- Сетевой этикет: как правильно общаться в интернете
- 1. Будьте осторожны с лайками и репостами
- 2. Представляйтесь и обращайтесь к незнакомым людям на «вы»
- 3. Пишите грамотно
- 4. Не злоупотребляйте эмодзи
- 5. Не дробите сообщения
- 6. Не используйте CapsLock
- 7. Уважайте чужое время
- 8. Не выкладывайте фотографии с друзьями без разрешения
- 9. Не спамьте
- Этика и этикет в электронной среде общения
- Этикет в интернете
- Действуют ли правила этикета в интернете
- Интернет-этикет и безопасность
- Особенности онлайн-общения различных социально-возрастных групп
- Что такое сетевой этикет
- Правила сетевого этикета
- Пользование электронной почтой
- В социальных сетях: нормы этикета
- Видео
Сетевой этикет: как правильно общаться в интернете
Инструкция для детей и взрослых.
1. Будьте осторожны с лайками и репостами
Правовое регулирование в Рунете становится всё строже. Репост или лайк смешной картинки может обернуться уголовным разбирательством.
Не стоит публиковать в социальных сетях:
Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, некоторых пользователей безобидный с виду мем может действительно задеть.
Включите самоцензуру. Не размещайте и не лайкайте посты, которые могут вас скомпрометировать.
2. Представляйтесь и обращайтесь к незнакомым людям на «вы»
Если «стучитесь» к кому-то в друзья в социальной сети или мессенджере, напишите, кто вы и почему хотите добавиться. Причём переходите сразу к делу, не стоит отправлять таинственное «привет» и ждать ответа.
На виртуальное пространство распространяются и обычные правила вежливости. Например, говорить незнакомцам и старшим — «вы».
3. Пишите грамотно
Не полагайтесь на автокорректор и не пренебрегайте знаками препинания. Опечатки, ошибки, отсутствие запятых и точек затрудняет восприятие текста и может сильно исказить смысл сообщения. Невежливо заставлять собеседника ломать голову над тем, что вы хотели сказать.
Ваши сообщения и посты — индикатор вашей образованности.
4. Не злоупотребляйте эмодзи
В интернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, на выручку приходят стикеры и смайлы. Но нагромождение эмодзи затрудняет чтение и понимание того, что вы хотите сказать.
То же самое относится к #хэштегам.
5. Не дробите сообщения
Отправка сообщения по слову или предложению, нередко приводит к путанице. Вы ещё не закончили мысль, а собеседник уже начал отвечать, вы реагируете на его замечание, он на ваше — получается хаос.
Не злоупотребляйте кнопкой «Отправить». Некрасиво заставлять собеседника ваше послание из вороха разрозненных фраз. Цельный текст воспринимается намного лучше. Кроме того, постоянно всплывающие оповещения действуют на нервы.
Не стоит писать сообщения вот таким образом.
6. Не используйте CapsLock
Писать БОЛЬШИМИ БУКВАМИ в интернете означает кричать.
Если вы хотите подчеркнуть свою мысль или обратить внимание собеседника на что-то, используйте другие инструменты форматирования текста, а также средства выразительности. Русский язык богат ими.
7. Уважайте чужое время
Общение в мессенджере или чате социальной сети может быть синхронным и асинхронным. Чаще всего обмен сообщениями происходит мгновенно. Но не стоит обижаться, если собеседник не ответил сиюминутно (даже если его статус онлайн).
Ночь — не лучшее время для сообщений. Особенно с пометкой «СРОЧНО» (см. предыдущий пункт). Если вопрос не связан с угрозой жизни или здоровью, можно отложить его до утра.
Человек, требующий незамедлительной реакции, обычно хочет решить всё «здесь и сейчас» из эгоистических побуждений, чтобы не возвращаться к этому вопросу позже. Но никто не обязан бросать свои дела ради ваших и, тем более, просыпаться среди ночи.
Справедливо и обратное. Вы тоже вправе реагировать на сообщения и комментарии в удобное для вас время. Вполне нормально ответить: «Я занят — смотрю урок, напишу позже».
Уважайте время наставников. Рабочий день куратора Фоксфорда с 9:00 до 21:00 по московскому времени. На ответ в социальных сетях и мессенджерах отводится 4 часа.
Исключение: вы договорились с наставником общаться в режиме 24/7.
8. Не выкладывайте фотографии с друзьями без разрешения
Во-первых, фото может не нравиться вашему приятелю. Во-вторых, не все горят желанием выставлять на обозрение свою личную жизнь. Самовольная публикация фотографий может привести к ссоре.
Исключение: групповые снимки (например, класса или кружка). Здесь заранее предполагается, что фото увидят все фотографирующиеся.
9. Не спамьте
Возьмите под контроль приглашения и уведомления, рассылаемые от вашего имени в социальных сетях. Это могут быть приглашения в игры и приложения, акции и мероприятия групп, на которые вы подписаны.
Этика и этикет в электронной среде общения
Урок родного языка 15 группа 10.04.2020
Повторение. Найдите синтаксические ошибки в следующих предложениях. Запишите исправленный вариант.
1. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу.
2. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
3. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
4. В ближайшее время будет показан новый спектакль, создающийся силами членов школьного драматического кружка.
5. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
Мы уже достаточно говорили о нормах русского языка. Соблюдение норм – признак грамотного, культурного человека. Кроме этого, человек должен соответствовать и нормам этикета – правилам поведения. Но общение в последнее время стало приобретать такие формы, каких еще 15-20 лет просто не было. Поэтому тема занятия
Этика и этикет в электронной среде общения. (тема записывается).
1. Правилам поведения в общественных местах учат с детства.
У сетевого этикета есть свой термин – НЕТИКЕТ.
В 1994 году на свет появилась книга, в которой были записаны десять основных правил нетикета, соблюдение которых заметно облегчит жизнь как вам, так и всем окружающим.
Правило 1. Помните, что Вы разговариваете с человеком. Это одно из самых очевидных и все же часто нарушаемое правило в сети. Очень многие, к сожалению, забывают, что их собеседник — не компьютер, что за строками на экране прячется живой человек, которого легко обидеть, и расположение которого, однажды потеряв, может быть очень сложно вернуть.
Правило 2. Старайтесь придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Интернет создает ощущение анонимности, вам кажется, что вам никто ничего не сделает, тем самым появляется заблуждение, что в сети правила поведения не так строги. И всё же необходимо соблюдать этику общения, а также оставаться в пределах рамок закона, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Не стоит навязывать свои правила и учить сообщество, даже если Вы уверены, что все не правы.
В конце концов, Вы пришли в сообщество, а не сообщество к Вам.
Правило 4. Уважайте время и возможности других пользователей.
Если нашли где то интересную тему и решили ее взять себе и опубликовать, не поленитесь указать источник и автора (если тема авторская). Если выложить под своим именем, это когда-нить обнаружится (всё тайное становится явным) и о вас сложится. не очень лестное мнение.
Правило 5. Сохраняйте лицо. Репутация в Интернете значит ничуть не меньше, чем в реальной жизни. Если даже на первом этапе знакомства с Интернетом у Вас будетнесколько ников, со временем один из них станет главным, тем, в котором вы себя ощущаете спокойно и надежно, возможно — даже надежнее, чем в паспортом. (Вспомните Нео из “Матрицы”) Стоит ли марать свой ник репутацией скандалиста? Выскочки? Невежды? Зануды?
В сети появляется только та информация, которая хоть немного представляет выгоду автору. Поэтому всегда могут возникнуть вопросы ответов на которые в Сети нет. Именно люди, с которыми Вы встречаетесь в Сети, могут помочь Вам.
Если вы увидели вопрос и можете на него ответить — ответьте. Если новичок просит у вас помощи — помогите. Мир становится лучше, когда мы помогаем другим, а мы сами — счастливее.
Правило 7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их. Те, кто в Сети давно, распознают будущий скандал в зародыше и стараются удалиться от него на безопасное расстояние. Помните, что брызгать слюной, доказывая в своих сообщениях, что собеседник ничего не понимает в данной теме — удел слабых.
Правило 8. Уважайте право на частную переписку. Нет, я не думаю, что уважаемый читатель лазает по чужим почтовым ящикам и читает чужие письма. Но это правило желательно толковать более широко.
А именно: не распространяйте в Сети личную информацию других людей — реальные имена, адреса, телефоны, фотографии без согласия этих людей. Никогда — ни при каких условиях! — не публикуйте логи ваших разговоров тет-а-тет без согласия собеседника или нескольких собеседников, если разговор предполагал конфиденциальность.
Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями. Виртуальное пространство предполагает различный доступ к тем или иным ресурсам, различный уровень знаний и умений в тех или иных вопросах. Обладая преимуществами над другими пользователями, не следует хвастаться ими, тыкать ими другим в лицо и рассказывать о них на каждом углу. Помните таким образом вы можете унизить своего собеседника.
Задание. Из прочитанной лекции выпишите в сжатом виде основные тезисы.
2. У сетевого этикета есть свои особенности.
Задание. Определите значение символов (устно)
Во-вторых, по этим же (или иным) причинам вы можете использовать сокращение известных словоформ. Например:
В-третьих… А вот теперь о грустном. В последнее время русский литературный язык в сетях стали часто заменять весьма странным языком, который получил название
ОЛБАНСКИЙ ЯЗЫК – стиль, основанный на заведомо неправильной орфографии (как слышится, так и пишется). (запись)
У олбанского языка не только своеобразная орфография (если то, что есть, можно вообще считать орфографией), но и пунктуация, и синтаксис.
Если с орфографией решили попроще (как слышится…), то с пунктуацией еще проще – часто ее просто нет. Например:
дань какое дз на зафтра
Ну и совсем просто:
Задание. Найти и записать 2-3 примера использования олбанского языка в СМИ.
3. Еще раз обратимся к началу лекции:
… Вспомните, как легко бывает общаться с малознакомыми людьми, которые наверняка нам больше никогда не встретятся, — с попутчиками, случайными собеседниками и т. п. В таком общении исчезает зависимость, предубеждение, контакт начинается «с чистого листа». Примерно то же самое происходит и при общении в сети: собеседникам вас не видно….
И вот тут часто возникает
В лингвистике это называется Интернет-дискуссия или Интернет –полемика. Дискуссия и полемика – это разновидности спора, а спор, как вы понимаете, может возникнуть и на пустом месте. Особенно не видя друг друга.
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУССИЙ. ( очень краткая запись)
Первое : не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч.
Второе : дискутировать только о том, что Вы знаете, о том же, чего Вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует.
Третье : слушать то, что говорит Ваш оппонент.
Четвертое : из того, что говорит Ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо.
Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые высказывает Ваш противник, первым делом, дайте ему высказаться. Всякая разумная дискуссия является оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем больше он делает ошибок.
Помимо той позитивной информации, которую Вы извлекаете из суждений вашего оппонента, извлекайте еще и его ошибки.
Когда Вы приводите аргументы в дискуссии, то помните, что Вы должны приводить не те аргументы, которые убедительны для Вас, а те аргументы, которые убедительны для вашего собеседника. Это самая распространенная ошибка любого спора, любой дискуссии, любой риторической прозы. Человек убеждает самого себя и часто — никого больше. То, что убедительно для вашего собеседника, как раз и вытекает из его речи. Итак, нужно из речей собеседника извлекать позитивную информацию, ошибки и те позиции, которые в своей собственной речи выражает Ваш собеседник.
Разбирая ошибки вашего оппонента, старайтесь разбирать их таким образом, чтобы Вашего оппонента не обидеть, потому что, если Вы его обижаете, Вы тем самым прерываете дискуссию и ничего доказать уже не сможете. Как только Вы проявляете в дискуссии агрессивность, то немедленно прекращается сам по себе речевой контакт. Спор превращается в ругань.
Домашнее задание. Давайте мы тоже проведем дискуссию:
Интернет: ЗА и ПРОТИВ . (3-4 довода ЗА и столько же ПРОТИВ)
Этикет в интернете
Виртуальное общение – это быстро и удобно. Но и здесь следует придерживаться этикетных правил и уважительно относиться к собеседнику, даже если вероятность встречи с ним в реальной жизни ничтожно мала. Отсутствие визуального контакта – не повод грубить или общаться так, будто человек по ту сторону монитора является давним приятелем.
Выдать характер автора строк способна манера его письма. Поэтому, стараясь завязать общение с интернет-пользователем или желая установить контакт с потенциальным бизнес-партнером, следует тщательно прорабатывать план письма.
Вряд ли деловая переписка с обилием смайлов или заимствованных слов придется по душе участнику бизнес-сделки. Ведь этикет общения в интернете должен соблюдаться с той же строгостью, что и в реальной жизни.
Действуют ли правила этикета в интернете
Быть культурным и уважать собеседника, ведя с ним переписку в интернете, человек обязан всегда, вне зависимости от того, кем он является – обычным служащим или директором компании. Запрещено переходить на личности или пользоваться ненормативной лексикой. Это не только некрасиво, но и может караться законом.
Действия, связанные с оскорблением человека в социальных сетях или при ведении личной переписки, караются со всей строгостью закона. Если при живом общении доказать вину оппонента удается не всегда (за исключением записи разговора на диктофон или видео), то наличие интернета дает такую возможность.
Интернет-этикет и безопасность
Далеко не каждый человек, попадая в виртуальную среду, продолжает общаться с пользователями так же, как в обыденной жизни. Многие ошибочно полагают, что сетевое общение гораздо проще, ведь никто никого не видит. Но отсутствие физического контакта не дает право вести себя развязно. В интернете общаются реальные люди, которые воспринимают каждое напечатанное слово близко к сердцу.
Не менее важной проблемой современного человека, знакомого с интернетом, является безопасность в Сети. Опасности в виртуальном мире могут подстерегать на каждом шагу, как и в действительности, а потому вести себя здесь следует со всей осторожностью.
Информация, которую пользователь лично размещает на своих страничках в соцсетях, может стать отличным поводом для шантажа. Человечеству известна масса случаев, когда лишние сведения, публикуемые в Сети, становились причиной для насмешек и осуждения людей, к которым они имели непосредственное отношение.
Например, размещая в интернете какой-либо документ с мультимедийным содержанием, важно помнить, что следует соблюдать этикет в интернете – презентация о себе должна содержать только ту информацию, которая может пригодиться для достижения цели.
Лишних сведений о своей персоне упоминать не стоит. Запрещено также делиться контактами своих знакомых и публиковать в интернете любую информацию, касающуюся третьих лиц.
Эксперты настоятельно рекомендуют не размещать в интернете непристойные фотографии, видеоролики или публиковать личную информацию (номера телефонов, продолжительность трудового дня, имена родственников), открывая доступ для всех пользователей.
Вряд ли людям будет приятно видеть в лице своих потенциальных партнеров лиц, любящих тусовки, а также выставляющих в Сеть непристойные или неоднозначные снимки. У каждого человека свои представления о красоте, морали и этикетных принципах. Но существуют общепринятые правила, которых необходимо придерживаться всем без исключения.
Особенности онлайн-общения различных социально-возрастных групп
Несмотря на то, что правила этикета при общении в интернете едины для всех, существуют определенные отличия, которые характерны для разных категорий граждан. Сегодня веб-сетью пользуются не только государственные деятели, чиновники и ученые, соблюдающие все тонкости официального общения в виртуальном пространстве.
Доступ к интернету получили и обычные граждане. Для многих эта возможность стала средством развлечения, поиска информации и установления знакомств. Основной массой пользователей Всемирной паутины принято считать молодых людей. Поэтому вполне закономерно, что молодежный интернет-этикет значительно отличается от делового этикета общения в Сети.
Молодежь предпочитает общаться, используя сленги, смайлы и сокращая слова (Ок, респект, уважуха). Распространяется среди молодежи и так называемый троллинг. Власти всех государств мира пытаются внести ясность в понятие онлайн-этикета, заявляя, что интернет – это не океан свободы, и соблюдать правила поведения следует всем. Недавно даже заговорили о появлении такого термина, как «сетикет» (сеть + этикет), а также утверждении кодекса цивилизованного общения в Сети под названием «Нетикет».
Этикет общения в Сети интернет допускает общаться с представителями своей группы более раскованно. Вряд ли приятель или любимый человек будут тратить время, указывая на опечатки, напечатанное с маленькой буквы имя или отсутствующие кавычки. Но письмо, адресованное коллеге, начальнику, работнику госслужбы или бизнес-партнеру, обязательно следует перечитать несколько раз перед отправкой и убедиться в грамотности изложения материала и отсутствии ошибок.
Общаясь с людьми в виртуальном пространстве, мы волей-неволей формируем свой онлайн-образ. Со многими собеседниками приходится общаться исключительно через интернет, поэтому о том, какие мы в действительности, многим неизвестно. Но узнать человека лучше можно за счет его высказываний и действий в Сети.
Важно понимать, что за монитором любого компьютера сидит реальный человек. Он обладает и чувством юмора, и чувством собственного достоинства. Это не бездушная машина, с которой можно общаться как угодно. Поэтому пренебрегать этикетными правилами в Сети нельзя, как и в жизни.
Что такое сетевой этикет
Сетевой этикет (Сетикет) — это система правил общения, поведения во всемирной сети. Придуман сетикет для того, чтобы пользователям было комфортно и легко общаться между собой. Правила не носят специального характера, но они делают сетевые коммуникации более удобными для юзеров.
При общении в Интернете необходимо руководствоваться здравым смыслом, уважать собеседников. Можно отстаивать свою точку зрения, но при этом не следует оскорблять других людей. В сети нужно придерживаться точно таких же правил поведения, что и в реальной жизни.
Грамотный ответ, отсутствие флуда, правдивая информация, такт — все это входит в систему сетикета. Такая система представляет собой правила хорошего тона, которые приняты в цивилизованном обществе.
Обезличенность общения в Интернете позволяет пользователям забывать о том, что они общаются с живыми людьми. Довольно сложно установить контакт с человеком, которого мы не слышим и не видим. Для решения этой проблемы и был создан сетикет.
Еще сетевым этикетом называют раздел общественной этики. Это общие принципы поведения, которых должны придерживаться пользователи. Создателем норм этики стало сообщество техников, а всемирная сеть изначально предназначалась для научной элиты. Сейчас формируются сообщества со своими нормами, правилами.
Чтобы произвести на собеседника хорошее впечатление, нужно придерживаться сетевого этикета. Люди должны уважать друг друга, продумывать каждое сообщение, правильно оформлять текст. Культуры общения придерживаются участники форумов, чатов, социальных сетей, пользователи электронной почты.
Правила сетевого этикета
Нормы коммуникативного поведения во всемирной сети нельзя назвать строгими, а их границы довольно растяжимы. Главная цель «паутинного» общения заключается в упрощении коммуникативного поведения на разных порталах.
Устанавливаются правила поведения в интернет-обществах с учетом целей проекта, технических ограничений, других нюансов. Есть и такие порталы, на которых нормы сетикета напоминают формальный устав. Как правило, сетевые «заповеди» — это просто совокупность общепринятых норм хорошего тона.
Под нарушениями сетикета подразумевают:
Нормы сетевого этикета условно разделяют на 3 группы: эмоциональные (психологические), административные, технические.
В первую группу входит использование смайликов, поддержка/игнорирование новичков, обращение на «ты», «вы».
Административные правила в интернете — названия обсуждаемых тем, допустимость рекламы, порядок цитирования. В эту группу относится допустимость флейма (словесных перепалок) между участниками.
Технические нормы подразумевают использование определенного количества знаков в сообщении, транслитерацию, длину строк. Сюда входит допустимость печатания слов только заглавными буквами, расширенное форматирование.
Законы вежливости в кибернетическом пространстве практически не отличаются от действующих правил в социуме. Придерживаться норм сетикета должны все пользователи. В Интернете ценится умение «выслушать» собеседников, отсутствие оскорблений и хамства, использование слов вежливости.
При наборе текстового сообщения нужно ограничивать объем написанной информации, не следует включать режим «Caps Lock», желательно сводить к минимуму сленговые выражения. Перед отправкой сообщения рекомендовано исправить все лексические и грамматические ошибки.
Есть 10 правил сетевого этикета, которые помогают пользователям Интернета достигать взаимопонимания:
Если какой-то ресурс сетевой этикет не поддерживает, то это не проблема. При виртуальном общении каждый пользователь должен помнить «заповеди» сетикета, избегать ошибок и проявлять уважение к собеседникам.
Пользование электронной почтой
E-mail позволяет общаться адресатам с разных городов и стран. Переписка по электронной почте имеет определенные правила, культурные и деловые нормы.
Этикет переписки по e-mail включает:
В письме нужно заполнять все поля, указывать тему (название, заголовок). Почтовый адрес получателя рекомендовано заполнять в последнюю очередь. Сам текст письма можно сохранять в отдельном файле, ведь послание не всегда доходит до адресата.
Текст должен содержать приветствие, обращение к получателю по имени и отчеству (если есть такие данные). Отсутствие ошибок, понятный контент, структурированность информации, удобный для чтения шрифт — вот основные требования к электронному письму. Тон послания не может содержать оскорблений, ругательств.
Принципы общения по e-mail идентичны правилам сетикета. Нужно грамотно строить фразы и предложения, проверять грамматику, орфографию. Не следует писать слова прописным шрифтом, злоупотреблять аббревиатурами. В самом конце электронного послания желательно использовать свою подпись.
На письма нужно отвечать, проявляя взаимное уважение к отправителям. Работа с почтой зависит от дисциплинированности получателя. Необходимо регулярно просматривать свою почту, своевременно отправлять ответы. Вовремя отправленный ответ характеризует получателя с положительной стороны.
В социальных сетях: нормы этикета
Аудитории социальных сетей насчитывают много миллионов человек. В популярных соцсетях тоже действуют правила общения. В своем профиле нельзя размещать чужие фото, видеоролики без разрешения. Нельзя пересылать другим людям информацию из закрытых профилей друзей.
Спамом считается добавление друзей в группу без их разрешения. Спам — рекламные сообщения, отправленные в «личку». Нет смысла рассылать безликие праздничные открытки своим друзьям. Не нужно отправлять малознакомым людям предложения поиграть в онлайн-игры.
Не стоит засорять чужую «стену» сообщениями, поздравлениями. Исключением считается поздравление с днем рождения.
В социальных сетях не следует увлекаться смайликами, хэштегами, большим количеством селфи-снимков и «чекинами» (отметками о местоположении). Не очень нравятся виртуальным друзьям просьбы о репостах и «лайках». Не нужно забывать о грамотности, ведь часто информацию в соцсетях просматривают работодатели.
К запретам относятся обнаженные фотографии, массовый фолловинг, огромное количество кошечек, собачек. Также в социальных сетях нельзя регистрироваться под чужим именем, заниматься троллингом, ежедневно публиковать философские статусы.
Видео
Как интернет изменил русский язык? Мультфильм на две минутыСкачать
Этика общения в интернете. Правила общения в соцсетях.Скачать