Эссе функции ударений в языке + видео обзор

Эссе по русскому языку важны ли функции ударения в речи

Словоформирующая функция: фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

Одной из важнейших функций словесного ударения является дифференцирующая функция: ударение служит средством различения слов (мукА и мУка, зАмок и замОк) и разных их значений (хАос и хаОс), словоформ (рУки и рукИ), а также стилистических вариантов слова (звонИшь и разг. звОнишь, хОлодно и диал. холоднО, алкогОль и проф. Алкоголь,

Ударение тактовое (синтагматическое) – выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму.

Ударение фразовое – выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу.

Ударение логическое (смысловое) – ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Ударение эмфатическое (греч. emphatikos «выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние.

ИНТОНОЛОГИЯ- раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию.

ИНТОНАЦИЯ в широком смысле – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка – звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Интонация в узком смысле – это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено, в первую очередь, его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением.

Источник

Исследовательская работа «Значение ударения в русском языке»
проект по русскому языку (4 класс)

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.

Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №5»

Эссе функции ударений в языке

Значение ударения в русском языке

Коваленко Галина Юрьевна,

учитель начальных классов

2 Разноместность ударения

3 Особенности ударения

4 Советы для запоминания ударений

5 Практическая часть

6 Проведенная работа

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.

Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель: изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.

1. Обозначить роль ударения.

2. Изучить, в каких частях слова может ставиться ударение.

3. Разобраться с особенностями ударения.

4. Выяснить, насколько правильно обучающиеся нашей школы расставляют ударения в словах.

Работа включает 3 таблицы, 6 рисунков и 1 приложение.

Объект исследования: ударение в словах.

В каждом языке в словах есть слоги ударные и безударные. Поэтому ударение необходимо везде, так как оно служит для передачи лексического значения слова, а также показывает культуру речи.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Если вообразить, что мы читаем текст без ударения, то станет очевидно, что многие из слов станут непонятными. К примеру, без опоры на контекст, будет непонятно, что имеется в виду в следующих словах: замок, белки, полки (за́мок-замо́к, бе́лки-белки́, по́лки-полки́).

Также немаловажно правильно ставить ударения, чтобы показать культуру речи (то́рты, краси́вее, звони́т).

2 Разноместность ударения

В русском языке ударение не фиксировано, то есть оно разноместно. Это значит, что ударение не прикреплено к какому-либо определенному слогу (то есть к первому, или последнему), или же к части слова (к окончанию или корню). Поэтому оно может падать на любой слог и на различные части. Например, бу́лочка – ударение на первый слог в корне, пиани́ст – ударение на третий слог в суффиксе, стопа́ – ударение на второй слог в окончании.

Но так бывает не во всех языках. В некоторых оно фиксировано, и падает на начальный слог. Это чешский, эстонский, латышский и финский языки. В других на предпоследний слог – в грузинском и польском. Есть и языки, где ударение всегда ставится на последний слог, например, во французском.

Так для чего же в русском языке нужно разноместное ударение?

Оно используется для различения слов. Есть слова, одинаковые по составу фонем, но отличные по смыслу. Например, следующие слова: а́тлас-атла́с, ве́сти – вести́, до́рог – доро́г, жа́ркое – жарко́е, за́води – заводи́, здо́рово – здоро́во, и́рис – ири́с, му́ка – мука́, па́ром – паро́м, по́том – пото́м, со́рок – соро́к, у́же – уже́, хло́пок – хлопо́к, це́лую – целу́ю.

В определенных случаях разное ударение не создает новое значение, добавляя стилистическую окраску или же особый оттенок значения слова. Например, слова молоде́ц, деви́ца, шё́лковый при переносе ударения (мо́лодец, де́вица, шелко́вый) приобретают своеобразный народно-поэтический колорит.

А слова и́збранный, лю́бящий, на́чатый, которые в современном языке произносятся с ударением на первый слог, при переносе на второй слог приобретают книжную окраску: избра́нный, любя́щий, нача́тый.

3 Особенности ударения

В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.

Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи, това́рищей, това́рищеский и т.д.; ви́дишь, ви́дят, ви́дим, ви́дел, ви́девший и т.д.

Подвижное ударение – это ударение, меняющее свое место при изменении формы слова. Это такие слова как па́рус – паруса́, о́стров – острова́, о́блако – облака́ и многие другие.

В определенных случаях ударение неправильно ставится в заимствованных словах, так как говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке-источнике. Например, жа́люзи – неправильно, жалюзи́ – правильно. Это французское слово, где, как говорилось ранее, ударение всегда падает на последний слог. Марке́тинг – неправильно, ма́ркетинг – правильно: английское слово, где прослеживается тенденция ударения на первый слог, хотя это не всегда. Ква́ртал – неправильно, кварта́л – правильно. Это слово, пришедшее из немецкого языка, где много сложных слов, которые сами заимствованы из других языков или же образованы из двух и более корней. В данном случае слово «квартал» образовано от немецкого qartal, происходящего от латинского quartus.

В современном русском языке в большинстве печатных текстов отсутствует буква Ё, которая всегда обозначает ударный гласный звук. Поэтому и появляются ошибки при чтении некоторых слов. Это такие слова как свё́кла (неправ. свекла́), новорождё́нный (неправ. новоро́жденный), заворожё́нный (неправ. заворо́женный).

Буква Ё словно магнит притягивает к себе ударение. Но знали ли вы, что существует исключение из этого правила? Слово кённигсбе́ргский.

А ведь есть и совсем неожиданные слова, где Ё поможет с правильной постановкой ударения. Например, в слове берёста, которое происходит от однокоренного берёза. В разговорной речи широко распространено произношение с ударением на последнем слоге (береста́), но по нормам говорить все же следует берёста, в то время как береста́ – это лишь допустимый вариант разговорной речи.

Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод, что ударение в русском языке представляет большую сложность, но вместе с тем имеет огромное значение. Оно помогает отличать слова друг от друга, а также различать грамматические формы. Без знания ударения у говорящих могут возникнуть проблемы с пониманием при разговоре с другими людьми, так как неправильное ударение может привести к искажению смысла.

4 Советы для запоминания ударений

Мы подобрали советы, которые могу помочь при запоминании правильной постановки ударения.

1. Так как человек лучше запоминает изображения, запишите изучаемые слова на стикерах, выделите ударную гласную красным цветом и расклейте эти стикеры по всему дому. Таким образом, вы чаще будете «сталкиваться» с изучаемыми словами, и они быстрее запомнятся.

2. Придумывайте рифмы к изучаемым словам, особенно к тем, в которых вы путаетесь.

То́рты – натюрморты, стёрты.

Кре́мы – схемы, хризантемы.

3. Также в интернете можно найти много стишков-запоминалок, которые можно выучить и больше не путаться в произношении.

Мама сына балова́ла,

Вместо супа торт давала.

Нет, вы только посмотрите:

На стене опять граффи́ти.

Чтобы вдруг не вышел спор,

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

4. И последний совет. Подружитесь со справочниками. И в любой спорной ситуации обращайтесь к ним. Либо к книжным орфоэпическим словарям, либо к электронным справочникам.

5 Практическая часть

Мы решили провести исследование среди учащихся нашей школы: 2, 3 и 4 классов. В нашей повседневной жизни, в общении со сверстниками, родителями и другими взрослыми мы очень часто слышим неправильное произношение слов. Хотелось бы узнать, насколько грамотными являются обучающиеся нашей школы.

Опрашиваемым были даны карточки, в одной части которых были вопросы, на которые требовалось дать ответ, а в другой необходимо было правильно расставить ударения в словах.

1. Играет ли роль ударение в словах?

2. Для чего нужно ставить ударение?

а) Чтобы правильно произносить слова

б) Чтобы правильно говорить

в) Чтобы слово правильно звучало

г) Для красоты слова и понятия

3. Зависит ли смысл слова от его ударения?

4. В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

а) В орфографическом

б) В словаре словарных слов

в) В толковом словаре

г) В словаре ударений

д) В орфоэпическом словаре

5. Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

6. Расставьте правильно ударения в следующих словах:

Баловать, водопровод, договор, жалюзи, завидно, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мастерски, позвонишь, свекла, торты, туфля, феномен, щавель, банты, по средам, искра, компас, кухонный, сливовый, кашлянуть, отдала, граффити, зевота, обнял.

В опросе приняли участие 35 человек. На поставленные вопросы ответы были такие.

Источник

Ударение. Фразовое, тактовое, словесное ударения. Функции ударения в языке

Функции ударения

Типы ударений

Фразовое ударение

Выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //.

Тактовое ударение

Выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой, т.е. отрезком речи, произносимым одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается ее интонационным оформлением. На ударном слоге слова в составе речевого такта сосредоточен интонационный центр — тактовое ударение: На сухой осине / серая ворона /… Каждый речевой такт оформляется одной из интонационных конструкций. Речевой такт иногда называют синтагмой.

Основное средство членения на синтагмы — пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).

Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср. Поле за оврагом и Поле/за оврагом.

Словесное ударение

Вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках.

Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.

Ударение логическое (смысловое)

Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание

К появлению логического ударения приводит перенос синтагматического (тактового) ударения с последнего слова в синтагме (речевом такте) на другое слово; ср.: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора / и Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора Логическое ударение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений: Очень обрадовало его / письмо брата и Очень обрадовало / его письмо брата.

Ударение эмфатическое (греч. emphatikos »выразительный»), эмоциональное.

Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].

Функции ударения

Эссе функции ударений в языке24.02.2016, 27595 просмотров.

Источник

Функции ударения

1. Словесному ударению приписывают объединяющую функцию: ударный слог, подчиняя себе соседние безударные слоги, связывает звучание слова в одно целое. Ударение, объединяя слоги в слово, позволяет выделять слова в потоке речи: наш лось – нашлось.

2. Важнейшая функция ударения смыслоразличительная, или семантическая. Свободное ударение способствует различению слов по смыслу: м`ука – мук`а.

3. Грамматическая функция ударения состоит в различении форм одного слова: н`оги (мн.ч., И.п.) – ног`и (ед.ч., Р.п.).

4. Ударение может различать варианты слов:

• общеупотребительный и профессиональный: доб`ыча – д`обыча, `искра – искр`а, к`омпас – комп`ас;

• литературный и диалектный: вь`юга – вьюг`а;

• литературный и просторечный: кварт`ал –кв`артал, килом`етр – кил`ометр, крас`ивее – красив`ее;

• нейтральный и разговорный: пригов`ор – пр`иговор;

• литературный и народнопоэтический: дев`ица – д`евица, ч`естный – честн`ой;

• современный и устарелый: библиот`ека – библи`отека, кл`адбище – кладб`ище, м`узыка – муз`ыка.

Вопрос 12

Традиционно в лингвистике интонация рассматривается как акустический фактор. Под интонацией понимают звуковую форму высказывания, систему изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз. Интонация представляет собой совокупность просодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. Интонация – это ритмико-мелодическое свойство речи, характеристика звучащей речи. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Интонационные конструкции Брызгуновой До настоящего времени нет четких критериев, на основании которых можно было бы создать классификацию интонационных значений, образующих интонационную систему русского языка. Большинство классификаций используют разнородные признаки при определении интонационных значений — от синтаксических характеристик до передаваемых эмоций. Е.А.Брызгунова предлагает считать единицами интонационной системы интонационные конструкции (ИК), способные различать значение высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. За основу берется различительная функция ИК, однако при описании их даются и те значения, которые приобретают высказывания в результате того или иного интонационного оформления. Однако важно подчеркнуть, что определение самого набора ИК базируется не на возможных значениях, а на формальных признаках самого контура. В качестве формальных признаков ИК выступают чаще всего место интонационного центра и мелодические характеристики, однако при описании некоторых ИК используются и такие признаки, как интенсивность, тембр, длительность. ИК-1: ТАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ. Интонационный центр — на ударном гласном последнего слова, а перед ним находится предцентровая часть. На ней движение тона ровное, а на гласном центра тон понижается и до конца ИК, в постцентровой части, остается в достигнутом положении. Такая ИК характерна для завершенного повествования. ИК-2: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ? Интонационный центр на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, а само словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с вопросительным словом, побудительные предложения, предложения со значением сопоставления. ИК-3: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ? Интонационный центр на том же слове, что и в ИК-1, но в данном случае тон резко повышается, что характерно для оформления общего вопроса. ИК-4: А У НИХ? КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ? Интонационный центр — на ударном слоге в слове у них, в предцентровой части тон довольно высокий, на гласном центра он понижается, а затем повышается, и высокий уровень держится до конца ИК. Такое оформление свойственно переспросу, побуждению, незаконченному повествованию. ИК-5: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ! В отличие от других ИК эта имеет два центра, на первом тон повышается, а на гласном второго центра — понижается. Такое оформление свойственно для восклицательной интонации, придающей высказыванию значение восхищения. ИК-6: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ! Интонационный центр характеризуется повышением тона, сохраняющимся до конца конструкции, и такое оформление также придает эмоциональную окраску или характеризует незавершенность высказывания. ИК-7: КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ! На гласном центра тон резко повышается, этот гласный заканчивается смычкой голосовых связок, что придает высказыванию отрицательно-эмоциональное значение. Все смысловые различия между семью высказываниями обеспечиваются только интонационными средствами, что позволяет говорить о наличии парадигматических отношений между ИК.

Источник

Сочинение про ударение в словах

Сочинение на лингвистическую тему: Роль ударения в русском языке

Русский язык – это очень сложное явление, поэтому существует наука, которая занимается его исследованием. Эта наука называется лингвистикой. Лингвистика включает в себя разделы, каждый из которых изучает какие-то конкретные языковые единицы. Ударение – элемент звучащей речи. Изучением его роли в языке занимается орфоэпия.

Ударение – это выделение голосом какого-либо слога в слове. Такой слог произносится более длительно, с большей силой. Поэтому ударение в русском языке называется силовым.

В некоторых языках ударение фиксированное. Например, в польском языке оно падает на предпоследний слог, в словах французского языка – на последний. В русском же языке ударение в словах разноместное или свободное. Оно может падать на любой слог ( зо-ло-то, по-го-да, ко-ле-со).

С ударением связано также много примеров, которые являются загадкой для носителей других языков. Есть такие слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному: атлас, замок, гвоздики, засыпать. Эти слова называются омографы. От того, где мы поставим ударение, зависит лексическое значение этих слов.

Ударение в русском языке силовое, разноместное, подвижное и может служить для различения смысла слова. Нужно помнить, что на служебные части речи (союзы, предлоги, частицы) словесное ударение, как правило, не падает. На эти слова может падать логическое ударение. То есть, более длительно и с особой интонацией произносится целое слово, которое по смыслу является особенно значимым в предложении.

Постановка ударения часто является показателем того, насколько высок уровень речевой культуры человека. Правильный выбор ударения говорит о владении нормами литературного произношения.

Сочинение на лингвистическую тему: Роль ударения в русском языке

Русский язык – это очень сложное явление, поэтому существует наука, которая занимается его исследованием. Эта наука называется лингвистикой. Лингвистика включает в себя разделы, каждый из которых изучает какие-то конкретные языковые единицы. Ударение – элемент звучащей речи. Изучением его роли в языке занимается орфоэпия.

Ударение – это выделение голосом какого-либо слога в слове. Такой слог произносится более длительно, с большей силой. Поэтому ударение в русском языке называется силовым.

В некоторых языках ударение фиксированное. Например, в польском языке оно падает на предпоследний слог, в словах французского языка – на последний. В русском же языке ударение в словах разноместное или свободное. Оно может падать на любой слог ( зо-ло-то, по-го-да, ко-ле-со).

С ударением связано также много примеров, которые являются загадкой для носителей других языков. Есть такие слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному: атлас, замок, гвоздики, засыпать. Эти слова называются омографы. От того, где мы поставим ударение, зависит лексическое значение этих слов.

Ударение в русском языке силовое, разноместное, подвижное и может служить для различения смысла слова. Нужно помнить, что на служебные части речи (союзы, предлоги, частицы) словесное ударение, как правило, не падает. На эти слова может падать логическое ударение. То есть, более длительно и с особой интонацией произносится целое слово, которое по смыслу является особенно значимым в предложении.

Постановка ударения часто является показателем того, насколько высок уровень речевой культуры человека. Правильный выбор ударения говорит о владении нормами литературного произношения.

помогите написать сочинение «Почему важно правильно ставить ударение в словах»?

Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.

Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок – они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов.

Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красивее, щавель, звонит

Как мы убедились, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.

Орфоэпия-это правильное произношение слов (звуков). Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, так как внимание слушающего отвлекается, и высказывания во всей полноте не воспринимаются.

Представим себе такую ситуацию: человек произносит слова так, как они пишутся: большого, другого, что, конечно Мы знаем, что согласно произношению должны звучать звуки [в], [ш] – это показатель культуры речи.

Согласно правилу слова в русском языке очень часто пишутся по- разному: процессы оглушения, уподобления согласных, а также произношение безударных гласных- это дает возможность допустить ошибки.

Размышляя о роли правильного произношения, что оно облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль нормативной устной речи очень велика.

Как вы думаете, какова роль ударения в слове

Эссе функции ударений в языке

– Как вы думаете, какова роль ударения в слове?

– С помощью ударения мы можем различать разные слова: атлАс – Атлас, замОк – зАмок, мукА – мУка, трусИт – трУсит, погужЁнный – погрУженный.

– Место ударения сигнализирует нам о том, что мы имеем дело с формами разных слов: ношУ – нОшу, кружкИ – крУжки, стрелкИ – стрЕлки, белкИ – бЕлки, клубЫ – клУбы, окунИОкуни, дОрог – дорОг, – а также с разными формами одного слова: косИте – кОсите, носИте – нОсите.

– Более того, ударение помогает различать и функционально-стилистические варианты: лаврОвый лист – семейство лАвровых (научн.).

– Вы все изучаете иностранные языки, не заметил ли кто-нибудь из вас, каковы особенности русского ударения, чем оно отличается от ударения в других языках?

– Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность. В отличие, например, от польского языка, в котором ударение падает только на предпоследний слог: jeziOro (рус. озеро), kolorOwy (рус. цветной), przystAnek (рус. остановка), obcOwac (рус. общаться), – в русских словах ударным может быть как первый слог – кнИга, мЕдленно, так и второй – лежАть, картИна, третий – магазИн, побежАли, четвёртый – чистописАние и даже пятый – стоматологИческий. То есть в русском языке ударение свободное.

Интересно, что место ударения в русских словах может быть постоянным: кнИга, кнИги, кнИге, кнИг, кнИгами; вернУсь, вернЁшься, вернУтся, – но может и меняться: лИст, листА, листУ, лИстья; плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете. То есть русское ударение – подвижное.

– Как вы думаете, каких слов в нашем языке больше – с постоянным местом ударения или с изменяющимся?

– “Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка”.

– А все ли слова в русском языке имеют ударение? Сколько ударений может иметь одно слово?

– “Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное)” [4, с.11] Сравните: зелЁный, победИть, вЕсело и вОдогрЯзелечЕбница. Не имеют собственного ударения слова, относящиеся к служебным частям речи, – предлоги, частицы, союзы: под горОй, цветЫ и лИстья, скажИ-ка.

Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении. Чтобы уменьшить количество ошибок в нашей речи, надо воспользоваться некоторыми правилами орфоэпии. Они отражают орфоэпические нормы.

5. Ключ. Поднимаясь по лестнице, держитесь за пОручни. Пройдите тамОженный досмотр. ТамОжня уже началА свою работу. Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче. ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать. Когда ты мне позвОнишь? Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя. ПрибЫв к месту следования, получИте багаж.

Давайте обратим внимание на правила произношения некоторых сочетаний. Будем учитывать их в повседневной жизни.

1. Сочетание сч или зч (на стыке корня и суффикса, начинающегося с буквы ч) обычно произносится так же, как буква щ, то есть как долгий мягкий [щ’щ’] – ра[щ’щ’]от, [щ’щ’]астливый, разно[щ’щ’]ик, подпи[щ’щ’]ик, ука[щ’щ’]ик.

2. На месте буквы г в окончании -ого (-его)произносится звук [в]: большо[в]о, сине[в]о, ко[в]о, че[в]о, второ[в]о, друго[в]о, оживше[в]о. Согласный [в] на месте буквы г произносится также в словах сегодня, сегодняшний, итого.

3. Сочетание согласных в глаголах на -тся и -ться произносится как двойной [ц].

4. Сочетание чн имеет интересную историю. “Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789-1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма”.

Сегодня слова с сочетанием чн произносятся по-разному: 1) как правило, произношение соответствует написанию, то есть произносится [ч’н]: прочный, дачный, вечный, начну, качнём; 2) в некоторых словах на месте чн произносится [шн], например: конечно, скучно, нарочно, скворечник, Савична, Фоминична (количество таких слов уменьшается); 3) в ряде случаев сегодня нормативными считаются оба варианта – [ч’н] и [шн], например: подсвечник, булочная, молочный (отметим, что в ряде случаев произношение [шн] устаревает: сливочный, коричневый). “В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) – чертова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)”.

5. “Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится [ч’т], в слове ничто допустимы оба варианта”.

6. “Фрикативный звук [гх] в литературном языке допускается в словах бухгалтер, ага, ей-богу, Господи.

7. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох]”.

Источник

Видео

Правильное ударение, разбор 4 задание | Русский язык ЕГЭ | Игорь Оксюморон

Правильное ударение, разбор 4 задание | Русский язык ЕГЭ | Игорь Оксюморон

ЛАЙФХАК для задания №4 / Русский язык ЕГЭ 2022 / Ударение

ЛАЙФХАК для задания №4 / Русский язык ЕГЭ 2022 / Ударение

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без воды

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без воды

Акцентологические нормы

Акцентологические нормы

Русский язык. Фонетика. Ударение

Русский язык. Фонетика. Ударение

Всё об ударениях в ЕГЭ | ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022 | СОТКА

Всё об ударениях в ЕГЭ | ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022 | СОТКА

ТЕСТ НА УДАРЕНИЕ | Русский язык

ТЕСТ НА УДАРЕНИЕ | Русский язык

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]

Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]

Братство Языка — 20 неправильных ударений

Братство Языка — 20 неправильных ударений
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.