Примеры синтагмы в русском языке + видео обзор

Синтагма

Синтагма является речевой единицей, в рамках которой реализуются правила коартикуляции и варьирования звуков, в частности позиционно обусловленные изменения звуков на стыке слов (сандхи). Будучи минимальной интонационной единицей, в которой реализуются интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на ритмические группы, объединённые словесным ударением.

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается как особым оформлением границ между синтагмами, так и объединением слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы — пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым синтагматическим). В случае особого выделения одного из слов (например, при противопоставлении) главное ударение может падать на любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства объединения слов в синтагмы — единый мелодический рисунок того или иного вида (так называемый интонационный контур), а также характерное для данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и длительности.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершённые, вводные, противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем — «дом-ик», слов — «старый дом», словосочетаний, предложений), соединённых определённым типом связи (например, определительной). Употребление термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. Синтагматика).

Смотреть что такое «Синтагма» в других словарях:

СИНТАГМА — (греч.). 1) отделение в строю греческой фаланги. 2) сопоставление, сличение. 3) общественное дело, конституционное учреждение. 4) назв. сочинения, дающего обзор предмета одной какой либо научной или практической области. 5) часть древнегреческой… … Словарь иностранных слов русского языка

Синтагма — см. Синтаксис. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

СИНТАГМА — СИНТАГМА (от греч. σύνταγμα соединение) система этических ценностей и принципов (у Эпикура и эпикурейцев). У Гассенди синтагма организация философско этического знания, которое отличается от системы. У Р. Эйкена жизненная система, выражающая… … Философская энциклопедия

синтагма — единство Словарь русских синонимов. синтагма сущ., кол во синонимов: 3 • единство (55) • знак … Словарь синонимов

синтагма — ы, ж. syntagme, нем. Syntagma < syntagma букв. нечто соединенное. лингв. Синтаксическая интонационно смысловая единица, состоящая из одного или нескольких слов. БАС 1. Лекс. Толль 1864: синтагма; БАС 1: синта/гма; Крысин 1998: синта/гма … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СИНТАГМА — (греч. syntagma букв. вместе построенное, соединенное),1) интонационно смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.2) Сложный языковой … Большой Энциклопедический словарь

СИНТАГМА — СИНТАГМА, синтагмы, жен. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (линг.). Сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

синтагма — СИНТАГМА последовательность единиц языка, выражающая некоторое понятие или объединенная общим смыслом. Может состоять из группы слов или целого предложения. Единицы языка в пределах С. связаны синтагматическими отношениями (см.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Синтагма — СИНТАГМА. См. Предложение и Слово … Словарь литературных терминов

СИНТАГМА — (от греч. syntagma – вместе построенное, соединенное). Сложный знак языка, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом синтаксической связи … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Синтагма — (др. греч. σύνταγμα, букв. «сопорядок», от др. греч. σύν «с» и др. греч. τάγμα «порядок») многозначный термин, переводящийся как классификация, систематизация; компоновка, расстановка. Синтагма название ряда сочинений, как правило, дающих… … Википедия

Источник

§6. Синтагма.

Понятие речевого такта, принятое в сценической речи, аналогично понятию синтагмы, принятому в лингвистике.

Лингвисты считают обязательными признаками синтагмы ее слитность, интонационную завершенность и наличие ударности, падающей на последнее слово.

При этом логическое ударение появляется в синтагме лишь в необычной речевой ситуации и может с синтагменным не совпадать.

Слово или группа слов, представляющие собой интонационное целое и выражающие законченную или относительно законченную мысль, называют синтагмой, или речевыми звеньями, тактами.

Понятие синтагмы получило в лингвистике теоретическое развитие и экспериментальное подтверждение на материале различных языков благодаря Л.В. Щербе. Сейчас популярность этого термина настолько велика, что без него не обходится практически ни одно исследование в области интонации, и теоретической основой многих экспериментальных исследований является «щербовская теория синтагмы».

Понятие синтагмы, введенное в описание звукового состава французского языка было позднее переосмыслено как минимальный внутренне законченный и самостоятельный отрезок речи и распространено на различные языки.

М.В. Гордина определяет синтагму как «. минимальную, основную

Для выделения синтагм необходимы определенные фонетические условия.

Можно предположить, что длина синтагмы соответствует объему оперативной памяти, если измерять эту длину числом слогов. В любом языке средняя длина слов должна быть связана с длиной синтагмы некоторой количественной зависимостью (если, конечно, считать, что длина синтагмы отражает объем оперативной памяти).

2. Другим фонетическим условием выделения звукового отрезка в синтагму является его положение в предложении. Один и тот же звуковой отрезок может выделяться и не выделяться в синтагму, в зависимости от того, в начале, в середине или в конце предложения он находится.

Синтагмы имеют разное интонационное выражение в форме интонационной конструкции (ИК).

В учебных пособиях для обучения иностранцев русскому языку, в частности у Е.А.

Три зоны в ИК (синтагме):

— заударная части (предцентр, центр и постцентр, или ядро (интонационный центр), предъядерная и заядерная части).

ИК соотносимы с коммуникативно-эмоциональным аспектом интонации и широко применяются при обучении русской интонации иностранных учащихся.

Соотношения акустических компонентов интонации, существенные для противопоставления типов ИК, являются различительными признаками ИК.

Различительные признаки могут быть существенными для всех или только для двух типов ИК, например, ИК-1 и ИК-2, ИК-3 и ИК-7, ИК-5 и одна из модальных реализаций ИК-2.

Типы ИК могут быть противопоставлены друг другу по разному количеству признаков в зависимости от соотношения составных частей ИК (центр, предцентр-центр, центр-постцентр, предцентр-центр-постцентр) и особенностей строения того или иного ИК. Например, направление тона в ИК-3 и ИК-6 совпадает, оно всегда восходящее, различительным признаком является уровень тона в заударной части и т. д.

В предударной части ИК возможны незначительные повышения и понижения тона, которые происходят в пределах диапазона, характерного для каждого говорящего. Эти колебания несущественные для выражения и восприятия таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Уровень тона предударной части ИК является линией отсчета для повышения и понижения тона на гласном центра. Разные типы ИК характеризуются сосредоточенностью колебаний тона в средне-верхней или средненижней полосе диапазона предударной части. В эмоциональной речи колебания тона более разнообразны по сравнению с речью нейтральной. В заударной части ИК также возможны колебания тона, в результате чего варьируется степень понижения тона в ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-5 и ровно-неровное движение тона в ИК-4 и ИК-6.

Степень выделенности отдельных слов по каким-либо акустическим компонентам интонации варьируется и служит средством передачи разнообразных эмоциональносмысловых оттенков высказывания. При этом значительное выделение слова приводит к образованию самостоятельной интонационной конструкции.

В пределах каждого типа ИК возможны вариации по тону, темпу речи, степени фонетической самостоятельности отдельных слов.

взаимодействовать с несколькими ИК, но результат этого взаимодействия будет качественно иным: обычно при этом возникают оттенки эмоциональных различий.

1. Что такое синтагма?

2. Какова роль паузы в синтагме?

3. Какие Вы знаете способы выделения синтагм?

Источник

САМОУЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Фонетика и грамматика английского языка доступно и подробно.

28 октября 2019 г.

Что такое синтагма, примеры в русском и английском языке, синтагматическое членение

Изучение смысловых единств играет огромную роль в овладении устной иностранной речью, ведь умение ясно выразить и передать содержание предложения напрямую связано с умением правильного членения на смысловые группы. И, хотя в рамках современной школы изучение этой темы не предусмотрено, изучение её необходимо, если мы говорим о действительном освоении чужого языка.

Ясность выражения мысли весьма часто требует членения предложения при помощи пауз, фразового ударения и интонации на части – группы слов, связанных по смыслу, которые так и называются – смысловые группы (sense-groups) или синтагмы. Таким образом, синтагма – это группа слов (или даже одно слово), представляющих одно целое, которое нельзя разделить далее в смысловом, грамматическом и интонационном отношениях.

Степень смысловой законченности синтагм может быть разной. Следующие предложения имеют по три смысловых группы каждое:
Он поехал около рощи, ǀ надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу ǀ или объехать рощу.
We return to town, ǀ to-morrow.
В этих предложениях первые синтагмы дают законченный смысл и могли бы быть отдельными, самостоятельными предложениями. Остальные синтагмы в этих примерах законченного смысла не составляют, однако также образуют такое смысловое целое, которое нормально разделено быть не может.

Синтагменная пауза

Фразы – это более сложные единства, образованные синтагмами и представляющие собой законченные высказывания, и отличающиеся в речи более глубоким падением тона [в конце] и более длительной паузой, чем пауза между синтагмами. Длительность паузы бывает разной в зависимости от степени смысловой законченности, от степени смысловой связанности данной синтагмы с последующей.

Чем законченнее, самостоятельнее по смыслу синтагма, тем длиннее пауза.

Разделительные паузы обычно бывают достаточно длительными и не могут быть опущены, соединительные же паузы могут и не осуществляться как перерывы для вдоха (хотя в медленной речи пауза всегда есть); речевое членение в таких случаях происходит лишь при помощи мелодии и фразового ударения.

Возможность сделать паузу без нарушения смысловых связей в предложении (с повышением или понижением голоса перед паузой) является хорошим средством проверки правильности членения предложения на смысловые группы.

В транскрипции более долгие паузы можно обозначить двумя вертикальными чертами ǁ, более короткие – одной чертой ǀ, краткие и необязательные в быстрой речи паузы могут обозначаться волнистой вертикальной чертой .

Для правильного и выразительного чтения необходимо соблюдать различия в смысловой долготе пауз, например:
Не had not been here five minutes, ǀ when a vivid flash of lightning ⌇ was followed by a loud pealof thunder ǀ that crashed and rolled away in the distance ⌇ with terrific noise – ǁ then came another flash of lightning ǀ brighter than the other, ǁ and a second peal of thunder ǀ louder than the first. ǁ [Ch. Dickens]

Группы, произносимые без паузы для перевода дыхания, называются дыхательными группами (breath-groups). Смысловые группы могут совпадать с дыхательными, хотя это и не является обязательным. Дыхательная группа может состоять из одной или нескольких смысловых групп. Однако обратного явления не наблюдается, и говорящий не делает паузы для перевода дыхания внутри смысловой группы, а только до или после неё. Этим и объясняется то, что некоторые авторы называют смысловые группы «дыхательными».

Смысловая группа – это группа слов, выражающая более или менее единое смысловое целое, с соответствующим законченным мелодическим рисунком (т. е. заканчивающимся падением или повышением). В предложениях, состоящих из двух и более смысловых групп, границы синтагм выражены переломом в мелодическом ходе, каждая смысловая группа имеет определённое мелодическое оформление. Более значимые смысловые группы обычно выделяются среди других более сильным ударением, более широким мелодическим диапазоном. Кроме того, возможны различия в темпе произнесения; подчинённые смысловые группы часто произносятся в более быстром темпе, а также на более низком высотном уровне.

Синтагма в английском языке

В английском языке неконечные смысловые группы оформляются восходящим или нисходящим тоном главноударного слова, в зависимости от меньшей или большей смысловой законченности, от степени смысловой связанности с последующей синтагмой, например: And ʹthen ʺdown came the ʺrain, ǀ with a ʺforce and ʺfury ǀ that ʹswept ʺeverything beʺfore it. ǁ:

Синтагменный ритм

Характерной чертой английского ритма является стремление произносить ударные слоги одной смысловой группы через одинаковые промежутки времени вне зависимости от числа находящихся между ними неударных слогов.

Так, в предложении It ʹwasn’t ʹgreat ʹtrouble имеются три ударных и три неударных слога, из которых один находится в начале, второй в середине и третий в конце понижающегося ряда:

В предложении It ʹwasn’t a ʹgreat deal of ʹtrouble число неударных слогов увеличилось на три единицы. В нём имеется один слог в начале, четыре — в середине и один — в конце понижающегося ряда, но это изменение не повлияло на ритм, так как скорость, с которой произносятся неударные слоги также увеличилась.

Синтагма может быть частью предложения (включать в себя один из его членов), объединять в себе два члена предложения, может состоять из одного лишь слова (если смысл требует или допускает его относительное обособление), а может совпадать с предложением. Она может представляться вводным словом (или словами), вводным предложением или являться частью его, выступать как предложение разных типов и разной структуры – придаточное или главное, повествовательное или вопросительное. Например:
Зима. (предложение — одна синтагма).
Было жарко, ǀ и мы решили искупаться (две синтагмы).
После уроков ǀ некоторые студенты ǀ пошли в спортзал (три синтагмы).
Произвести какое-либо иное паузальное членение этих предложений без нарушения или разрушения их смысла невозможно.

Выражение синтаксических отношений

Синтаксические отношения могут быть выражены при помощи одних только ритмико-мелодических средств:

В зависимости от ритмического членения и мелодики, грамматическое подлежащее во втором варианте иное, чем в первом варианте. Ср. — «его слова» и «слова брата», таким образом, смысл сказанного меняется, предметом удивления являются разные вещи. Во втором и третьем примерах несколько изменяется характер подлежащего в зависимости от ритмического членения.

В этих образцах мы видим любой член предложения в составе синтагмы: группу подлежащего, группу сказуемого, обстоятельственные слова, дополнение.

На этих же примерах видно также, что ритмическое членение может изменить роль слова в предложении. Во втором примере слово «часто», будучи выделено в отдельную синтагму, является обстоятельством времени, будучи же объединено в одной синтагме с подлежащим, относится к определению. То же видим в третьем примере. Слово «вообще», будучи отнесено к первой синтагме, определяет слово «шумов»; будучи отнесено ко второй синтагме, является модальным словом, поясняющим сказуемое.

Для передачи смысла и синтаксических отношений служит не только членение речевого потока на синтагмы, мелодика и фразовое ударение. Распределение ударений внутри синтагмы также служит этим целям, пример из J. Galsworthy, In Chancery:
ʹUncle ‘James’ll ⤵ ʺ’sleep in his bed now!

Если это предложение произнести, как здесь указано, то есть чтобы ударение падало на первые три слова, с особым выделением слова sleep, как динамическим, так и мелодическим, то это означало бы то, что, очевидно, и хотел выразить автор, а именно, что старик Джеймз теперь будет спать спокойно. Здесь весь смысл высказывания заключён в слове «спать»; слова же in his bed now, в сущности говоря, ничего не прибавляют к основной мысли, никто и без этих ^слов не сомневается в том, что Джеймз проводит ночь в своей постели, а не на полу. Но вот всегда ли он спит – это вопрос. Теперь он будет спать спокойно.

Но если эту фразу произнести иначе, то и смысл её изменится: “ʹUncle ʹJames’ll ʹsleep in his ⤵ ʹbed now.” Ударение на слове “bed» означало бы, что теперь дядюшка Джеймз будет спать в своей постели (а не на диване и не на полу); здесь слова “sleep” и “in his bed” приобретают одинаково важное значение и конкретно указывают место, где будет спать Джеймз.

Дополнительно по теме см. здесь и здесь.

Деление на синтагмы: принципы и рекомендации

Синтаксическая и фонетическая структура синтагмы зависит прежде всего от смысла, передаваемого предложением, а также и от структуры самого предложения, опять-таки находящегося в тесном соответствии со смыслом высказывания, и от строя языка. Например, слова ʺЯ могу дать вам егоʺ могут при помощи ударения, интонации и паузы образовать одно или два предложения, одну или две синтагмы, могут, в зависимости от этого, передавать различный смысл:

Принцип синтагматического членения предложения в известной степени совпадает с грамматическим принципом, то есть делением на члены предложения и их группы, однако полностью к нему не сводится. Так, при членении простого предложения в отдельную синтагму можно выделить: группу подлежащего (подлежащее с определением или выраженное однородными членами), сказуемое с дополнением, определение с определяемым словом, обстоятельство, стоящее в начале предложения и предшествующее подлежащему.

Например : Два раза в неделю (группа обстоятельства) я и мои друзья (группа подлежащего) занимаемся английским языком (сказуемое + дополнение) в институте. (группа обстоятельства). Следует иметь в виду, что паузой обычно не отделяются: сказуемое от дополнения, определение от определяемого слова, глагол-связка от именной части сказуемого.

Если при чтении смысл предложения понят хорошо, само деление на смысловые группы, правильное установление, в каком месте предложения требуется или допускается членение, не представляет трудности. Ведь и в русском и в английском языке членение на синтагмы определяется смыслом, смысловыми связями слов, составляющих предложение.

Нужно добиваться, чтобы слова не отделялись друг от друга паузами и интонацией в пределах одной смысловой группы; наша речь вовсе не состоит из отдельных слов, а из выражающих более или менее законченную мысль предложений, в которых смысловое соотношение частей передаётся членением на смысловые группы.

Тщательное, не быстрое чтение, в особенности отрывков описательного характера, обычно даёт членение на минимальные по смысловому объёму синтагмы. Напротив, в разговорной речи и в быстром чтении две потенциальных синтагмы нередко произносятся как одна, если это допускает ясность выражения мысли, например:
He ʹwent ʹhome ǀ at ʹeight ʹthirty.

He ʹwent ʹhome at ↑eight ʹthirty.

He ʹwent ʹhome at ʹeight ʹthirty.

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!

Источник

ЯЗЫК и ЖИЗНЬ

понедельник, 15 июля 2019 г.

Что такое синтагма, её виды, с примерами на русском языке

Овладев родным языком с детства, мы редко задумываемся о его структуре и механизмах, и честно говоря, в повседневной жизни не всегда эти знания нам особо нужны. Однако с популяризацией устной речи, например, тренингов и видео-блогов получить эти знания выступающим на камеру вовсе не помешало бы. А ведь искусство речи – это знание о привлечении интереса слушателей.

Синтагма — это самая мелкая единица речи, которую можно выделить из синтаксического целого (фразы), представляет собой отрезок предложения, включающий в себя от одного до несколько идущих подряд слов, связанных грамматически, интонационно, а также по значению.

Необходимыми признаками синтагмы считаются её неделимость, интонационная завершённость, а также наличие ударения на последнем слове синтагмы. В особых речевых ситуациях возможно появление в синтагме также логического ударения, которое далеко не всегда совпадает с синтагменным.

Например, фраза «Большой белый гу́сь / вышагивал по́ двору» составлена двумя синтагмами, каждая из синтагм представляет собой единое целое, которое имеет единый смысл в основе, из чего следует, что в определении синтагмы главную роль играет семантическая (смысловая) сторона.

В свою очередь в составе односинтагменной фразы может содержаться одно слово, или же целое предложение, пример: «Гори́м!», «Пошёл снéг», «О́н оста́лся до́ма из-за грозы́» и т. д. В многосинтагменной фразе, которая состоит из отдельных синтагм, синтагмы эти тоже могут иметь в своём составе либо одно слово – «Потихо́ньку / она привыка́ла / к новой жи́зни», либо словосочетание – «к новой жи́зни», либо даже целое предложение – «Когда мы спохвати́лись, / она уже уе́хала»).

Фонетическая целостность синтагмы создаётся её интонационным оформлением и синтагматическим ударением, также иногда и паузой, которая её отделяет от предшествующих или последующих за ней отрезков фразы.

Например, фраза «Этот балет я смотрел два раза» с точки зрения интонационного анализа может рассматриваться как односинтагменное предложение, произносимое без членения, и как двухсинтагменное: «Этот бале́т / я смотрел два ра́за».

Помимо этого, произносительное единство синтагмы обеспечивается за счёт непрерывности выдоха, поэтому синтагму считают также произносительной единицей.

Исходя из различных оттенков смысла, делить предложение на синтагмы можно по-разному, например: «Саша катается на роликах» можно поделить на синтагмы следующим образом:

Из этого следует, что деление того же самого предложения на всевозможные синтагмы образует некоторое количество высказываний, отличающихся друг от друга определёнными оттенками смысла, а также тем, как говорящий относится к тому, о чём он сообщает.

Помимо этого, различное членение на синтагмы способствует различению предложений, одинаковых внешне, но отличающихся по синтаксическому составу. Например, если разделить на синтагмы предложение «Тётя приехала к Оле с Витей» как:

В первом примере словосочетание «с Витей» является частью дополнения «к Оле с Витей», отвечающее на вопрос «приехала к кому?». Во втором примере словосочетание «с Витей» – это отдельное дополнение, отвечающее на вопрос «приехала с кем?». Видно, что эти два высказывания сильно отличаются по смыслу из-за различия в их синтаксисе. В речи такое различие в речи передаётся лишь синтагматическим членением, то есть различным синтагматическим ударением.

Таким образом, разбивка на синтагмы способствует правильному оформлению высказывания в плане синтаксиса и смысла, обеспечивая таким образом реализацию одной из главных функций интонации.

Внутри синтагмы не может быть пауз, и этим достигается её целостность. При этом межсинтагменная пауза часто является психологической, а фактически перерыв в звучании отсутствует. Но из-за изменения характеристик интонации слушающий получает впечатление, что подобный перерыв в звучании всё-таки есть.

Синтагматическое ударение – другое важное средство объединения слов в пределах одной синтагмы в фонетическое единство. Все слова внутри синтагмы обладают обычным словесным ударением. Это ударение может ощутимо ослабляться, иногда оно вообще исчезает (в частности, это касается служебных частей речи), ударение усиливается лишь на одном, обычно последнем слове синтагмы и такое ударение называется синтагматическим.

Синтагматическое ударение – это выделение более сильным ударением целого слова (обычно последнего) в составе синтагмы, например: «Далеко в мо́ре / плыли корабли́». Синтагматическое ударение может совпадать с фразовым, если фраза состоит из одной синтагмы. Если же фраза состоит из нескольких синтагм, то в ней несколько синтагматических ударений.

Функция синтагматического ударения – это фонетическое объединение нескольких слов в синтагму.

Логическое ударение в синтагме и его отличие от синтагменного ударения

Если говорящему в целях придания особой значимости нужно особо выделить какое-то иное, не обязательно последнее слово синтагмы, он ставит на этом слове усиленное ударение, которое называется логическим.

Например, в высказывании «Ма́ма прие́хала, / как хорошо́!» в первой синтагме логическое ударение падает на слово «мама». Таким образом говорящий подчёркивает важность для него того факта, что приехала мама, а не кто-то иной.

Логическое ударение – это намеренное подчёркивание звуковыми средствами (более медленным произнесением, повышением силы голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед выделяемым словом, либо после него) слова или группы слов в предложении или группе предложений с целью выделения особо важных для донесения мысли слов, передающих суть того, о чём говорится в тексте.

Логическое ударение в отличие от синтагматического далеко не всегда присутствует во фразе или синтагме, но связано с обозначением эмоциональной стороны высказывания, отношения говорящего, его личной оценки высказываемых фактов. Хотя логическое ударение нарушает мелодический рисунок, определяемый синтагматическим ударением, наличие логического ударения не отменяет присутствия во фразе синтагматического ударения, так как у этих типов ударения разные функции и разные средства выражения.

Синтагматическое ударение служит для определения типа интонации во всём высказывании, и оно необходимо, так как звуковая речь существовать без интонации не может. Интонационным средством синтагматического ударения служит мелодика. Синтагматическое ударение не нарушает форму словесного ударения, совпадая с ним.

Логическое ударение, выделяющее самое важное слово в высказывании, в качестве своего средства интонации имеет интенсивность и долготу звука, а в формах эмфатического (эмоционально-выразительного) логического ударения – и тембр звука. Логическое ударение способно давать дополнительное ударение в слове.

Виды синтагм

Грамматическая природа синтагмы определяется принадлежностью грамматически ключевого слова синтагмы к конкретной части речи:

В зависимости от фоностилистических качеств звучащего текста, выделяют одновершинные и многовершинные типы синтагм.

Одновершинная синтагма – это чётко централизованная синтагма, имеющая единственный акцентный центр, т. е. слово, выделенное синтагматическим ударением, к которому другие безударные и слабоударные слова этой синтагмы тяготеют интонационно.

Многовершинная синтагма – это синтагма, характеризующаяся менее чёткой централизованной интонационной организацией, имеющая два (двухвершинная синтагма), три и более сильноударных слова.

В классификации позиционных вариантов синтагм различают конечные (финальные) и неконечные (нефинальные) типы синтагм. Н. Ю. Сороколетова рассматривает также относительно финальные синтагмы.

Финальная синтагма – это синтагма, завершающая фоноабзац (состоящий из нескольких объединённых одной подтемой фраз) либо информационное сообщение целиком. то есть синтагма; финальная синтагма является полностью завершённой с точки зрения синтаксиса (связи слов) и семантики (значения).

Относительно финальная синтагма – это синтагма, заканчивающая фразу; такая синтагма является речевой единицей, завершённой в меньшей степени, чем финальная синтагма.

Нефинальная синтагма – это синтагма, являющаяся компонентом сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, начинающая фразу или находящиеся внутри неё; нефинальная синтагма является незавершённой речевой единицей.

По семантическому (смысловому) критерию выделяют завершённые и незавершённые синтагмы.

Незавершённая синтагма – это синтагма, состоящая из одного слова или словосочетания, являющаяся частью фразы, но по длине меньше предложения.

Завершённая синтагма (односинтагменная фраза) – это синтагма, совпадающая по длине с предложением.

В зависимости от типа текста, спонтанного (т.е. создаваемого непосредственно в момент речи) или репродуцированного (т. е. пересказа) выделяют простую синтагму и сложную.

Простая синтагма – это синтагма, нерасчлененная паузами.

Сложная синтагма – это синтагма, разделённая хезитационными (паузами колебания, раздумывания, нерешительности), либо поисковыми паузами (т. е. не несущими смысловой ценности словами-паразитами, служебными словами «для связки слов», повторами, употреблением избыточных слов одинаковых по значению, стереотипных выражений) на ряд неполных синтагм.

Интонационные типы синтагм

Главными интонационными характеристиками синтагм считаются характеристики, передающие значение завершённости, незавершённости, вопроса и выделения. Поскольку выражаются они через интонацию, то их обозначают как:

Один и тот же интонационный тип используется в разных синтаксических структурах, и наоборот, одна и та же синтаксическая структура может иметь разное интонационное оформление. Например, интонация завершённости будет и в таких синтагмах:
Мы знаем, что автобус едет;
Согласно расписанию, автобус едет.
Подбежала к остановке — автобус едет.

Интонация незавершённости используется в распространённых предложениях, чтобы показать, что высказывание ещё не закончено и последует продолжение, используется во всех синтагмах, кроме последней. Характеризуется довольно низким основным тоном в начале синтагмы, который немного повышается к концу, а на заударных слогах снижается постепенно и не слишком значительно, ускорением темпа произнесения к концу синтагмы, значительным уменьшением длительности ударного и заударного слогов по сравнению с другими интонационными типами, с незначительным ослаблением интенсивности произнесения (наибольшая интенсивность у слога под синтагматическим ударением), достаточно высоким тоном на заударных слогах.

Вопросительная интонация используется в вопросительных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на последнем ударном слоге, заметным сокращением длительности произнесения последнего ударного слога, ускорением темпа произнесения, незначительным уменьшением интенсивности произнесения и понижением тона на заударных слогах.

Интонация выделенности используется в восклицательных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на ударном слове с последующим падением тона, значительным увеличением длительности произнесения выделенного слова (ударный слог в этом слове очень интенсивный, самый длительный по сравнению с другими типами синтагм). Если выделенное слово в синтагме не последнее, то приходящееся на него ударение – логическое.

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!

Источник

Видео

Видеолекция "Системные отношения в языке. Специфика фонетической системы русского языка"

Видеолекция "Системные отношения в языке. Специфика фонетической системы русского языка"

4.3.4. Синтагмы в литературном языке - 2

4.3.4. Синтагмы в литературном языке - 2

Мустакимова Г.В.Введение в филологию.Единицы языка .Отношения между единицами

Мустакимова Г.В.Введение в филологию.Единицы языка .Отношения между единицами

Тонограммы в английском

Тонограммы в английском

Русский язык. Лекция 1. Русское ударение

Русский язык. Лекция 1. Русское ударение

Сегизбаева К.К.Фонетическое членение речи

Сегизбаева К.К.Фонетическое членение речи

Мастер-класс "Фонетика английского языка. Интонация. Часть 3"

Мастер-класс "Фонетика английского языка. Интонация. Часть 3"

Синтаксическая норма| Русский язык

Синтаксическая норма| Русский язык

Ударения в русском языке

Ударения в русском языке

Риехакайнен Е И Что мы слышим и как мы это пишем использование корпусов устной речи при обучении

Риехакайнен Е И  Что мы слышим и как мы это пишем   использование корпусов устной речи при обучении
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.