Что такое идеология простым языком + видео обзор

Идеология это…

Что такое идеология простым языком

Тема идеологии в политической сфере — это наверное, самая непростая тема. Она довольна абстрактна и включает множество тезисов, которые проверяются в том числе и на ЕГЭ по обществознанию. В этой статье мы разберем насколько это возможно полно эту тему и проведем параллели с общественной жизнью.

Определение простыми словами

Идеология — это система идей об устройстве общества и государства. Ничего проще нет и не будет. Идея — это некая система теоретических положений. Политико-социальная идея — объясняет общественное и государственное развитие и устройство. Идеология — система идей.

Хотя в Конституции России записано, что в РФ нет никакой официальной идеологии, это далеко не так. Любое общество и государство имеет идеологию. Она объясняет, что было вчера, что есть сегодня и что, вероятно, будет завтра. По направленности их различают: лево-радикальные, либеральные (центристские) и правые (консервативные).

Основные функции:

Экспликативная — они объясняют простому народу, что сегодня происходит. Например, сегодня в России идеология либерализма, которая выступает органичным продолжением капитализма. Народ знает, что все решают деньги, даже в тех случаях, когда такого происходить не должно.

Мобилизационная — они консолидируют граждан для каких-то общих целей. Например, послевоенная Япония представляла жалкое зрелище. Религиозная идеология (кокутай, синтоизм и прочее) сумела консолидировать народные массы и сегодня эта страна — третья по производству в мире.

Стратегическая — она задает обществу цель — к чему надо идти, что будет в стране через 20- 50 лет? К примеру в СССР государство знало к чему ведет общество — такому социальному строю, при котором будет изобилие товаров и услуг (коммунизм). Сегодня у России толком цели нет. Была олимпиада в Сочи 2014…. А дальше что? Нет объединяющей общество идеи, нет идеологии, кроме потребления и культа денег. Разумеется есть примеры и негативных целей, задаваемых идеологией. Так фашизм выступал за уничтожение других наций и народов. Детальнее о нем читайте здесь.

Легитимации политического режима — она объясняет народу, почему существующая доминирующая политическая сила имеет право повелевать и властвовать. К примеру, в СССР была идеология марксизма-ленинизма, которая наглядно объясняла, что вот есть загнивающий Запад и есть процветающее советское общество.

Нормативная — она задает общие требования поведения в политике, которые приняты в данном обществе.

Основные направления

Лево-радикальные предполагают революционное развитие общества — через ломку старого и формирование принципиально нового строя. Левыми они называются так потому что впервые во время Французской революции слева от трибуны парламента сели те люди, которые выступали за радикальные меры. Самой левой идеологией выступает анархизм — учение о том, что любое государство есть зло, потому что представляет собой союз священника, кесаря (налогосборщика), полицейского и палача, который удовлетворяет только свои, государственные интересы.

Либеральные идеологии восходят к идеям либерализма. Детальнее об этой идеологии читайте здесь. Социальной базой этих идеологий является буржуазия (бизнес). Развитие либералы видят в реформировании существующего строя.

Правые идеологии (консервативные) — выступают за сохранение существующего строя и развитие через эволюцию — медленное поступательное развитие. Мы не знаем законов развития общества, поэтому чтобы не навредить, мы лучше сохраним то, что есть. Социальной базой правых выступает аристократия и высший класс.

Разумеется сегодня в информационном обществе социальной базой идеологий могут выступать и другие социальные слои. Необходимо отметить, что крайне радикальные формы идеологий существуют и с права. Например, фашизм, нацизм, фундаментализм — крайне правые примеры идеологий.

Разумеется в этой теме полно нюансов: например, какие партии в России к какому направлению относятся и почему? Кто был основателем тех или иных идеологий? Также надо разбираться с происхождением каждой, чтобы понимать, чем отличается либерализм от неолиберализма, консерватизм от неоконсерватизма? Все эти моменты разобраны в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

Источник

Что такое идеология и зачем она нужна

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Идеология — это удивительный феномен общественно-политической жизни. У этого понятия множество противоречащих друг другу определений.

Отношение к идеологии колеблется от крайне негативного и презрительного до восторженного и даже фанатичного.

Что такое идеология простым языком

По нашей стране в XX веке идеологическая машина прошлась катком, физически и морально уничтожая всякое инакомыслие. В 1990-е годы мы на себе ощутили крах идеологии, который тогда воспринимался, как глоток свежего воздуха.

Ну а сейчас все чаще звучит мнение, что без идеологии страна похожа на лодку без руля и ветрил.

Внутреннее противоречие взглядов на идеологию можно проиллюстрировать двумя цитатами. Первая взята из дневника писателя, без которого немыслима русская культура, вторая — из главного закона страны, без которого немыслимо Российское государство:

«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация».
Ф.М.Достоевский

«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Конституция Российской Федерации, статья 13

Что же такое идеология? Нужна ли она государству? Попытаемся ответить на эти вопросы в нашей статье.

Идеология — это.

В основе современного понимания идеологии лежит формулировка Манхейма о том, что это явление — результат мышления какой-то социальной группы. Объединяя разные точки зрения, можно дать базовое определение феномену идеологии.

Идеология — это система идей, взглядов и ценностей определенной группы людей, придающая смысл их существованию в социуме.

Идеология отличается от более общего понятия мировоззрения тем, что затрагивает только социальную сферу человеческого бытия.

Но как у каждого человека свое мировоззрение, так и общую, казалось бы, идеологию своего социального класса индивид может трактовать по-своему, отыскивая в ней собственные интересы.

Зачем государству идеология

Идеология всегда завязана на политику : она оценивает и оправдывает (или критикует) текущий политический курс, объясняет, как власть должна достигать поставленных целей.

Политическое государство, нация, национальная идея, идеология — все эти понятия прочно связаны друг с другом.

Но существует и обратная сторона луны. Идеология, которая потеряла связь с действительностью, способна разрушить государство.

Именно такая катастрофа произошла в СССР, когда коммунистическая идеология превратилась в набор мертвых лозунгов, которым никто не верил — ни народ, ни власть.

Что такое идеология простым языком

В современной России вопрос идеологии стоит очень остро.

13 статья Конституции РФ запрещает устанавливать единую государственную идеологию, чтобы не было искушения навязывать идеи ограниченной группы людей в качестве универсального мировоззрения для всей страны. Это прямой путь к тоталитаризму.

Но и туманные формулировки, что национальная идея России заключается в патриотизме (это что?), кажутся явно недостаточными для развития сильного и процветающего государства.

Идеология для государства — это, по сути, высшая надстройка, компас, долговременная стратегия развития. Без нее все превращается в балаган — пошумели, поспорили и разошлись до следующего информационного повода.

В заключение приведу любопытный факт для размышлений. Прямой запрет на государственную идеологию прописан в Конституциях 5 стран мира: России, Болгарии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.

В общей сложности какие-то оговорки и ограничения, связанные с идеологией, существуют в Конституциях 13 стран мира, среди которых Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Португалия, Словакия, Чехия.

Подавляющее большинство Конституций мировых государств никак не ограничивают наличие идеологии.

«Извечная идеология в России всегда была — выжить. Самосохраниться. На протяжении веков, если посмотреть историю России, всегда стояла задача — самосохраниться. Отсюда — идея империи, отсюда — советская модернизация. То же самое и сейчас. Самосохраниться — вот наша идеология».
Карен Шахназаров, российский кинорежиссер

Эволюция термина — идеология как наука об идеях

В трактовке де Траси идеология должна была стать глобальной наукой об идеях: их образовании, взаимодействии, влиянии на жизнь общества и отдельных социальных групп.

В задачи идеологии входило изобретение идей, которые стали бы основой всех наук о природе и человеческом обществе.

Что такое идеология простым языком

*Антуан Дестют де Траси (1754–1836)

«Все ошибки и несчастья нашей прекрасной Франции следует приписать именно идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения».
Наполеон Бонапарт

Идеология — это «ложное сознание»

В середине XIX века за идеологию взялись материалисты (это кто?) Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Идеологии они противопоставили науку, которая всегда опирается на объективные факты.

В бесклассовом обществе идеология не нужна, предполагали друзья-философы, ведь люди будут ориентироваться только на научное познание. Граница между идеологией и наукой — это водораздел между ложью и правдой.

Что такое идеология простым языком

Идеология как продукт мышления

Ближе всего к современной трактовке идеологии подошел немецкий социолог Карл Манхейм, утверждавший, что восприятие действительности зависит от принадлежности человека к определенной социальной группе и от места этой группы в иерархии общества.

Одна и та же реальность воспринимается людьми по-разному, если они находятся по разные стороны баррикад.

Что такое идеология простым языком

*Город контрастов Сан-Паулу, Бразилия

Манхейм разводит два понятия:

Идеология — это идеи, представления о бытии, цели, которые зависят от места человека в социуме и соответствуют его интересам и жизненным потребностям.

Утопия — та же идеология, только со знаком минус, возникает, когда социальная группа не удовлетворена своим положением, осознает это и хочет изменить существующий порядок.

Источник

Значение слова идеология

Идеология в словаре кроссвордиста

идеология

Идеология Идеоло́гия ( от «прообраз, идея» + «слово, разум, учение») — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

ж.Система идей [ идея II

3.], представлений, взглядов, характеризующая воззрения на социально-политическую и иную жизнь какой-либо социальной группы, политической партии, какого-либо класса или общества.

Большой современный толковый словарь русского языка

Новый словарь иностранных слов

ж. Система идей, представлений, взглядов, характеризующая воззрения на социально-политическую и иную жизнь какой-л. социальной группы, класса, политической партии, общества.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество Маркситско-ленинская и.

Словарь русского языка Ожегова

(от идея и …логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «Идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

Современный толковый словарь, БСЭ

идеология ж. Система идей, представлений, взглядов, характеризующая воззрения на социально-политическую и иную жизнь какой-л. социальной группы, класса, политической партии, общества.

Толковый словарь Ефремовой

идеологии, ж. (от греч. idea – идея и logos – учение) (книжн.). Мировоззрение, система взглядов и идей. Пролетарская идеология. Отец. других убеждений, и у него совершенно чуждая идеология. Огнев. || Идейное содержание, философское направление. Идеология книги.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

система взглядов, сознательно формулируемая составляющая мировоззрения человека или сообщества

Источник

Значение слова идеология

Словарь Ушакова

| Идейное содержание, философское направление. Идеология книги.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от греч. idea идея и logos учение: учение об идеях)

1) система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания;

2) национальная: разновидность идеологических течений, предполагающая постановку властно значимых проблем в качестве составных частей решения национального вопроса. Вырабатывает программу обеспечения культурной самостоятельности и свободы наций, задает цели политического поведения граждан на основе их национальной идентификации;

3) политическая: совокупность преимуществу систематизированных представлений топ или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели, с помощью политической власти или воздействия на нее.

Политология. Словарь терминов

Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению ли­берального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциа­ция идеологий проявляется с появлением радикализма, в особенности, пролетарского, в частности, марксизма.

Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выра­жали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм, либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие ин­тересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая ре­альность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы поли­тических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориента­ции.

Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой «нестрогой и субъективированной» формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта «идеология» полу­чила название «деидеологизации» (Д.Белл). Но практика показала утопич­ность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтерна­тивное «неидеологичное» осознание общества.

Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечело­веческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном по­литическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-поли­тических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборс­тва различных идеологических и политических субъектов.

Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Ученики Кондильяка (***), которых в самом начале XIX века вслед за Дестют де Траси, предложившим термин, называли идеологами, считали ее наукой об идеях, а отсюда – наукой всех наук. Но подобной науки не существует: мы можем изучать только мозг, в котором рождаются идеи, или ту или иную теорию, которая пользуется этими идеями или сама им служит. Очевидно, именно поэтому слово «идеология» сегодня больше не употребляется в своем первоначальном значении. На протяжении вот уже многих десятилетий термин «идеология» используется в его марксистском понимании. Идеология есть совокупность идей или представлений (ценностей, принципов, убеждений), которые объясняются не процессом познания (идеология – не наука), но историческими условиями их появления в данном обществе, в частности в результате столкновения интересов, образования альянсов и изменения расклада различных сил. Это нечто вроде общественной мысли, которая возникает не в мозгу отдельно взятого человека, но накладывает отпечаток на мышление всех и каждого, заставляя их мыслить в очерченных ею рамках. Идеология – не сознательное мышление, а то конкретное общество, в котором только возможно социально и исторически определенное сознание. Это «язык реальной жизни» (Маркс и Энгельс, «Немецкая идеология», I). Она по природе своей гетерономна; ее история подчинена истории материального развития общества, в свою очередь зависящей в конечном счете от экономической инфраструктуры (производительных сил и производственных отношений). Нельзя иметь одни и те же идеи, живя в раннем или позднем каменном веке, в феодальном или капиталистическом обществе, в эпоху промышленной или информационной революции.

«У идеологии нет истории», – пишут те же авторы (там же). Под этим следует понимать, что у идеологии нет собственной автономной истории, ее история – это история общества, частью которого она является, которое ее определяет и на которое она, в свою очередь, воздействует. Ведь идеология – это не просто отражение чего-либо и тем более – не побочное следствие чего-либо. Это действующая сила, и ее практически-социальная функция, как отмечает Альтюссер, важнее ее теоретической функции. Подчиняя нас себе, она делает всех нас своими подданными. Идеология устанавливает «воображаемое отношение индивидуумов к условиям их существования» («Позиции», 1976; см. также «За Маркса», 1965). Усилия идеологии направлены не столько на познание, сколько на власть и выбор направления.

Господствующей идеологией, учит Маркс, является идеология господствующего класса. Она заставляет считать универсальными и обязательными мнения, на самом деле являющиеся выражением частных интересов, которые определяются положением общественных групп в социально-экономических отношениях, – разумеется, она искренне полагает, что дело обстоит именно так. Истина не интересует идеологию, ибо истине нет дела ни до чьих интересов. Из этого следует, что все, что в том или ином учении не является истиной, есть идеология. Вот почему слово «идеология» часто употребляют в уничижительном смысле, приравнивая ее к ложному знанию. Но сам этот подход имеет идеологическую природу. Из того, что та или иная мысль не истинна, еще не следует, что она ложна. Рассмотрим для примера такое высказывание: «Все люди равны в правах и достоинстве». Очевидно, что подобное утверждение не основано на знании. Но это обстоятельство, действительно лишающее его истинности, тем самым не позволяет считать его и ложным. И это не значит, что оно не имеет ни значения, ни ценности. Идеологический тезис, поясняет Альтюссер, не истинен и не ложен, но при данном раскладе сил он может быть справедлив или не справедлив. И в борьбе, разворачивающейся сегодня, лично мне не известен ни один другой тезис, справедливость которого была бы выше. Таким образом, в идеологии ложно лишь одно – ее претензия выдать себя за истину. Идеология – не ложное сознание, а иллюзорное, притом – необходимо иллюзорное сознание; не совокупность заблуждений, но совокупность необходимых иллюзий. Тот факт, что в идеологию составной частью входит мораль, ни в коем случае не означает, что мы должны или можем обходиться без морали; напротив, именно подобное положение делает это совершенно невозможным. Сциентизм, претендующий на свободу от любой идеологии, на самом деле всего лишь одна из идеологий. «Только идеологическая концепция общества, – пишет Альтюссер, – могла вообразить существование обществ без идеологии» («За Маркса», 1965). И только идеологическая концепция марксизма, добавлю я, могла вообразить, что марксизм свободен от идеологии.

Возникает вопрос, а является ли философия частью идеологии. Ответ на него должен звучать так: да, является, исключая область, которая в данном философском учении проистекает из истины (напомним, что истина и наука не суть синонимы), но обозначить какую-либо надежную границу между этими двумя частями невозможно. Этим объясняется, почему размышления Аристотеля и Монтеня, живших в обществах, столь отличных от нашего, по-прежнему кажутся нам и интересными, и поучительными, и актуальными. Это не значит, что в XXI веке можно быть последователем Аристотеля или взять и заново написать «Опыты». Это значит, что читать Аристотеля и Монтеня можно не только ради исторического интереса, а ради того, что они помогают нам думать. И у того и у другого было такое же тело, как у нас, такой же мозг, как наш. Почему бы не допустить, что хотя бы отчасти они и мыслили примерно так же, как мы? Экономика это еще не все. Не меньше, а может быть, даже больше значит биологическая инфраструктура. Впрочем, если бы мы были совершенно не способны к постижению истины (если бы идеология вытеснила собой все), тогда в марксизме вообще не было бы никакого смысла. Следовательно, необходимо, чтобы хоть что-то вырывалось за пределы идеологии – только тогда само понятие идеологии может претендовать на истинность. Научно ли оно? Я в этом не уверен. Но оно, бесспорно, рационально. То же самое можно сказать о неоспоримых доказательствах, приводимых Аристотелем и Монтенем, а их немало у обоих авторов. Таким образом, всякая философия лежит внутри идеологии; но далеко не все в философии обязательно сводится к идеологии.

Этьен Бонно де Кондильяк (1715–1780) – французский философ-просветитель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Д’Аламбера. Развил сенсуалистическую теорию познания, в соответствии с которой единственным источником знания являются ощущения. Один из основоположников ассоциативной психологии.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

система политических, правовых, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, отражающих отношения людей к действительности и друг к другу, способы освоения этой действительности и трансформации с позиций целей, идеалов, принятых различными социальными субъектами; социальные программы деятельности, направленной на изменение или закрепление (упрочение, усиление) существующей системы общественных отношений.

см. также Консерватизм, Либерализм, Неоконсерватизм, Неолиберализм

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG ideology)

совокупность идей, на к-рых основывается некий способ мышления и подход к изучению вещей. Их иногда жестко придерживаются и навязывают другим. Теология освобождения подчеркивает, что отдельные политические, экономические и общественные И. играют доминирующую роль в теологических формулировках или видах деятельности. Они могут вступать в противоречия с идеями Евангелия.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ИДЕОЛОГИЯ, и, ж. Система взглядов, идей, характеризующих какуюн. социальную группу, класс, политическую партию, общество.

| прил. идеологический, ая, ое. Идеологическая борьба.

Словарь Ефремовой

ж.
Система идей, представлений, взглядов, характеризующая воззрения на социально-
политическую и иную жизнь какой-л. социальной группы, класса, политической
партии, общества.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях. См. Destutt de Tracy, «Elements d’ideologie» (1801-15). К этому направлению примыкает школа Кузена. Слово И. в этом значении не сохранилось в философской терминологии. Более употребительно (особенно во Франции) другое значение, введенное Наполеоном I, который называл идеологами всех тех, которые на каких-нибудь принципиальных основаниях противились практическим требованиям текущей политики.

Большая Советская Энциклопедия

. Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто «идеология» ≈ учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об И. писали Ж. Кабанис и другие поздние представители школы французского материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин «И.» приобрёл пренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845≈46) и позднейших работах под И. понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов (И. «. считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли ≈ таинством материального мира. » ≈ Соч., 2 изд., т. 3, с. 12, прим.);

соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты ≈ идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 8

; 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «. философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления» (там же, т. 20, с. 97). Таким образом, действительность предстаёт в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «. на почве действительной истории. » (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы научного анализа и критики И. даёт материалистическое понимание истории (см. Исторический материализм ), согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. И. подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.

В развитии И. накапливается определённый запас понятий и представлений ≈ мыслительный материал, и каждая новая И., будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей И. Поэтому в сфере И. существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Вместе с тем, если в И. «. люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни,≈ подобно тому как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни» (там же, с. 25). Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии ≈ не просто случайные заблуждения, что И. выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.

К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин «И.» к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия И. в марксистской литературе. В. И. Ленин расширил понятие И., введя категорию «научной И.» и указав, что в предшествующих марксизму системах И. имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 340, прим.), вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития, Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, то есть стремится выразить интересы и практические задачи класса угнетённых с помощью научной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы ≈ программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как научная идеология. С разработкой концепции научной И. само понимание И. стало более цельным и завершенным, были обобщены и методы её анализа на основе сочетания социального и гносеологического подходов. Поскольку И. ≈ духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях ≈ как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологический подход при анализе и оценке идеологических явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной И. имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе И. всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности И., всесторонне разработанный в трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивный стремится строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (например, буржуазия в период её восходящего развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, которая может сильно видоизменяться под влиянием конкретных исторических условий, особенно в период добуржуазного развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы которого совпадают с объективными потребностями общественного развития, делают его заинтересованным именно в научной И., во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.

Научная социалистическая И. противостоит реакционной И. буржуазии, оправдывающей и обосновывающей необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих И. отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность социальных систем капитализма и социализма.

Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И. Как теоретически разработанное сознание класса И. создаётся теми его представителями, идеологами, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а общественная психология данного класса, создающая определённую почву для распространения и усвоения его И. Распространяясь в обществе и приспосабливаясь к уровню массового сознания, И. соответствующим образом воздействует на него, влияет на общественную психологию. Анализируя механизм формирования и распространения научной И., Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной общественной мысли. Носителем научной И. является передовой и сознательный авангард революционного рабочего класса ≈ его политическая партия. Она вносит научную И. в массы, в рабочее движение. Важнейший вывод Ленина состоит в том, что овладение массами научной И. возможно лишь на основе их собственного политического опыта, когда они практически убеждаются, что данная И. выражает их интересы. Напротив, реакционная И. господствующего эксплуататорского класса навязывается массам системой отношений и политико-идеологическим аппаратом этого класса, средствами массовой информации и т. д. Экономически и политически господствующий класс естественно держит в своих руках и средства духовного производства. Поэтому господствующей И. всегда является И. господствующего класса. В эксплуататорском обществе революционная И. завоёвывает влияние в острой борьбе с господствующими в данном обществе идеями.

В условиях социализма господствующую роль играет научная марксистско-ленинская И., выступающая одним из факторов сплочения всего общества вокруг рабочего класса и его партии в интересах укрепления и дальнейшего развития социализма.

И. выступает в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, эстетических и философских взглядов. В естественных науках идеологический характер носят философско-мировоззренческие выводы из их открытий, и потому естествознание также является ареной идеологической борьбы. Теории общественных наук сами выполняют идеологические функции, поскольку используются для решения возникающих социальных проблем, исходя из различных идеологических установок и ориентаций.

Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую борьбу, ибо никакого «мирного сосуществования» с буржуазной И. быть не может. Марксизм-ленинизм непримирим к любым попыткам ревизии научной И. как справа, так и «слева». Борьба с буржуазной И. и ревизионизмом в органичном сочетании с творческим развитием марксистско-ленинской теории составляет традицию марксизма-ленинизма. Давая научные ответы на кардинальные проблемы современного общественного развития марксистско-ленинская И. выступает как теоретическая основа коммунистического движения, как могучее орудие революционного преобразования мира.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3: их же, Манифест Коммунистической партии, там же т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, Предисловие к 1-му изданию, там же, т. 23, гл. 1 ╖4; гл. 24, ╖ 7; его же, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же, [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868 г., там же, т. 32; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т.20, его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же, т. 39; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч.,5 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 6, его же, Письмо «Северному Союзу РСДРП», там же: его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41: его же, О значении воинствующего материализма, там же, т, 45; Плеханов Г. В., Основные вопросы марксизма, Избранные философские произведения, т. 3, М, 1957; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; Документы Международного совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5≈17 июня 1969 г., М., 1969; Богданов А., Наука об общественном сознании, 3 изд., П. ≈ М., 1923; Павлов Т., Теория отражения, пер. с болг., М., 1949; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959; Гак Г. М., Учение об общественном сознании в свете теории познания, М., 1960; Ядов В., Идеология как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Тугаринов В., Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; Уледов А., Структура общественного сознания, М., 1968; Социология и идеология, М., 1969, раздел 1; Москвичев Л. Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность, М., 1971; Mannheim K., Ideologie und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; Aron R., L▓opium des intellectuels, P., 1968; Wiatг I., Czy zmierzch ery ideologii, Warsz., 1966; Hahn Е., Ideologie, В., 1969.

Источник

Видео

Политические идеологии. Видеоурок по обществознанию 10 класс

Политические идеологии. Видеоурок по обществознанию 10 класс

ДВЕ КОРОВЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВСЁ

ДВЕ КОРОВЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВСЁ

Идеология - что это ? Зачем? Почему сейчас?

Идеология -  что это ? Зачем?  Почему сейчас?

Понятие идеологии – Арсений Хитров

Понятие идеологии – Арсений Хитров

ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЯ?

ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЯ?

Политическая грамотность за 17 минут | Бородатая политология

Политическая грамотность за 17 минут | Бородатая политология

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗА 5 МИНУТ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗА 5 МИНУТ

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.

Что такое идеология Зачем нужна идеология в компании и чем она может вам помочь

Что такое идеология Зачем нужна идеология в компании и чем она может вам помочь

В чем разница между ДЕМОКРАТИЕЙ и ЛИБЕРАЛИЗМОМ ?

В чем разница между ДЕМОКРАТИЕЙ и ЛИБЕРАЛИЗМОМ ?
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.