- Для чего нужна кнопка на ручке АКПП
- Кнопки на рычаге коробки-автомат
- Подведем итоги
- Как правильно пользоваться АКПП
- Обозначения (символы) на панели АКПП
- Запуск двигателя с АКПП
- Начало движения и остановка с АКПП
- Распространенные ошибки при использовании АКПП
- Заключение
- АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
- Что такое АКПП, история создания
- Устройство коробки-автомат
- Сравнение с механикой
- Типы АКПП и их различие
- Принцип работы
- Классическая автоматическая коробка передач
- Роботизированная КПП
- Вариатор
- Режимы работы
- Как пользоваться автоматической коробкой передач
- Чего категорически делать нельзя
- Плюсы и минусы автоматических КПП
- Режимы Акпп
- masterok
- Мастерок.жж.рф
- Хочу все знать
- Видео
Для чего нужна кнопка на ручке АКПП
Как известно, коробка-автомат сегодня получила широкое распространение. Более того, современный автопром предлагает большой выбор различных типов автоматических и полуавтоматических трансмиссий («классические» гидромеханические АКПП, вариаторы CVT, роботы РКПП типа АМТ и преселективные коробки передач с двойным сцеплением).
Каждый тип АКПП отличается друг от друга по конструкции и принципам работы, однако производители стремятся сделать все коробки похожими в плане функциональности. На практике это означает, что два абсолютно разных агрегата могут иметь похожие функции и режимы работы (например, как многие АКПП, так и DSG имеют режим Типтроник и т.д.).
При этом, даже не смотря на попытки производителей максимально упростить общий процесс взаимодействие с селектором АКПП, у владельцев все равно возникают сложности. Часто, пересаживаясь на авто с автоматом, водители не знают назначения тех или иных дополнительных режимов, функциональных кнопок и т.д.
В этой статье мы поговорим о том, для чего нужна и за что отвечает кнопка на рычаге коробки автомат, а также какие еще дополнительные кнопки можно встретить на рычаге селектора различных АКПП.
Кнопки на рычаге коробки-автомат
Итак, на АКПП, вариаторе или роботе, кроме основных режимов (P-R-N-D) обычно можно встретить дополнительные кнопки, отвечающие за включение допрежимов. Также на самом рычаге обычно также устанавливают одну большую кнопку, расположенную сбоку или в передней части рычага.
Сразу отметим, такие кнопки на рычаге АКПП обычно ставятся на подавляющем большинстве селекторов. Еще существуют варианты, когда кнопка на рычаге не одна. При этом намного реже используется вариант, когда никаких кнопок на рычаге АКПП нет. Идем далее.
Такая кнопка необходима, в первую очередь, для защиты. Основная задача – не допустить случайного переключения рычага селектора в положения, включение которых может быть опасным во время езды или существует риск серьезных поломок самой коробки. Например, при езде вперед на высокой скорости блокировка «страхует» от случайного включения пониженной передачи, задней скорости и т.д.
Получается, применительно к большинству АКПП, стоя на месте водитель нажимает на тормоз, что снимает блокировку вала коробки, а также нажимает на кнопку на селекторе и удерживает ее нажатой, чтобы иметь возможность передвигать рычаг в нужные режимы.
После того, как автомобиль начал движение, переключение большинства режимов возможно только при условии нажатия на кнопку. При этом без кнопки на многих АКПП все же можно перевести коробку в нейтраль N, на некоторых автоматах включить режим пониженной передачи L3 или 2 и т.д.
В зависимости от типа АКПП и производителя трансмиссии, малая клавиша отвечает за включение и выключение режима O/D или «overdrive» АКПП. В двух словах, этот режим позволяет отключить переключение на повышенные передачи и хорошо подходит для езды по городу, преодоления затяжных подъемов, обгонов без активации кик-даун и т.д.
На практике, если рассматривать 4-х ступенчатую АКПП в качестве примера, коробка при включении режима OD/off попросту не переключится выше 3-й передачи. Обороты двигателя будут удерживаться в среднем и высоком диапазоне, машина начинает резче реагировать на нажатия педали газа, при отпускании педали акселератора на скорости более выраженным становится эффект торможения двигателем и т.д.
Отметим, что кнопка OD не всегда размещается непосредственно на рычаге. Часто она выносится отдельно, расположена на консоли возле рычага АКПП. Также возможен вариант, когда коробка автомат вообще не имеет режима «овердрайв».
Назначение этих кнопок возможность управлять коробкой в полуавтоматическом режиме, когда водитель самостоятельно включает нужные передачи. Клавиша «+» позволяет повышать передачи, тогда как «-» отвечает за понижение.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как управлять машиной с автоматической коробкой передач. Из этой статьи вы узнаете о том, чем управление ТС с автоматом отличается от езды на машине с МКПП, а также на что следует обращать внимание при эксплуатации авто с автоматической трансмиссией. Наличие Типтроник позволяет имитировать управление автомобилем в ручном режиме по аналогии с МКПП, однако ручным такой режим можно назвать условно. Дело в том, что электроника все равно не «позволит» переключиться с 5 на 2 передачу, не даст двигателю упереться в отсечку по оборотам и т.д.
Однако данный режим может быть полезен при преодолении сложных участков, при необходимости активного разгона с места и маневрировании, а также позволяет водителю принять непосредственное участие в управлении авто во время активного драйва.
Напоследок отметим, что у некоторых производителей на рычаге АКПП также могут быть расположены кнопки отдельных дополнительных режимов (зимний, спортивный «S» и т.д.).
Подведем итоги
Как видно, на большинстве селекторов кнопка на ручке АКПП является «блокировкой» от случайных включений режимов и передач. Обычно такая кнопка расположена так, чтобы водителю было максимально удобно ее нажимать при манипуляциях с рычагом.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно эксплуатировать АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, как ездить на машине с коробкой автомат правильно, а также что нужно учитывать во время эксплуатации АКПП и автомобиля с автоматической трансмиссией для максимального увеличения срока службы и ресурса агрегата. При этом некоторые производители АКПП кроме данной кнопки могут также отдельно установить дополнительные клавиши (включение режима Овердрайв АКПП, Типтроник и т.д.).
В ряде случаев такое расположение в значительной степени облегчает процесс управления автомобилем с коробкой автомат, позволяя быстро включить или деактивировать тот или иной режим.
Как правильно пользоваться АКПП
Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки.
На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.
Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» — МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.
Обозначения (символы) на панели АКПП
А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.
Запуск двигателя с АКПП
Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).
Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.
Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».
Начало движения и остановка с АКПП
Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.
Распространенные ошибки при использовании АКПП
Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.
Заключение
Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
Видео о том, как пользоваться «автоматом»:
АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
АКПП— коробка передач, обеспечивающая автоматическое переключение передаточного числа без участия водителя. В отличие от «механики» менять положение рукоятки КПП не нужно, поэтому и в педали сцепления также нет необходимости. Такие устройства бывают нескольких видов: вариатор, «робот» и классическая АКПП. Они отличаются по конструкции и принципу действия. При этом режимы работы, правила пользования, а также плюсы и минусы очень похожи.
Что такое АКПП, история создания
Коробка-автомат представляет собой автоматическую трансмиссию, работающую без участия водителя и самостоятельно определяющую необходимое передаточное число с учетом текущей скорости движения и иных факторов.
Официально разработчиком АКПП является Оскар Бэнкер, но реальное имя изобретателя —Асатур Сарафян. В течение восьми лет он боролся с крупными компаниями за право называться автором разработки, и в итоге ему удалось зарегистрировать патент. Официально это произошло в 1935-м, а впервые коробка-автомат появилась на машинах Дженерал Моторз.
Отметим, что сама идея создания автоматической коробки передач возникла и частично была реализована намного ранее — еще в начале 20-го века. Идея принадлежит немецкому инженеру Г. Феттингеру, а сама трансмиссия применялась только при строительстве судов. Спустя два года бостонские братья Стартевенты представили свой вариант АКПП, представляющей собой более совершенную механическую трансмиссию.
В дальнейшем коробка-автомат неоднократно дорабатывалась, а наибольшие изменения были внесены компанией GM. Впоследствии появились новые и более совершенные разработки от других компаний, было увеличено количество скоростей, усовершенствован механизм работы.
Устройство коробки-автомат
Конструктивно разные виды АКПП немного отличаются, но в целом они состоят из следующих элементов:
Коробка-вариатор отличается от АКПП отсутствием фиксированных передач. Изменение скоростного режима происходит, благодаря конусообразным шкивам, расположенным на входе и выходе. Перемещение узлов обеспечивается за счет ременного соединения. Движение задним ходом осуществляется за счет планетарной передачи.
Коробка-робот имеет много общего с «механикой». Здесь предусмотрено пара сцеплений, а соединение РКПП обеспечивается через первичный вал.
Входные и выходные валы объединяются с помощью колес зубчатого типа, а переключение обеспечивается с помощью синхронизатора. При этом роботизированной коробкой управляет специальный блок, но управление может быть передано и самому водителю.
Сравнение с механикой
С развитием технического прогресса автоматические КПП постепенно вытесняют устаревшую «механику». Такой переход позитивно сказывается на поведении двигателя и скорости машины. Водителю не нужно постоянно следить за положением ручки КПП, он может больше сконцентрироваться на других вещах при езде по городу. В отличие от «механики» в машинах с коробкой-автомат не нужно постоянно дергать ручку и следить з скоростью.
При сравнении двух видов КПП можно выделить следующие критерии:
В последние годы производители научились делать качественные коробки передач, которые редко ломаются. Если своевременно менять и соблюдать определенные требования эксплуатации, устройство долго выхаживает без ремонта.
Типы АКПП и их различие
На рынке представлены автомобили с тремя основными видами коробок-автомат, имеющими конструктивные отличия.
Кратко рассмотрим их особенности:
В отдельную категорию также входят DSG, представляющие собой роботизированные АКПП. Здесь 1-я и 2-я скорость включаются автоматически при отключенном сцеплении. Также имеются многовальные КПП прямого переключения, предусмотренные в большей части на спортивных машинах.
Принцип работы
Выбирая автомобили с автоматической коробкой передач, необходимо понимать особенности каждого из механизмов.
Классическая автоматическая коробка передач
Такая АКПП начинает работать вместе с двигателем и запускается с маслонасосом, создающим необходимое давление в полости коробки-автомат. Как только масло поступает внутрь механизма, происходит раскручивание гидравлического трансформатора до скорости коленчатого вала.
При нажатии на акселератор и переключении ручки масло направляется к турбине и обеспечивает ее вращение, а после этого смазка возвращается к насосному колесу и ускоряет его. Во избежание перегрева масло проходит через радиатор АКПП и охлаждается. Основную функцию берет на себя блок управления, определяющий скорость транспортного средства и нагрузку на мотор по данным с датчиков.
Полученные сведения обрабатываются и дальше передаются в гидравлический блок для изменения передачи. В некоторых АКПП доступен ручной режим (типтроник, аутостик), позволяющий давать команды на переключение вручную.
Роботизированная КПП
Коробка-«робот» имеет много общего с механической КПП с той разницей, что функцию управления берет на себя электроника машины. Главной особенностью является наличие пары сцеплений, что обеспечивает быстрое переключение скорости без потери мощности мотора.
Как и в случае с МКПП, переключение передач происходит с помощью синхронизатора.
Разница в том, что в РКПП управляющую функцию берут на себя гидроцилиндры. К слову, сцепление также работает на гидравлическом принципе. Конструктивно коробку-«робот» представляет собой пару КПП с четными / нечетными скоростями, работающими по командам мехатроники.
Вариатор
С недавнего времени на авто многих производителей произошла замена АКПП на более продвинутый вариатор. Его принцип действия построен на изменении диаметра ведущего / ведомого валов с помощью соединяющего их ремня или цепи.
Указанные элементы имеют коническую форму и для корректировки скорости они перемещаются, что приводит к увеличению / уменьшению диаметра и, соответственно, изменению скоростного режима. Функцию смазки и отвода тепла берет на себя масло в АКПП, но его состав немного отличается.
Режимы работы
После покупки автомобиля с автоматической коробкой передач необходимо разобраться с правилами применения механизма. Процесс управления происходит через ручку, каждое положение которой предусматривает определенный режим работы. Количество таких позиций может меняться в зависимости от вида коробки-передач, модели автомобиля и других особенностей.
Основные режимы:
Перевод в ручной режим рекомендуется при подъеме / спуске с горы, при движении по плохой дороге, при продолжительном обгоне и прохождении крутых виражей.
Как пользоваться автоматической коробкой передач
От правильности эксплуатации коробки-автомат зависит ее срок службы и способность выполнять возложенную задачу. Учтите, что в случае серьезной поломки ремонт может быть нецелесообразен, и тогда нужно будет купить АКПП, а это большие расходы.
Базовые правила эксплуатации:
Если нужно остановить машину, отпустите газ и жмите на тормоз, а для выхода из авто переместите переключатель в позицию «Р». Применение нейтрали в пробках не рекомендуется из-за риска повреждения механизма. Помните, что цена АКПП высокая, поэтому лучше поберечь механизм и использовать режим Drive, а останавливаться тормозом.
Чего категорически делать нельзя
В процессе эксплуатации машины с коробкой-автомат имеется ряд вещей, которые категорически нельзя делать.
В случае с АКПП запрещено:
Следование указанным выше советам позволяет продлить срок службы дорогостоящего механизма и избежать необходимости его преждевременного ремонта.
Плюсы и минусы автоматических КПП
При покупке машины с коробкой-автомат необходимо проанализировать все слабые и сильные места такого механизма. После этого можно принимать решение — покупать с машину с АКПП или оставаться на «механике».
Как видно, у АКПП имеются преимущества и недостатки, которые нужно учесть при выборе. С развитием технологий производители делают все возможное, чтобы нивелировать разницу между «автоматом» и «механикой». К примеру, потребление горючего на трассе почти идентично, а слабая динамика при резком разгоне легко компенсируется включением спортивного режима (активируется автоматически при резком нажатии на газ). Кроме того, снижается и стоимость обслуживания коробок-автомат, требующих всего лишь периодического осмотра, замены фильтров и масла.
Режимы Акпп
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Ручки переключения автоматической коробки передач делятся на две основные категории: одни имеют простую линейную ручку переключения в режимы «PRNDL» (ручка похожа на рубильник, двигающийся вверх и вниз), а другие ручки переключают режимы запутанным образом, путешествуя по зигзагообразному лабиринту. Почему же в мире в основном существует два разных дизайна и конструкции ручки переключения автоматической трансмиссии и способа переключения коробки? Есть ли механическая разница между двумя типами таких коробок передач?
Является ли один вид коробок передач лучше другого?
Автоматические коробки с линейным способом переключения ручки трансмиссии (также подобный вид переключения АКПП называют «закрытым») являются более популярным вариантом в мировой автопромышленности. Но тем не менее зигзагообразное переключение также довольно-таки часто встречается во многих автомобилях, оснащенных АКПП. Так что ничего необычного в таких коробках нет. Напомним, что подобные зигзагообразные ручки переключения передач АКПП были популяризированы такими марками, как Mercedes-Benz, Toyota, Subaru, Jaguar, которые первые начали оснащать некоторые свои модели подобной конструкцией ручек КПП. В том числе такие коробки использует в своей продукции и компания General Motors.
Итак, есть ли преимущество в таких зигзагообразных автоматических коробках? Согласитесь, интересный вопрос. Ведь не в любом случае есть разница в движении ручки, а значит, существуют и некоторые различия в механизме АКПП. Естественно, вполне возможно, что есть и свои какие-то плюсы или минусы.
Может быть, есть какая-то экономия при производстве прямолинейных коробок, или, наоборот, себестоимость коробок с зигзагообразным переключением более выгодна? Может быть, один вид коробок более вынослив по сравнению с другими АКПП? На самом деле нет никаких доказательств, что способ переключения ручки АКПП делает коробку более выносливой.
Кстати, первым, кто начал применять в машине АКПП с зигзагообразным способом переключения режимов, является компания Mercedes-Benz, которая в 1963 году оснастила такими коробками свой легендарный SL.
Так что, скорее всего, именно компания Mercedes была родоначальником использования коробок с нелинейным переключением режимов трансмиссии.
1963 Mercedes-Benz 280 SL
И судя по всему, подобную коробку инженеры немецкого бренда стали использовать не из-за того, что хотели снизить затраты на производство. Вероятно, их мотивация была связана с чем-то другим.
Чтобы понять, зачем компания Mercedes в 1963 году вместо классической АКПП с обычным рычагом, который двигается вверх-вниз, начала использовать ручку АКПП с нелинейным переключением, нужно, чтобы вы прочитали объяснение эксперта Франко Каттани, который является инженером по автоматическим коробкам передач, производимым для FCA (автоконцерн Fiat Chrysler).
Вот его подробное разъяснение на этот счет, которое мы нашли в Сети:
– То, какая коробка передач будет установлена в автомобиле, зависит от двух факторов: от положения фиксатора пружины АКПП и предпочтения клиентов той или иной модели. Естественно, предпочтения определяются исследованием маркетологов, которые ведут опросы потенциальных клиентов по всему миру, выясняя, какую конфигурацию ручки переключения передач они хотели бы видеть в новых автомобилях.
Давайте возьмем для простого примера обычную линейную ручку переключения передач АКПП. Стоит отметить, что не все такие коробки имеют пружину фиксатора для переключения коробки в различные режимы. Те, которые не имеют фиксатор, позволяют вам передвинуть ручку АКПП без необходимости в нажатии кнопки на ручке. В коробках с пружинным фиксатором вы не сможете включить другой режим коробки, пока не нажмете специальную кнопку на ручке.
К сожалению, те коробки, которые не имеют пружинного фиксатора, очень легко случайно переключить в другой режим, сдвинув немного ручку вперед или назад.
У некоторых производителей автоматических коробок передач ручка АКПП с положения «Драйв» (D) на «Нейтраль» (N) переключается очень легко. Причем у многих автопроизводителей подобная конструкция АКПП не предусматривает на ручке переключения кнопки/пружины. В итоге, чтобы предотвратить случайное переключение АКПП во время движения автомобиля, некоторые коробки получают нелинейный рычаг переключения трансмиссии.
Но тем не менее легкость переключения передач или отсутствие в конструкции АКПП пружинного фиксатора не основная причина, почему многие автопроизводители сегодня предпочитают вместо линейного рычага переключения автоматической трансмиссии использовать зигзагообразные ручки АКПП.
Чаще всего именно маркетологи, изучающие предпочтения потенциальных клиентов, определяют, как должна выглядеть ручка АКПП.
По большому счету, коробки передач с зигзагообразными ручками переключения имеют одно только преимущество – это предотвращение случайного переключения коробки в другой режим. Например, имея такую коробку, вы, если установили рычаг на режим «D», не сможете ее случайно, едва прикоснувшись, передвинуть в другой режим.
Нам также кажется, что коробка с нелинейной ручкой АКПП позволяет производителям немного сэкономить на себестоимости трансмиссии. Ведь в большинстве линейных автоматических АКПП используется ручка с кнопкой/пружиной/защелкой, которую нужно нажать, для того чтобы включить необходимый режим АКПП. Как мы уже сказали, кнопка защищает водителей от случайных переключений режимов коробки. В случае же с нелинейными способами переключения АКПП ручка трансмиссии может не оснащаться пружиной, защелкой или кнопкой. Штампованный металлический или пластиковый змеевик для ручки с нелинейным переключением АКПП дешевле и легче изготавливается, чем целая кнопочная сборка, устанавливаемая в саму ручку трансмиссии.
Итак, давайте подведем итог. Причина, по которой существуют автоматические коробки передач с разными видами переключения режимов АКПП, заключается в том, чтобы защитить водителей от случайных сдвигов рычага коробки в случае использования трансмиссии без пружинного фиксатора, а также для того, чтобы салон автомобиля выглядел более спортивно (большинство потенциальных клиентов при опросе маркетологов заявили, что предпочли бы, чтобы новые автомобили имели такие зигзагообразные ручки переключения передач).
В том числе нелинейные закрытые виды переключения передач позволяют немного снизить себестоимость модуля переключения режимов трансмиссии. Хоть это, конечно, и копеечная экономия, но в масштабах массового производства она становится значительной.
Видео
Что значит + и - на коробке автомат? Как пользоваться ручным режимом на АКПП?Скачать
5 мифов о РУЧНОМ РЕЖИМЕ на АКППСкачать
Kia Rio X - зачем кнопки на рычаге АКПП и селекторе, как работаютСкачать
x6 35i работа рычага АКПСкачать
кнопка O/D- овердрайв, что это? Чайник объясняет для чайников!Скачать
Шевроле авео т300. Ремонт кнопки на ручке акпп / T300. Fix transmission buttonСкачать