выпадение звуков
Смотреть что такое «выпадение звуков» в других словарях:
комбинаторные изменения звуков речи — Комбинаторные изменения вызваны влиянием артикуляции близко расположенных звуков друг на друга. Выделяются следующие разновидности комбинаторных изменений: 1) аккомодация – частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного звуков … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Комбинаторные изменения звуков — Комбинаторные изменения звуков фонетические изменения, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. На ассимилятивной и диссимилятивной основе могут происходить… … Лингвистический энциклопедический словарь
комбинаторные изменения звуков — Изменения, связанные с влиянием звуков, особенно соседних, друг на друга (см. ассимиляция, выпадение звуков, гаплология, диссимиляция, метатеза) … Словарь лингвистических терминов
Комбинаторные изменения звуков — результат влияния окружающих звуков в речевом потоке. Таковы Ассимиляция, Диссимиляция, Аккомодация приспособление согласных к гласным и гласных к согласным («игры отыгран»), выпадение звука («сонце» вместо «солнце»), гаплология выпадение … Большая советская энциклопедия
непроизносимые согласные — Согласные буквы, лишенные в определенных сочетаниях авуко вого аначеиия (термин условный, так как буквы вообще не произносятся, а непроизносимых звуков не бывает). К числу непроизносимых согласных относятся: 1) т, в сочетаниях стн (горестный,… … Словарь лингвистических терминов
диереза — (от греч. diairesis разрыв, разделение). Выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения, в результате ассимиляции или диссимиляции. Гру(сн)ый из грустный, пра(зн)ый из праздный, чу (ств)о из чувство, знаме(но)сец из знаменоносец п т … Словарь лингвистических терминов
Методы исследования речи психолингвистические — А. Н. Гусев. Эти методы основываются на положении о том, что психол. и лингв. структура речевого высказывания максимально приближены друг к другу. Установлено, что в состоянии эмоциональной напряженности и/или падения уровня работоспособности… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Разговорная речь — Разговорная речь разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно бытовое общение и выполняющая функции общения и воздействия. В качестве средства национального общения складывается в эпоху формирования наций, в… … Лингвистический энциклопедический словарь
Старофранцузский язык — Самоназвание: Français du roy Страны: Галлия (Франция) … Википедия
Древнепольский язык — Страны: Польша (до XVI века) Вымер: К началу … Википедия
1.14. Изменения согласных в речи
Звуки употребляются не изолированно. В связной речи они оказываются рядом, «соседствуют», что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения.
Для русских согласных характерны следующие изменения в речи:
1. Звонкие парные согласные в абсолютном конце слова оглушаются (меняются на парные глухие согласные), тогда как непарные звонкие согласные на конце слове не изменяются.
Ср.: во з [во́ с ], взво д [взво́ т ], му ж [му́ ш ], уло в [уло́ ф ] – па р [па́ р ], ма л [ма́ л ].
Если слово оканчивается на два парных звонких согласных, оглушаются оба согласных.
Мо зг [мо́ ск ], дро зд [дро́ ст ].
2. Звонкие парные согласные перед глухими согласными в начале или в середине слова оглушаются (меняются на парные глухие согласные), тогда как непарные звонкие согласные перед глухими не изменяются.
Ср.: в стать [ ф ста́т’], ни з кий [н’и́ с к’иj], тру б ка [тру́ п къ] – ма р ка [ма́ р къ], ра н ка [ра́ н къ].
3. Парные глухие согласные перед парными звонкими согласными меняются на парные звонкие согласные.
О т бить [Λ д б’и́т’], про сь ба [про́ з’ бъ].
Если при этом образуются два одинаковых звука, то они обычно сливаются в один (обычно долгий) звук.
Перед непарными звонкими согласными и [в], [в’] парные глухие согласные не изменяются.
О т винтить [Λ т в’ин’т’и́т’], о т лить [Λ т л’и́т’].
4. Парные твёрдые согласные перед мягкими согласными могут (но не всегда!) смягчаться, то есть меняться на парные мягкие.
Ве с ть [в’э́ с ’т’], жи з нь [жы́ з’ н’].
Однако смягчение твёрдого согласного перед мягким наблюдается не всегда.
Ка м ни [ка́ м н’и], ва ф ли [ва́ ф л’и].
Ср.: мя г ок [м’а́ г ък], мя гк ий [м’а́ хк’ иj].
6. В сочетании нескольких согласных возможно выпадение одного из согласных.
Ср.: поз д ний [по́зн’иj] – опоз д ать [ΛпΛз д а́т’], сер д це [с’е́рцъ] – сер д ечко [с’и э р д е́ч’къ], пропаганди стск ий [пръпъгΛн’д’и́ ск’ иj] – пропаганди ст [пръпъгΛн’д’и́ ст ].
Ра зж уй [рΛ ж: у́j], сж ечь [ ж: е́ч’].
Лё тч ик [л’о́ ч’ ик], укла дч ик [укла́ ч’ ик].
Зака зч ик [зΛка́ щ’ ик], му жч ина [му щ’ и́нъ], сч астье [ щ’ а́с’т’jь], с щ ёткой [ щ’ о́ткъj].
Ср.: до жд и [дΛ ж: ’и́], [дΛ жд’ и́].
11. В ряде слов шипящий ч в сочетании чн произносится как [ш] :
конеч [ш] но, нароч [ш] но, очеч [ш] ник, очеч [ш] ный, скуч [ш] но, скуч [ш] ный, скуч [ш] новатый, пустяч [ш] ный, сквореч [ш] ник, сквореч [ш] ница, сквореч [ш] ный, яич [ш] ница, девич [ш] ник, прачеч [ш] ная.
В ряде слов произношение [ш] является основным литературным вариантом, а произношение [ч] допустимо: булочная, двоечник, троечник.
Варианты с [ш] и [ч] равноправны в словах: копеечный, порядочный.
Учи тьс я [уч’и́ ц ъ], учи тс я [у́ч’и ц ъ].
Большо г о [бΛл’шо́ в ъ], мое г о [мΛjи э в о́].
ІІ. ВТОРИЧНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Вторичные ФП представляют собой следствие тех или иных первичных ФП и чаще всего происходят на ассимилятивной или на диссимилятивной основе.
1. Появление лишних звуков:
А. Протеза — появление лишнего звука в начале слова. Такие звуки называются протетическими.
укр. | Анна > | Ганна |
огонь > | вогонь | |
ухо > | вухо | |
умний > | вумний | |
улиця > | вулиця | |
острий > | гострий | |
ржа > | іржа | |
мла > | імла | |
белорусск. | осень > | восень |
окно > | вакно | |
русск. | осьмь > | восемь (ср. болг. осьм, лат. octo) |
отчина > | вотчина (ср. отчизна, отец) | |
русск. диал. | льняной > | альняной |
ржаной > | аржаной | |
лгать > | илгать | |
рвать > | ирвать | |
Львовна > | Ильвовна | |
Льгов > | Ильгов | |
испан. | Stella > | estrella |
studens > | estudiante | |
башкир. | стакан > | ыстакан |
штаны > | ыштан |
Б. Эпентеза — появление лишнего звука в середине слова. Такие звуки называются эпентическими.
укр. | паук > | павук |
срок > | строк | |
верста > | верства | |
христианство > | християнство [иjа] | |
русск. | ветр > | ветер |
белорусск. | наука > | навука |
укр. прост. | констатувати > | константувати |
прост. | библиотека > | библивотека |
биолог > | биволог | |
радио > | радиво | |
какао > | какаво | |
Ларион > | Ларивон | |
Леонтий > | Левонтий | |
Родион > | Родивон | |
констатировать > | константировать | |
театр > | театер | |
рубль > | рубель | |
нрав > | ндрав | |
разуваться > | разбуваться | |
океан > | окиян [иjа] | |
шпион > | шпиён [иjо] | |
скорпион > | скорпиён [иjо] | |
миллион > | милиён [иjо] | |
олимиада > | олимпияда [иjа] | |
фиалка > | фиялка [иjа] | |
заимствованные слова | лат. Sicilia > | Сицилия [иjа] |
лат. Italia > | Італия [иjа] | |
лат. Valeria > | Валерия [иjа] | |
лат. cancellaria > | канцелярия [иjа] | |
итал. cavalleria > | кавалерия [иjа] | |
лат. familia > | фамилия [иjа] | |
греч. orgia > | оргия [иjа] | |
итал. aria > | ария [иjа] |
В славянских языках появление эпентических звуков типа [j], [в] чаще всего связано с устранением зияния в заимствованных, иноязычных словах. Зияние, или хиатус, гиатус (
В. Эпитеза(
А. Афереза — випадение звука в начале слова.
укр. | играти > | грати |
иголка > | голка | |
исчезнути > | щезнути | |
русск. прост. | смотри > | мотри |
Б. Синкопа — выпадение гласного или целого слога в середине слова. Синкопа является крайним проявлением качественной редукции.
Иногда примеры типа англ. I’m
В. Диереза — выпадение одного из согласных в середине слова, т. е. упрощение групп согласных.
давньоруськ. | сълньце > | солнце > | укр. сонце |
сьрдьце > | сердце > | укр. серце | |
чьстьный > | честный > | укр. чесний | |
русск. | солнце > | [сóнцъ] | |
сердце > | [с’éрцъ] | ||
честный > | [чéсныĭ] | ||
укр. | користний > | корисний | |
обвласть > | область | ||
згибнути > | згинути | ||
гляднути > | глянути | ||
киднути > | кинути | ||
русск. | обвращение > | обращение | |
обвоз > | обоз | ||
обвязать > | обязать | ||
обвлако > | облако | ||
нуждный > | нужный |
В севернорусских говорах происходит устранение [j] между гласными с последующей ассимиляцией и стяжением гласных:
бывает > | быват |
знает > | знат |
читает > | читат |
Г. Апокопа (
Как особую разновидность апокопы иногда рассматривают элизию ( (кърнъ ‘короткий’)
Существуют исключения из процесса гаплологии: орденоносец, металлолом, противовоздушная и т. п.
Возникает также вполне закономерный вопрос о том, почему же в слове гаплология не произошло гаплологии? Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что слово гаплология является недавним и книжным, а в современном литературном языке явление гаплологии наблюдается уже далеко не всегда (ср. прилагательное противовоздушная с двумя во). Во-вторых, тем, что это слово появилось как термин и в среде лингвистов, для которых правильное *гаплогия было бы все же недостаточно точным и ясным с точки зрения своей терминологической структуры (ср. филология и под.).
3. Перераспределение звуков:
Метатеза — взаимная перестановка звуков или слогов в рамках слова. Метатеза распространена во многих языках. Часто возникает во время фонетической адаптации заимствованных слов, также этот процесс распространен в просторечии, диалектной и детской речи.
По данным психологии, количество и качество элементов, составляющих определенное целое, усваивается гораздо быстрее и легче, чем их последовательность
нем. | Teller > talerz > | русск. тарелка, укр. тарілка (ср. пол. talerz, белорусск. талерка) |
нем. | Futteral > | русск. и укр. футляр |
лат. | marmor > | русск. мрамор (ср. укр. мармур, литов. marmuras) |
лат. | Flor(is) ‘цветок’ > | русск. и укр. Фрол |
лат. | silvester ‘лесной’ > | Селиверст |
греч. | karkodilos > | крокодил |
укр. | суровий > | суворий |
монисто > | намисто | |
боднар > | бондар | |
русск. | почтевать > | потчевать |
творушка > | ватрушка | |
сыроватка > | сыворотка (ср. укр. сироватка) | |
долонь > | ладонь (ср. укр. долоня) | |
серб. | могила > | гомила |
чешск. | mhla > | mlha ‘мгла’ |
польск. | bolto > | bloto ‘болото’ |
прост., диалект. речь | универмаг > | увернимаг |
дуршлаг > | друшлаг (ср. нем. Durchschlag) | |
невропатолог > | нервопатолог | |
магазин > | гамазин | |
Таджикистан > | Таждикистан | |
Азербайджан > | Арзебажан | |
лаборатория > | раболатория | |
ларёк > | ралёк | |
сигнал > | сингал | |
пакость > | капость | |
медведь > | ведьмедь (ср. укр. ведмідь) | |
характер > | карахтер | |
клирос > | крилос | |
купол > | копул | |
мозолистый > | молозистый | |
завалина > | залавина | |
храпеть > | харпеть | |
рецепт > | церепт | |
детская речь | скамейка > камейка > | макейка |
лошадка > ласатка > | салатка |
Метатеза может быть контактной (иначе — метатеза по смежности) и дистактной (иначе — метатеза на расстоянии). В русском языке преобладает дистактная метатеза: ведьмедь, залавина, карахтер, крилос, леригия, раболатория и др. Значительно реже встречаются случаи контактной метатезы: друшлаг, мармор, сингал, рнавиться, харпеть и др.
А. Субституция (
В исконных словах звукосочетание хв по аналогии с иноязычными, заимствованными словами замещается звуком ф, вследствие чего допускается ошибка в произношении собственных (не заимствовнных) слов.
Пример выпадения в русском языке
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр’ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд’елу] (к делу), [зд’елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).
3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б’ел], [в’ес], [м’ел], [с’ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’кн’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).
5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит:
1) на стыке морфем: [ ж ат’], [рЛ ж ат’] (сжать, разжать); [ ш ыт’], [рЛ ш ыт’] (сшить, расшить); [ ш’от], [рЛ ш’от] (счет, расчет); [рЛзно ш’ик], [изво ш’ик] (разносчик, извозчик);
2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [по ж’] (позже), [jк ж’у] (езжу); [во ж’и], [дрож’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Л ч’от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).
6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш’иесливы ], [г’иганск’и ], [ч’уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор’ит’] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кЛло н ы ] (колонна+н+ый); [Лде с ки ] (Одесса+ск+ий).
К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.
Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пър?вос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п’ьл’иэ на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.