Руководство (инструкция) по замене ремня ГРМ на примере двигателя М40 модель BMW E36
Нужный инструмент: — отвертки: крестовая и плоская. — маленькая трещотка, вороток и насадки на 10 и 8. — большая трещотка и насадки на 13, 19, 22, насадка-торкс Е12. — шестигранник на 3мм и на 8мм (Г-образный). — ключ на 32.
2. Удаляем вентилятор с муфтой. Гаечным ключом на 32 против часовой стрелки откручиваем (ударив рукой), шкив стопорим отверткой (см. фото).
3. Теперь снимаем ремни. Один с насоса ГУР, второй с генератора. Места крепления указаны на фото.
4. Удаляем крышку распределителя зажигания и шланг вентиляции картера. Все крепления указаны на фото. Стрелкой показано направление, в котором следует давить на отвертку.
5. Снимаем крышку распредвала и клапанов.
6. Сливаем охлаждающую жидкость и удаляем резиновый патрубок, соединяющий двигателя с радиатором. С помощью шестигранника на 3 откручиваем бегунок распределителя зажигания, патрубок-крышку термостата, шкив помпы (4 болта, ключ на 10), шкив привода агрегатов на коленвале (ключ на 13, 6 болтов).
7. Снимаем крышки ремня ГРМ. Для этого ключом на 10 откручиваем болты: 4 на верхней крышке, 5 на нижней.
8. Выставляем метки ГРМ BMW. Одеваем насадку на 22 на центральный болт коленвала и проворачиваем по часовой стрелке до совпадения верхней и нижней меток (Верхняя выбита на шестерне распредвала и на пластике этой шестерни в виде стрелки, а нижняя — на зубчатом шкиве).
9. «Квадрат» на распредвале должен стоять горизонтально, а клапана (четвертого или первого) цилиндров должны быть перекрыты, кулачки как на фото.
10. С помощь специального приспособления (см.фото) можно зафиксировать распредвал. Я за неимением последнего не фиксировал.
11. Фиксируем коленвал, вставив устройство (см.фото) в отверстие, расположенное под стартером между двух ребер жесткости на левой стороне блока двигателя. Если такого не имеется, можно использовать что-нибудь подходящее диаметром 8мм. Оно должно попасть в отверстие в маховике, когда метки совпадут (точное попадание получаем, крутя коленвал).
12. Насадкой-торкс E12 ослабляем болт, который крепит шестерни распредвала. До конца не откручиваем! У шестерни должен появиться ход влево и вправо для более точного выставления меток при сборке. Когда метки будут выставлены, можно ослабить натяжение гайки на натяжном ролике и снять ремень. Вместе с натяжным следует поменять и два обводных ролика.
13. Размещаем новые ролики по своим местам. На натяжной ролик наживляем гайку, но не затягиваем, а обводные ролики затягиваем до конца. Теперь проверяем ход шестерни распредвала (должна ходить хорошо).
14. Одеваем ремень ГРМ BMW. Ремень одеваем сперва на шестерню коленвала, затем на маленький обводной ролик, потом шестерня распредвала, повернутая вправо до упора по часовой стрелке (смотрите, чтобы распредвал не вращался). Теперь ремень натягиваем на большой обводной ролик и на натяжной, обратите внимание, что шестерня при этом должна сместиться влево (против часовой стрелки).
15. Г-образным шестигранником на 8 подтягиваем ремень ГРМ с помощью ролика с усилием 3 кг на длину плеча шестигранника (8см). Для точности можете воспользоваться домашними пружинными весами. Прогиб ремня на самом длинном отрезке не должен превышать один см! После окончания натяжки метки должны совпадать (см.фото выше).
Так выглядит установленный и подтянутый ремень ГРМ на BMW E36.
16. После натяжки желательно снять фиксаторы и осуществить 4 оборота (по распредвалу 2!) коленвала по направлению часовой стрелки, а затем опять проверить метки. Если все совпало, также как при разборке, то теперь можно собирать ГРМ в обратной последовательности.
17. Закончив сборку, запустите двигатель. Можно запустить, не заливая охлаждающую жидкость и не устанавливая вентилятор, просто для проверки запуска на несколько секунд, так как это чревато перегревом.
Примечание: Если перед тем как снимать старый ремень нанести на него метки (одна метка шестерня распредвал-ремень-клапанная крышка, вторая шестерня колена-ремень-блок). Потом снять ремень, сдублировать метки на новый ремень. Тогда новый ремень ГРМ встанет по меткам 100%. И вам не придется искать спец. приспособы и снимать клапанную крышку.
Снятие приводной цепи описывается отдельно от установки. Последовательность выполнения операций при снятии и установке различна.
Вывернуть свечи зажигания.
Примечание:
Это проворачивание вызвано положением кулачков и не является указанием на неверную установку фаз газораспределения.
Отсоединить маслопроводы от левой и правой головок блока цилиндров.
Ослабить центральный болт крепления ступицы демпфера крутильных колебаний. Эта операция описана в разделе «Снятие и установка ступицы демпфера крутильных колебаний «.
Провернуть коленвал за ослабленный центральный болт в направлении вращения до установки поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.
Примечание:
В положении поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия установочные метки распределительных валов находятся вверху.
E38/E39
Заблокировать коленчатый вал приспособлением 11 2 300 в положении в ВМТ конца такта сжатия.
E53 (X5)
Заблокировать коленчатый вал приспособлением 11 5 180 в положении в ВМТ конца такта сжатия.
Предупреждение!
Предупреждение!
Предупреждение!
Не допускать повреждения головки блока цилиндров.
При необходимости доработать гаечный ключ.
При выворачивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Предупреждение!
Предупреждение!
При выворачивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Предупреждение!
При выворачивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Предупреждение!
При выворачивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Отцентрировать распределительные валы.
Отцентрировать распределительные валы.
Вывернуть ослабленный центральный болт и вынуть ступицу демпфера крутильных колебаний.
E31/E38/E39
Не допускать проворачивания двигателя.
E53 (X5)
Не допускать проворачивания двигателя.
Вывернуть болт крепления планки натяжителя.
Разогнуть гибкую проволоку (1).
Снять планку натяжителя вместе с маслопроводом.
Примечание:
Двигатели на E53 (X5) имеют внешний маслоотделитель системы вентиляции картера. Болт (1) не установлен.
Вывернуть болт (1) крепления маслоотделителя.
Вывернуть болт (2) крепления направляющей цепи.
Осторожно отжать с помощью маленькой отвертки фиксирующий выступ на направляющей цепи и вынуть направляющую.
Отцепить приводную цепь (1) от исполнительного узла VANOS и снять.
Примечание:
Двигатели на E53 (X5) имеют внешний маслоотделитель системы вентиляции картера. Потайной винт (1) не установлен.
При необходимости снять обводную планку цепи.
Вывернуть потайной винт (1).
Вывернуть болты (2 и 3) крепления обводной планки цепи и снять планку.
Установка
Установка приводной цепи описывается отдельно от снятия. Последовательность выполнения операций при снятии и установке различна.
Проверить состояние направляющей и обводной планок цепи и планки натяжителя и при необходимости заменить их.
Примечание:
В дроссельном клапане (1) имеется одно маленькое отверстие.
Проверить и при необходимости заменить дроссельный клапан (1).
1. Вставить дроссельный клапан (1) в обводную планку цепи
2. Заменить уплотнительное кольцо (2) круглого сечения и вложить в обводную планку цепи
Вставить маслопровод к планке натяжителя в обводную планку цепи.
Вставить болт крепления планки натяжителя.
Прижать планку натяжителя к приводной цепи. Зафиксировать ее в этом положении гибкой проволокой (1).
Затянуть болт крепления планки натяжителя.
E38/E39
Заблокировать коленчатый вал приспособлением 11 2 300 в положении в ВМТ конца такта сжатия.
E53 (X5)
Заблокировать коленчатый вал приспособлением 11 5 180 в положении в ВМТ конца такта сжатия.
Примечание:
Комплект приспособлений 11 3 390 больше не встает на E53 (X5) с двигателем M62 вследствие измененных установочных размеров.
Вместе с поступлением на рынок E53 (X5) с двигателем M62 прекращается выпуск комплекта приспособлений 11 3 390.
Уменьшенный комплект приспособлений 11 4 230 состоящий из приспособлений 11 4 231 и 11 4 232 заменяет комплект приспособлений 11 3 390.
Ввернуть регулировочный винт на планке натяжителя, но не затягивать.
Примечание:
Описанная далее проверка прохождения тока с помощью мультиметра в M62 B46 невозможна вследствие другой конструкции исполнительного узла VANOS.
Остальные действия идентичны.
Установить мультиметр на звуковую проверку прохождения тока.
Проконтролировать левое крайнее положение исполнительного узла с помощью звуковой проверки прохождения тока в мультиметре.
Примечание:
Проворачиванием исполнительного узла VANOS до левого упора с усилием 40 Нм обеспечивается достижение конечного положения и вытеснение «масляной подушки» перед левым упором исполнительного узла.
В исполнительном узле имеется три контакта, которые при левом крайнем положении замкнуты.
При звуковой проверке прохождения тока с помощью мультиметра в левом крайнем положении исполнительного узла слышен звуковой сигнал.
Предупреждение!
Предупреждение!
Примечание:
Описанная далее проверка прохождения тока с помощью мультиметра в M62 B46 невозможна вследствие другой конструкции исполнительного узла VANOS.
Остальные действия идентичны.
Установить мультиметр на звуковую проверку прохождения тока.
Проконтролировать левое крайнее положение исполнительного узла с помощью звуковой проверки прохождения тока в мультиметре.
Предупреждение!
Предупреждение!
Установить предварительный натяг планки натяжителя, поворачивая регулировочный винт на приспособлении 11 4 230 с помощью приспособления 00 9 250 с моментом 0,7 Нм.
При недостаточной свободе манипулирования установить приспособление 00 9 250 снизу.
Примечание:
При натяжении приводной цепи исполнительный узел двигается, и его нужно снова установить влево до упора.
Проконтролировать левое крайнее положение исполнительного узла с помощью звуковой проверки прохождения тока в мультиметре.
Предупреждение!
Не допускать повреждения головки блока цилиндров.
При необходимости доработать гаечный ключ.
При затягивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Предупреждение!
Предупреждение!
При затягивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Примечание:
Описанная далее проверка прохождения тока с помощью мультиметра в M62 B46 невозможна вследствие другой конструкции исполнительного узла VANOS.
Остальные действия идентичны.
Проконтролировать левое крайнее положение исполнительного узла с помощью звуковой проверки прохождения тока в мультиметре.
Предупреждение!
При затягивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Предупреждение!
При затягивании болтов крепления распределительных валов: Удерживать распределительный вал за шестигранник.
Предупреждение!
Примечание:
Комплект приспособлений 11 6 450 состоящий из:
Предупреждение!
Затянуть гайку (1) крепления колеса датчика положения распределительного вала.
Предупреждение!
Примечание:
Комплект приспособлений 11 6 450 состоящий из:
Предупреждение!
Затянуть гайку (1) крепления колеса датчика положения распределительного вала.