- Что такое синтаксический параллелизм: определение, функции, примеры
- Что такое синтаксический параллелизм в языке и литературе
- Классификация
- Функции
- Примеры
- Что такое Синтаксический параллелизм
- Примеры синтаксического параллелизма
- Что такое параллелизм?
- Виды параллелизмов
- Синтаксический параллелизм
- Строфический параллелизм
- Ритмический параллелизм
- Отрицательный параллелизм
- Функции синтаксического параллелизма
- Анафора и синтаксический параллелизм
- Синтаксическая анафора
- Синтаксический параллелизм в английском языке
- Семантический параллелизм
- Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами
- Параллелизм в литературе. Примеры
- Параллелизм — это…
- Параллелизм тематический
- Синтаксический параллелизм
- Примеры синтаксического параллелизма в литературе
- Параллелизм в народной песне
- Отрицательный параллелизм
- Синтаксический параллелизм. Примеры
- Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи
- Образные средства в литературе
- Что такое синтаксический параллелизм?
- Отрицательный синтаксический параллелизм
- Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
- Синтаксический параллелизм: определение, примеры
- Что такое синтаксический параллелизм
- Примеры из литературы
- История синтаксического параллелизма
- Синтаксический параллелизм в литературе
- Видео
Что такое синтаксический параллелизм: определение, функции, примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Подчеркнуть определенную мысль, акцентировать внимание на связи между конструкциями, выразить экспрессию – всё это автор может сделать разными способами.
Однако достичь всех трех целей одновременно помогает синтаксический параллелизм. Это явление редко изучают в школе.
Более того, даже в университетском курсе синтаксиса для языковедов данной темы может не быть.
Тем интереснее узнать, что являет собой этой прием, как его использовать и где он будет уместен. Об этом и поговорим в нашей статье.
Что такое синтаксический параллелизм в языке и литературе
Начнем с определения. Согласно «Толковому переводоведческому словарю», который дает наиболее приближенное именно к лингвистике трактование:
«Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, высказываний или отрезков речи».
То есть речь идет о том, что в следующих друг за другом единицах синтаксиса слова, соотносимые с определенными частями речи и функциями члена предложения, должны стоять в одинаковом порядке. Это могут быть как словосочетания, так и предложения или более крупные конструкты.
«Большой энциклопедический словарь» говорит о том же явлении, но несколько шире. Литературоведы подают такой термин:
«Параллелизм в поэтике – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ».
Это более широкий термин, включающий не только синтаксический, но и ритмический, а также композиционный параллелизм.
Классификация
Поскольку данное явление может быть воплощено на разных уровнях, выделяют три вида в зависимости от типа языковой единицы, в котором он воплощен. Итак, бывает параллелизм:
Также в зависимости от того, насколько идеально выдержан порядок слов, выделяют полный (100% совпадение) и неполный (с отклонениями) синтаксический параллелизм.
По количеству повторяющихся элементов он может быть двучленным или многочленными (также называют сложным).
Также выделяются особые, неклассические формы синтаксического параллелизма:
Последние два варианта характеры в основном для русского фольклора, в других же текстах, за исключением поэзии, встречаются редко.
Функции
Синтаксический параллелизм используют авторы различных текстов. Это не только художественные произведения. Многие риторы применяют прием в своих выступлениях, а журналисты – в публицистике.
Он помогает достичь следующих целей :
Все эти функции могут быть применены в упомянутых выше текстах. Однако чаще всего данная фигура встречается все же в фольклоре. Ученые считают, что во все остальные направления литературы она перешла именно из народного творчества.
Примеры
В творчестве русских и зарубежных писателей можно найти много примеров синтаксического параллелизма. Например, читаем у С.А.Есенина:
«Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?»
Или у его предшественника М.Ю.Лермонтова:
«Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью…»
В романсах А.Н.Апухтина:
«Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму…»
Приведем несколько своих примеров для синтаксического параллелизма
Важно понимать, что единицы, на которых основана параллель, должны не только выполнять ту же роль в предложении, но и быть представителями одной части речи. К примеру, можно сказать: «Мне нравится пение, танцы и рисование». Но вот «Мне нравится пение, танцы и рисовать » уже не будет примером параллелизма.
Итак, сегодня мы раскрыли тему сложной фигуры языка, которая рассматривается на границе лингвистики и литературоведения. Узнали, что такое синтаксический параллелизм, каковы его функции и разновидности, а также рассмотрели примеры употребления.
Что такое Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм — это фигура речи, которая характеризуется построением нескольких предложений с одинаковой структурой (или же отдельных частей внутри одного предложения).
Примеры синтаксического параллелизма
“Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой”.
С. Поделков
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
А. А. Фет, 1883 г.
«Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог».
«Бог», Г. Р. Державин, 1784 г.
Что такое параллелизм?
Параллелизм — это использование повторяющихся слов и форм, чтобы придать отрывку в литературе структуру и ритм.
Параллелизм часто либо сопоставляет контрастные образы или идеи, чтобы показать их абсолютное различие, либо объединяет аналогичные концепции, чтобы показать их связь. Писатели часто сочетают параллелизм с другими литературными приёмами, такими как анафора и антитеза.
Виды параллелизмов
Параллелизмы бывают следующих видов: синтаксический, строфический, ритмический и отрицательный.
Синтаксический параллелизм
Этот вид встречается в литературе чаще всего. Он используется и в стихотворной форме, и в прозе. Характеризуется применением одной и той же структуры предложений. Обычно автор обозначает что-то обобщающее в начале фразы, следом развиваются идеи/предметы, которые с этим сравниваются.
Таким образом автор усиливает идею обобщения, описание становится более красочным и насыщенным. Зачастую это обобщение становится ключевым в понимании композиции и мысли автора.
«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла».
«О доблестях, о подвигах, о славе. «, А. А. Блок, 1908 год
Строфический параллелизм
Автор использует в примыкающих строфах одинаковые синтаксические или лексические построения.
«Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!».
«Коль любить, так без рассудку. «, А. К. Толстой,
1854 год
Ритмический параллелизм
В этом параллелизме автор повторяет одинаковые рифмы или паузы, таким образом он вносит ритмичность в своё произведение.
“Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя”.
«Сад весь в цвету. » А. А. Фет, 1884 год
Отрицательный параллелизм
Этот параллелизм автор создаёт на основе отрицательного сравнения, т. е. оборот строится на частице «не».
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич. «.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов, 1838 год
Функции синтаксического параллелизма
Функциями синтаксического параллелизма являются:
Анафора и синтаксический параллелизм
Анафора — это использование автором повторяющихся звуковых элементов в начале каждой фразы, строки или строфы. Ещё анафору называют единоначатие.
Авторы используют этот стилистический приём для выделения самых важных частей произведения или для прибавления эмоциональности.
«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света».
“Анна Каренина”, Лев Толстой
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. «.
Сергей Есенин
В этом примере можно увидеть сочетание синтаксического параллелизма с анафорой:
«Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. «.
«Полдень», Фёдор Тютчев
Почти каждая строка начинается с «лениво» — это анафора, а одинаковое строение фраз (дышит полдень, катится река, тают облака) — это синтаксический параллелизм.
Синтаксическая анафора
Синтаксическая анафора (также анафорический параллелизм) — это анафора, которая повторяет предыдущую грамматическую конструкцию.
«Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей…».
«Нэпман», М. А. Светлов, 1925г.
Читайте подробнее про Анафору.
Синтаксический параллелизм в английском языке
Примером синтаксического параллелизма в английском языке можно назвать данную знаменитую фразу Дейла Карнеги (американский педагог и писатель):
«Success is getting what you want. Happiness is wanting what you get».
(«Успех — это когда вы получаете то, что вы хотите. Счастье — это когда вы желаете то, что вы получаете».)
Или отрывок из «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса:
«It was the best of times, it was the worst of times, it was the age of wisdom, it was the age of foolishness, it was the epoch of belief, it was the epoch of incredulity, it was the season of Light, it was the season of Darkness, it was the spring of hope, it was the winter of despair».
(«Это было лучшее из всех времён, это было худшее из всех времён; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы света, это были годы мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния».)
Или такой пример синтаксического параллелизма с антитезой (сочетание противоположных по смыслу слов, противопоставление).
Это из первого выступления перед американской публикой Джона Фицджералда Кеннеди на посту президента:
«Let every nation know, whether it wishes us well or ill, that we shall pay any price, bear any burden, meet any hardship, support any friend, oppose any foe to assure the survival and the success of liberty».
(«Пусть каждая страна, желает ли она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любое бремя, пройдём через любое испытание, поддержим любого друга, воспрепятствуем любому врагу, утверждая жизнь и достижение свободы».)
Семантический параллелизм
Семантический параллелизм — это литературный приём, который позволяет автору повторять мысль/идею. При нём используется тема/рифма или идейная структура, целью которой является связать мысли/идеи одной строки с идеями другой, для того чтобы усилить передаваемое автором сообщение.
«Врубель жил просто, как все мы живём«.
А. А. Блок
Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами
Синтаксический параллелизм строится, используя элементы, которые грамматически схожи между собой. А в семантическом параллелизме автор использует идеи, которые друг другу сопоставляются.
Параллелизм в литературе. Примеры
Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.
Синтаксический параллелизм. Примеры
Синтаксический параллелизм — это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф художественного произведения.
Рассмотрим с примерами из художественной литературы, что такое синтаксический параллелизм.
Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи
Образные средства в литературе
В своем арсенале художники слова имеют множество выразительных средств, чтобы создать яркий и впечатляющий образ. В своих произведениях писатели активно используют тропы и стилистические (риторические) фигуры:
Параллелизм известен в биологии, математике, физике. В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания. Это могут быть звуки и слоги (звуковой параллелизм), повторяющие слова (лексический параллелизм) и синтаксические конструкции — фразы и предложения.
Что такое синтаксический параллелизм?
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например с анафорой:
Ф. И. Тютчев. Полдень
Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли отрицательный параллелизм, который имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не»:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
А. Ахматова. Родная земля
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,
Тревожная — весны младые грезы.
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и молния, и слезы…
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, —
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
Синтаксический параллелизм: определение, примеры
Русский язык обладает огромным количеством изобразительных средств. Особое место в нём занимает построение предложений согласно параллелизму.
Что такое синтаксический параллелизм
Понятие синтаксический параллелизм пришло к нам с греческого языка и означает «идущий рядом». Характеризуется похожим расположением элементов, аналогичной структурой предложений, однотипным построением предложений или отрезков текста. Это композиционный приём, который выделяет в худ. литературе структурную связь нескольких элементов стиля.
Параллелизмы бывают следующих видов:
Однако самыми популярными всё же остаются синтаксические: они наиболее часто встречаются в русском языке и литературе. Параллелизм нередко можно встретить в поэзии, прозе, так как он позволяет добавить выразительности, эмоций и больше глубины.
Как правило, в первую часть предложения ставится обобщающее обстоятельство, а во вторую помещаются объекты сравнения. Использование синтаксического параллелизма в таком случае позволяет сделать описание обобщающего обстоятельства полным, ярким и объёмным. Это нужно и для понимания сюжета.
Примеры из литературы
Примером могут послужить строки А. Недогонова:
«Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой».
«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном».
Многие стихотворения Фета наполнены синтаксическим параллелизмом. Например стихотворение «Только в мире и есть, что тенистый…».
Другие примеры:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
(М. Ю. Лермонтов)
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов?
(К. Д. Бальмонт)
«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».
(Народная песня)
Слова К. Федина из книги «Первые радости» о Л. Толстом:
«Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом».
История синтаксического параллелизма
Данный приём очень распространён в английских текстах, в которых легко сопоставлять аналогичные по созвучности слова для сравнения частей речи, героев, обстоятельств.
Синтаксический параллелизм в русском языке используется реже, потому что разбивать целостность предложения не всегда стилистически верно и уместно.
Подобный приём берёт своё начало от древнееврейского языка, что использовали для написания псалмов. В Средневековье очень почитались священные тексты с описанием жизни святых, Библия и псалмы. Эти книги распространялись и в Азии, и в Европе. Книги с описанием жизни с другими устоями и ценностями уничтожались.
Оказал влияние на синтаксический параллелизм и германский стиль Средних веков. В прозе и стихотворениях начала постепенно присутствовать отрывочная ритмика, появляться для усиления эффекта сочетание несочетаемых частей речи.
Кроме всего, к этому приёму причастен и финский эпос «Калевала», в котором прослеживается использование параллелизма. Это придаёт тексту произведения определённый дух и шарм.
Синтаксический параллелизм в литературе
Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля или публицистики. Параллелизм в литературе научного и официально-делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого-либо факта.
Необходимо также знать, что параллелизм бывает и композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой линиям. Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека. Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью. А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.
Синтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы, частушки, а также схожие художественные произведения, к примеру, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Твардовского «Василий Теркин», а также «Песня про купца Калашникова» Лермонтова.
Подводя итог, можно сказать что, синтаксический параллелизм в русском языке — это значимый художественный прием, с его помощью можно передать оттенки чувств, передать произведению динамичность, ритм и эмоциональность.
Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.
Главное отличие такого приёма в последовательном употреблении одинаковых конструкций даже без какого-либо подчинения. Чаще всего он встречается в любых жанрах английских текстов, в которых синтаксический параллелизм может существовать в пределах не только предложения, но и абзаца или целого периода. В текстах русского происхождения подобное разбиение будет считаться ошибкой со стороны синтаксиса, нарушением стиля и изложения.