Пример оппозиции в русском языке + видео обзор

Фонологическая оппозиция и дифференциальные признаки фонем

Пример оппозиции в русском языке Пример оппозиции в русском языке Пример оппозиции в русском языке Пример оппозиции в русском языке

Пример оппозиции в русском языке

Пример оппозиции в русском языке

Оппозиция в лингвистике — одно из понятий структурализма: существенное для смыслоразличения различие между единицами плана выражения. Такому различию соответствует различие единиц плана содержания.

Понятие оппозиции используется для разграничения языковых единиц (инвариантов) и их вариантов: инварианты способны вступать друг с другом в оппозитивные отношения, а варианты не обладают такой способностью (их отношения неоппозитивны).

Примером оппозиции на фонологическом уровне в русском языке может служить пара заднеязычных согласных фонем /k/ — /x/: они способны быть единственным средством смыслоразличения, например в паре корь — хорь. Напротив, [g] и [ɣ] являются вариантами одной фонемы, поскольку аналогичной пары для них в русском языке нет (более того, эти звуки взаимозаменяемы).

В фонологической концепции Н. С. Трубецкого учение об оппозициях, включающее их классификацию, занимает центральное место. Там же вводится понятие нейтрализации — невозможность реализации в данной позиции фонологической оппозиции, реализующейся в данном языке в других позициях (так, в русском языке в позиции конца словоформы не противопоставлены звонкие и глухие шумные согласные: род [rot] — рот, в то время как перед гласными оппозиция реализуется: ротовой — родовой).

Дифференциа́льный (различи́тельный) при́знак (ДП) — одно из основных понятий лингвистики: то или иное свойство языковых единиц, противопоставляющее их другим единицам того же уровня, им не обладающим (или обладающим противоположным свойством).. Так, в русском языке звук [l’] противопоставлен звуку [l] по наличию свойства палатализованности, словоформа стол — словоформе столы по числу, значение слова олень — значению слова камень по одушевлённости.

В фонологии понятие дифференциального признака разработано в наибольшей степени. Различают релевантные и нерелевантные (иррелевантные) для фонологической системы данного языка ДП. ДП является релевантным, если по нему противопоставляются какие-либо фонемы данного языка. К примеру, в русском языке для согласных релевантен ДП звонкости — глухости (том — дом), однако не во всех позициях: глухость согласных на конце слов обусловлена позицией, а значит нерелевантна (лук — луг [luk]).

Фонема может быть представлена как совокупность (пучок) «фонологически существенных [различительных] признаков, свойственных данному звуковому образованию»[3]. Элементы пучка, впрочем, «выступают вместе, а не раздельно», неразрывно связаны друг с другом. Фонема не состоит из ДП в том же смысле, в каком слово состоит из фонем, являющихся сегментными (линейными) единицами.

Совокупность ДП, общих для членов нейтрализующегося фонологического противопоставления, называется архифонемой. Термин ведёт своё происхождение из фонологии Н. С. Трубецкого.

26. Фонема: вариант и вариация. Позиционные изменения звуков/фонем. Дистрибуция.

Вариа́нт фоне́мы — в учении Московской фонологической школы (МФШ): обусловленная позицией модификация фонемы, совпадающая по артикуляторным и акустическим качествам с реализацией какой-либо иной фонемы (или нескольких фонем). К примеру, в словоформе зуб конечный согласный, относимый МФШ к фонеме , совпадает в звучании с конечным согласным формы суп — реализацией фонемы

). Таким образом, вариант выступает в сигнификативно слабой позиции.

Иначе вариант фонемы может быть определён как один из членов, являющихся общими для двух или более рядов позиционных чередований звуков. Так, в русском языке в словоформах сома́ и сама́ в первом слоге выступает звук [ʌ], хотя под ударением (в сигнификативно сильной позиции для русских гласных) звуки различаются (сом — сам), что для последователей МФШ означает, что имеют место различные, но пересекающиеся ряды чередований.

Пример оппозиции в русском языке

Вариант противопоставлен, с одной стороны, основному варианту (доминанте) фонемы, выступающему в абсолютно сильной (сигнификативно и перцептивно сильной) позиции (в отличие от него, как и вариация, относится к модификациям фонемы), с другой стороны, вариации фонемы, представляющей фонему в перцептивно слабой, но сигнификативно сильной позиции.

Также термин «вариант фонемы» может употребляться в значении «аллофон» («оттенок фонемы») в его понимании Петербургской фонологической школой.

Вариа́ция фоне́мы — в учении Московской фонологической школы: звук, являющийся реализацией фонемы (иными словами, аллофон) в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой фонологической позиции, не нейтрализуя, таким образом, фонемного противопоставления, и обусловленный данной позицией. Так, в русском языке ударные гласные непереднего ряда в положении между мягкими согласными в артикуляции смещаются вперёд (вол — вёл [v’o’l], лук — люк [l’u’k]), однако не совпадают по звучанию с русскими гласными фонемами переднего ряда, поэтому перед нами вариации фонем ( и соответственно).Вариация противопоставлена, с одной стороны, основному варианту фонемы, выступающему в абсолютно сильной (сигнификативно и перцептивно сильной) позиции (в отличие от него, как и вариант, относится к модификациям фонемы), с другой стороны, варианту фонемы, представляющему фонему в сигнификативно слабой позиции.

Иногда вариацию называют оттенком фонемы, однако следует учитывать, что термин «оттенок» используется и шире, в значении «аллофон» и «вариант фонемы» (в его понимании Петербургской фонологической школой).

Источник

Пример оппозиции в русском языке

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее понятие о фонологической оппозиции

В составе любой фонемы можно выделить два типа признаков:

Фонемы любого языка образуют систему, в основе которой лежит понятие оппозиции, т.е. противопоставления фонем по тем или иным фонологически существенным признакам. Набор этих признаков и характер отношений между ними для каждого языка специфичен, неповторим. В артикуляционном или в акустическом отношении некоторые признаки в разных языках могут совпадать, различаясь при этом функционально.

Приведенная классификация оппозиций описывает типы отношений между фонемами и определяет принципы, лежащие в основе фонологической системы любого языка. В дальнейшем оказалось возможным использовать понятие оппозиции при описании других языковых единиц – морфем и лексем, а также при характеристике отношений между грамматическими значениями, образующими грамматическую категорию.

Между фонемами возникают оппозиции не только благодаря их различиям, но также и потому, что между фонемами существует и определенное сходство. Так, /д/ – /т/ различаются между собой одним фонологически существенным признаком – глухостью / звонкостью. Объединяет эти фонемы, во-первых, то, что они согласные, а во-вторых, обе фонемы смычные, переднеязычные, твердые.

Фонемы могут отличаться друг от друга одним признаком – / б/-/п/, двумя – /б/-/п’/, тремя – /б/-/с/ и четырьмя – /б/-/с’/.

Характеристика разновидностей фонологической оппозиции

В теории оппозиций рассматриваются не все возможные различия между согласными фонемами, а только различия по одному из четырех фонологически существенных признаков.

К наиболее значимым в общенаучном смысле относятся привативные оппозиции – такие противопоставления, один член которых характеризуется наличием, а другой – отсутствием присущего данной системе фонологического признака. В первом случае член оппозиции называется маркированным, во втором – немаркированным (отмеченным и неотмеченным). Примером привативной оппозиции в русском и во многих других языках может служить противопоставление согласных по глухости / звонкости или по твёрдости / мягкости. В этих парах глухость и твёрдость являются немаркированными, а звонкость и мягкость – маркированными признаками.

Звуки, образующие привативную оппозицию, в определённых условиях могут терять маркированный признак и совпадать по звучанию с немаркированным членом оппозиции. Такое явление называется нейтрализацией. Нейтрализация фонем происходит в слабой позиции, как, например, в русском языке потеря звонкости согласной на конце слова. В сильной позиции гласные и согласные не подвергаются нейтрализации.

Понятие привативной оппозиции применимо также к лексическому материалу. Примером привативных лексических оппозиций могут служить такие пары, как «глаза – очи», «лоб – чело». Слова в каждой из этих пар обладают одним и тем же лексическим значением. Различия – в стилистической отмеченности, т.е. слова «очи» и «чело» стилистически маркированы. В определенных контекстах они сохраняют это свойство, прежде всего в поэтических текстах. В научных или официально-деловых текстах эта оппозиция нейтрализуется: употребление стилистически маркированных слов здесь неуместно и воспринимается как ошибка, «стилистический акцент».

Привативную оппозицию образуют слова, называющие профессию лиц мужского и женского пола: «учитель – учительница», «ткач – ткачиха». Здесь возможна замена маркированного члена немаркированным: «Петрова – учитель». Но нельзя заменить немаркированный член маркированным, например, «Петров – учительница».

Другой тип отношений представлен в таких парах, как «казах – казашка», «француз – француженка». Эти оппозиции называются эквиполентными: в них оба члена логически равноправны и семантически неравнозначны. Поэтому замена одного члена другим невозможна. Эквиполентные оппозиции характеризуют также антонимические пары: «друг – враг», «светлый – темный», «вверху – внизу», «войти – выйти» и т.д.

Примером градуальной оппозиции – члены такой оппозиции характеризуются различной степенью проявления одного и того же признака – могут служить отношения между словами синонимического ряда «страшный – ужасный – жуткий», значения которых можно описать таким образом: «вызывающий чувство страха» – «вызывающий чувство сильного страха» – «вызывающий чувство очень сильного страха». Такого же рода отношения характерны для степеней сравнения качественных прилагательных: «новый – новее – самый новый».

В пропорциональных оппозициях противопоставления между членами одной оппозиции повторяются в других оппозициях, как, например, в следующих «пропорциях» согласных, противопоставленных по глухости / звонкости: п : б = т : д = к : г. Такой же «пропорцией» характеризуются отношения между разными группами слов:

между глаголами и отглагольными существительными со значением «производитель действия, названного мотивирующим глаголом»: читать : читатель = учить : учитель = собирать : собиратель. ;

между некаузативными и каузативными глаголами: стоять : ставить = сидеть: сажать = пить : поить = есть : кормить. ;

между существительными нормального размера и существительными уменьшенного размера: дом : домик = стол : столик = человек : человечек…

Применение понятия оппозиции дало возможность не только подтвердить положение структурной лингвистики о системности языка, но само понятие системности наполнить конкретным содержанием, особенно в той части, которая связана с парадигматическими отношениями.

Источник

Фонологическая оппозиция

Фонологическая оппозиция

Лингвистика
Теоретическая лингвистика
Фонетика
Фонология
Морфология
Синтаксис
Семантика
Лексическая семантика
Прагматика
Прикладная лингвистика
Усвоение языка
Психолингвистика
Социолингвистика
Письменность
Дешифровка
Типология
Эволюционная лингвистика
Сравнительно-историческое
языкознание
Этимология
Стилистика
История лингвистики
Список лингвистов
Языки мира
Нерешённые проблемы

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н.С.Трубецкой и С.К.Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Ноам Хомский, Моррис Халле.

Содержание

Важнейшие понятия фонологии

Фонемы, аллофоны и оппозиции

Основное понятие фонологии — фонема, минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи — фон, конкретный отрезок звучащей речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами.

Различительные признаки

Каждый член любого противопоставления отличается от другого благодаря различным фонологическим признакам. Так, начальный звук слова дом отличается от начального звука слова том тем, что в его образовании участвует голос, то есть он является звонким. Точно так же последний звук слова мох отличается от последнего звука слова мок (от мокнуть) тем, что первый является щелевым, а второй — взрывным. Все языковые оппозиции можно представить таким образом: конечно, существуют и такие оппозиции, члены которых различаются более чем одним признаком: ср. отвёл — прочёл.

Типы оппозиций

В книге Н. С. Трубецкого «Основы фонологии» описывается несколько принципов классификации оппозиций. Наибольшую известность получила классификация, связанная с характером участвующих в противопоставлении дистинктивных признаков:

Во многих направлениях фонологии существует тенденция использовать только привативные оппозиции: два других типа соответственно представляются как появляющиеся в результате взаимодействия нескольких бинарных привативных противопоставлений см., например, #Порождающая фонология. Понятие маркированности сыграло очень большую роль в развитии структурализма (не только в лингвистике) и остается в центре многих теоретических дискуссий.

Кроме того, Трубецкой проводил классификацию фонологических оппозиций и по другим критериям: например, одномерные и многомерные (по числу участвующих в противопоставлении признаков).

Нейтрализация

Ещё одно важное понятие фонологии — нейтрализация оппозиций, то есть неразличение элементов, обычно выступающих в противопоставление. Типичный пример нейтрализации: оглушение звонких согласных в конце слова, характерное для русского или немецкого языков. Позиция, в которой противопоставление снимается, называется позицией нейтрализации, или слабой позицией. Для каждого противопоставления может существовать своя позиция нейтрализации: так, для оппозиции глухих и звонких шумных в русском языке сильной является позиция перед гласным, а слабой — позиция перед шумным согласным (кроме [v]), а для противопоставления твёрдых и мягких согласных слабой является только позиция перед другим шумным (в конце слова возможны и твёрдые, и мягкие, ср. мол — моль.

Фонологическая единица, находящаяся в слабой позиции, в классической («пражской») фонологии Трубецкого называется архифонемой, однако в других школах предлагаются другие понимания механизма нейтрализации.

Сегменты и другие фонологические единицы

В первую очередь фонология, особенно классическая, занималась системой фонем, то есть функционированием сегментов, однако в сферу её компетенции входят и другие явления. Сюда можно отнести типологию и несанкционированные акцентных систем и — шире — изучение других просодических средств, таких как тон, метрическая структура, интонация и т. д. Кроме того, при некоторых пониманиях фонологии туда включаются различные морфонологические процессы, очевидным образом связанные с фонемным составом языковых единиц, их просодической характеристикой и проч.: сюда относятся, например, эпентеза, редупликация, усечение и тому подобное.

В фонологии распространена аллоэмическая номенклатура: в работах можно часто встретить такие понятия, как тонема (и аллотон), то есть минимальная смыслоразличительная тоновая единица, хронема (минимальная единица длительности) и так далее; впрочем, не во всех направлениях фонологии такое чёткое разделение считается полезным (см. #Автосегментная фонология.

Фонологическая типология

В задачи фонологии, помимо частноязыковых описаний, входит описание различных систем гласных и согласных фонем. Структура этих систем определяется набором и типом формирующих эти системы оппозиций, что, в свою очередь, требует предварительного выделения набора релевантных для данного языка фонологических признаков и приписывания этих признаков каждой фонеме: даже для структурно и генетически близких языков иногда нужно принимать разные решения. Например, в части диалектов ирландского языка противопоставляются глухие придыхательные и звонкие непридыхательные согласные, причём смыслоразличительным является признак глухости-звонкости, а придыхание является предсказуемым. Напротив, в других диалектах звонкость не имеет фонологического значения, автоматически сопровождая дистинктивную непридыхательность. При этом существенно, что и в тех, и в других диалектах фрикативные противопоставлены по звонкости-глухости; соответственно, структура консонантной системы в целом в этих двух группах диалектах различается весьма сильно.

В типологии вокалических систем принято разделение на очень редкие линейные (абхазский, аранда), прямоугольные и треугольные системы. В треугольных системах (характерных, например, для большинства европейских языков или языков банту) важнейшим парадигматическим отношением является оппозиция по подъёму, гласные фонемы сосредоточены в «крайних точках» вокалического треугольника (редки гласные центрального ряда). В прямоугольных системах (зачастую связанных с развитием гармонии гласных) весьма существенной является оппозиция ряда, но и подъёма, для таких языков весьма характерны чередования, связанные именно с рядом (как, например, тюркская гармония гласных).

Универсальные фонологические классификации

В некоторых современных теориях понятие признака играет даже бо́льшую роль, чем собственно понятие фонемы; иногда место традиционных признаков занимают другие единицы, например артикуляторный жест. Существуют и такие теории, которые рассматривают сегменты не просто как пучки, но как иерархически организованные множества признаков, что позволяет ограничить набор возможных операций над сегментами.

Развитие фонологии

Бодуэн де Куртенэ

«Основы фонологии» и пражский кружок

К Трубецкому по взглядам были близки многие члены Пражского лингвистического кружка, в особенности его ученик Р. О. Якобсон. В то же время многие идеи Трубецкого, в частности разделение фонологии на «фонемику» (дисциплину, изучающую организацию звуковых систем и типы соотношения между фонемами) и «архифонемику» (морфонологию), отвечающую за такие явления, как нейтрализации и чередования, не получили значительного развития.

Структуралистская фонология после Трубецкого

Фонологическая теория, развитая в работах Н. С. Трубецкого, оказала большое влияние на развитие не только лингвистики, но и гуманитарного знания в целом. Теоретический аппарат оппозиций, в основном благодаря работам Р. О. Якобсона, получил широкое применение и в других областях лингвистики, прежде всего в морфологии (см. также тагмемика); кроме того, концепции Трубецкого были важны для развития антропологии благодаря К. Леви-Стросу.

Американский структурализм

Критерии, используемые Трубецким, были весьма близки тем основанным на дистрибуции методам, которые в то время активно разрабатывались в американском дескриптивизме, в работах Леонарда Блумфилда, Морриса Сводеша и других. К структуралистам был отчасти близок по своим взглядам Эдвард Сепир. В частности, в известной работе «Sound patterns in language» [6] он подчеркивал, что лингвистическая значимость артикуляционных событий обусловлена не их физическй природой, а тем, как они соотносятся с другими событиями в системе данного языка: так, звук, производимый при задувании свечи, с акустической точки зрения похож на звук, фигурирующий в ряде разновидностей английского языка в словах which или white ( [ʍ] ), однако лингвистическая их значимость совершенно разная.

В американской структуралистской фонологии было разработано понятие о двух уровнях репрезентации. Эти два уровня вводились для анализа фактов наподобие оглушения конечных звонких в языках типа немецкого или русского. Так, для Трубецкого звуковая последовательность [rat] анализировалась в фонологических терминах как /raT/, с архифонемой (единицей с неполным набором признаковых спецификаций) в конечной позиции (где произошла нейтрализация). Фонологическая репрезентация /raT/ при этом соотносится с двумя лексическими единицами, орфографически Rad ‘колесо’ и Rat ‘совет’. В процессуальной трактовке, предлагаемой американскими структуралистами, эти две единицы имеют разный фонемный состав, соответственно /rad/ и /rat/ (ср. формы родительного падежа Rates и Rades); постулируется правило, переводящее /d/ в /t/ в позиции конца слова. При этом в ранних версиях американского структурализма число уровней не превышает двух, даже если это требует крайне нетривиальных правил перехода между ними.

Европейские школы структурализма

Использование чисто формальных, дистрибутивных критериев получило наибольшее распространение в оригинальной концепции работавших в Дании учёных, в первую очередь Л. Ельмслева, получившей название глоссематики. В области изучения звуковых систем Ельмслев настаивал, в частности, на разделении субстанции (чисто формальных отношений между создающими значимость языковыми единицами) и формы (тех признаков языковых единиц, которые имеют отношение к физическим свойствам их проявлений).

Оригинальную концепцию фонологического строя языков предложили также британский исследователь Дж. Р. Фёрс и его лондонская школа структурализма. В модели Фёрса значительную роль играло понятие просодии, понимаемое как создающая значимость единица, охватывающая более одного сегмента (фона); тем самым роль уменьшалась классического фонемного анализа и в то же время давался достаточно простой анализ таких явлений, как, к примеру, ассимиляция.

Идеи структурализма развивались и в СССР, в частности в рамках Московской (Р. И. Аванесов) и Ленинградской (Л. В. Щерба) фонологических школ.

Универсальные классификации и порождающая фонология

Наиболее весомый вклад в утверждение генеративной фонологии внесла работа Н.Хомского и М.Халле «Звуковой строй английского языка» («The Sound Pattern of English», SPE). В ней впервые были сформулированы положения о том, что грамматика языка (её фонологический аспект) представляет собой набор звуков/сегментов и правил их преобразования (phonological rules). Правила могут применятся как произвольно, так и в определенном порядке. Понятие фонемы, аллофона и слога были исключены из терминологического арсенала. Согласно принципам SPE, сегмент подвергаеся трансформации в определенном окружении; причем последнее может характеризоваться как сегмент, обладаюший определенными характеристиками, либо как последовательность из определенного количества сегментов. Система представления фонологических правил включает набор дифференциальных признаков, имеющих значение «+/-«. Только наиболее существенные признаки используются в формуле представления правила. Например, оглушение звонких согласных на конце слова в русском языке в системе правил генеративной фонологии записывается как

В большинстве случаев, порядок применения правил оказывается необходимым условием для адекватного описания фонологических преобразований. Некоторые правила могут применятся несколько раз (циклически) на разных этапах морфолонической деривации. Так, правило удаления сверхкратких (ь, ъ) в русском языке применяется каждый раз при добавлении к основе морфем, содержащих эти сегменты. Положения SPE о цикличности в процессе деривации были в дальнейшем развиты в теории лексической фонологии (П.Кипарский, Г.Е.Буи, Е.Рубах). Другим направлением развития генеративной фонологии стали автосегментная фонология (Дж.Голдсмит) и теория геометрии признаков (Дж.Клементс).

См. также

Примечания

эсперанто (en) · финская (en) · гуджарати (en) · гавайская (en) · хинди-урду (en) · венгерская (en) · греческая: древне-греческая (en)/койне (en)/современная (en) · эскимосская (en) · ирландская (en) · японская (en) · кайова (en) · корейская (en) · Mahal (en) · арауканская (en) · навахо (en) · оджибва (en) · персидская (en) · протоиндоевропейская (en) · сесото (en) · сомали (en) · тагальская (en) · тамильская (en) · таос (en) · турецкая (en) · убыхская (en) · вьетнамская (en) · уэльская (en) · идиша (en)

белорусская (en) · македонская (en) · польская (en) · русская (en) · украинская (en) · чешская (en) ·

арабская (en) · иврита (en) ·

латинская (en) · испанская (en) · каталонская (en) · румынская (en) · португальская (en) · французская: стандартная (en)/квебекская (en) ·

английская: старо-английская (en)/современная (en)/австралийская (en) · немецкая: бернская (en)/стандартная (en) · исландская (en) · норвежская (en) · датская (en) · голландская (en) · шведская (en) ·

Смотреть что такое «Фонологическая оппозиция» в других словарях:

ОППОЗИЦИЯ — в лингвистике противопоставление языковых единиц одного уровня (фонем, морфем, значений слов и т. д.), выявляющее различие между ними (напр., фонологическая оппозиция фонем к и р в кот и рот ) … Большой Энциклопедический словарь

ОППОЗИЦИЯ (в лингвистике) — ОППОЗИЦИЯ в лингвистике, противопоставление языковых единиц одного уровня (фонем, морфем, значений слов и т. д.), выявляющее различие между ними (напр., фонологическая оппозиция фонем «к» и «р» в «кот» и «рот») … Энциклопедический словарь

оппозиция — и; ж. [от лат. oppositio противоположение] Книжн. 1. Противопоставление своих взглядов или своей политики другим взглядам или политике. Новая система воспитания встретила сильную оппозицию консерваторов. Антидемократическая о. О. военной политике … Энциклопедический словарь

Фонологическая концепция М. В. Панова — Фонологическая теория М. В. Панова, во многом следовавшего традиции Московской фонологической школы[1][2], основана на специфическом понимании парадигматики и синтагматики и признаёт наличие в языке двух рядов фонем: синтагмо фонем и… … Википедия

Оппозиция (лингвистика) — Лингвистика … Википедия

Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого — Н. С. Трубецкой Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого одно из направлений в фонологии. Содержание … Википедия

Петербургская фонологическая школа — Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия

Московская фонологическая школа — (МФШ) одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ[1] о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой). Возникновение школы… … Википедия

Берберо-ливийские языки — (берберские языки) одна из ветвей афразийских языков (включает также гуанчские языки). Б.‑л. я. имеют ряд сепаратных морфологических изоглосс с семитскими языками и множество лексических изоглосс с чадскими языками. Б.‑л. я. неравномерно… … Лингвистический энциклопедический словарь

Источник

Видео

LHPS-1-7-05 Бинарные оппозиции в тексте

LHPS-1-7-05 Бинарные оппозиции в тексте

Клим Жуков и Реми Майснер о программе белорусской оппозиции

Клим Жуков и Реми Майснер о программе белорусской оппозиции

Фейковая оппозиция? Чем грешат Дудь, Навальный, Собчак и другие российские псевдолибералы — ICTV

Фейковая оппозиция? Чем грешат Дудь, Навальный, Собчак и другие российские псевдолибералы — ICTV

«Путин мне ничего не советовал»: Лукашенко о мигрантах, оппозиции и отношениях с Россией | Интервью

«Путин мне ничего не советовал»: Лукашенко о мигрантах, оппозиции и отношениях с Россией | Интервью

Потребность в оппозиции: выступление на семинаре Школы гражданского просвещения

Потребность в оппозиции: выступление на семинаре Школы гражданского просвещения

Левотемия-стрим. Программа белорусской оппозиции

Левотемия-стрим. Программа белорусской оппозиции

Урок 1. Оппозиция

Урок 1. Оппозиция

🔴Потери российской армии в Украине: о чем молчат в Кремле. DW Новости (01.06.2022)

🔴Потери российской армии в Украине: о чем молчат в Кремле. DW Новости (01.06.2022)

Сара Вагенкнехт "ПРОСТО РАЗОРВАЛА" pycoфoба на ток-шоу в Германии

Сара Вагенкнехт "ПРОСТО РАЗОРВАЛА" pycoфoба на ток-шоу в Германии

Как зародилась русская оппозиция? 3-я серия фильма о Николае Павловиче

Как зародилась русская оппозиция? 3-я серия фильма о Николае Павловиче
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.