- Раз- и Рас-
- Смотреть что такое «Раз- и Рас-» в других словарях:
- Правописание приставок на «з» и «с»
- Когда в приставке пишется буква «с»
- Когда в приставках пишется буква «з»
- Приставки раз-/рас- и роз-/рос-
- Приставки «раз» и «рас»
- Являются ли раз- и рас- разными приставками
- Значение приставки раз-/ рас-
- Написание приставки раз-/ рас-
- Краткий вывод
- Приставка рас в русском языке
- 9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки
- 9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С
- 9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ
- Правописание приставок раз-, рас-. методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Видео
Раз- и Рас-
Смотреть что такое «Раз- и Рас-» в других словарях:
Раз- и Рас- — префикс 1. Формообразовательная единица, образующая имена прилагательные со значением признака, который характеризуется высшей степенью проявления качества, названного мотивирующим словом (развеселый, разлюбезный, разнесчастный, распрекрасный,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
раз- — I префикс; = рас Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением высшей степени проявления качества, которое названо словами, от которых соответствующие имена существительные образованы (раскрасавец, раскрасавица,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
раз… — РАЗ…1, см. тж разо…, разъ… и рас…. Глагольная приставка, обозначающая: 1) раздробление, разделение на части, напр. разбить, разорвать, разгрызть, раскрошить, разъединить; 2) раздвоение, напр. распахнуть, раздвинуть; 3) распределение по частям, по … Толковый словарь Ушакова
РАС — 1. РАС, раса, муж. (амхарск. ras глава, предводитель). Феодальный князь в Абиссинии. 2. РАС2. То же, что раз…1 и раз… 2, употр. перед глухими согласными, напр. расколоть, расправить, расцепить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
рас — 1. РАС, раса, муж. (амхарск. ras глава, предводитель). Феодальный князь в Абиссинии. 2. РАС2. То же, что раз…1 и раз… 2, употр. перед глухими согласными, напр. расколоть, расправить, расцепить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РАС — 1. РАС, раса, муж. (амхарск. ras глава, предводитель). Феодальный князь в Абиссинии. 2. РАС2. То же, что раз…1 и раз… 2, употр. перед глухими согласными, напр. расколоть, расправить, расцепить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
рас — 1. РАС, раса, муж. (амхарск. ras глава, предводитель). Феодальный князь в Абиссинии. 2. РАС2. То же, что раз…1 и раз… 2, употр. перед глухими согласными, напр. расколоть, расправить, расцепить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РАС 1-2 — приставка. То же, что раз 1 2. ; пишется вместо перед глухими согласными, напр. раскусить, раскряхтеться, распищаться, расфуфыриться, расшвырять, рассесться, распрекрасный, раскрасавец, распороть. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова
РАЗ — РАЗ, рас, рос, разо, предл. слитный, означающий: а) окончанье действия, как вообще все предлоги: рассмешить, разбудить; б) деленье, особленье, разноту: разломать, раздать, раскусить, разогнать; в уничтоженье, переделку снова: развить, растить;… … Толковый словарь Даля
РАЗ — РАЗ, рас, рос, разо, предл. слитный, означающий: а) окончанье действия, как вообще все предлоги: рассмешить, разбудить; б) деленье, особленье, разноту: разломать, раздать, раскусить, разогнать; в уничтоженье, переделку снова: развить, растить;… … Толковый словарь Даля
Правописание приставок на «з» и «с»
Написание приставок, которые заканчиваются на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного глухого или звонкого начинается корень слова.
Перечислим эти приставки:
Когда в приставке пишется буква «с»
Для того, чтобы сделать правильный выбор в написании приставок на «з» и «с», обратим внимание на согласный, с которого начинается корень слова. Если это глухой согласный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в приставке пишется буква «с».
Примечание.
Глухие согласные поможет запомнить фраза «Фока, хочешь поесть щец?».
Когда в приставках пишется буква «з»
Перед звонким согласным в корне слова на конце приставки пишется буква «з».
Примечание.
Только приставка с- не подчиняется этому правилу. Она всегда пишется в слове, вне зависимости от того, с какого согласного начинается корень.
Примечание.
В русском языке не существует приставки з-, а есть слова с начальным корневым согласным «з».
Приставки З- в русском языке не бывает!
Есть только приставка С-
Сжечь
Сбежать
Спеть
Сделать
Примечание.
Есть так называемый «подводный камень» в написании данных слов: несбыточный, несгибаемый, несговорчивый, несданный, несгораемый, несдобровать.
Среди данных слов нет приставки нес-, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе указанных слов не одна, а две приставки:
Таким образом, в середине слова спряталась приставка с-. Хоть перед звонким согласным в корне слышится «з», всё же пишется приставка с-.
Приставки раз-/рас- и роз-/рос-
Есть ещё одна трудность в написании приставок раз-/рас-. Правило правописания для приставок на «з» и «с» не является единственным. В данных приставках есть ещё одна орфограмма.
Правильное написание гласных в приставках раз-/рас- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу.
Без ударения пишется приставка раз-/рас-, а под ударением пишем роз-/рос-.
Пример: раздать — розданный, разливать — розлив.
Выведем алгоритм правильного написания букв «з» и «с» в приставках.
Приставки «раз» и «рас»
Правописание приставок в русском языке (в том числе приставок «рас» и раз») регулируется рядом правил, основанных на фонетическом принципе орфографии.
Русские приставки делятся на две группы в зависимости от того, на какую букву они оканчиваются. Приставки, в конце которых гласный звук, не имеют орфографических вариантов и всегда пишутся одинаково: со- (созвездие, сотворить, сообщество), за- (заинтересовать, заработать, загородный), на- (нашептывать, настольный, настенный) и т.д.
Являются ли раз- и рас- разными приставками
Раз- и рас- отличаются друг от друга только по звучанию и написанию. Будучи тождественными по смыслу, эти префиксы являются фонетическими и графическими вариантами одной и той же морфемы. Кроме указанных существуют и другие формы приставки раз- (разо-, роз-, рос-).
Значение приставки раз-/ рас-
Семантика приставок во многом зависит от того, к какой части речи относится слово, в составе которого она выступает.
Приставка раз- /рас-, находящаяся в составе именных частей речи (существительные и прилагательные), имеет значение превосходной степени. То есть в подобных словах префикс раз-/ рас- подчеркивает качество, обозначаемое корнем слова: распрекрасный, расчудесный.
Глагольная приставка раз-/ рас- является многозначной морфемой и имеет значения:
Написание приставки раз-/ рас-
Как и все русские приставки, оканчивающиеся на з, префикс раз- имеет два варианта написания. Использование буквы з или с в составе данной морфемы зависит от того, какой звук следует за ней. Звонкий согласный «з» в конце приставки используется в случаях, когда после префикса следует:
Вариант рас- употребляется только в словах, где за приставкой следует глухой согласный (п, ф, к, т, ш, с, щ, ч, х, ц): распереть, распространять, распределить, распорядок, расфасовка, раскатывать, раскрывать, раскодировать, растворяться, растолкнуть, растолковывать, растеряться, расширяться, расшнуровать, расшатывать, рассчитывать, расщелина, расщепление, расчистить, расход, расцарапать и др.
Варианты роз-/рос- используются в словах, где ударение падает на приставку: розыгрыш, россыпь, роспись.
Краткий вывод
При написании приставки «рас» или «раз» пишем букву «с», если за приставкой следует глухая согласная. Во всех остальных случаях пишем «з».
Приставка рас в русском языке
и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.
Орфограммы, проверяемые в данном задании:
9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки
1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-
ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.
2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:
отказать — Отклик, наказать — нАспех.
3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,
где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.
4. Приставка ПРА- употребляется в словах:
5. Приставка ПА- встречается только под ударением:
6. Следует различать пары:
ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный
ПОделка и ПОДделка
ПОдевать и ПОДдевать
ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный
ПОдразнить и ПОДдразнить
9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С
ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)
которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.
3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)
звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з
С — перед глухим согласным (расСматривать)
глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф
Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем иЗбежать.
2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.
В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.
5. Близ — предлог (близ дома).
Но: близстоящий, близсидящий (причастие).
9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.
Приставка ПРИ- имеет значение:
— близость (приморский — близко от моря);
— неполное действие (приоткрыть);
— действие, доведённое до конца (придумать);
— близкое к приставке ДО- (приписывать);
— усиление действия (приналечь);
— действие в собственных интересах (принарядиться).
Приставка ПРЕ- имеет значение:
— очень (прекрасный — очень красивый);
— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).
В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:
прИбывать в город — прЕбывать в городе;
прИдать вид — прЕдать друга;
прИзреть сироту — прЕзирать недруга;
прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);
прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);
прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)
прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);
прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);
прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);
прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);
прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);
прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);
прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;
прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);
прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)
прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)
Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:
пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.
Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.
Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и
Правописание приставок раз-, рас-.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока «Правописание приставок раз-, рас-.»
— вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас-;
— вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
— воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
Составил учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Горячий Ключ Черных Виктория Владимировна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
город Горячий Ключ
Черных Виктория Владимировна
1 квалификационная категория
— вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас- ;
— вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
— воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)
— А сейчас откройте тетради и запишите число.
II. Словарная работа.
III. Определение темы урока и постановка цели.
На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках
РА(З/С)ШИРИТЬ РА(З/С)ОГНАТЬ РА(З/С)ДВИНУТЬ
— Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правилино вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разогнать, раздвинуть»).
— В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.)
— А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)
— Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)
— Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».
IY. Работа над темой.
Заседание клуба «Ключ и заря»
— Откройте учебники на стр. 17 и прочитаем о чём спорили Миша и Костя на заседании клуба «Ключ и заря».
Выполнение упражнения 10 на стр. 18.
Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы все глаголы на –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные с
раз л омать рас п исать
раз б росать рас х ватать
раз б олтать рас к атать
раз м ешать рас п ечатать
— С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).
— С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).
Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз- ; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
3. Выполнение упражнения 11 на стр.18.
Задание: Запиши слова. Выдели в них приставка. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.
ра зо бидеть ра зо ружить
ра зу бедить ра зо деться
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласного.
4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.
— Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных ( звонких? глухих?) согласных.
( Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.)
— Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученик вызванный к доске вписывает нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)
РА с ШИРИТЬ РА з О Г НАТь РА з ДВИНУТЬ
1. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11.
Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.
Найди выделенные местоимения. Маша считает, что это формы одного и того же местоимения. Миша говорит, что это разные местоимения. Подчеркни правильный ответ. Над местоимениями укажи лицо, число, падеж.
Я ____сердился, да как заору:
-Нет! Это чужая квартира.
Этих маленьких детей.
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы ____болелись.
А завтра ____скажет он сам
Кто из лютых когтей
Нашу бедную Лялечку вызволит?
Всем очень нужен, знаю я,
2. Работа в паре. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.
Творческое задание: заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС-.
На интерактивной доске отображено задание.
Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…) разглядеть. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.
Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.
— Правописание какие приставок мы сегодня изучали?