Предпосылки возникновения языка языкознание + видео обзор

Предпосылки образования языка.

Предпосылки возникновения языка языкознание Предпосылки возникновения языка языкознание Предпосылки возникновения языка языкознание Предпосылки возникновения языка языкознание

Предпосылки возникновения языка языкознание

Предпосылки возникновения языка языкознание

Происхождение языка не случайное явление в истории человека, не следствие подражания звукам природы, не предмет договора между людьми, а необходимый, единый, охватывающий человечество объективный поступательный процесс его развития.

Образование языка было детерминировано совокупностью многих внешних и внутренних факторов. К предпосылкам образования языка относятся:

1) природные условия. Земные и космические условия сделали возможной не только жизнь на Земле, но одновременно и возможность языка, который мог возникнуть только при наличии околоземной воздушной оболочки, необхо­димой как для дыхания, так и для образования звука.

2) биологические, или антропологические предпосылки. Такими предпосылками являются вертикальное положение человека, которое обусловило принципиально иные, по сравнению с животным миром, усложненные, расширенные образ поведения, действия и вообще деятельность человека, поскольку верхние конечности человека оказались свободны для такой деятельности. Вертикальное положение предполагает совершенно иную группировку всех органов человека; особенно это касается органов, участвующих в выражении и восприятии речи. Как утверждают антропологи, только при таком условии стало возможным образование членораздельных звуков. Вертикальное положение обеспечивает широкий кругозор человека, существенно влияет на восприятие и отражение окружающего мира, дает возможность свободного распространения звуковых волн на сравнительно большое расстояние. Вертикальное положение человека не только обеспечило ему трудовую, предметную деятельность, но и позволило использовать совокупность определенных органов в образовании языка, то есть в их вторичной, чисто человеческой, языкообразующей функции.

3) наличие общества и отношений между людьми. Образование языка
возможно только в обществе. О том, что естественные, биологические задатки
могут реализоваться только в человеческом обществе, свидетельствуют
известные науке экстремальные случаи. Так, ребенок, родившийся в отсталом,
первобытном племени, попав с рождения в цивилизованное европейское общество, в последующее время не обнаруживал каких-либо умственных,
биологических отклонений по сравнению с окружающими его людьми. В то же
время современный ребенок, лишившись в раннем детском возрасте
человеческого общества, так называемые дети-маугли, при всех своих
биологических задатках, не может стать человеком в полном смысле этого
слова.

4) достаточно высокая степень развития доязыкового человеческого мышления,
готового к своему преобразованию под воздействием знакового выражения
мысли. Такая степень развития мышления была подготовлена длительным
использованием неязыковых знаков. Преобразование мышления выразилось в
создании абстракций, в дифференциации психологических процессов, в
расчленении мыслительного потока и образовании дискретных его форм.

5) Одной из важных предпосылок образования языка является общность
психологических законов довербального и вербального мышления
человека.
Как считают ученые, мышление человека, только начинающего говорить, делающего первые шаги в создании языка, в принципе то же, что и у человека, владеющего языком. Но, конечно, с участием языка мышление и психологические законы получили мощный толчок в своем развитии. Это выражается в их дифференцированности и определенности, разработанности и утонченности. Они приобретают новое качественное развитие, поскольку обрели знаковое выражение и закрепление.

6) наличие невербальных знаков. Многие ученые считают, что формирующееся человеческое общество долгое время использовало в качестве средства общения неязыковые знаки: жесты, мимику, выразительные движения, дейст­вия, предметы. Также длительное время параллельно с невербальными знаками применялся и звук как знак мысли. Доязыковой и языковой знаки сходны по структуре.

7) возможность образования членораздельного звука. Только с помощью членораздельного звука стало возможным отчуждение и вычленение из мышления дискретной, членораздельной мысли. Мысль стала выражаться в знаке, наиболее соответствующем ее природе.

Источник

Возникновение языкознания

Языкознание, как дисциплина гуманитарного цикла. Предмет и объект Языкознания.

Языкознание, лингвистика, языковедение, наука о языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались различные стороны объекта. С классической древности до конца 18 в. Я. ещё не отделилось от логики и предметом его (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. В 19 в. Я. вполне обособляется, вырабатывается эволюционный взгляд на язык; предметом Я. становятся различные языки в их истории. В 20 в. Я. изучает язык как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека, homo sapiens, и языки в их многообразных конкретно-исторических формах. Двоякий предмет Я. объясняется двойственностью его объекта — самого языка.

Задачи, которые должно решить языкознание:1. Установить природу и сущность языка. 2. Рассмотреть структуру языка. 3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. 4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое; 5. Изучить вопрос возникновения и развития письма; 6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский. 7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

Возникновение языкознания. Проблематика частнолингвистических дисциплин.

Возникновение языкознания

Язык – важнейшее средство человеческого общения. На земном шаре существуют тысячи различных языков. Но поскольку различия между ними и диалектами одного языка зачастую весьма неопределенны и условны, ученые не называют точной цифры языков в мире, определяя ее примерно в границах от 2500 до 5000.

Каждому языку присущи свои специфические особенности, отличающие его от остальных языков. Вместе с тем в главных чертах все языки мира имеют между собой много общего, что дает основание ученым говорить о человеческом языке вообще.

Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о нем, которая называется языкознанием или лингвистикой ( от лат. Lingua – язык).

Лингвистика и молодая и старая наука. Она молодая в том смысле, что лишь в первой четверти 19-го столетия «официально» вычленилась из других наук – философии и филологии. Но она одновременно и старая наука, поскольку изучение отдельных языков, их научное описание уходит в далекое прошлое – в первые века до нашей эры.

Вот почему нужно отвергнуть как ошибочную точку зрения некоторых языковедов о том, что наука о языке будто бы начинает отсчет своего времени лишь с первой четверти 19-го столетия – времени становления сравнительно-исторического языкознания. Что касается всего предшествующего периода изучения языка, его якобы следует считать донаучным.

19-й век действительно был поворотным моментом в развитии языкознания, поскольку ученым впервые удалось на достаточном языковом материале поставить и обосновать проблему родства языков, происхождения отдельных групп языков из общего источника, за которым закрепилось название праязыка.

Основы сравнительно-исторического языкознания на материале языков индоевропейского ареала были заложены немецкими учеными Францем Боппом (1791-1867), Якобом Гриммом (1785-1863), датским языковедом Русмусом Раском (1787-1832) и русским филологом академиком Петербургской АН Александром Христофоровичем Востоковым (1781-1864).

Труды выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста Вильгельма Фон Гумбольдта (1767-1835) заложили основы общего теоретического языкознания, интенсивный период развития которого начался с середины 19-го столетия.

Здесь разве что необходимо сделать одно уточнение: в наше время все большее признание получает точка зрения, согласно которой первые попытки, положившие начало зарождению общего языкознание, были предприняты еще в 17-ом столетии французскими учеными Антуаном Арно (1612-1694) и Клодом Лансло (1616-1695), опубликовавшим в 1660 году фундаментальный научный труд под названием «Всеобщая и рациональная грамматика Пор Рояль».

И все-таки колыбелью языкознания следует считать не Европу, а древнюю Индию, ибо интерес к изучению языка зародился именно в этой стране с ее древней оригинальной культурой и философией. Наиболее известным трудом того далекого времени явилась грамматика классического санскрита – литературного языка древних индийцев, написанная в 4-м веке до н.э. ученым Пбнини. Этот замечательный труд индийского исследователя продолжает и сейчас восхищать ученых. Так, А.И. Томсон (1860-1935) справедливо отмечает, что «высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до 19 в., да и то научившись многому у индийцев».

Ученым, открывшим санскрит для европейцев, был английский востоковед и юрист Вильям Джонз (1746-1794), который смог написать, ознакомившись с санскритом и с некоторыми из современных индийских языков, следующие восторженные слова о древнеиндийском литературном языке: «Санскритский язык, какова бы ни была его древность, обладает удивительной структурой, более совершенной, чем греческий язык, более богатой, чем латинский, и более прекрасной, чем каждый из них, но носящий в себе настолько близкое родство с этими двумя языками как в корнях глаголов, так и в формах грамматики, что не могло быть порождено случайностью, родство настолько сильное, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих трех языков, не сможет не поверить тому, что они все произошли из одного общего источника, который, быть может, уже более не существует».

Научные изыскания Ф. Боппа и Я. Гримма полностью подтвердили справедливость этой краткой, тезисной по форме, но глубокой по содержанию характеристики близкого родства санскрита с двумя классическими языками далекого прошлого и послужили стимулом к разработке основных принципов нового метода в языкознании – сравнительно-исторического.

Но учитывая, что уже в рамках древнеиндийской, классической, китайской, а также арабской, тюркской и европейской (до 19 века) языковедческих традиций обсуждались и нашли то или иное решение такие хорошо известные современному лингвисту актуальные проблемы, как природа и происхождение языка, соотношение логических и грамматических категорий, установление членов предложения и состава частей речи и мн.др., весь более чем двухтысячелетний период, предшествовавший этапу становления и развития сравнительно-исторического языкознания, необходимо считать составной, органической частью лингвистики как науки.

Источник

Теории происхождения языка.

Предпосылки возникновения языка языкознание Предпосылки возникновения языка языкознание Предпосылки возникновения языка языкознание Предпосылки возникновения языка языкознание

Предпосылки возникновения языка языкознание

Предпосылки возникновения языка языкознание

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

1. Теории происхождения языка.

2. Предпосылки образования языка.

3. Язык как функция человеческого организма.

4. Характер первобытного языка.

Теории происхождения языка.

Проблема происхождения языка имеет два аспекта: происхождение конкретного языка, например русского, и происхождение человеческого языка вообще. Происхождение конкретного языка научно доказано для многих языков мира. Вопрос о происхождения человеческого языка вообще до сих пор существует в виде гипотез.

Образование человеческой речи происходило, по мнению одних ученых, полтора миллиона, по мнению других,— 2,5 млн. лет тому назад. Современная наука не обладает достоверными данными о процессе формирования человеческой речи. Научные исследования доказали чрезвычайную сложность этой проблемы. Ученые убедились, что образование языка предполагало многие фундаментальные, биологические, психологические и общественные предпосылки в развитии человека и человеческого общества. В науке проблема происхождения языка, как правило, рассматривается в единстве с проблемой происхождения самого человека и человеческого мышления.

Теории происхождения языка могут быть философскими и филологическими.

В философии теории происхождения языка на основе данных разных наук показывают становление человека и общества. Они направлены на объяснение роли языка в жизни человека и общества и призваны раскрыть сущность языка. Филологические теории происхождения языка обычно строятся как гипотезы о становлении языковых фактов и стремятся генетически объяснить строение системы языка.

1. Логосическая теория происхождения языка.

В мифологии любого народа есть мифы о происхождении языка. Эти мифы обычно связывают происхождение языка с происхождением людей. Логосическая теория происхождения языка возникла на ранних этапах развития цивилизации и существует в нескольких разновидностях: библейской, ведической, конфуцианской. В ряде государств она освящается авторитетом религии. В некоторых государствах, например в Китае, логосическая теория является влиятельной, но не имеет богословского характера. Это идеалистическая теория. Но чтение древних, античных и средневековых источников невозможно без знания этой теории происхождения языка.

В соответствии с логосической теорией в основе зарождения мира лежит духовное начало. Дух воздействует на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, и творит, упорядочивает ее формы (геологические, биологические и социальные). Конечным актом творения духа, воздействующего на инертную материю, является человек.

Для обозначения духовного начала употребляются термины «бог», «логос», «дао», «слово». «Слово» существовало до создания человека и непосредственно управляло инертной материей. В библейской традиции носителем «слова» является единый Бог. В первой главе «Книги Бытия» рассказывается о сотворении мира в семь дней. Каждый день творение совершалось не руками Бога, а его словом. Слово, то есть орудие и энергия, творило мир из первичного хаоса. Евангелист Иоанн в I в. так определил основы логосической теории: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть».

Эти энергия и орудие, воплощенные в слове, в основном так же, хотя и в других терминах, толкуются в конфуцианстве и индуизме. Помимо божественного происхождения, логосическая теория объясняет слово и как человеческое явление. Одним из актов божественного творчества является сотворение человека. Человеку передает Бог дар слова. В Библии первочеловек Адам дает имена животным, которых Бог посылает ему, но там же указывается и на то, что язык создан патриархами путем соглашения. Между этими двумя высказываниями с точки зрения логосической теории нет противоречия. Дело в том, что божественное слово, сотворившее человека, потом становится достоянием человека. Человек начинает сам создавать слова. При этом старейшины соглашаются или не соглашаются признать изобретенное и способствуют распространению имен между людьми. По библейским понятиям это значит, что слово, созданное человеком по божественному вдохновению, исходит от человека как передатчика божественного промысла. Благодаря старейшинам имена утверждаются, становятся общим достоянием народа.

Предпосылки возникновения языка языкознание

Человек, в соответствии с логосической теорией происхождения языка, есть косная субстанция, которая вполне может ошибиться и, воплощая божественный промысел, исказить его, создав ошибочное имя.

Это стало источником догматических споров и борьбы религий, толков и сект. История древности и средневековья наполнена этими спорами. Один основатель религии отвергает всех других на том лишь основании, что он пророчествует «более совершенно», чем другие, «исказившие» божественный промысел. Догматические споры становятся формой идеологической борьбы, нередко перерастают в политические движения и религиозные войны.

При таком понимании природы слова о разуме человека, о доверии к этому разуму нет речи. В логосической теории слово владычествует над человеком. Пророческий и догматический взгляды на слово оказали огромное влияние на литературную мысль древности и средневековья. Они пронизывают поэзию и ученые сочинения этого времени, на них основаны право и мораль, на них основана древняя и средневековая филология.

Ученые не разделяют положений, что язык непосредственно дан людям Богом, что наречение живых существ люди получили от Адама и что разнообразие языков мира произошло от Вавилонского смешения языков, возникшего при строительстве Вавилонской башни. Хотя за тысячелетия, отделяющие описываемые события, был, возможно, потерян символический смысл этих преданий.

Сенсационно звучит в этой связи заявление акад. Натальи Петровны Бехтеревой, мирового авторитета в области нейрофизиологии и нейропатологии, лауреата Ленинской премии, руководителя научного центра «Мозг» РАН. На основе многолетнего изучения человеческого мышления и его взаимоотношения с языком Н.П. Бехтерева пришла к выводу, что невозможно рассматривать человеческое мышление как результат эволюции мозга высших животных: «Все наши знания о мозге наводят на мысль, что человек не имеет никакого отношения к этой планете. С

Предпосылки возникновения языка языкознаниеНаталья Петровна Бехтерева (1924-2008), нейрофизиолог

2. Рационалистическая теория происхождения языка.

В XV-XVII в. в рационалистической философии появляется новый взгляд на язык, в основе которого лежит философская доктрина «Общественный договор». Согласно этой доктрине общество от первобытного стада отличается общественным договором. В стаде господствуют отношения вражды и борьбы каждого с каждым, обусловленные различием интересов. Для того чтобы создать отношения, характерные для общества, необходимо, чтобы между враждующими сторонами были достигнуты соглашения и отношения вражды сменились отношениями сотрудничества.

Предпосылки возникновения языка языкознаниеГуго Гроций (1583-1645), юрист, государственный деятель, философ

Родоначальником доктрины общественного договора является голландский ученый Гуго Гроций. Он считал, что человек имеет общественную природу. Стремление человека к общежитию проявляется в даре речи. Речь была создана человеком, а не дана ему свыше. Понимание языка, принятое в доктрине общественного договора, характерно и для современного языкознания.

Доктрина общественного договора была противопоставлена догматическому богословию. Она направлена на утверждение познавательных способностей человека. Мыслящий человек и его разум есть источник научных открытий, искусств и труда, преобразующего мир. Изменяется взгляд на природу языка. Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц начинают считать, что язык можно создать заново. Появляются проекты новых языков.

В рационалистической философии были разработаны: 1) идеи конструирования новых языков для научно-познавательных целей; 2) идеи знаковости языка; 3) гипотеза о происхождении языка, основанная на идее знаковости языка, на данных логики, психологии.

В создании новых языков намечаются два пути. Ф. Бэкон предлагал отобрать лучшие слова и грамматические правила из существующих языков.

Предпосылки возникновения языка языкознаниеФрэ?нсис Бэ?кон (1561-1626), английский философ
Предпосылки возникновения языка языкознаниеГо?тфрид Ле?йбниц (1646-1716), немецкий философ

Для объяснения того, как язык распространился между людьми, были построены этимологические гипотезы о происхождении языка:

1) звукоподражательная теория. В соответствии со звукоподражательной теорией первые слова первого языка подражали своими звучаниями крикам животных и звукам природы. Вариантом этой теории было утверждение об
изображении с помощью звуков предметов и вещей.

Предпосылки возникновения языка языкознаниеТомас Гоббс (1588-1679), английский философ

3) в теории трудовых команд и трудовых выкриков предполагается, что первые
слова были междометными выкриками, которые стимулировались не чувствами, а совместными мускульными усилиями.

Эти гипотезы опираются на данные словарного состава. Наиболее простыми словами с точки зрения содержащейся в них мысли и звуковой формы являются междометия, команды и простые звукоподражательные слова.

Достоинство рационалистической теории происхождения языка заключалось в ее прогрессивности, в утверждении творческой роли и разума человека в создании языка. Человек принимает имя вещи по общественному договору добровольно, с пониманием условности звуков для обозначения вещи. Инструментом общения являются языковые знаки.

Уязвимым рационалистической теории происхождения языка является отсутствие убедительных доказательств того, как осуществлялся общественный договор в отсутствие языка, какие были возможны средства общения.

3.Ономатопоэтическая теория Штейнталя – Потебни.

Предпосылки возникновения языка языкознание(1823-1899)

В XIX в. в биологии и антропологии развиваются эволюционные теории, доказывающие происхождение человека из животного царства.

Развивая идеи Гумбольдта, Г. Штейнталь рассматривает происхождение языка как момент становления человека общественного. Возникновение языка есть спонтанная мутация в жизни орды антропоидов. Особенностью этой мутации является то, что она происходит как «игра», развлечение или отдых. В момент «игры» один из членов орды воспроизводит сигнал, который орда использовала в совместных действиях. Этот сигнал остальные члены орды повторяют в виде игры, вне ситуации применения. Итак, язык возникает из сигнала, поданного вне ситуации употребления как повтор привычных звуков. Язык возникает при потребности индивида в эмоциональной экспрессии, напоминающей экспрессию художественную.

Механизм образования членораздельной речи строится по схеме образования в психике индивида двустороннего знака. Если вне сигнальной ситуации со­вместить два и более сигнала в одном выкрике-высказывании, то это даст сочетание представлений в душах говорящего и слушающего. Сочетание представлений образует предикацию. Так делается шаг к абстрактному мышлению.

При сочетании представлений одно представление конкретизирует другое, ведущий признак предмета выделяется из целого комплекса его признаков. На базе основного признака формируется понятие. Так повторение сочетаний представлений ведет к образованию понятий. Слово становится выразителем понятия.

В ономатопоэтической теории происхождения языка были выработаны основные требования к модели формирования языка:

1) необходимо представить картину становления членораздельной речи отдельного индивида и одновременно общества в целом;

2) речь должна быть рядом звуков, несущих смысл не только в целом, но и в своих частях, то есть обладать ярусной организацией;

4) значения частей звукоряда должны сохраняться в разных высказываниях и вместе с тем несколько изменяться в своем значении.

Связь языка и народа Потебня объяснял в националистическом духе. Он считал, что изначальный тип языкового творчества и созданный им тип языка предопределяют дальнейшее языковое творчество. Мировоззрение народа объясняется качествами его языка, а значит, формы жизни, тип и навыки мышления предопределены языком.

4. Трудовая теория происхождения языка

В последней трети XIX в. появилась еще одна философская теория происхождения языка. Ее называют трудовой или социальной теорией происхождения языка, однако правильнее было бы называть ее эволюционной теорией. Она основана на взглядах Ч. Дарвина и Людвига Нуаре.

Л. Нуаре считал, что язык возник в общей деятельности людей как неотъемлемый, сопровождающий эту деятельность элемент. Будучи постоянно связанным с тем или другим видом деятельности, звук превращается в постоянный ее символ. Поэтому первые слова обозначали конкретные виды деятельности.

Сторонником эволюционной точки зрения на происхождение языка был Вильгельм Вундт. Он понимал звук как «звуковой жест», реализуемый первоначально в единстве другими «выразительными движениями»: жестами, мимикой, гримасами. Обособление звука речи шло постепенно и незаметно. Звук длительное время сосуществовал в единстве с другими «выразительными движениями».

Предпосылки возникновения языка языкознаниеВильгельм Вундт (1832-1920), немецкий врач, физиолог и психолог

Развитие членораздельной речи есть результат образования общества, биологического антропогенеза, общественной организации труда и социализации мышления. Общество Энгельс понимает как единство произ­водительного труда на основе совместного сознательного планирования трудовой деятельности. Одним из элементов сознательного планирования является язык.

Биологическое развитие человека приводит к возможности прямохождения, а прямохождение позволяет использовать органы дыхания и пищеварения для создания разнообразных звуков речи, которые при их особом осмыслении могут

стать членораздельными. Становление членораздельной и осмысленной речи становится возможным при формировании общества. Согласно взглядам Энгельса, источником развития общества является целесообразный и разделенный общественный труд. Необходимость наладить совместную деятельность требует средство общения.

В этой теории значительное место уделяется не собственно лингвистическим и мыслительным предпосылкам образования языка, а предпосылкам возникновения трудовой деятельности. В связи звуковых сигналов животных и языка человека заключалось доказательство происхождения человека из животного царства.

Предпосылки возникновения языка языкознаниеФри?дрих Э?нгельс (1820-1895), немецкий философ

Между тем наличие у животных различных звуковых сигналов не означает, что они и есть исток человеческого языка. Между звуковыми сигналами животных и языком человека существует радикальное различие. Существует биологический, мыслительный барьер между человеком и животным.

1) 3вуки-сигналы животных инстинктивны, в то время как у людей употребление языка осознано.

3) 3вуковые сигналы у животных врожденные, человек же обучается языку, при этом в строго определенном раннем возрасте.

4) 3вуковой сигнал у животного нерасчлененный, диффузный, его органы неспособны к образованию членораздельного, артикулируемого звука. И мышление животного неспособно к образованию дискретной формы мысли.

Звук человеческого языка дискретный, членораздельный, его использование было обусловлено высоким уровнем развития мышления.

5) И языку и мышлению человека свойственно развитие и совершенствование.

У животных нет эволюции звуков, это застывший животный инстинкт.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.