- ЭЛЛИПСИС — это… Примеры из художественной литературы
- Примеры
- Эллипсис
- Эллипсис в литературе
- Примеры
- Видеоурок «Литература. Эллипсис. Зевгма»
- Эллипсис
- Содержание
- Примеры
- Эллипсис и конверсия
- Типы эллипсиса
- См. также
- Литература
- Смотреть что такое «Эллипсис» в других словарях:
- «По умолчанию» или красноречивый эллипсис. Спецпроект РИА новый День «Язычник»
- Видео
ЭЛЛИПСИС — это… Примеры из художественной литературы
Эллипсис — это намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из предыдущего контекста.
Узнаем, что такое эллипсис в литературе, для чего он используется. Приведем примеры эллипса в литературе.
В языке художественной литературы имеется множество средств, которые используют авторы для того, чтобы придать тексту образность и выразительность. Писатели имеют большой арсенал художественных средств, которые называют терминами «тропы» и «фигуры речи». Одной из фигур речи является эллипсис. Это слово греческого происхождения и буквально значит «недостаток», «нехватка».
Чтобы понять, что такое эллипсис, рассмотрим диалог:
Вторая реплика по составу явно неполная. В ней отсутствует глагол «иду» или «собираюсь»:
Это высказывание является примером эллипсиса как фигуры речи, в которой намеренно пропущено слово. Оно легко восстанавливается из предыдущего контекста. Говорящим вполне понятен смыл этой реплики.
В литературе эллипсис является стилистической фигурой. Стилистические фигуры — это словесные обороты, которые выступают в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи.
ОпределениеЭллипсис — это стилистическая фигура, которая заключается в пропуске слов или фактов, которые подразумеваются из контекста.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
В первой фразе стихотворения этого поэта пропущено слово. Восстановим его:
Я не люблю, когда наполовину делают (поступают)…
Наполненность стиха сразу утяжелила его, исчезла легкость, ритмичность, ощущение движения. Сделаем вывод, что использование эллипса придает речи особую выразительность, динамичность и образность.
Эллипсис — это сокращение фразы. Автор заставляет читателя домыслить то слово или оборот, который умышленно им пропущен. Писатель вовлекает читателя в творческий процесс, что создает эффект сопереживания и участия. С помощью этой фигуры в прозе или поэзии передается интонация живой речи, выразительность и образность.
Приведем примеры использования эллипсиса в литературе.
Примеры
Обратимся к творчеству классика русской и мировой литературы А.С. Пушкина:
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
Читаем в стихотворении Марины Цветаевой:
Вы — с отрыжками, я — с книжками,
Вы — с трюфелем, я — с грифелем,
Вы — с оливками, я — с рифмами,
Вы — с пикулем, я — с дактилем.
А вот как использует эллипсис в своем стихотворении поэтесса Анна Ахматова:
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль — солнечным лучом,
Фиалкою — девичий рот,
А золото — ничем.
Итак, эллипсис в литературе — это лаконичность, легкость и динамичность поэтической речи. С помощью эллипсиса передается живая разговорная речь, текст приобретает художественную выразительность и живость.
Эллипсис
Одной из тенденций в нашей речи является сокращение. Сами не замечая, мы стараемся экономить речевые усилия и время, чтобы за короткий срок донести до собеседника больше информации. Так появляются всевозможные сокращения: умолчания, пропуски (зевгмы), эллипсисы. Последний приём встречается довольно часто. Мы можем сказать «я пойду в продуктовый» вместо «я пойду в продуктовый магазин», или «купи порошок» вместо «купи стиральный порошок», потому что так быстрее, и собеседник нас всё равно поймёт.
Эту фигуру речи можно обнаружить и в литературных произведениях. Согласно словарному определению эллипсис (либо эллипс; происходит от греческого слова «elleipsis» – «недостаток, опущение») – это намеренный пропуск в тексте или речи слов, несущественных для общего смысла. Эллипсис применяется с целью придания речи тексту динамичности, живости и большего сходства с обычной разговорной речью, если в тексте имеются соответствующие диалоги. В некоторых случаях эта фигура способствует приданию эмоциональности, этакой романтичной недоговорённости, словно речь героя прерывается от волнения.
Говорить об эллипсисе имеет смысл в следующих случаях:
1. Когда пропущен член предложения, элемент выражения, который легко восстановить по контексту (особенно если имеется смысловой или синтаксический параллелизм). Пример:
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты. Ты в меня!
«Оставь меня», Г. Гейне, перевод М. Л. Михайлова.
2. Когда пропущена нулевая связка:
Исполинские горы,
Заповедные скалы.
Вы – земные узоры,
Вы – вселенной кристаллы.
«Исполинские горы», К. Д. Бальмонт.
3. Когда пропущен некоторый компонент высказывания, восстанавливающийся из конкретной речевой ситуации. Например, здесь понятно, что опущено слово «оценка», поскольку действие происходит на школьном уроке.
И Раиса Ивановна поставила мне пять. … И я пошел к себе и сел на место. И в это время Лёвка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит:
– Наляпано.
И поставила Лёвке тройку.
«Синий кинжал», В. Ю. Драгунский.
4. Когда усечено словосочетание, обозначающее определённое явление или предмет. Примером такого эллипса служат всевозможные названия улиц, о которых пел знаменитый певец Юрий Антонов:
Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную
И на Тенистой улице я постою в тени
Вишневые, Грушевые, Зеленые, Прохладные
Как будто в детство давнее ведут меня они…
«Пойду по Абрикосовой»
Пропуск нулевой связки является весьма распространённым случаем эллипсиса. В лирике многих поэтов мы можем заметить этот приём:
Это – область чьей-то грёзы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
«Первый снег», В. Я. Брюсов.
Благодаря эллипсу в данном отрывке образуется продолжительная пауза, которая придаёт строкам торжественность.
Не знаете весёлой вы мечты;
Ваш целый век – несносное томленье,
И скучен сон, и скучно пробуждение,
И дни текут средь вечной темноты.
«Сон», А. С. Пушкин.
В данном случае, наоборот, опущение связки делает фразу более динамичной, порывистой.
Ты – принцесса из царства не светского,
Он – твой рыцарь, готовый на всё…
О, как много в вас милого, детского,
Как понятно мне счастье твоё!
О, Мария, ты – Стихия.
Ты – волна с венцом из пены!
Ты – сиянья золотые,
Что в Эдеме красят стены!
Здесь, как и в случае с отрывком из стихотворения «Первый снег», пауза превращает предложения в страстную молитву, настоящий гимн героине.
В следующем фрагменте находим несколько разных типов эллипсиса. Пропущены нулевая связка, союзы (предположительно, «восстаньте, ибо час пришёл»), глагол («течёт кровь»).
Благодари меня, о женский пол!
Я – Демосфен твой: за твою свободу
Я рад шуметь; я непомерно зол
На всю, на всю рогатую породу!
Кто власть им дал. Восстаньте, – час пришёл!
Конец всему есть! Беззаботно, явно
Идите вслед за Марьей Николавной!
Понять меня, я знаю, вам легко,
Ведь в ваших жилах – кровь, не молоко,
И вы краснеть умеете уж кстати
От взоров и намёков нашей братьи.
«Сашка. Нравственная поэма», М. Ю. Лермонтов.
Часто авторы опускают некоторые члены предложения.
Твоя судьба – парить под небом за орлами,
А наша – за твоё здоровье робко пить,
Хвалить исподтишка дела твои стихами,
И вслух тебя любить!
«К генерал-майору Б. В. Полуектову, на выступление в поход 1812 г. 17 февраля», В. А. Жуковский.
В этом случае видим, что отсутствие слова «судьба» как бы принижает значение тех, кто приближен к генералу, которому обращено стихотворение.
Иному показалось больно,
Что он наседкой не сидит;
Иному – очень своевольно
С тобой мурза твой говорит…
«Видение мурзы», Г. Р. Державин.
Одна одета ризой
Из снежных облаков;
Другая же – туникой
Авроры молодой.
Во втором предложении автор опустил слово «одета», благодаря чему образы кажутся ещё более разными и необычными.
А на клёнах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.
В этом отрывке пропущены разные слова. Можно подставить глаголы «лежит» (вуаль), «расстилается» (даль). Пропуск этих членов предложения делает строки более воздушными, лёгкими.
Скорей бы – в бричке по ухабам!
Скорей бы – в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!
«Скорей бы – в бричке по ухабам!», И. Северянин.
В этом отрывке эллипсис создаёт эффект нетерпения, динамичности. Лирический герой так торопится оказаться в милой сердцу деревне, что готов не только мчаться сквозь пространство, но и пропускать слова, словно это позволит ему быстрее добраться до желанной цели.
Эллипсис часто встречается в пословицах и поговорках, где краткость и ёмкость – это наиболее ценные качества. Эта фигура придаёт народным мудростям лаконизм и динамичность одновременно, поэтому обнаруживается во многих изречениях:
Солдату умереть в поле, матросу в море. (Опущено слово «суждено»).
Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю. (Отсутствует слово «оказаться, быть»).
Глаза – бирюза, а душа – сажа. (Пропуск нулевой связки).
Следует заметить, что по сравнению с другими фигурами речи эллипсис не является самым распространённым средством усиления выразительности художественного текста. Исследователи признают, что эта фигура относится скорее к разговорной и ораторской речи, нежели к литературному языку. Но и в художественных произведениях эллипсис справляется со своими функциями и придаёт речи динамичность, экспрессивность и живое звучание.
Эллипсис в литературе
Эллипсис — это намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из предыдущего контекста.
Узнаем, что такое эллипсис в литературе, для чего он используется. Приведем примеры эллипса в литературе.
В языке художественной литературы имеется множество средств, которые используют авторы для того, чтобы придать тексту образность и выразительность. Писатели имеют большой арсенал художественных средств, которые называют терминами «тропы» и «фигуры речи». Одной из фигур речи является эллипсис. Это слово греческого происхождения и буквально значит «недостаток», «нехватка».
Чтобы понять, что такое эллипсис, рассмотрим диалог:
Вторая реплика по составу явно неполная. В ней отсутствует глагол «иду» или «собираюсь»:
Это высказывание является примером эллипсиса как фигуры речи, в которой намеренно пропущено слово. Оно легко восстанавливается из предыдущего контекста. Говорящим вполне понятен смыл этой реплики.
В литературе эллипсис является стилистической фигурой. Стилистические фигуры — это словесные обороты, которые выступают в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
В первой фразе стихотворения этого поэта пропущено слово. Восстановим его:
Я не люблю, когда наполовину делают (поступают)…
Наполненность стиха сразу утяжелила его, исчезла легкость, ритмичность, ощущение движения, хотя отметим, что чаще всего в эллиптических построениях как раз-то пропускается именно глагол. Сделаем вывод, что использование эллипса придает речи особую выразительность, динамичность и образность.
Эллипсис — это преднамеренное сокращение фразы. Автор заставляет читателя домыслить то слово или оборот, который умышленно им пропущен. Писатель вовлекает читателя в творческий процесс, что создает эффект сопереживания и участия. С помощью этой фигуры в прозе или поэзии передается интонация живой речи, выразительность и образность. Эта стилистическая фигура широко используется в публицистике, ораторской и сценической речи, опирается на соответствующие явления в разговорной речи.
Приведем примеры использования эллипсиса в литературе.
Примеры
Обратимся к творчеству классика русской и мировой литературы А.С. Пушкина:
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
Читаем в стихотворении Марины Цветаевой:
Вы — с отрыжками, я — с книжками,
Вы — с трюфелем, я — с грифелем,
Вы — с оливками, я — с рифмами,
Вы — с пикулем, я — с дактилем.
А вот как мастерски́ использует эллипсис в своем стихотворении поэтесса Анна Ахматова:
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль — солнечным лучом,
Фиалкою — девичий рот,
А золото — ничем.
Итак, эллипсис в литературе — это лаконичность, легкость и динамичность поэтической речи. С помощью эллипсиса передается живая разговорная речь, текст приобретает художественную выразительность и живость.
Видеоурок «Литература. Эллипсис. Зевгма»
Эллипсис
Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.
Содержание
Примеры
Шампанского! [подразумевается «Принесите бутылку шампанского!»] (А. Чехов)
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты. Ты в меня!
Эллипсис и конверсия
Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например в выражении шампанское вино слово вино обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское берёт на себя роль существительного.
Синтаксическая роль может и прирасти к слову — в исходном частеречном статусе слово перестаёт употребляться. Например, при пропуске второго слова в ст.-слав. дроугъ чьловѣкъ («другой человек») первое слово прилагательным быть перестало, став существительным друг.
Типы эллипсиса
Существует множество признаваемых лингвистами типов эллипсиса. Некоторые из них:
См. также
Литература
Смотреть что такое «Эллипсис» в других словарях:
эллипсис — эллипсис, а … Русский орфографический словарь
эллипсис — пропуск, опущение, исключение, эллипс, элипс Словарь русских синонимов. эллипсис сущ., кол во синонимов: 5 • исключение (44) • … Словарь синонимов
Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия
ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПСИС, а, м. В языкознании: пропуск в речи какого н. легко подразумеваемого слова, члена предложения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура … Словарь литературных терминов
ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПС, ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis). 1) замкнутая кривая линия, образующаяся от косого сечения прямого конуса. 2) пропуск в речи слов, как особая риторическая фигура, напр.: еще шаг, и ты (будешь) там. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Эллипсис — (от греч. ἔλλειψις опущение, недостаток) пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции. В сфере предложения как эллипсис определяется: а) пропуск того или иного члена предложения … Лингвистический энциклопедический словарь
Эллипсис — (греч. ellipsis опущение, недостаток, выпадение) фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Сущность Э. состоит в преднамеренном пропуске слова, предложения, фрагментов речи, которые подразумеваются и легко восстанавливаются по смыслу,… … Педагогическое речеведение
«По умолчанию» или красноречивый эллипсис. Спецпроект РИА новый День «Язычник»
Герой сегодняшнего «Язычника» – лингвистическая категория эллипсис – ходячая иллюстрация одной из главных тенденций современной речи – тотального сокращения. Экономя время и речевые усилия, мы стремимся в предельно сжатой форме за считанные секунды донести до собеседника максимум информации. Так возникают и множатся всяческие сокращения: зевгмы (они же – пропуски), классические умолчания и эллипсисы – обязанные присутствием в филологических науках своему отсутствию в тексте или речи.
Замкнутая линия из геометрии эллипс и фигура речи эллипсис – происходят от одного и того же одно и то же греческого слова: ἔλλειψις – выпадение, опущение. Но по значению эти слова различаются, наподобие слов кристалл и хрусталь. Эллипсис, если коротко и для « чайников», это пропуск слов, если они кажутся говорящему или пишущему неважными.
В лингвистике существует множество типов эллипсиса, легко выявляемых контекстом: стриппинг, гэппинг, псевдогэппинг, слусинг. Эллипсис именной группы. Эллипсис глагольной группы. Сравнительный эллипсис. Эллипсис при ответе на вопрос. Нулевая анафора дополнения и др.
Если говорить на упрощенном академическом языке, то эллипсис бывает косвенным (когда, не называя тот или иной предмет, все разговоры вертятся вокруг него, и все знают, о чем идет речь); ситуативным («утраченное» слово компенсируется неречевыми средствами общения – жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах); психологическим (умолчание расценивается как секрет).
И адъективным: пугало огородное → пугало (здесь, наоборот, опускается определение).
Эллипсисы – наши постоянные спутники в повседневной разговорной практике.
Вот мы кричим вслед супругу: « Купи порошок». И обе стороны точно знают, что это усеченная версия просьбы: «купи стиральный порошок в универсаме», а не «купи мышьяк в аптеке». Хотя, возможны варианты, но и в этом случае собеседники понимают друг друга.
Ибо разговорной речи имманентно присущи ситуативность и наличие т.н. «вневербальных средств непосредственного речевого общения», проще говоря, жестов с определенным смыслом. Способствует употреблению эллипсисов и структура русской беседы, например: «Дайте мне десять червонцев, а я вам – сотку».
Одним из первых о «повседневных» эллипсисах писал Корней Иванович Чуковский в книге «Живой как жизнь»: «– Граждане, переходя улицу там, где нет перехода, вы подвергаетесь». Ах, что за прелесть этот юридический жаргон!
И жизнестойкий, как вирус чумы. Знакомый подросток (отличник, но оторва) на днях, осведомленный о ювенальной юстиции, пугал стародавним эллипсисом родителей, велевших ему прибрать свою комнату (в противном случае, грозивших отлучить сыночка от лэптопа): «Я вас привлеку!»
Не так давно в судебном учреждении услышала, как секретарь приглашала участников процесса: «Имяреки такие-то, проходите в зал заседаний, начинаем слушать!»
Реально так представила – расселились все стороны и арбитры по отведенным местам, включили радио или музыкальный центр и стали слушать, например, 9-ю сонату ми мажор Бетховена или «Полет Валькирии» Вагнера. Как вариант, возможна и другая интерпретация секретарской фразы: вытащили судейские и оппоненты с адвокатами из ушей остававшиеся после ночного сна беруши, и стали внимать «музыке небесных сфер»…
Чаще употребляются нейтральные по стилю эллипсисы: само собой [разумеется], не усугубляйте [положение], не драматизируйте [обстановку].
Имеются ироничные: на всякий пожарный (возникло аж в два этапа), уважить или употребить.
Есть эллипсисы бескультурные: Куда поступаешь? или аналог: Поступил?
Что у вас? – интересуется среднестатический кондуктор. Еще хуже его истошное: «Оплачиваем, пожалуйста» и уж совсем, как выражается современная молодежь, «зашквар», неэллипсистская конструкция: «Оплачиваем за проезд!»
Однако мы все прекрасно понимаем, что бестактный знакомый интересуется выбранным для продолжения высшего образования институтом, а вагоновожатый – способом оплаты. Призыв последнего также прозрачен: оплатить стоимость проезда на данном виде городского транспорта.
Интересны эллипсисы, из которых исчезает собственно смысловой глагол, такие как может [быть] и будешь [есть или пить]. В первом случае мы наблюдаем перспективу появления интересной грамматической конструкции. Во втором случае, она уже появилась: Ты кофе будешь? Не будешь? Я буду, и Коля будет кофе! Превращение технического, вспомогательного глагола быть в смысловой (со значением «принимать пищу») и в тоже время, переходный – это изюминка нашей речи, особенно заметная и своей сложностью, и очарованием иностранцам. Мы её прочувствовать не можем – срослись. Нет, подобные смысловые опущения есть и у говорящих на других языках. Немцы с легкостью говорят Я хочу домой или Мне нужно в бассейн, но смысловой глагол при имеющемся доминировании над вспомогательным они не пропускают.
Примеров эллипсиса не счесть в молодежной речи: