- Признаки и причины сгорания и износа фрикционов АКПП
- Признаки износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП:
- Причины выхода из строя фрикционных дисков АКПП:
- Какие признаки для замены фрикционов АКПП?
- Производители фрикционов:
- Фрикционные диски АКПП- Устройство и принцип работы
- Устройство фрикционов АКПП
- Основные функции фрикционных дисков, оснащенных графитовыми накладками:
- Принцип работы фрикционных дисков
- Порядок работы механизма сцепления:
- Эксплуатационный срок фрикционных дисков
- Причины быстрого износа фрикционных дисков
- Причины выхода из строя фрикционных дисков:
- Основные признаки неисправности фрикционов
- Замена фрикционов АКПП
- Фрикционы АКПП: как ремонтировать
- Причины чрезмерного износа АКПП
- Фрикционы АКПП — что это такое?
- Повреждения фрикционов
- Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
- Замена фрикционных дисков
- Советы и рекомендации
- Что это такое фрикционы АКПП и их замена своими руками
- Устройство фрикционов АКПП
- Принцип работы фрикционных дисков
- Ресурс фрикционных дисков
- Причины выхода из строя фрикционов
- Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
- Замена фрикционных дисков своими руками
- Советы и рекомендации
- Видео
Признаки и причины сгорания и износа фрикционов АКПП
Фрикционы выполняют функцию сцепления между передачами по принципу механической коробки. Сцепление и переключение происходит автоматически при определенном крутящем моменте двигателя.
Как определить, что фрикционы Вашей АКПП изношены?
Признаки износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП:
Причины выхода из строя фрикционных дисков АКПП:
В момент переключения с одной передачи на другую фрикционные диски проскальзывают, и происходит сильное трение. Трение является причиной износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП.
Также фрикционные диски (фрикционы) сгорают из-за недостаточного уровня масла в трансмиссии. Почему? Отвечаем: в упрощенном варианте – для переключения передачи на фрикционы давят поршни, прижимая к стальным дискам в определенные моменты работы. Соответственно, если давление масла не достаточно, то поршни не дожимают фрикционы, и они проскальзывают и горят от трения.
Если система охлаждения автоматической коробки передач неисправна, то фрикционы перегреваются. И не только они.
При попадании в АКПП антифриза фрикционы осыпаются, так как изготовлены из специальной бумаги и боятся воды.
Какие признаки для замены фрикционов АКПП?
Разобрав автоматическую коробку передач, необходимо оценить состояние масляного насоса АКПП, тормозных лент и фрикционных дисков. При переборке трансмиссии обязательно промываются соленоиды клапанов гидроблока. И прежде чем заказывать новые фрикционы следует проверить зазоры в пакетах в соответствии с руководством к трансмиссии. Позже выложу для скачивания мануалы по наиболее популярным АКПП.
Меняем только изношенные фрикционы в случае, когда износились или сгорели фрикционы одного пакета сцепления, при этом масло АКПП не горелое. Приемлемо для АКПП с небольшим пробегом. Если остальные фрикционы без повреждений и накладки в допусках по толщине, то без замены проработают ещё долго.
Если оставить изношенные фрикционы, зазоры которых не в норме, то будут толчки при переключениях.
– Если фрикционы сгорели в нескольких пакетах, то обязательно заменить все тормозные ленты и пакеты. Подгоревшие стальные диски определяются визуально цветовой гаммой на поверхности.
Если заметил, что на накладки фрикционов попало горелое масло, то требуется замена. В противном случае скоро начнётся проскальзывание и следом сгорание фрикционов. В зависимости от стиля езды срок начала проблем от недели. Рисковать не стоит.
Как ни удивительно, но фрикционы рассчитаны на весь период жизни АКПП. Сгорают фрикционы только по причине масляного голодания или другими словами – по причине недостаточного давления масла.
Фрикционы горят раньше срока (а рассчитаны они обычно на весь срок службы трансмиссии) не потому что “слабые” или дешевые, а из-за масляного голодания. Из-за недостаточного давления фрикционы недожимаются поршнями. Поэтому всегда делая капиталку, переборку автомата меняйте прокладки и кольца. Это сэкономит ваши деньги и нервы, или ваших клиентов.
Производители фрикционов:
Кстати некоторые из производителей неоригинальных фрикционов являются официальными поставщиками запчастей для АКПП на конвейеры.
Фрикционные диски АКПП- Устройство и принцип работы
Автоматические коробки передач пользуются большой популярностью среди автомобилистов. Они более удобны в использовании, в сравнении с механикой. При соблюдении сроков технического обслуживания здесь не требуются частые ремонты. В состав АКПП входит большое количество рабочих механизмов и сложных узлов. Фрикционные диски играют важную роль в работе трансмиссии автомобиля. Основная функция фрикционов – сцепление элементов коробки и прерывание потока мощности при переключении передач.
Устройство фрикционов АКПП
Фрикционы АКПП что это? Данные устройства представляют собой металлические диски специальной конфигурации, которые оснащены мягкими пористыми накладками (графитовый слой). По способу изготовления и количеству накладок фрикционы разделяются на односторонние и двухсторонние диски. Односторонние диски устанавливаются на бюджетных автомобилях.Фрикционы АКПП, имеющие графитовые накладки с двух сторон, применяются автопроизводителями при сборке современных моделей.
Основные функции фрикционных дисков, оснащенных графитовыми накладками:
Механизм сцепления состоит из пакета дисков. В зависимости от конструкции АКПП, используются наборы, состоящие из фрикционов в различных количествах.
Принцип работы фрикционных дисков
При выключенной коробке в нейтральном режиме N диски сцепления не зажаты, находятся в свободном вращении. Прокладки дисков пропитаны смазочным материалом, давление на них пока не воздействует.
Порядок работы механизма сцепления:
Скорость движение автомобиля зависит от установленного передаточного отношения.
Эксплуатационный срок фрикционных дисков
Благодаря постоянной масляной пропитке, фрикционные диски почти не изнашиваются, следовательно, обладают длительным ресурсом. Основное условие для стабильной работы фрикционов – своевременная замена трансмиссионного масла ATF. При соблюдении регламента смены смазочного материала в АКПП ресурс фрикционов составляет не менее 200 – 350 000 км (в некоторых случаях этот срок может доходить до 500 тыс. км).
Игнорирование рекомендованных сроков смены жидкости приводит к ускоренному старению масла, потере полезных свойств присадок, быстрому истиранию, прогоранию фрикционных накладок.
Причины быстрого износа фрикционных дисков
Производители современных автомобилей заливают в картер коробки АКПП трансмиссионное масло высокого качества. С появлением «необслуживаемых» авто многие владельцы вообще не заботятся о замене смазочного материала.
Это справедливо для автомобилей, эксплуатируемых в щадящих условиях европейских дорог и умеренного климата:
Причины выхода из строя фрикционных дисков:
Большое влияние на длительность ресурса дисков сцепления оказывает уровень смазочной жидкости в АКПП. При недостаточном количестве масла АТФ возникают аналогичные ситуации, описанные выше.
Грязное масло является причиной выхода из строя радиатора системы охлаждения. Смазка задерживается в рабочем отсеке АКПП, не охлаждается, ее консистенция повышается, что губительно для фрикционных дисков и коробки автомат в целом.
Часто причиной поломки фрикционов является проникновение охлаждающей жидкости (антифриза, тосола, воды) в смазочную систему АКПП, которая быстро разрушает мягкий пористый материал накладок.
Совет: Разрушения фрикционных дисков связаны с низким качеством трансмиссионной жидкостиATF. Своевременная замена масла в коробке автомат – единственный способ сохранить стабильность работы и увеличить эксплуатационный срок фрикционных накладок. Регламентом предусмотрена полная замена масла в автоматической коробке передач после пробега, равного 60 000 км.
Основные признаки неисправности фрикционов
В процессе эксплуатации автомобиля часто возникают тревожные симптомы, по которым определяются дефекты отдельных узлов и деталей. При поломке и износе фрикционных дисков появляются следующие признаки:
При возникновении одного или нескольких симптомов рекомендуется проверить работу механизма сцепления. В современных автомобилях проверка фрикционов осуществляется при подключении к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы.
Замена фрикционов АКПП
Фрикционные накладки начинают разрушаться при температуре трансмиссионного масла ATFвыше 140°С. При длительном превышении допустимого температурного диапазона мягкие фрикционы горят и осыпаются. Если толщина фрикционных дисков меньше установленных параметров, необходима срочная замена на новый пакет. Длительное использование истонченных прогоревших прокладок приводит к преждевременному выходу из строя рабочих узлов и деталей АКПП.
Замена фрикционов бывает полная либо частичная. Каждая передача имеет свой пакет фрикционов. При износе дисков можно поменять изношенные элементы или полностью сменить весь комплект. Работы по замене фрикционов проводятся после демонтажа трансмиссии. Данная операция очень трудоемкая. Для ее выполнения необходимы профессиональные навыки, специальные приспособления, подъемное оборудование. В условиях гаража не рекомендуется проводить замену фрикционов АКПП своими руками. На базе специализированных сервисных компаний квалифицированные специалисты выполняют следующие работы:
Замена фрикционов осуществляется в подготовленном помещении, очищенном от грязи, пыли. В ремкомплект, кроме фрикционных дисков, входят:
Известно, что пакеты фрикционов стоят сравнительно недорого, однако, повышенная трудоемкость данного мероприятия приводит к увеличению стоимости ремонтных работ.
Совет: При выборе новых комплектов фрикционных дисков необходимо отдавать предпочтение оригинальным запчастям или изделиям от проверенных производителей. Лучше всего использовать продукцию фирм, рекомендованных самим автопроизводителем.
Фрикционы АКПП: как ремонтировать
Автоматическая коробка передач имеет множество преимуществ перед МКПП, среди которых: более комфортное управление автомобилем, увеличение ресурса двигателя, повышенная проходимость. К сожалению, данный механизм переключения передач имеет и недостатки, которые прежде всего связаны с более сложной конструкцией.
Причины чрезмерного износа АКПП
Фрикционы АКПП — что это такое?
Фрикционные диски АКПП представляют собой механизм сцепления между шестернями, который приводится в движение автоматической системой переключения передач. Каждая передача имеет комплект фрикционов, который в случае повреждения деталей приводит к пробуксовке именно той передачи, за включение которой отвечает данная деталь.
Фрикционные диски устанавливаются в специальный планетарный редуктор. Эти детали могут быть подвижными или статически закрепляться в «корзине» механизма включения передачи. Изготавливаются диски из металла и специального прессованного картона.
В каждый планетарный редуктор, устанавливается пакет, состоящий из нескольких металлических и картонных дисков, при этом между двумя металлическими деталями обязательно должен располагаться диск из мягкого материала. Такая последовательность установки фрикционов необходима для увеличения коэффициента сцепления во время включения передачи.
Металлические и картонные диски имеют внешние и внутренние «зубья», находящиеся в постоянном зацеплении соответственно с ведомым и ведущим валом. При выключенной передаче, происходит свободное вращение ведущего вала, при этом фрикционы АКПП ведомого вала находятся в неподвижном состоянии.
Если автоматическая система определяет необходимость включения данной передачи, то с помощью гидравлического механизма, фрикционы, отвечающие только за включение выбранной автоматической системой передачи, смыкаются, после чего начинает вращаться ведомый вал.
Некоторые модели автоматических коробок передач, могут иметь систему из фрикционов, которые располагаются не внутри корзины ведущего вала, а снаружи. Принцип работы такого механизма совершенно аналогичен вышеописанному способу передачи крутящего момента, и отличается от первого только большим диаметром корзины.
Повреждения фрикционов
Наиболее частые повреждения мягких дисков фрикционного механизма проявляется в их подгорании при включении передачи. Если все детали и механизмы АКПП находятся в исправном состоянии, то возможные негативные последствия такого износа начнут проявляться только после пробега автомобиля более 300 000 км. В том случае, когда автомобиль эксплуатируется с нарушениями элементарных требований к использованию транспортного средства оборудованного автоматической коробкой, данные элементы АКПП могут преждевременно сгорать, что сделает невозможным включение определённой передачи.
Также привести к преждевременному выходу из строя фрикционных дисков могут:
Несвоевременная замена масла в АКПП, всегда приводит к чрезмерному износу трущихся поверхностей фрикционов. В то же время, если масло в коробке передач было заменено в соответствии с требованиями технического обслуживания автомобиля, но при этом применялось некачественная смазка, то фрикционный механизм АКПП выйдет из строя задолго до обозначенных сроков капитального ремонта данного узла. Масляный фильтр забивается вследствие загрязнения масла в процессе эксплуатации, поэтому первую замену масла в автоматической коробке передач необходимо произвести точно в срок или немного ранее.
Необходимо следить не только за качеством смазки для коробки передач, но и за его количеством, которое не должно опускаться ниже определённого предела. Во время эксплуатации автомобиля уровень масла в коробке передач практически не изменяется, но только при условии абсолютной герметичности масляных магистралей и резервуаров. Разгерметизация наиболее часто встречается, когда АКПП ремонтировалась гаражными мастерами и гайки крепления поддона были затянуты недостаточного хорошо. Также утечка масла может произойти вследствие повреждений прокладок, между картером коробки и поддоном. В этом случае производится замена повреждённых прокладок, а в случае образования трещин в металлических поверхностях поддона или картера производится полная замена данных деталей на новые.
К сожалению, предупредить возникновение неисправностей, которые могут повлечь за собой подгорание фрикционных дисков, не всегда представляется возможным, поэтому следует знать, какие действия необходимо предпринять при возникновении неисправности АКПП.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Если в процессе движения автомобиля АКПП начала работать с пробуксовкой и рывками, то рекомендуется остановить транспортное средство и вызвать эвакуатор.
Для точной диагностики поломки рекомендуется направить автомобиль на специализированную станцию технического осмотра, где будет установлена причина неисправности коробки. Если автомобиль находится на гарантии, а техническая неисправность является гарантийным случаем, то автомобиль направляется к официальному дилеру для устранения неполадки с АКПП. В любом случае, при возникновении данных технических неполадок дальнейшее движение автомобиля, оборудованного АКПП, приведёт к большим повреждениям, и как следствие, к более дорогостоящему ремонту. Если имеются необходимые навыки ремонта различных узлов и агрегатов, то АКПП можно будет починить своими руками. Для того, чтобы осуществить самостоятельный ремонт, нужно приобрести качественный ремкомплект, в который должен входить пакет фрикционов.
Замена фрикционных дисков
Замену фрикционов АКПП можно произвести в домашних условиях, но следует тщательно очистить помещение, в котором будет осуществляться замена фрикциона, от пыли и грязи. Залог успешности самостоятельного ремонта АКПП — это правильно подобранный ремкомплект для данной модели автомобиля, оснащённого автоматической коробкой передач.
Как правило, в такой набор входят не только фрикционные диски, но и различные прокладки, сальники и фильтры. Все эти детали являются абсолютно необходимыми, поэтому при возникновении неполадок с АКПП, в обязательном порядке устанавливаются на данный агрегат.
Ремонт АКПП производится в такой последовательности:
Ремонт автоматической коробки передач осуществляется с учётом следующих нюансов:
Для домашних мастеров, которые хорошо знакомы с устройством автомобиля, каких-либо затруднений при выполнении данной последовательности действий не должно быть.
Непосредственно сам ремонт фрикционов производится путём замены деталей, износ которых превышает предельно допустимые значения. Проверить зазор можно непосредственно на снятой корзине с фрикционами, но даже если износ незначительный, то в этом случае всё равно рекомендуется заменить все кольца, входящие в ремкомплект автомата.
Сборка коробки и установка её на автомобиль производится в обратном порядке. Все резьбовые соединения должны быть затянуты моментом, который рекомендован заводом изготовителем, при этом резьбовое соединение крупных фрагментов рекомендуется затягивать крест-накрест, чтобы прижимное усилие равномерно распределилось в местах стыковки деталей. После завершения монтажных работ в АКПП заливается масло выше отметки максимального уровня, и производится запуск и обкатка восстановленных элементов коробки передач.
Советы и рекомендации
Износ фрикциона восстанавливаем самостоятельно только, если уверены в собственных силах, в противном случае, неквалифицированный ремонт может привести к значительным повреждениям АКПП.
Если есть возможность выбрать ремкомплект с кевларовыми фрикционами, то покупайте только такие детали для замены. Фрикционные диски из кевлара лучше отводят тепло, поэтому работа коробки будет более плавной, а нагрев масла, даже при жёстких условиях эксплуатации автомобиля, будет незначительным.
Сгоревшие фрикционы, толщина которых не соответствует необходимым параметрам для нормальной работы трансмиссии, всегда должны быть заменены на новые детали, иначе патологический процесс, может распространиться на другие детали коробки, а продолжительная работа неисправного агрегата приведёт к необходимости полной замены коробки, в запущенных случаях — и к ремонту двигателя.
Что это такое фрикционы АКПП и их замена своими руками
Новенькие автовладельцы часто спрашивают меня о том, что такое фрикционы АКПП и зачем они нужны в коробке передач. Поэтому сегодня поговорим о стальных и фрикционных дисках – элементах, которые заставляют автомобиль двигаться.
Что вы знаете о фрикционных дисках? Напишите в комментариях.
Устройство фрикционов АКПП
Опытным автовладельца хорошо знакома механическая коробка передач. Роль сцепления в ней выполняет корзина и диски. В АКПП эту же роль выполняют фрикционные диски, установленные в планетарный редуктор.
На каждом планетарном редукторе находится пакет фрикционов. Фрикционы бывают двух типов:
Такие фрикционы постоянно горели и выходили из строя. Ближе к началу двадцать первого века производитель заменил эти диски на цельные. Теперь с одной стороны фрикцион имел стальную поверхность, а с другой накладывалась бумажная прокладка. Такие диски назывались двусторонними. Односторонними называются те, которые состоят полностью из стали.
В наше время и последние бумага на фрикционах почти не используется. Теперь ее заменили на графитовое напыление. Графит сам по себе термоустойчивый материал. Поэтому он защищает фрикционы от перегрева и разрушения.
Графитовое напыление используется на мягких или двухсторонних фрикционных дисках. Затем идет стальной. Таким образом диски набираются по несколько чередующихся элементов. На языке механиков это называется пакет.
Внимание! Фрикционы занимают второе место среди расходных материалов, которые быстро изнашиваются. На первом месте прорезиненные и резиновые материалы: сальники муфты АКПП, уплотнители, прокладки поддона.
Двусторонние фрикционы различаются по наружному диаметру и количеству зубьев. Они находятся в постоянном движении. У стальных – размер определяется по внутреннему диаметру.
А вы определяли размеры стальных дисков, когда покупали для замены и как это делали?
Фрикционы способствуют изменению передачи АКПП. Как это происходит вы узнаете из следующего блока.
Принцип работы фрикционных дисков
Работа фрикционных дисков АКПП заключается в подаче крутящего момента на колеса транспортного средства. Каждый фрикцион установлен на солнечную шестерню. А последних здесь столько, сколько передач в АКПП.
Все солнечные шестерни собраны в одной конструкции. Одну такую конструкцию можно увидеть в четырехступенчатых или пятиступенчатых автоматах. В шестиступенчатых же может быть установлено два планетарных механизма, каждый из которых имеет по три передачи.
Принцип работы фрикционных дисков заключается в следующей процедуре:
Запускается тот пакет с дисками, который отвечает за первую передачу. Вторая, третья и четвертая передача запускает соответствующие этому числу пакеты.
Внимание! Замыкает все это шествие барабан торможения, он тормозит один из комплектующих планетарной передачи. Раньше роль торможения одной передачи и переключения на вторую выполняли тормозные ленты. Сейчас же используется еще один пакет фрикционов. Он так и называется: тормозной пакет.
Вам понятны устройства и функции фрикционов АКПП? Напишите «да» или «нет» в комментариях, а мы постараемся ответить на возникшие вопросы. Если все понятно, то мы только рады. Теперь перейдем к описанию жизненного ресурса фрикционов.
Ресурс фрикционных дисков
Срок эксплуатации фрикционов производителем устанавливается на 150 000, 200 000 километров пробега. Однако фрикционные кольца имеют особенность сгорать раньше. Так происходит из-за обычного недосмотра и невнимательности автовладельца.
Даже опытному механику механический износ фрикциона АКПП бывает сложно определить. Это трудно сделать не вскрывая автомат. Так как компьютер и сканер не показывают на сколько изношены зубья фрикционов.
Часто я делаю выводы методом исключения.
Вы скажете, что 200 000 тысяч – это долгий срок, а фрикционные диски у меня стачиваются быстрее. Так все в том, что возможно вы не доливали или не меняли масло в АКПП. В следующем блоке я опишу причины, по которым фрикционы горят быстрее, чем это указано производителем.
Причины выхода из строя фрикционов
Причины, по которым сгорают фрикционы, редко у кого бывают просто возрастными. В основном к ним относятся:
Некачественная жидкость, пробуксовки при застревании на грунтовых дорогах, холодные старты в зимнее время, таскание на своем автомобиле других транспортных средств, порой превышающих размеры самого авто – все это сказывается на АКПП и ускоряет износ фрикционных дисков.
Поэтому за АКПП, как и за любым другим механическим устройством нужно следить и ухаживать.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Если автовладелец почувствовал, что фрикционы АКПП неисправны, то необходимо сразу обратиться в ближайший сервис-центр. Желательно вызвать эвакуатор и доехать на нем до СТО. Так как дальнейшая работа автомата приведет к капитальному ремонту коробки.
Признаки неисправности фрикционных дисков коробки-автомат следующие:
При появлении этих симптомов нужно как можно быстрее купить пакет фрикционов, масло для замены смазывающей жидкости, фильтрующее устройство АКПП. Затем приступить к разборке автомата и замене фрикционных дисков.
Замена фрикционных дисков своими руками
Замену фрикционов на АКПП можно сделать самому или в сервис-центре. Если вы понимаете и имеете представление о работе АКПП, то можете сделать это у себя в гараже. Принцип замены своими руками следующий:
Во время ремонта АКПП вы увидите подгоревшие и стертые места на старых фрикционных и стальных дисках. Некоторые фрикционные накладки будут отличаться от других тем, что превратились горело-маслянистую суспензию.
При смене фрикционных дисков, особенно горелых, я рекомендую заменить тормозную ленту, масляный фильтр. В общем, нужно будет произвести частичный ремонт коробки.
Если вы когда-нибудь меняли самостоятельно фрикционные диски, напишите в комментариях о своем опыте. С удовольствием прочту.
Советы и рекомендации
Теперь вы знаете почему горят фрикционы и как их менять на автоматической коробке передач. Но, чтобы не допустить горения фрикционов, я посоветую следующее:
Следуя вышеприведенным правилам, фрикционы на АКПП прослужат столько, сколько отведено им производителем. А то и больше.
Если статья понравилась, ставьте лайки. Пишите в комментариях, о чем еще хотели бы прочесть на страницах нашего портала об АКПП.
Видео
Что такое фрикционы (фрикционные диски) в АКПП. Почему они горят? Просто о сложномСкачать
Как проверить АКПП Автоматическую Коробку Передач (Диагностика)Скачать
Сцепление в автоматических коробках передач.Скачать
Почему сгорели фрикционы? Неисправный маслонасос акппСкачать