Предложение как многоаспектная единица языка + видео обзор

Предложение как многоаспектная единица. Три аспекта устройства и изучения предложения, их соотношения. Предложение и высказывание.

Есть несколько аспектов изучения предложений. 1. Коммуникативный-правда он в этом случае мы уже имеем дело не с предложением, а с высказыванием. 2.Смысловой аспект, 3. Формальный аспект.

Предложение комплексная единица, состоящая из других единиц, обладает событийностью, коммуникативностью и предикативностью.

Высказывание- предложение в определенной коммуникативной ситуации, дискурсе.

Итак, свойства высказывания в коммуникативном аспекте: 1. Любое высказывание используется для достижения к-л. цели говорящего-реализует коммуник намерение говорящего.-ТРА. 2. Всегда адаптируется к контексту лингвистическому-этнолингвистическому. Механизм приспособления высказывания к тексту-актуальное членение(было открыто в 20 веке). 3. Интонационная оформленность.

Свойства в смысловом аспекте: 1. Предложение всегда называет ситуацию-объективное содержание предложения. 2. Предложение интерпретирует ситуацию, представляет в определенном ракурсе-интерпретационный компонент: Старик ловил рыбу- с тч зр старика, Рыба ловилась стариком-с тч зр рыбы. 3. Референциальный компонент-информация о том, как компоненты предложения соотносятся с внешним миром. 4. Субъективное содержание предложения-инф-я о том, как ситуация соотносится действительностью и каково отношение говорящего к сообщаемому. 5. Формальная организация предложения- это предикативная единица(см на модели).

Формальная организация: структурные схемы предложения(односост, двусост).

Предложение как единица, использующаяся для совершения речевого действия. Понятие речевого акта. Условия успешности и классификация речевых актов. Перформативный глагол и другие средства выражения коммуникативного намерения говорящего.

Напомню, что предложение в определенной коммуникативной ситуации, дискурсе-это высказывание.

Речевой акт-целенаправленное речевое действие, которое совершает говорящий, когда произносит высказывание.

Теория речевых актов- ТРА-60е г. 20 в., основатель-Джон Остин, прочел курс лекций: «How to do things with words» и его деи развивали Серль и Стросон. В 80е г. мы начали использовать понятие «речевой акт» вслед за Арутюновой и Падучевой. Бахтин статья «Теория речевых жанров» в книге «Эстетика словесного корпуса».

В речевом акте 3 части: локутивный акт-говорение(произношение высказывания), иллокутивный-выражение коммуникативного намерения говорящего и перлокутивный: воздействие на адресата, его мысли и чувства.

Условия успешности речевого акта.

Вопрос(Что делать?): а. говорящий не знает ответа, б.говорящий хочет знать ответ, в.говорящий считает, что адресат знает ответ, г.говорящий считает, что адресат сам не сообщит ответ, ели его не побудить, д. иллокутивная цель: говорящий хочет, тобы адресат сообщил нужную инфу. Все эти условия-семантические содержания высказывания.

Сообщение(Завтра дождя не будет):а. говорящий считает, что уверен или знает данную инфу, б.говорящий считает, что адресат этого не знает, в. Говорящий хочет, чтоб адресат это знал.

Виды речевых актов.

Классификаци много, мы рассматриваем Серля(строит классификацию на 12 признаках, главное-иллокутивная цель):

Репрезентативные речевые акты. Цель: передать инфу: сообщение, гипотеза, намек, констатация, ответ на вопрос и тд.

Директивы. Цель: побудить адресата совершить действие: вопрос, побуждение,приказ, требование, просьба, совет.

Комессивы. Цель:возложить на говорящего обязательство что-либо сделать: угроза, обещание, клятва.

Экспрессивы. Цель: выразить эмоциональное состояние говорящего, его отношение к к-л. к ч-л.: речевые ритуалы: поздравления, пожелания, приветствие. Это диктуется правилами этикета.

Декларативы. Цель: сделать так, чтобы было место какому-то положению вещей: объявления мира, войны, окончания заседания.

Показатели речевого акта.

1.перформативные глаголы-глаголы, указывающие на иллокутивную функцию высказывания. Действие=слову: обещаю, умоляю, благодарю, поздравляю, уверять, клясться, напоминать, требовать, предупреждать.

Вообще по Остину все предложения делятся на констативные(просто констатируют факт действительности) и перформативные(где предложение=действие, названное словом, входящим в состав перформ.предложения).

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 511 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Предложение – высказывание – текст
Надежда Игоревна Соколова, 2019

Предложение как многоаспектная единица языка

Синтаксис как раздел лингвистики изучается многими учеными. Исследуемые в его рамках вопросы разнообразны. В данной работе я хотела бы рассказать о полипредикативном сложном предложении как о многоаспектной единице синтаксиса.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предложение – высказывание – текст предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Полипредикативное сложное предложение (ПСП) — многоаспектная единица синтаксиса

Как известно, предложение является самой сложной и многогранной синтаксической единицей языка, которая относится к высшему его уровню и характеризуется многоаспектностью.

«Многоаспектность предложения — это его многогранность, наличие объективно присущих ему взаимосвязанных аспектов — сторон, взаимопроникающих и взаимодействующих». Это существенное свойство предложения обусловливает определенный подход к его изучению и способствует выделению того главного, с позиции которого изучается предложение. Вследствие многогранности объекта исследования в синтаксисе выделились аспекты его изучения: логико-грамматический, структурный, семантический, коммуникативный, стилистический, психолингвистический, социолингвистический, функциональный, композиционный и др. Но ни один из них не может быть единственным и универсальным, так как предложение необходимо изучать разносторонне, комплексно. Строгому разграничению аспектов исследования препятствует и сам объект анализа — предложение, сочетание свойств которого — не механическое сцепление аспектов, а органический сплав, в котором трудно четко отграничить одно свойство от другого. В процессе изучения и описания предложений очевидны дифференциация и интеграция аспектов. При комплексном исследовании предложений превалирует интеграция, что характерно и для полипредикативных сложных предложений.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предложение – высказывание – текст предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Предложение как многоаспектная единица языка

Русский язык. Искусство грамотно говорить и писать

Виктория Михайловна Алексеева, 2015

Предложение как многоаспектная единица языка

Скрепа-фраза в языке

О. И. Филимонов, 2013

Предложение как многоаспектная единица языка

Заимствованные слова из английского языка и их лексическое значение

Предложение как многоаспектная единица языка

Живое и мертвое слово Норы Галь. Конспект для копирайтеров

Константин Штольц, 2019

Предложение как многоаспектная единица языка

Профессионaльно ориентировaнный русский язык

Предложение как многоаспектная единица языка

Инквизиция русского языка. Код восстания людей

Эдуард Анатольевич Романов, 2019

Предложение как многоаспектная единица языка

Манифест поэтического импрессионизма

Тахир Гарикнин, 2019

Предложение как многоаспектная единица языка

Заметки о русской поэзии

Петр Адамович Гапоненко, 2019

Предложение как многоаспектная единица языка

СЛОВОГРАФИЯ. СЛОВОГРАФИЯ – СЛОЭНА (НАУКА) СЛОВОЗНАНИЙ

Валерий Игоревич Мельников

Предложение как многоаспектная единица языка

Третья книжная революция

Сергей Гончаров, 2018

Предложение как многоаспектная единица языка

Словообразование в английском языке. Правила и упражнения

Татьяна Олива Моралес

Предложение как многоаспектная единица языка

Владимир Вольфович Жириновский, 2014

Предложение как многоаспектная единица языка

Виктор Дмитриевич Панько, 2017

Предложение как многоаспектная единица языка

Когда ошибка становится образом

Татьяна Ноздрина, 2018

Предложение как многоаспектная единица языка

В.М.Шукшин и С.А.Есенин: «идущие по одной дороге»

Источник

Предложение как многоаспектная единица языка, Русский язык, Бабайцева В.В., 1983

Предложение как многоаспектная единица языка, Русский язык, Бабайцева В.В., 1983.

В сборнике представлены статьи, в которых выявляются основные аспекты изучения синтаксиса, описываются семантический, структурный, коммуникативный аспекты предложения.
Особое внимание уделяется взаимодействию аспектов связи структуры и семантики предложения. Материалы сборника могут быть использованы в лекционных, специальных курсах и на практических занятиях по синтаксису.
Сборник адресован специалистам — филологам, аспирантам и студентам педвузов.

Предложение как многоаспектная единица языка

СЕМАНТИКА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Временный отход некоторых лингвистов от изучения семантики в период увлечения структурными методами исследования русского языка сменился пристальным вниманием к изучению «смысла». Это вызвало создание ряда направлений «семантического синтаксиса», в которых с большим количеством вариаций решается вопрос о семантике синтаксических единиц

Разнообразны не только семантические теории, но и методы и принципы исследования семантики языковых единиц вообще и предложения в частности.

Становление «семантического синтаксиса» сопровождается огромным количеством новых терминов, привлечением традиционных терминов для обозначения новых понятий и т. д. Это неизбежно, но тем не менее нельзя не отметить, что все это создает невероятную понятийно-терминологическую путаницу.

Обобщая и дополняя существующие семантические теории, назовем целостное значение конкретного простого предложения (предложения в речи — высказывания) информативным.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Бабайцева В.В. Семантика простого предложения
Черемисина Н.В. К проблеме взаимосвязи интонации и сиптаксика (Типология динамических, структур русского повествовательного предложения)
Чесноков П.В. Семантика синтаксической структуры простого предложения
Казакова А.С. Структурные и семантические свойства предложений типа «Пожар!» в современном русском языке
Аношкина Т.Е. О семантическом аспекте в изучении русских предложений со значением посессивного наличия
Ксенофонтова Л.В. Сочетание словоформ в позиции подлежащего
Штыкало И.И. Семантически неделимые словосочетания в функции второстепенных членов предложения
Рыбка Н.Д. Семантическая функция родительного падежа с предлогом «до» в синтаксисе Ф.М. Достоевского (на материале романа «Идиот»)
Основина Г.А. Характер и функции прикомпаративных конструкций союзного типа
Мишина К.И. Использование схем при изучении отдельных типов сложного предложения
Дозорец Ж.А. Вавилова М.Ю. Парадигма и грамматическая семантика сложноподчиненных предложений с присубстантивно-атрибутивными придаточными
Рефераты статей.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

9. Многоаспектность предложения. Формальная и семантическая структура предложения. Актуальное членение предложения. Роль порядка слов.

Очень долго предметом изучения была только форма, а не семантика. До 1970х гг. семантика предложения как автономный объект изучения не рассм-сь. Начал рассм-ть ее предст-ль Пражской лингв.школы Ф.Данеш. В 1957 г. вышла его статья «О трехуровневом синтаксическом членении». Он предложил выделить формальный, семантический и коммуникативный уровни членения предл-я. Ученые д.б. понять и вывести смысл предл-я как самост.объект изучения. Семантикой предл-я заинтересовались все науки о чел-ке (логика, фил-фия, социология, психология). Можно идти от значения предл-я к его форме, т.е. выделять смысловые кванты сначала. Можно взять форм.стр-ру предл-я и смотреть, какая семантика закреплена за теми или иными формами.

Концепции: 1. Грамматическая. РГ-80. Каждая структурная схема приспособлена для выражения определенного смысла: N1 Vf – для выражения событий; N1 Adj – для обозначения хар-ки, свойств и т.д.; все стр.схемы с инф-вом – для выраж-я оценки. 2. Номинативная (денотативная). Предложения рассм-ся как имя внеязыковой ситуации, номинация фрагмента объективного мира. 3.Логико-грамматическая. Смысл предл-я рассм-ся как отражение мыслит.операций чел-ка над миром. Типы предл-я выдел-ся по виду мыслит.операций. 4. Функционально-коммуникативная. Предл-е рассм-ся в процессе ф-ционирования в тексте, в коммуникации.

Формальная и семантическая структура предложения.

(По Сиротининой). Предикативная ед-ца определённым образом организована. Она может состоять из одного слова, но, как правило, состоит из слов или с/с-ний. Но её компонентами являются не слова или с/с-ния, а т.н.члены предложения (ЧП). Долгое время под ЧП подразумевались только его формально-синтаксические компоненты: главные и второстепенные члены. В последнее время всё больше внимания привлекает к себе семантическая структура предложения и в связи с этим выделяются члены, отражающие внеязыковую ситуацию события (субъект, объект, предикат и т.д.).

Формально-синтаксическоре строение предикативной ед-цы. Основу пред.ед-цы составляют конструктивно обусловленные формы слов: главные члены и детерминанты. Главные члены образуют предикативное сочетание. Если в выражении предикативности участвуют 2 члена, предик.ед-ца (ПЕ) наз-ся двусоставной (соответственно, односост.). Как подлежащее, так и сказуемое и главный член односост.предложения могут быть однословными, могут распространяться, т.е.образовывать с/с-ния, зависимые компоненты которых называют второстепенными членами предложения. В школьной традиции второстеп.членами называют и самостоятельные распространители предложения, не образующие с/с-ний с главными членами. Это детерминирующие члены, или детерминанты. (Мне нездоровится; У Алексея стало тепло на душе; Со здоровьем плохо). В отличие от детерминантов, тесно связанных с определённым типом предикативной конструкции, детерминирующих её (Мне хочется, но Я хочу – дат.п.субъекта связан с односоставной безличной конструкцией, им.п. – с двусоставной), ситуанты свободно присоединяются к любой из них (Сегодня мне хочется петь; Сегодня я хочу петь). Детерминанты обозначают участников события, его действующих лиц, ситуанты – лишь время и место события, т.е.ситуацию действия или состояния.

Событийная пропозиция состоит из неск-х компонентов. Ядром событ.пропозиции явл-ся предикат (отношения между участниками ситуации). Предикат задает места для других его участников. Напр., бывают ноль-местные предикаты – Вечереет. Многоместные: Командировать (кто? Кого? Куда? Зачем? Откуда? На какой срок?).

Участники ситуации – актанты, они вып-т определенные сем.роли. Актанты бывают субъектные и объектные. Субъектные: агенсы (Он приглашает друзей), коагенсы (Ира и Оля спели романс), контрагенсы (Он выступил против директора).

Типология событийных пропозиций (по Шмелевой):

1. пропоз-я существования. Утверждает сущ-ние объекта в реальном мире, простая по стр-ре, одноактна. Модификация- пропоз-я местополож-я. Называет конктр.область бытия этого предмета. У корейцев есть обычай.( в соц.сфере) Там стоит автобус.(физическая сф.). Есть идея! Ментальная). Есть такое чувство-тоска. (психич.).

2. пропоз-я состояния. Одноактна, есть субъект-носитель состояния и предикат. Он холост (социальная сф.). У него вдохновение (мент.). Он в тоске. (психич.). Яблоко гнилое (физич.)

Движение свойственно физической сфере. Эти смыслы исп-ся и в остальных сферах, но предикаты берутся из физической сферы. Он переходит дорогу (физич.). Он переходит от уныния к веселью. (психич.). Он продвигается по служебной лестнице (соц.). Его мысль движется в верном напр-и. (мент.).

4. пропоз-я восприятия. 1 или 2 актанта. Предикат + субъект восприятия + объект. Проект приняли с энтузиазмом (соц.). Она поняла его намеки не сразу. (мент.). Он слушает музыку (псих.). Он проглотил таблетку. (физич.)

5. пропоз-я действия. Они основали газету (соц.). Они разработали программу (мент.) Он веселится (психич.) Он сделал скворечник (физич.)

Ядром соб.проп-и явл-ся предикат.

Логические пропозиции меньше поддаются ситематизации и отличаются разнообразием средств выражения. Выделяют проп-и характеризации (предмету/факту припысывается признак: река красива); идентификации, отождествления (Лингвистика – то же, что языкознание); релятивные (можно описать отнош-я между неск-ми объектами (после тяжелой работы полезно отдохнуть).

Количественный аспект диктума. Речь может идти только об одной ситуации – тогда Диктум состоит из одной пропозиции. Если в Диктум входят номинации неск-х событий, то такие простые предл-я наз-ся полипропозитивными, их Диктум – сложный. Полипропозит-е простые предл-я возникают в процессе синт.компрессии, сжатия инф-ции. Они появл-ся в рез-те следующих семантико-синт.процессов:

Номинализация (свертывание пред.ед-цы в с/с: я не слышала живого общения гида)

Инфинитивизация (Курить – здоровью вредить)

Атрибутизация (У нее было фарфоровое лицо)

Партиципация (Еще заспанный, он радостно улыбнулся мне).

Адвербиализация (трансформация номинации до качеств.наречия: мужики виновато притихли).

Модусные к-рии предл-я, средства их выраж-я.

В семантич.стр-ре предл-я, помимо диктумной части (объективного смысла предл-я), в рамках номинативной концепции изучения смысла предл-я выдел-ся модус, то есть субъективная часть информ-и, субъективная интерпретация диктумного события, оценка его говорящим под разными углами зрения. Модус, как и Диктум, может быть сложным, если в семант.стр-ре предл-я – несколько интерпретаторов: Порой я не думаю, что вы так тупы, как вы думаете, что я думаю.

Модус изучен горяздо меньше, чем Диктум. Он не всегда выражается в предл-и с помощью специальных яз.средств. Он имеет склонность проявляться имплицитно или с помощью очень неоднородного круга яз.средств (вводные конструкции, служебные слова), т.е. модус очень сложно изучать.

Анализ модуса производится через описание модусных категорий:

Метакатегории – жанр сообщения, нарративного текста, выск-е, по мн.автора, соотв-щее стандарту. Содержат авторский комментарий. Я же тебе говорил об этом несколько раз. Модусный смысл намерений. («вы понимаете, она меня так называет»).

Актуализационные к-рии. Прикрепление того языкового положения дел к речевой ситуации. Модальность – способ прикрепления диктумного содерж-я к реальному/ирреальному миру. Темпоральность – прикрепл-е к моменту речи. Локализация – пространственная прикрепл-ть, создаваемая в процессе общения (типичные средства – наречия туда, сюда, отсюда).

Квалификативные категории. С помощью них говорящий дает оценку. Субъективная модальность, идущая от г-рящего. Квалификативная модальность передает степень осуществимости события. Хорошо, что выпал снег. Авторизация- указание на то, своя/чужая информация передается. Сегодня тепло. По радио передали, что сегодня будет тепло. Персуазивность – уверенность/неуверенность г-рящего в достоверности сообщаемого. Сомнения обязательно выражаются.

Социальные категории. Смыслы, к-рые служат для выражения отношений между говорящими и адресатами.

Актуальное членение предложения. Употребление предл-я в качестве коммуникативной единицы (высказывания) составляет его основную, но не единственную функцию. Достаточно часто предложение употребляется как часть сложного предложения, к-е в целом образует одну коммуникативную ед-цу. Кроме того, коммуникативная ф-ция не требует для своего выражения жесткой грамматической формы. Относительная самост-ть этой стороны синт.организации наглядно обнаруживается в двух явлениях.

Границы предл-я и высказывания могут не совпадать. Одна грамматич.стр-ра может быть расчленена на ряд отдельных сообщений. Это явление назыв-ся парцелляцией (Но нельзя же так. Вслух. Криком. При всех.)

Высказывание может не иметь формы предложения. Непредложенческие высказывания широко распр-ны в устной речи. Это диалогические реплики, состоящие их междометий или близких междометиям по содержанию словоформ и их сочетаний, не выполняющих номинативной ф-ции (Ух ты! Ага! Ладно! Подумаешь!). Это речевые жесты социального этикета (Привет! Добрый день! Спасибо. Пожалуйста). Это выражения вопроса (А что? Ну и что? Разве?).

АЧ – смысловое членение предл-я, исходящее из анализа заключённого в нём конкретного содержания. Предложение, рассматриваемое со стороны его коммуникативной орг-ции, принято называть высказыванием. Становясь высказ-м, предл-е квалифицируется как отдельная коммуникативная ед-ца в устной речи определенными интонационными сигналами (инт-ция закончен-ти), а в письменной речи отдел-ся знаками. В нем также орг-ся актуальное членение (смысловое значение, существенное для данного контекста или ситуации). АЧ бинарно: предл-е делится на тему и рему. Тема – исходный пункт высказ-я, она актуально менее значима, чем рема; это часть предл-я, к-рая обычно дана, известна, очевидна. Рема— содержит то, что сообщается о теме; актуально более значима; заключает в себе основное содержание сообщения и явл-ся коммуникативным центром высказ-я; обычно явл-ся носительницей «нового». Высказ-е не может быть без ремы, наличие же темы необяз-но. Тематическая часть высказ-я может не быть эксплицитно выраженной, если она известна из контекста: Пароход отвалил поздней ночью. |Долго прокашливался и гудел, дрожа всем корпусом. –то, что кашлял и гудел именно пароход, понятно из контекста. Возможны высказ-я с нулевой темой, весь состав к-рых образует одну рему. Это нерасчлененные выск-я: Пришла весна. Раздался звонок.

Средства выр-я АЧ. Порядок слов и интонация. Фразовое ударение обычно выделяет рему. Частицы помечают тему или рему. В невопросит.предл-х тему выделяет частица ЖЕ (В городе же | он постоянно казался беспокоен и настороже). В вопросит.предл-х местоименного типа ЖЕ выделяет рему (Кто же этого замечательный человек?).Также исп-ся частицы ТО, НЕ. Специальные синтаксич.конструкции. В них теми или иными средствами выделена тема. Таковы, прежде всего, предл-я, построенные по схеме: «что касается + Р.п. сущ-го + то + компоненты любой структурн.схемы с возможными распространителями: что касается отъезда, то он будет отложен.

Роль порядка слов в предложении. Порядком слов в предложении считается расположение в нем его членов. Считается, что порядок слов в русском языке свободный. Но это не так. Он относительно свободен из-за структурной связанности компонентов предложения и смысловой их значимости. Т.е. русский язык – язык с подвижным порядком слов. ПС определяется структурой и семантикой предшествующих предложений, коммуникативным заданием и т.д. Т.о., зависит от контекста. Он играет важную роль в актуальном членении. АЧ – приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации.

Для каждого предл-я есть нейтральный порядок слов, сопровождающийся постановкой фразового ударения на конце предл-я и выражающий такое АЧ, к-е в наибольшей степени соответствует грамматическому членению предл-я (формальной и смысловой организации). Нейтральный порядок слов оформляет высказ-я общего типа. На фоне этого нейтр.порядка слов сущ-т все другие словорасположения. Так, для предл-я Возле дома росли липы данный порядок явл-ся нейтральным; словорасположение Липы росли возле дома выделяет сочетание возле дома как рему, т.е. организует высказ-е частного типа; а при фразовом ударении на первом слове оформляет высказ-е или общего типа (т.е. с той же актуальной инф-цией, что и при нейтральном порядке слов), но экспрессивное, или частного типа (отвечающее на вопрос Что росло возле дома?) и тоже экспрессивное.

(По Сиротининой) Ф-ции порядка слов. В кодифицированной письменной и разговорной речи функции и нормы порядка слов различны. В кодифицированной письм.речи порядок слов может выполнять 3 функции: 1). коммуникативная – выражение АЧ предложения и шире – любой актуализации предложения, выражение степени коммуникативной значимости слова. Помогает адресату расчленить высказ-е на самое важное и известное. Говор-й может выделить одно наиболее значимое слово. 2). Грамматическая – выражение синтаксической организации предикативной конструкции (сохранение, разрушение или образование с/с-ний, выявление самостоятельных распространителей предикативной конструкции) и предложения (обособление ряда членов, парцелляция (дробление), сегментация). Нельзя говорить об абсолютно свободном порядке слов. Например, все служебные слова – несвободные. Эта функция проявляется в условиях коммуникативного равновесия, прежде всего при организации с/с-ния. Согласуемые члены располагаются перед, а управляемые – после стержневого слова. 3. стилистическая – можно стилизовать речь под к-то сферу общения, создать экспрессивное высказыв-е (обратный порядок слов), его стилевую окраску.

Прозаическая письменная речь имеет одни и те же закономерности порядка слов во всех функциональных стилях. Художественная речь отличается наличием не только нейтральных, но и экспрессивных высказываний. Принципиально отличаются поэтическая (стихотворная) и разговорная речь. в поэтической речи порядок слов не имееет ни одной из рассматриваемых функций. В размещении слов играет роль не позиция в предложении (с/с-нии), а место в строке.

В письменной речи порядок слов используется для организации синтаксических единиц (с/с-ния, ПЕ, предложения, высказывания) и текста (стилевая окраска, экспрессивные высказывания), поэтому он продумывается. В разг. речи иным является сам принцип размещения слов. Порядок слов в РР отражает процесс формирования высказывания, речемыслительный акт говорящего. Ковтунова назвала эту особенность порядка слов РР принципом ассоциативного присоединения. Но при этом можно выделить общие закономерности размещения слов в РР, отличные от закономерностей в письм.речи. Основная ф-ция порядка слов в РРвыражение степени коммуникативной значимости слова. Всё значимое выдвигается вперёд, рема может быть в любом месте высказывания, но чаще – в начале или в середине. Выдвижение вперёд всего коммуникативно значимого приводит к частной препозиции управляемых компонентов с/с-ния (т.е. их положение перед другой составляющей, синтаксически связанной с ней), что резко отличает нормы порядка слов РР: Плетёную такую корзиночку она подала, Соседки сын приехал.

В РР порядок слов не используется ни для выражения актуального членения, ни для сохранения или разрушения с/с-ний. Примеры: рамочное построение высказываний (Очень она любит мороженое), линейный разрыв с/с-ний (Василия я видел на столе тетрадь, а твоей не было). В РР вполне нормативно даже весьма необычное (и недопустимое) с т.зр.письменной речи расположение служебных слов: частиц (Ну временно только) и союзов (Она маленькая потому что).

Порядок слов в зависимости от актуального членения бывает: 1) прямым (Матезиус – объективный) – тема → рема (Отец приедет / завтра.), 2) обратным = инверсия (Матезиус – субъективный) – рема → тема (Завтра приедет / отец.) Без ремы предложения не существует. Прямой порядок слов называется нейтральным, а в результате инверсии возникает значимый порядок слов. Функция – поставить акцент. Инверсия подчеркнута интонационно – логическое ударение выделяет рему.

Т.о., порядок слов в РЯ не свободен, но достаточно гибок и различен в прозаической и поэтической, письменной и разговорной речи. Но долго утверждали, что порядок слов в РЯ свободен и имеет только стилистические функции.

Источник

Видео

Вебинар «Предложение как многоаспектная единица»

Вебинар «Предложение как многоаспектная единица»

Предложение как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

Виды предложений

Виды предложений

Урок немецкого языка #11. Повествовательные предложения в немецком языке.

Урок немецкого языка #11. Повествовательные предложения в немецком языке.

ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложений

ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложений

Сложноподчиненное предложение | Русский язык

Сложноподчиненное предложение | Русский язык

Экономика - Предложение

Экономика - Предложение

Уникальное Торговое Предложение - Что такое УТП/Как составить УТП

Уникальное Торговое Предложение - Что такое УТП/Как составить УТП

Как создать убойное УТП. Формулы и примеры уникального торгового предложения

Как создать убойное УТП. Формулы и примеры уникального торгового предложения

2.2 Предложение и величина предложения

2.2 Предложение и величина предложения
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.