Что значит сказочный язык + видео обзор

Особенности языка сказок.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем

лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Наше первое знакомство со сказкой произошло ещё в самом раннем возрасте. Нам их читали мамы и папы, бабушки и дедушки. Но тогда нам просто было интересно слушать. Сейчас нам всем от 7 до 8 лет, и мы их читаем сам. Читая сказки, мы учимся доброму, учимся думать и совершать хорошие поступки.

А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Чему учит волшебная сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главные герои? А больше всего нам стало интересно, где родились волшебные существа. Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в своей работе.

Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы привить любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение к нему. Кроме того, изучение русских сказок с помощью политической карты России позволяет отрабатывать различные навыки общения, умения географического ориентирования, а также познание моральных установок через сказочный сюжет.

Проблема: зная сказочных героев, мы нечего не знаем об их «месте жительстве», прописан какой-нибудь волшебный герой в нашей Самарской области.

Цель: узнать, где живут герои русских сказок.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Познакомиться со Сказочной картой России.

2. Найти информацию о том, где живут сказочные герои.

3. Создать свою сказку.

Объект исследования: главные герои сказок.

Предмет исследования: сказочная карта России.

Метод исследования: размышление, моделирование, чтение книг.

Всю информацию, можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Глава I. Основная часть.

Что такое сказка?

Русская народная сказка – явление уникальное, она помогает постигать культуру своего народа. Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения волшебных героев. В древности они назывались «баснями», «байками». Рассказчики сказок до сих пор называются в народе «баянами», «баюнами», «баутчиками» и «бахарями.». В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.

Классификация сказок.

Различают основные виды сказок:

— волшебные (со следами мифологии) – В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Особенностью таких сказок является троекратное повторение.

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Особенности языка сказок.

Все сказки состоят из определенной композиции:

1.Каждая сказка почти неизменно начинается с интригующего зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве»…

2. В основной части мы уносимся воображением в далекие королевства, попадаем в дремучие леса, переплываем через огненные реки, видим, как гибнет Кощей, знакомимся с великими богатырями и их подвигами.

3. Концовка даёт нам возможность понять где правда, а где ложь, где добро и зло (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

На вопрос, насколько давно появились народные сказки, нет не дают точного ответа, тем не менее удается по ряду признаков приблизительно определить время возникновения некоторых сказочных героев, а также найти место рождения мифического существа.

Источник

Язык сказки

Что значит сказочный язык

Скачать:

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «ЯЗЫК СКАЗКИ»

учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 47 имени Д. С. Лихачева

Петроградского района Санкт-Петербурга

Виктория Владимировна Ахпателова

Нужны ли детям сказки?

Был период, когда некоторые педагоги и критики считали необходимым исключить сказки из детского чтения. Они аргументировали это тем, что, основная функция сказки – воспитание ребенка в страхе и покорности. «Тут и Баба-Яга, и Кощей бессмертный, и Сивка-Бурка, и Золушка – тут все излюбленные герои, которые рождают в детях, с одной стороны, самые ложные понятия об истинной красоте человеческой жизни, а с другой – страх, ужас, веру в сверхъестественные силы». Но фантастический сказочный мир сказки, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал, привлекает, и будет привлекать детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети гораздо с большим энтузиазмом и удовлетворением выполняют задания, отвечают на вопросы, чем, будучи просто Петей, Машей.

Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра.

В сказках слышится голос давно минувшего и мечта о будущем. Глубокое содержание, национальное своеобразие и богатство языка – вот в чем ценность и прелесть народных сказок. Сказки создавались, развивались и распространялись как устно-исполнительское искусство. При каждом новом исполнении сказка в какой-то мере видоизменяется, то есть меняется ее язык. Жизнь врывается своими приметами в древнюю сказку, обновляя ее, и, созданное давным-давно произведение продолжает звучать современно.

Возникшие в глубокой древности сказки о животных являются достоянием самой младшей детской аудитории. Сказки о животных нередко ритмизованны: «Жили-были дед да баба, была у них курочка ряба…». Ритмизация повествования сопровождает иронический замысел сказки. Иронический смысл таких сказок выражается в нарочно подчеркнутых рифмованиях и созвучиях слов по ходу рассказа. В таких сказках встречаются стилевые ритмические обороты: зачины, концовки, типичные формы с характерными инверсиями. Образ в сказке создается с помощью точного отбора слов, их определенной расстановки во фразах: повествовательная интонация с обратным порядком слов, с богатством интонаций, емкостью смысла разговорной речи – много диалогов, включение в текст песен.

Какая же связь может быть между фольклорной и авторской сказкой? И зачем автор использует фольклорный материал? И что именно привлекает из фольклора?

Связи фольклорной и авторской сказок лежат, прежде всего, в истории, и если в давние времена сюжеты сказочники черпали из народного творчества, то в дальнейшем авторская сказка стала развиваться как жанр самостоятельный. Однако в памяти жанра сохранились основные черты:

— установка на вымысел – свободу «лжи», отчетливо противопоставляемой «правде» реального конкретного мира;

— стремление к всеобъемлющему содержанию.

Фольклорная сказка рвется объять необъятное; рассказать и о царстве жизни, и о царстве смерти; о том, где лежит верный путь для человека, какова расплата за ошибки, в чем счастье и несчастье, и многое другое.

Архаичность, наивность изобразительных средств давно умертвили бы народную сказку, если бы она не обладала удивительным свойством давать в емкой форме картину мира, причем между зачином и концовкой умещается так много, что впору и роману.

В отличие от народных литературные сказки поражают великим разнообразием, с трудом, вмещающимся в рамки какой-то классификации. Каких только сказок мы не знаем! Сказки-притчи, сказки-рассказы, сказки-были, сказки-истории, сказки-пьесы, циклические сказки, и, наконец, сказки-романы.

Как правило, в волшебных авторских сказках свой стиль и язык написания. Герой – образец совершенства, доблести; героиня – воплощение молодости, красоты. Насколько прекрасен внутренний и внешний облик положительных героев, настолько безобразен облик персонажей, причиняющих вред человеку. Для волшебных сказок характерен прием – своеобразное повторение эпизода с нарастанием эффекта. Повествование в волшебной сказке возвышается до величественной эпичности, присущей фольклору.

Сказка в литературе утрачивает свою самодостаточность и требует непременного синтеза с другими жанрами собственно литературной природы. Кроме того, непременным условием такого «перевода» становится самопародирование, вносящее в повествование иронический тон.

Сказка в литературе получает способность проникать, растворяться, окрашивать в свойственные ей тона совершенно несказочные произведения. В этом смысле литературная сказка подобна сатире: помимо «чистого жанра», существует еще множество жанровых и стилевых модификаций. С самого начала своей литературной истории сказка не существовала как независимый от других жанр.

Известно, что фольклорных царевичей и царевен из народных сказок никакое чудо смутить не способно, может быть, потому, что сами они не слишком-то реальны. В литературе же герой, попадая в необычную, чудесную ситуацию, восхищается, радуется, хочет поскорее узнать, как устроена сказочная страна. Сюжет подобных сказок представляет собой чаще всего путешествие, в котором герой не только переживает приключения, но и удовлетворяет свою любознательность. Весь эффект таких сказок в переплетении реального и нереального, субъективного и объективного.

Нетрудно заметить, что сказочники предпочитают глагол всем остальным речевым формам – слушатель невольно становится сопереживателем действия.

Х. К. Андерсен утверждал, что вся жизнь – есть сказка, поэтому ему было так легко извлекать свои волшебные истории из любой житейской мелочи.

Сказочная условность, как правило, необычайно сильна, особенно если речь идет о чудесном – о превращениях. Она способна преобразить в сказку любой жанр.

Но что же такое литературная сказка? Какое она занимает место в литературе? Литературная сказка занимает промежуточное положение между волшебным вымыслом фольклора и жизнеподобием романа. Она может тяготеть к одному их этих полюсов, никогда с ним не сливаясь. Напрасно старались бы мы сочинить такую сказку, в которой был бы лишь один план – сказочной условности, обязательно донесется голос реальности. Без нее не обойтись, она – «противовес», не позволяющий сказке воспарить в чистую отвлеченность, разорвать нить, соединяющую с землей.

Какие же черты романтизма и реализма наиболее характерны для сказочников-романтиков и сказочников-реалистов?

Сказочники-реалисты обращаются, как правило, к миру прошлого, берут за основу историческое время. Для реалистов важно социальное начало, социальные факторы влияют на развитие человека. В литературе реализма бедный – всегда положительный герой, богатый – всегда отрицательный.

Несомненно, сказки необходимо включать в программу по литературному чтению, изучать на уроках внеклассного чтения. Дети должны учиться у сказок жизни. Нам уже не нужно доказывать, какое большое место занимает сказка в формировании духовного мира маленького человека. Разумеется, маленький ребенок воспринимает, прежде всего, прямую мораль, заключенную в сказке, но, может быть, и нечто большее – эмоциональный смысл. И когда – нибудь, этот первый маленький опыт отзовется при чтении других неизмеримо более сложных произведений.

Источник

«Язык сказки!»
статья по теме

Что значит сказочный язык

Скачать:

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «ЯЗЫК СКАЗКИ»

учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 47 имени Д. С. Лихачева

Петроградского района Санкт-Петербурга

Виктория Владимировна Ахпателова

Нужны ли детям сказки?

Был период, когда некоторые педагоги и критики считали необходимым исключить сказки из детского чтения. Они аргументировали это тем, что, основная функция сказки – воспитание ребенка в страхе и покорности. «Тут и Баба-Яга, и Кощей бессмертный, и Сивка-Бурка, и Золушка – тут все излюбленные герои, которые рождают в детях, с одной стороны, самые ложные понятия об истинной красоте человеческой жизни, а с другой – страх, ужас, веру в сверхъестественные силы». Но фантастический сказочный мир сказки, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал, привлекает, и будет привлекать детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети гораздо с большим энтузиазмом и удовлетворением выполняют задания, отвечают на вопросы, чем, будучи просто Петей, Машей.

Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра.

В сказках слышится голос давно минувшего и мечта о будущем. Глубокое содержание, национальное своеобразие и богатство языка – вот в чем ценность и прелесть народных сказок. Сказки создавались, развивались и распространялись как устно-исполнительское искусство. При каждом новом исполнении сказка в какой-то мере видоизменяется, то есть меняется ее язык. Жизнь врывается своими приметами в древнюю сказку, обновляя ее, и, созданное давным-давно произведение продолжает звучать современно.

Возникшие в глубокой древности сказки о животных являются достоянием самой младшей детской аудитории. Сказки о животных нередко ритмизованны: «Жили-были дед да баба, была у них курочка ряба…». Ритмизация повествования сопровождает иронический замысел сказки. Иронический смысл таких сказок выражается в нарочно подчеркнутых рифмованиях и созвучиях слов по ходу рассказа. В таких сказках встречаются стилевые ритмические обороты: зачины, концовки, типичные формы с характерными инверсиями. Образ в сказке создается с помощью точного отбора слов, их определенной расстановки во фразах: повествовательная интонация с обратным порядком слов, с богатством интонаций, емкостью смысла разговорной речи – много диалогов, включение в текст песен.

Какая же связь может быть между фольклорной и авторской сказкой? И зачем автор использует фольклорный материал? И что именно привлекает из фольклора?

Связи фольклорной и авторской сказок лежат, прежде всего, в истории, и если в давние времена сюжеты сказочники черпали из народного творчества, то в дальнейшем авторская сказка стала развиваться как жанр самостоятельный. Однако в памяти жанра сохранились основные черты:

— установка на вымысел – свободу «лжи», отчетливо противопоставляемой «правде» реального конкретного мира;

— стремление к всеобъемлющему содержанию.

Фольклорная сказка рвется объять необъятное; рассказать и о царстве жизни, и о царстве смерти; о том, где лежит верный путь для человека, какова расплата за ошибки, в чем счастье и несчастье, и многое другое.

Архаичность, наивность изобразительных средств давно умертвили бы народную сказку, если бы она не обладала удивительным свойством давать в емкой форме картину мира, причем между зачином и концовкой умещается так много, что впору и роману.

В отличие от народных литературные сказки поражают великим разнообразием, с трудом, вмещающимся в рамки какой-то классификации. Каких только сказок мы не знаем! Сказки-притчи, сказки-рассказы, сказки-были, сказки-истории, сказки-пьесы, циклические сказки, и, наконец, сказки-романы.

Как правило, в волшебных авторских сказках свой стиль и язык написания. Герой – образец совершенства, доблести; героиня – воплощение молодости, красоты. Насколько прекрасен внутренний и внешний облик положительных героев, настолько безобразен облик персонажей, причиняющих вред человеку. Для волшебных сказок характерен прием – своеобразное повторение эпизода с нарастанием эффекта. Повествование в волшебной сказке возвышается до величественной эпичности, присущей фольклору.

Сказка в литературе утрачивает свою самодостаточность и требует непременного синтеза с другими жанрами собственно литературной природы. Кроме того, непременным условием такого «перевода» становится самопародирование, вносящее в повествование иронический тон.

Сказка в литературе получает способность проникать, растворяться, окрашивать в свойственные ей тона совершенно несказочные произведения. В этом смысле литературная сказка подобна сатире: помимо «чистого жанра», существует еще множество жанровых и стилевых модификаций. С самого начала своей литературной истории сказка не существовала как независимый от других жанр.

Известно, что фольклорных царевичей и царевен из народных сказок никакое чудо смутить не способно, может быть, потому, что сами они не слишком-то реальны. В литературе же герой, попадая в необычную, чудесную ситуацию, восхищается, радуется, хочет поскорее узнать, как устроена сказочная страна. Сюжет подобных сказок представляет собой чаще всего путешествие, в котором герой не только переживает приключения, но и удовлетворяет свою любознательность. Весь эффект таких сказок в переплетении реального и нереального, субъективного и объективного.

Нетрудно заметить, что сказочники предпочитают глагол всем остальным речевым формам – слушатель невольно становится сопереживателем действия.

Х. К. Андерсен утверждал, что вся жизнь – есть сказка, поэтому ему было так легко извлекать свои волшебные истории из любой житейской мелочи.

Сказочная условность, как правило, необычайно сильна, особенно если речь идет о чудесном – о превращениях. Она способна преобразить в сказку любой жанр.

Но что же такое литературная сказка? Какое она занимает место в литературе? Литературная сказка занимает промежуточное положение между волшебным вымыслом фольклора и жизнеподобием романа. Она может тяготеть к одному их этих полюсов, никогда с ним не сливаясь. Напрасно старались бы мы сочинить такую сказку, в которой был бы лишь один план – сказочной условности, обязательно донесется голос реальности. Без нее не обойтись, она – «противовес», не позволяющий сказке воспарить в чистую отвлеченность, разорвать нить, соединяющую с землей.

Какие же черты романтизма и реализма наиболее характерны для сказочников-романтиков и сказочников-реалистов?

Сказочники-реалисты обращаются, как правило, к миру прошлого, берут за основу историческое время. Для реалистов важно социальное начало, социальные факторы влияют на развитие человека. В литературе реализма бедный – всегда положительный герой, богатый – всегда отрицательный.

Несомненно, сказки необходимо включать в программу по литературному чтению, изучать на уроках внеклассного чтения. Дети должны учиться у сказок жизни. Нам уже не нужно доказывать, какое большое место занимает сказка в формировании духовного мира маленького человека. Разумеется, маленький ребенок воспринимает, прежде всего, прямую мораль, заключенную в сказке, но, может быть, и нечто большее – эмоциональный смысл. И когда – нибудь, этот первый маленький опыт отзовется при чтении других неизмеримо более сложных произведений.

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва, Воронеж, 2000 год

Арзамасцева И. Метаморфозы жизни (Размышления о сказке) // Детская литература, 1991 год № 9-10

Сафонова Н. Воспитание сказкой // Детская литература, 1989 год № 8

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- Москва // Эксмо – Пресс, 2001 год

Чернявская И. О сказках и сказочниках // Москва, издательство «Правда», 1987 год

Предварительный просмотр:

« Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки на уроках окружающего мира и внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов »

учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 47 имени Д. С. Лихачева

Петроградского района Санкт-Петербурга

Виктория Владимировна Ахпателова

Сегодня в образовании происходят коренные преобразования, суть которых заключается в изменении целевых установок: главным становится не передача ученикам знаний, а развитие и воспитание детей.

Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе и истории родного края, позволяющими влиять не только на обучение, но и воспитание подрастающего поколения.

Краеведческая подготовка на уроках окружающего мира и в рамках проектной деятельности в начальных классах – это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания взаимосвязи общества и природы, культуры и науки.

Любовь к родному краю, которую можно развить через краеведческую подготовку, знание его природы и истории являются той основой, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества в целом. Осознание ценности природного и исторического наследия своего края способствуют формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности учащихся.

Активное изучение и освоение природной и исторической среды своего края, органически включенное в учебно-воспитательный процесс, является важным фактором познания окружающего мира на основе ощущения субъективной причастности к прошлому, настоящему и будущему.

Современная краеведческая подготовка рассматривается как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной) на основе осмысления природы и истории родного края.

В свете концепции гуманизации образования, вопрос активизации познавательной деятельности в процессе краеведческой подготовки становится чрезвычайно актуален. Особое место в решении поставленной задачи приобретает реализация познавательных, творческих заданий, а, следовательно, и развитие познавательной деятельности ученика через реализацию таких заданий.

В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся имеет огромный общественный резонанс. Выпускникам необходимы более сложные приемы деятельности, умения получать информацию из различных источников, осмысливать ее в реальных жизненных ситуациях.

Активизация интеллектуально – познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки обеспечивается, если:

целью краеведческой подготовки выступает развитие познавательной деятельности учащихся, проявляющееся в знании, понимании, умении;

представленная информация (природоведческого, исторического, этнографического, экономического, топонимического характера) в содержании краеведческой подготовки структурирована в соответствии с познавательными основными функциями научного знания и логическими критериями (ясности, точности, последовательности и доказательности);

учитывая интеграционный потенциал уроков окружающего мира и междисциплинарный подход в обучении, в качестве объекта изучения будут выбраны уникальные территории, как неотъемлемая часть ресурсов наследия, состоящие из природных и социально – исторических составляющих окружающей среды.

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой занимается индивид, способствует развитию его умения познавать окружающий мир.

Содержание учебных предметов, в частности окружающего мира, является важным источником формирования познавательных интересов. Но ни содержание учебных предметов, ни познавательные умения сами по себе еще не реализуют интерес. Для этого необходимо создание условий. И одним из самых доступных и интересных условий является краеведческая подготовка, которую нужно начинать в начальной школе.

В процессе краеведческой подготовки формируется сложная система разнообразных отношений, оказывающая значительное влияние на интерес к познанию: отношения творческого сотрудничества, отношение к старине и современности, отношение к самому себе как члену общества. Пробуждение и углубление познавательного интереса определяется постановкой ясной цели краеведческой подготовки, учитывающей потребности учащихся.

Краеведческая подготовка занимает особое место в процессе формирования личности ребенка, воздействуя на него комплексно. Эта подготовка конкретна, понятна школьнику, отвечает естественным, природным, социальным проявления ребенка. Эта деятельность, добровольно выбираемая, ставит ребенка в новую активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально, физически, эмоционально и т. д.), используя индивидуальный жизненный опыт, личные интересы, запросы.

Краеведческая деятельность в целом, позволяет сформировать у учащихся начальных классов новую социальную позицию. Суть новой социальной позиции – в возможности проявления своего «Я», открытия себя, реализации своих сил, способностей, приобщение к реальной жизни. Требование времени – формирование творческой, интеллектуальной, самостоятельно мыслящей Личности школьника.

Краеведческая подготовка – это непосредственное познание окружающего мира: своего города, своего родного края, всей страны. Она воздействует на личность всесторонне, идет интенсивное формирование мировоззрения в целом, а при таком комплексном воздействии на личность, естественно, идет и активизация познавательной деятельности учащихся.

Важным условием организации краеведческой подготовки является ее интеллектуальная направленность, правильный выбор характера заданий, сочетание исполнительской деятельности с поисковой и творческой.

Формируя интересы учащихся начальных классов к познанию в процессе краеведческой подготовки, важно вооружить воспитанников практическими, познавательными, трудовыми, организационными умениями. Непременным условием формирования познавательных интересов учащихся является создание благоприятной эмоциональной атмосферы краеведческой работы. Не менее важным условием развития интереса при познании своего края является последовательное усложнение внеклассных дел, система индивидуальных исследовательских заданий, широкое использование методики коллективной творческой деятельности.

Краеведческая подготовка является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания. И одной из составных комплексного воспитания является творческий характер выполняемой работы. Творческий характер краеведческой подготовке в начальных классах придают игровые формы. В процессе игры школьники развивают находчивость, смекалку, формулируют реальные жизненные проблемы, принимают решения и учатся отстаивать свою позицию. Игровые технологии, как соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов, активизируют познавательный интерес. С раннего детства ребенок запрограммирован на игру, через нее он знакомится с миром. В статусе младшего школьника игра становится еще более нужной, чем в дошкольном возрасте (дети оказываются в ситуации необходимости подавлять свои желания, а игра помогает работать, овладевать знаниями, учитель прививает интерес к предмету). Игровая деятельность – это школа произвольного поведения, где впервые появляются учебные мотивы. Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес (т. е. учебная мотивация, которая развивается через интерес), развиваются психические функции. Одной из эффективных форм активизации познавательной деятельности учащихся являются ролевые игры, которые можно проводить как на уроках, так и во время внеурочной деятельности, в ходе реализации проектной деятельности.

Краеведческая подготовка помогает приобретению умений исследовательского характера, подготавливает учащихся к практической деятельности, учит ребят ориентироваться в различного рода жизненных ситуациях. В процессе краеведческой подготовки, ребенок не сторонний наблюдатель, изучающий природу, как бы со стороны и свободно экспериментирующий с ней в интересах сиюминутной пользы, часть природы, и как таковая, он включается в нее, не нарушая ее балансов.

Как же организовать краеведческую подготовку в начальных классах?

Знакомство с природными и историческими богатствами родного края нельзя ограничить рамками школьных занятий, поэтому необходимо проводить различные формы краеведческой подготовки: походы выходного дня, погружения в природу, экскурсии, внеурочная проектная деятельность. Приведу примеры лишь некоторых форм краеведческой подготовки.

1. Поход выходного дня по заданному маршруту.

Во время подобных походов – выходного дня ребенок находится среди прекрасных пейзажей, видит подлинные исторические памятники – все это помогает закрепить в душе младших школьников чувство прекрасного и интересного от открытия нового, которое служит ориентиром на протяжении всей последующей жизни. Школьники воспринимают изучаемую территорию в единстве ее природного и культурно-исторического аспектов.

Все походы выходного дня строятся так, чтобы учащиеся заинтересовались не только результатами, но и процессом деятельности, так как именно в процессе деятельности активизируются познавательные процессы, протекающие у учащихся. В начале путешествия учитель дает учащимся самостоятельные задания, направляя деятельность учащихся. Во время путешествий учитель руководит, управляет, корректирует и направляет деятельностью учащихся. Главным стимулом поисковой деятельности учащихся и роста их самостоятельности является характер предлагаемых заданий: задания репродуктивного или творческого характера, практические или теоретические. Во время путешествий учащиеся работают в группах, совместная работа дополняет и обогащает каждого из них. Атмосфера совместного учебного труда вызывает повышение интереса к процессу познания и способствует активизации познавательной деятельности.

2. Погружение в природу и историю. ( Изучение природных и исторических памятников в условиях выезда в одно и тоже место).

Данная модель погружения в природу и историю позволяет решать проблему активизации всех познавательных функций учащихся, способствует комплексному решению проблемы экологического воспитания, решать проблему включения чувств учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Учащийся в современной школе становится субъектом процесса образования, а это достигается путем включения ребенка в исследовательскую творческую деятельность, которая позволяет ему получать знания путем создания нового знания как личного образовательного продукта для дальнейшего образования.

На уроках окружающего мира, во внеклассной работе, в ходе выполнения проектов использую современные технологии, позволяющие развить познавательный интерес к окружающему миру. Развитие интеллектуальной сферы обучающихся происходит за счет систематического применения развивающих игр и занимательных заданий: тестовые задания, занимательные викторины, составление кроссвордов, использование электронных учебных пособий, системы электронных презентаций. Поисково-исследовательская деятельность, проектное обучение, интегрированные уроки (урок-путешествие, урок-блок, урок-экскурсия, урок-сказка), расширение кругозора учащихся, выходящее за рамки программы, использование проблемных ситуаций, проведение экскурсий и путешествий, с включением в них самостоятельных и практических заданий – все эти формы и методы работы дают развивающий эффект краеведческой подготовки.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникает необходимость в разработке структуры краеведческой подготовки, отражающей новые научные подходы и требования жизни, способной давать целостную систему знаний, умений и навыков, которыми можно руководствоваться в практической деятельности.

1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка /Под ред. Остапца-Свешникова А.А. Л.: Подразделение оперативной печати, 1993.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Изд. центр Вентана – Граф, 2002 – 240с;

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.

4. Методика преподавания региональной географии в школе /Никонова М.А., Душина И.В. – М.: Астрель, 2003 – 188с.

5. Савченко Е. Краеведческий подход при изучении географии // Мое Отечество, 1992 № 2.

6. Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб. Образование, 1994.

Источник

Видео

Тайны Русского языка. Сказка это Казнь, Указ, Наказание.

Тайны Русского языка. Сказка это Казнь, Указ, Наказание.

ЯЗЫК МОЛЧАНИЯ Это не сказка, это реальность.

ЯЗЫК МОЛЧАНИЯ Это не сказка, это реальность.

Михаил Задорнов - Тайный смысл сказок

Михаил Задорнов - Тайный смысл сказок

Сказки скрытый смысл которых глубже чем кажется . Что зашифровали в русских народных сказках

Сказки скрытый смысл которых глубже чем кажется . Что зашифровали в русских народных сказках

Скандинавская сказка - диктор матерится в студии! | Дизель cтудио

Скандинавская сказка - диктор матерится в студии! | Дизель cтудио

Варвара краса, длинная коса (1969) / Фильм - сказка

Варвара краса, длинная коса (1969) / Фильм - сказка

Биолог Марков объясняет разные теории эволюции // Наука против

Биолог Марков объясняет разные теории эволюции // Наука против

Сборник добрых сказок для детей

Сборник добрых сказок для детей

Сказка о потерянном времени (сказка, реж. Александр Птушко, 1964 г.)

Сказка о потерянном времени (сказка, реж. Александр Птушко, 1964 г.)

Русский язык. Живой или мертвый? | Вика Сказка | TEDxSolnechnyOstrov

Русский язык. Живой или мертвый? | Вика Сказка | TEDxSolnechnyOstrov
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.