- Что такое Аллитерация
- Примеры аллитерации
- Аллитерация в скороговорках и поговорках
- Аллитерация в рекламе
- Аллитерация и ассонанс
- Отличие аллитерации от рифмы
- Аллитерация в русском языке. Примеры
- Примеры аллитерации
- Пример из литературы
- Использование аллитерации
- Важно!
- Аллитерация — это художественное повторение звуков
- Аллитерация — что это на примерах
- Аллитерация в поэзии
- Аллитерация в прозе
- Аллитерация в рекламе
- Вместо заключения
- Аллитерация: примеры в литературе
- Определение
- Фольклорные корни
- Функции аллитерации
- Языковая живопись
- Тавтограмма, или инициальная аллитерация
- Вершины поэзии
- Обоюдоострый инструмент
- Аллитерация в прозе, примеры
- Вне времени
- Безграничные возможности
- Аллитерация. Примеры из художественной литературы
- Что такое аллитерация?
- Аллитерация в художественной литературе
- Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»
- Видео
Что такое Аллитерация
Аллитерация (от лат. alliteratio – созвучие) — это приём, который используют поэты и писатели для выразительности произведения. Состоит он в повторяющихся согласных звуках.
Аллитерация может встречаться в прозе, поэзии, скороговорках, пословицах и даже рекламе.
Примеры аллитерации
Повторение согласных звуков «р» и «ж»:
«С весёлым ржанием пасутся табуны,
И римской ржавчиной окрасилась долина…».
Повторение согласных звуков «ш», «ст», «с», «сн», «х», «т»:
«Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен».
Повторение согласных звуков «з» и «гр»:
«Вам
и памятник ещё не слит, —
где он,
бронзы звон
или гранита грань?».
Повторение согласного звука «в»:
«Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля».
Аллитерация в скороговорках и поговорках
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
От топота копыт пыль по полю летит.
Борода росла — разума не принесла.
Аллитерация в рекламе
Люди любят Доширак (реклама «Доширак»).
Пельмешки без спешки (реклама пельменей «Сам Самыч»).
Аллитерация и ассонанс
Ассонанс же — это повторение гласных звуков.
Как, например, звуков «у», «е» и «о» в стихотворениях ниже.
«У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут».
«Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра».
«В нём тяга к сонному осеннему листу,
В своих тревожностях он ласково спокоен».
Нередки ситуации, когда аллитерация употребляется вместе с ассонансом.
Например, в скороговорках:
У ёлки иголки колки (аллитерация — повторение согласных звуков «лк», а ассонанс — гласного звука «и»).
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться (аллитерация — повторение согласного звука «ж», а ассонанс — гласного звука «у»).
Отличие аллитерации от рифмы
Отличием является положение в тексте двух литературных приёмов.
Рифма может находиться в начале, середине или конце фразы. Но положение рифмованных слов должно совпадать.
То есть если автор поместил рифму в конце, то такой строй продержится до конца стихотворения.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет«.
Аллитерация может быть разбросана по всему тексту. Она может встречаться в идущих друг за другом словах или «прыгать» с места на места.
Как, например, согласный звук «т» в стихотворении Афанасия Фета.
«Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь».
Узнайте также про другие литературные приёмы: Метафору, Анафору и Эпитет.
Аллитерация в русском языке. Примеры
Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.
Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации
Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Примеры аллитерации
Повторяются согласные «т», «р» и «с»:
Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.
Повторяются согласные «т» и «п»:
Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»
Пример из литературы
Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:
«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»
Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:
«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»
В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого», содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».
В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Использование аллитерации
Реклама и бизнес
Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс»и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.
Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.
Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.
Дикция
Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.
Фольклор
В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.
Тише едешь – дальше будешь.
Важно!
Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.
Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.
Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:
Аллитерация — это художественное повторение звуков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».
Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.
Аллитерация — что это на примерах
Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».
Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках :
Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.
Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.
Аллитерация в поэзии
Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из « Слово о полку Игореве », которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.
Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.
С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках
В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.
постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.
Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.
А в строчках Сергея Есенина
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.
А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева :
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.
Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.
Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.
Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.
Аллитерация в прозе
В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.
Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка
Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.
Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова :
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.
Аллитерация в рекламе
Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.
Вот пример таких названий:
И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».
Вместо заключения
А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.
Аллитерация: примеры в литературе
Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.
Определение
Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.
Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае – организованное повторение согласных звуков, во втором – ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.
Фольклорные корни
Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:
— Шила в мешке не утаишь.
— Тише едешь – дальше будешь.
— Мели, Емеля – твоя неделя.
В скороговорках проявляется дополнительная – игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):
— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— На дворе трава, на траве дрова.
Функции аллитерации
Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями – главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.
В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания – звонких, глухих, шипящих и т.д. – имеет ритмическую функцию:
— Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).
— Вот дыра у ребра – это след от ядра (В. Высоцкий).
В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.
Иногда, особенно в стихах, аллитерация – способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности – формальной, но удивительно впечатляющей:
— Леса – лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).
— Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).
Языковая живопись
Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:
— Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).
Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:
— Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).
В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:
— Мело, мело по всей Земле. (Б. Пастернак).
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).
Тавтограмма, или инициальная аллитерация
Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:
— Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).
Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки – тавтограммы:
— Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку – понес продавать, просил полтинник – получил подзатыльник.
Вершины поэзии
Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное – смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина – признак высочайшего поэтического мастерства.
С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.
Обоюдоострый инструмент
Увлечение аллитерацией может стать самоцелью – здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:
— Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).
— Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)
Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку.
Аллитерация в прозе, примеры
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример – в «Преступлении и наказании».
Вне времени
Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.
Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:
— «Крошка-картошка», «Чупа-Чупс», «Наши-мамаши», «Елки-Палки».
— «Брук-Бонд» – Будь на высоте!
А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:
— Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!
Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:
Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:
— Comet. Очищать и защищать!
Безграничные возможности
Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.
Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные – «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский – это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.
Аллитерация. Примеры из художественной литературы
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Узнаем, что такое аллитерация в поэтической речи, какими средствами создается и для чего применяется в художественной литературе.
Что такое аллитерация?
Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.
Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор отдельных согласных звуков или их сочетаний, тогда речь идет об аллитерации. Аллитерация — это стилистическая фигура поэтической речи.
Аллитерация, как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Аллитерация в художественной литературе
Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их в потоке речи и создавая особый звуковой эффект.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.
Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим чёткую барабанную дробь. Этого эффекта поэт добивается повторением звонких согласных звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.
В сто сорок солнц закат пылал…
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:
Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.
Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня.
Ресницы, ресницы,
склоненные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солнце в венце стрел!
А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:
-Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн.