Предложение как номинативная единица языка + видео обзор

Предложение как номинативная единица языка

Предложение как номинативная единица языка

В системе языка номинативное предложение является конструкцией, представляющей собой такой аспект общей ситуации, выражаемый высказыванием с общей семой бытия, существования, наличия. Недискретный элемент семантической структуры (представленный предикатом существования) в номинативном предложении выступает в единстве с его носителем: семантические элементы бытующей субстанции и бытия находят синкретичное выражение в односоставных номинативных предложениях. Бытийность в номинативных предложениях является хоть и недискретной, но эксплицитной. В таких предложениях налицо особый тип отношения содержания высказывания к действительности, находящий специальное (эксплицитное) формальное выражение в тексте [4, с. 35].

На уровне текста, где предложение-высказывание выступает как реальная единица функционирования, отношения между номинативными и полными предложениями приобретают характер автосемантии/семантии. Номинативное предложение и вне контекста может выражать конкретные смыслы собственными средствами, но полноценно оно функционирует только в связном тексте. На формирование смысла высказывания влияют, помимо содержания, обусловленного позиционной моделью предложения, ситуация общения, контекст, общий фонд знаний коммуникантов (пресуппозиция) и некоторые другие факторы. Адресат способен воспринимать из высказывания, как составной части текста, значительно больше информации, чем это следует даже из полного предложения, способного употребляться изолированно [2, с. 162].

Взаимоотношение между текстом и номинативным предложением является, на наш взгляд, интересной проблемой в связи с малой степенью изученности данного явления. Синтаксические отношения между номинативным предложением и текстом долго оставались без особого внимания, несмотря на то что к этой проблеме в разное время обращались В.Г. Гак, Г.А. Золотова, Н.Д. Арутюнова, А.С. Попов, М.В. Куровская, Е.Ю. Иванова и др.

На связь номинативного предложения с текстом указывает тот факт, что номинативное предложение само по себе без опоры на соседние предложения не выражает бытийной семантики. Предложения Снег. Тишина не могут сказать ничего определенного. Они лишь указывают на то, что есть, существует снег, тишина. Однако во взаимодействии с контекстом у них добавляется новый, ранее не обнаруживаемый смысл. Сравнить: Снег и Снег. Наконец-то началась настоящая зима! или Снег. Посмотрите, идет снег! // Тишина и Тишина. Город как будто спит.

Б.М. Гаспаров пишет: «Теория текста в том виде, в каком мы обнаруживаем ее в настоящее время, ничего не дает нам для типологии предложений. В свою очередь она не использует те классификации предложений, которые, независимо от описания текста, имеются» [1, с. 46]. Обращаясь к структуре предложения, Б.М. Гаспаров отрицает возможность связи синтаксического состава предложения с окружением этого предложения, основывая свои выводы на том, что «структура предложения не является конститутивным признаком межфразовой связи» [1, с. 49.]. Взяв во внимание номинативные предложения Зимняя ночь. Дорога, идущая вдоль леса. Тишина, Б.М. Гаспаров замечает, что «данную цепочку легко трансформировать, нарушив параллелизм, но явно не нарушив ее единства»: Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная тишина.

Мы согласны с Г.А. Золотовой, которая возражает против подобной точки зрения и подчеркивает, что лексические (а точнее, категориально-семантические) изменения в данном случае оказываются не безразличными, так как способны изменить сам текст [3, с. 113-114].

Сравним трансформацию Б.М. Гаспарова с лексическими заменами, предложенными Г.А. Золотовой: Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная женщина. Несмотря на то, что параллелизм конструкций внешне сохранен, единство цепочки нарушено. Между предложениями Вдоль леса идет охотник. Стоит полная женщина ощущается нехватка звена, которое бы указывало на восприятие, локализацию персонажем второго: Вдоль леса идет охотник и видит полную женщину.

По-другому воспринимается и структурный тип данной конструкции: описательная «цепочка» переключается в повествовательную, что диктует, в свою очередь, иные способы связи между звеньями целого. Таким образом, связь предложений внутри контекста является обязательной. Коммуникативно-смысловые модификации моделей, представленных однокомпонентными предложениями Зимняя ночь. Дорога, идущая вдоль леса. Тишина, близки к моделям Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная тишина, также являющимися однокомпонентными и констатирующими наличие предмета и состояния в описательном типе речи. Обе конструкции сближаются на основании представленного выше структурно-семантического компонентного анализа. Но эти же модели оказываются противопоставленными по формально-традиционным основаниям двукомпонентным сообщениям о предмете и его предикативном признаке в моделях Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная женщина.

В другом примере: О своем муже баба Анеша, казалось, уже забыла, даже в молитве вечерней не поминала его, оттого, что твердо не знала, мертвый он или, быть может, живой. Были ведь случаи. Плен, потом заграница, а потом вдруг весть из далекой иной жизни (Б. Екимов). Номинативное предложение служит для уточнения, обобщения того, что было сказано ранее. Читатель узнает, какие были случаи, почему баба Анеша не поминает мужа и т.д. Контекст номинативному предложению нужен для подведения читателей к мысли о том, что, действительно, такие случаи были, и бабе Анеше они известны. Таким образом, номинативное предложение является частью текста, взаимодействует с ним, компенсирует в нем свое невербализованное значение и служит для его реализации.

Роль текста в осмыслении языковых единиц велика, поскольку в речи преобладают высказывания с высокой степенью эксплицитности, вербализации. Номинативные предложения не могут существовать без своего окружения, вне речевой коммуникации, поскольку контекст, семантически выраженный формальной стороной речи, раскрывает смысл высказывания и ситуацию в целом. В зависимости от функций выделяют несколько типов вербального контекста: бытовой, метафорический контекст и контекст ситуации.

Контекст ситуации определяет условия, в которых осуществляется данный акт речи, исходя из их воздействия на содержание последнего, его детерминированности особенностями данной культурной общественности: Степь да степь. Давно не паханые поля. Башни, поросшие шиповником, тернами, бояркой. Ветер в сухих травах. Близкая река, дух ее. Высокое небо. Редкий коршун. Безлюдье на многие десятки верст (Б. Екимов). В исследовании номинативных предложений, в их сопоставлении с текстом, мы имеем дело именно с этим видом контекста, который способствует адекватному восприятию смысла речи в условиях отсутствия каких-либо значимых элементов предикации.

Для номинативных предложений, участвующих в формировании смысла текста, окружающим контекстом является не только сам вербальный текст, но и экстралингвистические условия речевой деятельности. Лингвистический контекст и коммуникативно-речевая ситуация вместе представляют единый текст, возникающий в процессе коммуникации. Компоненты текста в общем потоке воспринимаются как элементы дискурса. Восполнение предложения может происходить как в пределах микротекста, так и в большем по объему тексте (диалогическом единстве, сложном синтаксическом целом), описывающем общую ситуацию. Например: Я впервые переступила порог городской квартиры и сразу поняла разницу между деревянным рабочим бараком и «настоящей квартирой». Первый этаж двухэтажного здания. Кухня с одним окном, и в комнатах одно окно. Оба глядят на стену соседнего дома, рядом расположенного (А. Василевская). Восполнение смысла текстового единства происходит за счет его окружения. Ситуация, представленная номинативным предложением внутри данного контекста, связана с общими элементами речевого потока, которые сопутствуют акту восприятия текста в целом.

Таким образом, номинативное предложение входит в текст, взаимодействует с ним, вносит в него дополнительный смысл и само компенсируется за счет окружающего контекста. В составе текста, каким является сложное синтаксическое целое, диалогическое единство или сложное предложение, развертывается его семантика и реализуется смысло- и текстообразующая роль.

Рецензенты:

Куликова Э.Г., доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной коммуникативистики ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет РИНХ Южного федерального университета», г. Ростов-на-Дону.

Малащенко В.П., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и теории языка ГОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону.

Источник

Предложение как основная синтаксическая единица языка

Предложение: обладает смысловой и грамматической самостоятельностью, выражает относительно законченную мысль, характеризуется интонацией, имеет собственную цель высказывания и эмоциональную окраску.

Предложения классифицируются по нескольким признакам:

1) По цели высказывания:

— повествовательные (содержат сообщение);

— вопросительные (содержат вопрос);

— побудительные (содержат побуждение к действию).

2) по эмоциональной окраске:

— восклицательные (окрашены сильным чувством, имеют особую, восклицательную, интонацию);

— невосклицательные (ровные, спокойные по эмоциональной окраске).

— простые (двусоставные, односоставные)

Предложение— это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка». М., 1858. § 110).

Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» («Синтаксис русского языка». СПб, 1912. С. 50).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

Предложения считаются утвердительными или отрицательными в зависимости от указания в них на наличие или отсутствие связи между предметами и их признаками в реальной действительности.

Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксические единицы, выражается эмоциональность речи, волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

Выделяют пять направлений работы над предложением:

1. Формирование грамматич. понятия «предложение».

2. Изучение стр-ры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматич. основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспростр. предложений.).

3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Классификация упражнений с предложениями:

1. Классификация в зависимости от преобладания анализа и синтеза (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические).

2. Классификация в зависимости от самостоятельности и познават. активности (на основе образца, конструктивные, творческие).

Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу).

Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматич. теорию (или опираются лишь в частности), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматич. понятия и правила.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий; школьник составляет предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлении предложений:

1. Дается тема для сост. предложения («Составить предложение о реке» и т.д.).

2. Дается картинка – предметная или сюжетная; предложение сост. по картинке.

3. Даются 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в сост. предложении.

4. Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью (например, фразеологизм).

Творческие упражнения наиболее ценны в развитии речи учащихся.

Виды упражнений для работы над предложениями:

1. Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространирть.

2. Восстановление деформированного предложения.

Восстановление предл. начинается с основы предл., затем с помощью вопросов находятся словосочетания. например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. Ставятся во росы, выясняется наиболее удачный порядок слов.

3. Деление сплошного текста на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

4. Анализ предложения и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются: основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения.

5. Составление предложения по данной схеме или вопросам.

6. Составление рассказа с последующим анализом предложенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена.

Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

2) Методика работы с русской народной сказкой «Хаврошечка».

Уроки литературного чтения.

3) Анализ стр. 26-27 «Букваря» В.В. Репкина и др.

Поэтапно отражено формирование общих способов письма и чтения как взаимообратных действий. Страницы включают не только упражнения и тексты для чтения, но и специально подобранные слова для письма. Много времени уделяется работе со звуками и одновременно с буквами.

Источник

Предложение как номинативная единица языка

Предложение или высказывание является одним из способов:

Заметим, что знания, воплощенные в языковую форму, могут храниться практически неограниченное количество времени.

Предложение принято описывать с двух точек зрения – как единицу языка и как единицу речи.

Характеристика предложения как единицы языка

Как единица языка предложение строится по определенному синтаксическому образцу, или модели. Модель включает в себя элементы, которые образуют предложение, и отношения, которые указывают на связь между ними. По одной и той же модели могут строиться предложения, заключающие разный смысл: «Ученик пишет письмо левой рукой», «Киномеханик заводит двигатель гаечным ключом», «Ученик отвечает урок неуверенным голосом».

Эти предложения, если учитывать только их формальные связи, построены по одной модели: N1 Vfin.N4 Adj5 N5. Для обозначения таких моделей применяются следующие обозначения:

Например, спрягаемая форма глагола в 3-м лице единственного числа обозначается как Vfin3s.

В приведенной модели её компоненты указывают не только на морфологические средства – части речи, но и на характер отношений между ними. В нашем примере согласование в сочетании Adj5 N5, а управление – в сочетании Vfin.N5.

Количество предложений в языке бесконечно, а количество моделей, по которым строятся эти предложения, сравнительно невелико. Одна и та же модель может быть заполнена разным лексическим материалом.

Модель простого двусоставного предложения включает в себя подлежащее и сказуемое, модель односоставного предложения – один главный член, соответствующий или подлежащему, или сказуемому в двусоставном предложении. Такую модель называют структурной схемой (или предикативной основой) простого предложения.

Структурной схеме простого предложения присуща грамматическая категория предикативности, выражающая при помощи формальных средств значение реальности события (событие мыслится как осуществляемое в настоящем, прошедшем или будущем времени) или его ирреальности (событие мыслится как возможное, желаемое, должное, требуемое).

В тексте структурная схема предложения в зависимости от значения предикативности – реальности описываемого события или, наоборот, его ирреальности, во всех ее возможных смыслах может быть реализована в разных вариантах. Эти реализации, варианты предложения образуют определенную систему его грамматических форм – синтаксическую парадигму. При изменении парадигмы ее общее значение сохраняется.

Между морфологической и синтаксической парадигмами есть определенное сходство. Обе парадигмы образуют систему вариантов: первая – морфологических словоформ и вторая – синтаксических словоформ.

В основу синтаксической парадигмы простого предложения положены такие понятия, как синтаксический индикатив, включающий настоящее, прошедшее и будущее время, и синтаксические ирреальные наклонения, включающие сослагательное, условное, долженствовательное, желательное и повелительное наклонения.

Простое предложение может быть распространено другими словами (членами предложения), связанными синтаксически и по смыслу с компонентами структурной схемы и относящимися к одному слову или ко всему предложению в целом.

Последний способ представляет собой использование распространителей, которые относятся к предложению в целом. Такие распространители предложения называются детерминантами. В качестве детерминантов выступают обычно слова с субъектными, обстоятельственными – пространственными или временными значениями: «У моего шефа возникла блестящая идея», «В театре царило предпраздничное настроение», «В семь часов утра поезд прибыл на конечную станцию».

Свойство предложения расширять свои рамки за счет распространителей его структурной схемы, а возможность распространителей реализовать это свойство позволяет «пользователю языка» создать неограниченное число предложений для выражения самых разнообразных смыслов – начиная от так называемых второстепенных, уточняющих и кончая смыслами, играющими существенную роль в понимании содержания высказывания.

Характеристика предложения как единицы речи

Как единица речи предложение представляет собой коммуникативную единицу – высказывание, то есть такую языковую форму, которая может использоваться в качестве средства общения между членами человеческого коллектива. Предложение с точки зрения языка можно определить как своего рода сценарий, в котором предписано говорящему, какими именно словами он должен обозначить зашифрованную в нем информацию.

Функцию общения выполняет не только сочетание слов, которое соответствует определенной синтаксической модели. В качестве предложения может использоваться словоформа, словосочетание, сочетание служебного и знаменательного слова, как, например, «сказку», «пешком», «через переводчика». Вне контекста и в отрыве от речевой ситуации эти языковые единицы не являются предложениями. Статус предложения они получают в том случае, если каждая из этих форм соотнесена с действительностью, будучи ответом на соответствующий вопрос:

Из приведенных примеров видно, что в речи могут употребляться предложения, которые нельзя свести к установленным в языке моделям. Количество моделей в речи в отличие от количества моделей, представленных в языке, практически безгранично.

Источник

Предложение – синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности

Предложение как основная синтаксических единица

Предложение — синтаксическая предикативная единица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выражающая законченную мысль.

Предложение – суждение, выраженное словами. Эта ориентация ущербна, так как предложение не всегда суждение.

Предложение – синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли. (Виноградов) Предложение – грамматически интонационно-оформленная по законам данного языка единица речи, которая является главным средством выражения и сообщения мысли.

Рассматривает предложение в следующих отношениях:

• Назначение
• Грамматическая сущность
• Формальные признаки

Предложение:. Синтаксически коммуникативная единица, обладающая предикативностью и завершенностью интонации и построенная по одной из структурных схем, существующих в русском языке.

2.Предложение может определять на основе 3-х групповых признаков:

• Сематических
• Структурных
• Интонационных.

Предложение характеризуется: коммуникативностью, предикативностью, модальностью.

Коммуникативность— категория предложения, информирующая о завершенности мысли говорящего и передающего данные значения с помощью интонации.

Предикативность — ключевой конституирующий признак предложения. Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам, относящимся к компетенции синтаксиса, в том числе слову. Предикативность относит информацю к действительности и тем самым формирует единицу, предназначенную для самостоятельного сообщения.

темпоральность — синтаксическое время — передает соотнесённость высказывания моменту речи.

персональность – грамматическая категория, обозначающая синтаксическое лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим.

В иерархической системе синтаксических единиц предложение занимает центральное место. Оно рассматривается, с одной стороны, как единица, образуется из слов и словосочетаний, а с другой — как единица, вычленяющаяся из текста. Создавая предложения, слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями и выражают мнение, какое-то сообщение о предметах и явлениях действительности В предложении выражается отношение говорящего к фактам действительности с точки зрения утверждения, отрицания, неуверенности, вероятности, недостоверностисті.

Подавляющее большинство предложений имеет типичное формально-синтаксическое строение — наличие предикативной пары (подлежащего и сказуемого)

Предложение — многоаспектная единица, выделение которого базируется на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство:

Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицу языка и речи

Итак, предложение — это грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка коммуникативная единица, которая является основным средством формирования, выражения и сообщения мыслей, волевых чувств, эмоций:/ спасет того в скорби наша мечта золота, наш лозунг и цель: родной язык в родной школе; Живите!/

Предложение соотносится с логическим суждением: Моя мать — наивность, тихая печаль и доброта безгранична. В этом предложении утверждается мысль, которая является суждением, а формой выражения его есть предложения

Предложение и суждение — понятия соотносительные, но не тождественны Суждение является предикативным сочетанием субъекта, т.е. понятие о определенный предмет, и предиката, выражающего признак субъекта Субъект выражается декабря Рупо подлежащего, а предикат — группой сказуемого: Язык (субъект) есть удивительное и совершенное творение народного духа (предикат)

В суждении всегда есть два главных члена, а предложение может состоять и из одного: Озарить землю безщасную надо; Поздний вечер; Темнота. В первом предложении словесно не выражен субъект, во втором — предикат.

Суждение выражается лишь предложением, а предложение может выражать, кроме суждения, чувства, эмоции, переживания человека: Весна, Весна!

Итак, каждое суждение является предложением, но не каждое предложение является суждением (не являются суждениями вопросительные, побудительные предложения)

Наиболее существенными признаками предложения является предикативность, модальность и интонация.

Предикативность — это отношение сообщаемого к действительности Она охватывает те особенности предложения, представляют:

а) сообщаемое как реальное (в настоящем, прошлом или будущем времени): В синих скалах поэзии волей и умом я обтесую слово, как камень твердое; Пошив себе ежик из колючек прелестных полушубок. Я тебя искать, искать буду, я тебя ждать, ждать буду, я о тебе у людей спрашивать буду, все отдам за тебя без веса;

б) сообщаемое как ирреальное, т.е. возможное, желательное, необходимое: Нежную нежную, как дыхание былины, я хотел бы вам песню сплести/ С лучей звезды, из нитей паутины. В приведенных примерах не только говорится об отдельных событиях, утверждается наличие их, но и выражается отношение авторов к содержанию сообщения (его желательность или нежелательность, необходимость, вероятность)

Оценка содержания говорящим реальности / ирреальности называетсяается модальной. Средствами выражения модальности являются формы способов глаголов-сказуемых, интонация, модальные слова, частицы. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия реальные, происходящие или не происходящие.
К модальным словам относятся знаменательные слова, с помощью которых выражается оценка сообщаемого (к счастью к сожалению, видимо, наверное, бесспорно, кстати и др.) Модальные частицы (как, будто), могут предоставлять выражению характер предположения: Он думает — Наверное, он думает — Он словно думает

Существенным признаком предложения является интонация, которая выступает средством оформления предикативности и модальности. Интонация оформляет предложение как целостную коммуникативную единицу. В зависимости от коммуникативного назначения, в предложении выделяют интонацию сообщения, вопрос, побуждение и т.п.: А в звонкой прохладной синие проплывают ключи.

Интонация выполняет и роль сопроводительного способа выделения коммуникативного центра высказывания. Интонационные особенности являются важным средством различения типов предложений по цели высказывания: повествовательных и побудительных.

Предикативность и интонационная завершенность являются основными признаками предложения, отличающие его от словосочетания и слова.

Предикативность

Предикативность — синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику основной единицы синта­кси­са — предложения; ключевой конституирующий признак предложения, относящий информа­цию к действи­тель­но­сти и тем самым формирующий единицу, предназначенную для сообщения; категория, противопоставляющая предложение всем другим единицам, относя­щим­ся к компе­тен­ции синтаксиса. В ряду синтаксических конструкций, имеющих общий объект обозначения (объединённых содер­жа­тель­ным инвариантом), например «летящая птица», «полёт птицы» и «птица летит», последний способ обозначения этого объекта обладает особым функциональным качеством — предикативностью.

Выражая актуализированную отнесённость к действительности, предика­тив­ность отличает предло­же­ние и от такой единицы языка как слово: предложение «Дождь!» с особойинтонацией, в отличие от лексической единицы «дождь», характеризуется тем, что в его основе лежит отвле­чён­ный образец, обладающий потенциальной способностью относить информацию в план настоящего, прошедшего или будущего времени («Дождь!» — «Был дождь» — «Будет дождь»).

В иерархии признаков, конституирующих предложение как специфическую единицу языка, предика­тив­ность является признаком наивысшей ступени абстракции. Сама модель предложения, его отвлечённый образец (структурная схема) обладает такими грамматическими свойствами, которые позволяют представить сообщаемое в том или ином временно?м плане, а также модифи­ци­ро­вать сообщаемое в аспекте реальность?/?ирреальность. Главным средством форми­ро­ва­ния предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщаемое предстает как реально осуще­ствля­ю­ще­е­ся во времени (настоящем, прошедшем или будущем), т. е. характе­ри­зу­ет­ся временной опреде­лён­но­стью, или же мыслится в плане ирреальности — как возможное, желаемое, должное или требуемое, т. е. характеризуется временной неопределённостью. Диффе­рен­ци­а­ция этих признаков сообщаемого (времен­ная определённость?/?неопределённость) опирается на противо­по­став­ле­ние форм изъяви­тель­но­го наклонения формам ирреальных накло­не­ний (сослага­тель­но­го, условного, желательного, побуди­тель­но­го, долженствовательного).

Предикативность, как неотъемлемый грамматический признак любой модели предложения и постро­ен­ных по этой модели конкретных высказываний, соотносительна с объективной модальностью. Формируя одну из центральных единиц языка и представляя наиболее значимый — истинностный — аспект сообщаемого, предикативность (как и объективная модальность) является языковой универ­са­ли­ей.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В. В. Виноградова («Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения», 1954) и его школы («Грамматика русского языка», т. 2, 1954; «Русская грамматика», 1980; см. Виноградов­ская школа) термином «предикативность» обозначают также свойство сказуемого как синтаксического члена двусоставного предложения (предикативный значит ‘сказуемостный, характерный для сказуе­мо­го’). Понятие предикативности входит в состав синтаксических понятий «предикативная связь», «предикативные отношения», которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуе­мое, а также отношения логического субъекта и предиката; в таком употреблении предика­тив­ность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предло­же­ния как таковой, предло­же­нию вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, т. е. с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого выска­зы­ва­ния, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого. Этот аспект понятия предика­тив­но­сти соотносителен с понятием предикации, основным свойством которой принято считать отнесён­ность к действительности, и с понятиемпропозиция, отличительной чертой которой считается истинностное значение.

Предложение (в широком смысле) – это любое высказывание, являющееся сообщением о чем-либо.

Предложение (в грамматическом смысле) – это единица сообщения, обладающая значением предикативности, построенная по специальному грамматическому образцу, имеющая собственную семантическую структуру.

Предложение является самой многоаспектной и неоднозначно оцениваемой единицей синтаксиса.

Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, В.В.Виноградов: «Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Изучение предложения как языковой единицы – Л.В.Щерба. О.Есперсен (семантический подход), Н.Хомский, Д.С.Ворт (порождающая грамматика), Л.Теньер, Л.Блумфильд (синтагматическая грамматика), Д.Н.Шмелев (разноуровневая организация).

Н.Ю.Шведова: предложение как двусторонняя единица – языка и речи.

Набор конституирующих признаков предложения:

1. наличие предикативной основы;

2. способность к формальным изменениям;

3. свои правила распространения.

4. наличие связанных друг с другом языковых значений в их иерархии (главные/второстепенные члены)

5. способность к актуализации информации.

Конституирующие признаки предложения

2) Интонационная оформленность

«Значение категории предикативности заключается в отнесении содержания предложения к действительности, которое выражается в синтаксических категориях модальности, времени и лица».

Основные категории предикативности:

1) Темпоральность – отношение сообщаемого ко времени.

2) Персональность – отношение сообщаемого к определенному лицу.

3) Модальность – отношение сообщаемого к действительности и отношение автора к сообщаемому.

1) Синтаксическое настоящее время – событие реально осуществляется в момент речи: глагол в форме наст.вр.

(Стоит жара); прошедшее время в контексте настоящего – для передачи обычного действия (Утром встал, позавтракал и – в метро), будущее время в контексте настоящего, сообщение с оттенком вежливости (Предложу вам чашечку кофе. – Спасибо. Не откажусь); безглагольная конструкция (Смысл жизни – в любви, в детях, в труде).

2) Синтаксическое прошедшее время – событие предшествовало моменту речи: глагол в форме прошедшего времени (Улыбка на лице исчезла), настоящее время – для придания сообщению живости (Вчера пишу реферат и вдруг слышу шум за дверью), будущее время показывает, что действие реально не состоялось в прошлом (Почему ты не сообщишь родителям о дне свадьбы?).

3) Синтаксическое будущее время – действие осуществляется после момента речи: форма будущего времени (Я начну готовится к экзамену), настоящее время – контекст представляет будущее как очень близкое (Завтра я лечу в Москву), прошедшее время – будущее представляется как имеющее результат в настоящем (Ну, я пошел домой)

Спорная категория (РГ-80 не включает в категорию предикативности).

Формы выражения синтаксической категории лица: личные формы глагола (Пишу очерк), личное местоимение в роли подлежащего (Он очень доволен); структура предложения (3 лицо: Знание – сила; 2 лицо: Не видать тебе праздника;) интонация (Не прислоняться к дверям! – приказ собеседнику).

– функционально-семантическая категория, которая выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности/ирреальности и отношение говорящего к сообщаемому.

Предложение как номинативная единица языка

Отношение сообщаемого к действительности.

1) Реальная объективная модальность: изъявительное накл. – Сегодня идет снег.

2) Ирреальная объективная модальность: условное и повелительное накл. – Пошел бы сегодня снег!

Отношение говорящего к сообщаемому.

Снежок идет сегодня.

Видимо, пойдет снег.

Предложение как коммуникативная единица языка.

Предложение – особая синтаксическая конструкция, построенная по определенному образцу и предназначена для того, чтобы служить сообщением. От слова предложение, в том числе и однословное, отличается:

— наличием интонации (слово как единица языка интонации не имеет)

— наличием признака предикативности.

Синтаксическая категория предикативности относит информацию к действительности. Возможны она только в двусоставном предложении. В предложении предикативность выражается и конкретизируется с помощью трех категорий – модальности, темпоральности и персональности.

Категория модальности – это функционально-семантическая категория, которая выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности или ирреальности. Основным формальным средством ее реализации является категория глагольного наклонения: Ты купил книгу (реальность, осуществленность – изъявительное наклонение); Купил бы ты книгу! (ирреальность, желательность – условное наклонение).

Указание на реальность или ирреальность сообщаемого называется объективной модальностью. Объективная модальность – обязательный признак любого предложения, она противопоставляется субъективной модальности, которая выражает отношение говорящего к сообщаемому и является факультативным признаком высказывания.

Объективная модальность создает условия для реализации временных – темпоральных – отношений в предложении.

Темпоральность – это семантическая категория, которая служит для обозначения времени описываемой ситуации по отношению к какой-либо точке отсчета, чаще всего – по отношению к моменту речи говорящего, т.е. к тому моменту, в который произносится предложение: Я видел эту книгу; Я вижу эту книгу; Я увижу эту книгу. Связь категорий объективной модальности и темпоральности очевидна: так, значение реальности всегда привязано к прошедшему, настоящему или будщему, а значение ирреальности ограничивает возможности временной отнесенности.

Персональность ( = субъективность) – это семантическая категория, которая соотносит субъектов речевого акта – говорящего и адресата – с субъектами описываемого действия. Формальным средством выражения персональности является грамматическая категория лица, т.е. личные формы глаголов и личные местоимения.

1 лицо – субъектом сообщаемого факта является сам говорящий Я ем яблоко (автореферрентное), Я клянусь (перформативное)

2 лицо – субъектом сообщаемого факта является адресат речи – слушающий: Ты ошибаешься. Уходи! Тебе не здоровится.

3 лицо – субъект действия не является участником речевого общения: Она опоздала. Он ошибся. Им взгрустнулось.

Итак, категория предикативности отражает актуализированную отнесенность к действительности, и эта категория присуща каждому предложению.

В. В. Виноградов дал такое определение предложения:

«Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли»[51].

Следует добавить, что предложение выражает не только мысли, но и чувства: 1) —А ведь я на тебя похоронную получила.— Похоронную? Вот тебе и на! (Стельмах); 2) — Что с Иваном? Боже мой!—воскликнула она (Стельмах). В выделенных предложениях выражаются чувства: удивление, страх.

Выражение мысли или чувства — это одна сторона предложения, его семантика (значение). Но предложение — единица грамматическая, поэтому нужно выяснить, какие грамматические признаки свойственны предложению.

Основным грамматическим признаком, отличающим предложение от словосочетания, является категория предикативности. Предикативность выявляется в категориях модальности и синтаксического времени.

I Модальность — это категория, выражающая оценку выс- I казывания с точки зрения его реальности-ирреальности.

Содержание всякого высказывания всегда мыслится или как реальное или как нереальное, а только возможное, необходимое, желательное, т. е. предложение имеет определенное модальное значение, например: 1) Над зеленой землей — небеса голубые; 2) Пусть будут над зеленой землей небеса голубые. В первом примере содержание высказывания относится к действительности как реально существующий факт, здесь модальность реальная. Во втором примере содержание высказывания относится к действительности не как реально существующий факт, а только как факт желательный, здесь модальность ирреальная.

Значение реальности-ирреальности сообщаемого проявляется во временном плане: в настоящем, прошедшем, будущем, поэтому модальность предложения тесно связана с другим его грамматическими признаком — синтаксическим временем; ср.: быстро строить школу — не предложение, так как его содержание нельзя отнести ни к настоящему, ни к прошедшему, ни к будущему. Это словосочетание, номинативная единица языка. 1) Быстро строят школу; 2) Быстро строили школу; 3) Быстро будут строить школу. Это предложения, коммуникативные единицы языка. Содержание первого из них относится к настоящему времени, второго — к прошедшему, третьего — к будущему. Здесь синтаксическое время предложения совпадает с морфологическим временем глагола-сказуемого. Сегодня ночью мы выступаем. (Н. Никитин). В этом предложении глагол имеет форму настоящего времени, а содержание сообщения проецируется в будущее, что связано с наличием в составе предложения обстоятельства сегодня ночью, поэтому здесь синтаксическое будущее время. В безглагольных предложениях нулевая связка или нулевое сказуемое является показателем синтаксического настоящего времени: 1) Скромность — одна из величайших черт русского народа (Паустовский); 2) Между нами снега и снега (Сурков).

Все приведенные выше примеры — с синтаксическим индикативом (изъявительным наклонением), который устанавливает отнесенность содержания высказывания к определенному времени: настоящему, прошедшему, будущему.

В предложениях с повелительным и сослагательным наклонением содержание высказывания тоже проявляется во времени, но в данном случае налицо временная неопределенность. Например, в предложении Не смотри на дорогу, родная, И не жди в тополях у плетня (Фатьянов) содержание высказывания можно отнести и к настоящему, и к будущему.

А в предложении И все бы слушал этот лепет, Все б эти ножки целовал (Пушкин) содержание сообщения можно отнести и к настоящему, и к прошедшему, и к будущему[52].

Грамматические категории модальности и синтаксического времени образуют важнейший признак предложения — предикативность.

Предикативность — это общая грамматическая категория, которая обозначает отношение содержащегося в предложении высказывания к действительности и выявляет это значение в частных грамматических категориях модальности и синтаксического времени.

Наконец, нужно указать еще на один важный признак предложения — интонационную оформленность.

Каждое самостоятельное предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой.

Роль интонационной оформленности как обязательного признака всякого предложения наглядно выявляется в однословных конструкциях. Любое отдельное слово, если придать ему соответствующую интонацию предложения, может стать выражением целой мысли, т. е. высказыванием. Это обычно можно сделать в определенном контекстном окружении. Словоформы стол, стул, диван, воды не являются предложениями. Но вставим слова в такой контекст: Стол. Стул. Диван. В этой комнате живет мой брат. Эти слова, произнесенные с интонацией сообщения, приобрели синтаксическое настоящее время и реальную модальность, т. е. получили предикативность и стали предложениями.

«Воды!»— попросила больная. Словоформа воды, произнесенная с побудительной интонацией, приобрела характер предложения, так как получила значение предикативности, выраженной ирреальной модальностью, при которой содержание высказывания проецируется в настоящее или в будущее.

Итак, основными признаками предложения являются смысловая завершенность, интонационная оформленность и предикативность.

Предложения имеют различное коммуникативное назначение, разную модальность, структуру и т. д. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы.

1. По коммуникативной целенаправленности высказывания выделяются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

2. По наличию или отсутствию эмоциональной окраски — восклицательные и невосклицательные.

3. По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности — утвердительные и отрицательные.

4. По возможности или невозможности выделить в предложении один, два или более членов предложения — синтаксически членимые и синтаксически нечленимые.

5. По наличию одной предикативной единицы[53] или двух и более — простые и сложные.

6. По наличию одного или двух главных членов предложения — односоставные и двусоставные.

7. По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения — распространенные и нераспространенные.

8. По наличию или отсутствию в составе предложения однородных либо обособленных членов, вводных слов, обращений — осложненные и неосложненные.

9. По признаку представленности в предложении всех или не всех членов предложения, необходимых для данного структурного типа,— полные и неполные.

18. Историческая изменчивость языка: понятие о законах развития языка. Синхрония и диахрония.

19. Исторические изменения в звуковой стороне языка.

Как все в языке, звуковая его сторона подвергается изменениям на протяжении истории.

Меняется звуковой облик отдельных слов и морфем, их фонемный состав, их ударение: например, др.-русск. феврарь превратилось в февраль; Пушкин произносил музыка, словари середины XIX в. дают музика и музыка, а сейчас мы говорим только музыка. Меняются правила дистрибуции фонем, что затрагивает уже не отдельные слова, а целые их классы; так, в древнерусском языке существовали сочетания гы, кы, хы, а в современном русском языке такие сочетания внутри слова не допускаются (за исключением некоторых недавно заимствованных слов вроде акын), хотя и фонемы /g/, /k/, /х/, и фонема /ы/ продолжают существовать в русском языке.

Наблюдаются и более глубинные изменения: меняется набор фонем языка и система дифференциальных признаков, по которым фонемы противопоставляются друг другу. Так, в русском языке исчезли существовавшие в нем когда-то носовые гласные (и следовательно, ДП назальность у гласных), фонема, обозначавшаяся в древнерусских текстах буквой [ять], и некоторые другие гласные фонемы. Зато превратились в отдельные фонемы палатализованные согласные, бывшие первоначально комбинаторными вариантами (и, соответственно, признак палатализованности превратился в ДП, очень важный для системы в целом).

Наконец, на протяжении длительных периодов меняются характер ударения и слоговая организация речевого потока и единиц языка. Так, от свободного словесного ударения общеславянской поры чешский и словацкий языки перешли к ударению, фиксированному на начальном, а польский — к ударению, фиксированному на предпоследнем слоге слова.

Раннее развитие праславянского языка было связано с устранением закрытых слогов, унаследованных от общеиндоевропейской эпохи; все закрытые слоги тем или иным способом перестраивались в открытые, но в дальнейшем «закон открытого слога» стал нарушаться (уже в старославянском), и в современных славянских языках закрытый слог снова представляет собой нормальный (хотя и менее частотный) тип слога.

Изучением исторических изменений в звуковой стороне языка занимается историческая фонетика и историческая (диахроническая) фонология/

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 3427 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Видео

Простое предложение. Понятие предикативности. Часть 1. Традиционная трактовка

Простое предложение. Понятие предикативности. Часть 1. Традиционная трактовка

Предложение как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

Мустакимова Г.В.Введение в филологию.Единицы языка .Отношения между единицами

Мустакимова Г.В.Введение в филологию.Единицы языка .Отношения между единицами

Русский язык 8 класс (Урок№8 - Предложение как единица синтаксиса.)

Русский язык 8 класс (Урок№8 - Предложение как единица синтаксиса.)

Языкознание. Урок 4. Слово - центральная единица языка

Языкознание. Урок 4. Слово - центральная единица языка

Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский язык

Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский язык

Предложение. Понятие предикативности.

Предложение. Понятие предикативности.

Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Синтаксис простого предложения СРЯ

Синтаксис простого предложения СРЯ

Слово в лексической системе

Слово в лексической системе
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.