28 октября Facebook объявила о смене своего корпоративного название на Meta. Переименование связано с серьезным интересом к разработке так называемой «метавселенной» (metaverse). Ранее в октябре Facebook объявила, что наймет для этого 10 000 человек в Европе.
Но что такое метавселенная?
На первый взгляд, это выглядит как улучшенная версия технологий виртуальной реальности, которые существуют уже много лет. Однако некоторые считают, что метавселенная – это будущее интернета и может стать для VR таким же прорывом, каким были смартфоны после первых мобильных телефонов.
Метавселенная позволит использовать очки виртуальной реальности для входа в виртуальный мир, соединяющий различные цифровые сообщества. Предполагается, что в этом виртуальном мире мы будем использовать трехмерный аватар – все это очень напоминает будущее, описанное в книге Эрнеста Кляйна «Первому игроку приготовиться».
В отличие от существующих продуктов виртуальной реальности, которые используются в основном для игр, метавселенная может послужить практически для чего угодно – для работы, развлечений, концертов, просмотра фильмов, покупок, фитнеса, тренировок, общения и т.д. Возможности использования технологии безграничны.
Почему сейчас?
Виртуальная реальность существует уже много лет, но высокие ожидания относительно ее будущего так и не оправдались. С метавселенной ситуация кардинально иная: на нее с большим интересом смотрят крупные технологические компании и инвесторы, которые не хотят упускать возможность быть среди первопроходцев, если эта идея действительно окажется будущим интернета.
Кроме того, в последние годы были достигнуты большие успехи в технологиях виртуальной и дополненной реальности, а массовое проникновение 5G обещает значительно улучшить беспроводную связь и обеспечить необходимую пропускную способность для контента виртуальной реальности.
Какова роль Facebook во всем этом?
Facebook (или Meta) уже сделала метавселенную одним из своих главных приоритетов. Компания инвестирует огромные суммы в виртуальную реальность через свою дочернюю компанию Oculus, а также сделала свои очки виртуальной реальности дешевле, чем у конкурентов.
Компания уже разрабатывает приложения VR для общения и рабочего места, в том числе те, которые позволяют взаимодействовать с реальным миром. Однако Meta считает, что метавселенную нельзя построить в одиночку, поэтому компания готова сотрудничать со всеми желающими. Некоторые элементы метавселенной доступны сейчас, но пройдут годы, прежде чем концепция получит достаточное развитие.
***
Концепция метавселенной не нова и уже существует множество рабочих примеров. Например, онлайн-игры существуют уже много лет, а в их виртуальных интерактивных мирах общаются ежедневно тысячи игроков. В последние месяцы интерес к NFT показал, что виртуальная экономика может работать очень успешно. Тем временем платформа 3D Unity инвестирует в создание цифровых копий реального мира, а NVIDIA создает Omniverse – платформу для соединения различных виртуальных 3D-миров.