НИ ОТ ДРУГИХ, А ПОНЯТЬ, ГДЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, А ТАКЖЕ ЧТО ВСЁ-ТАКИ И ПОЧЕМУ ТАМ ПРОИЗОШЛО.

И да, при этом мы всегда должны учитывать, что врут многие и часто.

Существует, например, персонаж, повар по профессии, который полностью выдумал себе героическую биографию о том, как он под Бамутом превозмогал. У него берут интервью, он реально садится на уши журналистам, в соцсетях восторженные посты о нём вообще потоком идут. Но попытавшись установить какие-то элементарные вещи — скажем, воинскую часть, в составе которой он действовал, — мы обнаружим, что никто из «сослуживцев» о геройском поваре ничего не знает, его якобы часть находилась в тот момент на другом конце Чечни, а само событие просто по дате не могло произойти в тот момент в этом месте.

Всегда надо учитывать, что каждый человек — это человек. Он может быть даже вполне добросовестным, просто память уже начинает шутки шутить. Ну и что делать? Смотреть, насколько слова этого свидетеля бьются с данными других людей, насколько конкретная история ложится в общий контекст, в общую логику. Никто не воюет в вакууме. Если событие крупное, то редко бывает, что явление наблюдал кто-то один.

Чеченцы забывают свой язык

Если ты видишь пустой тубус от реактивной гранаты и дыру в крыше, первое, о чем ты подумаешь, — это что крышу прострелили из гранатомёта. А что там реально было — это уже надо в материалах копаться. Чего, будем честны, большинство людей делать не будет.

Особенно если говорить о Чечне — там у любого нормального человека эмоции зашкаливают и говорить спокойно очень тяжело. Но надо. Стойких мифов о войне в Чечне дикое количество, и их часто очень сложно расшатать, потому что они яркие и с ними уже все свыклись. Как один раз кто-то пустил историю гулять по страницам прессы и литературы, так её все друг у друга и переписывают.

Например, колоссальная цифра потерь гражданского населения Грозного в первом штурме — её высчитали косвенными методами, а она до сих пор крутится во всех медиа и во всей литературе, как неоспоримый факт. Хотя сейчас мы, увы, примерно знаем, сколько в современных войнах в таких битвах гибнет народу, и понятно, что она несуразная.

ИЛИ ЛЮБИМЫЙ СПОРТ — ПОИСКИ ПРЕДАТЕЛЕЙ ПОСЛЕ КАЖДОЙ НЕУДАЧИ.

Предательство — это всегда более привлекательная версия любого события, поскольку она, что ли, почётнее реальности, в которой простые человеческие качества типа некомпетентности, глупости, безответственности и трусости убивают людей куда надёжнее.

Чеченцы забывают свой язык

Многие вещи приходится пересматривать в сторону не полного опровержения, а усложнения картины. Скажем, регулярно забывают, что кроме армии и боевиков в Чечне ещё действовали внеидеологические, так сказать, бандиты, причём они были не чужды и «операциям под чужим флагом».

А ведь есть ещё целые пласты, уехавшие куда-то в дальний угол памяти. Мы, например, постоянно забываем, что кроме боевиков и солдат были ещё чеченцы-лоялисты. И я не о кадыровцах сейчас — были люди, которые воевали с Дудаевым задолго до того, как в Чечню пришла армия. Настоящие «проклятые солдаты»: тем, кто перешёл на сторону России во второй войне, дали места в силовых структурах, министерские портфели, что угодно, — а этим даже спасибо не сказали. И фанаты Дудаева о них не вспомнят — для них это, типа, предатели. А ведь это явление — и никто не может сказать, что оно незначительно и неважно.

Короче говоря, все эти нюансы очень сильно усложняют картину, но мы без них так и будем обречены топтаться на месте между солдатскими байками и пропагандой о кровавых империалистах.

— Как ты думаешь, почему теме Чеченских войн сегодня практически не уделяется внимания? Это ведь серьёзная травма совсем недалёкого прошлого, которую надо прорабатывать на национальном уровне. Могу припомнить «Русский репортёр», «Спутник и Погром» и, собственно, «Вархед» — где писали о Чечне регулярно. Почему так мало исследователей этой темы? Судя по посещаемости статей, она очень востребована.

Это действительно хороший вопрос. Тут смотря с какой позиции подходить.

Чеченцы забывают свой язык

Во-первых, у нас есть государство. Для него война в Чечне — это явно не повод для гордости. Уж очень трудно и долго вели эту войну, и уж к очень неоднозначному результату пришли. На него тут надеяться сложно, потому что для создания нормальной истории войны в Чечне придётся копаться в безднах не то что злодейских замыслов, а совсем уж унизительных материй типа криворукости и семи нянек, у которых дитяте выкалывают глаза автоматным шомполом.

А государство такого не любит, оно скорее готово признать себя великим злодеем, чем великим косорезом. Тем более при таком количестве трупов. Так что эту тему государство копает мало и неохотно. В лучшем случае будут энтузиасты из самой военной среды — вот солдатам и офицерам часто действительно интересно, а что же это с ними такое произошло.

Я вот смотрю тут выступление Алексея Филатова — офицера «Альфы», человек участвовал в штурме больницы в Будённовске, — и видно, как мужик всю жизнь хотел поговорить про какие-то штуки, которые его волновали, и особо не мог, а тут вот стало можно, видимо, разрешили — и пошло: человеку просто нравится рассказывать.

Чеченцы забывают свой язык

При этом в обществе интерес к теме огромен. Реально, огромен — просто зайди на ютуб: банально записи радиообмена 1996 года собирают по несколько миллионов просмотров, люди готовы бесконечно слушать эти бездны отчаяния про «пусть помогут вертушки» и «у меня уже девять двухсотых». «Чистилище» миллионы собирает, а это откровенно не для семейного просмотра кино.

Но при этом, вообще-то, литература на эту тему откровенно не балует тиражами.

То есть смотри: при одном упоминании Майкопской бригады все бросаются пить третий тост, пропуская первые два. При этом у нас есть книга «Я — „Калибр-10“» — просто образцовый военно-исторический текст про Чечню, именно про Майкопскую бригаду в Грозном. Тираж — тысяча экземпляров. Одна. Ну, не бестселлер — ага?

Дальше больше — вот у меня сейчас под рукой книга Олега Коршунова «Чёрный снег», про тот же штурм Грозного, только про бои в западной части города.

ОТЛИЧНАЯ КНИГА. 130 ЭКЗЕМПЛЯРОВ ТИРАЖ. СТО ТРИДЦАТЬ. ИЗДАНО НА СВОИ ДЕНЬГИ.

Шестопалов из 137-го десантного полка отличные мемуары «Молох Грозного» тоже на свои издавал. Кто виноват? Я не знаю. Мне кажется, с одной стороны, тут играет то, что без паблисити нет просперити: издательства маленькие, они не занимаются продвижением как следует, реклама почти всегда — чистое сарафанное радио.

И да, я уверен, что для половины людей, кто это сейчас читает, я перечисляю какие-то книги, о которых они слыхом не слыхивали.

А с другой стороны, авторы обычно не профессиональные литераторы, и для них тяжело разговаривать с людьми на их языке. В этой мешанине названий, номеров, аббревиатур простые читатели просто тонут. Я вот как раз очень старался, чтобы написанное в моей книге было понятно читателям без необходимости лезть в справочники и выяснять, о чём вообще речь.

Чеченцы забывают свой язык

Чтобы вот на эти объяснения внятным человеческим языком можно было уже насаживать тот же «Калибр-10», или тот же «Чёрный снег», или воспоминания Цехановича, — человек открыл, и у него лампочка загорелась: о, я про это читал, это вот про что, — сейчас будем подробнее узнавать.

Ведь, в конце концов, чтобы мне самому стала интересна эта тема, хватило одного журналиста и одного солдата, которые хорошо владели пером. А так действительно получается, что нашему обществу Чечня интересна на уровне послушать «ДДТ», посмотреть «Войну» Балабанова, и разойтись. Но это же не так. Ну или, по крайней мере, так быть не должно.

— Насколько трудно сохранять нейтральность и отстранённость исследователя и писать о таких недавних событиях как о сугубо исторических?

Давайте будем честны: я живой человек. Это значит, что я не меньше других подвержен симпатиям и антипатиям, эмоциям, каким-то собственным представлениям о реальности. Другое дело, что у меня есть обязанности перед читателями. В частности, к этим обязанностям однозначно относится необходимость не обманывать их.

Поэтому я пишу так, как вижу, но везде объясняю, почему я думаю именно так. Или уточняю, что вот здесь мы вступаем на тонкий лёд, — в истории войны в Чечне много белых пятен. Наши знания неполны, документы зачастую засекречены, и мне довольно регулярно приходится говорить слово «возможно». Но, по крайней мере, я его говорю там, где считаю, что это необходимо.

Я стараюсь не отворачиваться, если какие-то ситуации мне неприятны. А это тот конфликт, где каждый найдёт эпизоды, которые захочется развидеть, вне зависимости от позиции, патриотизма, антипатриотизма, политических убеждений — чего угодно.

Вот уж на что Чечня богата, так это на истории, которые не хочется вспоминать. Но. Я могу ошибаться, я могу нести ахинею, — но если я её несу, то потому, что так реально думаю.

Вообще, тоже давайте не будем прикидываться: полная беспристрастность — это некий философский камень, который все ищут, но никто не находит. А тут мы обсуждаем не поездку на шашлыки и не эпоху Цезаря и Митридата Евпатора, мы обсуждаем, как людей убивают, часто — во множестве, часто — зверски и мучительно; и вот буквально недавно.

Чеченцы забывают свой язык

И да, мне регулярно приходилось бить себя по рукам, чтобы не срываться в эмоции, потому что невозможно писать про Будённовск, например, и не испытывать никаких эмоций. Это робот сможет, а я не он.

Поэтому стараемся собрать мысль в кучу, а силы в кулак — и писать. Тут на самом деле мне в плюс играет одно обстоятельство, которое вообще-то не достоинство, — война в Чечне не часть моего личного опыта. Я не воевал. Но Бог знает, как бы я писал, если бы это было частью меня. По текстам тех, кто воевал, отлично видно, как даже довольно крепким людям Чечня срывала башню. Бездна вглядывается в нас, но это не повод не вглядываться в неё самим.

— Почему в итоге остановился на издательстве «Чёрная сотня»? Насколько трудно было найти издателя? Когда планируется выход книги и в каких форматах?

На самом деле, тут очень простой ответ — я обещал. Дима Бастраков, шеф «Чёрной сотни», очень давно предложил мне издаваться у него, я согласился, и это было нехилым стимулятором — Дима регулярно мне писал: дескать, когда уже? Так что в том, что книга всё-таки увидит свет, есть его немалая заслуга.

Многим неприятно само название этого издательства, но тут точно не стоит судить поспешно: эти ребята издают хорошие книги и они издают их хорошо. Мне к тому же очень импонирует их подход к работе — когда начался предзаказ, они забабахали такую презентацию, что я аж сам сидел и перечитывал-пересматривал, чуть сам у себя книгу не купил.

Выходить она будет в двух томах. Там текст довольно чётко делится надвое — собственно, первая война и вторая. Первый том, про войну до 1996 года, выходит этой весной на бумаге. Потом будут электронка первой части и бумажная вторая — про вторую войну; дальше — электронка второй и единый двухтомник.

В принципе, оба тома вполне самодостаточны — если вам интересна первая или, наоборот, вторая итерация, то вполне можно брать один том. Но лучше два. Всё-таки Чеченская война — это два отделения с антрактом, а не две по-настоящему отдельных войны. Сейчас можно смело делать предзаказ, до начала марта он точно будет — так выйдет дешевле.

И пара слов в заключение — это то, что я должен сказать. На самом деле, самая крутая часть того, что я написал, — это живые голоса. Про Чечню написано вовсе не мало, и часто этим людям было что сказать. Я не претендую и не могу претендовать на то, чтобы закрыть тему, но я очень надеюсь её на немного более высоком уровне, чем раньше, открыть.

И если люди прочитают мою книгу и дальше станут читать Яука, Вечканова, Коршунова, Шестопалова, Палежина, Цехановича, Недобежкина — людей, которые смогли оттуда вернуться и рассказать о том, где были, и людей, которые не воевали сами, но взялись выламывать этот скелет из шкафа нашей коллективной памяти, — то вот да: я скажу, что работа удалась.

WARCATS.RU Беседу вела Анастасия Казимирко-Кириллова

Чеченцы забывают свой язык

Народ, который передавал жен по наследству

Негидальцы или береговые, то есть живущие по берегам — так их называли эвенки. Хочу рассказать об интересном малом народе из Хабаровского края.

Чеченцы забывают свой язык

Всего 513 человек представляли этот народ по данным переписи населения 2010 года, это меньше, чем в 2002 году. Как ни грустно, негидальцы — народ вымирающий. А родной язык знает лишь каждый десятый.

С древних времен негидальцы селились по течению реки Амгуни. Тех, кто жил в верховье, называли верховскими, в нижнем течении — низовскими. Диалекты отличались не сильно, а обычаи — заметно. Верховские обустраивались в землянках, кормились в основном охотой, а также рыболовством.

Чеченцы забывают свой язык

Низовские строили бревенчатые избы, отапливали их с помощью каминов, трубы от которых прокладывали под нарами. Получались спальные места с подогревом.

Интересно, что негидальцы были многоженцами, вдова старшего брата доставалась в жены младшему.

Чеченцы забывают свой язык

Религия негидальцев — шаманизм. Мир в их представлении подразделяется на три уровня. Наверху находится небесный Бохга, ему помогают солнце и луна. На земле живут люди, звери и духи, злые амбан и добрые свэн. Особо поклонялись духам воды — му, огня — подя и тайги — хуяан.

Несколько раз в год негидальцы устраивали праздник медведя, к которому относились с особым почтением. Его нельзя было называть по имени, только уважительно — дедушкой. Медвежонка дарили невесте на свадьбу.

Перед охотой, приготовлением пищи проводили обряд кормления огня, просили духа тайги о помощи.

Чеченцы забывают свой язык

Сейчас негидальцы стараются поддерживать свои обычаи: проводят традиционные праздники, да и верования сохранились, особенно у пожилых. Сколько осталось представителей этого народа, станет известно из переписи населения в апреле 2021 года.

Не убийца, а «жертва провокации»

Отрезавшего голову учителю во Франции Абдулаха Анзорова из-за показа карикатуры на пророка Мухаммеда оправдало чеченское телевидение.

В репортаже ЧГТРК «Грозный» Анзорова называют «богобоязненным юношей, не отличавшимся какой-либо агрессивностью», который отреагировал на «исламофобскую провокацию» убийством учителя Самюэля Пати

Чеченцы забывают свой язык

Пошалили. «Контрнаступление» боевиков под Шали

Чеченцы забывают свой язык

Шали — это городок к юго-востоку от Грозного; на момент описываемых событий — около 25 тысяч человек. Правительственные войска заняли его в декабре 1999 года. Тогда же в городок приехал и военный комендант Александр Беспалов.

Место было скверным, там орудовало несколько крупных банд. В частности, известная история, когда весной 1999 года в Саратове украли 13-летнюю девочку и под камеру отпилили ей пальцы, чтобы родители быстрее собирали выкуп, кончилась именно под Шали. Там нашли зиндан сразу с 13 заложниками, шесть из которых — дети.

Городишко удерживался небольшими силами военных, и о плотном контроле над ним говорить не приходилось.

Чеченцы забывают свой язык

Чеченский полевой командир Асланбек Арсаев

Заложников не оказалось, зато обнаружился другой ударный отряд боевиков, который на трубный вышел вообще случайно.

В бою военные понесли болезненные потери, но для гарнизона Шали всё только начиналось.

Девятого января отряд Арсаева вступил в Шали — и мгновенно вырос в числе за счёт присоединившихся местных сторонников. Комендатура и отдел внутренних дел были блокированы, мэрия разгромлена, а к коменданту Беспалову явились переговорщики от боевиков.

Арсаев обещал жизнь сдавшимся, в противном случае сулил «море крови и огня».

Интересно, что спасать гарнизон Шали никто не бросился. Однако фактически это как раз и оказалось самым правильным решением. Для боевиков классическим приёмом была атака сравнительно небольшими силами какого-нибудь объекта с тем, чтобы поймать в засаду тех, кто поедет на выручку. Беспалов не стал кричать в эфир, что его убивают, а вместо этого запросил связь с артиллерией. Благодаря фээсбэшникам у него имелся бесперебойный контакт с начальством.

Чеченцы забывают свой язык

Александр Беспалов. Фото: Минобороны РФ

Правда, и тут не обошлось без приключений. Сам связист-безопасник описывал ситуацию так:

«Для проведения сеанса „по космосу“ кто-то из нас под прикрытием огня напарника выдвигался и устанавливал приёмно-передающее устройство (ППУ) станции на подоконнике первого этажа комендатуры. Придерживая его одной рукой, второй манипулировал кнопками на блоке управления, установленном на полу. Всё это надо было делать скрытно, чтобы не попасть под огонь снайперов. После сеанса нужно было так же скрытно покинуть место его проведения и переместиться в более безопасное место. На случай выведения из строя ППУ огнём снайперов у нас имелся запасной комплект СКС. Поэтому главной заботой в этих условиях была всё же бесперебойная работа спутника в зоне приёма сигнала, а также экономия питания аккумуляторных батарей. Имевшегося в нашем распоряжении комплекта при сохранении интенсивности радиообмена хватило бы на трое суток, потом пришлось бы возиться с автомобильным аккумулятором».

«Точка» в наступлении

Арсаев устроил перед мэрией мирный митинг с раздачей благодарному населению автоматов, зычными криками «Аллах акбар!» и тому подобными «культмассовыми мероприятиями».

На них Беспалов навёл тактическую ракету «Точка». Комендант заранее озаботился точными картами и аэрофотоснимками Шали, так что вполне уверенно навёл ракетчиков. Проблема в том, что Арсаев всё-таки был не полный кретин и своих «массовиков-затейников» поставил всего в 250 метрах от комендатуры — сквозь здания не дострелишь и артиллерию на голову без риска не вызовешь. Однако «точечные» заверили, что попадут ровно куда наводят.

Чеченцы забывают свой язык

Тактический ракетный комплекс «Точка»

В 15:45 в комендатуру поступила команда «Ховайсь!», а в 16:00 «Точка» прилетела. Может, это и не самая «умная» ракета, но нельзя не признать, что она показала себя по крайней мере педантичной ракетой.

Позднее один из милиционеров рассказывал: «Я сидел в своём кубрике на комке. Из открытой форточки дул приятный ветерок, благо зима в Чечне тёплая. Внезапно со стороны площади донёсся страшный грохот, как будто по земле-матушке с размаху врезали чем-то тяжёлым. Здание качнулось, из окон райотдела посыпались стекла. Потом резко наступила давящая тишина…»

Насчёт количества убиенных моджахедов единства в литературе нет, но с тем, что гурий понадобилось много, согласны все. Пожалуй, наибольшее доверие вызывает цифра, приведённая в книге «Грозный. Особый район» Журавеля и Лебедева. Они говорят о 82 погибших в результате удара, причём утверждают, что это именно сосчитанные тела. Цифра некруглая, ну и находится в пределах разумного. Причём среди подорванных ораторов было много командиров, так что «духи» оказались ещё и дезорганизованы. Арсаев получил ранение в грудь.

Бои на этом не закончились, бандиты всё-таки попытались штурмовать комендатуру. «Точек» больше не прилетало, зато по выявленным целям стреляли «акации».

Чеченцы забывают свой язык

Что интересно, местный городской голова ухитрился сохранять лояльность всем участникам регаты. Дошло до того, что он ехал домой прямо мимо комендатуры с вооружённой охраной, и один из его телохранителей не нашёл ничего умнее, чем поглядеть на комендатуру в оптический прицел.

Внутри были слегка на нервах, так что машину с неизвестными вооружёнными ханыгами внутри обстреляли, и телохранитель стал лауреатом премии Дарвина.

Правда, свои проблемы были и у служилых людей. Воду из местной речки пришлось добывать отдельной операцией с помощью пожарной машины и БМП под прикрытием огня всего, что стреляло. Ещё одной проблемой стал… туалет. Сортир оказался под обстрелом, сделать дела безопасно было негде. Какой-то милиционер потом рассказывал, как справлял нужду в момент, когда над головой из стены пули выбивали каменную крошку.

Реакция — «Умру, но дело доведу до конца!»

Чеченцы забывают свой язык

Смерть душегуба. Уничтожение Арби Бараева

В первую войну Бараев был сильно не самым крутым полевым командиром. Раньше он служил в ГАИ, где пользовался протекцией дядюшки, Вахи Арсанова. Арсанов, с началом чеченской смуты сам ставший командиром второго эшелона, пристроил племянничка телохранителем, а позднее Арби сформировал собственный отряд.

Зато точно известно, что во время второй войны он стоял у истоков движения смертниц. Именно его племянница, Хава Бараева 17 лет, стала первой самоубийцей, совершившей самоподрыв около российского военного объекта летом 2000 года. Погибли трое солдат, саму Бараеву свернули в газетку.

Первоначально психологической обработкой смертниц особо не заморачивались — вербовали либо женщин, потерявших родных на войне, либо романтических дур, влюбленных в боевиков. Помаленьку система развилась, и к девушкам стали применять обычный набор психологических приемов тоталитарной секты. Благо, психологически неустойчивых и просто забитых женщин в Чечне на фоне войны и жестко патриархальных традиций было полно, так что выбор всегда имелся.

В 1998 году Бараев затеял перестрелку в Гудермесе и дал старт маленькой гражданской войне внутри Чечни между «ваххабитами» и «националистами». В 1999 году религиозные радикалы устроили поход на Дагестан и начали вторую войну в Чечне. Но сам Арби довольно долго спокойно уходил от преследования. Во время кампании 1999/2000 он отметился довольно болезненными для военных контрударами к западу от Грозного, в районе его родной Алхан-Калы. От сомнительного удовольствия побегать по минам при прорыве он тоже отбоярился — его отряд покинул Грозный раньше других. Будучи редкостным негодяем, он одновременно неплохо шурупил в партизанской и террористической войне. Он блестяще маневрировал на невеликих пространствах западной Чечни. Однако сколь веревочка ни вейся, конец будет.

Чеченцы забывают свой язык

Весна 2000 года, российский БТР, подбитый из засады в юго-восточной Чечне.

Залечь на дно в Алхан-Кале

Кстати, среди военных существует ну очень живучий слух, что покойник скончался от множественных раскаяний уже будучи технически в плену, но тут мы медленно снимаем с себя всякую ответственность за достоверность истории.

Это был однозначный успех. Хоронить Бараева в Алхан-Кале отказались, так что его закопали в соседнем селе. Рядовой Золотухин получил звезду Героя посмертно.

Война, меж тем, продолжалась. Бараев оставил целое гнездо разнообразных интересных птенцов. Именно в его отряде служил Руслан Хучбаров, который позднее командовал захватом школы в Беслане. Племянник Арби, Мовсар Бараев, руководил захватом театра на Дубровке, и там же была убита его вдова — смертница. Но сам упырь всего этого уже не увидел.

Источник

Видео

Тидамаш. Чеченский язык. Эфир от 22.09.2021

Тидамаш. Чеченский язык. Эфир от 22.09.2021

Делегация из Чечни приехала просить прощения за содеянное их земляком

Делегация из Чечни приехала просить прощения за содеянное их земляком

Жители Чечни смогли проверить знания русского языка

Жители Чечни смогли проверить знания русского языка

Благодаря деятельности руководства региона чеченский язык стремительно развивается

Благодаря деятельности руководства региона чеченский язык стремительно развивается

Рамзан Кадыров поздравил жителей республики с днем чеченского языка

Рамзан Кадыров поздравил жителей республики с днем чеченского языка

Лехамаш. Чеченский язык уроки для взрослых

Лехамаш. Чеченский язык уроки для взрослых

Во всех районах республики прошли торжественные мероприятия ко Дню чеченского языка

Во всех районах республики прошли торжественные мероприятия ко Дню чеченского языка

Хава Фролова. Русская в чеченских новостях. Добрый вечер, Грозный!

Хава Фролова. Русская в чеченских новостях. Добрый вечер, Грозный!

ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК

ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК

Лингвистический челлендж - чеченский и французский

Лингвистический челлендж - чеченский и французский
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.