Практические работы русский язык спо + видео обзор

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Сборник практических работ для специальностей СПО
методическая разработка по русскому языку на тему

Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Бурятия

«Республиканский многоуровневый колледж»

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сборник практических работ

для специальностей СПО

Сахияева Дулма-Цырен Ишидоржиевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент: Новокрещенных Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, преподаватель колледжа искусств имени П. И. Чайковского.

Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Cодержание Практические работы русский язык спо

Перечень практических занятий ……………………………………….

Тема: «Функциональные стили языка».

Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов ……………………………………………….

Тема: «Функционально-смысловые типы речи».

Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста ……

Тема: «Лексика и фразеология»

Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения ………………………………………………………………..

Тема: «Фонетика. Фонетические единицы».

Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов ………………..

Тема: «Фонетика. Орфография».

Тема: «Фонетика. Орфоэпия».

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы …………………….

Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».

Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов ………………………………………………………………..

Тема: «Морфемика, орфография».

Список использованной литературы ……………………………………

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» предназначены не только для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях СПО, для организации и проведения практических занятий по данной дисциплине, но и для студентов колледжей, техникумов для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:

• Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

• Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

• Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

• Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав и содержание практических работ направлены на реализацию Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык»

Методические рекомендации ориентируют на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики и культуры речи), основное внимание уделяется заданиям, повышающим уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие личности обучающихся реализуется в системе заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и призванных помочь осмыслить свою деятельность, ее результаты. К каждому занятию подобран дидактический материал в 2 варианта: упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Задания расположены по возрастающей степени трудности, поэтому каждый студент варьирует количество и качество упражнений по своим способностям.

Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии в тетрадях для практических работ.

Отдельный вопрос по оцениванию работ: в зависимости от их содержания я выбираю разные критерии оценивания. В основном, оценивается каждое задание по пятибалльной системе, а потом ещё и в зависимости от объёма выполненной работы выставляется одна средняя отметка. В некоторых работах, таких как № 6 («Орфоэпические нормы»), выявляется максимальное количество баллов, например: 83, т.е. за каждое правильное решение слова – 1 балл. И работы оцениваются таким образом:

Студенты уже знают эти критерии, и переводят эти проценты в баллы. И они также знают, что в зависимости от уровня группы и от сложности работы эти критерии могут меняться в большую или меньшую сторону.

Источник

Практические работы по Русскому языку и культуре речи
методическая разработка по русскому языку по теме

Практические работы русский язык спо

Представлено 12 практических работ с методическими указаниями по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов 1 курса СПО. Частично задания могут быть использованы и для учащихся старших класов школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1

Тема: «Основные типы словарей»

Цель: развивать навык работы со словарями; обогащение словарного запаса студентов.

Вопросы: 1. Что такое лексикография?

2. Назовите типы словарей?

1) толковые словари;

2) орфоэпические словари;

3) орфографические словари;

Задание 2. Проверьте по словарям значения перечисленных аббревиатур.

ГОСТ, ГКЧП, НИИ, ЕЭС, ЗАГС, КПРФ, МИД.

Задание 3. С опорой на толковый и этимологический словари установите, на каком основании объединяются подчеркнутые слова в высказываниях писателей.

Задание 4. Установите, какие из подчеркнутых слов являются однокоренными, какие исторически родственными, а какие только созвучными.

Задание 5. Используя словарь синонимов, определите, все ли приведенные слова являются синонимами. Установите различия в их значениях и сфере употребления.

Практическая работа № 1

Тема: «Основные типы словарей»

Цель: развивать навык работы со словарями; обогащение словарного запаса студентов;

проверить умения и навыки в оформлении связной письменной речи.

Вопросы: 1. Что такое лексикография?

2. Назовите типы словарей?

1. Словари синонимов русского языка.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

3 Орфоэпический словарь русского языка. – М., 2008.

5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь. – М., 2001.

Задание 1. Пользуясь предложенным планом, охарактеризуйте в небольшом сочинении словари как инструмент познания и интеллектуальный путеводитель. Озаглавьте текст.

1. Умение пользоваться словарями как определение уровня общей и речевой культуры личности.

1) этимологическому словарю;

2) словарю иностранных слов;

3) лексическим словарям.

Задание 2. Проверьте по словарям значения перечисленных аббревиатур.

МРОТ, НДС, ОВИР, ОМОН, РАН, РИА, СНГ, СПИД.

Задание 3. С опорой на толковый и этимологический словари установите, на каком основании объединяются подчеркнутые слова в высказываниях писателей.

Задание 4. Установите, какие из подчеркнутых слов являются однокоренными, какие исторически родственными, а какие только созвучными.

Задание 5. Используя словарь синонимов, определите, все ли приведенные слова являются синонимами. Установите различия в их значениях и сфере употребления.

Буханка, булка, батон Учитель, преподаватель, педагог

Супруг, муж Профессия, специальность

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2

Тема: «Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения»

Цель: знать элементы хорошей речи и способы их достижения;

уметь видеть и исправлять ошибки в речи.

1. Дайте определение «точности речи».

2. Охарактеризуйте условия точности речи.

3. Что такое лексические нормы?

4. Назовите виды лексической сочетаемости, прокомментируйте их.

6. Что такое плеоназм и тавтология?

7. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических

оборотов и устойчивых сочетаний?

8. Какие факторы приводят к нарушению стилистической сочетаемости?

10. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры слов-паронимов.

12. Назовите ошибки, связанные с употреблением синонимов.

1. Назовите коммуникативные условия чистоты речи.

2. Что такое жаргон? Назовите виды жаргона.

3. Что такое слова-паразиты?

4. В какой речевой ситуации употребление диалектизмов является стилистически не

5. Какова сфера использования в речи заимствованных слов?

6. В каких ситуациях употребление иностранных слов является немотивированным?

1. Что учитывается при стилистической характеристике слова?

2. Охарактеризуйте функционально-стилевое расслоение лексики.

3. Что такое «смешение стилей»?

4. Что такое диалектизмы?

5. Какова роль диалектизмов в художественной речи?

6. В чём состоит стилистически неоправданное употребление диалектизмов?

7. Что такое устаревшая лексика? Назовите её виды.

8. Каковы правила использования устаревших слов?

9. Дайте стилистическую оценку неологизмов. Назовите ошибки, вызванные их

Задание. Приведены фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (случаи «смешения стилей»), прокомментируйте их, исправьте предложения.

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 2. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 3. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 4. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 5. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с несогласованностью именно этих процессов. 6. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 7. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта России.

Задание. Заполните пропуски в тексте наиболее подходящим словом из предлагаемых.

1) а) народных; б) национальных; в) индивидуальных; г) этнографических;

2) а) народа; б) нации; в) национальности; г) коллектива;

3) а) предлагают; б) выдвигают; в) придумали; г) дают;

4) а) сильных; б) своих; в) детских; г) младенческих;

5) а) кажется; б) считается; в) вероятно; г) разумеется;

6) а) баллады; б) былины; в) колыбельные; г) легенды;

7) а) няни; б) отцы; в) бабушки; г) дедушки;

8) а) муравей; б) дельфин; в) бобер; г) журавль;

9) а) загадочные; б) таинственные; в) необычные; г) необыкновенные;

10) а) напряженной; б) изнурительной; в) постоянной; г) утомительной;

11) а) ситуацией; б) сказкой; в) тайной; г) загадкой;

12) а) вовсе; б) абсолютно; в) совсем; г) как раз;

13) а) характера; б) психики; в) нации; г) темперамента;

14) а) долгим; б) многолетним; в) продолжительным; г) тяжелым;

15) а) изменить; б) перестроить; в) обмануть; г) принять.

Задание. Укажите, какое слово лишнее. Исправьте предложения.

1. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 2. В тачке везли железный лом: старый примус, старый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 3. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 4. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью. 5. Вдруг Софья теряет свое сознание. 6. Всегда спокойный, неизменно корректный, он заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

Задание. Прочитайте предложения и прокомментируйте употребление в них иностранных слов. Всегда ли оно оправдано? Исправьте предложения.

1. Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому. 2. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Макс». 3. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов. 4. Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства. 5. Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2

Тема: «Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения»

Цель: знать элементы хорошей речи и способы их достижения;

уметь видеть и исправлять ошибки в речи.

1. Дайте определение «точности речи».

2. Охарактеризуйте условия точности речи.

3. Что такое лексические нормы?

4. Назовите виды лексической сочетаемости, прокомментируйте их.

6. Что такое плеоназм и тавтология?

7. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических

оборотов и устойчивых сочетаний?

8. Какие факторы приводят к нарушению стилистической сочетаемости?

10. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры слов-паронимов.

12. Назовите ошибки, связанные с употреблением синонимов.

1. Что учитывается при стилистической характеристике слова?

2. Охарактеризуйте функционально-стилевое расслоение лексики.

3. Что такое «смешение стилей»?

4. Что такое диалектизмы?

5. Какова роль диалектизмов в художественной речи?

6. В чём состоит стилистически неоправданное употребление диалектизмов?

7. Что такое устаревшая лексика? Назовите её виды.

8. Каковы правила использования устаревших слов?

9. Дайте стилистическую оценку неологизмов. Назовите ошибки, вызванные их

Задание. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы, замените их другими словами, соответствующими разговорной речи.

1) На улице холодно. Надень головной убор. 2) Вчера ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар. 3) Мы должны произвести запись этих лекций, потому что у нас нет учебника. 4) Сегодня я ходила в магазин с целью покупки магнитофона. 5) В одном доме со мной проживает известный поэт. 6) Я приобрела для сына настольную игру. 7) В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод. 8) Моя подруга получила жилплощадь.

Задание. В приведенных ниже предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением слов-паронимов, исправьте их.

1. Пророки не могли бы доказывать существование аллаха тем знаменем, что птицы держатся в воздухе, «летают под твердью неба». 2. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания. 3. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений. 4. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного представления квартир нуждающимся. 5. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочные должности. 6. Критичный анализ этого исследования был не очень критический. 7. Все, кто поедет с нами на катере, должны одеть спасительные жилеты.

Задание. Среди приведенных ниже словосочетаний найдите следующие их виды:

а) тавтологические сочетания, в которых одно из слов является лишним;

б) словосочетания, которые не являются тавтологическими, но одно из слов можно исключить во избежание избыточности; в) словосочетания, в которых нельзя исключить ни одного слова. Запишите их по соответствующим группам.

Первое боевое крещение, свой автограф, значительно улучшить, максимально использовать, скрытые резервы, современные требования, выпускаемая продукция, большие усилия, дальнейшее развитие, в данный момент времени, впервые знакомиться, отступить назад, первый дебют, новое возрождение, в марте месяце, необычный феномен, будущая перспектива, тысяча человек народу, опять возобновить, умножить во много раз, путеводная нить, проводить в последний путь, камень преткновения, железная дорога, закадычный друг, восходящая звезда, впасть в отчаяние, главная суть, бесполезно пропадать, предчувствовать заранее, ценные сокровища.

Задание. Найдите ошибочную смысловую связь слов. Отредактируйте предложения.

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 3. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Ивановой, которая находилась в стадии брожения. 4. На-чата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 5. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3

Тема: «Нахождение лексических ошибок в тексте и их исправление»

Цель: 1) проверить знания студентами лексического значения слова, особенностей употребления слова; 2) развивать умение находить и исправлять ошибки в использовании лексики и фразеологии; 3) овладеть лексическими нормами литературного языка; 4) развивать и обогащать словарный запас студентов; 5) закрепить навыки работы со словарями.

3. Что такое паронимы?

4. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологизмов?

Задание 1. Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.

2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм.

3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце.

4. Каковы причины мотивации ваших прогулов.

5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины.

6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер-программист.

8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.

Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь.

2. Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь за жизнь в деревне, где она встретила Онегина.
3. Скрытый характер моей подруги часто был причиной недоразумений между нами.

4. Он знает много о компьютерной программе и очень понятливо рассказывает.

5. Меня несколько раздражала исполнительная манера певца.

Задание 3. Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Запишите исправленный вариант.

1. Чего там есть? Хлеба-то кот поплакал.

2. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

3. Тяжелый труд шахтеров раньше времени уводит их в могилу.

4. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

5. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

6. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений директора закрыть отдел информатизации.

7. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.

8. В программировании нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова.

Практическая работа № 3

Тема: «Нахождение лексических ошибок в тексте и их исправление»

Цель: 1) проверить знания студентами лексического значения слова, особенностей употребления слова; 2) развивать умение находить и исправлять ошибки в использовании лексики и фразеологии; 3) овладеть лексическими нормами литературного языка; 4) развивать и обогащать словарный запас студентов; 5 ) закрепить навыки работы со словарями.

Задание 1. Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

1. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени.

2. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом.

3. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки.

4. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий.

5. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами.

6. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.

7. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы.

8. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.

Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Запишите исправленный вариант предложений.

1. Меня привлекли ранние романтичные произведения А. С. Пушкина.

2. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.

3. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами.

4. В результате халатности в Приморье создалось нестерпимое положение с подачей тепла в жилые районы.

5. Народ терпел двойственный гнет.

Задание 3. Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Запишите исправленный вариант.

1. В таком серьезном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова.

2. За несколько последних лет программирование Windows-приложений потерпело значительные изменения.

3. Получив с ворот поворот, нам пришлось обратиться за помощью в другую фирму.

4. Эти мысли пришли в его мозг постепенно.

5. В этих событиях важную скрипку играют военные.

6. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

7. Особое место должно быть уделено проведению юбилейных торжеств.

8. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 4

Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова»

Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.

Задание 1. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

Задание 2. Объясните значение устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения.

Вариться в собственном соку; семи пядей во лбу; рыльце в пуху; ни в одном глазу; бельмо на глазу; на верху блаженства; лежать на боку; росинка во рту; написано на роду.

Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Изд. «Высшая школа», 2003 г. Раздел «Нормы современной русской речи» стр.176, задание 2; стр.178, задание 7.

Практическая работа № 4

Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».

Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.

Задание 1. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

Задание 2. Сопоставьте словосочетания, выясните смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Изд. «Высшая школа», 2003г. Раздел «Нормы современной русской речи» стр.176, задание 2; стр.178, задание 6.

Практическая работа № 4

Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».

Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.

Задание 1. Составьте словосочетания со связью управления; зависимые слова, заключенные в скобки, употребите в необходимой падежной форме. Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правила написания пре-, при-.

Задание 2. Раскройте скобки; согласуйте зависимое слово (географическое название) с главным словом.

1. В городе (Самара), у города (Смоленск), за городом (Саратов), за селом (Бородино), в деревне (Калиновка).

2. На реке (Днепр), у реки (Лена), за (Москва)-рекой, между реками (Обь, Енисей).

3. На озере (Байкал), вблизи озера (Цейлон), у полуострова (Таймыр), за заливом (Аляска), к подножию горы (Казбек), недалеко от мыса (Челюскин), на станции (Луга).

Задание 3. Просклоняйте числительные: 575, 758.

Практическая работа № 4

Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».

Цель: закрепить навыки нормативного употребления имени числительного и имени существительного.

Задание 1. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу.

2. Наша база находилась в 841 (километр) от города.

3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр).

4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750.

5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды.

6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист).

7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве.

8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся).

9. В (1973 год) и произошло это печальное событие.

10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

Задание 2. Напишите предложения, выбирая из скобок количественное или собирательное числительное, ставя его в нужном падеже.

Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Изд. «Высшая школа», 2003г. Раздел «Нормы современной русской речи», стр.237, задание 5.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5

Задание 1. Придумать заголовок и написать сочинение-миниатюру, используя данные опорные слова.

Разг..рается з..ря, разж..гать костер, распол..житься в палатке, соб..рать р..стения, высокие зар..сли, к..саться воды, в лодках и шлюпках, пр..грело солнце.

Задание 2. Выпишите неправильные написания слов, выделите корни.

Блестать красотой, блистеть на солнце, замереть от счастья, замирать от страха, блестящий оратор, изберательная кампания, предлагать помощь, наклонить голову, заравнять канаву, выростить цветы, первое склонение, земная ровнина, далекая зорница, растирание красок, проскачить мимо, обмокнуть вареник в сметану, вымакнуть под дождем, поклоняться солнцу, отраслевое производство, вскачить на ходу.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.

Ш..пот ночи, тяж..лая сумка, ч..порный человек, покрыться румянц..м, ж..сткие условия, старый ч..лн, лесные ш..рохи, трещ..тка сторожа, ож..г лица, реш..тка сада, трудолюбивые пч..лы, укрыться плащ. м, мраморный ц..коль, городские трущ..бы, ж..лтые листья, боч..нок с водой, спорить горяч. ш..в разошелся, идти вдоль ш..ссе, подж..г сарая, вощ..ная бумага.

Пр..бывать к месту работы, пр..городный поезд, пр..открывать дверь, пр..кращение споров, пр..сесть на скамью, пр..ходящая медсестра, пр..лагать усилия, пр..клоняться перед красотой, пр..морский бульвар, пр..ступить закон.

Задание 5. Выпишите неправильные написания слов.

Поверенный в делах, разобщеные действия, бедственное положение, безвременая утрата, берестянные грамоты, глаженый костюм, гостинный двор, дарственная надпись, дерганный человек, достигнутая договоренность, свинное мясо, злоумышленный поступок, вязанное платье, ношеный пиджак, признаный художник.

Практическая работа № 5

Задание 1. Придумать заголовок и написать сочинение-миниатюру, используя данные опорные слова.

Разг..рается з..ря, разж..гать костер, распол..житься в палатке, соб..рать р..стения, высокие зар..сли, к..саться воды, в лодках и шлюпках, пр..грело солнце.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, выделите корни.

Соб..рательный, бл..стательный, проб..раться, расст..лить, к..саться, предл..жить, з..рница, пог..релец, пл..вец, прик..снуться, предл..жить, заг..реть, распол..гать, покл..ниться, зам..рать.

Задание 3. Выпишите неправильные написания слов.

Забавная девченка, галченок выпал из гнезда, толченое стекло, тесная лавчонка, жалкая душонка, удрученный вид, гашеная известь, вкусная сгущенка, перченая тушонка, короткая рубашенка, камышовые заросли, короткие шорты, ровная чорточка, машина с кирпичом, подавился лапшой, спорить горячо, ровный шов, сильный ожог руки, желтый крыжовник, сел за решотку, сильно ожог руку.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

Пр..коснуться к тайне, столовый пр..бор, пр..стижная профессия, пр..знаться в чувствах, пр..даное невесты, пр..зрительный взгляд, пр..вить хорошие манеры, пр..вратиться в посмешище, выглядеть пр..зентабельно, пр..бывать в тревоге.

Задание 5. Выпишите неправильные написания слов.

Туманная мгла, ветренная подруга, паханное поле, длинные тени, серебрянные часы, незаслуженая обида, таинственные приключения, сеянные травы, каменные ворота, холстиная рубаха, взволнованное лицо, нечаянная встреча, данный текст, ограниченный человек, стреляный воробей.

Практическая работа № 5

Задание 1. Придумать заголовок и написать сочинение-миниатюру, используя данные опорные слова.

Разг..рается з..ря, разж..гать костер, распол..житься в палатке, соб..рать р..стения, высокие зар..сли, к..саться воды, в лодках и шлюпках, пр..грело солнце.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, выделите корни.

Бл..стящий, расст..латься, неук..снительно, отл..жить, оз..рять, сотв..рение, откл..нение, прик..саться, к..сательная, предл..гать, зам..реть от восторга, отп..рать, выр..стить, соб..рать, пл..вец.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.

Камыш..вая заросль, новая расч..ска, смешной галч..нок, разбитый паралич..м, суш..ные фрукты, кипяч..ное молоко, увитый плющ..м, парч..вое платье, толч..ные орехи, горящей свеч..й, с большим багаж..м, платяная щ..тка, раствор щ..лочи, спелый крыж..вник, новые ш..рты, рекордный прыж..к, ненасытный обж..ра, ож..г лица, шум трещ..тки, детская руч..нка, ж..сткий диван.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

Пр..ступить к занятиям, пр..близиться к заветной цели, пр..езд в город, пр..дать оттенок, пр..творить мечты в реальность, пр..глушенные голоса, пp..забавный случай, пр..школьный участок, пр..ломление солнечных лучей, пр..бывать в неведении.

Задание 5. Выпишите неправильные написания слов.

Искренний порыв, несмышленный малыш, неразделенное чувство, пустыный пейзаж, попранные авторитеты, хоженые тропы, надуманый сюжет, куринный инкубатор, тушеное мясо, жаренный картофель, неожиданное известие, отчаянное решение, масляные краски, исхоженные тропы, соболинный мех.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 6

Цель: проверка качества усвоения знаний и степени овладения навыками грамотного письма.

2. Назовите ошибки, связанные с согласованием и управлением.

Задание 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

а) Определяя значение непонятных слов,

1) мной овладели сомнения. 2) обращайтесь к словарю.

3) учитывается контекст. 4) некоторые из них оказались многозначными.

б) Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер. 2) наберите номер абонента.

3) набирается номер абонента. 4) значит, линия свободна.

в) Возвращаясь с работы,

1) мной овладела тревога. 2) испортилась погода.

3) это займёт меньше часа. 4) я зашёл к приятелю.

г) Прогуливаясь по вечернему городу,

1) мы получили настоящее удовольствие. 2) проспект произвёл неизгладимое впечатление.

3) у нас завязался разговор. 4) подростками часто нарушаются правила поведения.

Задание 2. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

Задание 3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложе-ния нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Впервые я увидел памятник Н.В.Гоголю в окружении экскурсантов, которые с весёлым гомоном разглядывали фигурки на барельефе.

2) Среди работ Троице-Сергиевского цикла К.Ф. Юона подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день», которая проникнута каким-то особым ликованием.

3) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.

4) Голос отца был строг и не имел уже того выражения доброты, которое трогало меня до слёз.

5) В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось на площади у Дворца культуры.

6) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

7) Так как мы не смогли отменить ту вашу встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

8) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

Задание 4. Найдите синтаксические ошибки, объясните причины их возникновения, исправьте предложения.

1.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» появился в такое время, когда Россия взволнована: начинается эпоха революционного народничества. 2. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 3. Анна Сергеевна считала, что если ты взял мою судьбу, то должен отдать свою. 4. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 5. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза. 6. Евгений должен был более внимательно относиться к своему отцу и матери. 7. На другой день они отправились в город на приглашение знатного родственника. 8. Зубной врач находится по больничному листу. 9. Бронзовую медаль Сергея Столярова мы приравниваем как золотую.

Задание 5. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Тишина была первозданная и вспомнилось майору его детство. 2. Дорога изрытая глубокими колеями шла темным хвойным лесом петляя между могучими деревьями. 3. Мое сердце то замирало то стучало. 4. Как можно прервала она речь с негодованием. 5. Я смотрел на освещенный луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух ночи. 6. Вот луна она не тускла не задумчива не туманна как у нас а чиста и прозрачна как хрусталь. 7. Он пел и от звуков его голоса веяло чем-то родным. 8. Лизонька в большом пуховом платке покрывавшем ее белые плечи неподвижно сидела опустив голову на грудь. 9. Словарь отражает то что происходит в мире и литератору это надо знать. 10. Выбирать книги для чтения не только наука но и искусство. 11. Павел сказал Нам это не нужно. 12. Чаще думай о других и даже если тебе сейчас нелегко ты не забывай о том что кому-то может потребоваться твое участие. 12. Все топор ветки стволы деревьев было покрыто тонким слоем льда.

1. Русский язык и культура речи. Под ред. В.Д.Черняк. – СПб: САГА; М.: ФОРУМ, 2005, с.202-212.

Практическая работа № 6

Цель: проверка качества усвоения знаний и степени овладения навыками грамотного письма.

2. Назовите ошибки, связанные с согласованием и управлением.

Задание 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

а) Анализируя состав слова,

1) у меня возник вопрос. 2) укажите его морфемы.

3) мне поставили «отлично». 4) часто не указывается основа.

б) Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость.

3) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара.

1) герои надолго остаются в нашей памяти. 2) обдумывается прочитанное.

3) постарайтесь представить её героев. 4) у меня возникло желание перечитать её.

г) Разбивая виноградники,

1) крестьяне учитывали рельеф местности.

2) большое значение имеют географические факторы.

3) учитывается состав почвы.

4) торговцами определялись потребности в винограде.

Задание 2. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристического теплоходного маршрута к «Северным островам».

2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Задание 3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы.

4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стол у спинки кровати.

5) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.

6) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.

7) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.

8) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Задание 4. Укажите, какие ошибки допущены при построении сложных предложений, объясните причины их возникновения, исправьте предложения.

Задание 5. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Стеклянная дверь на балкон была заперта чтобы из сада не несло жары. 2. Встанешь пораньше шагнешь подальше. 3. Лениво щурясь на солнышке улыбался берег реки заросший желтыми цветами одуванчика. 4. Она тихо спросила Не опоздала ли я? 5. Посмотрит рублем подарит. 6. Никогда еще Тихон не видел такой осени ни ветерка ни облака. 7. Дневные звезды никогда не видны в небе их затмевает солнце. 8. Лес рубят щепки летят. 9. Наша телега то въезжала в сугроб то проваливалась в яму. 10. Заря бывает не только утренняя но и вечерняя. 11. В траве в кустах повсюду заливались цикады. 12. Господин немолодых уже лет как будто спрашивал Куда же это я попал. 13. Яковом овладело упоение он уже не робел голос его не трепетал более он дрожал но той едва заметной дрожью страсти которая стрелой вонзается в душу слушателя.

1. Русский язык и культура речи. Под ред. В.Д.Черняк. – СПб: САГА; М.: ФОРУМ, 2005, с.202-212.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 7

Тема: «Текст как продукт речевой деятельности»

Цель: формировать и совершенствовать умения:

— характеризовать текст по его признакам;

— определять вид и средства связи предложений в тексте.

Вопросы для повторения:

1. Что такое текст? Назовите основные его характеристики.

2. Какие существуют типы связи между предложениями в тексте?

3. Каковы основные требования, предъявляемые к названию текста?

4. Назовите функционально-смысловые типы речи и их основные признаки.

1. Определите средства связей предложений и вид.

1. Федотов рисовал красную комнату; в углу комнаты – зеркало, в котором отражены стены. На красных стенах висят картины, такие, какие встречались тогда во всех гостиных, имеющих претензии на великолепие… Картины висят симметрично.

2. Неповторимый в своей мужественности Мадрид встречал новый, 1937-й год. Наступила холодная бесснежная зима. По опустевшим улицам хлестал холодный дождь. Пронизывающий ветер срывал со стен мокрые яркие плакаты, призывающие к обороне, к революционной дисциплине на фронте и в тылу.

3. Шекспир! Это имя, как пароль, открывающий сердца людей, вот уже четыре столетия произносит человечество. В этом апреле, в день его рождения, люди на всем земном шаре будут с великой благодарностью говорить о четырехсотлетнем царствовании на сценах мира этого доброго, гуманного и справедливого «короля драматических поэтов».

4. Революции прошлого… Они возникали и гибли, их продавали и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой дороге, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, политиков, песни, гимны, даже моды они меняли, манеру говорить и драматургию…

6. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачев)

2. Исправьте ошибки в расположении слов. Объясните вашу правку.

1. (В III веке до н.э. часть скифских племен образовала в Крыму рабовладельческое государство.) Неаполь Скифский был столицей этого государства. 2. (Третью группу представляют факторы, связанные с условиями жизни на космическом корабле.) Питание труд, отдых, изоляция являются этими факторами. 3. Дорого перерабатывать отходы целлюлозного производства. (Поэтому их сбрасывают в Байкал, загрязняя его.)

3. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи относятся тексты. Докажите.

Сначала как следует подумайте, нужен ли вам именно такой товар, который вы увидели на экране. Практически все рекламируемые вещи можно купить в обычных магазинах, предварительно рассмотрев их, потрогав и сэкономив на доставке. Что и дешевле, и надежнее.

Если купить вещь можно, только заказав ее по почте, не спешите оплачивать товар. Спишитесь с этой фирмой и узнайте, можно ли получить товар наложенным платежом, а также можно ли будет обменять его, если он не подойдет. Выясните юридический адрес фирмы. Если всю эту информацию вам не дадут – скорее всего, перед вами мошенники или не слишком добросовестные продавцы, с которыми лучше не иметь дело.

2. Нильс Бор (1885-1962) – выдающийся датский физик. В 1920 г. возглавил Институт теоретической физики Копенгагенского университета. Бор создал первоначальную квантовую теорию строения атома. В 1913 г. он установил соответствие между классическими и квантовыми представлениями. Бор написал ряд работ по теоретическому объяснению периодического закона Менделеева и по теории атомного ядра. В 1922 г. награжден Нобелевской премией.

3. Nippon Telegraf and Telephon Corp (NTT) представила прототип наручного телефона, разработанного компанией. Это самый маленький в мире телефон: его вес составляет всего 45 г. Он имеет очень маленькую антенну и работает на литий-ионной батарее.

Микросхемы, на которых работает телефон, особенно хорошо экономят электроэнергию.

Новая игрушка набирает номер абонента с голоса.

4. Прочитайте заголовки, под которыми подали отчет о выступлении российских теннисистов на крупном турнире разные спортивные сайты. Какой из заголовков самый информативный/наименее информативный/наиболее эмоциональный/самый стандартный? Какие другие различия в представлении спортивной новости в заголовочном предложении текста вы заметили?

Кафельников играет – Сафин отдыхает.

Кафельников побеждает, а Сафин выбывает.

Кафельников вышел в четвертьфинал турнира Pacific Life Open.

Кафельников остался один.

5. Расставьте абзацы в отрывке из статьи Е.А. Кавериной «Рекламный менеджмент». Мотивируйте вашу расстановку.

Реклама на телевидении

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 8

Тема: «Редактирование и составление текста»

Цель: 1) уметь анализировать работу с недочётами; 2) научиться совершенствовать текст;

3) обучение редактированию (пользоваться различными видами правки текста); 4) форми-рование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; 5) ов-ладение нормами русского литературного языка; 6) обогащение словарного запаса и грам-матического строя речи.

Оборудование: мультимедийный проектор

Задание 2. Сравните первоначальную и окончательную редакции сцены гибели Андрия и отметить фразы и абзацы, которые были переработаны Н. В. Гоголем. Сделайте выводы.

Редакция 1835 года

— Что, сынку?— сказал Бульба, глянувши ему в очи.

Андрий был безответен.

— Что, сынку?— повторил Тарас.— Помогли тебе твои ляхи?
Андрий не произнес ни слова, он стоял как осужденный.
— Так продать, продать веру? Проклят и тот час, в который ты родился на свет!

«—Ну, что ж теперь мы будем делать?— сказал Тарас, смотря ему прямо в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

Задание 3. Прочитайте текст, укажите в нём информативные центры и те отрезки текста, которые можно исключить при сокращении. Выполните правку-сокращение, уменьшив заметку на половину, указав и устранив речевые ошибки. (После правки варианты студентов сравниваются с вариантом на слайде).

В 1770 году в России утверждён орден Святого Георгия. Этот орден вручался только за воинские подвиги и имел девиз: «За службу и храбрость». Вряд ли его учредители могли предвидеть, какая великая судьба ожидает их детище. Орден тесно связан со всей последующей историей России: им награждались самые выдающиеся полководцы и отличившиеся в боях воины. Эта награда стала символом русской славы.

Задание 4. Познакомьтесь с текстом; определите его тему; найдите повтор. Можно ли этот повтор считать средством усиления, выделения мысли? Выделите сочетания, в которых выступает повторяющееся слово. Какие новые оттенки значения появляются у повторяющегося слова?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет от уровня моря. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное – счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов. (Д.С.Лихачев)

Задание 5. Отредактируйте текст, используя условные обозначения правки (демонстрируются на слайде).

Дежурство по школе

Я встал в этот день рано, ведь мы сегодня опять дежурим по школе. Утро было солнечное, ясное. Только кое-где на небе виднелись белые легкие облака.

Позавтракав, я быстро собрал книги и тетради; сложил все принадлежности в портфель и, весело напевая, пошел в школу. По дороге в школу я встретился с двумя моими одноклассниками. Мы немного поговорили и потом все вместе пошли в школу.

В восемь часов утра, все ребята собрались на линейку. На линейке директор и наш классный руководитель говорили, как мы дежурили вчера и что мы должны делать сегодня. После линейки все разошлись по своим назначенным постам. Но вот залился веселой песней звонок. В школе наступила тишина.

Первый урок у нас история. На уроке мы узнали много интересного о жизни древних греков. Как жаль, что урок идет только сорок пять минут! Вот он и кончился. И снова на дежурство. На третьем этаже ребята из V. В затеяли игру, в «салочки». Нам пришлось их успокаивать, но без дежурного учителя у нас ничего не получилось. Мы на ребят не сердились. Ведь мы и сами балуемся, когда не дежурим: по школе.

Второй урок у нас английский язык. Нас опрашивали чтение на оценку. Мне поставили «четыре». Но ничего, я обязательно исправлю «четыре» на «пять».

На третьем уроке мы писали диктант. Диктант был трудный, и мы наделали много ошибок.

После третьего урока большая перемена. Хочется сбегать в буфет за пирожками, но нельзя уходить с назначенного поста. Но мы придумали выход и скоро лакомились пирожками.

Потом у нас была математика, а пятый урок — география; Мы с интересом узнавали все больше о природе, о реках, водопадах, порогах. Это такой интересный предмет, и урок так быстро проходит.

После уроков я ходил по школе и проверял уборку классов, а потом был на совете командиров.

День прошел очень хорошо. Правда, нам все же пришлось рассказывать классному руководителю, как мы покупали пирожки в буфете, но это было не очень страшно.

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 9

Тема: «Письменная научная речь»

— совершенствование общеучебных коммуникативных умений и навыков, необходимых для общей и профессиональной культуры.

Вопросы для повторения:

1. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? Каковы функции научной речи?

2. Назовите основные стилевые черты научного стиля.

3. Каковы подстили научного стиля? Назовите признаки научно-популярного подстиля.

4. Что такое термин? Каковы его специфические особенности?

Литература: Русский язык и культура речи. Под ред. В.Д.Черняк. – СПб: САГА; М.: ФОРУМ, 2005, с.202-212.

1. Для каких стилей являются характерными приведенные ниже группы слов? Учтите тот факт, что одни и те же языковые средства могут быть характерными для двух-трех стилей.

Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова с переносно-образными значениями, диалектные, жаргонные, аббревиатуры, устаревшие, заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.

2. Прочитайте вопросы. Ответьте на них. Охарактеризуйте словесную форму вопросов.

1. В какой пословице говорится о дуалистическом принципе использования сельско-хозяйственных орудий на гидроповерхности?

2. В какой пословице говорится о бинарном характере высказываний индивидуума, утратившего социальную активность?

3. Какая пословица предлагает нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг?

4. В какой пословице говорится о положительном воздействии низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности?

5. В какой пословице упоминаются характерные внешние приметы как повод для узурпации наиболее благоприятного социального статуса на рынке?

6. Какая пословица указывает на разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами?

7. В какой пословице оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения сопрягается с устранением изначально деструктивной транспортной единицы?

3. Проанализируйте характер исправлений в примерах правки научного текста; объясните причины стилистических исправлений. На основе сопоставления вариантов сделайте выводы об особенностях синтаксического строя научной речи.

Когда человек управляет, то это не что иное, как настраивать других людей на труд.

1. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.

2. Ясно, что если какую-либо идею из-ложить на письме, то это означает сделать первый шаг к ее претворению в жизнь.

2. Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь.

3. Нельзя не учитывать и того обстоя-тельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколе-ний точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.

3. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.

4. Говорят, что для хорошего бизнесмена главное – уметь сосредоточиться и правиль-но планировать свое время.

4. Чтобы преуспеть в бизнесе, самое главное – умение сосредоточиться и рацио-нально пользоваться своим временем.

5. Был намечен целый ряд экспедиций.

5. Был намечен ряд экспедиций.

6. Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие.

6. Это открытие принадлежит замечатель-ному русскому зоологу XIX века.

7. Кривые, изображенные на рисунке, пока-зывают, что процесс протекает прерывисто.

7. Кривые на рисунке показывают преры-вистое протекание процесса.

8. На рисунке показана зависимость коэф-фициента от радиуса иона. В этой зависи-мости обнаруживаются некоторые законо-мерности.

8. На рисунке показана зависимость коэф-фициента от радиуса иона, в которой обна-руживаются некоторые закономерности.

4. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:

1. Какова цель общения, реализованная в данном тексте?

1) получение новых знаний об оформлении отчетов; 2) усвоение стандартов в оформлении отчетов;

3) применение основ делопроизводства на практике;

4) повышение общего культурного уровня читателя.

2. Кому адресован данный текст?

1) менеджерам; 2)молодым сотрудникам организаций;

3) помощникам руководителей; 4) широким слоям населения.

3. К какому подстилю научного стиля относится данный текст? Докажите.

1) собственно научный; 2) научно-учебный; 3) научно-технический; 4) научно-популярный.

4. К какому жанру научного стиля относится данный текст?

5. К какому типу относится заголовок данного текста:

1) заголовок общего характера; 2) заголовок, конкретизирующий теоретические вопросы;

3) заголовок, отображающий специфику авторской постановки вопроса.

6. Выделите структурно-смысловые компоненты текста.

7. Поставьте к тексту вопросы.

Про «красивый» финансовый отчет

О правилах оформления отчетов корреспондент ИА «Клерк. Ру» Александр Саполнов беседует с генеральным директором рекламного агентства Soleans Дмитрием Ватулиным.

— За последние 10 лет произошли изменения в оформлении отчетов. Но они вызваны не веяниями моды или изменениями каких-то стандартов. Банки осознали всю важность и ответственность данного документа, и теперь для выполнения этой работы внутри самих финансовых структур привлекаются специалисты с более высоким уровнем квалификации. Они, в свою очередь, предъявляют более строгие требования в выборе подрядчиков. В целом мы отмечаем тенденцию к тому, что сами задания на выполнение годового отчета стали более детальными и интересными.

Годовой отчет должен выглядеть дорого, но в меру. Держа его в руках, человек должен понимать, что перед ним – состоятельная компания. В то же время важно не перестараться, иначе у клиентов может возникнуть впечатление, что банк тратит слишком много их средств на печать дорогой полиграфии и поэтому снижает процентные выплаты. Чаще всего годовые отчеты печатаются офсетом, но более выигрышно выглядят «нестандартные» виды печати и отделки. Так, интересные результаты получаются при комбинировании разных технологий, а именно: офсетная и трафаретная печать, конгревное тиснение и тиснение металлизированной фольгой, высечка, трафаретные отделки, фигурные вырубки, матовое ламинирование и т.д. В настоящее время существует масса технологических возможностей – есть из чего выбрать. Нужно только учитывать их сочетание с дизайном.

Никаких обязательных элементов в оформлении нет, скорее можно говорить о неких сложившихся традициях и общих рекомендациях, характерных для оформления документов финансовых организаций. При оформлении годового отчета желательно использовать элементы фирменного стиля банка – логотип, фирменные шрифты и цвета. Причем все это должно вписываться в общий стиль отчета. Считается, что использование фирменной символики в годовом отчете говорит клиентам о стабильности банка. Должны существовать элементы оформления, которые сохраняются неизменными из года в год. Это создает дополнительно ощущение стабильности. Ведь очевидно, что клиенты доверяют только стабильным финансовым структурам.

Прежде чем приступить к дизайну, нужно выбрать ключевое сообщение для отчета – перспективы банка, о глобальности компании, о равнении на потребности клиентов, может быть, о спонсорстве и благотворительной деятельности и т.д. Не стоит поддаваться соблазну делать «акцент на всем». В идеале нужно одно основное сообщение. А профессиональные дизайнеры с помощью иллюстраций и графических решений уже направят внимание клиентов на те приоритеты, которые на данном этапе развития считается у банка ключевыми. Это значит, что только за счет грамотно расставленных визуальных акцентов, один и тот же по содержанию отчет может иметь совершенно разную эмоциональную направленность.

К сожалению, многие российские финансовые структуры отказываются от размещения фотографий собственных сотрудников, заменяя их более абстрактными иллюстрациями. Кто-то отказывается из соображений безопасности, кто-то считает использование фотографий неактуальным. На самом деле фотографии довольных и улыбающихся сотрудников «заездили» все, кому не лень. Но они так часто и используются как раз потому, что работают! Такие фотографии – неважно, репортажные они или постановочные – создают впечатление открытости банка. Даже одна удачная фотография в этом случае может заменить десятки слов. К тому же людям всегда интереснее рассматривать фотографии других людей, чем фотографии интерьера или абстрактных березок.

Источник

Видео

Разработка рабочей программы воспитания в образовательных организациях СПО

Разработка рабочей программы воспитания в образовательных организациях СПО

Экзамен по русскому языку| I курс СПО

Экзамен по русскому языку| I курс СПО

20.05.21. Организация и проведения ВПР СПО по русскому языку

20.05.21. Организация и проведения ВПР СПО по русскому языку

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.

Организация уроков русского языка. Как сделать уроки интересными? Школа молодого учителя.

Актуальные вызовы в системе СПО: практические инструменты повышения эффективности работы колледжа

Актуальные вызовы в системе СПО: практические инструменты повышения эффективности работы колледжа

Семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы ООО предмета «Русский язык»

Семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы ООО предмета «Русский язык»

«Всероссийские проверочные работы 2021–2022 в школе и СПО»

«Всероссийские проверочные работы 2021–2022 в школе и СПО»

Эксклюзивный контент для СПО от ИД «Директ-Медиа»

Эксклюзивный контент для СПО от ИД «Директ-Медиа»

Актуальные вопросы воспитательной работы в СПО (Беликова Е.А.)

Актуальные вопросы воспитательной работы в СПО (Беликова Е.А.)

Проверяю проверочные работы по русскому языку

Проверяю проверочные работы по русскому языку
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.