Connect with us

Привет, что ищем?

От редакции

Что такое «объектив» и почему уже даже телефонах их несколько?

Что такое «объектив»

Сегодня многие люди до сих пор убеждены, что для качественной фотографии самое главное – это тело, т.е. сам фотоаппарат. И в этом заслуга маркетинга. Да, действительно, камеры получают больше внимания маркетологов, нежели объективы. Однако каждый год выходит несколько новых камер, а хорошо продуманный и качественный объектив практически вечен – в основном с технологической точки зрения. Более того, часто можно столкнуться с утверждением, что старые объективы, произведенные в 1980-х годах или ранее, лучше, чем их новые аналоги. Конечно, это довольно спорное заявление, но факт в том, что объектив 30-летней давности и старше можно без особых проблем использовать с камерой, произведенной буквально вчера.

Почему так? И какова вообще функция объективов? Почему они так важны для качественной фотографии? Причем настолько важны, что все производители смартфонов уже давно интегрируют два или более объектива в свои модели? Я постараюсь ответить на эти и еще несколько интересных вопросов в этом коротком тексте.

Что такое объектив?

Грубо говоря, «объектив» – это любая оптическая система, способная проецировать двухмерное изображение. В варианте, в котором вы найдете его в цифровой зеркальной и беззеркальной камере, а также в смартфоне, объектив представляет собой комбинацию линз, чья функция заключается в улавливании света и проецировании его на светочувствительный носитель – когда-то пленка, сегодня практически без исключения цифровой датчик.

На самом деле камере не нужен объектив для выполнения своей функции. Даже сегодня существуют аналоги самых примитивных предков современных фотоаппаратов – так называемые пинхол-камеры. Это буквально закрытый ящик (камера-обскура) с отверстием в одной из стен, через которую проникает свет.

Даже такая система может без проблем захватить и спроецировать двумерное изображение, которое сегодня принято называть «фотографией». Добавление линзы к такой «системе» уже служит не просто для захвата света, а для изменения его оптических качеств определенным и весьма специфическим образом.

Именно в этом заключается одна из основных характеристик, по которой разные объективы отличаются друг от друга. И по этой причине вы найдете как объективы, которые стоят 5000 рублей, так и те, которые стоят как приличный автомобиль. Принципиальное различие между ними кроется в их оптических качествах: фокусном расстоянии и светосиле.

В зависимости от них эффект, который объектив может оказать на снимаемое с его помощью изображение, может быть совершенно разным.

«Длинный», «широкий»

Возможно, вы сталкивались с этими определениями различных типов объективов, особенно если слышали, как люди с глубокими знаниями в области фотографии обсуждают их. Это скорее сленговые определения. Официальные названия различных объективов в зависимости от их фокусного расстояния: «нормальный», «широкоугольный», «сверхширокоугольный» и «длиннофокусный» или «телеобъектив».

Само фокусное расстояние измеряется в миллиметрах и основано на стандарте, известном как «полный кадр» (или 35 мм). По сути, это архаичный фрагмент старых добрых времен пленочной фотографии. В то время фотопленка имела размер 36 х 24 мм. Когда позже пленка была заменена цифровым датчиком, производители фотооборудования приняли тот же формат для поддержания обратной совместимости со своими существующими продуктами – в основном объективами. Именно поэтому и по сей день вы часто встретите термин «эквивалентное фокусное расстояние», обозначающий, какому фокусному расстоянию соответствует объектив по стандарту 35 мм. Это уточнение необходимо, потому что сегодня на рынке представлены десятки различных датчиков самых разных размеров – от 1/2.7 дюйма в мобильных телефонах до классических 35 мм и больше. Соответственно, для обеспечения какой-либо четкости характеристик объективов, предназначенных для соответствующей камеры (или телефона), необходимо такое приравнивание.

Вся эта сложная математика в конечном итоге связана с одним из основных оптических качеств объектива – разной перспективой снимков, сделанных с его помощью.

Какой объектив, для какой съемки использовать?

Теперь более конкретно о разных объективах в зависимости от их фокусного расстояния. Начнем с нормальных, потому что их легче всего объяснить. Это линзы, которые обычно покрывают угол обзора, аналогичный нормальному человеческому зрению (то есть около 50 градусов). Другими словами, сделанные с их помощью снимки предложат вам перспективу, очень близкую к тому, как вы видите мир своими глазами.

Именно по этой причине такие объективы используются чаще всего для так называемых уличных фотографий, на которых запечатлена рутина нашей повседневной жизни; живая, окружающая действительность.

Поскольку это, как правило, объективы с простейшей конструкцией, они часто чрезвычайно компактны и ненавязчивы (многие фотографы называют их “nifty fifty”) – еще одна причина, по которой они широко используются в уличной фотографии.

Следующий тип массовых объективов – широкоугольные и сверхширокоугольные. Из названия достаточно ясно видно, в чем их главное отличительное качество: они обеспечивают большой угол обзора – от 60 до 120 градусов и более.

Многие думают (несколько ошибочно), что именно по этой причине этот тип объективов чаще всего рекомендуется для пейзажной и архитектурной фотографии.

В принципе, в таком утверждении есть логика – сверхширокоугольный объектив может помочь вам запечатлеть огромное здание или впечатляющий вид, например, гигантскую гору или огромное озеро, даже если вы находитесь очень близко к ним. Чтобы добиться такой перспективы с широкоугольным или обычным объективом, вам нужно будет отойти подальше от объекта, который вы хотите сфотографировать.

Проблема в том, что широкоугольные и особенно сверхширокоугольные объективы (с фокусным расстоянием 12-18 мм (эквивалент 35 мм)) искажают перспективу. Другими словами, их огромный угол обзора имеет свою «цену»: чем дальше объекты в кадре, тем более микроскопическими они выглядят. И наоборот – те, что на переднем плане, выглядят огромными.

Это не имеет большого значения, если вы заранее знакомы с этой оптической особенностью широкоугольных объективов. Решение здесь называется «композицией», т.е. осознанное расположение объектов в кадре с учетом типа объектива, с помощью которого вы снимаете.

Достаточно добавить подходящий передний план (иногда называемый «якорем»), чтобы привлечь внимание зрителя и аккуратно направить его на реальный объект вашей фотографии – впечатляющую гору вдалеке, огненный закат над спокойными водами горного озера или заснеженные деревья на горизонте.

Широкоугольные объективы позволяют очень близко подходить к объектам переднего плана – часто на расстояние нескольких сантиметров. Это еще больше подчеркивает их, создает контекст и помогает зрителю лучше ориентироваться в кадре.

Без объекта на переднем плане вы обнаружите, что фотография выглядит пустой и бесцельной — объекты вдали выглядят крошечными из-за особой перспективы широкоугольного объектива, а вашему зрителю остается смотреть и гадать, что именно вы сняли.

С длиннофокусными (или телеобъективами) влияние на перспективу прямо противоположное. Для них характерен чрезвычайно узкий угол обзора – от 30 до 10 градусов и менее (некоторые супертелеобъективы имеют угол обзора порядка 6-8 градусов). С другой стороны, они обладают свойством «приближать» удаленные объекты – эффект, который называется «сжатием перспективы».

В то же время они одинаково влияют как на передний, так и на задний план кадра. Таким образом, они создают обманчивое ощущение расстояния между двумя плоскостями. Например, если вы сделаете портрет на фоне гор вдали (десятки километров), картинка будет выглядеть так, как будто горные вершины касаются плеч вашего объекта съемки, который находится всего в нескольких метрах от вас.

Очень часто такие объективы предпочтительнее именно для портретной фотографии и, конечно, для объектов, к которым физически невозможно приблизиться, например, диких животных. Причина тому не столько эффект сжатия, сколько возможность изолировать объект на переднем плане от фона. Это, конечно, связано не только с фокусным расстоянием телелинз, но и с другой важной особенностью всех объективов – их светосилой.

Да будет свет!

В принципе показатель светосилы объяснить несложно – это количество света, которое объектив улавливает и проецирует на датчик. Этот показатель обычно измеряется числом, показывающим его максимальное значение. Небольшая путаница обычно возникает из-за того, что чем меньше это число, тем светосильнее объектив.

Однако более интересным является эффект, который светосила оказывает на кадр. Помимо очевидного большего количества света (соответственно лучшей производительности в условиях низкой освещенности), светосила также влияет на то, какая часть кадра будет четко в фокусе, а какая нет.

В типичном объективе количество захваченного света регулируется с помощью механизма с изменяющимся отверстием, который называется диафрагмой (апертурой). Чем больше диафрагма, тем больше пропускается света. Но при этом меньшая часть кадра оказывается в фокусе. Соответственно, при более закрытой шторке фокусируется большая часть кадра.

Многие современные смартфоны умеют «имитировать» этот специфический эффект расфокусировки (иногда называемый японским термином «боке») чисто цифровым способом. Однако в типичном фотообъективе расфокусировка – полностью оптический эффект, который является результатом именно используемой диафрагмы.

С чисто композиционной точки зрения эффект боке обычно используется для изоляции объекта кадра от окружающего фона — особенно при съемке портретов. Однако, если вы фотографируете пейзаж, вы, вероятно, хотели бы, чтобы передний, средний и задний план были одинаково четко сфокусированы. В таких случаях используйте как можно более узкую диафрагму.

О смартфонах и объективах

Как воспользоваться особыми оптическими эффектами, которые разные объективы оказывают на перспективу кадра, если у вас классический фотоаппарат? Очень просто – используйте разные объективы в зависимости от конкретной композиционной задачи, которую вы ставите перед собой.

Со смартфонами все не так просто. Да, на рынке есть «объективы» для мобильных телефонов, но они представляют собой примитивную альтернативу классическим аналогам. Обычно они крепятся с помощью какого-то не очень стабильного механизма на объектив камеры. Еще хуже, что они могут снижать количество света, попадающего на датчик, ухудшая качество конечного изображения.

Именно по этой причине производители смартфонов вынуждены комбинировать каждый отдельный объектив с соседним датчиком — в отличие от классических камер, где датчик всегда только один, и меняются только объективы.

Однако это создает дополнительные трудности. Например, в Huawei P30 Pro при использовании 27-миллиметрового широкоугольного объектива на основной камере у вас будет 40-мегапиксельный, 1/1.7-дюймовый датчик с оптической стабилизацией и максимальной диафрагмой f/1.6. Но если вы переключитесь на сверхширокоугольный 16-миллиметровый датчик, то будете снимать с 20-мегапиксельным, 1/2.7-дюймым датчиком, без оптической стабилизации и максимальной диафрагмой f/2.2. Со 125-миллиметровым телеобъективом вы будете использовать 8-мегапиксельный сенсор с диафрагмой f/3.4.

Конечно, это касается не только Huawei, но и любого другого смартфона, в котором более одной камеры. Так что учитывайте эту особенность современных смартфонов, чтобы потом не удивляться, почему качество фотографий меняется относительно широко при использовании разных объективов телефона.

Это не значит, что производители смартфонов намеренно вводят нас в заблуждение. Просто при нынешнем уровне технологий это наиболее практичное решение этой конкретной проблемы. Так телефоны остаются значительно компактнее любого фотоаппарата и в то же предлагают гибкость и творческие возможности камеры со сменными объективами.

***

Эта тема чрезвычайно обширна и, надеюсь, интересна. Конечно, я не думаю, что исчерпал ее этим материалом, но постарался максимально подробно затронуть главные особенности основных видов объективов и то, каким образом эти особенности переносятся в мир современной смартфонной фотографии.

Написать комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама

Рекомендуем почитать ツ

Обзоры

Рынок смартфонов не может жаловаться на отсутствие разнообразия. Однако среди десятков брендов и моделей неизменно выделяется Xiaomi, поскольку эта компания предлагает одно из лучших...

Обзоры

Очень сложно описать, насколько приятно или неприятно пользоваться гаджетом, так как это скорее субъективный опыт. Однако это, пожалуй, самое важное в повседневной жизни со...

Смартфоны

У Poco появился новый смартфон – M4 Pro 5G. Устройство оснащено 6.6-дюймовым дисплеем с разрешением Full HD + и частотой обновления 90 Гц. В...

Смартфоны

Несколько месяцев назад Google раскрыла некоторые подробности о смартфонах Pixel 6, но только сейчас компания представила их официально, огласив все технические подробности и стоимость...