Фонетическая система русского языка кратко + видео обзор

ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА

Фонетическая система русского языка кратко

В русском языке все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Звуки, возникающие в результате непериодических (неравномерных) колебаний, называются шумами. Шумы образуются в месте преграды. Шум является составным элементом любого согласного звука.

С артикуляционной точки зрения различие между гласными и согласными звуками состоит в следующем.

При образовании гласных звуков струя воздуха, выходящая из легких, свободно проходит через полость рта, не встречая никаких преград; голосовые связки напряжены и колеблются. Колебания голосовых связок создают голос (тон). А при образовании согласных в полости рта образуется преграда (смычка или щель), которую воздушная струя должна преодолеть; голосовые связки могут быть напряжены или находятся в спокойном состоянии. Преодолевая преграду, выдыхаемый воздух трется о стенки органов речи или с силой их размыкает. При этом возникают непериодические колебания, которые на слух воспринимаются как шум.

Гласные произносятся с более однообразной формой языка: кончик языка опущен книзу, спинка выгнута кверху. Согласные образуются при более сложных движениях языка.

При образовании гласных напряжение распространяется по всей полости рта. При образовании согласных напряжение сосредоточено в месте образования преграды.

Гласные и согласные различаются силой выдыхаемой струи воздуха: при произношении гласных струя воздуха слабая, при произношении согласных для преодоления преграды необходима более сильная воздушная струя.

Чем громче произносятся гласные, тем шире раскрывается рот. Чем громче произносятся согласные, тем плотнее сближаются органы речи. Так, чтобы громче произнести гласный звук [а], надо шире раскрыть рот, а чтобы громче произнести согласный звук [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.

Гласные и согласные противопоставлены в речи ещё и тем, что гласные являются слогообразующими и могут иметь ударение, а согласные не являются слогообразующими и не имеют ударения.

Согласные и гласные различаются своей сочетаемостью: после гласных может употребляться любой звук, а сочетания согласных ограничены.

Классификация согласных звуков

Акустические различия согласных звуков порождаются их артикуляцией. С артикуляционной точки зрения согласные звуки характеризуются по следующим признакам:

1) по месту образования;

2) по способу образования;

3) по участию голоса и шума;

4) по наличию или отсутствию палатализации (по мягкости- твёрдости);

5) по участию или неучастию полости носа (по назальности).

Но основными признаками согласных звуков являются место образования и способ образования.

Классификация согласных звуков по месту образования

Фонетическая система русского языка кратко

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган (язык или нижняя губа) принимает участие в создании преграды и с каким пассивным органом (верхней губой, зубами, нёбом) он смыкается или сближается.

По активному органу речи все согласные делятся на губные и

В зависимости от того, по направлению к какому пассивному органу речи (к верхней губе, к зубам, к передней, средней или задней части нёба) движутся активные органы речи (язык или нижняя губа), губные и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные) согласные делятся на подгруппы.

1. Переднеязычные согласные. Если передняя часть языка вместе с

передняя часть языка движется к передней части твёрдого нёба, образуются нёбно-зубные (или передненёбные) звуки: [ж], [ж’], [ш], [ш ’], [р], [р’], [ч’].

2. Среднеязычные согласные. Средняя часть спинки языка движется к средней части нёба, поэтому согласный [j’] по пассивному органу речи является средненёбным.

3. Заднеязычные согласные. Задняя часть спинки языка движется к задней (мягкой) части нёба, поэтому заднеязычные твёрдые [г], [к], [х] по пассивному органу речи характеризуются как задненёбные. Мягкие заднеязычные образуются, если задняя часть спинки языка несколько продвигается вперёд, к средней части нёба, т. е. по пассивному органу [г’], [к’], [х’] оказываются не задне-, а средненёбными..

Фонетическая система русского языка кратко

Фонетическая система русского языка кратко

1) полная смычка органов речи;

3) дрожание активного органа.

В зависимости от способа преодоления преграды согласные делятся на смычные, щелевые и дрожащие (или вибранты).

При образовании смычных согласных активный орган речи плотно смыкается с пассивным. Преодоление смычки может осуществляться двумя путями:

При произношении щелевых (фрикативных) согласных активный орган не смыкается, а лишь сближается с пассивным, образуя щель. Они

образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи. Трение воздуха о края щели создает характерный шум щелевых согласных. К щелевым согласным относятся: [в], [в’], [ж], [ж’], [з], [з’], [Л, [с], [с’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ш], [Ш’].

Дрожащие согласные [р], [р’] образуются в результате дрожания загнутого кверху кончика языка, приподнятого к альвеолам.

Классификация согласных по способу образования не имеет единой точки зрения. Некоторые лингвисты дрожащие включают в число смычных согласных, а аффрикаты выделяются в отдельную группу, равноправную со щелевыми и смычными.

Источник

Фонетическая система русского языка

Реферат по русскому языку

«Фонетическая система русского языка»

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

К фонетическим средствам русского языка относятся:

— ударение (словесное и фразовое)

1.1 Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.

Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.

v Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.

1) по участию шума и голоса,

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [‘], [з], [з’], [], [], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [‘], [х], [х’], [ц], [ч’], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’

п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’

Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).

Звуковые законы в области согласных звуков:

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр’ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд’елу] (к делу), [зд’елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

б в д з л м н п р с т ф

б’ в’ д’ з’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б’ел], [в’ес], [м’ел], [с’ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’кн’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат’], [рЛат’] (сжать, разжать); [ыт’], [рЛыт’] (сшить, расшить); [‘от], [рЛ’от] (счет, расчет); [рЛзно ‘ик], [изво ‘ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б’и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [по’ъ] (позже), [jк’у] (езжу); [во ‘и], [дро ‘и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [‘], []: [Л’от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш’и е сл’ивы], [г’иганск’и], [ч’уствъ], [с’ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор’ит’] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кЛло ы] (колонна+н+ый); [Лд’е ки] (Одесса+ск+ий).

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

1) степень подъема языка

2) место подъема языка

3) участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Таблица гласных звуков современного русского литературного языка

Звуковой закон в области гласных звуков.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [б’и е да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п’ьл’и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

1.2 В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение

Например: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),

2) сложносокращенные (гфстелецентр),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трвнсатлантический, послеоктябрьский),

4) некоторые иноязычные слова (пфстскриптум, пфстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта.

Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.)

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет ).

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

1.3 Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает? ). Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.

Интонация тесно связана с другими уровнями языка, и, прежде всего, с фонологией и синтаксисом.

С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация в основном соотнесена с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом предложения не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицей ли, представляют собой грамматический образец для построения вопросительного высказывания.

Разные синтаксические структуры могут быть оформлены одной и той же интонацией, а одна и та же синтаксическая структура может быть оформлена разными интонациями. Соответственно изменяются высказывания. Это говорит об определенной автономности интонации по отношению к синтаксису.

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

· Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

· Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай.

Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Основной закон слогораздела в русском языке.

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.

Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии.

Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка; изучение акустических свойств звуков речи (физический аспект) тесно связано с фонологией.

Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема.

Учет самостоятельных и зависимых признаков уточняет понятие фонемы. Независимые качества образуют самостоятельные фонемы, которые употребляются в одной и той же (тождественной) позиции и различают звуковые оболочки слов. Зависимые качества звука исключают возможность употребления звука в тождественной позиции и лишают звук различительной роли и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы. Следовательно, фонемой называется кратчайшая звуковая единица, независимая по своему качеству и потому служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Качество гласных звуков [а], [о], [у] в словах бак, бок, бук фонетически не обусловлено, не зависит от позиции, а употребление этих звуков тождественно (между одинаковыми согласными, под ударением). Поэтому выделенные звуки обладают различительной функцией и, следовательно, являются фонемами.

Степень различной функции фонем выражается в понятиях сильная фонема и слабая фонема.

Основной вид сильных гласных фонем. Основным видом сильной гласной фонемы является разновидность данной фонемы, наименее зависимая от фонетических условий, т.е. находящаяся под ударением в начале слова перед твердым согласным звуком (арка, оспа, ехать, издали, урна).

Источник

Фонетическая и орфографическая системы русского языка

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. (Н.В. Гоголь)

Разделы страницы о фонетике и графике русского языка:

Русская фонетическая система

Система согласных русского языка

Стечения согласных (кластеры) русского языка

Несмотря на действующие в праславянском фонетические законы открытого слога и восходящей звучности, в русском языке (и некоторых других славянских) нередко наблюдаются стечения согласных (кластеры). Ещё М. В. Ломоносов, говоря о звуковой организации речи, рекомендовал «оберегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: „всех чувств взор есть благороднее“, ибо шесть согласных, рядом положенные — вств-вз, язык весьма запинают».

Кластеры из четырёх согласных в русском языке не часты, но встречаются и в начале слова («встрепенуться»), и в конце («черств», «знакомств»). В начале и в конце корня в русском языке не встречается тройных (и больших) сочетаний согласных.

Система гласных русского языка

В русском языке 5 основных гласных (А, О, Э, У, И) и 4 аллофона (Λ, ъЭ, Ы и «бесцветная» краткая э.

Законы произношения в русском языке

Статистика по русской кириллице

Средняя частота появления букв в русском тексте:

Отражение русской фонетики в орфографии

Основные правила русской орфографии:

Соответствие фонетики и графики в других славянских языках

Латинские и кириллические буквы для особых славянских фонем:

Акцентуация и тональность в русском языке

Все знают, что в русском языке сравнительно поздно развилась так называемая редукция гласных. К примеру, мы пишем молодой, но четко произносим [о] только в последнем, ударном слоге. В русском языке достаточно многослоговых слов, но при этом мы почему-то удостаиваем четкости произношения только один из слогов, а все остальные произносим очень серо. Почему это так? К сожалению, никто из фонетистов на этот вопрос не отвечает. Говорят: «Так исторически сложилось». Может быть, в этом проявляется экономия усилий? Но тогда спрашивается: почему среди индоевропейцев русские самые экономные, а другие народы нет?

А дело в том, что редукция тесно связана с интонацией. Говоря по-русски, нам нужно всё интонационно подтвердить. Но интонацию-то надо на что-то положить, и если мы ее будем накладывать на четко произносимые гласные, то сама артикуляция гласных сломает интонацию. А если у нас серый вокалический фон, то на нем легко выразить и интонационный тон, и полутон, и четверть тона. Таким образом, в русском языке постепенно выработалась тончайшая система редуцированных гласных, которая обеспечила еще один канал для проверки точности передачи информации [как и в английском языке].

Некоторые правила ударений:

Интонационная система русского предложения

Особенности русской синтаксической тональности:

Источник

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Фонетическая система русского языка кратко Фонетическая система русского языка кратко Фонетическая система русского языка кратко Фонетическая система русского языка кратко

Фонетическая система русского языка кратко

Фонетическая система русского языка кратко

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц(звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук. Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией.

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук. П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы, которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования, которые следует отграничивать от исторических чередований.

Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд.

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты.

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова. Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты, из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы. Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Фонетическая система русского языка кратко

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

Фонетическая система русского языка кратко