Предметные результаты фгос иностранный язык + видео обзор

Метапредметные и предметные результаты обучения иностранному языку

Отличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуации постоянного выбора своего поведения, жизненной стратегии. Личность сможет достичь достойного качества жизни только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня интеллектуальной инициативы.

В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные и предметные результаты обучения иностранному языку»

Метапредметные и предметные результаты обучения

«Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен».

Отличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуации постоянного выбора своего поведения, жизненной стратегии. Личность сможет достичь достойного качества жизни только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня интеллектуальной инициативы.

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе.

Значимость учебного предмета «Английский язык» в стандартах второго поколения

В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».

В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

В стандартах второго поколения стандартизации подлежат ориентиры развития системы образования, рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса и общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, среди которых выделяются результаты достижений, подлежащие и не подлежащие итоговой оценке. В ФГОС нового поколения основным документом, конкретизирующем и уточняющем требования стандартов к образовательным результатам являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

В соответствии с требованиями стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные, метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:

а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

б) освоение учащимися межпредметных понятий.

2.1 Требования ФГОС к метапредметным результатам в начальной школе

Метапредметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).

2.1 Требования ФГОС к метапредметным результатам в основной школе

С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Источник

Требования ФГОС в области учебного предмета «Иностранный язык»

Требования ФГОС в области учебного предмета «Иностранный язык»

Требования ФГОС к результатам обучения (личностным, метапредметным, предметным) по основным образовательным программам ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В достижение данных результатов вносят вклад все предметные области. Иностранный язык может способствовать формированию следующих умений, компетенций и отношений.

Начальное общее образование (2-4 классы):

Осознание себя гражданином своей страны, уважение к своему народу.

Стремление к лучшему пониманию культуры своего народа, развитие потребности представлять свою культуру в общении со сверстниками из других стран

Осознание роли иностранного языка для установления взаимопонимания с представителями другой культуры.

Соблюдение принятых норм речевого и неречевого поведения.

Готовность изучать особенности культуры другого народа, формирование толерантного отношения к проявлениям другой культуры.

Развитие потребности к взаимодействию со сверстниками для достижения целей, умение вести диалог с другими людьми.

Уважение к чужому мнению: одноклассников, учителя, членов семьи.

Развитие познавательной деятельности: мышления, памяти, воображения.

Формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

Развитие эстетического отношения к миру, формирование потребности в художественном самовыражении.

Основное общее образование (5-9 классы):

Формирование чувства гордости за свою Родину, осознание многонациональности народа России; готовность представлять свой край в межкультурном взаимодействии.

Осознание своего места как представителя России в поликультурном мире, формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества.

Осознанное принятие общечеловеческих и демократических ценностей, осознание своих прав и обязанностей.

Стремление к использованию иностранного языка для развития своей личности, удовлетворения своих познавательных интересов, самореализации и адаптации.

Развитие осознанного отношения к своей иноязычной компетенции, умение оценивать свой актуальный уровень и ставить перед собой цели, направленные на самосовершенствование в области изучения иностранного языка.

Стремление к более глубокому изучению культуры других народов, поведению в соответствии с традициями и нормами, принятыми в стране / странах изучаемого языка.

Готовность самостоятельно планировать свою учебную деятельность, развитие целеполагания и умения планировать этапы для достижения цели.

Готовность находить взаимопонимание с другими людьми (сверстниками и представителями других поколений), планировать, осуществлять и оценивать совместную деятельность при работе над проектами и другими творческими заданиями.

Реализация здорового образа жизни, стремление к физическому совершенствованию, неприятие вредных привычек.

Стремление развивать в себе такие качества, как: воля, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность и эмпатия.

Нацеленность на самоопределение, выбор будущей профессии, понимание роли иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Среднее общее образование (10-11 классы):

Формирование патриотизма, чувства ответственности за Родину.

Осознание роли России в истории развития цивилизации, умение представлять российскую культуру в межкультурном взаимодействии.

Стремление действовать в соответствии с традиционными демократическими и общечеловеческими ценностями

Принятие традиционных семейных ценностей, уважительное отношение к другим людям, их мнению и особенностям.

Использование иностранного языка для достижения своих целей в решении межпредметных задач, для саморазвития и получения знаний из разных областей науки.

Умение планировать свое речевое поведение на иностранном языке, создавать речевые продукты адекватные целям и задачам межкультурного общения.

Умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, оценивать уровень достижения планируемых результатов, выбирать адекватные стратегии для достижения своих целей.

Умение находить контакт и планировать совместную проектную и учебно-исследовательскую деятельность с людьми разного возраста. Умение учитывать чужое мнение в межличностном взаимодействии, избегать и устранять конфликты.

Стремление к осознанному выбору будущей профессии, принятие необходимости в личностном самосовершенствовании, осознание роли иностранного языка для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Развитие творческого потенциала, эстетического отношения к миру, стремление к самовыражению с использованием художественных средств.

Развитие экологического мышления, стремление принимать личное участие в мерах по сохранению окружающей среды.

Начальное общее образование (2-4 классы):

Умение планировать и осуществлять свою речевую деятельность на иностранном языке в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Умение совершать речевые действия в соответствии с правилом / алгоритмом, корректировать ошибки.

Осуществление поисковой деятельности при чтении и восприятии текста на слух, используя стратегии поиска и извлечения информации из различных источников, например, учебника/словаря.

Умение использовать ИКТ для решения поставленных коммуникативных и познавательных задач.

Анализ, сравнение, группировка лингвистической информации при формировании лексических и грамматических навыков.

Умение решать коммуникативные задачи, отбирая соответствующие языковые средства, учитывая их функцию в речи.

Умение фиксировать информацию, например, заполнять таблицу.

Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Умение осуществлять речевое взаимодействие на иностранном языке при работе в паре или группе.

Основное общее образование (5-9 классы):

Умение принимать задачи учебной деятельности, осуществлять поиск адекватных стратегий для решения учебных и коммуникативных задач.

Умение планировать, осуществлять и оценивать свои учебные, познавательные и коммуникативные действия, используя приемы самоконтроля и самооценки.

Осуществление коммуникативных действий с опорой на алгоритм при создании устных и письменных речевых произведений.

Использование коммуникативных стратегий для решения учебных и познавательных задач в проектной деятельности.

Использование различных источников для поиска информации, в том числе интернет. Применение различных стратегий чтения и аудирования в соответствии с коммуникативной задачей для извлечения информации.

Использование стратегии поиска, переработки и фиксации информации прочитанного или прослушанного текста. Создание на основе извлеченной информации собственных письменных и устных речевых произведений.

Проведение анализа, сравнения и систематизации лингвистической и текстовой информации для решения учебных и коммуникативных задач.

Осуществление диалогического общения с соблюдением норм речевого этикета.

Выражение своей точки зрения, ее аргументация, опровержение чужой точки зрения, формулировка вывода, обобщение мнения при ведении диалога.

Оценивание уровня владения основными коммуникативными умениями и стратегиями работы с информацией, постановка задач по совершенствованию коммуникативной компетенции, применение стратегий самообразования и саморазвития.

Среднее общее образование (10-11 классы):

Самостоятельная формулировка задачи учебной деятельности, исходя из индивидуальных потребностей и профессиональных устремлений.

Планирование, осуществление, контролирование и оценка своих учебных и коммуникативных действий в соответствии с коммуникативной задачей и условиями ее решения.

Использование коммуникативных стратегий для решения учебных и познавательных задач в проектной и проектно-исследовательской деятельности.

Умение планировать свое речевое поведение, отбирать языковые средства и учитывать особенности типа текстов в соответствии с целями и функциями общения.

Осуществление общения на иностранном языке в процессе совместной деятельности, поиск взаимопонимания и разрешение конфликтов, используя соответствующие вербальные средства.

Использование различных методов познания и мыслительных процессов для решения коммуникативных, учебных и исследовательских задач.

Осуществление поиска, извлечение, фиксация и использование информации из текстов для чтения и аудирования с применением известных стратегий информационной переработки текстов.

Критическая оценка извлеченной информации, ее интерпретация и комментирование.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, принимать, опровергать и анализировать мнение собеседника, используя соответствующие речевые клише.

Применение ИКТ в комплексе для решения коммуникативных и познавательных задач в ходе проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Начальное общее образование (2-4 классы):

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Основное общее образование (5-9 классы):

формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

ФГОС среднего общего образования предоставляет обучающимся возможность выбирать изучение иностранного языка на базовом или углубленном уровне. Поэтому требования к предметным результатам сформулированы как для базового, так и для углубленного уровней. Необходимо принимать во внимание тот факт, что умения базового уровня входят в углубленный уровень как минимально достаточные для достижения планируемых предметных результатов.

сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;

сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;

владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

Источник

Видео

ФГОС-2022 (иностранный язык)

ФГОС-2022 (иностранный язык)

Новое в обучении английскому языку-2021: ФГОС, примерные программы, контроль

Новое в обучении английскому языку-2021: ФГОС, примерные программы, контроль

Урок английского языка и обновленные ФГОС: изменения и тенденции

Урок английского языка и обновленные ФГОС: изменения и тенденции

Обязательный учебный предмет «Физическая культура»: 2 или 3 часа? Школьные спортивные клубы.

Обязательный учебный предмет «Физическая культура»: 2 или 3 часа? Школьные спортивные клубы.

Развитие общеучебных и метапредметных умений и достижение метапредметных результатов ФГОС

Развитие общеучебных и метапредметных умений и достижение метапредметных результатов ФГОС

Современный урок английского языка по ФГОС: организация и проведение

Современный урок английского языка по ФГОС: организация и проведение

Вебинар "Планируемые результаты в МЭШ. Иностранный язык"

Вебинар "Планируемые результаты в МЭШ. Иностранный язык"

Урок иностранного языка в условиях нового ФГОС

Урок иностранного языка в условиях нового ФГОС

Второй иностранный язык на уровне ООО: быть или не быть?

Второй иностранный язык на уровне ООО: быть или не быть?

Приемы и средства организации и проведения проектных работ по ФГОС при обучении английскому языку

Приемы и средства организации и проведения проектных работ по ФГОС при обучении английскому языку
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.