- Перемотка электродвигателя своими руками в домашних условиях
- Как перемотать якорь электродвигателя в домашних условиях
- Диагностика двигателя
- Инструкция: как перемотать обмотку якоря
- Статическая балансировка якоря электродвигателя своими руками
- Перемотка коллекторных моторов
- Перемотка коллекторных моторов
- Пошаговая инструкция перемотки электродвигателей своими руками
- Виды электродвигателей и особенности их ремонта
- Особенности ремонта асинхронной машины
- Проверка обмотки
- Особенности ремонта коллекторных приводов
- Обмоточные данные электродвигателей
- Пошаговая инструкция перемотки электродвигателя своими руками
- Первый этап — демонтаж
- Этап второй — снятие обмотки
- Перемотка статора (финальная фаза)
- Перемотка якоря
- Как перемотать коллекторный двигатель своими руками
- Видео
Перемотка электродвигателя своими руками в домашних условиях
Техника часто подвергается перегрузкам и механическим повреждениям. Стоит всего раз уронить или что-нибудь пролить на инструмент, как на обмотке ротора появляется ржавчина, а сам якорь смещается. Последствия плачевны: электродвигатель перегревается, искрит и вибрирует. Работа с таким инструментом опасна.
Если у вас есть навыки ремонта техники и минимальный набор инструментов, то устранить неисправность поможет перемотка якоря в домашних условиях. Дело в том, что именно обмотка принимает на себя первые «удары» неправильной эксплуатации. Жилы проводника разрываются и обгорают. Их замена продлит жизнь техники и увеличит производительность двигателя.
Как перемотать якорь электродвигателя в домашних условиях
Прежде чем приступать к ремонту, подготовьте инструменты и материалы:
Чтобы не делать лишнюю работу, важно правильно выявить причину поломки техники. Для этого осмотрите инструмент и проверьте, поступает ли ток на коллектор и кнопку пуска, при помощи мультиметра или индикатора. Если все в порядке, то нужно осмотреть прибор изнутри.
Диагностика двигателя
Отключите инструмент от питания, и разберите корпус. Понюхайте ротор. Если произошло межвитковое замыкание, то изоляционное покрытие оплавляется и источает резкий запах.
Когда внешних признаков неисправности нет, стоит проверить ламели якоря мультиметром. Переключите прибор в режим омметра, и выставьте диапазон в 200 Ом. Двумя щупами «прозвоните» соседние ламели. Смена сопротивления свидетельствует о поломке в катушке.
Омметр можно заменить лампочкой. Подключите плюс и минус клеммы на вилку прибора, а в разрыв поставьте лампу. Вращайте вал якоря рукой. Если лампочка «моргает», значит, произошло межвитковое замыкание. Лампа не горит? Значит, произошел обрыв цепи или отсутствует сопротивление в одной из ламелей.
Замена обмотки и новая изоляция предотвратят перегорание двигателя. Чтобы продлить срок эксплуатации электродвигателя, перемотку ротора рекомендуется проводить не реже чем раз в два года.
Инструкция: как перемотать обмотку якоря
Перед перемоткой нужно зафиксировать основные показатели двигателя. Посчитайте и запишите: количество пазов якоря и ламелей коллектора. Определите шаг намотки. Наиболее распространенный шаг 1–6 — когда катушка укладывается в начальный паз, затем в 7 и закрепляется на 1 пазу.
В некоторых заводских обмотках применяется сброс вправо или влево. Например, при намотке и сбросе вправо, катушка уходит вправо от начального паза. Так, при количестве пазов якоря 12, шаге намотки 1–6 и сбросе вправо, обмотка закладывается в 1 паз, затем в 8 и после намотки нужного количества витков, закрепляется во 2 пазу. Все это нужно учесть. В противном случае обмотка будет уложена неверно, что негативно скажется на направлении вращения.
Перемотка якоря электродвигателя своими руками займет порядка 4 часов. Чтобы при сборке не возникло сложностей, рекомендуется фотографировать исходное расположение деталей, во время каждого этапа работы:
Перемотка завершена. При определенной сноровке ремонт не занимает много времени. Если вы меняли обмотку впервые, и не совсем уверены в правильности укладки провода, то можно провести дополнительную проверку.
Статическая балансировка якоря электродвигателя своими руками
Залогом бесперебойной работы техники после перемотки якоря, является правильная балансировка. В крупных компаниях по ремонту электродвигателей, на специальном станке делают динамичную балансировку. Так как перемотать якорь самому в первый раз сложно, то выявить грубые ошибки, поможет приспособление для статической балансировки «На ножах». Его легко сконструировать самостоятельно.
Подберите два лезвия из стали. Они должны обладать хорошей прямолинейностью и чистотой обработки. Установите лезвия на жестком основании параллельно друг другу. Расстояние между лезвиями — размер якоря. В итоге должно получиться такое приспособление:
Схематичное изображение приспособления «На ножах», где 1 — якорь электродвигателя; 2 — стальные лезвия; 3 — основание; А и Б — точки для припаивания грузов.
Метод балансировки прост: якорь размещают на лезвиях и наблюдают за его перемещением. Якорь будет поворачиваться, так как самая тяжелая часть будет оказываться внизу. Задача – переместить центр тяжести как можно ближе к оси якоря, которая обозначена пунктиром. При качественной балансировке якорь остается неподвижным. Чтобы выровнять вес, на точки А и Б навешивают грузы из пластилина. Когда достигается равновесие, грузы снимают, взвешивают и припаивают металл, равный их весу.
Теперь вы знаете, как перемотать якорь своими руками. Благодаря навыкам балансировки, ваш инструмент не будет вибрировать и перегреваться, даже при мелких недочетах в укладке обмотки. Регулярная проверка контактов и плановая чистка корпуса, помогут свести к минимуму вероятность поломки техники.
Метод балансировки прост: якорь размещают на лезвиях и наблюдают за его перемещением. Якорь будет поворачиваться, так как самая тяжелая часть будет оказываться внизу. Задача — переместить центр тяжести как можно ближе к оси якоря, которая обозначена пунктиром. При качественной балансировке якорь остается неподвижным. Чтобы выровнять вес, на точки, А и Б навешивают грузы из пластилина. Когда достигается равновесие, грузы снимают, взвешивают и припаивают металл, равный их весу.
Теперь вы знаете, как перемотать якорь своими руками. Благодаря навыкам балансировки, ваш инструмент не будет вибрировать и перегреваться, даже при мелких недочетах в укладке обмотки. Регулярная проверка контактов и плановая чистка корпуса, помогут свести к минимуму вероятность поломки техники.
Перемотка коллекторных моторов
Опции темы
Перемотка коллекторных моторов
Моторы примерно по размеру 300 и 400 класса. Фотки прилагаются.
P.S. Если что непонятно написал говорите.
Знакомая тема, тоже есть мысли по поводу перемотки,вобщем я думаю так, что немного удлинив набор железа ротора и залачив его,берем и наматываем более тонким проводом максимально возможное кол-во витков,аккуратно и скрепляем лаком,по идее должны вырасти обороты на вольт и немного крутящий момент,насчёт установки более мощных магнитов не знаю,это с б.к моторами всё ясно и понятно.Но думаю что после такой переделки двиг будет уже от 6 вольт крутить как ужаленный
Обороты на вольт обратно пропорциональны количеству витков. Практически:
1 Запускаете движок с родной обмоткой на будущем рабочем напряжении.
2 Оцениваете, во сколько раз нужно увеличить скорость вращения.
3 Пересчитываете витки.
4 Оцениваете максимальный диаметр провода, который позволит получить нужное количество витков.
5 Наматываете и смотрите, что получилось.
P.S. А вы как собираетесь решить проблему балансировки якорей после перемотки? В отличие от БК обмотки вращаются и новая обмотка требует новой балансировки.
Очень интересно сколько примерно виков в каждой обмотке.
Промежуточный вывод: Буду мотать ещё))).
Нужно больше исходных данных по моторам чтоб мотать не в слепую.
Может у кого есть тех характеристики, поделитесь (у меня немного было, но какойто х. й на работе удалил все мои данные на рабочем компе).
Чисто ради забавы перематывал несколько коллекторников, с балансировкой не заморачивался. При намотке виток к витку в одну жилу на каждый зуб влезает одинаковое кол-во провода и разбаланс если и есть, то не катастрофичный.
Только что разобрал двигло от своего китайского вертоля, там коллектор сгорел(оплавилась пластмасса и ламели стали коротить на вал,а я по началу грешил на обмотку.)
Вобщем там три обмотки по 64 витка каждая.
На фото с лева двигло от вертоля, а с права обычное. Разница на лицо..
Ротор китайского двигла от вертоля в местах прилегания обмотки промазан краской, более мошьные магниты, ну и конечно щётки коллектора тоже мощнее.
Теперь вопрос, обмотку я смотал, кто знает как правельно её намотать(куда какую катушку)
Согласен, НО, это если три обмотки, а если их пять, то они мотаются через паз и там желательно делать балансировку. У меня моторы восновном с пятью обмотками, но их не балансировал. При включении двигатель работает как до перемотки и я думаю еслибы был большой разбаланс то он бы чюствовался, а у меня двигателя лежа на столе сильно не рычат.
Судя по фоткам второй мотор у тебя ещё не смотан, посмотри как там намотано и также мотай. Обычно все обмотки намотаны по часовой если смотреть на якорь когда колектор вверху.
У меня есть вопрос: Скока должен быть по мощьности колекторник чтоб потянул тренер весом до 500грам?
Люди как правельно намотать трёхобмоточный ротор
По такой схеме?
Упс, StrelecRUS прислал ответ, а я незаметил.
Спосибо
Извини за вид, на компе рисовал в программе которой схемы рисуют.
УРАААА. Собрал и модернезировал, на уровне коллектора просверлил отверстие и раздал его натфилем, также в нижней части для лучшего охлаждения тоже просверлил отверстие. Смотрим фото
Двигло теперь как бешеное
крутит, походу этот дефект был ещё с завода, т.к. Двигло и аккомулятор сильно грелись и матавоя пластмассавая изаляция на ножках двигла светилась синеватым(от искр на коллекторе). Теперь смотрю на него(коллектор) через прорубанное окно и вижу нормально работаюший движок а не лампочку
Простите за красноречие, на эмоциях. Уже хочу испытать верт с новым двиглом.
Вчера пересчитывал мотор вот по этим данным:
ПЕРЕСЧЕТ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА ДРУГОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И НА ДРУГУЮ СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ
В практике моделиста часто требуется перемотать электродвигатель. Например, широко распространенные электродвигатели на напряжение питания 27в очень неудобно питать от аккумуляторных батарей из-за необходимости иметь их в большом количестве. В этом случае, двигатель можно перемотать на более низкое напряжение.
При перемотках заводских электродвигателей не следует существенно изменять номинальную мощность и магнитный поток во всех участках магнитной цепи.
Из формулы магнитного потока:
Ф(я)=60Е:nN
видно, что для сохранения неизменной величины магнитного потока при изменении э. д. с., а следовательно, и напряжения питания величина
E:nN должна остаться постоянной.
Пересчет электродвигателя на другое напряжение питания.
При уменьшении питающего напряжения вычисляют новый ток якоря по формуле:
I (я.нов) = I (я.ст.) x U(ст.) : U(нов.)
и проверяют плотность тока под щетками по формуле:
j (щ.нов.) = I(я.нов.) : S(щ.ст.)
В случае превышения допустимой плотности тока для прежней марки щеток устанавливают щетки, допускающие более высокую плотность тока.
При сохранении коллектора и схемы обмотки старого двигателя число проводников в обмотке якоря подсчитывается по формуле:
N(нов.) = N(ст.) x U(нов.) : U(ст.)
Для выполнения двухслойной обмотки число проводников в пазу должно быть четным.
Сохранив плотность тока в обмотке прежней, определяют новую площадь сечения провода:
S(нов.) = S(ст.) x N(ст.) : N(нов.)
по которой определяют наиболее близкий стандартный диаметр провода.
Площадь сечения провода:
S(нов.) = S(ст.) x U(ст.) : U(нов.)
Для электродвигателей с последовательным возбуждением пересчет числа витков катушки возбуждения производится по формуле:
W(в.нов.) = W(в.ст.) x :
где a(в.ст.)-число параллельных ветвей обмотки полюсов до пересчета,
a(в.нов)-число параллельных ветвей обмотки полюсов после пересчета.
При этом, чем меньше витков будет в новой обмотке и чем толще провод, тем больше обороты мотора и тем больше тока он потребляет.
Правда у меня мало исходной информации о моторах. В принципе из всех расчётов вышло то что из мотора RS385S на 36 вольт можно зделать на 7,2 с током до 5 Ампер, но под такой ток не смог посчитать провод, получается примерно от 0,5 до 0,7 мм, но он не влезет на коллектор. 0,4 провода влазит тока 20 витков а надо хотябы 24.
Может у кого есть тех.характеристики моторов, кинте ссылку или выложите, я думаю многие будут благодарны.
Пошаговая инструкция перемотки электродвигателей своими руками
Во многих бытовых устройствах и самодельных конструкциях в качестве привода используются электрические машины небольшой мощности. Несмотря на высокую надежность электромоторов, их выход из строя по ряду причин — не редкость. Учитывая относительно высокую стоимость этих устройств, практичнее осуществлять их ремонт, а не замену. Предлагаем рассмотреть возможность перемотки электродвигателей в домашних условиях.
Виды электродвигателей и особенности их ремонта
Как правило, в быту используются коллекторные моторы постоянного тока и бесколлекторные асинхронные двигатели переменного тока. Именно ремонт этих приводов мы и будем рассматривать. Информацию о принципе действия и конструктивных особенностях асинхронных и коллекторных машин можно найти на нашем сайте.
Что касается синхронных приводов, то в быту они практически не используются, поэтому в данной публикации эта тема не затрагивается.
Особенности ремонта асинхронной машины
Проблемы с двигателем любого типа могут иметь механический или электрический характер. В первом случае свидетельствовать о неисправности может сильная вибрация и характерный шум, как правило, это говорит о проблемах с подшипником (обычно в торцевой крышке). Если вовремя не устранить неисправность, вал может заклинить, что неминуемо приведет к выходу из строя обмоток статора. При этом тепловая защита автоматического выключателя может не успеть сработать.
«Сгоревшие» провода обмотки статора
Исходя из практики, в 90% выход из строя асинхронных машин возникают проблемы с обмоткой статора (обрыв, межвитковое замыкание, КЗ на корпус). При этом короткозамкнутый якорь, как правило, остается в рабочем состоянии. Поэтому даже при механическом характере повреждений необходимо произвести проверку электрической части.
Проверка обмотки
В большинстве случаев проблема может быть обнаружена по внешнему виду и характерному запаху (см. рис. 1). Если эмпирическим путем неисправность установить не удается, переходим к диагностике, которая начинается с прозвонки на обрыв. Если таковая обнаруживается, выполняется разборка двигателя (этот процесс будет описан отдельно) и тщательный осмотр соединений. Когда дефект не обнаружен, можно констатировать обрыв в одной из катушек, что требует перемотки.
Если прозвонка не показала обрыва, следует переходить к измерению сопротивления обмоток, при этом учитывать следующие нюансы:
Помимо этого следует учитывать, что сопротивление статорных катушек довольно низкое, поэтому для его измерения бессмысленно использовать приборы с низким классом точности, к таковым относятся большинство мультиметров. Исправить ситуацию можно собрав несложную схему на потенциометре с добавлением дополнительного источника питания, например автомобильной аккумуляторной батареи.
Схема для измерения сопротивления обмоток
Методика измерений следующая:
Стоит также рассказать о методике, позволяющей определить место межвиткового замыкания. Это делается следующим образом:
Статор, освобожденный от ротора, подключается через трансформатор к пониженному питанию, предварительно поместив к нему стальной шарик (например, от подшипника). Если катушки рабочие, шарик будет циклически двигаться по внутренней поверхности безостановочно. При наличии межвиткового КЗ, он «прилипнет» к этому месту.
Особенности ремонта коллекторных приводов
У данного типа электромашин чаще возникают механические неисправности. Например, стирание щеток или засорение контактов коллектора. В таких ситуациях ремонт сводится к чистке контактного механизма или замене графитовых щеток.
Тестирование электрической части сводится к проверке сопротивления обмотки якоря. В этом случае щупы прибора двум соседним контактам (ламелям) коллектора, после снятия показаний производится измерение далее по кругу.
Проверка обмотки якоря коллекторного электродвигателя
Отображенное сопротивление должно быть примерно одинаковым (с учетом погрешности прибора). Если наблюдается серьезное отклонение, то это говорит, что имеет место быть межвитковое КЗ или обрыв, следовательно, необходима перемотка.
Обмоточные данные электродвигателей
Это справочные данные, поэтому самый надежный способ получить такую информацию – обратиться к соответствующим источникам. Эти данные также могут приводиться в паспорте к изделию.
В сети можно встретить советы, в которых рекомендуют при перемотке вручную пересчитать витки и измерить диаметр провода. Это трата времени. Значительно проще и надежней по маркировке двигателя найти всю необходимую информацию, в которой будут указаны следующие параметры:
Ниже представлен фрагмент таблицы с намоточными данными для электромашин типа 5A.
Пример таблицы с намоточными данными
Пошаговая инструкция перемотки электродвигателя своими руками
Необходимо сразу предупредить, что без спецоборудования и навыков работы перемотка катушек будет, скорее всего, бесполезным занятием. С другой стороны отрицательный опыт это тоже опыт. Понимание сложности процесса является лучшим объяснением его стоимости.
Первый этап — демонтаж
Мы приводим алгоритм действий для асинхронных машин, он следующий:
Данный процесс можно существенно облегчить, если использовать специальное устройство – съемник. С его помощью легко освободить вал двигателя от шкива или шестерни, в также снять торцевые крышки.
Съемник для демонтажа
Мы не будем приводить инструкцию по разборке коллекторного двигателя, поскольку особо не отличается. Строение электромашины данного типа можно найти на нашем сайте.
Этап второй — снятие обмотки
Очередность действий следующая:
На этом этапе мы рекомендуем остановиться, взять корпус и отвезти его специалистам. Самостоятельный демонтаж позволит снизить стоимость восстановительных работ. Как уже упоминалось выше, без спецоборудования качественно перемотать катушки довольно сложно. Для понимания сложности процесса опишем его технологию, что позволит облегчить выбор.
Перемотка статора (финальная фаза)
Процесс состоит из следующих действий:
Если на восстановление сдавался только корпус, рекомендуем перед тем, как включать мотор, проверить катушки.
Перемотка якоря
Процесс замены обмотки коллекторного двигателя несколько похож за исключением небольших нюансов, связанных с особенностью исполнения. Например, на перемотку отправляют якорь, а не корпус, при условии, что проблема возникла не с катушками возбуждения. Помимо этого имеются следующие отличия:
Для перечисленных процессов требует спецоборудование, без него перемотка электродвигателей — пустая трата времени.
Как перемотать коллекторный двигатель своими руками
Автор: eufs
Опубликовано 13.10.2020
Создано при помощи КотоРед.
Участник Конкурса «Поздравь Кота по-человечески 2020!»
Решил поздравить Кота достаточно своеобразно. Я считаю, что настоящие радиолюбители, а тем более радиокоты, должны многое уметь делать своими лапами руками (лапами). Многие считают описываемую работу неблагодарной и, часто, вообще невозможной. Смотрите сами и пробуйте.
Мы с вами уже все подумали, и решили, что надо ремонтировать. Механической части мы не будем касаться в рамках этой статьи. Не будем касаться и теории работы таких двигателей (слишком длинная статья выйдет).
Электрические неисправности коллекторных двигателей можно условно разделить на две группы. Они по сути являются отражением известного изречения, что все электрические неисправности либо от того, что нет контакта где должен быть или он есть там, где его быть не должно. То есть: короткие замыкания или обрывы.
И так, помимо диагностики, для подготовительного этапа нам предстоит:
1. Снять схему расположения обмоток и сноски (сброса), измерить диаметр провода
2. Демонтировать обмотку, отметить паз, где лежала первая обмотка
3. Очистить железо и коллектор от старой пропитки и изоляции
4. Проверить коллектор, осмотрев на предмет повреждений и промерять изоляцию ламелей
5. Вырезать и положить пазовую изоляцию, подготовить пазовые шпунты
6. Ясно представить что и как будет мотаться, подготовить провод.
На всех этапах требуется, в первую очередь, (и ведь не только здесь) требовательность к себе в плане качества и достаточности. Желание сделать красиво и качественно вас обязательно наградит. Наспех подготовленный, или, как зря перемотанный якорь сгорит, если не сразу, то скоро.
Для начала, разбираем двигатель, достаем якорь. Вытираем тряпкой или,даже, моем. Можно водой и щеткой с порошком :).
Теперь внимательно смотрим, как что намотано.
Теперь сделаем измерения. Мерять будем диаметрально, так как к коллектору прижаты щетки.
В нормальном якоре сопротивления и индуктивности должны быть примерно одинаковые по кругу. Здесь явно видно, что есть КЗ витки на 9 измерении и около него.
По рисунку укладки, в данном конкретном случае это симметричная обмотка, которая моталась одновременно из двух катушек. Но об этом чуть ниже.
В первую очередь надо отметить где были верхние обмотки. Лучше это сделать надфилем на соответствующем полюсном наконечнике. Это нужно для того, чтобы также и намотать.
Теперь надо открыть пазы. Любым доступным способом. Если пазовые шпунты вынутся без повреждения, их можно будет использовать. Но это редко. Если не поддаются даже с прогревом феном,то их надо прорезать, не повредив обмотку.
Потом найти на коллекторе самый верхний провод, который присоединялся последним. Его надо остоединить и проследить в какой паз он уходит. Быстрее всего нужно будет подогреть.
Греем феном, осторожно поддевая провод.
Прогревая якорь и паз, осторожно разматываем обмотку, считаем витки.
В конце обмотки провод вернется на коллектор на соседнюю ламель.
Симметричная обмотка часто выполняется так, что вторая полусекция первой обмотки мотается сверху. Это дополнительно способствует компактности. Это надо учесть и проследить при разборке. К слову говоря, далеко не всегда удается размотать обмотку с первого раза. Это ничего. На якоре их много:) Есть специалисты, которые срезают ножевкой лобовые части и выбивают содержимое паза. Посчитав витки и зная, что в каждом пазу лежит две обмотки (четыре полусекции), вполне можно определить количество витков. А вот со сноской могут
возникнуть проблемы. Поэтому, по хорошему, надо бережно размотать хотябы одну обмотку полностью и все определить. И количество витков, и сноску,и диаметр. Бережно рисуем картинку. В произвольной форме, важно чтобы было понятно именно вам, как что намотано и куда подключено.
Готовим пазовую изоляцию.
Еще надо намотать уплотнитель из мягкой тол стой нити в торце коллектора. Концы нитки можно пока завернуть в сторону ламелей,чтобы не вязать узел, он там будет мешать. Когда будем мотать, уплотнение прижмется проводом и концы нити можно будет обрезать.
Обязательно надо скруглить все края. Откладываем в сторону.
Делим провод.
Как уже указывалось, если нам предстоит мотать симметричную обмотку, то нам надо две катушки с одинаковым проводом. Это хорошо, если такое есть. Если нет, то отрезаем из вспененного полиэтилена или пенопласта брусок. Определяем длину витка который будет на бруске, измеряем длину витка в пазу. Это надо сделать с припуском, измеряя как бы среднюю его величину. Пересчитываем сколько надо провода и перематываем провод с катушки
на брусок для 6 обмоток,конечно, если их всего 12.
Приступаем к намотке. В данном случае, в пазу в начале лежит вторая часть обмотки. Первая ее часть будет на самом верху. Сначала надо подключить,согласно имеющейся схеме, начало провода к соответсвующей ламели. конечно, предварительно зачистив.
Делаем полувиток вокруг вала, заводим в паз.
Поворачиваем якорь валом к себе и удерживая одной рукой края изоляции наматываем обмотку.
Выводим из паза, в том же напрвлении прокладываем провод вокруг вала. Подводим к ламели,
отмечаем место,где будет присоединение и на минимально возможной длине, снимаем лак.
Подводим под петушок, делаем петлю.
Под самим петушком должна оказаться зачищеная часть. Для этого можно немного ослабить провод или подтянуть. Загибать будем потом.
То же самое делаем с другой стороны якоря, взяв провод с другой катушки.
Переходим на ту,которую мотали первой. Делаем полувиток, закладываем в паз и мотаем уже полноценные две полуобмотки, подключив середину к ламели коллектора.
Поочереди укладывая обмотки в пазы, подключаем обмотки к коллектору, зачищая нужное место
на проводе. Если все делать правильно, то на уплотнителе в торце якоря будет формироваться характерный рисунок сетки.
Для шпунтования понадобится планка из стеклотекстолита или твердого дерева толщиной чуть меньше паза в узком месте, а шириной 8-12 мм.
Для верности, дополнительно затолкав провод в паз, ножницами, отрезаем края пазовой изоляции заподлицо с пакетом.
Завернув друг на другакрая изоляции внутри паза, вставляем шпунт.
Таким образом закрываем все пазы.
Загибаем и пропаиваем петушки на коллекторе. Кислоту использовать нельзя. В крайнем случае, какой нибудь активированный флюс.
Впрочем,если все хорошо зачищено, медь к меди прекрасно паяется обычным флюсом.
Далее надо уложить бандаж. Лучше всего подходят толстые х/б нитки. Нету? Пусть будут капроновыми.
Сделав 2-3 витка вокруг вала около коллектора, прокладываем нить вдоль паза.
Потом делаем неполный виток вокруг вала на другом конце якоря, возвращаем в тот же паз. Потом неполный виток вокруг вала около коллектора и в следующий паз.
Сам по себе бандаж- необязательная вещь, но она помимо уплотнения обмотки, добавляет эстетики и придает якорю законченный вид.
Перед пропиткой надо электрически проверить якорь, как там все получилось. Прозвонить обмотки. Если есть возможность, проверить на башмаке или измерить индуктивность.
Слева, то что получилось, справа, то что было. Видно, что разброс менее 10%.
Кстати, можно вообще собрать двигатель и крутнуть вхолостую. Секунд 10, не больше. От вибрации при вращении
может перетереться изоляция на проводе внутри обмоток.
Для пропитки якорь надо прогреть. Прихватываем к диаметральным ламелям проводки, подключаем к лабораторному источнику, на крайний случай к ЛАТРу, контроллируя ток. Плавно поднимаем напряжение, пробуем рукой. Как прогрелось до 60-70 град, существенно снижаем ток. Пока разведем смолу, пусть еще хорошо прогреется.
Приступаем к пропитке.
Если на рабочем конце вала есть нарезка для механизма, лучше замотать это место кусочком ткани и закрепить ниткой. Изолента в эпоксидной смоле раскисает.
Норма времени на застывание смолы при 60 град = 2часа. Хорошо бы после перемотки проточить коллектор. Если сильной канавы от щеток нет- просто зачистить наждачкой.
Протачивать коллектор должен токарь, который знает как это делается. Потому что некотоые даже не догадываются что такое коллектор и как выставить чтобы биения были меньше 0.05 мм.