Приложение в русском языке конспект + видео обзор

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Приложение»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Приложение в русском языке конспект

Данный конспект урока поможет доступно и понятно объяснить ученикам такую трудную тему как «Приложение».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Г.К.Хамзина, Н.А.Андромонова; Под ред. Л.З.Шакировой. – Казань: Магариф, 2007)

Цели: расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении;

развивать навыки монологической речи, навыки правописания приложений с определяемым словом, активизировать самостоятельную работу учеников;

воспитать любовь к русскому языку.

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа по карточкам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

II. Актуализация знаний

— какие члены предложения называются главными?

— какие второстепенные члены предложения вы знаете?

— расскажите о дополнении.

— что вы знаете об определениях?

2) лингвистическая разминка

Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)

III. Изучение темы «Приложение»

Откройте учебники (стр.97). В тетрадях запишите сегодняшнюю дату, тему.

Особым видом определения является приложение, выраженное существительным.

Например, Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. У нас есть утёс основное существительное, и мы прикладываем к нему дополнительную информацию – великан. Как бы несогласованное у нас в данном случае определение, но оно согласуется с данным словом в падеже. Какого утёса? Великана.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?

Во время паводка река Амур широко разлилась.

Особый вид приложений – это несогласованные приложения. Ими являются имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова – главные, а приложения при них – имена собственные.

Врач Иванова начала приём с раннего утра.

( Врач приложение, потому что говориться о профессии.)

Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники.

Программист Жданова получила срочное задание.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них – имена нарицательные.

Пишется без дефиса

1. Нарицательные существительные +

+ нарицательные существительные: утёс-великан

2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река

Нарицательное существительное + собственные существительные:

IV. Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение 180 (устно).

Прочитайте предложения и укажите предложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)

Волга-матушка, Ока-кормилица, Цна-голубка – качество предмета;

строитель-бетонщик, солдат-сапёр – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Кабан – географическое название;

3. Работа по карточкам.

Запишите предложения, подчеркните приложение.

Он похож на большого мальчика-толстяка. Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес. Картина Левитана «Золотая осень» привлекает нас гармонией красок, каким-то неизъяснимым волшебством. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы. Сестра Лиза приехала на весенние каникулы.

Как мы подчёркиваем приложения?

(двумя волнистыми чертами)

4. Словарный диктант с комментированием

Запишите словосочетания. Объясните употребление или отсутствие дефиса.

Вагон-выставка, фильм «Чучело», Волга-река, отец-старик, магазин «Садовод», киножурнал «Ералаш», планета Юпитер, зима-красавица, сестрёнка-Алёнка, студент-отличник.

V. Подведение итогов урока

— Что такое приложение?

— Какие признаки оно может обозначать? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п.)

— Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)

— Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Стр. 99, упр.182, стр. 101, контрольные вопросы, выучить правило

1. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 336с.

3. Сборник диктантов: 5-9 классы/ сост. В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2012. – 320с.

Источник

Что такое приложение в русском языке. Примеры приложений. Приложение и определение

Приложение в русском языке конспект

Значение приложений

Качества, свойства предметов: глаза-изумруды, красавица-жена.

Эмоциональные оценки, характеристики: утес-великан, писатель-бунтарь.

Национальность, семейное положение, возраст, занятие, родство: старик-отец, сосед-слесарь, дворник-татарин, сын Петя, альтист Данилов.

Имена собственные при неодушевленных существительных, географические названия: город Нью-Йорк, река Нева.

Названия газет и журналов, предприятий, судов: газета «Гудок», фабрика «Большевик», поезд «Москва-Петербург».

Художественное и выразительное приложение, как и любое другое художественное определение, называется эпитетом. Пример приложения-эпитета: Профессор, снимите очки-велосипед! (В.В. Маяковский)

Через дефис, в кавычках или с большой буквы? Правописание приложений

Также приложение пишется через дефис, если приложение выражено именем собственным и стоит перед определяемым словом:
Принимай нас, Суоми-красавица.

Дефис не ставится, если приложение стоит перед именем собственным:
Как похорошела красавица Москва!

Названия газет и журналов, предприятий, судов пишутся с заглавной буквы в кавычках.
Акт о капитуляции Японии подписали на борту линкора «Миссури».

Географические названия, фамилии и имена пишутся с заглавной буквы:
Нас встретил граф Орлов.
Подъезжаем к деревне Гадюкино.

Примеры предложений с приложениями

Гаврила-плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. (И. Тургенев)

Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. (И. Тургенев)

Тут выдался холмистой картинкой частый осинник, а в нем стоял рогатый великан лось. (М. Пришвин)

От полка спасибо наше вам за сына-храбреца. (А. Твардовский)

Ко мне обратился небольшого роста человек с французской черной бородкой, с усами-стрелами, торчащими к глазам. (М. Булгаков)

Чабан-татарчонок с высоким крюком в руке стоял вдали, возле серой отары овец. (И. Бунин)

Да иначе и быть не могло: не так уж часто встречались на Волне женщины-штурманы. (К. Паустовский)

В селе, где я родился, сзади двора протекала речушка Журавка. (А. Новиков-Прибой)

А враги, дурни, думают, что мы смерти боимся. (А. Фадеев)

Шорник Антип Калачиков уважал в людях душевную чуткость и доброту. (В. Шукшин)

Источник

Конспект урока «Приложение», 8 класс

Урок на тему «Приложение как особый вид определения. Дефис при приложении».

Обучающие: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, ознакомить с приложением как разновидностью определений, правилами употребления знаков препинания при них.

Развивающие: 1) развивать логическое мышление, память, внимание; 2) развивать лингвистическую интуицию.

Воспитательные: 1) воспитывать аккуратность, точность; 2) воспитывать внимательное отношение к речи; 3) воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока : ознакомление с новым материалом.

Технологии: технология критического мышления (приёмы: кластер, синквейн ).

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

II .АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ( 4 мин).

Задание: образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Ключ от замка – нет словосочетания «замочный ключ».

Очковая змея – название биологического вида.

Медвежья услуга – фразеологизм.

Синтаксический разбор на доске предложения.

И ласточка-песня летит над землей. (Лебедев-Кумач )

— Что вы можете сказать о предложении? Предложение из строки песни Лебедева-Кумача. Подумайте о смысле предложения. О чём оно? Сделаем синтаксический разбор. Слово ласточка относится к слову песня. Песня как ласточка «легкая, веселая». Слово ласточка – особый вид определения – приложение.

IV . ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ (2 мин).

— Осмыслим само понятие «приложение». Что мы можем назвать приложением?

— Какова цель нашего урока?

V .ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (14 мин).

Белые чайки- рыболовы с криком носились над Доном.

Врач Сергеева уехала.

1.Какой частью речи выражено приложение?
2.На какие вопросы отвечает?
3. Каким членом предложения является приложение?

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Примеры:
на груди утеса- великана
поэт Лермонтов
романс «Парус»

— Как определить, где главное слово, а где приложение?

Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.

Врач Иванова начала прием с раннего утра.

Докажите, что в словосочетаниях река Амур, озеро Селигер, журнал «Природа» приложением будут имена собственные.

Для доказательства составьте предложения, в которых одно из слов было бы подлежащим, а сказуемое выражалась бы глаголом в прошедшем времени или кратким страдательным причастием.

Озеро Селигер расположено в Тверской области.

Инженер Петрова предложила новую программу.

2) Составить кластер «Значения приложений».

— Какие признаки могут обозначать приложения?

Признаки: возраст, профессия, национальность, качества предмета, звание, степень родства, собственные наименования газет, улиц и т. д. Какие бываю приложения?

На груди
утеса- великана

Читаю газету «Известия»

Оба сущ.:муж.р.,в род.п., ед.ч.

— В каких приложениях форма падежа не изменяется при изменении главного слова?

— Что общего у приложения и несогласованного определения?

Приложение и несогласованное определения являются существительными.

— Чем отличается приложение от несогласованного определения?

5) Аналитическая работа с таблицей « Дефис между главным словом и приложением.

Условия постановки дефиса.

VII .ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (16 мин)

Дефис между главным словом и приложением

1)Подберите к выделенным существительным приложения или определяемые слова с теми значениями, которые указаны в скобках.

— Объясните написание приложений.

На фестивале выступали студенты … (национальность).

Они на русском языке декламировали стихи поэта … (ф.и.о.).

Артист городского театра … (название) спел арию из оперы … (название) композитора …(фамилия).

Где приложение? Раздельно или через дефис?

2) Выпишите приложения и определяемые существительные в два столбика.

Пишутся без дефиса

1. В скачках участвовали красавцы кони. — В скачках участвовали кони-красавцы. 2. У ворот склада стоял старик сторож. — У ворот склада стоял сторож-старик. 3. На берегу реки вырос гигант завод. — На берегу реки вырос завод-гигант.

Что вы узнали о приложении?

    К чему относится, что поясняет?

    Как пишется по отношению к определяемому слову?

    Характеризует, указывает, выражает.

    Приложение – определение, выраженное существительным.

    1. § 26. Выучить теоретический материал на стр. 85-86.

    2. Выполнить упражнение 141 из учебника.

    3. Составить 5 предложений с приложениями, которые называют столицы европейских государств.

    Рабочая тетрадь ученика

    Задание: образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

    И ласточка-песня летит над землей. (Лебедев-Кумач )

    3. Составить кластер.

    4.Составьте предложения, в которых одно из слов было бы подлежащим, а сказуемое выражалась бы глаголом в прошедшем времени или кратким страдательным причастием.

    5.Подберите к выделенным существительным приложения или определяемые слова с теми значениями, которые указаны в скобках.

    На фестивале выступали студенты … (национальность).

    Они на русском языке декламировали стихи поэта … (ф.и.о.).

    Артист городского театра … (название) спел арию из оперы … (название) композитора …(фамилия).

    6.Выпишите приложения и определяемые существительные в два столбика.

    Пишутся без дефиса

    1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль;

    2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова;

    3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова;

    4-я строка – суждение из четырёх слов по теме слова, мысль;

    5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову.

    Кластер «Значения приложений».

    Приложение в русском языке конспект

    Приложение в русском языке конспект

    Приложение в русском языке конспект

    Приложение в русском языке конспект

    Приложение в русском языке конспект

    Приложение в русском языке конспект

    Номер материала: ДБ-019287

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    План-конспект по русскому языку на тему «Приложение. Дефис при приложении» (8 класс)

    План-конспект урока по русскому языку.

    Ссылка на учебник: https://alleng.org/d/rusl/rusl829.htm

    Тема : Приложение. Дефис при приложении.

    Цель урока : формирование умения находить и правильно определять приложение, а также правильно расставлять дефис при нём.

    2) развивающие: развивать устную связную речь, словарный запас, память, зрительное внимание.

    3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.

    Тип урока : комбинированный.

    Оборудование : учебник по русскому языку 8 класса, раздаточный материал, иллюстративный материал, мультимедийная установка.

    «Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо, сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.

    Объявление темы и целей.

    «Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – приложение. Наша задача сегодня – научиться определять их, а также научиться ставить тире в тех местах, где это необходимо. Начнём».

    Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.

    Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано, упражнение, разработанное мной». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызывать одного ученика на предложение, он прочитает выполненное задание.

    Способ проверки – выборочная проверка.

    Произведения Лермонтова грустны и печальны (Лермонтовские стихи, сущ.в косв.падеже без предл., упр.)

    Желание бегать по утрам изредка появлялось у него. (инф., прим)

    Она хорошая собеседница (ИС). (прил., согл)

    Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.

    Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

    Что такое определение? (Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, характеризует подлежащее или другой член предложения, выраженный существительным, и отвечает на вопросы какой? который? е й?)

    Какие определения бывают по типу связи с определяемым существительным? (Согласованные и несогласованные)

    Что такое согласованные определения? (Определения, которые выражены прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, согласуются с существительным в роде, числе.

    А что такое несогласованные определения? Какими частями речи они выражены? (Определения, которые связываются с существительным способом управления или примыкания. Выражены сущ-м, инфинитивом, наречием, притяж.местоим.,несклон. прил, сочетанием слов).

    Объяснение нового материала.

    Записать 3 пары словосочетаний:

    Болтающий мальчик – мальчик-болтун, гигантская фабрика – фабрика-гигант, красивая осина – осина-красавица.

    Ребята, давайте подчеркнём второстепенные члены предложения. Как называется второстепенный член предложения в первых случаях? (Определение). Как же мы можем назвать второстепенные члены предложения во втором случае? (Приложение)

    Б) Чтение правила. Сейчас мы внимательно прочитаем правила на странице 109-111 и узнаем, что же такое приложение, какие разновидности оно имеет и в каких случаях ставится или не ставится дефис.

    Что такое приложение? (Приложение — это определение, выраженное именем существительным, согласованным в падеже с определяемым словом.)

    Что могу обозначать приложения? (Приложения могут обозначать качество предмета, а также родство, национальность, возраст, профессию лица, названного нарицательным или собственным существительным.)

    Какие имена собственные могут быть приложениями? (Приложением являются имена собственные при неодушевлённом существительном, а также клички животных, названия (однословные и неоднословные) книг, журналов, фильмов, фирм, сортов растений и т. д. )

    ( Записывать на доске ) В каких случаях ставится тире между определяемым словом и приложением? (если приложение и определяемое слово являются нарицательными существительными (независимо от последовательности) и если нарицательное существительное стоит после имени собственного. ( Обратить внимание на то, что в ином случае тире не ставится ).

    В каких случаях не ставится тире между определяемым словом и приложением? (если между приложением и определяемым существительным имеются родо-видовые отношения, а также после слов типа господин, товарищ, гражданин и др.:) Ещё раз обратить внимание на то, что когда нарицательное существительное стоит перед именем собственным, то дефис не ставится.

    Одолела вас дремота,

    Ну-ка, делайте со мною

    Вверх побольше потянитесь,

    (Руки вверх, потянулись.)

    Руки вытянуть пошире.

    На секундочки четыре.

    Наклониться хоть немного

    И изобразить дорогу.

    На носок, на пятку встаньте

    И тихонько вместе сядьте.

    Молодцы! Продолжаем урок».

    Закрепление материала на теоретическом уровне.

    А) (Работа у доски, написать предложения заранее на доске ) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 156 на странице 110. Мы спишем предложения, найдём ы них приложения, подчеркнём их и установим значение по таблице из упражнения 155) Нам нужно также найти грамматическую основу (без неё никуда).

    2. Популярна замечательная картина В. Васнецова «Богатыри» (название предмета).

    5. Царь (должность) Борис Годунов собирал огромную рать

    6. Дядя (родство) Осип был убит на фронте.

    7. Печальная осенняя природа дополняет трогательный образ девочки- крестьянки (социальная принадлежность)

    Б) ( Работа тетрадях по вариантам) . Ребята, в следующее упражнение , 158-е, похоже на предыдущее: нам нужно списать предложения, подчеркнуть грамматические основы и приложения и выяснить их значения, а также поставить тире там, где необходимо. (Выполняют все ученики в тетрадях по вариантам, время выполнения – 2 минуты, способ проверки – выборочная проверка). Убрать одно предложение из 1 варианта.

    4. Музыканты- любители (свойства и качества предмета) собирались по вечерам и играли вместе.

    5. Художник (род деятельности) Карл Петрович Брюллов очень любил красный цвет.

    2. Блестя прозрачными очками, по лугу шёл красавец Соколов (свойства и качества предмета), играя на задумчивой гитаре.

    (Показать иллюстрацию космонавта, упомянутого в 8 предложении.)

    Пётр Ильич Климук — космонавт, дважды Герой Советского союза, почётный гражданин ряда городов бывшего СССР, учёный, политический деятель. Родился Пётр Климук в деревне Комаровка Брестского района. В свой первый космический полет Пётр Климук отправился 18 декабря 1973 года вместе с Валентином Лебедевым в качестве командира космического корабля «Союз-13». В течение полета экипаж провёл различные астрофизические исследования. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 20 часов 55 минут 35 секунд. Сейчас космонавт на пенсии, но продолжает вести активную деятельность. В данный момент он занимается делами одного из комитетов Союзного государства России и Беларуси.

    (Дополнительное задание, исходя из оставшегося времени – чтение упражнения 160)

    Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

    Что такое приложение? (Приложение — это определение, выраженное именем существительным, согласованным в падеже с определяемым словом.)

    Какие имена собственные могут быть приложениями? (Приложением являются имена собственные при неодушевлённом существительном, а также клички животных, названия (однословные и неоднословные) книг, журналов, фильмов, фирм, сортов растений и т. д. )

    В каких случаях ставится тире между определяемым словом и приложением? (если приложение и определяемое слово являются нарицательными существительными (независимо от последовательности) и если нарицательное существительное стоит после имени собственного. Обратить внимание на то, что в ином случае тире ставится ).

    В каких случаях не ставится тире между определяемым словом и приложением? (если между приложением и определяемым существительным имеются родо-видовые отношения, а также после слов типа господин, товарищ, гражданин и др.:) Ещё раз обратить внимание на то, что когда нарицательное существительное стоит перед именем собственным, то дефис не ставится.

    Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.

    Источник

    Видео

    РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Приложение

    РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Приложение

    Обособление приложений. Где поставить запятую

    Обособление приложений. Где поставить запятую

    Обособление определений и приложений| Русский язык

    Обособление определений и приложений| Русский язык

    Русский 8 Приложение

    Русский 8 Приложение

    Приложение (8 класс, видеоурок-презентация)

    Приложение (8 класс, видеоурок-презентация)

    ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УЧЕБЫ, КОТОРЫМИ Я РЕАЛЬНО ПОЛЬЗУЮСЬ

    ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УЧЕБЫ, КОТОРЫМИ Я РЕАЛЬНО ПОЛЬЗУЮСЬ

    электронные конспекты || как я веду конспекты на ipad? || айпад для учебы

    электронные конспекты || как я веду конспекты на ipad? || айпад для учебы

    Как быстро сделать огромный конспект за 3 минуты/лайфхак/Даша NICE

    Как быстро сделать огромный конспект за 3 минуты/лайфхак/Даша NICE

    Задание 3 ОГЭ // Обособление приложений // Русский язык

    Задание 3 ОГЭ // Обособление приложений // Русский язык

    Русский язык 8 класс (Урок№20 - Приложение. Знаки препинания при нём.)

    Русский язык 8 класс (Урок№20 - Приложение. Знаки препинания при нём.)
    Поделиться или сохранить к себе:
    Добавить комментарий

    Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.