Предметы одежды прошлого родной язык + видео обзор

Конспект урока родного (русского) языка на тему «Как одевались в старину» (1 класс)

Гайкова Эльмира Наримановна

Родной (русский) язык

Урок 10 на тему: «Во что одевались в старину».

Личностные: самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные: через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда; учить по одежде определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус; познакомить детей с новыми словами, с названиями д Оборудование: мультимедийная доска, презентация, предметные картинки.

Тип урока: урок комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

На Руси климат тоже был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой. А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда.

1. 1. “По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.

Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Рубахи носили все : девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные.

2. Мужская одежда Х в.

По ходу рассказа, учитель вывешивает рисунки на доску в определенном порядке.

Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.

Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья (все подчеркнутые слова выноситься на доску) и съемные круглые воротники.

Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.

3. Женская одежда крестьян.

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).

Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.

Какой была обувь у крестьян?

Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)

Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.

Рассказ во время одевания:

Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.

А купцы и знатные люди носили сапоги.

V. Закрепление изученного материала.

На уроке мы с вами посмотрели, как со временем менялся русский костюм.

1. Какое назначение имеет одежда Древней Руси?

Сохраняла от холода

Оберег – оберегала от темных сил

Показывала его место в обществе

Раскрасить картинки с детьми в народных русских костюмах.

Источник

Презентация к уроку родного русского языка «История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды»»

Предметы одежды прошлого родной язык

Описание презентации по отдельным слайдам:

Наименования предметов традиционной русской одежды Урок родного языка в 5 классе

ЕПАНЧА – верхняя одежда

Шугай – тёплая кофта с рукавами

Убрус – платок, вышитый узорами, расшитый золотом, жемчугом и т.п.

Сафьяновые сапоги – обувь из тонкой и мягкой козьей или овечьей кожи яркого цвета.

Кика (кичка) – праздничный головной убор замужней женщины

Армяк — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.

Зипун – верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда. Козырь – высокий стоячий воротник на кафтане.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) – художник-иллюстратор былин, сказок.

Русский народный женский костюм

Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык

Номер материала: ДБ-738838

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по родному (русскому) языку «Слова, называющие то, во что раньше одевались дети»»

Кемалова Севиля Нусридиновна

Родной русский язык

Дата 01.10.2020 г. Урок № 5 Класс 2

формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.

научится: понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; получит возможность: участвовать в презентации своего проекта, использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. Вырабатывает умения употреблять новые понятия в своей речи.

Тип урока. открытие новых знаний

Оборудование: проектор, ноутбук.

1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3 мин.

Вам интересно знать, что мы будем делать сегодня на уроке?
— Тогда отгадайте загадки:
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая
…(рубашка)

Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это?
(Рубашки)

Днем обручем,
Ночью змеей.
(Пояс)

Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)

Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела
…(сарафан)

Легкий, пестрый,
Кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну,
Поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду.
(Сарафан)

Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная.
(Юбка)

Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
— Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Об одежде)

Где мы будем искать информацию для нашего проекта? ( Вспомним и обсудим всё о чем говорили на прошлом уроке, в учебнике, произведениях искусства – репродукции художников. )

3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10 мин.

5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 11 мин.

6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 7 мин.

7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 2 мин.

Вот и подошёл к концу наш урок. Какую работу мы с вами выполнили? Что вы запомнили? Что было интересным для вас? В чём возникли трудности? Для чего нам нужен «Словарь в картинках»?

Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии.

ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.

Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Источник

Родной (русский) язык. Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».

Конспект урока в 1 классе по родному языку составлен по учебнику Александровой О.М., Вербицкой Л.А. Тип урока: конструирование способа действия (краткосрочный проект).

Просмотр содержимого документа
«Родной (русский) язык. Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».»

06.02.2019г.
1 класс
Предмет: Родной (русский) язык.
Урок №20.
Тема
: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Тип урока:
конструирование способа действия (краткосрочный проект).

Цель урока-проекта: формирование умения у учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.

1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.

2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.

3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

4. Формировать положительно-эмоциональный настрой.

Личностные: формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.

Методы и формы обучения: проблемное изучение материала урока, индивидуальная, фронтальная и групповая работа.

1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3 мин.

Вам интересно знать, что мы будем делать сегодня на уроке?
— Тогда отгадайте загадки:

Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая
…(рубашка)

Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это?
(Рубашки)

Днем обручем,
Ночью змеей.
(Пояс)

Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)

Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела
…(сарафан)

Легкий, пестрый,
Кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну,
Поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду.
(Сарафан)

И воротник, и два рукава,
Но мальчишки не наденут никогда
. (Платье)

Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная.
(Юбка)

Когда стрелки наутюжат,
Станут…намного лучше
. (Брюки, штаны)

Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
— Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Об одежде)

2. Самоопределение к деятельности. Планирование работы, формулирование задач — 3 мин.
— Вы правильно сказали. Но у нас сегодня по родному языку не простой урок, а урок-проект. Каждый проект имеет тему, цель, задачи.
Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Цель: создание словаря старинной русской одежды в картинках.
Задачи: вспомнить слова, называющие русскую одежду в старину, рассказать, что они означают, составить словарь в картинках с описанием и изображением одежды в старину.
Как вы думаете, для чего нам это надо?
Гипотеза-предположение: словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова.

Где мы будем искать информацию для нашего проекта? (Вспомним и обсудим всё о чем говорили на прошлом уроке, в учебнике, произведениях искусства – репродукции художников.)

3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10 мин.

Работа с учебником: с. 91-98.
Работа с иллюстрациями и словарём, с опорой на текст и вопросы в учебнике.
— Рассмотрите картинки, что на них изображено? Кто носил кафтан? Кто носил армяк? Чем отличался армяк от кафтана? (По ходу работы на магнитную доску крепятся предметные картинки с изображением старинной русской народной одежды.)

5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 11 мин.

Работа в парах по учебнику на с. 101-102.
Рассмотрите внимательно картины. Обсудите с товарищем по парте. Попробуйте вспомнить слова, называющие одежду, которую носили в старину и расскажите, что эти слова означают. (2-3 минуты)
— Какие предметы одежды вы видите на картине Константина Егоровича Маковского «У околицы»?(Кокошник, сарафан, рубаха, душегрея без рукавов).
— Опишите, во что одеты люди, изображённые на картине Клавдия Васильевича Лебедева «Пляска»?(Кафтан-армяк, порты, кушак, рубаха мужская, кичка, сарафан, рубаха, душегрея).

Работа с пословицей.
По одежке встречают, по уму провожают.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Первый раз встретив человека, люди оценивают его внешний вид, как он выглядит, во что одет, как ведёт себя. В процессе общения, люди начинают вглядываться во внутренний мир этого человека – как он думает, что он говорит, как поступает с другими людьми. Оценивается его ум, мудрость, воспитание. В итоге, главным фактором, влияющим на мнение о человеке, становится его УМ, а не одежда в которую он одет.

6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 7 мин.

7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 2 мин.

Вот и подошёл к концу наш урок. Какую работу мы с вами выполнили? Что вы запомнили? Что было интересным для вас? В чём возникли трудности? Для чего нам нужен «Словарь в картинках»?

Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии.

ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.

Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

:Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Источник

Во что одевались в старину

Предметы одежды прошлого родной язык

Содержимое разработки

Предметы одежды прошлого родной язык

Во что одевались в старину

Дорогие ребята, вам интересно знать, что мы будем делать сегодня на уроке?

Предметы одежды прошлого родной язык

Тогда отгадайте загадки

«Во что одевались в старину».

Предметы одежды прошлого родной язык

На Руси климат тоже был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой.

А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”.

На уроке мы узнаем как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда

Предметы одежды прошлого родной язык Предметы одежды прошлого родной язык

Древние рубахи были длинные-ниже колена.

Предметы одежды прошлого родной язык

Рубахи носили все : девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины, бедные и богатые.

Предметы одежды прошлого родной язык

Работа по учебнику с.90-93, отвечаем на вопросы.

Посмотрите видеоматериал по ссылке:

Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков(длинная рубаха до пят)

Предметы одежды прошлого родной язык

Одежда мальчиков и девочек подростков отличалась: у мальчика штаны и рубаха, а у девочки сарафан, сорочка, в волосах ленты.

Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык Предметы одежды прошлого родной язык Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык

Предметы одежды прошлого родной язык

Источник

Видео

Урок родной язык 2 класс "По одёжке встречают"

Урок родной язык 2 класс "По одёжке встречают"

Интересные факты о происхождении одежды

Интересные факты о происхождении одежды

ДРЕВНЕРУССКАЯ ОДЕЖДА с 9-13 век Clothing in ancient Russia#история#русь#славяне#история россии#l

ДРЕВНЕРУССКАЯ ОДЕЖДА с 9-13 век Clothing in ancient Russia#история#русь#славяне#история россии#l

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподавать

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподавать

Зачем младшему школьнику уроки родного русского языка

Зачем младшему школьнику уроки родного русского языка

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподавать

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподавать

10 САМЫХ СТРАННЫХ обычаев Древнего ЕГИПТА

10 САМЫХ СТРАННЫХ обычаев Древнего ЕГИПТА

Введение предметов «Русский родной язык» и «Родная литература»

Введение предметов «Русский родной язык» и «Родная литература»

История костюма часть 4 - Средневековая одежда

История костюма часть 4 - Средневековая одежда

Учебный предмет "Родная литература (русская)": начинаем учебный год

Учебный предмет "Родная литература (русская)": начинаем учебный год
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.