- Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок). план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку на тему «Причастие»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока на тему «Причастие как часть речи»
- Конспект урока по русскому языку для 7 класса на тему «Причастие как часть речи»
- Видео
Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.
Задачи урока:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока с презентацией.
Причастие. Причастие как часть речи (первый урок по теме). 16 урок.
Учитель: Вишневская Елена Павловна.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.
Повторение поможет успешнее овладеть умением находить сходные с ними признаки в причастии.
Прочитайте слово на слайде 1.
— Родник – это водный источник, текущий из глубины земли.
— Какой может быть родник? Запишите на доске.
— Лесной, наполняющийся, глубокий, холодный, утоляющий, бьющий.
— Найдите прилагательные к слову родник.
— Какое прилагательное обозначает признак по месту нахождения? (лесной)
— Какое прилагательное обозначает признак по размеру? (глубокий)
— Какое прилагательное обозначает признак по ощущению? (холодный)
— Назовите слова из справки, которые выражают признак предмета по действию (утоляющий, бьющий, наполняющийся).
— Если слова выражают признак предмета по действию, то они являются особой формой глагола. Они называются причастием (слайд 2).
— Сформулируйте тему нашего урока.
— Причастие как особая форма глагола. Запишите её в тетради.
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели нашего урока, используйте опорные слова.
— Разговор о причастии как о части речи мы уже начали. Выяснили, что это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. продолжим начатый разговор. прочитайте написанные слова.
— Скажите, на какие вопросы отвечает причастие? (какой? какая? какое?)
— Теперь дайте полное определение причастия. (слайд 4)
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
— Из определения видно, что причастие имеет черты глагола и прилагательного. А какие именно, вы определите, поработав с таблицей.
П. п. об утоляющ жажду
Учащиеся работают в парах. Делают выводы по каждой части таблицы.
— Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
— Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
— Какую часть речи поясняет прилагательное?
— Как изменяются прилагательные и причастия?
— Они изменяются одинаково – по родам, падежам и числам.
— Признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:
— Сделайте общий вывод о причастии.
— Отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательных тем, что обозначает временной признак.
Путники расположились около утолившего их жажду источника.
— Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы?
— Причастие в предложении является определением.
Синий горизонт – синеющий небосклон
Жёлтая кувшинка – желтеющая нива
Шумный поток – шумящий поток
Ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.
— Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.
— Какую же « силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.
— Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.
— Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.
(Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.)
— Солнце ещё не взошло в силу и греет бережно и ласково.
(Ещё не взошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.)
— На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли то, о чём мы говорили.
Конспект урока по русскому языку на тему «Причастие»
Открытый урок русского языка в 7 классе
Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии.
— обобщение изученного материала по теме «Причастие»;
-развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихся;
— выявление уровня готовности учащихся к предстоящей контрольной работе.
— развивающая – развитие навыков взаимопроверки, устной и письменной речи учащихся;
-воспитательная- формирование умения осмысленно, целенаправленно организовывать свою деятельность на уроке, воспитывать ответственность за грамотно сформулированные вопросы и лаконичные ответы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы: репродуктивный, словесный, эвристическая беседа, орфоэпическая разминка, морфемный разбор, морфологический разбор, выполнение упражнений, проверочная работа, мини-сочинение.
Оборудование: мультимедиа, картина И.И. Левитана «Золотая осень», музыкальные композиции (И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»).
Сообщение цели урока. Слайд 2.
-Ребята, цель нашего сегодняшнего урока: обобщить изученный материал по теме «Причастие», развивать навыки решения орфографических задач по теме, выявить уровень готовности к предстоящей контрольной работе.
III . Вводное повторение. Разминка.
— Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.
(Учитель читает наизусть).
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
— Автор пишет о причастии.
-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Какие именно?
— Причастие сочетает в себе признаки прилагательного с признаками глагола. Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос: какой? и согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже.
-Правильно, ребята. А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Слайд 4.
Причастие-это часть речи, причастная глаголу
в образе прилагательного.
-Я думаю, что теперь вам ясно, о чём говорил В.И. Даль.
IV . Систематизация изученного материала.
Задание 1. «Найди причастие».
-Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие. На доске записаны слова. Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их. Слайд 5.
Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.
-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие на стоящего времени.
Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.
— А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?
-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.
Задание 2. Орфоэпическая разминка.
— А теперь проведём орфоэпическую разминку.
На доске записаны слова. Какой частью речи они являются?
Звон я щий, подмен ё нный, д ы шащий, п е реданный, отключ ё нный, н а чатый, оцен ё нный, пр о житый, пол о женный.
-Верно. А теперь расставьте ударение.
(Ученики по одному называют, на какой слог падает ударение. Учитель расставляет его над словами, записанными на доске.)
Задание 3. Морфемный и морфологический разбор причастий.
-Многие поэты использовали в своих стихах причастия. И сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Д. Кедрина, которое насыщено причастиями. (Учитель читает стихотворение). Слайд 6.
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.
— А теперь следующее задание. Оно также позволит обобщить знания по теме «Причастие», что соответствует цели нашего урока. Найдите и подчеркните причастия, выполните морфемный разбор всех причастий и морфологический разбор одного из них.
(Учащиеся выходят к доске по одному, называют причастия и выполняют их морфемный разбор. В это время один ученик выполняет морфологический разбор причастия).
Задание 4. Выполнение упражнения.
— Выполняя следующее задание, вам необходимо вспомнить правило «Гласные перед Н и НН в причастиях». Кто напомнит мне это правило?
(Один из учеников рассказывает правило).
— А теперь откройте учебники Практики на странице 60 и выполните устно упражнение 158.
Физминутка (под мелодию И.С. Баха «Шутка»).
Задание 5. Проверочная работа.
— А теперь подведём итог нашему обобщению материала о причастии и выполним проверочную работу на правописание НН в причастиях и Н в омонимичных прилагательных, а также на правописание не с причастиями.
Слома..ый карандаш, вяза..ый шарф, чище..ые сегодня ботинки, газирова..ая вода, запута..ые нитки, пута..ые мысли, каша сваре..а.
Ещё (не) испыта..ое в бою оружие; (не) сдела..ая, а отложе..ая работа; (не)продуман..ый ответ; ответ (не) продуман; (не)годующий взгляд.
— А теперь поменяйтесь тетрадями, посмотрите на следующий слайд и проверьте работу друг у друга. Поставьте оценки.
Сломанный карандаш, вязаный шарф, чищенные сегодня ботинки, газированная вода, запутанные нитки, путаные мысли, каша сварена.
Ещё не испытанное в бою оружие; не сделанная, а отложенная работа; непродуманный ответ; ответ не продуман; негодующий взгляд.
Задание 6. Мини-сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (с использованием причастий).
Последнее задание, которое вы выполните на сегодняшнем уроке, позволит проверить, умеете ли вы употреблять причастия в речи.
Итак, перед вами картина известного художника Исаака Ильича Левитана «Осень». Слайды 9,10. Посмотрите на неё внимательно, представьте, что вы находитесь в том живописном месте, которое изобразил на своём полотне художник. Напишите мини-сочинение, используя причастия. А чтобы вдохновение быстрей посетило вас, я включу музыкальную композицию Петра Ильича Чайковского, которая называется «Времена года. Октябрь».
(2-3 учащихся читают получившиеся сочинения. Учитель кратко их анализирует).
IV . Подведение итогов.
VI . Домашнее задание: повторить параграфы 132-140, выполнить упражнение 212.
Номер материала: ДБ-1096364
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока на тему «Причастие как часть речи»
Конспект урока русского языка в 7 классе
на тему «Причастие как часть речи»
Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
создать условия для усвоения нового материала, развивать мыслительные операции обучающихся, навыки самоконтроля, схематичного мышления, навыков самооценки;
сформировать умения отличать причастия от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить с основными грамматическими признаками и его типичными суффиксами, умение находить и обрабатывать информацию.
учебник «Русский язык». 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие. М., Просвещение, 2017
раздаточный материал (лингвистическая сказка, 2 таблицы)
словесный (беседа, объяснение, знакомство с правилом);
практический (самостоятельная работа, работа с карточками);
метод дифференцированной проверки знаний;
наглядный (иллюстрации, карточки);
Изучение нового материала
Формирование новых знаний
Применение полученных знаний и умений
Подведение итогов урока, рефлексия
— подготовка обучающихся к работе на уроке
II . Актуализация знаний:
— создать ситуацию успеха на уроке
— актуализировать знания обучающихся
— подготовка обучающихся к построению нового способа действий
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте проверим, всё ли необходимое есть у нас?
(Ученики смотрят на парты и проговаривают слова:
Быть должны у нас в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас какой?
-Все, что нужно, под рукой!» (Обучающиеся садятся) )
-Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое». Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и полезным для вас. Поэтому сегодня мы постараемся открыть новые секреты русского языка. Вы узнаете удивительную историю о…Впрочем, узнаете сами. Прочитайте эпиграф к уроку. О чём мы будем говорить? ( Возможные ответы) Правильно, мы познакомимся с новой для вас частью речи, рассмотрим, как она образуется. Но для этого нужно вспомнить морфологические признаки прилагательного.
Учитель : Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить. Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки?
Ученик: Новая часть речи, которую мы узнаем, имеет признаки глагола и прилагательного.
Учитель: Верно. В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке?
Ученик: Узнать новую часть речи, ее морфологические признаки, определить отличительные признаки этой части речи.
III. Изучение нового материала
Учитель: Чтобы достичь поставленных целей, я предлагаю вам отправиться в лингвистическую сказку.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве «Морфология» жил-был король. Однажды он собрал на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но королевский приём почему-то всё не начинался. Оказалось, что к королю пришли незнакомые гости с жалобой на бесприютную жизнь. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком.
Ребята, а вам знаком этот суффикс? Какой части речи из тех, что прибыли во дворец, он принадлежит?
Ученик : Суффикс -енн- принадлежит прилагательному.
Учитель: Стали просить гости у короля определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они подбежали к незнакомцам и сказали: «Мы подарим вам самое дорогое, что у нас есть – основу, и вы будете частицей нашего сердца». И добрый волшебник Прилагательное тоже захотел помочь несчастным и подарил им окончания. И вот какие слова получились. Прочитаем и запишем их в тетрадь.
Учитель: Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием.
Итак, запишем тему нашего урока «Причастие как часть речи». Теперь понимаете, что сказал о причастиях В.И.Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка»?
Ученик: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Учитель: В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное. Запишите это высказывание.
Так как причастие напоминает прилагательное, давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном? По каким признакам мы отличаем имя прилагательное от других частей речи? Обратимся к составленным кластерам. Подходят ли эти признаки причастию? Прочитайте параграф 9 вслух. А теперь работаем в парах.
Найдите общие признаки прилагательного и причастия
Работа в парах( с карточками и иллюстрациями)
Имя прилагательное: красивый (ребёнок)
2. Признак предмета
3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р.
4. Изменяется по родам, падежам, числам
(красивая лента, красивому ребёнку, красивые дети)
Причастие: бегающий ребёнок
2. Признак предмета по действию
3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р.
4. Изменяется по родам, падежам, числам
(бегающий ребёнок, бегающего ребёнка, бегающие дети)
Вывод (делает ученик): причастие имеет признаки прилагательного.
Работа в парах(с карточками и иллюстрациями)
1. Действие предмета
3. Вид (несовершенный)
4. Возвратность (невозвратный)
5. Зависимые слова (спешит куда? )
1. Признак предмета по действию
3. Вид (несовершенный)
4. Возвратность (невозвратный)
5. Зависимые слова (спешащий куда? )
Вывод (делает ученик): причастие похоже и на глагол, только у него 2 времени: настоящее и прошедшее.
Причастие совмещает признаки
Имени прилагательного Глагола
Какой? какая? какое? 1. Обозн. признак предметапо действию
Обозначает признак предмета 2. Изм. по временам ( наст., прошедшее)
Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.) 3. Имеет вид (совершен., несовершенный)
Гл.слово – имя существительное
Учитель: Итак, у нас получилась вот такая схема. Опираясь на неё и материал параграфа, дайте определение причастию.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Изменяются по временам, числам и падежам.
Учитель: Ребята, я вам открою секреты причастия. 1-й: чтобы легче было узнать причастия среди других частей речи, запомните суффиксы:
От глагола (можно сказать «тот, который…»): бегущий – тот, который бежит
IV. Формирование новых умений.
Учитель: Проверим, у кого самая хорошая память. Даю 1 минуту, чтобы запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь. (Взаимопроверка)
Найдите словосочетания с причастиями.
1) лаюшая собака
2) светлые волосы
3) бегущий ребёнок
4) спящий щенок
5) младшая сестра
6) расстроенный отец
7) спешащая мама
8) густой лес
9) расколотые дрова
10) пожелтевшая листва
Учитель: 2-й секрет: причастие можно заменить сочетанием «тот, который + глагол», от которого причастие образовано.
Например: бегущий – тот, который бежит.
Проверим ваши знания! Это причастия? Рассуждайте.
смеющийся – тот, который смеётся
Учитель: Правильно. Итак, все секреты причастия вы знаете.
V. Применение новых знаний и умений.
Склонившиеся над прудом ветки ивы касались тихой воды.
Как найти причастие?
Ученик: Ищу существительное и от него задаю вопрос: ветки ( какие?) склонившиеся; воды ( какой?) тихой.
Учитель: Как узнать, какое из них причастие?
Задание 2. Дифференцированная работа.
Учитель: Определите признаки глагола и прилагательного у причастия,
заполнив таблицу (работа раздаточный материал с таблицей – работают 2-мя группами).
VI. Систематизация знаний.
Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?
Что мы о ней узнали?
VII. Задание на дом
Выучить правило (п. 9), найти и выписать из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» 10 причастий.
VIII. Подведение итогов и рефлексия
Учитель : Посмотрите, что вы записали в тетрадях и заполните таблички, которые лежат у вас на партах.
Красный – отлично, всё получилось
Жёлтый – хорошо, но не всё удалось, как хотелось
Зелёный – есть над чем поработать, повторить, выучить
умею пользоваться «секретами»
нахожу в причастии признаки прилагательного и глагола
умею отличать от других частей речи.
Сегодняшний урок мы закончим эпиграфом, с которого начнём следующий:
Конспект урока по русскому языку для 7 класса на тему «Причастие как часть речи»
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Причастие как часть речи.
Цель: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных
Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;
Развивать мышление, воображение, речь учащихся;
Воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости, культуры к произведениям искусства.
Оборудование: учебник Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Просвещение, 2013 г., карточки.
— Здравствуйте, ребята! Проверяем готовность к уроку: тетрадь, учебник (дети поднимают вверх названные предметы).
2. Орфоэпическая разминка.
— Перед вами лежат карточки. Расставьте ударение в словах ( дети расставляют ударение, далее проверка при помощи учителя ).
Тефтели, звонит, банты, торты, цепочка, столяр, кремень, мусоропровод, сироты, средства, договоры, квартал, эксперт, мозаичный, кухонный, сливовый, кралась, наделит, принудить, сверлишь, осведомишься, балуясь, донельзя, добела, завидно, исчерпать, закупорить, сверлит.
— Какие слова вызвали наибольшее затруднение?
3. Актуализация ранее изученного.
— Какие стили литературного языка вам известны? Опишите каждый из них.
— Назовите виды диалогов.
— Каковы правила оформления диалогов и прямой речи?
4. Формулировка темы и цели урока.
— Посмотрите на доску ( на доске записаны словосочетания – летящий мяч, умная девочка, любящий отец, белеющий снег, крадущийся тигр ). Как вы думаете, какое словосочетание лишнее? К какой части речи относится зависимое слово в каждом словосочетании?
— Верно! Лишним является словосочетание «умная девочка», но объяснения этому мы найти пока не можем. Давайте разгадаем ребус и узнаем, о какой части речи будем говорить на уроке.
— Молодцы! Сформулируйте тему урока.
— Исходя из всего вышесказанного, сформулируйте цель нашего урока.
5. Объяснение нового материала.
— Посмотрите на яблоко в моей руке. Дайте ему характеристику. Какое оно? ( красное, круглое, вкусное, спелое, яркое ). А если я подброшу его в воздух. Каким оно станет? (летящее).
— Верно! Т.е. мы можем говорить о том, что этот признак (летящее) проявился у яблока только в определённый момент, при выполнении предметом какого-либо действия. Яблоко ведь не всегда летящее.
— Можно говорить о том, что причастие является родственным каким частям речи? ( прилагательному и глаголу ).
— Давайте попробуем сформулировать определение причастия ( причастие – это признак предмета, проявляющийся во времени по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного – какой? Какая? Какое? Какие? ).
— От глагола причастие отличить легко. Но от прилагательного крайне сложно.
Давайте обозначим признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:
а) прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.
Работа с учебником.
— Стр. 32, чтение теоретического материала, обсуждение с учащимися.
— Упр. 72 ( дискуссия с учащимися ).
6. Закрепление изученного.
— Выполнение упр. 73 ( в группах с последующей проверкой ).
— Выполнение упр. 74 ( самостоятельная работа ).
— Обратите внимание на карточки №2 ( один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях ).
Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + существительные». Составить три предложения со словосочетаниями «прилагательное + существительное» и знаками препинания при союзах.
Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, чистый пол, танцующие дети, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, кожа..ая куртка, сломанный стул, зашитая дырка, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, (ярко)красные розы, сорванные розы, выкрашенные волосы, подстреленная птица, стреляющий воин, уд..вительный рассказ, листве(н-нн)ый лес, ч..рный кот, почерневшие камни, подстриженные волосы, открытая дверь, серебря(н-нн)ая цепочка, построенный дом, пр..школьная те(р-рр)итория.
Синтаксический разбор предложения
Девочка шла мимо закрывающегося магазина.
— Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? ( Причастие в предложении является определением ).
— Мы достаточно много говорили о причастии, поэтому необходимо проверить, насколько хорошо вы поняли материал.
1. Найдите словосочетания «причастие + существительное»
А. Краснеющая рябина
В. Ругающаяся женщина
2. Найдите словосочетания «причастие + существительное»
Г. Бегающий мальчик
3. Найдите словосочетания «причастие + существительное»
А. Прыгающий мальчик
Б. Простой карандаш
В. Простирающаяся равнина
1 (А, В), 2 (В, Г), 3 (А, В, Г).
7. Подведение итогов урока.
— С какой частью речи мы познакомились на сегодняшнем уроке?
— Расскажите о причастии, используя свои примеры.
— Возьмите листы самоанализа. Впишите недостающие слова в представленные фразы.
Сегодня на уроке я узнал…
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
— Стр. 33, упр. 77, определить вид и время причастий.
Обсуждение домашнего задания вместе с учащимися.