- Как с максимальным качеством вывести звук из компьютера под ОС Windows
- Установка драйвера ASIO
- Первичная настройка Foobar2000
- Программная регулировка громкости
- Финальные штрихи
- Как изменить устройство вывода звука по умолчанию в Windows 10
- Как изменить устройство по умолчанию в панели задач
- Через приложение «Параметры»
- С помощью панели управления
- Изменяем устройство вывода звука в игровой панели
- Настройка звука в Windows 10. Вывод звука на разные устройства для отдельных приложений
- Параметры звука Windows 10
- Настройки устройств воспроизведения и громкости для приложений в Windows 10
- Компьютер под управлением Windows в роли цифрового источника
- Видео
Как с максимальным качеством вывести звук из компьютера под ОС Windows
Сохранить и прочитать потом —
Ваш персональный компьютер может располагать CD-приводом или не быть им оснащенным – так или иначе он способен хранить в своей памяти библиотеку аудиофайлов или же получать их путем стриминга с каких-либо ресурсов. В любом случае музыкальный сигнал формата PCM (или реже DSD) может быть выведен для цифроаналогового преобразования сторонними средствами. Чаще всего это делается посредством USB-соединения ПК с внешней звуковой картой или аудио-ЦАП. Музыку можно слушать и с выхода на наушники самого компьютера (его динамики рассматривать не будем), но в таком случае результат будет оставлять желать лучшего. Причин тому несколько, но самая главная – встроенная звуковая карта попросту не обеспечивает качества, соответствующего статусу Hi-Fi. Поэтому самый очевидный способ – доверить эту процедуру специализированному компоненту.
Но простое подключение USB-кабелем еще не гарантирует точной побитовой передачи аудио на внешний ЦАП. Этот режим работы должен быть соответствующим образом настроен.
Установка драйвера ASIO
Для чего нужен режим ASIO? При воспроизведении музыки вы должны изолировать аудиопоток от программных микшеров Windows. В данном случае вам они совершенно не нужны, поскольку могут выполнять дополнительный пересчет данных, причем не очень качественный с точки зрения канонов Hi-Fi. Протокол ASIO призван сделать путь между программным плеером и ЦАП максимально коротким. Поэтому сегодня любой уважающий себя производитель звуковых карт или ЦАП снабжает свою продукцию соответствующими ASIO-драйверами. После их установки можно приступать к настройке своего программного плеера. Они выполняются один раз и в дальнейшей доводке не нуждаются.
Первичная настройка Foobar2000
Для примера рассмотрим один из самых популярных плееров Foobar2000. Он занимает минимум места, бесплатен и при этом достаточно продвинут для сложной DSP-обработки аудиосигнала. Но сейчас мы поговорим не обо всех возможностях Foobar2000, а о его первичной настройке для работы в ASIO-режиме с вашей звуковой картой.
В платных аудиоплеерах наподобие Audiorvana или JRiver совместимость с ASIO прошита в исходном дистрибутиве, и плеер сам подхватывает доступные ASIO-подключения. Для Foobar2000 понадобится установка модуля ASIO support, которую нужно дополнительная скачать по адресу https://www.foobar2000.org/components/view/foo_out_asio. После этого в разделе плеера Preferences выбираем самую первую строку Components. Нажимаем Install и указываем программе на сохраненный файлик foo_out_asio.fb2k-component. После чего перезагружаем плеер, чтобы изменения вступили в силу.
Программная регулировка громкости
Многие пользователи предпочитают регулировать громкость непосредственно в программном плеере. Это весьма удобно, например, в случае прослушивания с помощью настольных систем с активными мониторами.
Если ваш аудиотракт работает в режиме ASIO, уменьшить громкость с помощью ползунка в углу экрана (на панели задач Windows) уже не получится. Придется использовать собственный регулятор уровня сигнала плеера (Volume Сontrol). При этом имейте в виду, что в случае программного изменения громкости побитовая передача данных оригинала на ЦАП не сохраняется. Это возможно только при максимальном положении громкости на отметке 100%.
Финальные штрихи
В подразделе Output->ASIO можно увидеть два отмеченных галочкой режима повышения производительности. Use 64-bit ASIO drivers и Run with high process priority. Обычно они включены по умолчанию, но нелишним будет их проверить.
Также можно проверить состояние консоли ASIO. Иногда доступ к ней возможен прямо в плеере, а порой ее ярлычок находится на упомянутой панели задач вместе со значками языка раскладки и др. Разрядность должна быть установлена на значениях 24 или 32 бит. Не стоит включать так называемый dither – эта опция нужна лишь для очень старых приемников аудиосигнала, чья разрядность ограничена 16 бит.
Что касается размера буфера ASIO, то если ваша система не испытывает выпадения сигнала или иных сбоев звука, лучше оставить значение по умолчанию. Его уменьшение повысит вероятность появления артефактов, а увеличение, соответственно, понизит. Ряд аудиофилов утверждает, что наилучшего звука можно добиться с минимальным значением размера буфера ASIO. Измерения характеристик аудиопотока этого предположения не подтверждают, но лучший прибор – наш слух, так что вы сможете определиться с оптимальным размером буфера ASIO самостоятельно.
Как изменить устройство вывода звука по умолчанию в Windows 10
В данной статье показаны действия, с помощью которых можно изменить устройство вывода звука по умолчанию в операционной системе Windows 10.
Видео: Качественный вывод звука c компьютера под ОС WindowsСкачать
Видео: Как выбрать HDMI кабель? | РазборСкачать
Устройство вывода звука по умолчанию — это устройство, которое операционная система использует для воспроизведения звука.
При подключении динамиков, наушников, Bluetooth-гарнитуры или других аудиоустройств к компьютеру, можно выбрать (изменить) устройство вывода звука, которое будет использоваться по умолчанию. Это можно сделать с помощью различных способов которые и рассмотрены далее в статье.
Как изменить устройство по умолчанию в панели задач
Чтобы изменить устройство вывода звука по умолчанию, в панели задач нажмите на значок громкости, и в появившемся окне нажмите на стрелку над главным регулятором громкости.
Затем в списке Выберите устройство воспроизведения, выберите устройство которое вы хотите использовать для вывода звука по умолчанию.
Через приложение «Параметры»
В открывшемся окне «Параметры» выберите Система
Затем выберите вкладку Звук, и в правой части окна в выпадающем списке Выберите устройство вывода выберите устройство которое вы хотите использовать для вывода звука по умолчанию.
С помощью панели управления
Чтобы изменить устройство вывода звука по умолчанию, откройте классическую панель управления, в выпадающем списке Просмотр: выберите Мелкие значки и затем выберите Звук
Затем на вкладке Воспроизведение выберите и щелкните правой кнопкой мыши на устройстве которое вы хотите использовать для вывода звука по умолчанию и в появившемся контекстном меню выберите пункт Использовать по умолчанию
Также можно открыть апплет «Звук» классической панели управления используя окно Выполнить, для этого в окне «Выполнить» введите (скопируйте и вставьте) control mmsys.cpl,,0 и нажмите кнопку OK.
Изменяем устройство вывода звука в игровой панели
Чтобы изменить устройство вывода звука по умолчанию, откройте игровую панель, для этого нажмите на клавиатуре сочетание клавиш + G, затем в игровой панели нажмите на значок Аудио и появившейся панели (наложении) выберите из списка устройство которое вы хотите использовать для вывода звука по умолчанию.
Используя рассмотренные выше действия, можно изменить устройство вывода звука по умолчанию в операционной системе Windows 10.
Настройка звука в Windows 10. Вывод звука на разные устройства для отдельных приложений
Заметил, что после очередного обновления Windows 10, в параметрах появились новые настройки звука. Кроме обычного, старого окна где можно поменять настройки устройств воспроизведения и записи, теперь открываются «Параметры звука». И там появилась возможность настроить разные устройства вывода и ввода звука для отдельных приложений. И настроить громкость звука для каждой программы отдельно. Такая возможность появилась после обновления до версии 1803 в апреле 2018 года.
Думаю, что многим может пригодится возможность отдельно выставлять уровень громкости для разных проигрывателей, браузеров, системных звуков и т. д. Более того, теперь можно выводить звук на разные устройства одновременно. Например, звук с видеоплеера можно вывести на телевизор, или монитор по HDMI (если у вас, например, к ноутбуку подключен монитор). В это же время можно смотреть видео в браузере, или слушать музыку через проводные, или Bluetooth наушники. А системные звуки, или музыку из другого приложения выводить на встроенные динамики, или подключенные к компьютеру колонки. Windows 10 позволяет все это делать без каких-то сторонних программ.
Я уже все проверил – все отлично работает. Windows 10 автоматически определяет приложения, которые выводят звук и отображает их в настройках. А мы уже можем выбрать отдельные устройства вводы и вывода звука для этого приложения. Ну и изменять громкость.
Параметры звука Windows 10
Начнем с регулировки общей громкости. Это, конечно, совсем для новичков – но пускай будет. В трее нажимаем на иконку звука и изменяем громкость.
В этом же окне будет написано, для какого устройства мы изменяем громкость. Громкость регулируется для устройства, которое установлено по умолчанию. Можно нажать на него и быстро изменить устройство вывода звука по умолчанию.
Видео: Нет изображения в телевизоре через HDMI ЕСТЬ РЕШЕНИЕСкачать
Видео: Монитор пишет No signal detected — что это означает и что делатьСкачать
Чтобы открыть настройки, нажмите на иконку правой кнопкой мыши и выберите «Открыть параметры звука».
Откроется окно с основными настройками звука в Windows 10. Там можно изменить устройства ввода и вывода, отрегулировать громкость, проверить микрофон и открыть «Другие параметры звука».
И уже в окне «Параметры устройств и громкости приложений» можно менять настройки громкости приложений, или динамики и микрофоны, которые они используют.
А чтобы открыть старое окно управления устройствами воспроизведения, нужно в параметрах открыть «Панель управления звуком».
Старый «Микшер громкости», кстати, тоже на месте.
Давайте теперь подробнее рассмотрим новые настройки для разных приложений.
Настройки устройств воспроизведения и громкости для приложений в Windows 10
В параметрах, в разделе «Звук» нажимаем на «Параметры устройств и громкости приложений» (показывал выше) и переходим в окно с расширенными настройками.
Сначала там идут обычные настройки общей громкости и устройств вывода и ввода звука по умолчанию.
Ниже будет отображаться список приложений, для которых можно изменять параметры звука. Там отображаются приложения, которые воспроизводят, или записывают звук (на данный момент). Для каждого приложения можно изменить громкость, выбрать отдельное устройство вывода звука (динамики, колонки, наушники), или ввода (микрофоны).
На скриншоте ниже вы можете видеть, что я для браузера, в котором слушаю музыку, назначил вывод звука на Bluetooth наушники. А для проигрывателя «Кино и ТВ» выбрал в качестве устройства вывода – динамики монитора (это может быть телевизор), который подключен по HDMI. При этом остальные программы и системные звуки будут работать со встроенными в ноутбуке динамиками (так как они выбраны по умолчанию). Или с колонками, если у вас стационарный компьютер.
Чаще всего, в качестве второго устройства для вывода звука с компьютера, или ноутбука используют именно наушники. В таком случае, вам может пригодится статья: Не работают наушники на компьютере. Почему не идет звук на наушники.
Если у вас возникли какие-то проблемы с настройками звука в Windows 10, то задавайте вопросы в комментариях под статьей.
Компьютер под управлением Windows в роли цифрового источника
В сказках всё просто: нашёл древнюю бутылку (или волшебную лампу), вытащил пробку (или потёр), и всё — ты стал повелителем могучего джинна, жизнь удалась. Казалось бы, владельцы персональных компьютеров на платформе Windows обладают ничуть не меньшей властью над своими машинами, но добиться от них качественного воспроизведения музыки, даже при наличии достойного внешнего ЦАПа, значительно сложнее. Предубеждение, что на роль «правильного» источника подходят только компьютеры Mac, имеет под собой определённые основания, но значит ли это, что следует раз и навсегда поставить крест на Windows PC? Можно ли организовать на них точный (bit perfect) вывод цифровой музыкальной информации? На наш взгляд, вполне. Тому, как это сделать, и посвящена эта публикация.
Тема для нас отнюдь не нова — в статье «Дао звука» (SAV №8/2010) мы уже давали рекомендации по превращению компьютера в качественный музыкальный источник, рассказывали об этом и в ответах на письма читателей. Однако с тех пор многое изменилось, поэтому есть смысл освежить тему с учётом современных технологий и нового опыта. При этом не станем ограничиваться лишь практическими рекомендациями, но постараемся также объяснить, на чём они основываются. По возможности — максимально просто и доходчиво.
Видео: ❓ Неизвестное устройство в Windows. Как решить проблему?Скачать
Видео: Легко Запускаем службу Windows Audio. Windows 10/8/7 и возвращаем Звук!Скачать
БОГАТЫЕ ТОЖЕ НЕДОВОЛЬНЫ
Однако сейчас нас интересуют иные ситуации: когда имеется достойная Hi-Fi или даже High End-система с серьёзным внешним ЦАПом, но качество цифрового потока, получаемого от компьютера, оказывается откровенно посредственным. Меломаны, не стеснённые в средствах, решают проблему предельно тривиальным способом: приобретают ноутбук Apple, устанавливают на него платные программы-плееры Amarra, Audirvana Plus, Decibel или Fidelia (есть также бесплатные Vox, Cog и др.) и после этого навсегда утверждаются в мысли, что получить качественный звук от Windows-машины невозможно. Хотя на самом деле это не так. Вопрос в том, предпочитаете ли вы готовые решения или согласны немного поработать, потратив не так уж много времени на настройку системы. Причём не только и не столько ради экономии (она и здесь не всегда возможна), но из любопытства, пытливого характера или даже здорового духа противоречия, который толкает нас к тому, чтобы быть «не как все». Кстати, именно эти человеческие качества двигают вперёд науку и технический прогресс, позволяя в итоге большинству получать удовольствие от готовых решений.
Чрезвычайно привлекательное для меня свойство Windows-систем — доступность адаптации к индивидуальным потребностям, вкусам и пристрастиям. Именно это во многом объясняет популярность бесплатного программного проигрывателя Foobar2000 — он универсален, обладает чрезвычайно развитой функциональностью, которая может расширяться за счёт дополнительных модулей, допускает тонкую настройку практически всех подсистем и обладает способностью к «мимикрии», то есть к изменению внешнего облика. Естественно, для освоения всех возможностей программы требуются некоторые усилия и время. Как и любой универсальный инструмент, рассчитанный на самые широкие массы, а не только на энтузиастов-аудиофилов, она поставляется с некими усреднёнными настройками по умолчанию, которые лишь обеспечивают работоспособность программы на любом железе, и в конечном итоге именно от него зависит, получите ли вы заветный точный побитовый цифровой вывод. Но если оборудование (то есть аудиоинтерфейс с драйверами) не предусматривает вывода неизменённого цифрового потока, никакой плеер не заставит его это сделать. Приведу конкретный пример.
Самый первый мой выделенный под воспроизведение музыки компьютер имел интегрированный на материнскую плату звуковой интерфейс, в драйверах которого была жёстко прописана передискретизация в 48 кГц (этим, кстати, страдают многие бюджетные звуковые карты Creative). Для толкового программиста это, возможно, не представляет проблемы, но я программированием не владею, поэтому мне пришлось устанавливать дополнительную звуковую PCI-плату. Когда та машинка морально устарела и уже не подлежала обновлению, пришлось собрать новую, а для неё приобрести другую звуковую карту, которая уже полностью соответствовала моим требованиям. К счастью, в нашей сфере даже самые глупые просчёты чреваты лишь дополнительными расходами. Вы имеете шанс их избежать, если дочитаете эту публикацию до конца и возьмёте её на вооружение.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ИНТЕРФЕЙСЫ…
В последние годы в роли цифровых музыкальных источников всё чаще применяются ноутбуки. Надо признать, что некоторый вклад в этот тренд внесли и мы, опубликовав в №9/2007 статью «Цифровая правда» о весьма интересном проекте, реализованном московской компанией «Стереоправда».
И хотя главным героем той публикации был оригинальный USB-I2S-конвертор Stereopravda UC601, многие наши читатели обратили внимание не на него, а на то, что цифровым транспортом для него служил ноутбук и что питание от аккумулятора обеспечивало низкий уровень шумов, которые являются одной из главных проблем компьютерных источников. Чуть позже появились ЦАПы с асинхронным USB, и ноутбуки стали массово использоваться участниками High End-выставок, ими вооружились эксперты (ещё бы — они так удобны для выездных тестов). Однако со временем стало приходить понимание, что интерфейс USB всё же не совершенен — даже если речь идёт о компьютерах Apple.
В среде ортодоксальных аудиофилов принято объяснять «ущербность» USB тем, что он изначально не предназначался для передачи звука. Действительно, универсальная последовательная шина (Universal Serial Bus) была разработана для подключения компьютерной периферии. Поэтому требование целостности передаваемых по ней данных было одним из приоритетных: посылая на принтер документ, вы должны быть уверены, что он будет напечатан без «правок», внесённых интерфейсом. А поскольку в шине имеется всего два сигнальных провода (ещё два — для питания), передача осуществляется попеременно: пакеты данных чередуются с блоками служебной информации, необходимой, в частности, для управления потоком, обнаружения и обработки ошибок.
В зависимости от типа устройства, подключённого к USB-разъёму компьютера, интерфейс работает по-разному. Если это принтер, сканер или, скажем, HDD-накопитель, т.е. передаются большие объёмы данных и требуется их 100-процентная целостность, используется режим групповой пересылки (bulk transfer), но широкая полоса пропускания и высокая скорость при этом не гарантируются, поскольку для коррекции ошибок может требоваться повторная передача данных. Можете поставить простой опыт: попробуйте копировать большой файл на внешний USB-HDD, подключённый к компьютеру дешёвым и длинным шнурком — скорость копирования резко замедлится из-за постоянных запросов на повторную пересылку пакетов (максимум три попытки, после чего система сообщает об ошибке).
Для передачи мультимедийных данных (видео или звук) интерфейс переходит в изохронный режим (isochronous transfer), в нём приоритет отдаётся наилучшей пропускной способности за счёт повышенной толерантности к потере данных** — разработчики интерфейса полагали, что пользователь этого не заметит.
**Здесь я приведу цитату из энциклопедии «Шины PCI, USB и FireWire» (автор — М.Ю. Гук, цитируется по изданию 2005 г.): «На пакеты, принятые с ошибкой, ни устройство, ни хост-контроллер никак не отвечают. При изохронной передаче данные недействительного пакета должны просто игнорироваться (они теряются); для остальных типов передач используются средства обеспечения надёжной доставки».
А вы говорите, джиттер! На самом деле в потоке образуются «дырки». В зависимости от количества ошибок это может проявляться на слух в деградации звука или даже щелчках.
Реализованный в современных USB ЦАПах асинхронный режим является, по сути, частным случаем изохронного. Принципиальная разница между ними заключается в том, на чьей стороне осуществляется контроль передачи данных и, в частности, тактовая синхронизация. В классическом изохронном режиме этим занимается хост, то есть компьютер (что практически неизбежно приводит к росту джиттера), в асинхронном — ЦАП, оснащённый (в идеале) высокоточным тактовым генератором, по которому поток данных пересчитывается в специальном буфере. При этом имеется канал обратной связи, по которому хост получает от контроллера ЦАПа инструкции о скорости передачи. В итоге, действительно, удаётся свести джиттер к минимуму, а вот проблема целостности данных не только не решается, но отчасти и усугубляется. Вспомним, что как главное преимущество асинхронного USB нам преподносили возможность передачи потоков с разрешением до 192 кГц/24 бит, что требует ещё большей полосы пропускания, чем при т.н. CD-качестве, т.е. 44,1 кГц/16 бит. Неудивительно, что такой «чисто компьютерный» интерфейс вдруг оказался чрезвычайно чувствительным к качеству кабелей (чем совершеннее конструкция, лучше проводники и эффективнее экран, тем меньше помех и точнее передаются данные), а в среде любителей Hi-Res-файлов стало распространяться мнение, что материал с частотой сэмплирования 96 кГц звучит лучше, чем 192 кГц. Естественно! С кривыми USB-контроллерами в компьютерах, бюджетными USB-кабелями и далеко не всегда безупречными USB-приёмниками в ЦАПах так и должно быть. Однако признаться себе, что в твоей системе не всё благополучно, значительно труднее, чем повторять очередной миф или ругать HDTracks за низкое качество музыкальных файлов (что, кстати, часто соответствует действительности).
С этой точки зрения коаксиальный интерфейс S/PDIF вроде бы ничуть не лучше, поскольку контроль целостности данных в нём вообще не предусмотрен. Однако информация по нему передаётся непрерывно и не подвергается таким манипуляциям с непредсказуемыми последствиями, как в USB. Да, к потоку данных подмешиваются тактовые импульсы (вот почему I2S лучше — там для них предусмотрена отдельная линия), но их обработка в ЦАПе всё же проще, чем сборка потока из отдельных пакетов, часть которых, возможно, утеряна. Вдобавок мы давно уже не питаем никаких иллюзий насчёт S/PDIF, стараемся организовать достойный коаксиальный выход (например, с помощью установки в настольный компьютер приличной внутренней звуковой платы) и уж во всяком случае не пытаемся получить впечатляющий звук с помощью первого попавшегося под руку шнурка, как это часто происходит с USB. Всё-таки серьёзное отношение к построению системы — необходимое условие успеха.
МЯГКАЯ СИЛА
Итак, мы разобрались с компьютерными интерфейсами и сделали всё возможное, чтобы по дороге от компьютера к ЦАПу информация передавалась без ошибок. Достаточно ли этого, чтобы получить максимально возможное качество звука? Конечно, нет — необходимо, чтобы на выходной разъём компьютера (неважно, коаксиал это, оптика или USB) поступал максимально чистый и неискажённый цифровой поток — как принято сейчас говорить, с побитовой точностью, bit perfect. Как уже писал выше, значительную долю ответственности за это несёт железо, причём не только USB-контроллер на материнской плате, но и сама системная плата, установленная на ней память, само собой, блок питания, тип HDD и даже корпус — если конвекционные потоки воздуха разведены в нём неудачно, система будет перегреваться, и шум вентиляторов сделает невозможным использование этой машины в роли цифрового источника. Кстати, мой ноутбук, с которым я езжу в командировки, шумит ощутимо сильнее, чем десктоп, на котором воспроизвожу музыку. Потому что до первого никак не доходят руки, чтобы почистить его систему охлаждения (к тому же нет уверенности, что это поможет), а второй изначально собирался в расчёте на бесшумную работу.
Хорошо, допустим, что с железом полный порядок (и вы даже сменили обычный HDD на SSD — очень рекомендую это сделать). Остаётся привести в порядок ещё одного ответственного за звук — программное обеспечение.
Начнём с операционной системы.
Видео: Переключаем источник сигнала монитора из LinuxСкачать
Видео: Как подключить ноутбук к телевизору через кабель HDMI и устранить ошибку «Нет сигнала»Скачать
На мой взгляд, для воспроизведения музыки больше всего подходит Windows 7 — в ней лучше, чем в Windows XP, организована работа с сетью, имеется поддержка новой периферии и, наконец, она всё ещё поддерживается, а потому более безопасна. А вот мой опыт с «восьмёркой» оказался неудачным — при всех очевидных достоинствах есть у неё существенный недостаток: слишком большой объём фоновых сервисных задач, которые автоматически запускаются планировщиком, и, как назло, в то самое время, когда вы решили послушать музыку. Попытки отключить все эти задачи были не очень удачными, и оказалось значительно проще откатиться на Windows 7 — там тоже могут быть запланированные задачи, но отключить их значительно проще.
Идеальный вариант — иметь отдельный компьютер исключительно для воспроизведения музыки. Понимаю, что эта идея может многим показаться слишком расточительной. Можно, конечно, использовать и универсальную машину, которая служит и для работы, и для развлечений, но тогда надо создать отдельный профиль (пользователя), в который вы будете заходить, чтобы послушать музыку. В нём система должна быть максимально «облегчённой», избавленной от всех фоновых процессов и сервисов, которые не участвуют в процессе воспроизведения.
Приведу наиболее значимые шаги. Первым делом нужно отключить файл подкачки (swap file) — это снизит активность жёсткого диска, уменьшит тем самым нагрузку по питанию и, соответственно, уровень шумов. А если в машине в роли системного диска установлен SSD — защитит его от преждевременного износа. Правда, это подразумевает, что в компьютере имеется достаточный объём оперативной памяти, благо стоит она сейчас недорого. И не бойтесь «излишков» — в оперативке можно создать RAM-диск, чтобы перед воспроизведением заливать на него файлы.
Далее следует отключить ненужные сервисы — на этот счёт можно легко найти рекомендации в Интернете. Упростить внешний вид «окон», выбрав «Классическую» тему оформления и отключив все украшения на вкладке «Визуальные эффекты», выбрав пункт «Обеспечить наилучшее быстродействие» в разделе «Параметры быстродействия» (Панель управления > Настройка параметров компьютера > Система > Дополнительные параметры системы). Впрочем, если в машине установлен быстрый процессор и большой объём памяти, этого можно и не делать.
Некоторые эксперты советуют изменить приоритет выполнения задач, отдав его фоновым процессам. Разработчик плеера JPLAY предлагает сделать это, изменив значение параметра Win32PrioritySeparation в реестре (HKEY_LOCAL_MACHINE\System\ CurrentControlSet\Control\PriorityControl) — по его мнению, наилучшим по звуку является значение 0?14 (hexadecimal). Для тех, кто никогда не редактировал реестр и вообще не знает, что это такое, этот добрый человек заготовил файл, который сам внесёт необходимые изменения. Ищите его по адресу: jplay.eu/computer-audio/playback-tweak-cpu-scheduler/. Плеер, надо заметить, любопытный, но имеет один существенный недостаток: за него просят 99 евро. Хотя он не умеет ничего такого, чего не мог бы бесплатно делать Foobar2000.
Если компьютер-плеер является одновременно рабочим, а копаться в реестре и системных настройках лень, можно воспользоваться специальной программой-оптимизатором Fideliser (www.windowsxlive.net/fidelizer) — она отключает все процессы, которые не участвуют в воспроизведении музыки, и отдаёт максимальный приоритет плееру. Причём у неё есть несколько вариантов настройки, которые различаются степенью «очистки». Например, в режиме «Extremist» убиваются многие даже системные сервисы и отключается сеть. На выделенной машине, которая оптимизирована под звуковые задачи, эта программа не даёт слышимого эффекта, а вот на моём рабочем компьютере её действие хорошо слышно. Правда, надо быть осторожным — не забывать снимать галочку с пункта на экране конфигурации «Set Windows X’s Live as default homepage», иначе программа поменяет стартовую страницу в вашем браузере. И самое неприятное: выгрузить её из памяти можно лишь через диспетчер задач, а полностью устранить её влияние на работу системы — перезагрузившись. Поэтому повторяю: идеальный вариант — это отдельная машина, выделенная на роль проигрывателя.
НАСТРАИВАЕМ «НЕЧТО»
В переводе с английского слово foobar — это «нечто». Создателям плеера не откажешь в остроумии: мы ведь на самом деле бесплатно скачиваем что-то совершенно неопределённое, и только от нас зависит, во что оно в конце концов превратится — в убогую посредственность или в Царевну-лебедь с чарующим голосом. На самом деле — никакой магии, принцип преображения тот же самый, что и при подготовке операционной системы: ничего лишнего, никаких препятствий и дополнительных преобразований на пути цифрового потока.
Пройдёмся по пунктам меню сверху вниз.
Заходим в меню Files, скользим вниз и находим раздел Preferences — именно там мы и будем производить все изменения. Начинаем с первого пункта — Components. Заходим туда, чтобы проверить наличие самых важных для нас компонентов — ASIO support и WASAPI output support, они нам понадобятся вне зависимости от того, как у нас подключается компьютер и ЦАП — по S/PDIF или USB. Чисто теоретически мы могли бы обойтись одним лишь ASIO — при условии, что наш аудиоинтерфейс его поддерживает (практически во всех современных USB ЦАПах такая поддержка имеется), однако реальное качество звучания зависит и от драйверов звукового интерфейса. Впрочем, найдётся немало теоретиков, которые будут утверждать, что драйверы не влияют на звук. Знаю случаи, когда вывод потока по WASAPI давал лучшие результаты, чем ASIO, вероятно, из-за ошибок в драйвере. Поэтому надо попробовать оба модуля и решить, какой из них вас больше устраивает.
Попутно рекомендую отказаться от использования встроенного в Foobar2000 регулятора громкости — держите его всегда на максимуме. У меня в плеере он вообще спрятан, чтобы не вводить в соблазн. Само собой, ни в коем случае не следует пользоваться и регулятором громкости Windows (он может быть иногда доступен даже при использовании ASIO, например, с картой ESI Juli@). Это же относится и к панелям управления звуковых плат.
Последующие разделы настроек пропускаем (от них качество звучания не зависит, но можно к ним самостоятельно вернуться, когда будет время) и переходим к пункту Playback. В окне справа в самом верху находим ReplayGain и в обоих полях ставим «none», то есть отключаем эту обработку. Хотя она может пригодиться для проигрывания сборников на танцах и вечеринках, когда не требуется высокой верности воспроизведения. Чуть ниже находим два движка Preamp — ставим их на 0.
Возвращаемся в древовидную структуру слева и заходим в подраздел Playback > DSP manager. Видим там два окна — левое должно быть абсолютно пустым. Если там что-то есть, подсвечиваем курсором и нажимаем стрелку, направленную вправо, удаляя тем самым плагин из левого окна. На самом деле этот раздел меню чрезвычайно интересен и позволяет производить самые разные манипуляции с цифровым потоком: менять частоту сэмплирования, преобразовывать многоканальные записи в стерео или моно (и наоборот), добавлять эффект «эхо», осуществлять бинауральную обработку для более комфортного прослушивания в наушниках, применять фильтры, накладывать эффекты (дисторшн и т.д.)… И если учесть, что Foobar2000 поддерживает VST-плагины, перечень возможных обработок может быть очень длинным. Сам я иногда использую модуль Convolver — с его помощью можно проводить de-emphasis, чтобы слушать рипы старых дисков, записанных с pre-emphasis. Но если ставится задача получить цифровой поток, наиболее точно соответствующий исходному, все эти плагины необходимо отключить. Если же требуется получить эффектный звук с дешёвыми компьютерными колонками, с ними можно поэкспериментировать.
Ещё один пункт в меню Playback > Output, на который стоит обратить внимание — Buffer length. По умолчанию там стоит 1000 мс — на некоторых машинах даёт положительный эффект его уменьшение до 500 мс и даже менее — при условии, конечно, что воспроизведение сохраняет непрерывность и плавность.
Ниже в этом меню расположена закладка ASIO (при условии, что установлен компонент ASIO support) — там следует поставить галочки в чекбоксах Use 64-bit ASIO drivers (естественно, если у вас 64-битная версия системы) и Run with high process priority. Ниже есть окно Custom channel mapping — там можно изменить распределение каналов интерфейса, если в том возникла необходимость.
Видео: Как подключить ноутбук к телевизору через HDMI кабельСкачать
Видео: VGA, DVI, HDMI, DisplayPort - какой видеовыход лучше? Чем отличаются?Скачать
Как уже писал выше, из любопытства можно попробовать WASAPI, и если он вдруг окажется лучшим, на нём и остановиться. Тогда в разделе меню Playback > Output появляется возможность выбрать разрядность вывода (Output format) — там надо установить максимальную разрядность, поддерживаемую звуковым интерфейсом (16 или 24 бит, а может, и 32 бита — если не будет звука, вернёте меньшее значение).
Загляните ещё в один раздел — Advanced > Playback > WASAPI, там можно изменить размер буфера, причём по отдельности для режимов push и event — нас интересует последний. Считается, что следует установить минимальное значение, при котором при воспроизведении ещё не появляются артефакты (спотыкания, щелчки и т.д.), то есть поток сохраняет непрерывность. В моей системе размер этого буфера на звук не влияет, на старом компьютере — влиял, и довольно сильно.
В тяжёлых ситуациях, когда имеющийся аудиоинтерфейс не поддерживает ASIO, а звучание WASAPI не нравится, можно попробовать дополнительный универсальный драйвер ASIO4ALL (www.asio4all.com) — многие относятся к нему с предубеждением (видимо, из-за сырых первых версий), но сейчас он работоспособен — при условии правильной настройки. Впрочем, это лишь временное решение: если вдруг обнаружилось, что у вашей звуковой карты отсутствует поддержка ASIO, следует всерьёз задуматься о её замене. Увы, но преодолеть недостатки железа программными средствами невозможно. Как уже не раз писал, в технике чудес не бывает, а джинн, вынесенный в заголовок — всего лишь художественный образ и ничего более.
P.S. Материал не претендует на исчерпывающее раскрытие темы. Если возникнут вопросы — пишите в рубрику «Вход > выход»: input@salonav.com. Публикацию в журнале не гарантирую, но постараюсь ответить каждому лично.
Почему компьютеры Apple обычно «звучат» лучше, чем PC под Windows?
Причин тому несколько.
Первая — разная организация работы со звуком. Если сравнить аудиоподсистемы в MacOS и Windows, преимущества первой становятся совершенно очевидными: малая задержка, кратчайший путь прохождения сигнала, отсутствие обработок и т.д., причём всё это даётся сразу и при настройках по умолчанию. Маленькая, но существенная деталь: большинство USB ЦАПов не требуют установки дополнительных драйверов на компьютеры Apple — подключай и слушай.
Вторая причина: в Windows-компьютерах нередко используются дешёвые комплектующие, например, тактовые генераторы, USB-контроллеры — техника Apple в массе своей отличается более тщательно отобранным железом, да и к софту претензии возникают реже.
В принципе, можно добиться bit perfect-вывода цифровой информации и на ПК, но для этого придётся предпринять определённые усилия — с особым вниманием подойти к выбору железа, настроить программу-проигрыватель, а в идеале добавить в систему высококачественный преобразователь интерфейсов, например, Berkeley Alpha USB или M2Tech hiFace EVO*. Думаю, в ближайшее время ассортимент таких преобразователей расширится. Тем более что их использование даёт существенную прибавку в качестве звука не только с ПК, но и с Apple.
Что такое ASIO и WASAPI и с чем их едят
Протокол ASIO (Audio Stream Input/Output) был разработан компанией Steinberg, чтобы преодолеть известные особенности Windows и сделать возможным профессиональную работу со звуком в этой ОС. В частности, он должен был снизить до приемлемого уровня задержки, не позволявшие, к примеру, записывать в студии вокал под заготовленный заранее аккомпанемент или делать живые концертные миксы.
На данный момент ASIO — наиболее прямой и короткий путь между музыкальным приложением (плеером) и драйвером устройства вывода (звуковой картой или USB), он выводит цифровой поток в обход микшера Windows и других обработчиков.
Интерфейс WASAPI (Windows Audio Session API) появился, начиная с Vista, и перешёл во все последующие версии ОС. По умолчанию он работает в режиме Shared (совместный) и в каком-то смысле заменяет интерфейс DirectSound, которого в Windows, начиная с Vista, больше нет. После него цифровой поток проходит через множество других программных «слоёв», включая микшер, ресэмплер и другие, неизбежно вносящие в сигнал искажения.
Модуль WASAPI output support в проигрывателе Foobar2000 позволяет использовать этот интерфейс в режиме Exclusive — сигнал в нём передаётся с плеера на практически «прозрачный» уровень KST (Kernel Streaming Transport) и потом сразу — на драйвер вывода.
Также у WASAPI есть два режима буферизации — Event и Push, каждый из них отдельным пунктом в разделе настроек Playback > Output > Device. С точки зрения качества звука наиболее предпочтителен первый, но он работает далеко не со всеми звуковыми картами. Как видим, с ASIO всё значительно проще и вернее.