Факты о фонетике русского языка + видео обзор

Содержание
  1. Фонетика
  2. Единицы и средства, используемые в фонетике
  3. Классификация звуков
  4. Гласные звуки по уровню подъема языка
  5. Согласные звуки
  6. Твердые и мягкие согласные
  7. Позиция звука в фонетике
  8. По глухости/звонкости:
  9. Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
  10. Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать
  11. Что изучает фонетика
  12. Зачем нужна фонетика
  13. С какими науками связана фонетика
  14. Как разобраться в фонетике
  15. Полезные материалы по теме
  16. Факты о фонетике русского языка
  17. Фонетика и звук
  18. Образование звуков языка
  19. Гласные звуки
  20. Согласные звуки
  21. Фонетическая позиция звука
  22. Видеоурок «Фонетическая транскрипция»
  23. Видеоурок «Фонетический разбор слова»
  24. Русский язык и занимательные факты о нем
  25. Факт 1
  26. Факт 2
  27. Факт 3
  28. Факт 4
  29. Факт 5
  30. Факт 6
  31. Факт 7
  32. Факт 8
  33. Факт 9
  34. Факт 10
  35. Факт 11
  36. Факт 12
  37. Факт 13
  38. Факт 14
  39. Факт 15
  40. Факт 16
  41. Факт 17
  42. Факт 18
  43. Факт 19
  44. Факт 20
  45. Познавательный час «Веселая и занимательная фонетика»
  46. Видео

Фонетика

Факты о фонетике русского языка

Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.

Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:

Единицы и средства, используемые в фонетике

Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:

Классификация звуков

В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.

Факты о фонетике русского языка

Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.

Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.

Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.

Гласные звуки по уровню подъема языка

Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:

Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.

Согласные звуки

Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).

Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.

Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».

Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.

Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.

Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

Твердые и мягкие согласные

Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:

Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:

По месту образования согласные бывают:

Позиция звука в фонетике

Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

По глухости/звонкости:

Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.

Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок: 20

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Источник

Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать

Наука о звуках речи.

Факты о фонетике русского языка

Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.

Что изучает фонетика

Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.

Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].

Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].

Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».

Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.

Зачем нужна фонетика

Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).

Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.

Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].

Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/\ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».

Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].

С какими науками связана фонетика

С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.

С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.

Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».

Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.

С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.

Как разобраться в фонетике

Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.

Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.

Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.

На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.

Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.

Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.

Источник

Факты о фонетике русского языка

Фонетика — это раз­дел нау­ки о язы­ке, пред­ме­том иссле­до­ва­ния кото­ро­го явля­ет­ся звук. Звук явля­ет­ся основ­ной еди­ни­цей язы­ка наря­ду со сло­вом и пред­ло­же­ние, но в отли­чие от них он сам по себе не име­ет ника­ко­го значения.

Фонетика и звук

Звуки выпол­ня­ют в язы­ке важ­ную смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ную роль. Они оформ­ля­ют сло­во фоне­ти­че­ски, созда­вая его внеш­нюю зву­ко­вую оболочку.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое фоне­ти­ка дает Википедия:

Факты о фонетике русского языка

Звуки, соеди­ня­ясь в раз­ные ком­би­на­ции, помо­га­ют раз­ли­чать сло­ва в речи. В каж­дом сло­ве содер­жит­ся опре­де­лен­ное коли­че­ство зву­ков. Сравним:

Слова раз­ли­ча­ют­ся набо­ром зву­ков и после­до­ва­тель­но­стью их рас­по­ло­же­ния. Понаблюдаем за сло­ва­ми, кото­рые различаются

В фоне­ти­че­ском обли­ке слов наблю­да­ем отли­чие в после­до­ва­тель­но­сти звуков:

Образование звуков языка

Фонетика изу­ча­ет каж­дый звук с точ­ки зре­ния аку­сти­ки, как физи­че­ский объ­ект, и арти­ку­ля­ции — спо­со­ба обра­зо­ва­ния зву­ка с помо­щью орга­нов речи чело­ве­ка. Звуки обра­зу­ют­ся в рече­вом аппа­ра­те при выды­ха­нии воз­ду­ха. К рече­во­му аппа­ра­ту отне­сем гор­тань с голо­со­вы­ми связ­ка­ми, рото­вую и носо­вую поло­сти, язык, губы, нёбо.

Гласные звуки

В рече­вом аппа­ра­те выды­ха­е­мый воз­дух про­хо­дит через гор­тань меж­ду напря­жен­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая может менять свою фор­му. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Они состо­ят толь­ко из голоса.

Согласные звуки

Выдыхаемый воз­дух может встре­тить пре­гра­ду в рото­вой поло­сти в виде смыч­ки или сбли­же­ния орга­нов речи и вый­ти через рот или через нос. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они состо­ят из шума, а неко­то­рые — из голо­са и шума.

Факты о фонетике русского языка

Источник изоб­ра­же­ния: абв-стенд.рф

Фонетическая позиция звука

В речи все зву­ки нахо­дят­ся либо в силь­ной пози­ции, либо в сла­бой. В силь­ной пози­ции звук слы­шит­ся отчет­ли­во. Для глас­ных зву­ков силь­ная пози­ция — это нахож­де­ние зву­ка под уда­ре­ни­ем, а сла­бая — без уда­ре­ния, например:

Согласный звук име­ет силь­ную пози­цию, если рядом с ним нахо­дят­ся глас­ные звуки:

боро­да, воро­та, ура­ган, рука, сто­лик, чулан, тро­пы.

Слабой пози­ци­ей для соглас­ных зву­ков явля­ет­ся их расположение

2. перед глу­хи­ми согласными

Видеоурок «Фонетическая транскрипция»

Видеоурок «Фонетический разбор слова»

Источник

Русский язык и занимательные факты о нем

Считается, что русский язык достаточно сложен и очень многогранен. На нем говорят люди в самых разных странах мира, многие его понимают. На сегодняшний день он занимает 6 место в мире по числу говорящих на нем людей, а что касается количества носителей языка — здесь русский занял почетное 8 место.

Но, говоря по-русски, люди зачастую даже не задумываются о том, на каком удивительном языке они говорят и не знают его истории. Многие из нас не знают о родном языке практически ничего. А между тем, есть очень любопытные факты, на тему которых мы и поговорим в этой статье. Мы уверены, что вы узнаете много нового и интересного.

Факты о фонетике русского языка

Факт 1

Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз».

Факт 2

Всем привычная буква «Х» изначально называлась несколько длиннее, а именно «хер». От названия этой буквы появилось слово «похерить». Смысл в том, что по виду буква напоминает крест, то есть «похерить» значит каким-то образом что-то перечеркнуть. Смысл этого слова неизменен и в наши дни.

Факт 3

Немногие знают, что в русском есть 2 слова, в которых подряд целых три гласных — это слова змееед и длинношеее.

Факт 4

На Руси и в Российской империи существовало понятие «нелепый глагол». Поскольку устаревшее слово «лепота» означало красоту и правильность чего-либо, то слово «нелепый» означало полную противоположность этому понятию. Слово «лепота» на данный момент почти не используется, а слово «нелепый» осталось и сохранило свой первоначальный смысл.

Факт 5

Самое длинное слово в русском языке, которое достаточно часто употребляют его носители — соответственно. В нем целых четырнадцать букв!

Факт 6

Носители английского языка, которые решили изучать русский, придумали оригинальную идею, как запомнить по-русски выражение «я люблю вас». Чтобы им было проще его выучить, они перекроили его на свой лад — «yellow blue bus», что в переводе на русский означает желто-голубой автобус.

Факт 7

Русский алфавит очень интересный и иностранцам может показаться даже странным. Например, многие буквы сильно напоминают латинские. Но самое забавное, что есть буквы, которые вообще невозможно произнести и как-то обозначить. Трудно также и объяснить их значение. Это Ъ и Ь.

Факт 8

Буква «й» сама по себе не вызывает ни у кого удивления, если встречается в середине слова, но вот чтобы слово с нее начиналось — это считается редкостью. Даже носители языка, как правило, в состоянии вспомнить всего пару-тройку таких слов, например, йога или йод. И только единицы в курсе, что слов, начинающихся на «й», в русском языке насчитывается 74 штуки.

Факт 9

Еще одна редкая буква — «ы». На нее начинаются некоторые названия географических объектов в России.

Факт 10

Еще один занимательный факт — в слове «обороноспособность» целых 7 букв «о»!

Факт 11

На сегодняшний день по популярности в сети Интернет русский язык уступает только английскому и занимает 2 место. Всего в мире на нем изъясняется более 260 миллионов людей.

Факт 12

Русский язык постоянно меняется. Не только уходят архаизмы, но и появляются новые правила. Например, ранее слово «кофе» употреблялось только в мужском роде, но уже 10 лет его официально можно употреблять и в среднем. Таким образом, у этого слова целых два рода одновременно.

Факт 13

Современное слово «баба» считается просторечным и иногда даже оскорбительным, но немногие знают о том, что раньше звание «баба» нужно было еще заслужить. Так называли только тех женщин, которые смогли родить сына. Если у женщины рождались только девочки, то бабой ее не называли вплоть до того момента, пока она не родит мальчика.

Факт 14

Еще одно интересное заимствованное слово — хулиган. Оно было заимствовано в английском языке, от фамилии Халиган одного из английских семейств. Свой сегодняшний смысл в русском получило из-за того, что представители английского семейства отличались весьма буйными чертами характера.

Факт 15

Долгое время в русском языке не существовало буквы «ё» — вплоть до 1873 года.

Факт 16

Первые слова, которые прозвучали в космосе, были произнесены именно на русском языке. Нетрудно догадаться, что произнес их никто иной как Юрий Гагарин.

Факт 17

«РЕНТГЕНОЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКОГО» — самое длинное русское слово, состоящее из 33 букв! Оно даже попало в Книгу рекордов Гиннеса.

Факт 18

В русском языке много выражений, в которых фигурирует слово рука. Причем они имеют разный смысл. Например, «руки так и чешутся», «идти по жизни рука об руку», «все в твоих руках» и другие.

Факт 19

Сегодня первая буква алфавита — это «А», но когда-то первой была «Я» и только потом они поменялись местами.

Факт 20

Знак препинания, который мы сегодня знаем как восклицательный знак, когда-то назывался «точкой удивления». По-настоящему полюбить русский язык, избавиться от досадных ошибок в устной и письменной речи, вспомнить правила и восполнить пробелы в знаниях поможет курс «Идеальный русский». Теория, диктанты, отработка полученных навыков — все для того, чтобы качественно усвоить материал!

Источник

Познавательный час «Веселая и занимательная фонетика»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Способствовать развитию фонетического слуха.

ОБОРУДОВАНИЕ: Плакат с высказываниями о гласных, согласных звуках, буквах, словах, предложениях, текстах и т.д. Карточки с чистоговорками, скороговорками, загадками, шарадами, предложениями и т.д. Кроссворд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети получают задание: Прочитайте высказывания великого писателя, режиссера, драматурга найдите ключевые (главные) слова и попутайтесь определить тему занятия.

Первое высказывание принадлежит великому учителю всех артистов и актеров нашей страны К.Станиславскому. Кто догадался и может ответить на вопрос: почему артист должен уметь говорить красиво, правильно, понятно?

Второе высказывание принадлежит русскому писателю М.Горькому. Он тоже считал, что каждый писатель должен умело владеть русским языком. А как вы считаете, почему?

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Вы правильно выделили опорные слова, потому что тема нашего занятия «Веселая и занимательная фонетика». «Веселая» потому, что задания будут веселые, шуточные, смешные, с юмором. «Занимательная» потому, что задания будут интересные, на смекалку, требующие проявления находчивости. «Фонетика» потому, что задания будут посвящены этому разделу русского языка.

ДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ.

Для проведения занятия мне понадобится помощник. А чтобы придать нашему занятию дух соревнования, я предлагаю вам поделиться на команды.

Выходит помощник ведущего (из детей или родителей ) и читает стихотворение С.Ефремова «Звук». Во время чтения помощник проходит по рядам и раздает детям разрезанные на части карточки (открытки и т.д).

После прослушивания стихотворения дети выходят в центр зала (класса) и по частицам своих карточек собирают свою открытку и находят свою команду. Затем занимают места за столиками, специально приготовленными для команд. ( число команд зависит от количества детей).

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЙ СОСТАВИТЕЛЬ»

Из собранных слов получилось название команд. Названия (оформленные в цвете заранее) вывешиваются на доску.

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЧИСТОГОВОРКА»

Ведущий предлагает разминку для разработки артикуляционного аппарата. Дети разминаются все вместе повторяя за ведущим:

В заключении все дружно повторяют скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», определяют, какой звук отрабатывается при работе с этой скороговоркой, что является подготовкой к следующему конкурсу.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ » ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКОРОГОВОРКА «

Игроки получают очередной конверт со скороговоркой:

ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ. ( БР )

ВОДОВОЗ ВЁЗ ВОДУ ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА. ( ВД, ВЗ )

НА ЕРЁМУ НАПАЛА ДРЁМА, ОТ ДРЁМЫ УСНУЛ ЕРЁМА. ( ДР ).

(Звонкий или глухой, мягкий или твердый и т.д. )

После подведения итогов, ведущий сообщает игрокам, что не всегда так дружно было в сказочном «Азбучном» королевстве и рассказывает сказку.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКАЗКА » ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ «

Поспорили однажды гласные и согласные кто из них важнее и главнее.

ГЛАСНЫЕ: Конечно мы! Без нас никто рта не откроет!

СОГЛАСНЫЕ: Но это еще надо посмотреть! Попробуйте произнести хоть один согласный с закрытым ртом.

СОГЛАСНЫЕ: Ах, так! И закашляли КХ, КХ, КХ, зачихали ПЧХ, ПЧХ, ПЧХ, захмыкали ХМ, ХМ, ХМ. (Команды согласных подхватывают игру).

ГЛАСНЫЕ: Обиделись, заплакали О, О, О, А, А, А, УА, УА, УА, и ушли в дремучий лес. Шли, шли да и заблудились. Испугались, и стали звать на помощь. АУ! АУ! АУ! АУ!

СОГЛАСНЫЕ: Услыхали их и рады бы ответить, да ничего не получается. Только слышно БМД, ВСГД, ВМСТ. БМД, ВСГД, ВМСТ.

С тех пор гласные и согласные живут дружно и не ругаются.

Дети (помощники ведущего) читают стихотворение «Всегда вместе»:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные. согласны
Шелестеть, свистеть, шипеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог:
МА и ША, а вместе МАША
К нам явились на урок.

Если слоги встанут в ряд, получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, читай СОВА.
Сколько в слове гласных, столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.

Помирились гласные и согласные и составили слоговое задание.

ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ » ФОНЕТИЧЕСКИЕ СЛОГИ «.

Приготовили это задание животные, а вот какие вы должны сами узнать, прочитав следующий текст.

Обрадовались кошки и дали задание: прочитайте слова КОТ и МЯУ.

Ответьте на вопросы и докажите :

— одинаковое ли количество букв в этих словах; (назовите)

— одинаковое ли количество звуков в этих словах; (произнесите)

— одинаковое ли количество слогов в этих словах.(прохлопайте)

ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ВНИМАНИЯ И СЛУХА»

Так зовут коротыше из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет, а кашу из мармелада? Подсказка : в имени коротышки звуков меньше, чем букв.

КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК.

ЗАДАНИЕ ШЕСТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ»

Для этого конкурса подбираются две шарады на замену одного звука (ноль, моль, соль) и т.д. и на перестановку ударения (ирис- ирис).

ЗАДАНИЕ СЕДЬМОЕ » ВЕСЕЛЫЕ ОМОГРАФЫ»

Каждая команда получает предложение, в котором находит омографы, расставляет ударения и объясняет свой ответ.

— На дереве сорок сорок.

— Семена гвоздики похожи на гвоздики.

— Солнце село за село.

ЗАДАНИЕ ВОСЬМОЕ » ФОНЕТИЧЕСКАЯ ШУТКА-ДРАЗНИЛКА»

ДЯДЯ ВАЛЯ ВСЕХ ПОВАЛИТ,

ТЕТЯ КАТЯ ВСЕХ ПРОКАТИТ,

ДЯДЯ БОРЯ ВСЕХ ПОБОРИТ.

Являются ли слова в дразнилке однокоренными? Докажите.

ЗАДАНИЕ ДЕВЯТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД»

1Фонема
2слово
3предложеНиЕ
4тЕкст
5чистописание
6алфавИТ
7оценКа
8лексикА

ЗАДАНИЕ ДЕСЯТОЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАБОРЩИК»

Данное задание может быть использовано в качестве домашнего задания. Из слова » Ф О Н Е Т И К А » набрать и составить как можно больше слов: ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.

На данном познавательном часе нужно предусмотреть награждение всех команд, придумав им всевозможные названия. А наиболее активным, вручить медали «Знаток Русского языка 1 степени,2 степени, 3 степени»

Источник

Видео

9 занимательных фактов о русском языке

9 занимательных фактов о русском языке

20 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ о РУССКОМ ЯЗЫКЕ

20 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ о РУССКОМ ЯЗЫКЕ

🌵ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ ФАКТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ! 🌵#русскийязык

🌵ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ ФАКТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ! 🌵#русскийязык

Русский язык. Факты про русский язык. Уникальный и лучший язык в мире

Русский язык. Факты про русский язык. Уникальный и лучший язык в мире

Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

15 фактов о русском языке. День Русского языка

15  фактов о русском языке. День  Русского языка

24 интересных факта о русском языке - кратко

24 интересных факта о русском языке - кратко

КРУПНЫМ ПЛАНОМ - Интересные факты о русском языке. Выпуск 06.06.21 (12+)

КРУПНЫМ ПЛАНОМ - Интересные факты о русском языке. Выпуск 06.06.21 (12+)

Русский язык - интересные факты и явления

Русский язык - интересные факты и явления

Интересные факты русского языка. Выпуск 4. "Русский - это просто"

Интересные факты русского языка. Выпуск 4. "Русский - это просто"
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.