Эпос джангар на калмыцком языке + видео обзор

ХАЛЬМГ БААТРЛИГ ДУУЛВР

Олна амн &#1199гин билг: тууль, туу&#1175, домг, &#1199лг&#1199р, цецн &#1199г, т&#1241&#1241лврт&#1241 тууль, дун — &#1257ргн, э&#1187 зах уга уурхан са&#1187 болдг болвч чигн тедн&#1241с &#1257ндрт&#1241н &#1199л&#1175 &#1211арсн, олна сана з&#1199рк хойр авлсн берк &#1241рднь болснь — &#1257&#1257рд-хальмг улсин баатрлиг дуулвр «&#1174а&#1187&#1211р».

Хальмг баатрлиг дуулвр «&#1174а&#1187&#1211р» — нарт делк&#1241д нер &#1211арсн кесг эпосмуд дунд эвр&#1241 &#1257&#1257д&#1241н чинрт&#1241 орман &#1241злсн болдг.

Алдршсн нерт&#1241 дуулвриг мана &#1199й к&#1199ртл хад&#1211л&#1175 авч ирснь — &#1257&#1257рд-хальмгин дуулач билгт&#1241 улс — &#1175а&#1187&#1211рчнр. Тедн дунд а&#1211у ик нерт&#1241 &#1175а&#1187&#1211рч Ээл&#1241н Овлаг кел&#1175 болхмн. Тер&#1199н&#1241 дару нер&#1257н туурулсн Баснга Мук&#1257в&#1199н, бас чигн Шавалин Дава, Бадмин М&#1257&#1187кнасн, Коозан Ан&#1175ука, Ли&#1175ин Т&#1257&#1257лт, нанъ чигн дуучнрин нерд&#1199д темдгт&#1241.

«&#1174а&#1187&#1211р» хальмг улст &#1257лсхднь — ид&#1241н, ундасхднь — киитн булгин усн болад, эдгхднь — эм болад, даархднь — хувцн болад йовдг б&#1241&#1241синь олна туу&#1175 мед&#1199лн&#1241.

&#1174а&#1187&#1211р, Хо&#1187&#1211р, Санл баатрмудас &#1199лг&#1199р авч, Т&#1257рск&#1241н харсгч д&#1241&#1241нд кесг хальмгудын &#1199рд&#1199д омг, з&#1257рмг&#1241н &#1199з&#1199л&#1175, нер&#1241н туурулсмн. Тедн дунд Советск Союзин Герой Делг&#1241 Эрднь. &#1174а&#1187&#1211рин бод&#1187-баатрмудын анд&#1211ар:

    &#1174ил насн хойран
    &#1174идин &#1199з&#1199рт &#1257лгий,
    &#1174илв бах хойран &#1211анцхн
    &#1174а&#1187&#1211ртан &#1257гий. —

кесг &#1199йин хальмгудт &#1257&#1257д&#1241н &#1199лг&#1199р болсмн.

«&#1174а&#1187&#1211рин» 12 баатр б&#1241&#1241дг, «&#1174а&#1187&#1211рт» 12 б&#1257лг б&#1241&#1241дг — ги&#1211&#1241д келцх&#1241н&#1241. Болв чигн «&#1174а&#1187&#1211рт» кез&#1241н&#1241 12-ас &#1199л&#1199 б&#1257лг б&#1241&#1241&#1175. Тернь с&#1199л &#1175илм&#1199дт ил бол&#1175 медгд&#1175 йовна. Кесг &#1257др, кесг долан хонгтан келсн бийнь, «&#1174а&#1187&#1211рин» чилгчд к&#1199рдго б&#1241&#1241смн.

Ода деер&#1241н номтнрин илдк&#1175 авсар «&#1174а&#1187&#1211рин» х&#1257рн долан б&#1257лг барлгд&#1175 &#1211арсн б&#1241&#1241н&#1241. «&#1174а&#1187&#1211р» кез&#1241 &#1199&#1199дсн болхмби гисн сурврт х&#1257р&#1199 олхин т&#1257л&#1241 «&#1174а&#1187&#1211риг» бийинь авад шин&#1175л&#1241д х&#1241л&#1241й. &#1174а&#1187&#1211рахн уулта, мод та, усн далата &#1211азрт, &#1257ргн ик &#1211олта орнд б&#1199&#1199рлс&#1241р &#1199з&#1199лгдн&#1241. &#1174а&#1187&#1211рин баатрмудын те&#1175&#1241л болсн хот-ундынъ, б&#1241р&#1175 йовсн а&#1187-а&#1211урсынь, а&#1187н&#1175 йовсн за&#1211сынь, т&#1199л&#1241 ке&#1175 б&#1241&#1241сн модн-ур&#1211цынь, б&#1241&#1241сн геринь авад шин&#1175лхл&#1241, «&#1174а&#1187&#1211р» ики кесг зун &#1175илм&#1199д хооран — «эрднин экн цагт» болсн туу&#1175ин тускар кел&#1175 &#1257гч&#1241н&#1241. «&#1174а&#1187&#1211рин» эклц авад, умшад х&#1241л&#1241й.

(Кичг&#1241 Т&#1257л&#1241&#1211&#1241р. «&#1174а&#1187&#1211р». Элст, 1974)

Источник

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!

БОГАТЫРСКАЯ ПОЭМА КАЛМЫЦКОГО НАРОДА

Эпос джангар на калмыцком языке

Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ бережно хранит и любит чистое и мудрое искусство своих эпических песен, сказок и легенд. Но самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании священным, является грандиозная героическая эпопея «Джангар».

Мне вспоминается, какой радостью было для нас, калмыцких детей, собраться степной весенней ночью в войлочной кибитке и слушать, затаив дыхание, вдохновенную песнь народного певца — джангарчи — о «зонтом веке» древних богатырей, о их подвигах и приключениях.

Страна Бумба — особенная страна: она не знает смерти и увядания. На эту страну нападают бесчисленные вражеские полчища: многоголовые чудовища — мангасы и «жители седьмой преисподней» — шулмусы, но всегда терпят поражение от шести тысяч двенадцати богатырей легендарного хана Джангра.

В песнях «Джангариады» немало сказочного, чудесного, герои ее — личности не исторические, и вместе с тем в «Джангариаде», как в зеркале, отражаются надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за свое национальное существование.

Калмыки — самые молодые из европейцев: только в 1632 году они перекочевали на Волгу и связали навечно свою судьбу с судьбой великого русского народа.

Первоначальная родина калмыков — Центральная Азия. Во второй половине XIV века четыре племенных союза западной ветви монголов заключили между собой союз «Дербен ойрат» — «Союз четырех». Отсюда и историческое самоназвание калмыков — ойраты. Впоследствии соседние тюркские племена стали называть их «калмыками», что означает по-русски «отделившиеся».

На протяжении многих веков боролись калмыки за свою государственную независимость с преемниками Чингис-хана. Но только в 1440 году, предводительствуемый замечательным полководцем ханом Эсеном, калмыцкий народ собрал достаточно сил, чтобы разгромить своих извечных угнетателей.

Этот период, который ученые называют блистательным периодом в истории калмыков, был ознаменован небывалым подъемом национального самосознания.

Величайшим литературным памятником этой кратковременной эпохи первой калмыцкой государственности является «Джангар».

Когда была создана эта поэма? Трудно, почти невозможно установить точно дату возникновения народного эпоса, передаваемого из уст в уста, носящего на себе сотни различных наслоений. Описания предметов материальной культуры, мифические герои добуддийского, шаманского пантеона дают нам основание предполагать, что возникновение эпоса относится к временам глубочайшей древности, что отдельные эпизоды его были созданы задолго до вступления монгольских племен на арену мировой истории.

Когда мы говорим о пятисотлетии «Джангара», мы имеем в виду дату оформления его в одно эпическое целое, поэтической циклизации его отдельных глав.

Эти главы бытовали в народе сначала как отдельные, самостоятельные поэмы. Объединение песен в эпопею произошло после объединения мелких калмыцких улусов в крупное кочевое государство.

Основная идея эпоса — идея единения и благополучия народа. Служение народу — цель героев «Джангариады», ненависть к врагам народа — их украшение. Этой идеей дышит каждая строка эпоса, но особенно ярко она выражена в замечательной присяге богатырей, которая известна каждому калмыку:

Источник

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Җаңһрин баатрмудын андһар

Җил насн хойран
Җидин үзүрт өлгий,
Җилв бах хойран
Һанцхн Җаңһртан өгий.
Эзн деерән эргәд,
Эңгин олн-әмтнәннь төлә
Байн эмҗл нертә
Элкән йүүләд өгий!
Бух нигт гиҗ,
Хәрү хәләгсн бодң манд уга,
Уул өндр гиҗ,
Өргл өөднь эс һаргсн күлг манд уга,
Улаһад иргсн
Зааһин улан түүмрәс бичә әй,
Агсад иргсн күчтә хаани
Мөсн шар зевин үзүрәс бичә әй,
Эн йовх бийдән
Буру уга зөвәр өңгрий!


Клятва богатырей Джангара
(перевод С. Липкина)

Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Верными Джангру, едиными будем вовек
И на земле будем жить, как один человек.
Да никогда богатырь не кинется вспять,
Вражью завидев неисчислимую рать.
И да не будет коня у него, чтоб не мог
Вихрем взлететь на самый высокий отрог.
Да никогда никому бы страшна не была
Сила железа, каленного добела.
И да не будет страшна никому никогда
Рассвирепевшего океана вода.
И да не сыщется никогда силача,
Что убоялся бы ледяного меча.
И да пребудем бойцами правдивыми мы,
И да пребудем всегда справедливыми мы.

Баатр – богатырь, герой; богатырский, смелый, отважный, героический; мужество, героизм, геройство
Андһар – клятва, обет, обещание; присяга
Җил – год
Насн – годы, лета, жизнь; возраст; век
Хойр – два; двое; оба
Җид – копьё, пика, штык; мат, пат
Үзүр – остриё; верхушка; шпиль; кончик, конец
Өлгх – вешать, подвешивать, привешивать; висеть; вязать; придираться
Җилв – стремление, сильное желание, страсть, жажда обладания
Бах – удовольствие, радость; страсть; удовлетворение, наслаждение
Һанцхн – один, только; единственный; одинокий; одиноко
Өгх – давать, отдавать; выдавать, вручать; сдавать, задавать; выдавать замуж
Эзн – государь, владыка, повелитель, господин; хозяин, владелец
Деер – около, рядом; на, в, над; наверху, вверху; высоко; наверх, вверх; верх; сверх, кроме, помимо; чаще, больше, лучше, выше; одно на другое, друг на друга; ради, во имя чего-нибудь
Эргх – кружиться, вертеться, вращаться, крутиться; поворачиваться, оборачиваться; возвращаться, возвратиться, вернуться; обходить, объезжать
Эңгин – простой, обыкновенный, обычный; рядовой; элементарный
Олн-әмтн – люди, жители, население; народ, народность; толпа
Төлә – ради, для, за
Байн – богатый, состоятельный; богатство, состоятельность; богач; обильный, щедрый
Нерн – имя, название, наименование; честь, репутация, авторитет; известность, популярность
Элкн – печень; желудок, живот, брюхо
Йүү(л)х – вынимать (внутренности), вырывать, потрошить

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Җаңһрин баатрмудын андһар

Җил насн хойран
Җидин үзүрт өлгий,
Җилв бах хойран
Һанцхн Җаңһртан өгий.
Эзн деерән эргәд,
Эңгин олн-әмтнәннь төлә
Байн эмҗл нертә
Элкән йүүләд өгий!
Бух нигт гиҗ,
Хәрү хәләгсн бодң манд уга,
Уул өндр гиҗ,
Өргл өөднь эс һаргсн күлг манд уга,
Улаһад иргсн
Зааһин улан түүмрәс бичә әй,
Агсад иргсн күчтә хаани
Мөсн шар зевин үзүрәс бичә әй,
Эн йовх бийдән
Буру уга зөвәр өңгрий!


Клятва богатырей Джангара
(перевод С. Липкина)

Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Верными Джангру, едиными будем вовек
И на земле будем жить, как один человек.
Да никогда богатырь не кинется вспять,
Вражью завидев неисчислимую рать.
И да не будет коня у него, чтоб не мог
Вихрем взлететь на самый высокий отрог.
Да никогда никому бы страшна не была
Сила железа, каленного добела.
И да не будет страшна никому никогда
Рассвирепевшего океана вода.
И да не сыщется никогда силача,
Что убоялся бы ледяного меча.
И да пребудем бойцами правдивыми мы,
И да пребудем всегда справедливыми мы.

Баатр – богатырь, герой; богатырский, смелый, отважный, героический; мужество, героизм, геройство
Андһар – клятва, обет, обещание; присяга
Җил – год
Насн – годы, лета, жизнь; возраст; век
Хойр – два; двое; оба
Җид – копьё, пика, штык; мат, пат
Үзүр – остриё; верхушка; шпиль; кончик, конец
Өлгх – вешать, подвешивать, привешивать; висеть; вязать; придираться
Җилв – стремление, сильное желание, страсть, жажда обладания
Бах – удовольствие, радость; страсть; удовлетворение, наслаждение
Һанцхн – один, только; единственный; одинокий; одиноко
Өгх – давать, отдавать; выдавать, вручать; сдавать, задавать; выдавать замуж
Эзн – государь, владыка, повелитель, господин; хозяин, владелец
Деер – около, рядом; на, в, над; наверху, вверху; высоко; наверх, вверх; верх; сверх, кроме, помимо; чаще, больше, лучше, выше; одно на другое, друг на друга; ради, во имя чего-нибудь
Эргх – кружиться, вертеться, вращаться, крутиться; поворачиваться, оборачиваться; возвращаться, возвратиться, вернуться; обходить, объезжать
Эңгин – простой, обыкновенный, обычный; рядовой; элементарный
Олн-әмтн – люди, жители, население; народ, народность; толпа
Төлә – ради, для, за
Байн – богатый, состоятельный; богатство, состоятельность; богач; обильный, щедрый
Нерн – имя, название, наименование; честь, репутация, авторитет; известность, популярность
Элкн – печень; желудок, живот, брюхо
Йүү(л)х – вынимать (внутренности), вырывать, потрошить

Источник

Калмыцкий эпос: Джангар

Здесь есть возможность читать онлайн «Калмыцкий эпос: Джангар» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Элиста, год выпуска: 1977, категория: epic / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Эпос джангар на калмыцком языке

Джангар: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Джангар»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Калмыцкий эпос: другие книги автора

Кто написал Джангар? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Эпос джангар на калмыцком языке

Джангар — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Джангар», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!

БОГАТЫРСКАЯ ПОЭМА КАЛМЫЦКОГО НАРОДА

Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ бережно хранит и любит чистое и мудрое искусство своих эпических песен, сказок и легенд. Но самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании священным, является грандиозная героическая эпопея «Джангар».

Мне вспоминается, какой радостью было для нас, калмыцких детей, собраться степной весенней ночью в войлочной кибитке и слушать, затаив дыхание, вдохновенную песнь народного певца — джангарчи — о «зонтом веке» древних богатырей, о их подвигах и приключениях.

Страна Бумба — особенная страна: она не знает смерти и увядания. На эту страну нападают бесчисленные вражеские полчища: многоголовые чудовища — мангасы и «жители седьмой преисподней» — шулмусы, но всегда терпят поражение от шести тысяч двенадцати богатырей легендарного хана Джангра.

В песнях «Джангариады» немало сказочного, чудесного, герои ее — личности не исторические, и вместе с тем в «Джангариаде», как в зеркале, отражаются надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за свое национальное существование.

Калмыки — самые молодые из европейцев: только в 1632 году они перекочевали на Волгу и связали навечно свою судьбу с судьбой великого русского народа.

Первоначальная родина калмыков — Центральная Азия. Во второй половине XIV века четыре племенных союза западной ветви монголов заключили между собой союз «Дербен ойрат» — «Союз четырех». Отсюда и историческое самоназвание калмыков — ойраты. Впоследствии соседние тюркские племена стали называть их «калмыками», что означает по-русски «отделившиеся».

На протяжении многих веков боролись калмыки за свою государственную независимость с преемниками Чингис-хана. Но только в 1440 году, предводительствуемый замечательным полководцем ханом Эсеном, калмыцкий народ собрал достаточно сил, чтобы разгромить своих извечных угнетателей.

Этот период, который ученые называют блистательным периодом в истории калмыков, был ознаменован небывалым подъемом национального самосознания.

Величайшим литературным памятником этой кратковременной эпохи первой калмыцкой государственности является «Джангар».

Когда была создана эта поэма? Трудно, почти невозможно установить точно дату возникновения народного эпоса, передаваемого из уст в уста, носящего на себе сотни различных наслоений. Описания предметов материальной культуры, мифические герои добуддийского, шаманского пантеона дают нам основание предполагать, что возникновение эпоса относится к временам глубочайшей древности, что отдельные эпизоды его были созданы задолго до вступления монгольских племен на арену мировой истории.

Когда мы говорим о пятисотлетии «Джангара», мы имеем в виду дату оформления его в одно эпическое целое, поэтической циклизации его отдельных глав.

Эти главы бытовали в народе сначала как отдельные, самостоятельные поэмы. Объединение песен в эпопею произошло после объединения мелких калмыцких улусов в крупное кочевое государство.

Основная идея эпоса — идея единения и благополучия народа. Служение народу — цель героев «Джангариады», ненависть к врагам народа — их украшение. Этой идеей дышит каждая строка эпоса, но особенно ярко она выражена в замечательной присяге богатырей, которая известна каждому калмыку:

Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.

Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы.

Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.

Верными Джангру, едиными будем вовек
И на земле будем жить, как один человек.

Да никогда богатырь не кинется вспять,
Вражью завидев неисчислимую рать.

И да не будет коня у него, чтоб не мог
Вихрем взлететь на самый высокий отрог.

Да никогда никому бы страшна не была
Сила железа, каленого добела.

И да не будет страшна никому никогда
Рассвирепевшего океана вода.

И да не сыщется никогда силача,
Что убоялся бы ледяного меча.

И да пребудем бойцами правдивыми мы,
И да пребудем всегда справедливыми мы…

В дни гражданской войны мне приходилось в Конной армии быть свидетелем необычайной силы воздействия «Джангара» на слушателей. Когда во время привала, после трудного и утомительного перехода, убеленный сединами джангарчи пел о героях народной эпопеи, которые скакали, «дневки не делая днем, не спя по ночам», — конармейцы калмыки распутывали своих скакунов и с утроенной яростью мчались навстречу врагу.

Похожие книги на «Джангар»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Джангар» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Источник

Эпос джангар на калмыцком языке

Джангар читать онлайн бесплатно

Эпос джангар на калмыцком языке

Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!

БОГАТЫРСКАЯ ПОЭМА КАЛМЫЦКОГО НАРОДА

Эпос джангар на калмыцком языке

Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ бережно хранит и любит чистое и мудрое искусство своих эпических песен, сказок и легенд. Но самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании священным, является грандиозная героическая эпопея «Джангар».

Мне вспоминается, какой радостью было для нас, калмыцких детей, собраться степной весенней ночью в войлочной кибитке и слушать, затаив дыхание, вдохновенную песнь народного певца — джангарчи — о «зонтом веке» древних богатырей, о их подвигах и приключениях.

Страна Бумба — особенная страна: она не знает смерти и увядания. На эту страну нападают бесчисленные вражеские полчища: многоголовые чудовища — мангасы и «жители седьмой преисподней» — шулмусы, но всегда терпят поражение от шести тысяч двенадцати богатырей легендарного хана Джангра.

В песнях «Джангариады» немало сказочного, чудесного, герои ее — личности не исторические, и вместе с тем в «Джангариаде», как в зеркале, отражаются надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за свое национальное существование.

Калмыки — самые молодые из европейцев: только в 1632 году они перекочевали на Волгу и связали навечно свою судьбу с судьбой великого русского народа.

Первоначальная родина калмыков — Центральная Азия. Во второй половине XIV века четыре племенных союза западной ветви монголов заключили между собой союз «Дербен ойрат» — «Союз четырех». Отсюда и историческое самоназвание калмыков — ойраты. Впоследствии соседние тюркские племена стали называть их «калмыками», что означает по-русски «отделившиеся».

На протяжении многих веков боролись калмыки за свою государственную независимость с преемниками Чингис-хана. Но только в 1440 году, предводительствуемый замечательным полководцем ханом Эсеном, калмыцкий народ собрал достаточно сил, чтобы разгромить своих извечных угнетателей.

Этот период, который ученые называют блистательным периодом в истории калмыков, был ознаменован небывалым подъемом национального самосознания.

Величайшим литературным памятником этой кратковременной эпохи первой калмыцкой государственности является «Джангар».

Когда была создана эта поэма? Трудно, почти невозможно установить точно дату возникновения народного эпоса, передаваемого из уст в уста, носящего на себе сотни различных наслоений. Описания предметов материальной культуры, мифические герои добуддийского, шаманского пантеона дают нам основание предполагать, что возникновение эпоса относится к временам глубочайшей древности, что отдельные эпизоды его были созданы задолго до вступления монгольских племен на арену мировой истории.

Когда мы говорим о пятисотлетии «Джангара», мы имеем в виду дату оформления его в одно эпическое целое, поэтической циклизации его отдельных глав.

Эти главы бытовали в народе сначала как отдельные, самостоятельные поэмы. Объединение песен в эпопею произошло после объединения мелких калмыцких улусов в крупное кочевое государство.

Основная идея эпоса — идея единения и благополучия народа. Служение народу — цель героев «Джангариады», ненависть к врагам народа — их украшение. Этой идеей дышит каждая строка эпоса, но особенно ярко она выражена в замечательной присяге богатырей, которая известна каждому калмыку:

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.