- Чудеса русского языка
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Чудеса русского языка
- Буклет по русскому языку
- Имя числительное.
- Как обойтись бы без числа
- Имя прилагательное
- Буклеты «Тайны русского языка»
- Видео
Чудеса русского языка
Описание презентации по отдельным слайдам:
Чудеса русского языка
«Язык есть вековой труд целого поколения.»
В. И. Даль
Назвался груздем – полезай в кузов.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Вилами по воде писано.
Загребать жар чужими руками.
От доски до доски…
А знаете ли вы что обозначают эти выражения и поговорки?!
На всякого Егорку есть поговорка!
Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Т. Жиброва
Как пить дать
«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»
Бессмыслица ли это?!
Знали ли вы, что слово школа по-гречески значит «досуг»?! Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг?
Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, совсем как сейчас у нас в школе!
Школьная страничка!
Каникулы
Каникулы. Нет на свете школьника, который не любит каникулы! А вот происхождение этого слова знают не все! При переводе его с латыни получится «собачка», «щенок»! Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. Тогда-то и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы!
Пенал
Перо по-латыни будет пенна. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в нее складываем ручки, карандаши, ластики…
Кстати, раньше писали настоящими гусиными перьями! И хотя они потом были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья сохранилось. И уж, конечно, вы теперь это слово будете всегда правильно писать: пенал.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Факторы, мешающие сохранению языка национального меньшинства:
1. Государственная политика, направленная на искоренение языков национальных меньшинств.
2. Отсутствие письменности и литературной традиции.
3. Социально-политические факторы: экономическая отсталость районов, где проживает население, говорящее на этом языке; отток населения из этих районов; нестабильная военно-политическая ситуация в этих районах.
4. Отсутствие мотивации у носителей, низкая самооценка носителей.
21 февраля во всех странах отмечают Международный день родного языка. Праздник был учрежден Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия народов.
Родной язык – это душа нации.
Нации, которая теряет свой подлинный, свой исторический язык, а вместе с ним и свою психологию, культуру, память о предках.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Факторы, способствующие сохранению языка национального меньшинства:
1. Наличие письменности и литературной традиции.
2. Использование его в качестве (второго) административного языка, статус государственного языка.
3. Использование языка (или его «классического» варианта») в качестве языка богослужения.
4. Изучение языка в школах, хотя бы в качестве факультативного предмета, наличие языковых курсов.
5. Мотивация носителей языка («коэффициент национальной стертости»).
Вика М. Команда «Книголюбы»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина «Золотого кольца» России.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Чудеса русского языка
Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит.
Если мы воткнем вилку в котлету, вилка будет стоять.
То есть стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные?
Добавляем на стол тарелку и сковороду.
Они вроде горизонтальные, но на столе стоят.
Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла!
Может быть, стоят предметы готовые к использованию?
Нет, вилка-то готова была служить едоку, еще когда лежала.
Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать.
Но если в плане стояния и лежания она как-то попадает в логику «вертикальный – горизонтальный», то сидение – это новое ее свойство. Сидит она на попе.
Теперь на стол села птичка. Она на столе сидит – но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять, согласно нормам этого удивительного русского языка, она никак не может.
А вот если мы убьём бедную птичку и сделаем из нее чучело, оно будет на столе стоять.
Может показаться, что сиденье – это атрибут живого. Но сапог на ноге тоже сидит, хотя он и не живой, и не имеет попы.
Так что поди пойми, что стоит, что лежит, а что сидит.
А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным даже в сравнении с китайским!
Как точно назвать наклонение с частицей «бы», когда она выражает в разных ситуациях и условие, и просьбу, и желание, и мечтательность, и необходимость, и предположение, и предложение, и сожаление?
Процитировано 5 раз
Понравилось: 4 пользователям
Буклет по русскому языку
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Местоимения, указывающие на предмет, соотносительны с существительными и выполняют в предложении функции существительных (я, ты, он, кто, что и др.), а местоимения, указывающие на признак, соотносительны с прилагательными и выполняют в предложении функции прилагательных (мой, твой, чей, какой, такой и др .)
Имя числительное.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
По выражаемому значению и грамматическим особенностям числительные делятся на две группы: 1) количественные (два, двенадцать, двадцать два), 2) порядковые (второй, двенадцатый, двадцать второй). Количественные числительные делятся на три грамматических разряда: 1) числительные, обозначающие целые числа, 2) числительные, обозначающие дробные числа, 3) собирательные.
По особенностям словообразования в составе числительных выделяются: 1) простые (пять, пятый, пятнадцать, двадцать), 2) сложные (пятьдесят, пятидесятый), 3) составные (сто пятнадцать, двести пятьдесят второй, две пятых).
Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и среднему (окно, море, поле) роду.
Имена существительные одушевлённые служат названиями живых существ (людей, животных, птиц); отвечают на вопрос кто?
Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира; отвечают на вопрос что?
Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлёнными (стол, поле, дача).
Имя прилагательное
Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Значение признака, выражаемое именами прилагательными, может объединять в себе самые различные характеристики предмета, а именно: 1) форма и положение предмета в пространстве (прямой, кривой, отвесный); 2) размер (большой, высокий, широкий, узкий); 3) физические характеристики (тёплый, маслянистый, горький); 4) черты характера, физиологические и интеллектуальные свойства (добрый, смелый, молодой, умный); 5) пространственные и временные характеристики (сельский, сибирский, утренний, ранний); 6) материал, из которого сделан предмет (шерстяной, полотняный, деревянный, металлический); 7) действия и состояния предмета (читальный, спальный, прядильный, ткацкий); 8) принадлежность предмета (Колин, мамин, лисий, заячий).
Что без меня предметы?
Всё в действие придет
Все формы глагола имеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида).
Буклеты «Тайны русского языка»
Все трудные случаи ударения!
Есть в полоску шАрфы!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. ( К.Г.Паустовский)
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн)
Время проходит, но сказанное слово остаётся. (Л.Н.Толстой)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зазерская СОШ
Тайны русского языка
Шуточные советы, но правила далеко не шуточные
1. Никогда не говорите : « ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД»! Можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд»!
2. В русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ слова «ЛОЖИТЬ»! С приставками — пожалуйста: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить.
3. Вы все ещё «звОните»? Тогда мы идём к вам! Образованные люди говорят: «тебе Вася звонИт», «позвонИшь маме».
4. Как известно, в России две беды: «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ». Так почему бы их не исправить ещё в пятом классе? Задайте вопрос глаголу: «Что (с)делает?» или «Что (с)делать?» Если в вопросе есть «Ь», то и в глаголе есть, если нет — в глаголе тоже НЕТ!
5. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ». И точка.
6. За написание «извЕни» вместо «извИни» пора вводить денежные штрафы.
7. Как можно в слово «будущий» запихнуть букву «Ю», чтобы получилось «будуЮщий»? Повторяйте: «буду» — «будущий», «следую» — «следуЮщий».
8. Сколько можно сомневаться: «приЙТи» или «приДТи»? Запомните раз и навсегда, правильно — «приЙТи». НО в будущем: ПРИДУ, ПРИДЁШЬ, ПРИДУТ.
9. Не существует слова «ихний», только«ИХ» и никак иначе.
10. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ! Никаких «иду на день рожденИЕ» или
Говорить правильно – это культурно и красиво!
«Одеть» или «надеть»? Мы без конца поправляем и одёргиваем друг друга. А всё-таки как правильно сказать?
Себя нарядней хочешь ты одеть?
Так должно платье новое надеть!
И руку ты перчаткой одеваешь,
Коли на руку перчатку надеваешь,
Дитя оденешь в платьице его,
Когда наденешь платье на него.
Кому родной язык и мил, и дорог,
Ошибки тот не стерпит и следа!
И потому, дружок мой, никогда
Не делай ты подобных оговорок!
1. Забавный факт, что слово «врач» было образовано от слова «врать», но тогда это слово имело несколько иной смысл и означало «говорить, знать»
2. Единственное слово русского языка, не имеющее корня — это слово «вынуть».
3. На данный момент в русском языке всего 3 существительных на букву «а», имеющих исконно русское происхождение: «азбука», «аз», «авось» — все остальные взяты из других языков.
4. Для того чтобы запомнить, как все-таки правильно использовать глаголы «одеть» и «надеть» существует стишок: «Одевают Надежду, а надевают одежду».
5. Вы будете удивлены, но в русском языке все же есть слова на букву «Ы». Это географические названия (Ытык-кюёль, Ынахсыт, Ыллымах, Ыгыатта, Ыныкчанский).
6.Слово «халатность» произошло вовсе не от слова «халат», как многие привыкли думать, а от слова «халад», холод. То есть халатное отношение означает холодное.
7. Когда-то в русском языке было 49 букв, 5 из которых исключили Кирилл и Мефодий, не нашедшие соответствующих им звуков в греческом языке. Затем Ярослав Мудрый, Петр I, Николай II в сумме сократили русский алфавит до 35 букв.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зазерская СОШ
Средства художественной выразительности (тропы)
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь образной, оживляют и обогащают ее.
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу:«Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…» (Ф.И.Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
«В саду горит костёр рябины красной…»(С.Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (В.Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (А.С.Пушкин).
Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Гипербола часто используется писателями, журналистами.
Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Литота гораздо реже используется писателями. Например: «Мужичок с ноготок».
Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты («автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю.Лермонтов).
Видео
Мультфильм. Чудеса в Решете. Устойчивые выражения русского языкаСкачать
Сборник приставок русского языка.Скачать
ПАДЕЖИ русского языка, которые НЕ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ | Правда ли, что их больше шести?Скачать
Михаил Задорнов - Наш трудный язык | Из концерта "Я люблю тебя жизнь"Скачать