Консоли против ПК в 2021 году

Новое поколение игровых консолей, а вместе с ним и новая порция высокооктанового топлива для одного из «вечных» споров в мире видеоигр. Наверное, многие скажут: «Что нового можно сказать по этому поводу?». Тем более, что это обсуждалось бесчисленное количество раз на протяжении многих лет.

Однако на этот раз обстоятельства более особенные. Не только потому, что новые консоли обладают более впечатляющими возможностями, чем когда-либо прежде, но и потому, что мир продолжает жить в странное время. Поэтому будет нелишним еще раз вернуться к «версусу», который противопоставляет две самые популярные игровые платформы, и еще раз поискать ответ на вопрос: «Что из двух если не лучше, то хотя бы больше подойдет заядлому любителю электронных развлечений в начале 2021 года?».

Мой компьютер намного лучше вашего…

Когда две ведущие консольные компании, Sony и Microsoft, наконец решили приоткрыть занавес и объявить миру характеристики своих долгожданных новых платформ – PlayStation 5 и Xbox Series X, они казались настоящими аппаратными монстрами. С обе6щанием игровых разрешений до 8K (или, по крайней мере, 4K с «железными» 120 кадрами в секунду) они зашли на территорию самых мощных на тот момент ПК, которым едва удавалось обеспечивать даже 4К/60fps при максимальных настройках графики.

Спустя чуть больше года стало ясно, что смелые обещания 4K/120 были всего лишь смелыми обещаниями. Пока неизвестно, будут ли и сколько AAA-игр предлагать такой игровой опыт, особенно с включенной трассировкой лучей, которая считается одной из самых главных особенностей PlayStation 5 и Xbox Series X.

Тем не менее, мы должны признать, что в большинстве стартовых игр обе платформы выдают заветные 4K/60 (хотя и с некоторыми оговорками), что является бесспорным улучшением по сравнению с фиксированными 30 кадрами в играх для консолей предыдущего поколения.

Тем временем тандем AMD и NVIDIA предложил кучу новых (и доступных, хотя снова с большим количеством оговорок) аппаратных продуктов для ПК, на фоне которых напыщенные новые консоли буквально в одночасье стали выглядеть безнадежно устаревшими.

В отличие от все еще голых обещаний PlayStation 5 и Xbox Series X, компьютер с GeForce RTX 3090 и AMD Ryzen 9 5950X может обеспечить геймплей в 4K/120fps c максимальными настройками графики, пускай и в ограниченном диапазоне современных игр, таких как Resident Evil 3 и Death’s Stranding, например.

С чисто аппаратной точки зрения, каким бы ни было временное отставание ПК от консолей нового поколения, им (как всегда) удалось наверстать упущенное в мгновение ока, и теперь они снова – бесспорный лидер по уровню вычислительной мощности.

Поэтому, если вы хотите самую мощную на текущий момент игровую платформу, у вас снова только один выбор – современный ПК. Но вот вопрос, какой ценой?

Дорогой современный ПК

2020 год был одним из самых вдохновляющих и кошмарных для ПК и игрового «железа». С одной стороны, мы редко были свидетелями столь многих и значительных скачков в мире аппаратного обеспечения всего за один год. Появление нового поколения графического оборудования от NVIDIA (Ampere) и AMD (RDNA 2/Big Navi), анонс новой линейки процессоров Zen 3 от AMD (Vermeer) предложили (по крайней мере, на бумаге) огромный скачок в производительности по сравнению с предыдущими поколениями при практически такой же или даже более низкой цене.

Ключевым моментом здесь является именно выражение «на бумаге». Обвал глобальной цепочки поставок и, следовательно, производства, вызванный пандемией коронавируса, быстро превратил новые процессоры и видеокарты в мираж для миллионов геймеров и лишил смысла соблазнительные обещания производителей о большей производительности за меньшие деньги.

В тех редких случаях, когда новые видеокарты и процессоры появлялись в магазинах, их цены были значительно выше объявленных ранее, что омрачило радость людей, которые хотели их купить.

Если бы эти неприятности ограничивались рынком ПК, наверное, стоило бы присудить балл в пользу консолей. Увы, ситуация на рынке игровых приставок отнюдь не лучше. Даже по сей день (в конце января 2021 года) и PS5, и Xbox Series X, мягко говоря, труднообнаруживаемый и такой же неуловимый мираж, как, скажем, новые процессоры Zen 3 или RTX 3080.

Таким образом, с этой точки зрения победителя нет – хотите ли вы новый ПК или консоль, шанс получить их по нормальной цене практически равен нулю. И что еще хуже – ни один из крупных игроков, будь то Sony, NVIDIA, AMD или Microsoft, не может гарантировать, когда и будет ли в ближайшее время нормальная доступность желаемых продуктов. К сожалению, обстоятельства, определяющие это, почти полностью находятся вне их прямого контроля.

Игровое железо по-прежнему мираж

Да, с точки зрения доступности победителей нет вообще – только проигравшие. На одной стороне уравнения находятся миллионы фанатичных геймеров, которые счастливы получить новую видеокарту, процессор или консоль. С другой стороны – крупные производители, которые заинтересованы в удовлетворении беспрецедентного спроса и достижении рекордных доходов от продаж.

Проблема в том, что между этими двумя заинтересованными сторонами стоит пандемия, которая, по всей видимости, не намерена в ближайшее время убираться со своего пути и перестать быть палкой в колесах игровой индустрии.

Соответственно, разочарование наблюдается по обе стороны уравнения: пользователи обвиняют крупные корпорации в том, они не предвидели значительный рост спроса (который, по сути, также во многом связан с пандемией и повсеместной изоляцией). Еще более серьезными являются утверждения о том, что производители не сделали (и не делают) достаточно, чтобы пресечь порочную спекулятивную практику.

За спекуляциями стоят хорошо организованные группы торговых посредников, которые (чаще всего с помощью специально написанных программных алгоритмов, известных как «боты») мгновенно скупают любые популярные геймерские продукты, будь то консоли, видеокарты или процессоры. Затем они перепродают их по невероятным ценам, часто в 2 или более раз превышающих официальную рыночную цену продукта.

Феноменальный успех такой практики фактически является еще одним негативным проявлением глобальной пандемии. Значительная часть продаж в прошлом году осуществлялась полностью безналично, через Интернет. Соответственно, спекулянты охотно пользуются недостатками платформ электронной коммерции и умудряются за секунды скупать огромное количество товаров, столь желанных миллионами геймеров.

Это далеко не новая вещь, но никогда прежде она не была столь массовой, наглой и привлекающей внимание массового потребителя.

Многочисленные призывы к Sony, Microsoft, NVIDIA и AMD что-то предпринять, пока что неэффективны, поскольку производители заявляют, что не контролируют интернет-магазины. Сами магазины не спешат вмешиваться, потому что они мало заинтересованы в прекращении этой деятельности. С их точки зрения не имеет значения, продают ли они весь свой запас за секунды ботам или тысячам отдельных пользователей. Им важно отчитаться о продажах и получить свои деньги.

На сегодняшний день ситуация, мягко говоря, патовая – корпоративные участники этой драмы слишком заняты «передачей мяча друг другу». В то же время миллионы пользователей продолжают возмущаться отсутствием товара, и большая часть их смиренно платит спекулянтам на Ebay, чтобы получить желанную консоль или компонент для ПК по завышенной цене.

Таким образом, нет победителя и с точки зрения возможности купить современный игровой компьютер или игровую консоль – обоих одинаково нет в наличии.

Игровые соображения

Тем не менее, немногие счастливчики, которые приобрели компьютер с видеокартой на Ampere или PlayStation 5/Xbox Series X, сталкиваются с новым неприятным сюрпризом – ценами на игры.

Хотя и без особого шума, затянувшееся увеличение средней цены ААА-игр, наконец, стало фактом. Гейм-индустрия уже давно говорит, что многолетний порог в 60 долларов/евро уже давно не соответствует постоянно растущим расходам на разработку и рекламу, поэтому настало время преодолеть его.

Многообещающие консоли нового поколения оказались удобным поводом для «легализации» этих требований крупными дистрибьюторами. Цены на next gen игры Demon’s Souls Remake и Godfall начинались с 80 долларов/евро, а игра Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, которая является скорее расширением оригинальной Marvel’s Spider-Man, чем полноценным игровым продуктом, вышла по цене 60 долларов/евро.

Получается, быть ПКшником по-прежнему выгоднее. Например, в последнее время цены на популярные игры для ПК находятся под чрезвычайно серьезным давлением из-за разгоревшейся «платформенной» войны в этом секторе. Компания Epic Games – один из участников этой войны, бросивший вызов своему основному конкуренту, который стоит по другую сторону баррикады – Steam.

Однако, помимо этих двух мастодонтов на рынке распространения электронных видеоигр, за место под солнцем борется целая группа менее влиятельных, но значительных игроков: Ubisoft Uplay, EA Origin, GOG CD Projekt и Battle.net. У Bethesda Softworks, Microsoft и Amazon также есть собственные электронные магазины. Соответственно, ожесточенная конкуренция приводит к непрекращающейся цепочке онлайн-распродаж и акций.

Не стоит забывать и о третьей стороне, которая охотно использует борьбу между крупными игроками в индустрии и предлагает еще более низкие и привлекательные цены – так называемые дискаунтеры.

Это интернет-магазины, которые являются своего рода посредниками, пользующимися преимуществом того, что где-то в интернете всегда есть какие-то распродажи или акции. Поскольку большинство пользователей не могут следить за такими инициативами круглосуточно и без выходных, различные компании превратили это в свой бизнес: они скупают игры с хорошей скидкой, а затем перепродают с огромной наценкой. Отдельно некоторые из них пользуются региональной ценовой политикой крупных магазинов, которые устанавливают разные цены на один и тот же товар в зависимости от региона. Например, игра, доступная на российском рынке за 20-30 евро, продается игрокам в ЕС или США по значительно более высокой цене. Соответственно, дискаунтеры используют различные средства для обхода ограничений, чтобы купить игру по гораздо более низкой цене, а затем продать ее с минимальной наценкой, но все же по цене, более низкой, чем рыночная цена в другом регионе.

Значимым фактором на рынке компьютерных игр является сервис Xbox Game Pass от Microsoft. По сути, он представляет собой «Netflix для игр», то есть за скромную плату, подписчик получает доступ к огромной библиотеке игр, в которые он может играть бесконечно в течение определенного периода.

Хотя Microsoft громко рекламирует свой сервис как Xbox-ориентированную услугу (и, следовательно, как сильный козырь в продолжающейся войне консолей с Sony), компания предлагает версию Game Pass и для ПК с Windows.

Взгляд в перспективу

В результате уравнение под названием «стоимость владения» для двух игровых платформ – консолей и ПК, в 2021 выглядит сложнее, чем когда-либо. С одной стороны, ПК по-прежнему дают больше производительности, но их цена в два, три и несколько раз выше, чем у консоли. В то время как PlayStation 5 Digital Edition и Xbox Series X можно купить примерно за 48 000-67 000 рублей (при условии, что вам удастся их найти), действительно мощный игровой ПК может легко стоить вам 230 000 рублей (и то, если вам посчастливится найти комплектующие по ценам, близким к официально заявленным). Также важно отметить, что вам придется заплатить 50 и более процентов от этой цены только за видеокарту.

В то же время, после относительно небольших первоначальных расходов на саму консоль, вам еще предстоит потратиться на видеоигры. Новинки в день их выхода будут обходиться вам в 4000-5500 рублей за продукт.

В отличие от консолей, ПК по-прежнему предлагает больше и значительно более гибкие возможности, хотя некоторые из них сопряжены с определенным риском (я имею в виду покупку игр у так называемых дискаунтеров).

Наиболее невыгодное положение с точки зрения долгосрочной стоимости владения, похоже, принадлежит Sony и их PlayStation 5. Японская компания предлагает (по крайней мере на данный момент) своим клиентам наименьшие альтернативы, а единственным серьезным козырем в ее рукаве являются так называемые эксклюзивы – игры, в которые можно играть только на PlayStation. Однако если вас не интересует горстка эксклюзивных проектов, то Xbox теперь кажется более интересным (и выгодным) предложением благодаря службе Game Pass, которая гарантирует доступ к огромному количеству различных игр в обмен на оплату подписки. В настоящее время цена составляет цена Game Pass составляет 1800 до 10 000 рублей в зависимости от выбранного тарифа.

На фоне всего этого платформа ПК выглядит более интересно, несмотря на крайне серьезные проблемы с поставками. Плохая новость заключается в том, что эти проблемы давно перестали влиять только на новейшие и самые современные комплектующие. На данный момент на рынке сложно найти даже видеокарты, материнские платы и процессоры низкого класса (и более старшего поколения). Причина в том, что ситуация, вызванная пандемией, еще больше осложняется возобновившейся одержимостью криптовалютами.

Поскольку цена биткоина недавно снова выросла (что снова является побочным эффектом пандемии), оборудование для ПК (особенно видеокарты) скупается огромными партиями и используется для майнинга криптовалюты. Это еще больше усилило давление на рынок, и цены резко взлетели.

Однако, если вам все же удастся собрать современный компьютер за разумные деньги, ваши долгосрочные расходы будут сравнительно низкими благодаря более низким ценам на игры и таким услугам как Game Pass.

ПК – это гораздо более гибкое вложение: сегодня не обязательно покупать самую мощную видеокарту или процессор. Одна из традиционных сильных сторон ПК как игровой платформы – это возможность постепенного обновления, т.е. добавление и замена компонентов с течением времени.

Консоль – это устройство, которое пользователь не может улучшить. И если для предыдущих поколений существовало правило, что замена консоли проводится раз в 5-6 лет с появлением консолей нового поколения, то сегодня ситуация совершенно иная.

Еще на этапе анонса стало ясно, что Sony и Microsoft предложат две версии своих приставок: одну для пользователей, которым нужен максимум возможностей (PlayStation 5 Disk Edition и Xbox Series X), и другую для людей с более скромным бюджетом, склонных к компромиссу в отношении производительности и возможностей (PlayStation 5 Digital Edition и Xbox Series S).

Если взять за отправную точку предыдущее поколение, нетрудно предположить, что в ближайшие 2-3 года (т.е. примерно в середине поколения) мы увидим еще более мощные версии топовых консолей на данный момент – что-то в духе PlayStation 5 Pro и Xbox Series X One. И если для ПКашников такой «половинный апгрейд» обычно связан только с расходами на один компонент (обычно видеокарты), то для консольщиков это означает покупку совершенно новой консоли.

Как всегда, в споре «Консоли против ПК» нет однозначного ответа. При подробном рассмотрении темы на первый план выходят десятки специфичных для платформы функций, которые перевешивают как в сторону плюсов, так и минусов, в зависимости от конкретного пользователя.

Если вы ищете максимальную простоту использования и относительно низкий порог начальных вложений, консоли по-прежнему не имеют себе равных.

Платформа ПК традиционно влечет за собой несколько более сложные требования как с точки зрения требуемых знаний в плане конфигурации, установки и использования, так и с точки зрения цены на оборудование. Тем не менее, более высокие расходы в значительной степени компенсируются более низкими ценами на игры и более гибкими вариантами их приобретения.

В конце концов, важно то, что сейчас конкуренция на игровом рынке ожесточеннее, чем когда-либо. И это может быть только хорошей новостью для миллионов игроков по всему миру, которых с каждым днем ​​становится все больше. Для них это означает больше разнообразных вариантов по более привлекательным (и, надеюсь, более низким) ценам для их любимого времяпрепровождения.

Метки: PlayStation 5, Xbox Series X, Игровые консоли, Игры, Компьютеры