- Как проверить работает ли двигатель стиральной машины?
- Типы двигателей
- Асинхронный двигатель
- Коллекторный двигатель
- Причины неисправностей двигателей стиральных машин.
- Неисправности щеток электродвигателя
- Отслаивание или поломка ламелей
- Неисправности ротора или статора
- Двигатель, имеющий прямой привод
- Как проверить двигатель стиральной машины?
- Виды устройств для проверки
- Мультиметр
- Тестер
- Выявление неисправностей
- Асинхронный
- Коллекторный
- Прямоприводной
- Советы
- Как проверить двигатель стиральной машины
- Разновидности двигателей
- Как проверить исправность
- Асинхронный тип
- Прямоприводной тип
- Коллекторный вид
- Видео
Как проверить работает ли двигатель стиральной машины?
Очень часто в процессе эксплуатации в стиральной машины выходит из строя ее двигатель. Зная, как проверить двигатель стиральной машины, можно постараться его восстановить или при невозможности ремонта, принять решение о его замене. Эта статья поможет разобраться в этом.
Типы двигателей
В стиральных машинах чаще всего применяются следующие типы двигателей:
Рассмотрим каждый вид двигателя подробнее, и как проверить его исправность.
Асинхронный двигатель
Этот двигатель в стиральных машинах применялся ранее. Он имеет не высокий КПД и поэтому в современных машинах почти не используется. По сравнению с современными электромоторами он является самым простым и надежным, поэтому ломается, гораздо реже, чем двигатели других типов.
Проверить исправность двигателя этого типа в домашних условиях довольно сложно. Он напрямую соединен с барабаном. Но если все-таки, удастся подобраться к нему, то надо знать что, чаще всего движок ломается по причине износа подшипников. Их в электромоторе два.
При их помощи вращается вал ротора. Также встречается, но реже, обрыв обмоток. При неправильном хранении и эксплуатации стиральной машины, можно встретить такой дефект двигателя, как нарушение изоляции его обмоток.
Первым делом, что надо сделать, произвести визуальный осмотр. Это касается всех типов двигателей. Надо обратить внимание на целостность краски на корпусе двигателя. Ее отсутствие в некоторых местах, может свидетельствовать о чрезмерном нагреве мотора. Визуальный осмотр двигателя лучше всего производить, разобрав его.
Порядок разборки асинхронного двигателя:
Необходимо осмотреть ротор. При осмотре можно выявить повреждения, связанные с оплавлением или его почернением. В этом случае ротор необходимо заменить. Далее осматривается статор. При осмотре можно обнаружить выгоревший изоляционный лак. Это может свидетельствовать о межвитковом замыкании. Обмотка в этом случае требует перемотки. Но лучше заменить деталь целиком.
Видео: Как проверить правильно мотор стиральной машиныСкачать
Видео: Проверка мотора стиральной машины | Подключаем к 220 ВСкачать
Если визуальный осмотр, ни каких результатов не принес, надо, используя мультиметр, убедиться в целостности обмоток. Проверки подлежат пусковая и рабочие обмотки. Асинхронный двигатель от старой стиральной машины имеет три вывода. Проверяются все обмотки между собой, а также с корпусом. Если прибор покажет, хоть какое-то сопротивление, значит, имеется пробой обмоток. В этом случае двигатель сдается в стационарный ремонт для перемотки обмоток. Это основные методы проверки асинхронного двигателя в домашних условиях.
Коллекторный двигатель
Электродвигатель часто используется в современных стиральных машинах. Он имеет ременную передачу с барабаном, и легко извлекается из агрегата, поэтому проверить исправность двигателя не представляет особого труда.
Двигатель следует извлечь из корпуса стиральной машины, предварительно открутив стенку корпуса. Обычно он расположен под баком. После извлечения мотора, ротор со статором соединяют последовательно.
Напряжение 220 Вольт подают на концы этой электрической цепи. Для безопасности в цепь последовательно следует включить нагрузочный элемент свыше 500 Ватт. Для этого в цепь последовательно включается ТЭН, или какой-нибудь мощный нагревательный элемент. Такое включение предотвратит двигатель от полного выхода из строя в случае замыкания обмоток.
Причины неисправностей двигателей стиральных машин.
Наиболее часто электродвигатель может иметь следующие причины неисправностей
Неисправности щеток электродвигателя
В первую очередь нужно осмотреть щетки двигателя. Они изготовлены из графита, постоянно подвергаются трению о коллектор. Поэтому очень часто выходят из строя. Если машина проработала уже несколько лет, их обязательно надо проверить.
Они могут выходить из строя и если стиральную машину эксплуатировать с нарушением правил пользования. Например, если постоянно перегружать бельем бак машины. Щетки следует внимательно осмотреть. Они не должны быть очень короткими по сравнению с новыми графитовыми щетками. На них могут быть трещины и сколы.
Если при работе двигателя наблюдается сильное искрение, щетки надо заменить. Надо также помнить, что и новые щетки могут какое-то время искрить. Это происходит из-за того, что они еще не притерлись к деталям двигателя. Можно произвести замену щеток на новые с профилактической целью, и не ждать пока они совсем износятся.
Отслаивание или поломка ламелей
Ламели представляют собой небольшие пластинки и служат для передачи тока от обмотки ротора в двигатель. Они могут отслаиваться из-за сильного перегрева, в случае неправильной эксплуатации стирального агрегата. Так как они приклеены к ротору, то в этом случае они могут просто отклеиться. Если при медленном вращении ротора руками, слышен треск, то по всей вероятности с ламелями проблема.
Двигатель в таком случае может заклинивать. Небольшое отслаивание ламелей можно устранить дома при помощи мелкой наждачной бумаги. В мастерской такой дефект устраняется при помощи специального станка.
Видео: Как подключить двигатель от стиральной машины Ariston.Скачать
Видео: Как проверить симистор двигателя стиральной машиныСкачать
Ламели могут иметь еще одну поломку, это – обрыв провода, идущего от ламели к обмоткам ротора. Обычно это происходит в месте ее крепления. В этом случае можно устранить неисправность при помощи паяльника. Обнаружить такой дефект можно, если слегка пинцетом подергать каждый проводок.
Неисправности ротора или статора
Чаще всего это бывает, если произошло замыкание или обрыв обмоток. При этих неисправностях двигатель может вообще не работать. Во время работы машины может наблюдаться снижение мощности. При короткозамкнутых обмотках происходит очень сильный нагрев мотора. Нормой является температура в районе 80 градусов. В случае ее повышения до 90 градусов, сработает защита, в которой задействован термостат, и двигатель перестанет работать.
Проверка обмоток на обрыв или замыкание выполняется с помощью мультиметра. Прибор должен находиться в режиме измерений сопротивлений. Следует замерить соседние пары ламелей. Оно должно быть везде одинаковым, но не менее 20 и не более 200 Ом. Сопротивление менее 20 Ом может свидетельствовать о коротком замыкании обмоток.
Сопротивление намного больше 200 Ом до бесконечности, говорит об обрыве обмоток. Следует проверить отсутствие замыкания между ламелями и железом ротора. Прибор должен находиться в режиме прозвонки. В случае появления сигнала зуммера, можно сделать вывод о замыкании между витками обмотки.
На наличии короткого замыкания следует проверить и обмотку статора. Если мультиметр не издает звука, значит, замыкания нет. При появлении звукового сигнала, делается вывод о межвитковом замыкании.
Двигатель, имеющий прямой привод
Двигатели этого вида применяются в стиральных машинах типа LG и Samsung.
Соединение с барабаном осуществляется без ремня, напрямую. В них предусмотрена система диагностики. Результат диагностики выводится на дисплей машины в виде кода. По нему можно диагностировать некоторые виды несложных поломок. Но более сложные неисправности придется устранять в сервисном центре.
Как проверить двигатель стиральной машины?
Зачастую причина поломки стиральной машины – проблемы с двигателем. Не выдавая заявленные обороты барабана или вообще отказав, стиральная машина подлежит переборке двигателя или привода, посредством которого вращается барабан.
Виды устройств для проверки
Кроме стандартного набора инструментов (пассатижи, набор отвёрток и ключей), потребуется электротехнический прибор, выполняющий «прозвонку» мотора.
Мультиметр
Раньше мультиметр именовался авометром – это был стрелочный прибор, измеряющий сопротивление, напряжение и силу тока. Сегодня стрелочные приборы почти полностью ушли с рынка – за исключением миниатюрных, современных версий, которые найти проблематично. Они уступили место цифровым собратьям, которые позволяют проверять диоды, конденсаторы, катушки индуктивности и обмотки, и даже исправность транзисторов.
Тестер
Видео: Проверить и запустить мотор со стиральной машиныСкачать
Видео: Как проверить тахогенератор ,таходатчик , датчик холла стиральной машиныСкачать
То же, что и мультиметр, но может быть изготовлен и самостоятельно – из любого стрелочного гальванометра. Для проведения измерений тестер переключается в режим замеров сопротивления (значения на секторе с обозначениями Ом и кОм).
Прибор получил название «прозвонка» – за режим зуммера: при сопротивлении ниже 200 Ом срабатывает звуковой сигнализатор.
Выявление неисправностей
Прежде чем отремонтировать двигатель в домашних условиях, уточните, какой из трёх видов моторов используется в вашей стиральной машине.
Асинхронный
Устаревший тип. Несмотря на его простоту, магниты на роторе и обмотки статора, без колец и щёток, – вытеснен с рынка современных бытовых приборов за низкую мощностную отдачу и внушительные габариты. Он нашёл применение лишь у пользователей в качестве генератора – собранная установка может работать 30 лет и более без ремонта. Как потребитель он никудышный: выдаёт энергии вдвое меньше, чем забирает из электросети, остальное тратится на потери в работе.
Его усовершенствованная версия – шаговый двигатель в десятком обмоток, которому требуется плата импульсного драйвера. В шаговом двигателе устранён низкий КПД – у «шаговика» очень сильная тяга (моменты вырабатываемой крутящей силы при последовательной подаче импульсов тока на разные катушки).
Но такая схема в стиральных машинах-автоматах не применяется – слишком высоки обороты, потребовался бы мощный высокочастотный драйвер на десятки килогерц тактовой частоты.
Коллекторный
Обладает значительно более высоким КПД. Ротор и статор – набор независимых обмоток, включённых последовательно. Роторный контур поделён на десяток секторов-обмоток, для каждой из которых отведена пара ламелей – скользящих медных или омеднённых контактов, закреплённых на валу. Количество ламелей может достигать 20 и более – по числу обмоток.
Чтобы ламели не изнашивались, вместо медных контактов используются графитовые щётки. Щётка имеет вид параллелепипеда, этакого «кирпичика» длиной до пары сантиметров, соединённая при помощи впрессованного в неё бронзового или латунного контакта, к концу которого припаян медный многожильный проводник.
Графит обладает удельным сопротивлением, в сотни раз большим, чем медный проводник, но его проводимости достаточно, чтобы запитать обмотки ротора нужным количеством тока – те имеют сопротивление 1-4 Ом.
Сборка ротора соединяется последовательно со статором, чьи обмотки, подобно первичной катушке трансформатора, обладают сопротивлением до 200 Ом.
Прямоприводной
Обладает повышенным КПД за счёт дополнительного намагничивания от постоянных неодимовых магнитов. Стоит такой двигатель заметно дороже остальных, но выдаёт, подобно шаговому мотору, высокий КПД – порядка 90-95%. Не требует ремней или шестерней, через которые на барабан передавалось бы крутящее усилие.
Если двигатель не крутится или работает с перебоями, то у коллекторного первым делом проверяют исправность щёток. Вытащите их – изношенные щётки становятся в несколько раз короче новых: графит относится к мягким материалам и при интенсивной, многочасовой работе быстро изнашивается. Это главный недостаток коллекторного мотора.
Если щётки целые, то проверьте целостность ламелей. Почерневшие ламели можно почистить мелкой наждачкой либо в условиях мастерской на токарном станке. После очистки с ламелей удаляют следы счищенного материала.
Если ламели вконец изношены – заменяют весь ротор, так как эти контакты заменить невозможно. Хорошо, если рядом окажется точно такой же или похожий мотор с исправным и полностью рабочим ротором. При целостности щёток и ламелей остаётся проверить обмотки ротора и статора.
В прямоприводном двигателе проверяют целостность магнитов. Если один из них раскрошился или отлетел, можно заказать из Китая точно такие же или похожие неодимовые магниты и вклеить новые взамен разрушенных. Если магниты целые – проверяют исправность обмоток.
Видео: ремонт и диагностика двигателей стиральных машин часть 1Скачать
Видео: Проверка двигателя стиральной машины Bosch, Indesit, Ariston и пр.Скачать
В коллекторном двигателе по очереди «прозвоните» обмотки на роторе, подключив тестер с помощью его щупов к соответствующим «парным» ламелям. Бесконечное сопротивление свидетельствует об обрыве, а почти нулевое – о межвитковом замыкании. Замыкание чаще всего происходит от постоянного перегрева, из-за которого эпоксидный клей, которым залита обмотка, и лак, покрывающий тонким слоем обмоточный провод, отслаиваются.
Переменное магнитное поле, наводимое обмоткой статора, делает своё чёрное дело – замкнутые витки из-за выделения слишком большого индукционного тока и собственного малого сопротивления буквально раскаляются, и эта часть обмотки попросту отгорает. Затем участок провода теряет контакт, и мультиметр указывает на обрыв контура. Обмотки ротора не должны замыкать на корпус (пробой катушек на вал).
Межвитковое замыкание случается как в роторе, так и в статоре. Статорная обмотка с короткозамкнутыми одним или несколькими витками не может обеспечить запрашиваемую потребителем мощность, при этом она перегревается. Если бы в стиральной машине на моторе не стоял термистор, то она стала бы пожароопасным прибором: из двигателя пойдёт дым, и сетевой предохранитель на электрощитке «выбивается».
Термистор выключает подачу электропитания на мотор, если тот нагрелся до 90 градусов: в норме исправный двигатель, даже при каждодневной стирке продолжительностью в несколько часов, не нагреется свыше 80 градусов.
В статорных электродвигателях имеется 3 обмотки: когда одна из них выходит из строя, оставшиеся 2 плохо «тянут». Двигатель обретает «мёртвую точку»: при остановке вала он может не запуститься. Одна обмотка – то же самое, что и полностью неисправный мотор. Двигатель так устроен, что все 3 статорные обмотки согласованно «толкают» ротор – при взаимодействии статорных и роторных магнитных полей.
Исправляется такая неполадка перемоткой двигателя: снимается старый эмальпровод, а вместо него наматывается новый. Продвинутый пользователь закажет нужный провод у российских или китайских поставщиков и перемотает статор самостоятельно. Начинающий – воспользуется услугами сервис-центра. «Залитый» заводом-изготовителем ротор перемотать в десятки раз сложнее – его заменят.
Наконец, в моторе могут износиться подшипники. Завод-изготовитель применяет достаточное количество смазки, чтобы двигатель мог работать несколько месяцев без дополнительного смазывания. Но температура вала и статорных торцов повышается от нагревания обмоток до нескольких десятков градусов, от искрения щёток (если они есть), отчего смазка постепенно испаряется. В идеале смазывать двигатель литолом или солидолом при каждодневной стирке белья нужно хотя бы раз в полгода.
Какими бы ни были высококачественными вал, пластины статора и подшипники, масляный «голод» – путь к трению, в десятки раз большему, чем при своевременно смазанном механизме.
Шарики и сепараторы подшипников изнашиваются, образуется паразитный зазор. Сепаратор и шарики разбиваются, вал «гуляет» и двигатель вибрирует на высоких оборотах. Появляется звук трения, вал заклинивает и двигатель работает крайне нестабильно. Зазор между ротором и статором (меньше 1 мм) с одной из сторон при шатании вала нарушается. Пластины статора и ротора стачиваются, что расцентровывает идеально сбалансированный заводом мотор. В свою очередь, расцентровка ведёт к дополнительной вибрации. Разобрав мотор, обязательно проверьте, в каком состоянии подшипники.
У прямоприводных двигателей изнашивается часть вала, соприкасающаяся с мотором. Это колесо, жёстко соединённое с валом двигателя. Оно меньше по диаметру, чем барабан. Накладка на этом колесе также изнашивается.
Сделана ли она из резины либо напоминает зубчатку косозубой шестерни, изношенный элемент нужно заменить.
Советы
Стиральная машина, как и всякий прибор, нуждается в бережном обращении и своевременном уходе. Тогда она без особых проблем проработает лет 10-20.
О том, как проверить двигатель стиральной машины, смотрите далее.
Как проверить двигатель стиральной машины
Стиральная техника прочно заняла лидирующие позиции среди домашних бытовых приборов. Случается, что мотор машины выходит из строя. Поломка происходит по разным причинам (перегрузка агрегата, неграмотное использование, слишком жесткая вода и т. д.). Если знать, как проверить двигатель стиральной машины в домашних условиях, то можно провести диагностику самостоятельно и сэкономить на услугах сервисного центра.
Разновидности двигателей
Видео: Как просто Проверить Тахогенератор стиральной машины-автомат.Скачать
Видео: подключение двигателя от стиральной машины Аристон ARISTON.Скачать
Перед началом диагностики выясняют, какой вид двигателя установлен и как функционирует. Классификация выглядит следующим образом:
1. Асинхронный двигатель — недорогой по стоимости, тихо работает. Не используется для современных машинок по причине больших размеров и слабой работоспособности. Устанавливался в первые модели «Ардо» ( Ardo ), «Бош» ( Bosch ), «Кэнди» ( Candy ), «Сименс» ( Siemens ).
2. В современных моделях установлен коллекторный двигатель. Он отличается средней мощностью, небольшими габаритами, передает обороты на шкив барабана посредством ремня. Конструкция: ротор, статор, таходатчик, пара щеток.
3. Инверторный двигатель (прямоприводной) стали использовать сравнительно недавно. Ремень отсутствует, прибор прикрепляется сразу к барабану, передавая на него обороты. Производительность двигателя высокая, агрегат компактный, редко ломается. Устанавливают в машины Samsung, «Ханса» ( Hansa ), «Эл Джи» ( LG ).
Как проверить исправность
В сборке стиральной техники применяют только инверторные (прямоприводные) и коллекторные агрегаты. Чтобы определить их состояние и выявить возможную неполадку, стоит ознакомиться с процессом выполнения диагностики поэтапно. Сначала разберемся, как работают составные элементы «сердца» машинки:
Асинхронный тип
Этот агрегат уже не ставят в современные стиралки, потому что уровень его КПД не высок. Имеет простую, но надежную конструкцию, поэтому редко выходит из строя. Провести домашнюю диагностику непросто, потому что механизм напрямую присоединен к барабану. Частыми причинами поломки являются износ подшипников, обрыв обмотки двигателя, нарушение изоляции.
Чтобы сделать диагностику, асинхронный агрегат извлекают из корпуса, предварительно отключив машинку от сети. Далее:
Прямоприводной тип
Самостоятельно обнаружить неисправность непросто. Рекомендуется воспользоваться системными тестами, если они поддерживаются конкретной моделью машины. При проверке на дисплее появляются коды, расшифровка которых поможет идентифицировать поломку и понять, пригодится ли помощь мастера сервисного центра.
Если нужно вынуть мотор для детального осмотра, то схема этой процедуры будет выглядеть так:
Коллекторный вид
Двигатель центрифуги стиральной машины-полуавтомата или автомата функционирует на ременной передаче с барабаном, легко вынимается из корпуса. Ставится на агрегаты «Аристон» (Ariston), «Индезит» (Indesit), «Самсунг» (Samsung), «Занусси» (Zanussi), «Атлант. Для диагностики используется следующая схема:
Двигатель — главный составной элемент стиральной машины, поэтому к его проверке следует отнестись серьезно. Если диагностику выполнить неправильно, это повлечет за собой полную замену механизма. При обнаружении поломки лучше обратиться за помощью в сервисный центр.