Фонетические изобразительно выразительные средства языка + видео обзор

Фонетические средства выразительности

Изобразительные средства языка – это предмет научного интереса стилистики, а фонетические средства выразительности изучает фоника. Поговорим о них.

Фонетические изобразительно выразительные средства языка

Как звуки могут быть выразительными

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная?

Причин этому несколько.

В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).

А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.

Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и, как все вообще звуки, с точки зрения акустики (акустика – это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.

Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

Какие фонетические средства выразительности существуют

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Аллитерация

Повторение на обозримом участке текста одной и той же согласной называется аллитерацией. Например, у А. Ахматовой: «В беЛом пЛамени кЛонится куст / Ледяных осЛепитеЛьных роз» (в первой строке твердый Л, а во второй – мягкий Л’).

Вариант этого приема – так называемая скандинавская аллитерация, когда все слова, скажем, в названии начинаются на одну и ту же букву. Особенно она популярна в Англии. Допустим, у Г.К. Честертона цикл «Пять праведных преступников», у Дж. Роулинг герои Годрик Грифиндор, Салазар Слизерин, Минерва Макгонагал и т.д.

Ассонанс

Это повторение в одной строке или фразе одинаковых гласных.

Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв, то есть, как правило, гласных в сильной (ударной) позиции.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание

Звукоподражание – это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении. Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

Что мы узнали?

Среди изобразительных средств языка, помогающих автору создать эффектную и достоверную картину жизни, есть и фонетические. Они основаны на свойствах звуков и особенностях их восприятия людьми. Среди фонетических средств можно выделить аллитерацию, ассонанс, звукопись.

Источник

Изобразительно-выразительные средства языка

Разделы: Литература

Фонетические средства

Звукопись (аллитерация и ассонанс) воспроизводит природные звуки:

— аллитерация – игра согласными звуками. Задрожало зеркало затона. (С.Есенин)

— ассонанс – игра гласными звуками. Не жалею, не зову, не плачу. (С.Есенин)

— звукоподражание (мяу-мяу; чик-чирик и т.п.)

Морфемные средства

Использование морфем (приставок и суффиксов) с оценочным значением.

Огромный-преогромный, мужичок-с-ноготок. В основном используется в поэтической и народно-поэтической речи: в сказках, былинах и т.п.

Лексические средства

Так называемые тропы (слова, употребленные в переносном значении), в основе которых лежит сравнение:

сравнение – уподобление предметов и явлений по их подобию. Как правило, используется сравнительный союз (словно, будто, как, как будто, что, чем и т.п.). Прекрасна, как ангел небесный. (М.Лермонтов).

творительный сравнения – отличается от метафоры тем, что употребляется в творительном падеже; сравнительный союз не используется. Соловьем залетным юность пролетела. (А.Кольцов).

метафора (скрытое сравнение) – перенос свойств с одного предмета, явления на другое по сходству; употребляется в именительном падеже. Черное покрывало окутало город. (Ночь). Широко используется в художественной речи, в фольклоре (загадки).

олицетворение (частный вид метафоры) – перенос свойств с живого предмета на неживой. Облака бегут; мороз рисует узоры и т.п.

овеществление (частный вид метафоры) – уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам. Гвозди бы делать из этих людей…

персонификация (частный вид метафоры) – наделение человека природными характеристиками. Зерна глаз твоих осыпались, завяли… (С.Есенин)

уподобление (частный вид метафоры) – перенос по сходству формы, функции и т.п. Нос корабля; подошва горы; ручка двери и т.п.

— метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий (сосуд вместо содержимого; форма вместо содержания и т.п.). Съешь еще тарелочку.

синекдоха (частный вид метонимии) – целое вместо части; часть вместо целого. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (О французском войске).

эпитет – художественное определение. Тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко.

— оксюморон (частный вид эпитета) – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое по смыслу значение. Живой труп; горячий снег; обыкновенное чудо.

— аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы. Богиня Фемида (правосудие).

— символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Значение символа подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателя. Символ многозначен и по сравнению с аллегорией дает большую свободу толкований. Изображение сердца – символ любви.

— ирония как троп – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова? (об осле).

— сарказм как троп – злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии. Прощай, немытая Россия! (М.Ю.Лермонтов).

Морфологические средства

Преимущественное употребление слов определенной части речи для воздействия на читателя или создания определенного эффекта. (Прилагательные и причастия в описании; глаголы в повествовании; вводные слова в рассуждении). Также к лексико-морфологическим средствам выразительности относятся группы слов определенного происхождения и сферы употребления:

— славянизмы – слова, заимствованные из церковно-славянского и старославянского языков. Ах ты, гой еси…; паче чаяния и т.п.

— диалектизмы – слова, распространенные в определенной местности. Яр – круча; баз – двор; черевички – туфли и т.п.

— профессионализмы – слова, распространенные в какой-либо профессии. Баранка – руль; скачать – переписать и т.п.

— жаргонизмы – слова языка деклассированных элементов (арго). Хаза – притон; пушка – пистолет; бабки – деньги и т.п.

— варваризмы – иностранные слова, используемые в массовой литературе. Пардон, сори и т.п.

— неологизмы – новообразованные слова языка. Принтер, файл, нанотехнологии и т.п.

Синтаксические средства (стилистические фигуры)

— анафора (единоначатие) – одинаковое начало строк. Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем, // Клянусь позором преступленья…

— эпифора – единство концовок. Струится нетихнущий дождь, томительный дождь.

— повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Соловей мой, соловей… Мутно небо, ночь мутна.

— градация – расположение в одном ряду близких по смыслу слов либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости. Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин)

— ряды однородных членов. Прошли мимо сквера, постояли на площади, полюбовались фонтаном.

— антитеза – противопоставление. Черный вечер, белый снег. (А.Блок)

— умолчание – пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма. Мы села – в пепел! Града – во прах!

— параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений. Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы…

— инверсия – обратный порядок слов в предложении. Белеет парус одинокий… (М.Ю.Лермонтов)

— бессоюзие – намеренный пропуск союзов. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари… (А.С.Пушкин)

— многосоюзие – увеличение числа союзов с целью замедления речи. И волны теснятся, и мчатся назад, и снова приходят…

— риторический вопрос (обращение) – вопрос (обращение), не требующий ответа. Куда ты скачешь, гордый конь?

— перифраз (перифраза) – замена определения пространным описанием. Парад – демонстрация военной мощи страны.

— парцелляция – цепь неполных предложений, которые можно объединить в одно. Пойду в магазин. В булочную. За хлебом.

— гипербола – художественное преувеличение. Пир – на весь мир.

— литота – художественное преуменьшение. Мужичок-с-ноготок.

Источник

Фонетические средства выразительности

Фонетические изобразительно выразительные средства языка

Фонетические изобразительно выразительные средства языка

Как звуки могут быть выразительными

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная?

Причин этому несколько.

В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).

Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и как все вообще звуки с точки зрения акустики (акустика – это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.

Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

Какие фонетические средства выразительности существуют

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Аллитерация

Повторение на обозримом участке текста одной и той же согласной называется аллитерацией. Например, у А. Ахматовой: «В беЛом пЛамени кЛонится куст / Ледяных осЛепитеЛьных роз» (в первой строке твердый Л, а во второй – мягкий Л’).

Вариант этого приема – так называемая скандинавская аллитерация, когда все слова, скажем, в названии начинаются на одну и ту же букву. Особенно она популярна в Англии. Допустим, у Г. К. Честертона цикл «Пять праведных преступников», у Дж. Роулинг герои Годрик Грифиндор, Салазар Слизерин, Минерва Макгонагал и т.д.

Ассонанс

Это повторение в одной строке или фразе одинаковых гласных.

Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание

Звукоподражание – это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении. Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

Что мы узнали?

Среди изобразительных средств языка, помогающих автору создать эффектную и достоверную картину жизни, есть и фонетические. Они основаны на свойствах звуков и особенностях их восприятия людьми. Среди фонетических средств можно выделить аллитерацию, ассонанс, звукоподражание.

Источник

Фонетические средства выразительности речи

Фонетические изобразительно выразительные средства языка Фонетические изобразительно выразительные средства языка Фонетические изобразительно выразительные средства языка Фонетические изобразительно выразительные средства языка

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии продолжим разговор о языковых средствах выразительности речи; вспомним, повторим, обобщим всё, что нам уже известно о фонетических средствах выразительности речи.

Умение строить речь красиво, выразительно – подлинное искусство. Об этом хорошо знали уже древние греки. Впервые «цветы красноречия» были описаны в античной риторике задолго до нашей эры (именно поэтому практически все названия выразительных средств языка имеют древнегреческое происхождение). Таким образом, ещё в античные времена началось изучение средств выразительности, были описаны их основные виды.

Существует великое множество определений и классификаций языковых изобразительно – выразительных средств. Мы рассмотрим основные выразительные средства языка, знание которых будет вам необходимо ещё и на ЕГЭ по русскому языку.

Для начала представим их в виде схемы:

Фонетические изобразительно выразительные средства языка

Фонетические приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. К ним, помимо перечисленных, также относят альтернацию, звукопись и звукоподражание.

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная? Причин этому несколько.

В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).

А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.

Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и, как все вообще звуки, с точки зрения акустики (акустика – это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.

Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Обычно такие образные средства языкаиспользуют поэты в стихотворных произведениях или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Вариант этого приема – так называемая скандинавская аллитерация, когда все слова, скажем, в названии начинаются на одну и ту же букву. Особенно она популярна в Англии. Допустим, у Г.К. Честертона цикл «Пять праведных преступников», у Дж. Роулинг герои Годрик Грифиндор, Салазар Слизерин, Минерва Макгонагал и т.д.

Фонетические изобразительно выразительные средства языка

Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв, то есть, как правило, гласных в сильной (ударной) позиции.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание – подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки. Это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении, подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Считается, что звукоподражание – один из видов аллитерации.

Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Альтернация – это чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Звукопись – это приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

1. Почему речь воспринимается на слух как благозвучная

а) В ней примерно равно количество гласных и согласных

б) В ней больше гласных, чем согласных

в) В ней больше согласных, чем гласных

г) Нет правильного ответа

2. Какое из перечисленных ниже средств выразительности не является фонетическим?

3. Аллитерацией называется

а) Повторение одной и той же гласной

б) Повторение одной и той же согласной

в) Повторение сочетания гласный и согласный

г) Нет правильного ответа

4. Ассонанс — это повторение

а) Ударных гласных звуков

б) Безударных гласных звуков

г) Нет правильного ответа

5. Какое средство выразительности использовано в строчке «Камыши шуршали тише»?

6. Определи средство выразительности:

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

7. Определи средство выразительности:

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.

8. Определи средство выразительности:

Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин.)

9. Определи средство выразительности:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

10. Определи средство выразительности:

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

11. Определи средство выразительности:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
лелею травы, лелею нивы.

12. Определи средство выразительности:

Незадание

1. Перечитайте стихи любимых поэтов, вспомните скороговорки и попробуйте в них найти примеры использования приемов фонетической выразительности – аллитерации (повтора согласных) и ассонанса (повтора гласных).

Источник

Выразительные средства фонетики

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.

Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр.

Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Например:
Не в а в зду в алась и ре в ела
Ко т ло м клоко ча и кл убясь.

(А.С. Пушкин)

В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ]:
Л ебедь уп л ы л в по л умг л у,
Вда л ь, под л уною бе л ея.
Л астятся во л ны к вес л у,
Л астятся к в л аге л и л ея.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д.

Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.

Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж — з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли»:
А во ж ак в руба ш ке и з металла
Погру ж ался медленно на дно,
И з аря над ним обра з овала
З олотого з арева пятно.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Нам представляется, что аллитерации на ш — п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.

Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.

можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр»

В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столб ца х мер ца ют искры чувства. Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание».

Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.

Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонанс — приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я в о льный в е т е р, я в е чн о в е ю,
В о лную в о лны, ласкаю ивы,
В В е твях вздыхаю, взд о хнув, н е м е ю,
л е л е ю травы, л е л е ю нивы.

Здесь повторяются гласные «о» и «е».

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а.

Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: « Т и ш е, мы ш и, ко т на кры ш е. А ко т я т а е щ ё вы ш е».

Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.

Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Например:
Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:
— Мы фю р е р а поко рр ные р абы,
Мы п р евращаем го рр ода в г рр обы,
Мы — сме р ть. Тебя уже не будет ско рр о.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и.
(К.Бальмонт)

Речь о взрыве; четыре [д], три [р], два ассонанса («уДАр разДАлся») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Тв оей тв ердыни ды м и гро м.
(А.Пушкин)

Речь о пушечном салюте; дважды [тв], два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.

Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п]), шипящие ([ч], [ш]) и сонорные ([р], [л]), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея.

Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «храп», «хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.

В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.

Или:
Воз л е ме н я по путям двига л ся ло к о м о тив.
С пра в а по р ельс а м про ех а л паро воз.

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном», волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.

Основные функции звукописи

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например:
Ты р в ан у лась движеньем ис пу ганной п тицы,
Ты п рошла, сло в но сон мой легка.
И в з д о х н у ли дух и, зад ре мали рес ни ц ы,
За ш е пт ались т рево ж но ш елка.

(А. Блок)

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.

Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.

Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.

Источник

Видео

Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)

Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)

РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.

РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.

Русский язык 5 язык. Выразительные средства фонетики

Русский язык 5 язык. Выразительные средства фонетики

ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТ

ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТ

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора

Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.

Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение,  эпитет.

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

7 задание ОГЭ | Средства художественной выразительности | ОГЭ Русский язык 2022

7 задание ОГЭ | Средства художественной выразительности | ОГЭ Русский язык 2022

Берин М. Проект. Фонетические средства выразительности

Берин М. Проект. Фонетические средства выразительности

Уроки русского Слова как средства художественной выразительности

Уроки русского Слова как средства художественной выразительности
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.