Что нужно знать об электромобилях и зачем их покупать (Часть 2)

В первой части темы мы познакомились с технологиями, используемыми в электромобилях, а также условиями, необходимыми для их беспроблемного использования. В этой статье поговорим об обслуживании полностью электрического транспортного средства, а также о том, чего ожидать после его покупки.

Если вы узнали свой образ жизни в первой части статьи, то этот текст – прекрасное продолжение, чтобы принять решение о покупке электромобиля.

О батареях

Как правило, электромобили питаются от литий-ионных батарей. Их технология обеспечивает длительный срок службы. Современные батареи сохраняют 80% своей изначальной емкости даже после 3000-5000 циклов перезарядки. Это означает, что если первоначальный запас хода автомобиля составляет 150-160 км, то даже через 8-10 лет на нем можно будет проехать около 120 км на одном заряде. Многое зависит от годового пробега и частоты перезарядок, но вы, вероятно, пересядете на новый автомобиль еще до того, как батарея исчерпает свой ресурс. Поэтому это не должно быть серьезной причиной для беспокойства.     

Конечно, что-то может повредить батарею, но для таких случаев имеется гарантия. Все производители предлагают не менее 5 лет гарантии на автомобиль и аккумулятор. Зачастую стандартный период составляет 7 лет или определенное количество километров, например, около 200 000. Но если этого покажется недостаточно, вы всегда можете заплатить за расширенную гарантию.

Однако условия гарантии не случайно названы именно так. Условий много, и они будут соблюдены только в том случае, если батарея эксплуатировалась надлежащим образом и в соответствии с рекомендациями производителя. Обязательно проконсультируйтесь с производителем и предельно внимательно прочтите гарантийные условия, написанные мелким шрифтом.

Что делать, если вам придется заменить батарею электромобиля после гарантии?

Наверное тот факт, что электрический автомобиль почти в два раза дороже, чем обычный автомобиль того же класса, уже заставил вас думать, что батарея – самый дорогой компонент в электромобиле. Если одного заряда батареи больше недостаточно даже для того, чтобы вернуться домой из супермаркета, а гарантийный срок уже истек, приготовьтесь расстаться с по крайней мере 1/5 стоимости машины – примерно во столько обойдется новый аккумулятор. Это около 400 000 рублей, если мы говорим о батареях относительно малой емкости, обеспечивающих дальность поездки на одном заряде 150-160 км. Такими аккумуляторами оснащаются компактные модели Renault и Volkswagen. Для батарей с бо́льшей емкостью цифры становятся еще более пугающими, а есть модели, в которых стоимость батареи плюс работа по ее замене может достигать 1/3 или даже половины цены транспортного средства. Тут речь идет об автомобилях высокого класса – Tesla и Chevrolet, например.

Цифры являются очень приблизительными и относительными, и они постоянно меняются с развитием технологий. Вот почему через 5, 6 или 7 лет все будет выглядеть по-другому. По прогнозам аналитиков, через 5 лет цены на батареи упадут как минимум вдвое. Напомним также, что срок службы батарей довольно большой, а используемые в них технологии не сильно чувствительны к повреждениям. Об этом свидетельствует и статистика, предоставленная Nissan. Так, в 2015 году японский производитель заявил, что только 0,01% аккумуляторов, произведенных с 2010 года для Nissan LEAF первого поколения, пришлось заменить из-за сбоев или проблем, которые были вызваны внешними повреждениями.

Батарея в аренду

Дабы сделать электромобили доступнее, некоторые производители предлагают батареи в аренду. Принимая это предложение, потребитель платить только за автомобиль без учета стоимости аккумулятора, что, конечно же, значительно уменьшает сумму покупки. После этого покупатель начинает платить ежемесячный взнос за батарею. Это делает автомобиль намного более доступным, а аккумулятор – не вашим. Вы не несете ответственность за батарею и просто используете ее столько, сколько сможете. Когда батарея электромобиля выйдет из строя или деградирует, вы идете в офис производителя и получаете новую. Да, при таком подходе вы будете обязаны оплачивать аренду батареи каждый месяц, но зато вы не будете нести за нее никакой ответственности и сможете не беспокоиться о соблюдении условий гарантии.

Это было глобальной политикой Renault в течение многих лет, и для того, чтобы быть конкурентоспособными и предлагать своим клиентам наилучший сервис, некоторые другие компании уверенно следуют этому примеру.

Отражаются ли атмосферные условия?

Конечно, запас хода на одном заряде аккумулятора снизится в экстремальных погодных условиях, но основная причина – это использование большего количества функций. Речь идет об использовании обогрева салона в холодную погоду или кондиционера в жару, освещении и даже влиянии радио. Что ж, современные светодиодные фонари и музыка имеют ничтожно низкое энергопотребление, но это не отменяет их роль в потреблении энергии. В реальных условиях вполне возможно, что запас хода уменьшится на 25% в холодные зимние дни.

Кроме того, было доказано, что при низких температурах батареи заряжаются медленнее и удерживают меньше заряда. Будьте готовы к меньшей эффективности в зимний период. Однако есть много способов оптимизировать использование энергии. Например, можно прогревать салон, когда она еще подключена к зарядному устройству. Уже есть модели, например, новый LEAF, для которых созданы удобные мобильные приложения для удаленного управления этими функциями. Также можно оптимизировать использование аксессуаров, включать режим экономии и многое другое. Кроме того, электрокар не нужно прогревать: заводишь – и сразу едешь. 

Некоторые аккумуляторы оснащены современными контроллерами, которые предварительно разогревают аккумуляторные элементы перед их зарядкой. Это необходимо, потому что батарея изнашивается намного быстрее при зарядке на холодную. Другие системы поддерживают аккумулятор теплым, даже когда автомобиль не работает, поэтому заряд снижается не так сильно. Однако это, опять-таки, влияет на запас хода.

В долгосрочной перспективе погодные условия также влияют на срок службы батареи и, в частности, на количество циклов зарядки, которые батарея может выдержать, оставаясь пригодной для использования. Влияние на срок службы батареи оказывает и тепло. Поэтому особенно летом старайтесь пользоваться гаражом или хотя бы парковать машину в тени.

Техническое обслуживание и сервис

Каждый, у кого был автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, сталкивался с ежегодным обслуживанием. Кроме расходных материалов, которые автолюбители заменяют каждый год, есть и другие детали, которые требуют замены через определенное количество пройденных километров. Масло, фильтры, ролики, ремни (цепи), свечи и еще много чего. Все это исчезает с электромобилем. В зависимости от модели и возраста автомобиля это сэкономит от 10 000 до 20 000, а то и 30 000 рублей в год.

Конечно, электродвигатели тоже не вечны, но срок их службы намного дольше, чем у двигателей внутреннего сгорания. Эксперты утверждают, что 1 000 000 километров – это абсолютно реалистичное число. Даже тормозные колодки на электрокаре нужно менять гораздо реже. Да, в электромобилях тоже есть жидкости (тормозная, а также жидкость для поддержания оптимальной температуры электроники), но их можно контролировать самостоятельно. А сервисное обслуживание в основном ограничивается обслуживанием подвески (так как она самая обычная) и компьютерной деятельностью: обновление, калибровка, профилактика – процедуры, которые можно проводить удаленно. Компьютерная диагностика обходится недорого, при этом некоторые производители даже включают ее в стоимость автомобиля и делают ее бесплатно.

Таким образом, самым серьезным расходным материалом электромобиля являются тормозные колодки, но и они могут остаться проблемой второго владельца. Самой высокой степенью риска повреждения характеризуется подвеска, но здесь все как и в любом другом автомобиле. Вам остается только менять шины и дворники, а также следить за уровнем вышеупомянутых жидкостей.

Зарядка и экономия топлива

Пожалуй, наиболее важным моментом для многих пользователей является ежедневный расход топлива, особенно для людей, которые, например, живут в самой северной части большого города, а работают – в самой южной. Если предположить, что каждый день вы проезжает 80 км на бензиновой машине со средним расходом 8-9 л/100 км в городе, то такое удовольствие обходится вам приблизительно в 300 рублей. То же самое, но с электромобилем обойдется вам в 100 рублей. А если заряжать электромобиль дома по ночному тарифу на электроэнергию, цифры станут еще более ничтожными. На ежегодной основе разница будет составлять тысячи рублей.

Конечно, эти расчеты очень грубые, и далеко не все живут именно таким образом. Тем не менее, если вы проезжаете 10 000 или 20 000 км в год, я бы посоветовал вам взять калькулятор в руки, и вы поймете, что разница не такая уж маленькая.

Хотя мы уже говорили об этом, следует упомянуть наличие зарядных станций, а точнее, отсутствие таковых в достаточном количестве. Однако строительство станций не прекращается, и по всей стране их насчитывается около 600 (по данным Википедии). Существуют сайты и мобильные приложения, помощью которых можно быстро и легко найти зарядную станцию. Имейте в виду, что электричество на них не дешевое. Тарифы на зарядку начинаются с 6 рублей /кВт*ч, но на станциях быстрой зарядки они достигают 15 рублей /кВт*ч. Если вы поедете в путешествие на большее расстояние и будете использовать на своем пути станции быстрой зарядки, вероятно, в этой поездке вы потратите больше, чем если бы поехали на бензиновом автомобиле. Поэтому я бы не сказал, что дальняя поездка на электромобиле всегда является выполнимой миссией или, точнее, – правильным решением с точки зрения экономии.

К слову, существуют и мобильные зарядные станции. С такой штуковиной вам не понадобится никакая помощь, если аккумулятор разрядится где-то на дороге.

Обязательные расходы

Мы все слышали о том, как обстоят дела в развитых странах, таких как Норвегия, Швеция, и Нидерланды. Граждане этих стран получают серьезное облегчение, если хотят купить электромобиль. Но как дела в России?

Налог на электрокары платится точно по таким тарифам, как и для машин с двигателем внутреннего сгорания – в каждом регионе свои ставки. Отличие от стандартных автомобилей – лошадиные силы двигателя переводятся в другую величину – кВт:

Мощность его двигателя (легковые авто) Ставка на транспортный налог
 
до 73,55 кВт 2,5 рубля
73,55 кВт -110,33 кВт 3,5 рубля
110,33 кВт — 147,1 кВт 5 рублей
147,1 кВт — 183,9 кВт 7,5 рублей
от 183,9 кВт 15 рублей

Жители Московской области с 1 января 2016 года могу официально не платить транспортный налог на электромобили или транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями. В Санкт-Петербурге транспортный налог на электромобили мощностью до 150 л.с. (110 кВт.) отменен с 1 января 2018 года.

Что можно сделать у нас?

Вероятно, не будет двух мнений о том, что самой большой проблемой для массового потребителя в России является начальная цена, которую он должен заплатить за «розеточный» автомобиль. Вот почему самым важным было бы, если бы наше государство последовало примеру западных стран и ввело прямые субсидии и льготы для каждого потребителя, который хочет купить электромобиль.

Депутаты предлагали освободить владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога, но дальше инициатив эта и другие разумные идеи не идут.

Кому нужен электромобиль?

Обобщенно пользователей этого типа автомобилей можно разделить на две группы. Те, кто хочет сделать свое передвижение дешевле, и те, кто хочет сделать атмосферу чище.

Для первых скажу, что такая возможность безусловно есть. Первоначальные инвестиции все еще довольно большие, и вам придется подождать несколько лет, прежде чем вы сможете сказать, что сэкономили. Но если вы проезжаете несколько десятков тысяч километров в год и у вас удобное место для зарядки, экономить вы начнете гораздо раньше.

Второй группе пользователей следует знать, что, купив электромобиль, они окажутся на правильном пути. Однако самое большое влияние будет на окружающую среду, к которой вы ближе всего. Вы не будете травить людей на тротуарах, а стены в вашем гараже не будут черными, но до тех пор, пока электричество добывается сжиганием угля, планета спасена не будет. Уровень загрязнения – предмет другой темы.

Метки: Автомобили, Электромобили