Придаточные времени в русском языке + видео обзор

Придаточные предложения времени. Примеры

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни — это зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая обо­зна­ча­ет вре­мя совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка в глав­ном пред­ло­же­нии и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние вре­ме­ни, какие име­ет осо­бен­но­сти в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным вре­ме­ни из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточным времени

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни явля­ет­ся одним из видов обсто­я­тель­ствен­ных при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, кото­рое пояс­ня­ет всю глав­ную часть.

В нём сооб­ща­ет­ся о таком явле­нии (дей­ствии, собы­тии), кото­рое про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с явле­ни­ем (дей­стви­ем, собы­ти­ем) глав­но­го пред­ло­же­ния, сле­ду­ет за ним или пред­ше­ству­ет явле­нию (дей­ствию, собы­тию), о кото­ром идёт речь в глав­ной части. Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни отве­ча­ет на вопросы:

когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?

Пока ещё не рас­та­ял снег на горе, пой­дём пока­та­ем­ся на лыжах.

Скворец вспорх­нул с лужай­ки, как толь­ко уви­дел под­кра­ды­ва­ю­ще­го­ся к нему рыже­го кота.

Перед тем как зава­рить чай, опо­лос­ни­те чай­ник кру­тым кипятком.

Придаточные времени в русском языке

Временные союзы

Для свя­зи при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния вре­ме­ни с глав­ной частью исполь­зу­ют­ся под­чи­ни­тель­ные вре­мен­ные союзы:

Отношение одно­вре­мен­но­сти и после­до­ва­тель­но­сти про­те­ка­ния собы­тий выра­жа­ют­ся сою­за­ми, а так­же гла­голь­ны­ми фор­ма­ми вида и вре­ме­ни. Предложения, кото­рые обо­зна­ча­ют одно­вре­мен­ные собы­тия в глав­ной и при­да­точ­ной части, при­креп­ля­ют­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «пока», «когда», «как».

Пока Ваня умы­вал­ся, мама при­го­то­ви­ла яич­ни­цу и зава­ри­ла чай.

Когда при­гре­ло солн­це, мы зату­ши­ли костёр и дви­ну­лись дальше.

Для выра­же­ния раз­но­вре­мен­но­сти, когда дей­ствие глав­но­го пред­ло­же­ния сле­ду­ет за дей­стви­ем при­да­точ­но­го, исполь­зу­ют­ся вре­мен­ные сою­зы «когда», «после того как», «как толь­ко», «толь­ко что», «едва лишь» и пр.

После того как зацве­ли ябло­ни, неожи­дан­но нача­лись ноч­ные заморозки.

Когда дей­ствие глав­но­го пред­ло­же­ния пред­ше­ству­ет собы­ти­ям в при­да­точ­ной части, исполь­зу­ют­ся сою­зы «преж­де чем», «перед тем как», «до того как» и др.

Прежде чем поса­дить щег­ла в клет­ку, Андрей вымыл её и высу­шил на солнце.

В глав­ном пред­ло­же­нии могут быть ука­за­тель­ные сло­ва «тогда», «до тех пор», «после того» и др.

Они просну­лись уже тогда, когда в избе было совсем тем­но (А. Гайдар).

Этого вида при­да­точ­ные могут уточ­нять обсто­я­тель­ство вре­ме­ни, чаще выра­жен­ное наре­чи­ем, в глав­ном пред­ло­же­нии, например:

Утром, (когда?) как толь­ко мы ото­шли от бива­ка, тот­час же наткну­лись на тро­пу (В. Арсеньев).

Знаки препинания при составных союзах времени

Обычно при­да­точ­ное пред­ло­же­ние вре­ме­ни отде­ля­ет­ся запя­той от глав­ной части, если начи­на­ет или закан­чи­ва­ет слож­ное предложение.

Лишь взо­шло солн­це, сра­зу лес напол­нил­ся щебе­та­ньем птиц.

Из-под осу­нув­ших­ся сугро­бов потек­ли ручей­ки, когда при­гре­ло весен­нее солнце.

Придаточное пред­ло­же­ние, нахо­дя­ще­е­ся внут­ри глав­но­го пред­ло­же­ния, выде­ля­ет­ся запя­ты­ми в соот­вет­ствии с общим пра­ви­лом пунктуации.

Водитель гру­зо­ви­ка, преж­де чем оста­но­вить­ся, выгля­нул из кабины.

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни может при­со­еди­нять­ся состав­ны­ми под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «в то вре­мя как», «перед тем как», «преж­де чем», «до тех пор пока», «лишь толь­ко» и пр.

Если при­да­точ­ное пред­ло­же­ние вре­ме­ни начи­на­ет выска­зы­ва­ние, то состав­ной союз не рас­чле­ня­ет­ся на части. Запятая ста­вит­ся в кон­це при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, что­бы отде­лить его от главного.

Перед тем как вер­нуть­ся домой, девуш­ка зашла к подруге.

Как пра­ви­ло, не рас­чле­ня­ют­ся вре­мен­ные сою­зы «в то вре­мя как, «после того как», «до тех пора пока», если начи­на­ют слож­ное предложение.

В то вре­мя как зацве­ла сирень, по все­му посёл­ку раз­но­сит­ся её души­стый аромат.

После того как наша коман­да выиг­ра­ла матч, все хотят поздра­вить спортс­ме­нов с победой.

До тех пор пока не закон­чишь чер­тёж, даже не думай о перерыве.

Составной союз «до тех пор пока» по воле авто­ра факуль­та­тив­но делит­ся на части, если при­да­точ­ная часть нахо­дит­ся в сере­дине или в кон­це предложения.

Я не вер­нусь сюда до тех пор, пока ты не при­зна­ешь, что я прав.

Примеры предложений

Днем, когда солн­це зали­ва­ет школь­ный двор теп­лом, он пере­ли­ва­ет­ся раз­ны­ми оттен­ка­ми (Т. Хадасевич).

Пока закла­ды­ва­ли лоша­дей, Ибрагим вошёл в ямскую избу (А. Пушкин).

Каждый раз, когда я при­хо­дил, Олеся встре­ча­ла меня с сво­им при­выч­ным сдер­жан­ным досто­ин­ством (А. Куприн).

И гора пла­чет, как её кир­ка­ми бьют (Л. Леонов).

Утром, когда Корчагин проснул­ся, на дво­ре уже было свет­ло (Н. Островский).

А когда вос­хо­дит солн­це, ночь ста­но­вит­ся блед­ной и тём­ной (А. Чехов).

Учитель исчез из церк­ви, как толь­ко нача­лась служ­ба (Н. Лесков).

Пока ему зава­ри­ва­ли креп­кий чай, он сидел и мол­чал, про­дол­жая думать (К. Симонов).

И толь­ко небо засве­ти­лось, всё шум­но вдруг заше­ве­ли­лось, сверк­нул за стро­ем строй (М. Лермонтов).

Лишь утро осве­ти­ло пуш­ки и леса синие вер­хуш­ки, фран­цу­зы тут как тут (М. Лермонтов).

В то вре­мя как на при­гор­ках уже зеле­не­ла тра­ва, в лес­ных чащо­бах синел нетро­ну­тый снег (М. Пришвин).

С тех пор как заяц на камне поси­дел, про­шло доволь­но мно­го вре­ме­ни (М. Пришвин).

По мере того как раз­го­рал­ся костер, ярче осве­ща­лись высту­пав­шие из тем­но­ты кусты и ство­лы деревьев-гигантов (В. Арсеньев).

Видеоурок

Источник

Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.

В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений:

1. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении.

Придаточное времени относится ко всей главной части, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

В главном предложении могут быть слова со значением времени, указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза то. Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом.

От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в сложноподчинённых предложениях с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения.

В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в сложноподчинённом предложении времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.

1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной.

Например: Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (А. С. Пушкин);

2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда — тогда, лишь только — как, когда — то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной.

Например: Едва я накинул бурку, как повалил снег (М. Ю. Лермонтов).

Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда.

2. Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в сложноподчинённом предложении с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. При изменении порядка следования частей сложноподчинённого предложения с придаточным места усиливается внимание к содержанию придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах, а также в поэтических текстах.

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.

Я стал припоминать, куда ходил в течение дня (И. Тургенев) (придаточное изъяснительное).

3. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении.

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?,относятся ко всему главному предложению и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и подобными.

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.

Например: Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (С. Есенин)

Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза:

4. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?

Не относятся к сложноподчинённым предложениям с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной — союз что: За лето он вырос так, что стал выше всех в классе ; это СПП с придаточным меры и степени.

Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.

Например: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро (ССП); Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).

5. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.

В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если — то, если — так, если — тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной.

Например: Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).

Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы).

6. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только.

В этих сложноподчинённых предложениях иногда употребляется указательное слово затем.

Союзы, употребляющиеся в сложноподчинённом предложении с придаточными цели, часто бывают разделены запятой. При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения.

Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы.

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский) (придаточное изъяснительное).

Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (Д. Фурманов) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).

7. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными

В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему:

2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) и др.

Например: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб) — средство связи — союз хотя.

Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.

8. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:

Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились, точно он хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.

Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, то есть зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена:

«Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) — сравнительный оборот, обстоятельство.

Близки к сложноподчинённым предложениям с придаточными сравнения сложноподчинённые предложения с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем — тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия.

Например: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков).

В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем.

Особую группу внутри сложноподчинённых предложений со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями — сравнительные или сопоставительные.

Например: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).

9. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Придаточные образа действия характеризуют способ совершения действия и отвечают на вопросы как? каким образом? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия, относятся к одному слову в главной части — указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как.

Например: Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно (А. Н. Толстой)

Придаточные образа действия располагаются за главной частью.

10. Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.

Отдельную группу среди сложноподчинённых предложений с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия.

Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами.

Например: Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту (И. Ильф и Е. Петров).

О сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными мы говорили ранее, когда разбирали виды придаточных в сложноподчинённом предложении.

Источник

Урок русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным временем». 9-й класс

Класс: 9

Цель: знакомство со СПП с придаточным времени.

Задачи:

Оформление урока и подготовительная работа:

Ход урока

1. Организационный момент. Этап включения в урок

Доброе утро, ребята и уважаемые коллеги! Садитесь ребята!

Откроем свои тетради и сделаем записи: число, классная работа. (слайд 1, приложение 3)

2. Создание проблемной ситуации

«Счастливые часов не наблюдают» (2 слайд, приложение 3)

Вам знакома это фраза? (Действительно, это одно из высказываний комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Известно, что много поговорок, пословиц и крылатых выражений появилось в русском языке именно с появлением этого произведения, мы продолжим знакомство с ними на уроке литературы.)

3. Этап формулировки темы и целеполагания

— А сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «СПП» и познакомимся с еще одной группой придаточных обстоятельственных предложений. Какой же? Сформулировать тему сегодняшнего урока вам поможет наш эпиграф?

СПП с придаточными времени (запись в тетрадь) – 3 слайд, приложение 3.

— Задайте себе вопрос: Что я хочу знать по этой теме? Зачем мне это надо?

4. Актуализация знаний

(возвращение к эпиграфу) Хотелось бы, чтобы наш урок прошел быстро, четко, слаженно, чтобы мы все успели и были за это вознаграждены хорошими отметками в журнале. Для этого у каждого из вас имеется на парте карта успеха ученика, которую в конце урока вы мне сдаете. (Приложение 1)

4. Повторение изученного материала.

Первое задание «Словарный диктант». (Приложение 2)

Итак, мы с вами познакомились с 5 группами придаточных обстоятельственных (перечислите их). Прежде чем, мы приступим к практической части, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом нам поможет второе задание «Грамматический диктант».

Это задание направлено на такое качество как избирательность внимания. Оно поможет быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом производить с ним какие-то операции.

А главное, это качество нам понадобиться на ЕГЭ.

Формулировка задания: Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.

Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

Источник

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Придаточные времени относятся ко всему главному предложению и присоединяются союзами : когда, пока, с тех пор как, как только, по мере того как и др.

Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? на сколько времени? до каких пор?

Действие главного предложения происходит по отношению к действию в придаточном предложении в следующей временной соотнесенности:

а) одновременность действий в главном и придаточном предложениях.

Пример : Мы пошли в библиотеку, когда утвердили тему реферата.

б) действие главного предложения предшествует действию в придаточном предложении.

Пример: Мы пошли в библиотеку, перед тем как утвердили тему реферата.

в) действие главного предложения происходит после действия в придаточном предложении.

Выражение одновременности действий

1. Одновременность действий может быть двух видов: полная и частичная.

2. При полной одновременности действия в главной и зависимой частях полностью совпадают во времени.

3. При частичной одновременности действия в главной и зависимой частях совпадают не полностью.

5. Союз когда характеризует: а) неограниченную одновременность (без подчеркивания совпадения во времени главной и зависимой части); б) постоянные, закономерные отношения.

6. Союз пока характеризует: а) полную одновременность (синонимичен союзу когда ); б) ограниченную одновременность (действие придаточной части служит временным пределом для действия в главной части).

Значение одновременности оформляется определенным соотношением видовых форм предикатов в главном и придаточном предложениях:

Когда мы готовимся к экзаменам, мы всегда работаем в читальном зале.

Пока я читал текст, мой друг учил новые слова.

Руководитель космического полета поставил перед ученым новую задачу, когда он изучал новые данные, полученные с борта самолета.

Когда друзья пришли ко мне, я делал домашнее задание.

Пока закончится просмотр фильмов фестиваля, нам удастся посмотреть немало интересных картин.

Пока я учил новые слова, мой товарищ несколько раз прочитал текст.

5. Союз когда может соотноситься с наречием тогда в главной части, подчеркивающим момент совершения действия, например:

Нужно писать стихи только тогда, когда нет иного способа говорить.

6. Союз в то время как характеризует сопоставление одновременных действий. Значение полной одновременности с сопоставительными отношениями оформляется:

в то время как + глагол НСВ – глагол НСВ

В то время как я читал учебник, мой друг смотрел телевизор.

7. Союз по мере того как характеризует постепенность, пропорциональность одновременных действий. Значение полной одновременности с пропорциональными отношениями оформляется:

по мере того как + глагол НСВ – глагол НСВ

По мере того как приближалась сессия, мы готовились к ней все серьезнее и серьёзнее.

Задание 108. Глаголы в скобках поставьте в такой форме времени и вида, чтобы действие главного предложения происходило одновременно с действием в придаточном предложении.

1.Когда он (смотреть — посмотреть) на эти картины, он (вспоминать — вспомнить) свою юность. 2. Когда он (просыпаться — проснуться), родители (готовить — приготовить) для него завтрак. 3. По мере того как мы (приближаться — приблизиться) к университету, мы (встречать — встретить) все больше и больше студентов. 4. Когда я (приходить — прийти) к товарищу, я (начинать — начать) затрагивать интересные темы для разговора. 5. По мере того как студенты (разъезжаться — разъехаться), занятия (заканчиваться’. — закончиться).

Задание 109. Глаголы в скобках поставьте в такой форме времени и вида, чтобы действие главного предложения происходило до действия в придаточном предложении.

1. Я (читать — прочитать) эти книги, прежде чем (относить — отнести) их в библиотеку. 2. Я (приступать — приступить) к плану написания новой монографии, перед тем как (заканчивать — закончить) работу над учебником. 3. Мы (ехать — поехать) на дачу, прежде чем (завершать — завершить) все дела в городе. 4. Они (ехать — приехать) на стажировку, до того как (получать — получить) диплом. 5. Студенты (сдавать — сдать) промежуточный экзамен, до того как (заниматься — прозаниматься) семестр.

Задание 110. Глаголы в скобках поставьте в такой форме времени и вида, чтобы действие главного предложения происходило после действия в придаточном предложении.

1. Когда лектор (входить — войти) в аудиторию, не все студенты (собираться — собраться) в ней.2. Мы (посещать — посетить) этот музей, после того как (встречаться — встретиться) с друзьями.3. Мы (ехать — заехать) в тот момент, когда фильм уже (кончаться — кончиться).4. Они (поступать — поступить) в университет, после того как (заканчивать — закончить) учебу.5. Вы (мочь — смочь) увидеть это курортное место, когда (получать — получить) путевку в пансионат, который находится рядом с морем.

Задание 111. Закончите предложения.

Задание 114. Замените данные простые предложения сложными с придаточными времени, употребляя в них глаголы нужного вида.

1) Я видел новое здание вокзала в Санкт-Петербурге только из вагона.

2) В купе сел новый пассажир уже после Санкт-Петербурга.

1) По дороге домой она зашла в магазин за продуктами.

2) Дома она приготовила ужин.

1) Во время завтрака к нам пришла моя подруга.

2) После завтрака мы с подругой пошли в университет.

Задание 115. Используя данные ситуации и указанные в скобках союзы, составьте сложные предложения с придаточной частью.

1. Сначала студент приготовил всё необходимое для лабораторной работы, а потом приступил к ее выполнению (прежде чем). 2. Строительство нового корпуса будет закончено. Завод начнет выпускать новый образец автомобиля (после того как). 3. Я ждал на остановке своего друга. За это время уже прошло несколько автобусов (пока). 4. Мне нужно идти на экзамен. Я перечитал снова свой конспект (перед тем как). 5. Я познакомился с ним. Но я еще раньше слышал о нем много хорошего (с тех пор как). 6. Сотрудники музея подготовили экспозицию. Они были потрясены полученными результатами (когда). 7. Я подготовился к семинару, брат перевел текст. Мы пошли в кино (после того как).

1. Он заканчивал работу. Автор рассматривал картину. 2. Художник услышал вопрос об озере. Он отложил работу и подошёл к картине.3. Он ответил на вопрос. Сначала он долго смотрел на картину.4. Художник побывал на озере. Он долго болел.5. Художник простился с автором. Художник сказал, что он сейчас не может подарить автору эту картину.6. Автор шёл домой. Он все время думал о таинственном озере.7. Я внимательно посмотрел на руду. Я понял тайну озера.8. Мы решили идти обратно. Мы взяли немного руды и сфотографировали озеро.9. Мы приближались к озеру. Дышать становилось труднее.

Источник

Видео

Придаточные времени (9 класс, видеоурок-презентация)

Придаточные времени (9 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык 9 класс (Урок№28 - Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места.)

Русский язык 9 класс (Урок№28 - Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места.)

Придаточные времени

Придаточные времени

Придаточные предложения времени и условия (when / if sentences)

Придаточные предложения времени и условия (when / if sentences)

Видеоурок по английскому языку: Придаточные предложения времени и условия

Видеоурок по английскому языку: Придаточные предложения времени и условия

Придаточные предложения времени и условия. Видеоурок по английскому языку 5-6 класс

Придаточные предложения времени и условия. Видеоурок по английскому языку 5-6 класс

Русский язык | Виды придаточных предложений

Русский язык | Виды придаточных предложений

Сложноподчиненные предложения с придаточными. Причины, следствия, условия.

Сложноподчиненные предложения с придаточными. Причины, следствия, условия.

Сложноподчиненное предложение | Русский язык

Сложноподчиненное предложение | Русский язык

Придаточные времени (when, as soon as, till, until, after, before). Видеоурок по английскому языку

Придаточные времени (when, as soon as, till, until, after, before). Видеоурок по английскому языку
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.