Веселые запоминалки по русскому языку
Представляем вашему вниманию веселые запоминалки по русскому языку на 15 правил орфографии, орфоэпии и грамматики.
Грамотная речь, как устная, так и письменная, сразу выдает человека образованного и начитанного. Говорить и писать без ошибок мечтает каждый! Конечно, добиться стопроцентного результата может лишь обладатель редких энциклопедических знаний. Однако сделать свою речь более чистой, не режущей слух – задача легко выполнимая: и начать стоит с того, чтобы не допускать в ней хотя бы самых распространенных ошибок.
В этой статье, подготовленной специально ко Дню русского языка, мы постарались собрать вместе несколько «популярных» трудных случаев, на которых часто спотыкаются не только дети, но и вполне серьезные взрослые – в телепередачах, кино, СМИ. А чтобы запомнить правила было под силу даже малышу, мы решили облечь их в стихотворную форму.
1. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!
В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.
4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.
5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду
Надя девочка НАДЕЛА
На себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!
7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении
8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.
9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).
10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также
Что бы мне такое прочитать,
Чтобы сразу самым умным стать!
То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,
Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!
Так же на базар пойду,
Как ходил в прошлом году,
Там куплю себе корову,
А также лошадь и козу.
11. Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.
12. Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»
«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.
Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв)
Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)
А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие:
Одна пара модных туфель
Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог
Накупил я, сколько смог!
Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно: деревяННый, стекляННый, оловяННый.
Шел по лесу медвеж о нок,
Повстречал его волч о нок:
– Там в лесу толпа девч о нок
Весь рассыпала боч о нок,
Полный ягод, вкусных, спелых.
Забирай малину смело!
14. Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.
15. Правописание непроизносимых согласных
С Днем русского языка!
Уважаемые читатели, возможно, вам известны и другие хорошие запоминалки? Вы сочинили их сами или запомнили еще с детства? Мы будем вам очень признательны, если вы поделитесь с нами своими знаниями и дополните эту статью новым интересным материалом. Присылать письма можно на электронную почту нашей редакции.
Шпаргалка по русскому: как рисовать правила и орфограммы
Детям бывает сложно понять абстрактные правила русского языка, им проще, когда правила оформлены в виде понятного рисунка или схемы. Наш блогер, учительница русского языка Земфира Аглиулина, как раз так и объясняет новый материал и рассказывает, с чего начать.
С тоской достаю учебник. Один урок мало чем отличается от другого. Сейчас придёт. Грымза старая. В холодном классе ярко-голубые парты. И зачем красить в такой насыщенный цвет? Монотонный голос учителя в любой момент готов сорваться в ледяной шепот. Боимся дышать и шевелиться. Уроки русского языка в школе я не любила.
«Совсем помешалась на учёбе», — ворчит бабушка, расплетая косу. Ночь, а я рисую. Так себе, конечно, но мне понятно. Схемы и картинки — это не развлечение. Так мой мозг понимает непонятое на уроке, пропускает информацию через себя. Сканирует. Как же я люблю сочинения! Но и тут учитель перечеркивает жирной чертой мои строки. Ну что опять не так? Хочется плакать.
К девятому классу понимаю, что русский и литература — это последнее, чем я буду заниматься. Если бы не подогреваемая дома любовь к чтению, то запустила бы в учительницу томом Толстого на выпускном.
В педагогическом колледже русский ведёт Инна Викторовна. Высокая брюнетка похожа на булгаковскую Маргариту. Она страдальчески морщит нос, глядя на наши тесты, и ставит «2» столбиком всей группе, но свой предмет любит безоглядно.
Однажды я пересказываю на уроке «Плаху» Айтматова. Обычно я волнуюсь и забываю, что хотела сказать. Пишу лучше чем говорю. Но в тот момент забыла не текст, а что передо мной сидят люди. Понесло козу в огород. Сюжету подчинилась даже Камчатка — последняя парта, живущая обычно своей насыщенной жизнью. Всё внимало. После этого момента я прониклась нежностью к русской литературе и почувствовала, что говорить хорошо могу. Большая часть группы пошла в вуз на биохим, а я на филфак. Искать лучшую версию себя.
12 устаревших слов из «Конька-горбунка», которые вам приходится искать в словаре
Так появилась тетрадь-шпаргалка родом из детства. С пятыми-шестыми классами мы в ней рисуем правила и подсказки. С восьмыми классами в этой тетради пишем изложения и сочинения к экзамену. В нашем словаре-справочнике рисунки, схемы, таблицы, стихи для запоминания орфограмм. Так мы переводим правила в удобный для осмысления формат. Тетрадка-шпаргалка в пятых-шестых классах для нас словно большая машинка для годовалого ребёнка. Скоро ребёнок оттолкнет её и пойдёт самостоятельно. А пока спряжения и лица будут не набором абстрактных терминов, а душой языка.
Сначала дети рисуют правила, которые даю я, а потом придумывают опоры сами. Идеи я беру из книги С. Бурмако «Русский язык в рисунках», книги Т. Рик «Игры на уроках русского языка», из пособий Субботина, Драбкиной или из маминых старых журналов «Русский язык в школе». Она у меня 35 лет работала в школе, тоже учителем русского языка и литературы.
Рисунок помогает нам решить ряд задач:
Рисуют правила дети и дома и выполняют связанное с ним грамматическое задание. Оно хоть и небольшое, но обязательно должно быть.
Попробуйте не только записывать правила в отдельную тетрадку, но и рисовать. Результат вас приятно удивит!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Русский язык в котах (88 картинок)
Не секрет, что сегодня именно в Интернете можно наблюдать проявление безграмотности во всем ее многообразии. Но некоторые пользователи и сами не поддаются общей тенденции, и других тянут за уши к свету, каковым является ученье.
Из их числа Анна Беловицкая, известная в Сети под ником dalwen. Анна отображает русский язык в картинках. Ее проект «Русский язык в котах» или «Грамотные коты» — это сборник картинок с котиками, иллюстрирующий различные трудности русского языка и помогающий запомнить правильные варианты благодаря ассоциативным связям.
Авторское пояснение к серии «Русский язык в котах»
1. Леность
2. Поезжайте
3. То же самое
4. Нет чулок, сапог, валенок
5. Нет мандаринов, апельсинов, носков
6. Пол + буква Л ^-^
7. Пол + гласная
8. Пол + согласная
9. Выглядеть на миллион
10. Страничка — на страничке
11. Ы
12. Дёшево и сердито
13. Класть
14. Играть — выиграть
15. Обожать
16. 10 слов, которые пишутся слитно
17. Впечатлить — запечатлеть
18. Время — времени
19. Правильный
20. Слышишь
21. Шёл, нашёл, шёлк
22. Видишь
23. Извините
24. Симпатичный
25. Только что
26. Потихоньку, понемногу
27. В следствии — Вследствие
28. Сплошь, вскачь, прочь
29. Лучше
30. Вообще — В общем
31. Следующий — Будущий
32. Компания — Кампания
33. Мой день рождения
34. Кардинальный
35. Единица
36. Чтобы — Что бы
37. Чтобы
38. Будишь — Будешь
39. Как будто
40. Мягкий знак после шипящих у глаголов во втором лице единственного числа
41. Участник
42. Чувство
43. Что ли, чуть ли, вряд ли
44. Оба — Обе
45. Пробовать
46. Девчонка
47. Одеть — Надеть
48. Не спится — Не спиться
49. Позвони мне, позвони
50. Бочок — Бачок
51. Едите — Едете
52. Ничего — нечего
53. Нравиться-нравится
54. Ложные друзья переводчика — perch
55. Ложные друзья переводчика — bucket
56. Ложные друзья переводчика — accurate
57. Ложные друзья переводчика — anecdote
58. Ложные друзья переводчика — mattres-matrass
59. Синонимы слова «говорить»
60. Буква «К»
61. Чей? — Их
62. Зачем — За чем
63. Откуда
64. Оттого — От того
65. Отчего — От чего
66. Почему — По чему
67. Благодарность
68. Вкратце
69. Замужем — За мужем. Список
70. Замужем — За мужем
72. СгиБать
73. Для тех, кому не всё равно
74. Врасплох и врассыпную
75. Вслепую
76. Жжёт
78. Иметь в виду
79. Кстати
80. Пол + слово, начинающееся с заглавной буквы
81. Несмотря — не смотря
82. Печёшь, сечёшь
83. Платежом
84. Течёт
85. Снизу доверху и сверху донизу
Проект по русскому языку на тему «Правила русского языка в картинках»
Выбранный для просмотра документ Правила русского языка в картинках..doc
МБОУ «Средняя образовательная школа» пст. Мадмас
учащиеся 5-6 класса.
Проект «Правила русского языка картинках»
Проект выполнен под руководством О.В.Дмитриевой, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст. Мадмас.
1.Название проекта: «Правила русского языка в картинках»
2.Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: русский язык.
3.Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
4.Цель проекта: составить иллюстрированное пособие для повторения правил русского языка в игровой форме.
1. Изучить правила русского языка по учебнику.
2. Создать кластеры по изученным темам.
3.Подготовить иллюстрированное пособие.
6.Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы – Дмитриева О.В.
7.Возраст участников проекта: учащиеся 5-6 классов.
В проекте планируется представить наши творческие работы, которые выполнялись нами по мере прохождения той или иной темы на уроках русского языка в 5, 6 классах. Мы собрали в альбом иллюстрированный материал по правилам русского языка, который часто используем сами и которым советуем пользоваться другим учащимся для изучения предмета.
Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах.
Этапы работы над проектом.
Рекомендации для учащихся.
˃Изучите правила русского языка.
˃Разбейтесь на группы.
˃Распределите обязанности в группах.
˃Подготовьте план работы над проектом. (Используйте лист планирования).
˃Работайте в группах по плану.
˃Совместно решайте возникающие проблемы.
˃При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей.
˃К назначенному сроку, отберите и объедините подготовленный материал.
˃К намеченному сроку подготовьте выпуск учебного пособия.
˃Подготовьте выступающих, которые расскажут о работе каждой группы.
˃Проведите презентацию. Ответьте на вопросы слушателей.
4.Осмысление и оценка проекта.
˃Обсудите, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
˃Подумайте, почему получилось не всё, что было задумано? Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?
˃Оцените результат работы.
Тема проекта: «Правила русского языка в картинках».
Многие учащиеся плохо запоминают теоретический материал учебника. Необходимо помочь учащимся с помощью иллюстраций усвоить правила русского языка. Ведь знания, усвоенные без интереса, не дают положительных результатов.
Цель: составить иллюстрированное пособие для повторения правил русского языка в игровой форме.
1. Изучить правила русского языка по учебнику.
2. Создать кластеры по изученным темам.
3.Подготовить иллюстрированное пособие.
Что можно использовать: учебник русского языка Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., справочники по правилам русского языка, интернет ресурсы.
Координатор в группе: Минина Светлана.
Распределение обязанностей: организовать 3 группы:
техническую, творческую, информационную.
˃Техническая группа занимается набором текста на компьютере, сканированием творческих работ учащихся.
˃Творческая группа подготавливает иллюстрации и оформляет презентацию проекта.
˃Информационная группа занимается поиском и представлением необходимой информации.
˃Изучить правила русского языка по учебнику, справочникам.
˃Создать кластеры по изученным правилам.
˃Отобрать работы, которые наиболее полно отражают понимание темы.
˃Подготовить материал к конечному результату.
˃Подготовить презентацию проекта.
Срок выполнения: учебный год.
ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ.
Существительные принадлежат к одному из родов – мужскому, женскому, среднему; склоняются (изменяются по падежам).
Все существительные принимают форму единственного или множественного числа, обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы.
В русском языке 6 падежей. Все падежи, кроме именительного называются косвенными.
Форма именительного падежа является начальной формой слова.
В этом падеже существительное отвечает на вопрос « кто?», «что ?», употребляется без предлога и служит для обозначения предмета, лица, явления.
Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы « кого?», «чего?», употребляются с предлогами и без них и обозначают объект действия (заготовка дров), признак предмета (пиджак отца), лицо, производящее действие (заседание комиссии) и т.д.
Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?», употребляются с предлогами и без них и чаще всего обозначают предмет, на который направлено действие (сказать сестре).
Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы
«кого?», «что?», употребляются с предлогами и без них и обозначают объект, на который направлено действие (читать книгу), признак предмета (шарф в клетку), расстояние, время (пройти километр).
Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы
« кем?», «чем?», употребляются с предлогами и без них и обозначают орудие действия (писать ручкой), объект действия (увлекаться рисованием), производителя действия (создана художником), обстоятельства, при которых совершается действие (находиться за забором), признак предмета (бородка клином).
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы «о ком?», «о чём?» и употребляется только с предлогами (о, об, обо, в, во, на, при). Существительные в предложном падеже чаще всего обозначают предмет мысли, речи, (думать о бабушке), указывают на обстоятельства, при которых совершаются действия (жить в городе).
III склонение: существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
III.Синтаксическая роль в предложении.
Большинство несклоняемых неодушевлённых существительных относится к среднему роду: пальто, кашне, такси, кино.
Род несклоняемых одушевлённых существительных, обозначающих лицо, соотносится с полом данного лица: пани(ж.р.),леди(ж.р.),денди(м.р.).
Несклоняемые существительные, обозначающие животных, птиц, насекомых и т.д., относятся к мужскому роду: пони, колибри, шимпанзе. Но, если речь идёт об особи женского пола, данные слова употребляются как существительные женского рода: Молодая шимпанзе заботилась о своём детёныше.
Род неизменяемых географических наименований определяется по роду того нарицательного существительного, с которым соотносится данное название: Тбилиси(город)- м.р., Капри(остров)-м.р., Эри(озеро)-ср.р., Миссисипи(река)-ж.р.
Род неизменяемых аббревиатур, как правило, определяется по роду опорного слова: БГУ(Белорусский государственный университет)-м.р., АТС(автоматическая телефонная станция)-ж.р.
Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые не входят в грамматическую основу и находятся в подчинительной связи с главными членами предложения или между собой, служат для пояснения, уточнения, дополнения главных членов.
Второстепенные члены подразделяются на определения, дополнения и обстоятельства.
Видео
ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnlineСкачать
ИДЕАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗА 5 МИНУТ (КЛИКБЕЙТ) / РУССКИЙ ЯЗЫК С АСТАПОВЫМ / ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020Скачать
Все правила русского языка за 3 часа. Полный курсСкачать
Урок №1 «Знакомство»|Онлайн школа русского языка в помощь иностранным детям, изучающим русский языкСкачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Все правила русского языка — 3-й класс за 40 минутСкачать
Буквы рисунки русский язык. 1(2020)Скачать
Русский язык ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ Правила по русскому языку видеоурокСкачать