- Изучаем 5НР19: устройство и особенности эксплуатации
- Подробнее об АКПП
- Устройство АКПП 5НР19
- Гидротрансформатор
- Система управления
- О характерных болезнях
- Подведем итоги
- 5HP19-Обзор трансмиссии
- Описание автоматической коробки передач
- Технические особенности коробки ZF 5HP19
- Кулиса трансмиссии ZF 5HP19
- Ресурс автоматической коробки передач 5HP19
- Типичные неисправности трансмиссии 5HP19
- Замена трансмиссионной жидкости автоматической коробки ZF 5HP19
- Проблемы и надежность 5-ступенчатой АКПП 5HP-19
- Принципиальные отличия
- «Бублик» не первой свежести
- Главный в «гидравлике»
- Дорогие «мелочи»
- «Полный» вперед!
- Что можно сказать о надежности и ресурсе АКПП 5HP-19?
- Какое масло лить в коробку 5HP-19?
- Покупка БУ АКПП 5HP-19
- Видео
Изучаем 5НР19: устройство и особенности эксплуатации
Популярность автоматических коробок передач растет с каждым днем.Спрос на автомобили с АКПП также растет с геометрической прогрессией, ведь в городском режиме пользоваться ручной коробкой передач становится сложнее.В данной статье я расскажу о наиболее популярной АКПП фирмы ZF — 5НР19.
Подробнее об АКПП
5НР19 это пятиступенчатый классический агрегат, выпускаемый с 1995 года на основе предыдущей версии 4НР18. Такую коробку передач вы встретите на всей линейке VAGи BMW. Особенность АКПП в том, что она способна «переваривать» солидный крутящий момент, так как устанавливается на моторы от 1.8 до 4.2 литра, с передним и полным приводом.
Официальная информация о максимальном крутящем моменте – 300 Н*м. Передаточные числа:
Заправочный объем – 9.2 литра, применяется масло ATF.
Устройство АКПП 5НР19
Гидротрансформатор
ГДТ является одним из главных элементов АКПП.Его задача состоит в изменении и передаче крутящего момента с двигателя на трансмиссию. Также «бублик» позволяет снизить вибрацию от коленвала, выступая в роли демпфера. Внутри ГДТ находится три колеса (насосное, турбинное и реакторное), муфта свободного хода и блокировки. Принцип его работы прост: жидкость от насосного колеса передается на лопасти турбинного колеса, передавая момент на реакторное, что позволяет плавно и без рывков передавать крутящий момент.
Механическая часть состоит из двух планетарных редукторов, которые в свою очередь включают в себя передачи, образовывающие планетарный ряд. Элементы планетарной передачи:
Изменение крутящего момента происходит тогда, когда несколько деталей «планетарки» блокируются. Если блокируется коронная шестерня, то передаточное число уменьшается, а значит — скорость движения возрастает, но падает динамика разгона. За набор скорости отвечает солнечная шестерня. Водило, в свою очередь, меняет направление движения, что бы включилась задняя передача.
За блокировку отвечают фрикционные накладки и муфты. Накладки служат для удерживания некоторых деталей редуктора за счет соединения с корпусом АКПП. Муфты предназначены для блокировки механизма планетарного ряда между собой. Замыкают муфту гидроцилиндры, которыми управляет распределительный модуль.То есть, за переключение передач отвечает пакет фрикционных накладок и муфт.
Система управления
Система управления состоит из блока управления, селектора, распределительного модуля и нескольких датчиков (температура масла в АКПП, частота вращения первичного вала и положение селектора, а также положения педали газа).
О характерных болезнях
Соленоиды
Зачастую выходит из строя самый нагружаемый и основной желтый соленоид. Следствие этого – значительное повышение давления во фрикционном пакете, что приводит к разрыву барабанов. Лучше всего менять все 4 соленоида, но обращайте внимание на то, что для каждой маркировки АКПП они индивидуальны.
Фрикционные накладки
Видео: Все слабые места "автомата" ZF 5HP19, который ставили на BMW E39, Audi A6 C5, Passat B5 и т.д.Скачать
Видео: Принцип работы автоматической коробки передач (3D-анимация)Скачать
Первыми из строя выходят диски, которые работаю возле насоса, так как испытывают самое высокое давление. Если неисправен первый пакет, то производится полная замена всех фрикционных накладок. Они взаимозаменяемы для автомобилей концерна VAG и BMW.
Барабан – суппорт
Здесь установлен двойной барабан – суппорт. Из-за деформации металла, которая происходит по причине высокого давления, барабан деформируется, давление снижается, а пакет фрикционов горит.
Расходники
Из расходных материалов принято считать все резиновые уплотнители трубок, прокладку масляного поддона и сальники полуосей с хвостовиком. Так как масло часто испытывает высокие нагрузки, его замену нужно проводить чаще рекомендуемого срока, то есть 80 000 км. В идеале это 50 000 км полной замены масла! Ни в коем случае не производите частичную замену масла, так как кроме финансовых убытков это ни к чему не приведет. Касательно допусков по маслу: завод-изготовитель рекомендует для 5НР19 масло под каталожным номером G052162A2. Это масло иначе маркируется как ATF Dexron 3. Необходимое количество для замены – 10.5 литра. Соблюдайте допуски по трансмиссионному маслу, так как АКПП 5НР19 крайне прихотлива к нему.
Подведем итоги
Автоматическая коробка передач 5НР19 – достаточно надежный агрегат, только в том случае, если его вовремя и правильно обслуживать. АКПП легко переносит сильные нагрузки и даже кратковременные перегрузки, но только в том случае, если внутри все узлы и детали в исправном состоянии, а масло соответствует допускам и чистое.
5HP19-Обзор трансмиссии
Автоматические коробки передач пользуются популярностью в нашей повседневной жизни. Если недавно большинство пользователей отдавали предпочтение механическим трансмиссиям, то сегодня автомат составляет львиную долю продаж на автомобильном рынке.
Лёгкость и удобство в вождении автомобиля, равномерная нагрузка на трансмиссию и сцепление, простота конструкции. Это далеко не полный перечень преимуществ, которые получает пользователь, делая выбор в пользу автоматической коробки передач.
Среди производителей автоматических коробок передач много именитых моделей, прославивших конструкторов характерными положительными особенностями, присущими только этой продукции. Такой производитель, немецкий автомобильный концерн ZF Friedrichshafen AG, занимающий третье место среди крупнейших автомобильных концернов Германии. Продукция марки завоевала популярность в десятках стран, а АКПП 5HP19 востребована среди большинства авто производителей.
Описание автоматической коробки передач
Концерн ZF, расшифровывается, как «Zahnrad Fabrik» (завод шестерён), крупнейший производитель трансмиссий. Компании уже сто с лишним лет, основан завод в Германии. Продукция, выпускаемая предприятием, используется на автомобилях: Audi, BMW, Volkswagen, Ford, Kia и другие.
Автоматическая коробка передач ZF 5HP19, пяти ступенчатая, сконструирована в 1995 году. Предназначалась для установки на автомобили Audi, которые оснащаются задним, передним или полным приводом (Rear WD, Forward WD, All WD). По классификации Volkswagen AG трансмиссия ZF 5HP19 маркируется 01L либо 01V. Прообразом коробки передач стали модели: четырёх ступенчатая автоматическая трансмиссия 4HP18 и пяти ступенчатая коробка передач 5HP18. Отличительная особенность трансмиссии, расчёт на больший крутящий момент и совместимость с большим количеством силовых установок до объёма четыре литра. Конструктивно коробки передач серии одинаковы и запасные части к каждой из модели не отличаются. Разница заключается в настройках, передаточных числах и продольное или поперечное расположение трансмиссии. К тому же, поздние модели коробок передач усовершенствованны в комфорте при переключении, потребляют меньше топлива, за счет добавочной передачи и блокировочной муфты гидравлического трансформатора.
Передаточное отношение момента и веса:
Момент, входящий | Передача | Усилие | Ёмкость жидкости | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Задняя | |||
300 Нм | 3,67 | 2,0 | 1,41 | 1,0 | 0,74 | 4,10 | 79кг | 9,2л |
Отличия в маркировке трансмиссии:
Модели автомобилей, укомплектованных автоматическими коробками передач 5HP19:
Транспорт | Модель | Год | Привод | Силовая установка | Трансмиссия |
Audi | A4 | 2000-2004 | 5 SP F-AWD | V6 2.5L | ZF5HP19FLA |
Audi | A4 | 1996-2007 | 5 SP F-AWD | L4 1.8L, V6 2.4L, 2.8L, 3.0L | ZF5HP19FL |
Audi | A6 | 1997-2005 | 5 SP F-AWD | L4 1.8L, V6 2.4L, 3.0L | ZF5HP19FL |
Audi | A6 | 2000-2005 | 5 SP F-AWD | V6 2.5L, 2.7L | ZF5HP19FLA |
Audi | A8 | 1997-2003 | 5 SP FWD | V6 2.5L, 2.8L V8 3.7L | ZF5HP19FLA |
Audi | S4 | 2000-2002 | 5 SP AWD | V6 2.7L | ZF5HP19 |
Audi | S6-RS6 | 2003-2006 | 5 SP AWD | V8 4.2L | ZF5HP19 |
BMW | 3 series | 2000-2006 | 5 SP RWD | L6 2.2L, 2.5L | ZF5HP19 |
BMW | 5 series | 2002-2003 | 5 SP RWD | L6 2.5L | ZF5HP19 |
BMW | Z4 roadster | 2002-2005 | 5 SP R-AWD | L6 2.2L, 2.5L, 3.0L | ZF5HP19 |
Jaguar | S type | 2001-2003 | 5 SP RWD | V6 2.5L, 3.0L | ZF5HP19 |
Porsche | 911 | 2000-2001 | 5 SP R-AWD | V6 3.4L, 3.6L | ZF5HP19HLA |
Porsche | Boxster | 2000-2008 | 5 SP R-AWD | V6 2.5L, 2.7L, 3.2L, 3.4L | ZF5HP19HLA |
Porsche | Cayman | 2005-2008 | 5 SP R-AWD | V6 2.7L, 3.4L | ZF5HP19HLA |
Skoda | Superb | 2005-2008 | 5 SP F-AWD | L4 1.8L, V6 2.8L | ZF5HP19FL |
Skoda | Superb | 2001-2008 | 5 SP F-AWD | L4 1.9L, V6 2.5L 2.8L | ZF5HP19FLA |
Volkswagen | Passat | 1998-… | 5 SP F-AWD | L4 1.8L, 1.9L, 2.0L L5 2.3L, V6 2.5L, 2.8L V8 4.0L | ZF5HP19FL |
Volkswagen | Phaeton | 2001-2004 | 5 SP AWD | V6 3.2L | ZF5HP19FL |
Каждому объёму силовой установки соответствует модификация коробки передач, которая отличается приводом, передаточным числом, настройками гидравлики. Модификации нельзя менять, иначе это приведёт к сбоям в работе коробки передач и двигателя. Например, автоматическая трансмиссия 5HP19 EZS несмотря на визуальную схожесть с коробкой передач 5HP19 FEV, по-другому настроена на приём сигналов с датчиков сбора информации блоком управления. Даже если менять трансмиссию с блоком управления, блок двигателя не свяжется по шине с блоком автоматической коробки передач. Вид модификации определяется по клейму, выбитому на металлической табличке коробки передач. Клеймо представлено в виде трёх буквенного кода, например: DES, EZS, ECC, FEV и др.
Видео: АКПП ZF 5HP19 VAG, Делюсь своим опытом и знанием! (как я собираю эту коробку)Скачать
Видео: Проблемы с АКПП 5HP19 пассатСкачать
Автоматические коробки переменных передач ZF 5HP19 это популярный и распространённый автомат. Механизмы настолько надёжны и просты, что быстро завоевали популярность среди автолюбителей. Кроме того, трансмиссия легко обслуживается, поскольку информацию о 5HP19, например, мануал или схема можно с лёгкостью найти в интернете или из официальных источников.
Технические особенности коробки ZF 5HP19
Техническая особенность трансмиссии ZF 5HP19, специальная адаптивная программа переключения передач, которая способна подстраиваться под манеру вождения владельца автомобиля. Процесс проходит при помощи передвижения момента переключения передач.
Снижение расхода топлива и улучшение динамических показателей автомобиля произошло благодаря применению двух планетарных рядов. Это позволило применить пять передач для движения автомобиля вперёд и одну передачу заднего хода.
Механическая передача крутящего момента обеспечивается блокировочной муфтой гидравлического трансформатора, муфта включается или выключается. Процессом управляет электромагнитный клапан, который способен на модулируемое возбуждение.
Кулиса трансмиссии ZF 5HP19
Автоматическая коробка передач 5HP19 способна подстраиваться под манеру вождения, механизм способен работать как в автоматическом, так и ручном режиме. Устройство Tiptronic даёт коробке передач ручное управление. Активация механизма происходит автоматически, путём перемещения кулисы из режима D в правую прорезь коробки передач. Сдвиг кулисы включает нужную передачу, при этом переключение сопровождается отображением на дисплее транспортного средства информации о включенном режиме.
Положения селектора коробки передач:
Внимание! Включение первой передачи происходит автоматически, принудительное включение конструктивно не предусмотрено.
В автомобилях, без Tiptronic, перемещение кулисы проходит в пределах одного ручья. Предусмотрены следующие режимы: P-R-N-D-4-3-2. При старте, специальным устройством, реагирующим на нагрузку, включается первая передача.
В автомобилях, с Tiptronic, перемещение кулисы проходит в пределах двух ручьёв:
Форсированный режим (Kick-down) переводит трансмиссию на передачу стоящую ниже, что даёт дополнительное ускорение при разгоне.
Ресурс автоматической коробки передач 5HP19
На ресурс коробки передач 5 HP19 напрямую влияет манера езды и то, как вовремя обслужили механизм. Как правило, большинство коробок передач без проблем отрабатывают 200000км пробега до капитального вмешательства. Трансмиссия, в сравнении с другими производителями, не прихотлива к эксплуатации в холодный период, не страшна езда с пробуксовкой, начало движения на не прогретой жидкости, эксплуатация в жаркий период. Коробка передач не любит недостаток трансмиссионной жидкости, который наступает по нескольким причинам:
Типичные неисправности трансмиссии 5HP19
Автоматическая трансмиссия 5HP19 надежна и долговечна, тем не менее, слабые места у неё присутствуют:
АКПП ZF 5HP19: Гидротрансформатор
АКПП ZF 5HP19: втулка крышки масляного насоса
АКПП ZF 5HP19: Крышка масляного насоса
АКПП ZF 5HP19: сепараторная пластина
Видео: А6С5. Одна из причин выхода из строя АКПП.Скачать
Видео: Ауди А6С5 Олроуд 2.7. Убираем Пинки.Акпп 5hp19.Скачать
АКПП ZF 5HP19: соленоид давления
АКПП ZF 5HP19: гидравлический блок
Замена трансмиссионной жидкости автоматической коробки ZF 5HP19
Согласно официальным инструкциям и рекомендациям, коробка передач не нуждается в замене трансмиссионной жидкости на протяжении срока эксплуатации. Эти рекомендации применимы к механизму при эксплуатации в условиях мягкого климата. Если трансмиссия используется в холодных регионах, часто подвержена перегреву, при езде возникает частая пробуксовка, резкие наборы скорости, эксплуатации без прогрева жидкости и прочие условия, масло меняется уже на 60-90 тысячах километров пробега. Потеря жидкостью первоначальных свойств ведёт к необратимым последствиям и повышенному износу механизмов.
Важно соблюдать требуемый уровень жидкости в коробке передач, трансмиссия 5HP19 чувствительна к недостаче смазки. Масляное голодание ведёт к износу пакетов фрикционов, что еще сильней загрязняет внутреннее пространство механизма, что негативно сказывается на работе гидравлического блока и отводе тепла с фрикционных накладок.
Меняя трансмиссионную жидкость, рекомендуется пользоваться родной продукцией. Начальное масло, заливаемое в АКПП трансмиссии 5HP19 на автомобили Audi и технику VAG, маркируется VAG G052162A2 либо ESSO-Mobil1 LT71141. Чтобы не навредить механизму и защитить, рекомендуется отдавать предпочтение этой жидкости. Отклонение исходных характеристик может негативно сказаться на работе трансмиссии.
Для полной замены трансмиссионной жидкости понадобятся расходные комплектующие:
№ | Расходные комплектующие | Обозначение | Кол |
1 | Трансмиссионная жидкость | VAG G052162A2 либо ESSO-Mobil1 LT71141 | 10,5 л. |
2 | Фильтрующий элемент коробки передач | VAG 01V325429 либо ZF 0501209251 | 1 |
3 | Уплотнитель, кольцо коробки передач | VAG 01V325443 либо ZF 0501314578 | 1 |
4 | Уплотнитель поддона коробки передач | VAG 01V321371 либо ZF 1056303031 | 1 |
АКПП ZF5HP19: Фильтрующий элемент
Порядок проведения процедуры по замене трансмиссионной жидкости:
Перед проведением работ детально изучите: схема АКПП 5HP19;
Трансмиссия ZF 5HP19, это коробка передач, которая превзошла конкурентов по популярности. Механизм долговечный, с повышенной надёжностью и лёгкостью эксплуатации. Коробка передач переносит пробег в 200000 км и более, не требуя серьёзного вмешательства. Слабое место коробки передач, тяжело переносит масляное голодание. Благодаря распространению, много документации на изделие (инструкции, мануал, схемы, и др.). Трансмиссия легко обслуживается, как профессионально, так и самостоятельно.
Проблемы и надежность 5-ступенчатой АКПП 5HP-19
Как мы уже говорили раньше, следующий, после создания гидротрансформатора (ГТ), прорыв в эволюции автоматических коробок передач (АКП) произошел в 1984-1985 годы – тогда, когда были изобретены электронные модули управления «автоматом». Именно электроника позволила дешево, то есть с наибольшим эффектом при наименьших затратах) воплотить в жизнь идею о действительно многоступенчатой АКПП.
Итак, в 1991 году фирма Zahnradfabrik GmbH (ZF) представила агрегат 5HP-18 – свой первый пятиступенчатый гидромеханический «автомат» с электронным управлением, предназначенный для установки на легковые автомобили.
А уже в 1996 г. на заводе компании в ZF немецком Saarbrücken развернули производство пятиступенчатой ГМП 5НР-19, которой была уготовлена участь стать одной из самых распространенных АКП начала 2000-х годов.
Новая коробка оказалась очень востребованной автопроизводителями: концерн VAG и компания BMW AG (давние партнеры ZF) активно устанавливали АКП 5НР-19 на целый ряд моделей своих автомобилей.
Так, данный «автомат» получили автомобили BMW 3-reihe (кузов Е46) с бензиновыми моторами объемом 2 и 2,5-литра, а также «пятерки» Е39, оснащенные 2,5-литровым бензиновым двигателем. Устанавливалась ГМП 5НР-19 и на представительскую 7-серию (кузов Е38) – такой «автомат» получали не очень распространенные версии c 2,5-литровым силовым агрегатом.
Кроме того, наряду с ГМП производства General Motors (правда, достаточно редко), АКП 5НР-19 устанавливался на модели Е46 и Е39, оснащенные 3,0-литровой бензиновой «шестеркой».
Видео: VW Passat B5 акпп 5hp19, доводим коробку до ума , пинается, плохо переключается, тест драйвСкачать
Видео: РЕШЕНО! Удар в АКПП при включении D AUDI A6 (C5) 5HP19Скачать
Для передне- и полноприводных автомобилей концерна Volkswagen AG были разработаны специальные версия «автомата» – 5НР-19FL и 5НР-19FLA (имеют внутренние индексы 01L и 01V), ставшие основными «автоматами» VAG вплоть до появления в 1999 г. инновационной трансмиссии-вариатора Multitronic. Так, до 1999 года АКП 5HP-19FL и FLA были единственными «автоматами» для всех Audi A6 С5 (4B), оснащенных бензиновыми «шестерками» 2,4i и 2,8i и V6-турбодизелем 2,5 TDI.
А вот после дебюта трансмиссии Multitronic, гидромеханической АКП оснащались лишь полноприводные Audi A6 Quattro, а также моноприводные версии с мощными бензиновыми моторами 3,0-литра и 2,7-битурбо. На эти автомобили коробки 5НР-19FL/FLA устанавливалась до самого окончания выпуска модели А6 в кузове 4B в 2004 году. Так же, как и модель Audi A6 Quattro, коробка 5HР-19FLA получила и созданный на ее базе автомобиль Audi Allroad первого поколения (кузов 4BH), выпускавшийся с 2001 по 2005 гг.
Кроме того, ГМП 5НР-19 FL/FLA получили и две версии представительского седана Audi A8 (кузов D2): автомобиль с 3,7-литровой бензиновым мотором V8 и машина с V6-турбодизелем 2,5 TDI.
Кроме того, вплоть до появления трансмиссии Multitronic «автомат» 5HP-19FL устанавливался и на версии Audi A4/VW Passat B5, оснащенные 130-сильным турбодизелем 1,9 TDI PD (с 1998 г.) и мощными версиями 1,8-турбобензинового мотора.
После 2000 года коробка 5НР-19 (модификация 5НР-19FLA) устанавливалась только на полноприводные версии автомобилей Audi A4 (B6) и VW Passat B5 GP.
Немногие знают, что ГМП 5HP-19 устанавливали и на автомобили Porsche. Например, версии 5HP-19HL/HLA использовались на моно- и полноприводных версиях Porsche 911 Carrera, выпускавшейся в 1998-2001 гг., а также и на Boxster (в 1996-2004 гг.).
Принципиальные отличия
Инженеры ZF изначально проектировали новую коробку с оглядкой на особенности привода ведущих колес (и расположения двигателя) на машинах своих основных партнеров-автопроизводителей. Так, заднеприводные автомобили BMW получили «автомат» 5HP-19. На заднемоторный заднеприводный Porsche 911 Carrera устанавливалась коробка 5HP-19HL, а на его полноприводную модификацию – версия 5HP-19HLA.
Соответственно, для переднеприводных автомобилей концерна Volkswagen AG предназначалась ГМП 5HP-19FL, а для полноприводных Audi A6/А4 Quattro и VW Passat B5 4MOTION – специальная версия 5HP-19FLA.
Из-за наличия у автомобилей Audi переднего привода вкупе с продольно установленным двигателем главную передачу «автомата» установили на коробке в отдельном картере. Поэтому вес различных версий семейства коробок 5HP-19 очень отличается: от 79 кг у 5HP-19 до 110 кг у варианта «FL» и 142 кг у полноприводной модификации «FLA».
С точки зрения железа изделие компании ZF под индексом 5HP-19 является гидромеханическим «автоматом» с электрогидравлической системой управления на основе управляющих гидравликой коробки клапанов («соленоидов»), отвечающих, как за включение планетарного ряда передач, так и за управление муфтой блокировки гидротрансформатора. Работой ЭГК управляет электронный блок управления (ЭБУ).
При большом числе оборотов коленвала гидравлическая передача в «бублике» не способна передавать ступенчатой коробке более 85% приходящего от силового агрегата крутящего момента. Поэтому, чтобы добиться максимально полной передачи крутящего момента, в современных ГМП используют муфту блокировки, замыкание которой позволяет исключительно механически, без участия гидторансформатора. В таком случае ГТ вращается как единый цельный механизм, осуществляя прямую механическую связь мотора и коробки.) Процесс замыкания/размыкания муфты блокировки регулируется и осуществляется системой управления АКП.
Что касается диапазонной коробки ГМП 5HP-19, то она имеет целых два планетарных ряда (планетарный ряд типа Ravigneaux к которому последовательно подключен простой планетарный ряд). Такое инженерное решение и обеспечило реализацию на практике идеи 5-ступенчатой АКП.
Управление «автоматом» 5HP-19 осуществляется ЭБУ в соответствии с заложенной в него адаптивной программой переключения передач, работающей на основании алгоритмов «fuzzy logic» и приспосабливающейся к манере вождения конкретного водителя. (Упрощенно можно сказать, что момент переключения коробки определяется положением и скоростью перемещения водителем педали акселератора, а также значением частоты вращения коленвала.)
Еще одним новшеством, впервые примененным на АКП 5HP-19, стала система ручного выбора передач «Tiptronic», которой не было на 4-ступенчатых «автоматах» ZF. Визуально новая коробка отличалась от предшественников двухручьевым селектором выбора передач. (При перемещении селектора в прорезь правого ручья активируется программа ручного переключения передач (в «+» – на ступень выше, в «-» – на ступень ниже).)
«Бублик» не первой свежести
Видео: АКПП, как сделать самому? А6 C5 5Hp19Скачать
Видео: Принцип работы автоматической коробки передач (2D-анимация)Скачать
Как показал опыт эксплуатации, несмотря на новизну и техническую сложность для своего времени, «автомат» 5HP-19 оказался достаточно надежным агрегатом. Основной проблемой на коробках с большими пробегами становится выход из строя блокировки ГТ. Обычно это проявляется на АКП с пробегами более 250 тыс. км из-за естественного износа в процессе эксплуатации смонтированной внутри ГТ фрикционной накладки муфты блокировки. Когда изношенная блокировка начинает пробуксовывать, ЭБУ отключает ее, переводя тем самым АКП в аварийный режим. Работающий в таком режиме ГТ, начинает очень сильно нагреваться, что только усиливает разрушение фрикционной накладки муфты блокировки.
Даже если не случилась вышеописанная «страшилка», АКП с изношенной фрикционной накладкой продолжает «умирать». Как уже говорилось выше, абразивная пыль, образующаяся в результате износа блокировки «бублика» попадают в систему смазки коробки и достаточно легко закупоривают микроотверстия смазочных каналов трехзвенных планетарных механизмов (ТПМ) коробки, тем самым вызывая их масляное «голодание». В свою очередь, это приводит к началу «горения» подшипников сателлитов планетарных механизмов. В итоге все это приводит к заклиниванию планетарных передач, влекущему за собой разрушительные для коробки последствия. Стоимость ремонта «автомата» в этом случае легко способна превысить и 1500$.
Как принято говорить в медицине – «болезнь легче предупредить, чем излечить». Данный принцип работает и в отношении АКП с ранней блокировкой ГТ, к которым относится и семейство «автоматов» 5HP-19. Именно поэтому владельцам автомобилей с этой АКП следует быть готовыми к превентивному восстановлению блокировки ГТ примерно к 250 тыс. км пробега. Изношенную фрикционную накладку муфты блокировки можно просто переклеить, что впоследствии позволит избежать дорогостоящего ремонта «автомата». Ресурс восстановленного таким образом ГТ составляет не менее 100 000 – 150 000 км пробега.
Вовремя распознать проблему с муфтой блокировки поможет квалифицированная компьютерная диагностика «автомата». В процессе диагностики производится считывание «ошибок», оценка температурного режима «автомата» под нагрузкой, проверка срабатывания блокировки в различных режимах езды и т.д.). Кроме того, заподозрить проблему с блокировкой ГТ можно по увеличению расхода топлива на 0,5-1 л/100 км при движении в шоссейном режиме, а также по появлению легкой вибрации на скоростях с ³80 км/ч при движении по шоссе.
Главный в «гидравлике»
С пройденным километражом второй по значимости проблемой коробке 5HP-19 является выход из строя регулятора главного давления. Отказ этого электрогидравлического клапана приводит к повышению давления в гидросистеме коробки, что впоследствии приводит к внезапному разрушению фрикциона переднего хода (муфта «А»). Последствия этого катастрофичны для коробки и влекут за собой ее полный ремонт.
Заподозрить проблему с регулятором можно по появлению ощутимого толчка при включении режима «drive» («D»), а также по появлению «пинка» при переключении вниз с 5-й на 4-ю передачу. Как и в случае с блокировкой, недорогая превентивная замена клапана-регулятора позволит избежать тотальной поломки «автомата».
Дорогие «мелочи»
Учитывая неплохую общую надежность конструкции коробки 5HP-19 она все же имеет несколько досадных «болячек». Например, она может перестать реагировать на перемещения селектора. Обычно поломка заключается в неисправности так называемого «позиционера», то есть датчика диапазона переключения. Этот датчик установлен на «колоколе» «автомата». Именно от него блок управления коробки получает данные о положении селектора. Также через этот переключатель питается система «круиз-контроля», лампы заднего хода, а также реле АКП (оно предотвращает запуск мотора при положении селектора в ином положении, кроме «Р» и «N»).
Виной всему особенности конструкции переключателя и его расположения в автомобиле. Вследствие установки данного узла на корпусе коробки, под днищем автомобиля, он постоянно подвержен воздействию агрессивной дорожной среды. Со временем это приводит к нарушению герметичности корпуса переключателя. От поступающей внутрь его грязи и влаги «закисают» и выходят из строя расположенные внутри микровыключатели, которые и перестают «видеть» положение селектора выбора передач.
Устранение проблемы – дело из разряда «как повезет». В легких случаях удается отделаться только чисткой и просушкой микровыключателей, плюс замена уплотнителей корпуса переключателя. В худшем случае предстоит замена всего «позиционера» «в сборе».
Отдельную проблему с электроникой коробки 5HP-19 могут создать себе владельцы автомобилей Audi A6 и A4, а также VW Passat B5. На этих автомобилях блок управления «автоматом» расположен под ковролином в салоне прямо под ступнями переднего пассажира. Блок можно буквально «замочить» в том случае, если в водосборном ящике под капотом (там, где расположена АКБ) произойдет засорение дренажных отверстий. В этом случае влага пойдет в салон как раз в область коврика под ногами штурмана. По словам ремонтников, «утопленные» ЭБУ встречаются не так уж и редко.
Традиционно, все дело в профилактике: необходимы постоянный контроль за состоянием дренажных отверстий в водосборном ящике и дополнительные резиновые коврики в салон на период зимней эксплуатации автомобиля.
«Полный» вперед!
Коробка 5HP-19 применялась на полноприводных автомобилях, благо ее удачная конструкция способна передавать высокий крутящий момент. Конечно, не надо представлять себе матерые внедорожники. «Автомат» 5HP-19 устанавливался на автомобили Audi с трансмиссией Quattro (включая А6 Allroad) и на VW Passat B5 с полным приводом 4Motion. Да, в этих случаях «автомат» испытывает более высокие нагрузки и служит обычно не так долго, как в переднеприводном исполнении. Коробку могут прикончить и элементарные ошибки при эксплуатации. Например, неудачные попытки выбраться из какой-нибудь грязи в «раскачку». Если не допускать обязательной остановки автомобили перед переключением из «реверса» в «драйв», то механизм «автомата» испытывает на себе сильнейшие скачки давления, из-за чего разрушается барабан муфты переднего хода и обламываются зубья на тормозе «D», отвечающем за включение заднего хода. Во время зимней эксплуатации легко столкнуться с обламыванием первичного вала «автомата» 5HP-19 если начать штурмовать сугробы, снежную целину и просто «дрифтить» на совершенно холодной и непрогретой АКПП.
А если при этом в коробке неисправно работает регулятор главного давления, то можно довести трансмиссию до разрушения барабана «D-G».
Что можно сказать о надежности и ресурсе АКПП 5HP-19?
В целом данная АКПП неплохо зарекомендовала себя. На момент появления 5HP-19 была весьма надежна и неприхотлива, а все проблемы с ней связаны с большим пробегом и немаленьким возрастом. При правильной эксплуатации, своевременном обслуживании эта коробка способна пройти более 350 000 км. Правда, ее здоровье может внезапно подкосить неисправность блокировки гидротрансформатора или регулятора главного давления.
Какое масло лить в коробку 5HP-19?
Замену трансмиссионного масла в АКПП 5HP-19 следует производить каждые 60 000 км. Во время замены также выполняется замена поддона и фильтра. Масло в эту коробку необходимо лить специальное, хотя допуски по нему формально разные. По реестру Volkswagen следует использовать трансмиссионную жидкость с допуском G052 162A. По данным BMW жидкость с обозначением 822 9 407 807. По информации самого производителя для заправки в коробку 5HP-19 пригодна ATF c номером ATF S671 090 166/169. В рознице самым подходящим маслом для 5HP-19 является продукт ATF Esso LT 71141. Полный заправочный объем данной коробки в переднеприводном исполнении составляет порядка 9,2 л, а в полноприводном (5HP-19 FL/FLA) – 9,3-9,4 л.
Уровень масла на этой коробе измеряется и проверяется при прогреве масла до 35°С при работающем двигателе в положении селектора в «паркинге» или «нейтрали». Непосредственно уровень масла измеряется диагностическим сканером.
Расположение идентификационной таблички на АКПП 5HP-19
Покупка БУ АКПП 5HP-19
При непосредственном сходстве механической части различных версий АКПП 5HP-19 следует учитывать тот момент, что они отличаются по исполнению управления гидравликой. При покупке БУ «автомата» 5HP-19 необходимо обращать внимание на 10-значный номер, размещенный на корпусе АКПП. У версии для моделей BMW он имеет вид 1060 000 ххх. У модификаций для машин концерна VAG номер выглядит следующим образом: 1060 030 ххх (АКП 5HP-19FL) или 1060 040 ххх (АКП 5HP-19FLA).