- Разборка двигателя бытового пылесоса
- Устройство и признаки неисправности мотора бытового пылесоса
- Виды и причины поломок в двигателе
- Разборка мотора пошагово
- Материалы и инструменты для разборки двигателя
- Алгоритм разборки
- Способы снятия крыльчатки
- Особенности снятия крыльчатки на моторах разных брендов
- Признаки фатальных поломок мотора
- Выбор нового двигателя
- Самые надежные пылесосы по мнению покупателей
- Разборка мотора пылесоса своими руками
- Разборка двигателя пылесоса своими руками
- Инструменты и расходные материалы
- Порядок разборки
- Снятие подшипника
- Особенности разборки на примере популярных моделей
- Samsung
- Проблемы при неправильной разборке
- Ремонт двигателя на пылесос Самсунг и 3 способа открутить гайку крепления якоря
- Устройство двигателя пылесоса
- Общая компоновка
- Последовательность разборки
- Извлечение щеток
- 3 способа, как открутить гайку крепления ротора
- Прорезь на валу
- Немного истории
- Современные технологии
- Как сделать прорезь
- Мертвая петля
- Крепление проволокой
- Крепление шнуром
- Зажим в тисках
- Дальнейшая разборка
- Снятие верхней крышки крепления двигателя
- Колесо воздушного насоса
- Разборка якоря
- Винты крепления ротора в статоре двигателя
- Выступы крепежной пластины, входящие в пазы корпуса статора
- Внешний осмотр
- Электрические проверки цепей якоря
- Видео
Разборка двигателя бытового пылесоса
Пылесос является одним из самых нужных и полезных видов электротехники в доме. Работа у него тяжёлая и пыльная, поэтому аппарат достаточно часто выходит из строя, а ремонт обходится дорого. Имея даже минимальные навыки работы с электроприборами, пылесос можно отремонтировать своими руками, если поломка не очень серьёзная. Чаще всего неполадки возникают в моторе. Чтобы решить проблему, необходимо разобрать двигатель пылесоса, для чего нужно знать его начинку и алгоритм действий. Обо всем этом – в материале далее.
Устройство и признаки неисправности мотора бытового пылесоса
Моторы большинства действующих пылесосов мало чем отличаются — они все в основном коллекторного типа. Такой двигатель состоит из следующих частей:
Важно! Мотор ─ это движущая сила пылесоса. Поэтому поломки данного вида бытовой техники во многом связаны с работой этого узла и вызваны либо физическим износом деталей, либо некорректной эксплуатацией.
К основным признакам выхода из строя двигателя относятся:
Виды и причины поломок в двигателе
Если агрегат совершенно отказывается работать, проблема может быть в системе электропитания. При исправном состоянии электрической цепи и щёток возможны повреждения обмоток двигателя. Низкие обороты, излишний шум и вибрация свидетельствуют о неполадках в подшипниках, удерживающих якорь. Неисправные токосъёмники и изношенные щётки становятся причиной искрения.
Важно! Вышедшие из строя обмотки не ремонтируются. В подобных ситуациях неизбежна замена ротора, а то и самого двигателя.
Частой причиной отказа двигателя становится перегрузка турбины. В непрерывном режиме пылесос должен работать около 30-40 минут. При более длительных нагрузках в результате перегрева некоторые материалы в моторе теряют свои свойства, и он выходит из строя. Не очень внимательные хозяйки редко чистят мешок для сбора пыли и не следят за состоянием фильтров, что также приводит к перегреву. Иногда в шланг попадают посторонние предметы, которые мешают свободному всасыванию, — это еще одна причина перегрузки мотора.
Неблагоприятное влияние на двигатель оказывает проникновение влаги. Турбина в основном состоит из металлических частей, поэтому подвержена влиянию коррозии. Кроме того, под действием влаги на лопастях образуются частицы пыли, которые со временем затрудняют работу турбины.
Одной из самых распространённых причин поломок двигателей можно считать скачки напряжения в наших электросетях. Одного броска напряжения иногда бывает достаточно, чтобы полностью вывести мотор из строя. В некоторых случаях возможно частичное подгорание турбины. Насос будет продолжать работать, но долго не выдержит. Для электрических приборов опасны не только высокие, но и низкие показатели напряжения.
Для устранения появившихся неполадок необходимо разобрать двигатель агрегата. Перед тем, как приступить к демонтажу, следует ознакомиться с расположением отдельных деталей крепления. Разборка данной бытовой техники особой сложности не вызывает, но имеет кое-какие тонкости. В целом, несмотря на очень большое количество марок и моделей, все пылесосы с незначительными отклонениями снабжены одинаковыми моторами.
Разборка мотора пошагово
Для демонтажа двигателя необходимо иметь определенный инструмент и знать последовательность действий, а также нюансы, характерные моторам некоторых марок пылесосов.
Материалы и инструменты для разборки двигателя
Чтобы демонтировать мотор, нужно иметь под рукой такой инструмент, как плоскогубцы, ножовка, круглый напильник, небольшие тиски, два деревянных бруска, ключ на 12.
Алгоритм разборки
При разборке мотора правильно придерживаться следующего алгоритма действий.
Способы снятия крыльчатки
Снять крыльчатку с двигателя ─ задача непростая, так как гайка, которую следует открутить, находится в очень неудобном месте. Обычно для этого процесса используют три способа.
Есть и четвёртый способ, но не гарантирующий целостность обмотки. Он заключается в том, чтобы расклинить вал якоря при помощи тонкой отвёртки, пропустив её через отверстие на торце мотора. Инструмент осторожно вставляется в зазор между ротором и статором. Гайка обычно сидит очень крепко, и приходится приложить много усилий, чтобы ее открутить.
Совет! Нужно всё время помнить о том, что гайка отворачивается по часовой стрелке. Прежде чем приступить к этой работе, следует ее обработать проникающей жидкостью и несколько минут подождать.
Особенности снятия крыльчатки на моторах разных брендов
Вышеописанные способы снятия крыльчатки подходят для пылесосов LG, Samsung, Karcher, Tomas twin tt и других.
На заметку! По мнению многих специалистов, продукцию фирмы Bosh лучше в домашних условиях не ремонтировать.
Особую сложность представляет собой снятие крыльчатки с мотора без гайки. Это касается некоторых моделей Philips, Zemler. На месте гайки там стоит запрессованная шайба. Подцепить её нет никакой возможности, но есть один способ решить эту проблему. В шайбе делают два отверстия слева и справа от оси. Нарезают в них резьбу. Берут небольшую металлическую пластину и высверливают в ней три отверстия чуть большего диаметра, чем на шайбе. В среднем из них нарезают резьбу. На торце оси делают выемку. Через крайние отверстия пластины свободно пропускают болты и вкручивают в резьбовые отверстия на шайбе. Один болт закручивается в середину пластины и идёт на выемку торца. Получается своего рода съёмник. Прокручивая центральный болт по часовой стрелке, крыльчатку снимают с оси.
Некоторые модели двигателей не вызывают больших проблем при демонтаже. Мотор пылесоса Ракета легко разбирается при помощи длинной отвёртки. Однако гайка крыльчатки на нем снимается против часовой стрелки. Одной рукой нужно держать якорь, а другой ─ откручивать гайку. Также легко проделать эту операцию с двигателем Vitek.
Признаки фатальных поломок мотора
Всё вышесказанное о разборке двигателя не имеет смысла, если он не подлежит ремонту. Мотор не выходит из строя мгновенно. Проявлениями близкого конца могут быть следующие признаки:
Подобные проявления могут указывать и на менее серьёзные проблемы, но игнорировать их нельзя. Если все симптомы свидетельствуют о том, что двигатель вышел из строя, придётся заменить его новым.
Выбор нового двигателя
При выборе нового мотора важно учитывать некоторые параметры:
Важно! Приобретение нового двигателя ─ дело серьёзное. Если нет полной уверенности в своих знаниях, лучше обратиться к специалисту.
Пылесос стал одним из самых полезных и надёжных помощников человека. Этот агрегат может прослужить долго при надлежащем уходе и внимательном отношении к себе. Пользователю достаточно знать и применять на практике несколько несложных правил:
Кроме того, следует помнить, что к каждому пылесосу прилагается инструкция. А перед эксплуатацией любой техники необходимо внимательно изучить её, чтобы узнать все тонкости использования и обслуживания, присущие именно этой модели.
Самые надежные пылесосы по мнению покупателей
Пылесос Thomas Aqua Pet & Family на Яндекс Маркете
Пылесос Thomas DryBOX+AquaBOX Cat & Dog на Яндекс Маркете
Пылесос Thomas Perfect Air Feel Fresh на Яндекс Маркете
Пылесос Miele SBAD0 на Яндекс Маркете
Пылесос Thomas DryBox Amfibia на Яндекс Маркете
Разборка мотора пылесоса своими руками
Домашний мастер, решивший самостоятельно отремонтировать вышедший из строя пылесос, обычно не встречает препятствий, пока не доберется до двигателя. Опытные ремонтники предлагают несколько способов, как разобрать своими руками электрический двигатель бытового пылесоса.
Разборка двигателя пылесоса своими руками
Крыльчатка пылесосов популярных марок закреплена на валу двигателя гайкой, которую кажется невозможным отвинтить:
Гайка крепления крыльчатки
Важно! Не надо пытаться стопорить вал электродвигателя, удерживая его плоскогубцами или заклинивая отверткой через проемы щеток. Это, скорее всего, приведет к повреждению контактной группы ротора или его обмотки.
Инструменты и расходные материалы
Для разборки двигателя потребуются:
Размеры брусочков и гайки зависят от размеров окна для щеток конкретной модели пылесоса.
Порядок разборки
В ходе разборки следует выполнить следующие шаги:
Вставка брусочков в проемы щеткодержателя
Ротор надежно зажат
Важно! На большинстве пылесосов гайка крепления крыльчатки электродвигателя имеет левую резьбу. Отвинчивать ее следует ПО часовой стрелке.
После отвинчивания гайки аккуратно снимается крыльчатка. Помните – это очень нежная конструкция, ее легко помять и очень сложно, практически невозможно выправить. Планка, фиксирующая подшипник со стороны крыльчатки, крепится несколькими винтами. Они отвинчиваются без каких-либо затруднений.
Планка крепления обоймы верхнего подшипника
Снятие подшипника
Для демонтажа подшипника понадобится:
Подшипник с оси двигателя снимают с помощью универсального съемника в следующей последовательности:
Выпрессовка подшипника универсальным съемником
Обмотки статора и ротора, контактные группы самостоятельному ремонту не подлежат, в этом случае придется заменить ротор или двигатель целиком
Особенности разборки на примере популярных моделей
Конструкция электродвигателей большинства современных пылесосов, несмотря на разнообразие марок, форм и производителей, очень сходная. Далее будут рассмотрены варианты разборки двигателя на примере нескольких популярных марок.
Двигатель LG перед разборкой
Как и в других моделях, прежде всего, необходимо снять щетки и узел их крепления. Они фиксируются винтами либо пружинящими защелками, которые отжимаются тонкой плоской отверткой. Далее демонтируется кожух крыльчатки. Если он завальцован – борта нужно аккуратно отогнуть тонкой отверткой или узкой металлической пластиной. Если держится на трении – его снимают осторожным постукиванием деревянной или резиновой киянки.
Далее настает очередь гайки. Опытные мастера предлагают несколько способов ее отвинчивания:
Важно! После пропиливания необходимо пылесосом удалить с поверхности крыльчатки металлические опилки, чтобы они не попали в двигатель.
Дальнейшая разборка, как и на пылесосах других марок, не представляет затруднений. После снятия крыльчатки демонтируются остальные детали двигателя, закрепленные винтами.
Двигатель LG после разборки
Подшипники снимаются универсальными или специализированными съемниками. Если подшипник поврежден настолько, что из него выпали шарики, внутреннюю обойму стачивают абразивным кругом так, чтобы минимально коснуться вала ротора. После этого охват обоймы ослабевает, и ее снимают, постукивая малым молотком.
Samsung
Конструкция электродвигателя, применяемого в пылесосах Samsung, весьма похожа на двигатель LG
Начинать разборку всегда следует с демонтажа щеток и узла их крепления. Samsung крепит щеткодержатели на винтах.
Далее можно приступать к дальнейшей разборке двигателя. Самое сложное и в этом случае — это отвинтить гайку. Домашние мастера рекомендуют для пылесосов Samsung использовать сходные методы:
Эти способы были подробно описаны выше. Выбор конкретного метода зависит от имеющегося оборудования и навыков слесарных работ домашнего мастера.
Во времена до перестройки все советские электромоторы выпускались со шлицем на торце вала. Это обуславливалось их более чем средним качеством изготовления и гарантированной необходимостью неоднократной разборки для ремонта за время эксплуатации. Современные двигатели ведущих производителей проектируют и изготовляют с таким расчетом, чтобы его ресурса хватило на паспортный срок эксплуатации. Разборка и ремонт конструктивно не предусматривается, сервисная политика ориентирована на замену всего узла.
Этот вызов принимают отечественные домашние мастера, любящие докопаться до сути и чинить все, невзирая на затраты времени и средств.
Верхняя крышка двигателя на Samsung обжата не по всему периметру, а в четырех местах. Достаточно найти первое — остальные будут следовать через 90 о Места обжатия надо выровнять плоскогубцами, после этого крышка снимается руками.
Крыльчатка крепится через прокладку двумя хорошо заметными винтами.
Чтобы извлечь ротор, необходимо:
большинство домашних мастеров сходится в том, что продукцию производства германского концерна лучше не разбирать. Случаи успешного ремонта в домашних условиях практически неизвестны.
То же самое можно сказать про другие бренды-Philips, Beko, Miele, AEG и другие.
Проблемы при неправильной разборке
Неосторожное обращение с инструментом и применение его не по назначению может привести к следующим проблемам в ходе разборки:
Чтобы избежать этих проблем, достаточно соблюдать изложенные выше рекомендации.
Ремонт двигателя на пылесос Самсунг и 3 способа открутить гайку крепления якоря
Материал предыдущей статьи рассказывает о тех последствиях, которые могут возникнуть в результата уборки строительной пыли и мусора обычным бытовым пылесосом даже такой брендовой марки как Samsung.
Рекомендуем внимательно ознакомиться с ней. Последствия подобных ошибок могут быть устранены без разборки двигателя, когда он остался целым.
Однако, вполне вероятно, что в нем возникли дефекты, требующие разборки. Поэтому продолжаем рассказывать, как выполнить ремонт двигателя пылесоса своими руками и открутить гайку крепления якоря тремя способами с их подробным объяснением схемами, фотографиями и видеороликом.
Исходя из местных условий вы сможете использовать любой из них для выполнения текущего ремонта.
Устройство двигателя пылесоса
Общая компоновка
Более подробно этот вопрос раскрыт в статье о коллекторном двигателе.
Здесь же нам следует сосредоточить внимание на том, что внутри корпуса со статорной обмоткой вращается ротор, закрепленный на оси вала с двумя подшипниками.
На нем расположены:
Электрический контакт для прохождения тока по обмотке якоря создается за счет щеток, прижимаемых к пластинам усилием сжатой пружины.
Крыльчатка вентилятора вращается всегда в одну сторону. Поэтому для ее крепления используется гайка с резьбой, заворачиваемая в противоположную вращению сторону. При работе пылесоса она силами инерции дополнительно фиксируется, а открутиться не сможет.
Этот же принцип используется у педалей велосипеда: на них применено два вида разных направлений резьбы: правая и левая навивка для своей стороны.
Последовательность разборки
Чтобы отремонтировать электрический двигатель пылесоса необходимо первоначально:
Все эти действия мне пришлось выполнять, чтобы разобрать электрический двигатель пылесоса Samsung. Показываю их с фотографиями.
Извлечение щеток
Поочередно устанавливаем отвертку на винт крепления и выворачиваем его.
Рукой осторожно извлекаем щетку и осматриваем ее.
Невооруженным глазом видны следы нагара с образованием наслоений графитовой пыли.
Такая же картина наблюдается на второй щетке. На торцевой поверхности явно заметны следы искрения.
Это позволяет сделать вывод, что необходим внешний осмотр коллектора и электрическая проверка состояния обмоток ротора и статора.
Через закрытый кожух двигателя это сделать невозможно: требуется его разборка и изъятие якоря.
3 способа, как открутить гайку крепления ротора
Назовем их условно по технологии выполнения работ:
Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, может применяться в зависимости от наличия оснастки и инструментальной базы.
Прорезь на валу
Немного истории
Такая технология крепления ротора использовалась на коллекторном двигателе любого пылесоса, производимого во времена СССР. Для удобства ручной сборки и последующего ремонта на торце вала всегда в заводских условиях создавался паз для лезвия отвертки.
Ее усилие фиксировало положение вала ротора, а крутящий момент от гаечного ключа зажимал или раскреплял гайку. У меня сохранился подобный двигатель, который был использован в конструкции самодельного триммера. Эту прорезь хорошо видно на фотографии ниже.
Современные технологии
Сейчас производство широко использует промышленные роботы и автоматизацию всех процессов. К тому же маркетинговая политика известных производителей рассчитана на:
По этим причинам дефектный коллекторный двигатель просто меняется производителем на новый без его разборки: так быстрее, проще и прибыльнее. Ну а наш домашний мастер любит по старинке все исправлять своими руками.
Как сделать прорезь
Гайка крепления двигателя пылесоса и вал ротора выполнены из обычной стали. В них можно сделать распил. Однако в нашем случае его не позволяет выполнить обычным способом углубление корпуса вентилятора, в котором они спрятаны. Поэтому придется использовать обыкновенную электрическую дрель домашнего мастера и циркулярную пилу соответствующего диаметра на ее окончании.
Затем на гайку ставим ключ, а на пропил в вале двигателя — отвертку. Остается приложить силу для создания противоположного крутящего момента и с его помощью разобрать крепление.
Эту технологию я не использовал: не было под рукой небольшой циркулярной пилы для резания металла. Попробовал в работе две другие методики.
А ее реализацию можете посмотреть в видеоролике Александра М “Как открутить гайку”.
Мертвая петля
Способ основан на удержании якоря за коллекторные пластины с помощью узла удавки. Пришлось проверить два варианта откручивания гайки с помощью:
Крепление проволокой
В принципе полихлорвиниловая изоляция монтажного провода хорошо обжимает вал ротора по коллекторным пластинам, сохраняя целостность их поверхности, и позволяет удержать его для выворачивания гайки.
Использовал провод из меди с диаметром 2,5 мм кв. Однако конструкция петли оказалась слабо затянутой и полностью удавку не обеспечила. При работе ключом я почувствовал, что вал прокручивается и не стал применять большую силу.
Когда вытащил из двигателя свою проволоку, то на ней увидел протертую изоляцию. С этим способом больше не стал экспериментировать. Однако такую технологию предлагаю посмотреть в видео HamRadio “Как открутить гайку на двигателе”.
Крепление шнуром
Взял кусок тонкой веревки и сложил ее вдвое по длине. Посередине продел мягкую проволоку, выполняющую роль иглы.
С ее помощью получилось удобно уложить мягкий шнур в петлю на удавку и пропустить его вокруг коллекторных пластин.
Завязал крепежный узел вокруг окна корпуса.
Попытка открутить гайку этим способом у меня не получилась: структура шнура оказалась слабой — он просто порвался от приложенных сил натяжения.
Если будете повторять этот способ, то выбирайте более прочную веревку, шнур или ремень.
Зажим в тисках
Чтобы зафиксировать якорь этим способом потребовалось изготовить из дерева два переходника в форме прямоугольных колодок.
Их поперечное сечение должно входить в отверстие корпуса для крепления щетки, а длина доставать до коллекторных пластин и немного выступать наружу. Эти расстояния лучше предварительно измерить с помощью штангенциркуля или линейки.
Причем сторону, прилегающую к ротору, необходимо обточить круглым напильником в виде сегмента для плотного прилегания к валу двигателя.
С помощью этих переходников удалось зафиксировать ротор двигателя в тисках, прижав со средним усилием.
Осталось установить торцевой ключ на 12 мм и вращать его по ходу часовой стрелки.
Гайка безопасно откручена. На ее внутренней поверхности заметна выточенная заводская полость.
Дальнейшая разборка
Снятие верхней крышки крепления двигателя
Она просто надета сверху и обжата по периметру в четырех местах.
Созданные на заводе вмятины можно аккуратно выровнять пассатижами.
Затем крышка просто отводится рукой и снимается с корпуса двигателя.
Колесо воздушного насоса
Под крышкой расположен вентилятор. На нем заметно небольшое повреждение пластиковой детали корпуса.
Внутри крышки хорошо видны оставшиеся после продувки двигателя слои пыли. Их же можно рассмотреть на фото вентилятора около входных лопаток.
Она же прилипла на шайбе и под ней.
Выворачиваем крепежные винты отверткой.
Разборка якоря
Винты крепления ротора в статоре двигателя
Доступ к ним получаем сразу после снятия пластмассового корпуса вентилятора.
Раскручиваем их. Параллельно обращаем внимание на количество строительной пыли внутри корпуса, оставшейся даже после его продувки извне.
Выступы крепежной пластины, входящие в пазы корпуса статора
Они расположены рядом с крепежными винтами и осуществляют дополнительное крепление ротора.
Аккуратно направляем их плоской отверткой на выход из пазов.
Затем удерживаем крепежную пластину пальцами руки через внутренние отверстия или подвешиваем ее на опоре. Ротор еще держится за счет крепления внешней обоймы нижнего подшипника. У меня, кстати, он оказался дополнительно приклеенным.
Внешний осмотр
На роторе хорошо заметны следы нагара от графитовой пыли, образованные в результате горения щеток и клей на обойме подшипника.
Загрязнения пластин попробовал убрать традиционным аккуратным способом: отмыть спиртом или его раствором с помощью ватки.
Нагар довольно сильно прикипел к металлу, очень плохо растворялся. Пришлось работать стальным воронилом. На фото ниже показан предварительный результат очистки, требующий дополнительной полировки поверхностей.
Но, для проведения электрических замеров этого вполне достаточно. Затем идет прочистка пазов между коллекторными пластинами от мусора, пыли и нагара, способных шунтировать цепочки обмотки ротора. Вначале работал воронилом, а затем — скребком из древесины не хвойных пород.
Электрические проверки цепей якоря
Взял свой старый тестер и проверил им активное сопротивление цепочек между несколькими соседними коллекторными пластинами. Оно оказалось с очень большим разбросом от одного до 13 Ом на четырех рядом расположенных участках.
Это явное свидетельство того, что между обмотками созданы обрывы провода и нарушены электрические цепочки. Схема соединений исправного ротора в упрощенном виде выглядит следующим образом.
Коллекторные пластины изолированы друг от друга, но подключены последовательно по кругу совершенно одинаковым секциям обмоток, выполненных из равных отрезков провода с одним электрическим сопротивлением R1. Они собраны в единую электрическую цепь и поэтому при исправном двигателе показывают равные величины. С учетом погрешностей измерения и технологии монтажа их значение может отличаться только на доли Ома и не больше.
Если же отклонения выше, то это свидетельствует об обрыве отдельных проводников, создающих параллельную цепочку через воздушный зазор с огромным электрическим сопротивлением. Что у меня и получилось.
Начинаю искать место обрыва на обмотке: рассматриваю якорь и замечаю места почернения провода и оборванные концы.
Показываю эти участки крупнее с небольшими комментариями.
Вывод напрашивается сам собой: такую обмотку эксплуатировать нельзя. Ее необходимо заменять исправной.
На эту неисправность косвенно указали:
Обмотку ротора можно перемотать своими руками. Это вполне реальная работа для домашнего мастера и мне ее приходилось делать при ремонте якоря советского пылесоса марки «Ракета».
Однако на основе собственного опыта я рекомендую ей не заниматься по следующим причинам:
Перемотка обмотки якоря своими руками в условиях электрической лаборатории у меня заняла чуть больше чем две недели. Занимался ею в обеденные перерывы и в окнах между выполнением основных заданий. Двигатель тогда я исправил, но выполнять такую работу самостоятельно не советую.
Стоимость электродвигателя составляет примерно половину цены пылесоса. Поэтому подумайте, что выгоднее:
Совет на будущее: строительную пыль после ремонта квартиры дешевле убрать слегка влажной тряпкой, чем бытовым пылесосом, не предназначенным для этих целей.
Надеемся, что вам поможет видео oleg pl “Как разобрать двигатель пылесоса”.
Сейчас вам удобно задать вопросы в комментариях и поделиться статьей с друзьями в соц сетях.
Видео
Как разобрать электродвигатель пылесоса Самсунг, простой способСкачать
как поменять подшипник пылесоса Samsung ? Супер способСкачать