Что католики кладут на язык + видео обзор

Что католики кладут на язык

Что бы сразу все расставить по местам скажу, что лично мое отношение к религии очень непростое, и в двух словах всего не объяснишь. Я думаю, что где-то «там» все же «что-то» есть. И хотя в церковь не хожу, назвать себя ни во что не верящим тоже не могу. Если есть люди, которым религия помогает в жизни, я понимаю их, как понимаю и тех, кто вполне может обходиться без нее.

На мой, как мне казалось, каверзный вопрос полякам: «Если у Вас все люди верующие, то откуда берутся воры и убийцы?»,- совершенно разные люди давали практически одинаковый ответ: «Они не ходят в костел».

Как говорится, комментарии излишни.

Весь уклад жизни, в которую естественным образом входит религия, отличается от нашего. Я не скажу, что он лучше или хуже. Он просто другой.

То, о чём я пишу здесь я видел собственными глазами, кое-что мне рассказали мои друзья-поляки. Так что возможно в моём описании есть какие-то расхождения с «классической» церемонией. Но, как говорится, что вижу, о том пишу.

Теперь, когда я ввел Вас с курс дела, можно начать рассказ о главном.

Первое причастие

В жизни любого католика есть три важнейшие события. Это крещение, принятие первого причастия и венчание.

У католиков нет нижнего возрастного ограничения на посещение церковных служб. Но только после принятия первого причастия, эти посещения становятся осмысленными.

Приняв первое причастие ребенок открывает свою душу для Христа, поднимается на новую ступеньку в своем духовном сознании.

Первое причастие ребята принимают в возрасте примерно 9 лет. Торжества обычно проходят в мае. Точная дата зависти от договорённости с ксёндзом, ведь через каждый костёл проходит довольно много ребят, и церемонии идут в течение целого месяца, а иногда и дольше.

Накануне принятия первого причастия проходит первая исповедь. Ребенок должен сам вспомнить все свои грехи, сам решить для себя, что он сделал в жизни хорошего, а что плохого. Разобраться в своем прошлом, что бы прийти к новой жизни со спокойной чистой душой.

Как мне рассказывали сами поляки, после первой исповеди наступает огромное облегчение (какого уже больше никогда, пожалуй, не будет).

Если только в вашей, читатель, школе к вступлению в пионеры не подходили формально, вы помните, насколько воодушевляло это торжественное мероприятие. Какие эмоции переполняли вас, как хотелось всем на свете показать, что вы стали пионером!

Вот как раз на таком эмоциональном подъеме (после первой исповеди) и проходит торжество принятия первого причастия. Или, как его здесь называют, «первой комунии».

Церемония Принятия Первого Причастия

Готовятся к этому дню задолго. На торжество принятия первого причастия приглашают всех родственников, как близких, так и дальних. Это один из тех редких случаев, когда все члены семьи собираются вместе. Хотел было сказать «как на свадьбу», но это далеко не так. Из-за специфики торжества просто друзей обычно не приглашают, только самых близких.

Технология торжества уже отработана годами. Школьники обычно приходят в костел всем классом, прямо как на прием в пионеры, только без деления на «достойных» и «недостойных». По желанию родителей можно принимать первое причастие и в любом другом костеле.

Накануне объявленной даты специально для ребят уже в самом костеле проводятся репетиции, поэтому все они заранее знают, что и как будет происходить.

И вот, наконец, наступает этот долгожданный день. К назначенному часу весь костел до отказа заполнен близкими и дальними родственниками, мест на лавках на всех, конечно, не хватает, и все пространство костела буквально забито приглашенными. Специально для ребят отделяется пространство перед кафедрой, где для них ставят ряды стульев. Все остальные присутствующие во время церемонии толпятся сзади.

В назначенное время к ребятам выходит процессия во главе с ксендзом, и после недолгого вступительного слова они вступают в костел.

Да простят искушенные читатели мою терминологию, но в церковных делах я не специалист, а потому не обессудьте, если что не так.

Надо сказать, что современные костелы оснащены прекрасной аппаратурой для усиления звука. Сегодня ксендз ведет проповедь с радио-микрофоном, и его голос усиливается множеством маленьких динамиков, расположенных в разных местах. Громкость подобрана так, что бы звук был достаточно тихим, не громче голоса стоящего рядом, но в тоже время и достаточно громким, что бы не быть заглушенным посторонними шумами.

Что лично мне больше всего запомнилось, так это песни, которые сопровождали все торжество. Они звучат в исполнении прекрасного женского голоса. В них нет ни пафоса, ни заунывности, ничего что может хоть как-то раздражать. Кажется, этот голос льётся откуда-то сверху, сливаясь со звуками органа.

Если Вы слушали органную музыку в костеле с хорошей акустикой, то знаете, насколько божественно она может звучать. И вот, эта песня, вместе с прекрасным органным аккомпанементом, волшебной музыкой разливается по всему пространству костела. Еще раз повторюсь, в сочетании с прекрасной акустикой это дает необыкновенный эффект.

Итак, дети в сопровождении прекрасной песни, стройными колоннами входят в костел, и рассаживаются по местам. Церемония начинается.

«Ленин родился в апреле,

Когда расцветает земля,

Когда позабыты метели,

И в рощах цветут тополя. »
упорно выплывали из памяти.

Конечно, трудно придумать принципиально новый сценарий торжественных церемоний… Сначала родители благодарят ксендза за подготовку. Затем следует несколько стихотворных монтажей посвященных этому событию.

Но вернемся к церемонии…

Любая католическая служба включает в себя несколько обязательных атрибутов. Это общая молитва, проповедь, чтение библии, молитва стоя, затем опустившись на колени, и т.д. Не исключение и церемония первого причастия. Только на сей раз чтение библии доверяется кому-то из ребят.

Когда же я снимал церемонию на видеокамеру, стоя рядом, они считали своим долгом пожать и мне свободную руку. 🙂 Что ж, в любом официальном мероприятии есть место вольностям.

Итак, вся церемония продолжается около часа. И хотя обстановка и так очень торжественная, ксендз еще и еще раз объясняет важность всего происходящего.

Я не знаю, что на самом деле было главным, но в другой раз многие пришли в костел имея, как видно, только что подаренные наручные часы. И специально, что бы видели сидящие рядом, иногда посматривали на них. Дети есть дети.

На фоне общей идиллии я все же добавлю ложку дегтя в бочку меда. Для меня, как для русского, врезался в память один рассказ старого ксендза. Он развивал мысль о том, насколько важны подарки в память о первом причастии, и привел эпизод из своего детства:

В общем повествовании этот эпизод ни чем не выделялся, и слушающие, вероятно, скоро о нем забыли, но поскольку он задевал мои национальные чувства, я почему-то очень хорошо запомнил эти слова.

Затем ксендз продолжал:

— А у кого из Вас в домах есть памятные подарки с первого причастия Ваших родителей, или, может быть, бабушек и дедушек? Поднимите руки.

Поднялось всего пяток рук.

И снова продолжал настраивать, и без того проникнувшихся всей важностью происходящего, ребят.

Наконец наступил главный момент торжества. Вы, наверняка, видели в кино, как это происходит. Ребята двумя стройными колоннами, отдельно мальчики и отдельно девочки, подходили к кафедре за которой стоял ксендз, становились на колени, и принимали причастие. В отличие от православного, у католиков это такая белая пластинка, которую ксендз кладет в рот причащаемуся.

Затем, согласно ритуалу, принявшему причастие следовало пройти снова на свое место, и встав на колени прочесть молитву. Кстати, знать все молитвы наизусть вовсе не обязательно, все ребята приносят с собой специальные маленькие молитвенники в белом переплете. Пройдя на свое место они становятся на колени, находят нужную молитву, прочитывают ее про себя, крестятся, и только после этого садятся на место.

В целом на этом первая часть торжества заканчивается.

Так же, как и входили, под торжественную песню в сопровождении органа ребята стройными колонами выходят на улицу.

Вся площадь перед костелом в это время заполнена многочисленной родней, съехавшейся на торжественное мероприятие. Видимо, поводов собраться в таком полном составе у родственников не так уж и много, поскольку многие только здесь начинают знакомиться друг с другом.

Затем, согласно традиции, следует праздничный обед. Поскольку гостей съезжается очень много, то для такого случая родители часто арендуют зал в кафе или ресторане. Конечно, это стоит недешево, но и такое торжество проходит только раз в жизни. (Хотя, надо сказать, что в польских семьях нормой считается иметь два ребенка.)

Интересно, что на праздничном обеде, посвященном первому причастию, по традиции, не подают никаких спиртных напитков.

Про польскую кухню нужно говорить отдельно, и сейчас я не буду вдаваться в особенности национальных традиций. Скажу лишь, что традиционные для наших застолий глубокие тарелки с разнообразными кушаньями, здесь максимально «облегчены».

На праздничный обед дается несколько часов. Затем, в костеле следует продолжение торжества. Опять все ребята выстраиваются перед входом и уже вторая часть церемония снова начинается с торжественного вхождения.

Получать эти памятные подарки вызывают по одному, и поэтому церемония вручения несколько затягивается. Получив их, ребята идут фотографироваться на память с ксендзом, причем так как пришли они сюда всем школьным классом, то и фотосъемка проходит по классам.

Затем следует продолжение праздничного обеда. После которго первый и главный день церемонии заканчивается. Родственники приехавшие из других городов разъезжаются по домам.

Продолжение торжественных дней

Но само торжество принятия первого причастия на этом не кончается. Всего оно включает в себя 7 церемоний. Две из них проходит в воскресенье, и затем по одной каждый день до следующей пятницы.

Понедельник после принятия первого причастия для ребят объявляется выходным. В последующие дни они, как обычно, посещают школу (каникулы в Польше начинаются только в конце июня), а вечером снова приходят в костел на очередную церемонию, длящуюся около часа.

И каждый раз ребята снова облачаются в нарядные костюмы. Вот только в последующие дни торжественного построения перед костелом больше нет, все сразу проходят на свои места.

В начале церемоний ксендз сам произносит молитву. Потом главу из библии прочитывает кто-то из ребят, заранее выбранный на эту почетную обязанность. Затем молитвы читают хором, при чем ксендз сначала называет номер страницы, что бы все смогли ее найти в своих молитвенниках. Хотя есть и такие молитвы, которые все обязаны знать наизусть.

После этого ксендз выходит к ребятам из-за кафедры, и просит сказать несколько слов о своих мамах, папах, бабушках, в зависимости от того за кого в этот день молятся. Потом спрашивает «За кого бы вы хотели помолиться сегодня»? Ребята поднимают руки, он подходит к ним с микрофоном, и те говорят «За маму», «За ксендза», «За костел», «За Иисуса», «За Иоанна Павла Второго», «За больную тетю», «За всех детей лишенных первого причастия», «За всех близких», «За самого себя».

Между молитвами ребята под руководством ксендза поют песни. Благодаря им вся церемония воспринимается не как нечто формальное, а как действительно красивое торжество, запоминающееся на всю жизнь.

Конечно, дети есть дети. Им трудно высидеть все время в позе «почтительного уважения», внимая голосу святого отца. Они могут и перемолвиться парой слов с соседом, но торжественность происходящего все равно читается на их лицах.

Красивая церемония, мелодичные песни, божественный орган, нарядные костюмы – вот, что осталось в памяти у меня. Все это проникает в твою душу, приносит покой и умиротворение. Я не сторонник религии, но глядя на то, как преображаются ребята входя в костел, как светлеют их лица, невольно задумываешься о том, что, может быть, не плохо иметь «светлый идеал» в жизни.

Просто наблюдение

Мне вспоминается и другой эпизод.

Это было в Закопане. Церковный праздник в начале лета. В костеле в течение дня проходит несколько служб, и можно пойти на любую, но прийти нужно обязательно. И вот когда наступил вечер, пошла на службу семья с которой я жил.

Конечно, в стране есть преступники, наркоманы, и прочие отбросы общества. Люди далеко не ангелы. Но в тот момент, когда все едины в своих мыслях, думаешь совсем о другом.

Приглашаем на Форум.Польша.ру задать вопрос или обсудить эту тему

Источник

Шесть отличий православных от католиков

Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет назад, этого было достаточно для описания своей веры (а за одно и для смертного приговора себе и своей семье). Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже со времен императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же на самом деле был их учитель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в настоящие раны, которые не залечены до сих пор. Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад. А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Однако, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая крупная из всех. Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.

Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы. Невольно в наш век, когда трендом является равенство, любовь и прочее, люди задумываются: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они другие?». Уверяю вас, на этот вопрос ответит далеко не каждый. В этой статье я помогу вам найти основные отличия и выстроить в своей голове единую систему.

Что католики кладут на языкГерб государства Ватикан

Отличие первое: кто главный в Церкви?

Спросите это у любого православного, и он ответит: Иисус Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, помимо Спасителя, существует и видимый заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Римский Папа. Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и абсолютную власть над всей Церковью. Затем, со своей проповедью он пришел в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть своим преемникам и ученикам – епископам Рима.

Официальный титул папы римского звучит так:

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

Конечно, это учение никогда не было именно таким. Оно постепенно развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось. Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в итоге, к конфликту с епископами востока.

Отличие второе: непогрешимость римского епископа

Официально этот догмат был принят в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Согласно ему у римского епископа есть особый дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может сказать ересь или ошибиться. Однако, неофициально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца XI века. Что в этом плохого, спросите вы? Любой человек может ошибаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже. Не может человек не ошибаться из-за своей человеческой природы. Что касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может ошибаться во избежание расколов и споров.

Что католики кладут на языкКатолический священник

Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства

Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Конечно, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много столетий прежде чем Рим смог окончательно побороть женатое духовенство. Зачем? Это зародилось еще в «православный период» Римской Церкви. Однако, с полной решимостью данным вопросом занялся Папа Григорий VII в конце XI века. Это был Папа, который проводил жесткие общецерковные реформы. Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православие не приемлет этот подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.

Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии

Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако, в своем почитании они зашли слишком далеко. Согласно учению РКЦ Богородица не была подвержена первородному греху, то есть, другими словами, она не испытывала искушений грехом вообще.

В Катехизисе РКЦ сказано, что…

«…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха»

Таким образом, природа Марии уже не тождественна нашей. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богородица обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу и принял Бог через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос был рожден от обычной по природе женщины и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы исцелить ее.

Что католики кладут на языкКатолический храм

Отличие пятое: учение о Чистилище

Оно возникло еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова. Окончательно сформировался в XIII – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых»

Это учение противоречит учению Православной Церкви, согласно которому душа человека после частного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была запечатлена: Ад или Рай. Никакого специфического учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.

Отличие шестое: молитвенный экстаз

Есть, как вы поняли, и практические отличия в духовной жизни. Католическая Церковь считает приемлемым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих. Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, ведущим верующего к прелести или к сумасшествию. Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.

Все это – только вершина айсберга. Различий масса. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть свойственна нам. Мы должны уметь строить добрососедские отношения с любым человеком. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен ясно понимать, почему он именно православный и в чем суть и отличие его веры от других. В противном случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути одинаковы. Впрочем, это то же самое, что откровенное равнодушие, которое назвать хорошим явлением, я думаю, нельзя.

Источник

Что католики кладут на язык

Что бы сразу все расставить по местам скажу, что лично мое отношение к религии очень непростое, и в двух словах всего не объяснишь. Я думаю, что где-то «там» все же «что-то» есть. И хотя в церковь не хожу, назвать себя ни во что не верящим тоже не могу. Если есть люди, которым религия помогает в жизни, я понимаю их, как понимаю и тех, кто вполне может обходиться без нее.

На мой, как мне казалось, каверзный вопрос полякам: «Если у Вас все люди верующие, то откуда берутся воры и убийцы?»,- совершенно разные люди давали практически одинаковый ответ: «Они не ходят в костел».

Как говорится, комментарии излишни.

Весь уклад жизни, в которую естественным образом входит религия, отличается от нашего. Я не скажу, что он лучше или хуже. Он просто другой.

То, о чём я пишу здесь я видел собственными глазами, кое-что мне рассказали мои друзья-поляки. Так что возможно в моём описании есть какие-то расхождения с «классической» церемонией. Но, как говорится, что вижу, о том пишу.

Теперь, когда я ввел Вас с курс дела, можно начать рассказ о главном.

Первое причастие

В жизни любого католика есть три важнейшие события. Это крещение, принятие первого причастия и венчание.

У католиков нет нижнего возрастного ограничения на посещение церковных служб. Но только после принятия первого причастия, эти посещения становятся осмысленными.

Приняв первое причастие ребенок открывает свою душу для Христа, поднимается на новую ступеньку в своем духовном сознании.

Первое причастие ребята принимают в возрасте примерно 9 лет. Торжества обычно проходят в мае. Точная дата зависти от договорённости с ксёндзом, ведь через каждый костёл проходит довольно много ребят, и церемонии идут в течение целого месяца, а иногда и дольше.

Накануне принятия первого причастия проходит первая исповедь. Ребенок должен сам вспомнить все свои грехи, сам решить для себя, что он сделал в жизни хорошего, а что плохого. Разобраться в своем прошлом, что бы прийти к новой жизни со спокойной чистой душой.

Как мне рассказывали сами поляки, после первой исповеди наступает огромное облегчение (какого уже больше никогда, пожалуй, не будет).

Если только в вашей, читатель, школе к вступлению в пионеры не подходили формально, вы помните, насколько воодушевляло это торжественное мероприятие. Какие эмоции переполняли вас, как хотелось всем на свете показать, что вы стали пионером!

Вот как раз на таком эмоциональном подъеме (после первой исповеди) и проходит торжество принятия первого причастия. Или, как его здесь называют, «первой комунии».

Церемония Принятия Первого Причастия

Готовятся к этому дню задолго. На торжество принятия первого причастия приглашают всех родственников, как близких, так и дальних. Это один из тех редких случаев, когда все члены семьи собираются вместе. Хотел было сказать «как на свадьбу», но это далеко не так. Из-за специфики торжества просто друзей обычно не приглашают, только самых близких.

Технология торжества уже отработана годами. Школьники обычно приходят в костел всем классом, прямо как на прием в пионеры, только без деления на «достойных» и «недостойных». По желанию родителей можно принимать первое причастие и в любом другом костеле.

Накануне объявленной даты специально для ребят уже в самом костеле проводятся репетиции, поэтому все они заранее знают, что и как будет происходить.

И вот, наконец, наступает этот долгожданный день. К назначенному часу весь костел до отказа заполнен близкими и дальними родственниками, мест на лавках на всех, конечно, не хватает, и все пространство костела буквально забито приглашенными. Специально для ребят отделяется пространство перед кафедрой, где для них ставят ряды стульев. Все остальные присутствующие во время церемонии толпятся сзади.

В назначенное время к ребятам выходит процессия во главе с ксендзом, и после недолгого вступительного слова они вступают в костел.

Да простят искушенные читатели мою терминологию, но в церковных делах я не специалист, а потому не обессудьте, если что не так.

Надо сказать, что современные костелы оснащены прекрасной аппаратурой для усиления звука. Сегодня ксендз ведет проповедь с радио-микрофоном, и его голос усиливается множеством маленьких динамиков, расположенных в разных местах. Громкость подобрана так, что бы звук был достаточно тихим, не громче голоса стоящего рядом, но в тоже время и достаточно громким, что бы не быть заглушенным посторонними шумами.

Что лично мне больше всего запомнилось, так это песни, которые сопровождали все торжество. Они звучат в исполнении прекрасного женского голоса. В них нет ни пафоса, ни заунывности, ничего что может хоть как-то раздражать. Кажется, этот голос льётся откуда-то сверху, сливаясь со звуками органа.

Если Вы слушали органную музыку в костеле с хорошей акустикой, то знаете, насколько божественно она может звучать. И вот, эта песня, вместе с прекрасным органным аккомпанементом, волшебной музыкой разливается по всему пространству костела. Еще раз повторюсь, в сочетании с прекрасной акустикой это дает необыкновенный эффект.

Итак, дети в сопровождении прекрасной песни, стройными колоннами входят в костел, и рассаживаются по местам. Церемония начинается.

«Ленин родился в апреле,

Когда расцветает земля,

Когда позабыты метели,

И в рощах цветут тополя. »
упорно выплывали из памяти.

Конечно, трудно придумать принципиально новый сценарий торжественных церемоний… Сначала родители благодарят ксендза за подготовку. Затем следует несколько стихотворных монтажей посвященных этому событию.

Но вернемся к церемонии…

Любая католическая служба включает в себя несколько обязательных атрибутов. Это общая молитва, проповедь, чтение библии, молитва стоя, затем опустившись на колени, и т.д. Не исключение и церемония первого причастия. Только на сей раз чтение библии доверяется кому-то из ребят.

Когда же я снимал церемонию на видеокамеру, стоя рядом, они считали своим долгом пожать и мне свободную руку. 🙂 Что ж, в любом официальном мероприятии есть место вольностям.

Итак, вся церемония продолжается около часа. И хотя обстановка и так очень торжественная, ксендз еще и еще раз объясняет важность всего происходящего.

Я не знаю, что на самом деле было главным, но в другой раз многие пришли в костел имея, как видно, только что подаренные наручные часы. И специально, что бы видели сидящие рядом, иногда посматривали на них. Дети есть дети.

На фоне общей идиллии я все же добавлю ложку дегтя в бочку меда. Для меня, как для русского, врезался в память один рассказ старого ксендза. Он развивал мысль о том, насколько важны подарки в память о первом причастии, и привел эпизод из своего детства:

В общем повествовании этот эпизод ни чем не выделялся, и слушающие, вероятно, скоро о нем забыли, но поскольку он задевал мои национальные чувства, я почему-то очень хорошо запомнил эти слова.

Затем ксендз продолжал:

— А у кого из Вас в домах есть памятные подарки с первого причастия Ваших родителей, или, может быть, бабушек и дедушек? Поднимите руки.

Поднялось всего пяток рук.

И снова продолжал настраивать, и без того проникнувшихся всей важностью происходящего, ребят.

Наконец наступил главный момент торжества. Вы, наверняка, видели в кино, как это происходит. Ребята двумя стройными колоннами, отдельно мальчики и отдельно девочки, подходили к кафедре за которой стоял ксендз, становились на колени, и принимали причастие. В отличие от православного, у католиков это такая белая пластинка, которую ксендз кладет в рот причащаемуся.

Затем, согласно ритуалу, принявшему причастие следовало пройти снова на свое место, и встав на колени прочесть молитву. Кстати, знать все молитвы наизусть вовсе не обязательно, все ребята приносят с собой специальные маленькие молитвенники в белом переплете. Пройдя на свое место они становятся на колени, находят нужную молитву, прочитывают ее про себя, крестятся, и только после этого садятся на место.

В целом на этом первая часть торжества заканчивается.

Так же, как и входили, под торжественную песню в сопровождении органа ребята стройными колонами выходят на улицу.

Вся площадь перед костелом в это время заполнена многочисленной родней, съехавшейся на торжественное мероприятие. Видимо, поводов собраться в таком полном составе у родственников не так уж и много, поскольку многие только здесь начинают знакомиться друг с другом.

Затем, согласно традиции, следует праздничный обед. Поскольку гостей съезжается очень много, то для такого случая родители часто арендуют зал в кафе или ресторане. Конечно, это стоит недешево, но и такое торжество проходит только раз в жизни. (Хотя, надо сказать, что в польских семьях нормой считается иметь два ребенка.)

Интересно, что на праздничном обеде, посвященном первому причастию, по традиции, не подают никаких спиртных напитков.

Про польскую кухню нужно говорить отдельно, и сейчас я не буду вдаваться в особенности национальных традиций. Скажу лишь, что традиционные для наших застолий глубокие тарелки с разнообразными кушаньями, здесь максимально «облегчены».

На праздничный обед дается несколько часов. Затем, в костеле следует продолжение торжества. Опять все ребята выстраиваются перед входом и уже вторая часть церемония снова начинается с торжественного вхождения.

Получать эти памятные подарки вызывают по одному, и поэтому церемония вручения несколько затягивается. Получив их, ребята идут фотографироваться на память с ксендзом, причем так как пришли они сюда всем школьным классом, то и фотосъемка проходит по классам.

Затем следует продолжение праздничного обеда. После которго первый и главный день церемонии заканчивается. Родственники приехавшие из других городов разъезжаются по домам.

Продолжение торжественных дней

Но само торжество принятия первого причастия на этом не кончается. Всего оно включает в себя 7 церемоний. Две из них проходит в воскресенье, и затем по одной каждый день до следующей пятницы.

Понедельник после принятия первого причастия для ребят объявляется выходным. В последующие дни они, как обычно, посещают школу (каникулы в Польше начинаются только в конце июня), а вечером снова приходят в костел на очередную церемонию, длящуюся около часа.

И каждый раз ребята снова облачаются в нарядные костюмы. Вот только в последующие дни торжественного построения перед костелом больше нет, все сразу проходят на свои места.

В начале церемоний ксендз сам произносит молитву. Потом главу из библии прочитывает кто-то из ребят, заранее выбранный на эту почетную обязанность. Затем молитвы читают хором, при чем ксендз сначала называет номер страницы, что бы все смогли ее найти в своих молитвенниках. Хотя есть и такие молитвы, которые все обязаны знать наизусть.

После этого ксендз выходит к ребятам из-за кафедры, и просит сказать несколько слов о своих мамах, папах, бабушках, в зависимости от того за кого в этот день молятся. Потом спрашивает «За кого бы вы хотели помолиться сегодня»? Ребята поднимают руки, он подходит к ним с микрофоном, и те говорят «За маму», «За ксендза», «За костел», «За Иисуса», «За Иоанна Павла Второго», «За больную тетю», «За всех детей лишенных первого причастия», «За всех близких», «За самого себя».

Между молитвами ребята под руководством ксендза поют песни. Благодаря им вся церемония воспринимается не как нечто формальное, а как действительно красивое торжество, запоминающееся на всю жизнь.

Конечно, дети есть дети. Им трудно высидеть все время в позе «почтительного уважения», внимая голосу святого отца. Они могут и перемолвиться парой слов с соседом, но торжественность происходящего все равно читается на их лицах.

Красивая церемония, мелодичные песни, божественный орган, нарядные костюмы – вот, что осталось в памяти у меня. Все это проникает в твою душу, приносит покой и умиротворение. Я не сторонник религии, но глядя на то, как преображаются ребята входя в костел, как светлеют их лица, невольно задумываешься о том, что, может быть, не плохо иметь «светлый идеал» в жизни.

Просто наблюдение

Мне вспоминается и другой эпизод.

Это было в Закопане. Церковный праздник в начале лета. В костеле в течение дня проходит несколько служб, и можно пойти на любую, но прийти нужно обязательно. И вот когда наступил вечер, пошла на службу семья с которой я жил.

Конечно, в стране есть преступники, наркоманы, и прочие отбросы общества. Люди далеко не ангелы. Но в тот момент, когда все едины в своих мыслях, думаешь совсем о другом.

Приглашаем на Форум.Польша.ру задать вопрос или обсудить эту тему

Источник

Видео

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?

В чем разница между КАТОЛИЧЕСТВОМ и ПРАВОСЛАВИЕМ ?

КАТОЛИКИ и ПРАВОСЛАВНЫЕ. В чем разница? Давай Сравним | 13+

КАТОЛИКИ и ПРАВОСЛАВНЫЕ. В чем разница? Давай Сравним | 13+

Православие и католичество. 12 отличий. Цикл «Православие и иные традиции»

Православие и католичество. 12 отличий. Цикл «Православие и иные традиции»

Кто такие католики?

Кто такие католики?

Один день с сестрами католического ордена святейшей семьи из Назарета. Главный эфир

Один день с сестрами католического ордена святейшей семьи из Назарета. Главный эфир

Какая церковь правильная? Православные, католики или протестанты?

Какая церковь правильная? Православные, католики или протестанты?

Братья ли нам католики ? (Осипов А.И.)

Братья ли нам католики ? (Осипов А.И.)

В чем разница между католиками и православными? / Что лучше православие или католицизм: правила

В чем разница между католиками и православными? / Что лучше православие или католицизм: правила

Можно ли зайти в католический храм, чтобы посмотреть и послушать орган?

Можно ли зайти в католический храм, чтобы посмотреть и послушать орган?

Кто такие ГРЕКО-КАТОЛИКИ ? Священник Владислав Береговой

Кто такие ГРЕКО-КАТОЛИКИ ?  Священник Владислав Береговой
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.