Поэты башкортостана о родном языке + видео обзор

Внеклассное мероприятие по теме: «Башкортостан – мой край родной»

Оборудование: фонограммы мелодий Гимна РБ, курая, башкирской плясовой, карта Республики Башкортостан, плакаты с изображением флага, герба Республики Башкортостан, юрты, выставка книг башкирских писателей, рисунков и поделок, образцы национальных костюмов.

Звучит песня “Башкортостан” З.Исмагилова на стихи М.Карима.

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне. (Г.Молодцов).

Дети исполняют песню “Прекрасная земля” муз. А.Имаева сл. Р Валеевой

Красивая земля моя
Родные, милые края.
Я не забуду никогда тебя,
Родная сторона
Красивая земля моя,
Ты в сердце у меня всегда.
Я не забуду звезд твоих,
Мерцающих в родной дали.
Красивая земля моя
Родные, милые края.
Там соловьи поют в лесах,
Кукушек слышу голоса
Красивая земля моя,
Родные, милые края.
Роднее нет для нас земли,
К тебе душой мы приросли.

Ведущий. Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Если плыть по реке Уфе от села Красная горка до села Караидель, то кажется, что находишься в какой-то горной стране.Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.

Ученик. С любовью и нежностью поют башкиры о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в задумчивые мелодии тростниковой флейты – курая. (В грамзаписи звучит мелодия курая)

Ученик. Наша республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Занимает территорию более 143 тысяч кв.км. Население более 4 млн. чел. Проживает около 100 национальностей. В годы Октябрьской революции народ Башкортостана боролся за создание самостоятельной республики. Такая республика была создана в 1917 году. А в марте 1919 года на основе соглашения с российским правительством была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.

Ведущий. 11 октября – мы отмечаем день Республики. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой и стала называться Республикой Башкортостан.

Ученик. Каждая республика имеет свои символы, выражающие ее суверенитет.

Государственный флаг РБ был принят 25 февраля 1992 года, авторы – Масалимов Урал, Асабина Ольга.

Ученик. Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.

В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая с семью лепестками. Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.

Ученик. Государственный герб Республики Башкортостан был принят 12 декабря 1993 года, автор – Фазлетдин Ислахов. Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”.

Ученик. Государственный гимн Республики Башкортостан был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия “Республика” на музыку Фирата Идрисова. Государственный гимн РБ является символом, выражающим суверенитет РБ, единство и дружбу ее народов (Звучит гимн РБ).

Ученик. Столица республики – город Уфа. Он основан в 1574 году. Уфа – большой, красивый город. Проспект Октября, который соединяет южную и северную части города, имеет протяженность более 10 км. В Уфе много фабрик, заводов, учебных заведений, дворцов, музеев.

(Демонстрируются слайды с видами города Уфы )

Ученик читает стихотворение Г. Рамазанова “Уфа”.

Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!

В нем отчизна отцов святая,
В нем – любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.

Ученик. В Уфе живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, а также представители других национальностей. Город насчитывает более миллиона жителей. Любимые места горожан – это памятники легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, героям Великой Отечественной войны – Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Бессмертные подвиги этих героев стали символом мужества и отваги. (Демонстрируются иллюстрации с изображениями памятников героям) Ученик. В Башкортостане всего 19 городов, из них Уфа, Стерлитамак, Бирск, Белебей имеют дореволюционную историю.

Есть и более молодые города Ишимбай, Салават, Сибай, Учалы, Агидель, Дюртюли и другие. (Демонстрируются слайды)

Ученик. Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. В 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой развитой нефтяной и химической промышленности.

Ученик. В мире и согласии живут трудовые слои башкирского и русского народа. Им всегда приходилось вместе защищать интересы России – в одних рядах сражаться против иностранных интервентов. Нам хорошо известно имя легендарного героя башкирского народа, поэта – импровизатора Салавата Юлаева.

Башкирский народ помнит и чтит подвиг своего героя, складывает о нем песни и стихи.

Ученики читают стихотворение Ш. Бабича “Салават”.

Кто он, грозный Салават?
Чем он славен и богат?
Он – родной земли булат,
Он отвагою богат!

Ни во сне, ни наяву
Равных нет такому льву,
В небесах и на земле
Равных нет его стреле.

Наш Урал – его отец.
Он – стремленье всех сердец,
На земле – он свет земной,
В небе светится луной.

Он – отечества глаза,
Он – захватчиков гроза,
Саблей гору он свернёт,
Криком озеро спугнёт.

Салават, как наш Урал,
Никогда не умирал.
Кровь его – зовёт живым,
Мы её не оскверним!

Ученик. Салават Юлаев соединил в себе талант поэта, дар полководца, бесстрашие воина. Эти качества отражают духовный облик башкир.

Ведущий. Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как “праздник плуга”.)

Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых.

Для празднества выбирается широкий майдан. Здесь происходят главные соревнования: лазание по шесту, борьба, скачки, перетягивание каната и многое другое.

Целый день продолжаются игры и пляски, не смолкает веселая песня.

А теперь, ребята, поиграем все вместе!

Игра “Улетели – улетели!”

Ведущий называет летающие и нелетающие предметы (при этом поднимает руку вверх):

Дети должны поднимать руку тогда, когда назвали летающий предмет. Кто ошибается, выходит из игры.

Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
Разбежимся на лужок.
— Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют песню.
Пр. Ля-ля-ля-ля…— Перестраиваются в большой круг.

По окончании пения бегут к стульям и строят юрту.

Ученик. Прекрасны башкирские песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи башкирского народа. Вы сейчас услышите мелодии курая – этого чудесного национального духовного инструмента.

Изготовляют его из сухого полого тростника – курая. (Звучит грамзапись)

Ученик читает стихотворение А. Игебаева “Курай”.

Когда я слушаю курай,
То радость льется через край,
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу,
И только дуну в свежий срез,
Как зашумит Уральский лес,
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою.

Ученик. Мы сегодня говорим:

Башкортостан – республика большой нефти и нефтехимии.

Башкортостан – республика машиностроения.

Башкортостан – республика хлебных полей.

Башкортостан – республика душистого меда, целебного кумыса.

Башкортостан – страна певцов, страна поэтов.

Ведущий. Сегодня мы проводим конкурс чтецов. Участники будут читать стихи башкирских поэтов о своей Родине. Конкурс завершается стихотворением Р.Бикбая “Заветное слово”.

Я сызмала знаю заветное слово –
Оно согревало в пути;
Оно мне не раз и не два помогало
На горы крутые взойти.

Я сызмала знаю заветное слово,
Живыми лучами слепя,
Все думы народа, все песни народа
То слово вобрало в себя.

Слова остальные заимствуют щедро
Его удивительный свет.
Богат мой язык, но второго в нем слова
Подобного этому нет.

Его унижали, секли, распинали,
Но, к битве напутствуя стан,
Звенело на Флангах,
Гремело над цепью
Заветное – Башкортостан!

Дети исполняют песню “Родина” Муз. Ф. Гершовой Сл. Х. Мухамедьярова

Ученик. В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители многих республик, областей и краев нашей страны. Башкирские танцоры побывали в нескольких десятках стран всех пяти континентов.

Танцевальная группа исполняет башкирский танец “Семь девушек”

Ведущий. Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!

Источник

Рами Гарипов «Родной язык»

Поэты башкортостана о родном языке

Рахмаева Динара исследует творчество Рами Гарипова, его стихотворение «Родной язык», предлагает провести комплекс мероприятий, посвященных творчеству Народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. Она посвятила творческую работу 80-летию Рами Гарипова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Салават

Рами Гарипов. «Родной язык»…

г.Салават, МБОУ «ВСОШ № 1» г.Салават, 12 а класс

Научный руководитель Субхангулова Лариса Ганеевна,

учитель башкирского языка МБОУ «ВСОШ №1» г. Салават

Глава II. Практическая часть…………………………………………………..5

Актуальность темы – в своей работе я хотела бы показать значение творчества поэта Рами Гарипова в мировой литературе.

Объект исследования –творчество Рами Гарипова.

Предмет исследования – стихотворение “Родной язык” Рами Гарипова.

Цель – определить значение творчества Р.Гарипова в мировой литературе.

Гипотеза: изучение творчества поэта Рами Гарипова позволит определить значение его творчества в мировой литературе.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в исследовании были определены следующие задачи :

Практическая значимость работы – данная работа может быть интересна преподавателям в курсе башкирского языка и литературы, истории и культуры Башкортостана в учебных заведениях, школах; обучащимся и широкому кругу читателей.

Работа состоит из введения, первой главы, практической части и заключения. В приложении мы предлагаем план мероприятий “ Родного языка поэтику я славлю… ”.

Глава І. Основная часть

Рами Гарипов до мельчайших подробностей изучил башкирскую культуру слова, хорошо был знаком с мировой литературой, он был поэтом широких взглядов.

Безусловно, поэзия — занятие творческое. Однако, чтобы быть хорошим поэтом, недостаточно иметь только талант. Поэт сочетает в себе множество различных черт. Пожалуй, важнейшими качествами поэта будут являться трудолюбие и терпение. Слава приходит не сразу, а совершенствовать свое поэтическое мастерство необходимо постоянно. Чтобы не отчаяться и не впасть в уныние, поэту также необходима неуклонная вера в себя, свой талант.

Поэт должен быть патриотом своей Родины. Он должен хорошо знать и понимать историю своего Отечества. Поэты, посвящающие свои стихи Родине, отражают в них те радости и горести, которые выпали на долю народа. Они способны чувствовать и сопереживать боли, страданиям и бедам. И в тоже время они радуются каждому дню. Поэты, живущие со своим народом одной жизнью, остаются в его памяти надолго.

Поэт должен уметь видеть и чувствовать красоту каждого мгновения жизни. Источником вдохновения может служить все что угодно. Главное внимательно относиться ко всему, что окружает поэта. Иначе говоря, жить с широко открытыми глазами и сердцем.

Поэзия Рами Гарипова – многоцветное поэтическое творчество, подобное музыке. Вся мелодичность и краски его творчества – от природы, они естественны и разнообразны. В его поэзии слышится мелодия курая, песня соловья, мелодии его любимых композиторов: Моцарта, Шопена. Пагагини, Чайковского, Исмагилова, сама становится похожей на поэтическую симфонию. Вырывающиеся из глубины сердца поэта стихотворения Рами Гарипова – такие же чистые, как родники, прорывающие сквозь землю.

В первые весенние вечера, под подтаявшим снегом, любил он искать цветы. Нашедши небольшие розоватые цветы, поэт радовался так, как будто нашел клад. Всю свою жизнь Рами Гарипов торопил свои весны, раскапывая снег руками, торопился подарить людям цветы, искал в сердцах людских цветы. Возможно, его самым большим сокровищем были те цветы, что прорывались сквозь снег, и свет, излучаемый сердцами людей.

Рами Гарипов очень любил путешествовать. Он прошел много деревень разных районов Башкортостана, собирая устное народное творчество у сэсэнов и сказительниц. Рами Гарипов стремился җглубже понять Родину, родной народ.[1, с.317]

Стихотворение «Родной язык» было написано в 1957 году, во времена советского «застоя». Это стихотворение – одно из самых любимых произведений читателей, почитателей таланта Рами Гарипова. Это стихотворение выражает любовь и уважение к родному языку, к Родине, Башкортостану, к башкирам как к народу. У читателей стихотворения благодаря стихотворению воспитываются патриотические чувства. Сначала автор передает личные чувства и переживания, сравнивая себя с «пчелой в саду цветущем», а к концу стихотворения олицетворяет себя с башкирским народом.

При чтении стихотворения «Родной язык» слышится мотив башкирской народной песни, ассоциация со словами «сэсэн», «матери напевы». Особенно затрагивают душу слова поэта о том, что «без языка нет у меня Родины»(досл. перевод Унан башҡа минең илем юҡ). Эти слова раскрывают Рами Гарипова как истинного патриота Башкортостана, человека, беззаветно преданного Родине. И, наверное, в душе каждого башкира, человека, который может назвать себя «башҡортмон», эти слова найдут отклик. Это произведение очень эмоционально, второй, третий, четвертый абзацы стихотворения оканчиваются восклицательными знаками. В оригинале стихотворения на башкирском языке «Туған тел» вторая строка рифмуется с четвертой строкой. В переводе А.Решетова первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой.

Глава II. Практическая часть

Мною был проведен опрос среди учеников вечерней школы и преподавателей, владеющих родным башкирским (татарским) языком. Я попросила их продекламировать строки из стихотворения «Родной язык». Я показала результаты моего исследования в форме диаграммы.

О родной язык, о красивый язык,

Отца и матери язык»

Я, как пчела в саду цветущем, в поле,
Как жемчуга искатель в глубине,
Тружусь, веду свой поиск, и все боле
Родной язык волнует душу мне.

Сэсэна сказ и матери напевы
Для жизни он вобрал, а не для лжи.
В нем колосятся праотцов посевы,
В нем жив мой предок, правнук будет жив.

К народам-братьям с ним прийти я вправе,
Чтоб он звучал средь языков других.
Кто низким вздумал бы язык наш ставить,
Сам не высок тот в помыслах своих.

Чьим сыном без него назваться мне бы,
Чтоб общий подвиг с братьями вершить?
Есть у меня с ним и земля, и небо,
Я без него — безвестный, без души.

И родной язык, и красивый язык,

Из цветочного сердца народа

Собираю слова, как нектар,

В золотые поэзии соты

Их кладу, как божественный дар.

Мой язык не бедней, чем другие,

Не устану я им дорожить.

Нежен он, как цветы полевые,

Без него жить стране не дано.

В ком достоинство живо и совесть,

Тот язык не забудет родной.

Он бессмертен, богат и велик,

Добродушный, красивый и светлый

Материнский исконный язык.

Перевод Айдара Хусаинова

План мероприятий “ Родного языка поэтику я славлю… ”

Конкурс чтецов “ Родного языка поэтику я славлю… ”.

Прививать любовь и уважение к родному языку, развивать артистические и декламационные способности

Поэтический конкурс «Мои первые поэтические строки»

Развивать литературные, поэтические способности

Ученики школ, студенты ССУЗов

Литературный конкурс «Мой любимый поэт – Рами Гарипов»

Развивать литературные, поэтические способности. Расширять кругозор обучающихся, развивать умение логически, философски излагать мысли

Ученики школ, студенты ССУЗов, учителя родных языков

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Рахмаева Динара, МБОУ «ВСОШ №1» г. Салават Рами Гарипов. Родной язык

Актуальность темы – в своей работе я хотела бы показать значение творчества поэта Рами Гарипова в мировой литературе. Объект исследования –творчество Рами Гарипова. Предмет исследования – стихотворение “Родной язык” Рами Гарипова. Цель – определить значение творчества Р.Гарипова в мировой литературе. Гипотеза: изучение творчества поэта Рами Гарипова позволит определить значение его творчества в мировой литературе. В соответствии с поставленной целью и гипотезой в исследовании были определены следующие задачи: изучить и проанализироватьстихотворение “Родной язык”; на основе анализа стихотворения “Родной язык” определить зачение творчесвта Рами Гарипова в мировой литературе и провести литературные параллели; разработать комплекс мероприятий “ Родного языка поэтику я славлю… ”.

Рами Гарипов до мельчайших подробностей изучил башкирскую культуру слова, хорошо был знаком с мировой литературой, он был поэтом широких взглядов. Равиль Бикбаев

При чтении стихотворения «Родной язык» слышится мотив башкирской народной песни, ассоциация со словами « сэсэн », «матери напевы». Особенно затрагивают душу слова поэта о том, что «без языка нет у меня Родины»(досл. перевод Унан башҡа минең илем юҡ ). Эти слова раскрывают Рами Гарипова как истинного патриота Башкортостана, человека, беззаветно преданного Родине. И, наверное, в душе каждого башкира, человека, который может назвать себя « башҡортмон », эти слова найдут отклик. Это произведение очень эмоционально, второй, третий, четвертый абзацы стихотворения оканчиваются восклицательными знаками. В оригинале стихотворения на башкирском языке « Туған тел» вторая строка рифмуется с четвертой строкой. В переводе А.Решетова первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой.

Родной язык О родной язык, о красивый язык, Отца и матери язык Г. Тукай. Я, как пчела в саду цветущем, в поле, Как жемчуга искатель в глубине, Тружусь, веду свой поиск, и все боле Родной язык волнует душу мне. Сэсэна сказ и матери напевы Для жизни он вобрал, а не для лжи. В нем колосятся праотцов посевы, В нем жив мой предок, правнук будет жив. К народам-братьям с ним прийти я вправе, Чтоб он звучал средь языков других. Кто низким вздумал бы язык наш ставить, Сам не высок тот в помыслах своих. Чьим сыном без него назваться мне бы, Чтоб общий подвиг с братьями вершить? Есть у меня с ним и земля, и небо, Я без него — безвестный, без души. Перевод А.Решетова.

Источник

Жизнь и творчество Рами Гарипова. Стихотворение «Родной язык»

Предмет: история и культура Башкортостана.

Тема: Жизнь и творчество Рами Гарипова. Стихотворение «Родной язык»

Учебно-методическое обеспечение: Родной Башкортостан. Учебник для 6 класса. /Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. – Уфа: Китап, 2010. – 192 с.: ил.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: ознакомить обучающихся жизнью и творчеством башкирских народных писателей и поэтов.

Образовательные ознакомить обучающихся жизнью и творчеством Рами Гарипова, его стихотворением “Родной язык”, выявление главной идеи;

Развивающие развитие кругозора и знаний о культуре Башкортостана;

Воспитательные воспитывать любовь, уважение и вызвать интерес к творчеству поэта; воспитывать любовь и уважение к родному краю, родному языку.

Тип урока: изучение нового материала с применением ИЛО (индивидуальный лист обучающегося)

Форма урока: урок-игра «Счастливый случай»

Оборудование: портрет Рами Гарипова, компьютер, проектор, экран, аудиомагнитофон, аудиозаписи, выставка книг Р.Гарипова, статьи, рефераты, научные труды поэта.

План проведения урока:

Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Основная часть урока:

Индивидуалный лист обучающего (ИЛО) :

Напиши фамилию и имя _____________________________________________

Где и когда родился Рами Гарипов?__________________________

Как зовут родителей?__ ____________________________________

Сколько лет учился в селе Аркаул?

Где окончил среднюю школу?_____ ______________________________________________________________________________________________________________

Где получил высшее образование?__________________________

Главное направление жизнедеятельности Рами Гарипова? __ ___

Запишите названия его книг ________________________________

Ход урока: 1. Оргмомент. Проверка рабочих мест, наличия учебных принадлежностей. Приветствие. (Слайд 2)

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё во мне!

По индивидуальным листам обучения вы сами можете назвать тему нашего урока. Да, мы сегодня познакомимся жизнью и творчеством Рами Гарипова. Урок пройдет в виде игры “Счастливый случай”, поэтому мы с вами разделились на команды (2-3 команды в зависимости от количества обучающихся). По ходу урока мы будем проверять вашу готовность.

2. Основная часть урока.

Как жемчуга искатель в глубине,

Тружусь, веду свой поиск и все боле

Родной язык волнует душу мне.

Прослушивание песни «Журавль» на слова Р.Гарипова

1 гейм. Проверка знаний.(Слайды4-14)

Каждая команда отвечает на вопросы. Вопросы выбирают капитаны.

Где и когда родился Рами Гарипов?

Как зовут родителей

Сколько лет учился в селе Аркаул?

Где окончил среднюю школу?

Где получил высшее образование

команде: Поэты башкортостана о родном языке

Главное направление жизнедеятельности Рами Гарипова?

Запишите названия его книг.

Выступление ученика : Отец Рами Гарипова, Ягфар Мухаметрахимович, возглавлял в Аркауле сельсовет, затем колхоз. С началом войны он уходит на фронт вместе с коммунистами-добровольцами Салаватского района и в феврале 1943 года погибает в тяжелых боях под Сталинградом. Мать, Гюльмарьям Хизбулловна, остается одна с четырьмя детьми, старшим из которых был Рами. В военные и послевоенные годы ему приходилось пасти овец, коров, лошадей, косить сено наравне со взрослыми, проливать пот на уборке урожая, работать на лесоповале, сплавлять по бурной Юрюзани плоты. Свободные от домашних и колхозных дел часы Рами посвящал чтению. Правда, не мог засиживаться с книгами допоздна приходилось экономить керосин. Он постоянно рылся в книгах, оставшихся от отца, который был передовым и образованным человеком, и вскоре в деревне не осталось ни одной книги, которую он бы не прочитал.

Учитель : таким образом мы с вами узнали о жизни и творчестве народного поэта Башкортостан Рами Гарипова. Мир литературы и поэзии привлекал мальчика с детства. Обучаясь в семилетке в Аркауле, а затем в средней школе города Уфы, ставшая впоследствии гимназией и носящей имя свого знаменитого выпускника, Рами всегда живо интересуется миром литературы. Без его участия не обходилось ни одно литературное мероприятие в школе: будь-то встречи с писателями, литературный вечер или вечера-встречи с башкирскими писателями.

Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение (Слайды 15-21)

Когда из дальних странствий возвращаюсь,

Поездку завершив или полет,

Я светом небывалым наполняюсь,

Моя душа ликует и поет.

Земля моя, зеленая, как бархат.

Как девичья рука, твой ветерок.

Ты мне дороже всякого подарка,

Ты цель моих всех жизненных дорог.

От счастья слезы катятся рекой.

А по лугам, играя, скачут кони…

Я думаю о прожитых веках,

О предках, о батырах непокорных,

За Родину сражавшихся в боях.

Твой гордый дух восславили орлы.

Тебе не впору вражьи кандалы.

Жить без тебя душа моя не сможет,

Рассудок мой немыслим без тебя…

Твой черный хлеб всех сладостей дороже,

Ведь выращен он в солнечных степях.

Пусть много их на всех материках.

Башкортостан, души моей отрада,

Пускай в тебе покоится мой прах.

гейм. Заблудившиеся даты (Слайд 22).

Работа в тетрадях. Заполнить хронологическую таблицу:

Выступление 1 ученика (Слайд 23) : Равиль Бикбаев так сказал о своем старшем коллеге: «…Рами Гарипов – не только историческая личность, это поэт дня сегодняшнего, находящийся в первых рядах борьбы. И он же, как никто другой, – поэт будущего, к которому грядущие поколения будут обращаться за советом. Человек, оставивший после себя такое богатое творческое наследие, фактически не ушел от нас, просто у него началась вторая жизнь – бессмертие… Истинный народный поэт – неотъемлемая часть своего народа. И пока на земле есть башкирский народ, будет и Рами Гарипов…».

Выступление 2 ученика : Конец 60-х – 70-е годы. Тогда огромную силу набирала бюрократия. Существовал запрет на все, что выходило за рамки партийной идеологии в общественной жизни и особенно в искусстве. И в то время, которое окрестили периодом застоя, Рами Гарипов выступал против лжи, лицемерия и ханжества, боролся за то, чтобы эрозия равнодушия не разъедала человеческие души. Смелое гражданское слово поэта не всегда в те годы встречало понимание. Он первым из башкирских поэтов гневно осудил кровавые события 1937 года, когда в лагерях погибли сотни тысяч невинных людей. Его поэма «Поклонение», осуждающая этот трагический период в истории страны, была написана в 1964 году, а напечатана спустя 23 года, в 1987-м.

Выступление 3 ученика : Последние годы жизни Гарипова были трудными… Стихи его не публиковались, взгляды не поддерживались, а преследовались. Совсем мало прожил Рами Гарипов. В 45 лет, 19 февраля 1977 года разорвалось сердце мужественного поэта. Он похоронен на мусульманском кладбище г. Уфы, на могиле установлен памятник из мрамора.

Умер поэт. Но остались его стихи, его мысли и переживания, запечатленные в его поэтических строках… А значит, жива его душа! Поэт жив, пока его помнят, читают, любят!

Выступление 4 ученика (Слайд 24) :

Заветных слов, высоких и прекрасных,

Когда широкий выплеснется праздник,

На улицах ликуя и звеня?

И доживу ли до такого мига?

Не рухнет ли тулпар мой на скаку?

Прощусь с друзей толпою многоликой

И тех, кого не знал я на веку…

Но, если будут на родном наречье

Того, кто был пророком и предтечей

Такого, мной приближенного, дня. – писал сам поэт.

Выступление 5 ученика (Слайд 25) : Сегодня в деревне Аркаул – Родине Рами Гарипова – открыт дом-музей, установлен бюст поэта, одна из улиц названа в честь выдающегося земляка. Улица имени Рами Гарипова появилась и на карте Уфы – в поселке Нагаево Октябрьского района. Создан фильм о его жизни и творчестве. В 1990 году утверждена премия имени Рами Гарипова. Издаются его книги. В издательстве «Китап» вышло собрание сочинений поэта в трех томах. (Просмотр выставки книг)

3 гейм. Видеозадание (Слайд 26).

Просмотр видеоролика и обсуждение.

Ученик рассказывает стихотворение Р.Гарипова «Наследие».

гейм . Учиться, учиться и учиться (Слайд 27).

В учебнике «Родной Башкортостан» открываем 133 страницу. Знакомимся стихотворением «Родной язык».

Словарная работа (Слайд 28): пояснение слов соты, сэсэн.

Отца и матери язык.

В душе народа, словно в цветнике,

Жемчужины души, пчеле под стать,

Жемчужины живые нахожу,

Чтоб сотами душистыми им стать.

Родной язык! Других не ниже он,

Я знаю цену всем его словам:

Он и силен, и звучен, и богат,

Его не чтят лишь те, кто низок сам.

Язык народа! Правды он язык,

А без него нет и земли родной:

Бранят язык, отчизну не любя, –

Кто ей чужой, тот нищ и нем душой.

Язык сэсэна – матери язык, –

Нет без него народа моего,

А у кого народа в сердце нет,

Нельзя и человеком звать того!

Можно для сравнения предложить перевод другого автора:

Я, как пчела в саду цветущем, в поле,

Как жемчуга искатель в глубине,

Тружусь, веду свой поиск и все боле

Родной язык волнует душу мне.

Сэсэна сказ и матери напевы

Для жизни он вобрал, а не для лжи.

В нем колосятся праотцов посевы,

В нем жив мой предок, правнук будет жить.

К народам-братьям с ним прийти я вправе,

Чтоб он звучал средь языков других.

Кто низким вздумал бы язык наш ставить,

Сам не высок тот в помыслах своих.

Чьим сыном без него назваться мне бы,

Чтоб общий подвиг с братьями вершить?

Есть у меня с ним и земля и небо,

Я без него — безвестный, без души.

(Перевод Мажита Алкина.)

Почему автор для эпиграфа выбрал слова Г.Тукая:

Что вы можете рассказать о Габдулле Тукае? (выдающийся татарский поэт, основоположник татарской поэзии)

Какую главную тему поднимает поэт в произведении?

Эта тема сегодня актуальна?

Как поэт оценивает роль языка в жизни человека?

Подведение итогов: Мы сегодня познакомились жизнью и творчеством башкирского народного поэта Рами Гарипова. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Что заставило задумываться? Хотели бы стать похожим на Р.Гарипова?

Домашнее задание (Слайд 30): всем вместе собрать материалы о поэте и сделать альбом «Народный поэт Рами Гарипов».

Оценивание: капитаны команд оценивают работу каждого обучающего в своей команде (учитель может не согласиться, высказывает свою точку зрения).

При подготовке использованы материалы из сайтов

Источник

Видео

Родной язык

Родной язык

Расул Гамзатов "О родном языке".

Расул Гамзатов "О родном языке".

9. Султанов Денис (Поэт на родном языке) «Башкортостан»

9. Султанов Денис (Поэт на родном языке)  «Башкортостан»

Поздравление на родном языке народов Республики Башкортостан.

Поздравление на родном языке народов Республики Башкортостан.

День башкирского языка, поэтический челлендж. "Стихи башкирских поэтов".

День башкирского языка, поэтический челлендж. "Стихи башкирских поэтов".

Рами Гарипов - "Родной язык"

Рами Гарипов - "Родной язык"

Башкирский язык.Знакомство

Башкирский язык.Знакомство

Рами Гарипов. Родной язык. Читает Айгуль Габитова

Рами Гарипов. Родной язык. Читает Айгуль Габитова

На родном языке

На родном языке

Рами Гарипов Альфия16

Рами Гарипов Альфия16
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.