Пример кластера в русском языке + видео обзор

Содержание
  1. Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры
  2. Кластер как один из методов критического мышления
  3. Основные принципы составления кластера
  4. Правила оформления кластера на уроке
  5. Рекомендации по составлению кластера
  6. Применение метода кластер
  7. Пример
  8. Достоинства и результаты применения приема
  9. Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления. статья по русскому языку
  10. Скачать:
  11. Предварительный просмотр:
  12. Подписи к слайдам:
  13. Предварительный просмотр:
  14. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  15. Презентация «Построение кластера на уроках русского языка в начальной школе
  16. Оставьте свой комментарий
  17. Подарочные сертификаты
  18. Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы. статья по русскому языку на тему
  19. Скачать:
  20. Предварительный просмотр:
  21. Видео

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Пример кластера в русском языке

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Пример кластера в русском языке

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления.
статья по русскому языку

Пример кластера в русском языке

Использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гореванова Екатерина Александровна учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринск Первая квалификационная категория Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Цель: развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

ОСНОВА ТРКМ – ТРЁХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

2 этап- «Осмысление» Эта стадия позволяет ученику: 1) получить новую информацию; 2) осмыслить её; 3) соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап- «стадия рефлексии» Здесь основным является: 1) целостное осмысление, обобщение полученной информации; 2) присвоение нового знания, новой информации учеником; 3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме

Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

«Планета и ее спутники» 1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; Состав слова

2. Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Окончание Корень Приставка Суффикс Состав слова

При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил: 1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока. 2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление.

Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

КЛАСТЕР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ПРИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Е.А. Гореванова, г. Шадринск

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе к системе образования в целом, и к специфике преподавания русского языка в частности предъявляются новые требования. Основным считается переход от репродуктивного стиля обучения к инновационной образовательной парадигме, способствующей развитию познавательного интереса и познавательной активности младших школьников [1].

Главным средством формирования познавательной активности является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Специфика данной технологии заключается во взаимодействии учащегося и информации. Основная цель технологии – развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. Принято выделять следующие стадии этой технологии: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Применяя технологию РКМЧП, обучение происходит на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности [3, с. 25].

Графическая организация материала в данной технологии является ведущим методом демонстрации процесса мышления. Наиболее распространенным является прием составления кластера. Однако вопрос о применении данного приема на уроках русского языка в начальных классах, а также рекомендации по составлению кластеров до сих пор остается малоизученным.

Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы [2]. Данный прием, в отличие от письменной работы, позволяет охватить больше информации, помогает ее систематизировать, представив как заголовок смысловых блоков.

Кластер – это отражение нелинейной формы мышления. С помощью него можно представить ключевые моменты любого понятия из курса русского языка. Этот прием также принято называть «наглядный мозговой штурм». По своей специфике он похож на опорный конспект и является универсальным. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию по определенной теме, либо выявить пробелы в знаниях по этой теме, данный прием целесообразнее применять на стадии вызова. Для закрепления полученной информации кластер используется на уроках русского языка на стадии осмысления. Если необходимо сгруппировать лингвистические понятия и установить между ними логическую связь, кластер применяют на стадии рефлексии.

Возможно использовать данный прием на всех его стадиях в течение всего занятия. В начале урока педагог предлагает младшим школьникам на листе бумаге изобразить всю имеющуюся у них информацию на заданную тему. На протяжении всего занятия учащиеся постепенно добавляют в свою схему новый материал, выделяя его другим цветом. Таким образом, использование кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует развитию умений прогнозировать, предполагать, анализировать, дополнять, фиксируя главное.

Прием составления кластера на уроках русского языка в начальных классах применяется на разных этапах урока (при целеполагании, повторяя изученный материал, при объяснении новой темы, при работе с учебником, при закреплении, систематизации, обобщении изученного материала) [1].

Наиболее используемой разновидностью кластера при изучении нового материала, по нашему мнению, можно назвать «Фишбоун» («Рыбий скелет»). Учитель на доске записывает вопрос, фразу или объект, о котором далее пойдет речь. Это и является головой рыбы. Далее формируется «скелет»: младшие школьники в своих тетрадях записывают все, что знают о предмете речи. Получается своего рода каталог мыслей, которые необходимо озвучить. Затем младшие школьники обмениваются знаниями, делают выводы о предмете речи. В данном случае ответ на поставленный в начале урока вопрос представляет собой хвост рыбы.

Закрепляя и систематизируя изученный материал, мы предлагаем на уроках русского языка использовать такую модель кластера, как «Планета и ее спутники». Ее можно применять и на этапе постановки цели, и при повторении пройденного материала.

Учащимся предлагается в центре листа записать ключевое слово или фразу, являющуюся «сердцем» темы. Далее вокруг слова фиксируются мысли в виде отдельных слов или предложений, которые отражают основную идею темы. Их соединяют с ключевым понятием прямыми линиями или стрелками. Затем к каждому «спутнику», устанавливая новые логические связи, добавляются другие «спутники». Таким образом, образуется схема, графически изображающая мысли учащихся и определяющая информационное поле изучаемой темы [2].

Составляя кластер коллективно, можно применить прием «Корзина идей», где младшие школьники по очереди называют факты по изучаемой теме, не повторяя уже озвученное.

При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:

1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока.

2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление.

При составлении кластера необходимо озвучить ученикам, что они должны записывать все возникающие у них идеи и фиксировать их до тех пор, пока они не закончатся. Им нужно попытаться построить больше логических связей и не придерживаться какого-то задуманного плана.

Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.

Список использованных источников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае.

В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Основные цели урока по теме «Несклоняемые имена существительные»: знакомство с несклоняемыми именами существительными наиболее часто встречающимися в речи, с их происхождением и значением, прави.

Тема: «Второстепенные члены предложенияЦель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.Ввести алгоритм определения второстепенных.

Методические рекомендации для учителей начальных классов.

В данной работе были отражены виды приёма «Кластер» вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны.

Источник

Презентация «Построение кластера на уроках русского языка в начальной школе

Пример кластера в русском языке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер- класс Бровко Елена Владимировна Учитель МБОУ СОШ № 1 «Построение кластера на уроке русского языка»

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.»

Критическое мышление, комплекс многих навыков и умений.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю». 2.На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» 3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

На каждой из стадий урока используются свои методические приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.

Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».

1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; Состав слова

2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Состав слова Окончание Корень Приставка Суффикс

3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Состав слова Приставка Суффикс Окончание Корень

Состав слова Приставка Суффикс Окончание Корень Изменяемая часть слова Основная часть слова Служит для образования новых слов

ЧТО? ПРЕДМЕТ ЛЮДИ ОДУШЕВЛЁННОЕ НЕОДУШЕВЛЁННОЕ КТО? ЖИВОТНЫЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ИМЯ УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ЕД.Ч МН.Ч РОД Ж.Р. С.Р. М. Р. ОНА МОЯ ОНО МОЁ ОН МОЙ ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ СОБСТВЕННОЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ В.п. Т.п. П.п. Д.п. Р.п. И.п. КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧУВСТВА

Имя существительное Имя существительное Кто? Что? Одушевлённое Неодушевлённое Изменяется по падежам Число единственное множественное Род Ж.р М.р Ср.р собственное нарицательное Обозначает предмет

рыбы птицы насекомые 6 лап перья чешуя животные звери шерсть

Вывод: «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.

Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся: умение ставить вопросы; умение выделить главное; умение делать сравнение; умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

Рефлексия мастер – класса Хочу закончить свой мастер – класс словами Адольфа Дистервега «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление. Когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходиться сказать, что хотя он кое – что знает, но ничего не умеет». Желаем, чтобы в ваших учениках гармонично сочетались и знания, и умения.

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Номер материала: ДВ-071484

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Пример кластера в русском языке

Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Краснова Оксана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 166 г.о.Самара

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Цели и задачи технологии развития критического мышления

Задачи – научить школьников:

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

Приёмы технологии «Развития критического мышления

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила :

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

— в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

— на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

— на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».

В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

Получается первичный кластер.

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новые сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения.

В шестом классе на заключительном уроке по теме «Имя прилагательное» получаем такой кластер:

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке Пример кластера в русском языке

Я думаю, что цветовые обозначения полей помогают разграничить постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, а значит, правильно выполнить морфологический разбор.

Кто работает по программе Е.А.Быстровой, тот знает, что на изучение темы «Разряды предлогов» в 7 классе в учебнике отводится полторы страницы, теоретические сведения даны не в системе, что затрудняет понимание морфологических особенностей этой части речи. На стадии вызова («Что мы знаем о предлоге как части речи?») составленный учащимся кластер выглядел так:

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

Пример кластера в русском языке

На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:

Источник

Видео

Использование приема "Кластер" на уроках русского языка

Использование приема "Кластер" на уроках русского языка

Что такое кластер? С чем его едят?

Что такое кластер? С чем его едят?

Как использовать Кластера в Скальпинге Криптовалют | Обучение Кластерам | Трейдинг

Как использовать Кластера в Скальпинге Криптовалют | Обучение Кластерам | Трейдинг

Учебные кластеры

Учебные кластеры

Приём Кластер (ФГОС)

Приём  Кластер (ФГОС)

составление кластера у доски

составление кластера у доски

Зачем нужны кластеры, и кому это выгодно?

Зачем нужны кластеры, и кому это выгодно?

Кластер как один из методов критического мышления

Кластер как один из методов критического мышления

Кластеризация русского текста на Python

Кластеризация русского текста на Python

Кластер-анализ - Борис Миркин

Кластер-анализ - Борис Миркин
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.