Притча язык мой друг мой + видео обзор

Язык мой – друг мой?

Притча язык мой друг мой

«Язык в таком положении находится между членами нашими,
что оскверняет все тело… будучи сам воспаляем от геенны»
(Иак. 3, 6)

Сегодня все чаще стали обсуждать тему использования в большой литературе слов матерщины. Исследуют этот языковой феномен, систематизируют различные словесные комбинации и словообороты. Люди кандидатские, да что там кандидатские, докторские диссертации защищают по русскому матерному, и выпускают толковые словари. Что, товарищ, не разобрался в оттенках сложного трёхэтажного? – Лезь в словарь, профессор тебе поможет.

Даже изящной даме не зазорно вставить в разговоре соленое словцо. Мат превращается в норму

Не только грузчику, даже изящной даме не зазорно вставить в разговоре соленое словцо. Мат превращается в норму. У нас в поселке на русском матерном общаются и дети, и взрослые, молодые и старые, женщины и мужчины, наёмные работники и продвинутые бизнесмены. Обгоняешь влюбленную парочку, слышишь, а голубки матерком воркуют. Мамы на детишек все больше матом орать стали. Серёга Шнур – самый популярный поэт-песенник на всём пространстве нашей необъятной страны.

Мат завис в воздухе и «висит», словно дым в прокуренной бытовке.

Я понимаю, если бы наш поселок был горняцким, или шоферским, так ведь нет, у нас одних докторов с кандидатами разных наук, наверно никак не меньше полусотни, двое академиков. Вместе с соседним Покровом, что от нас в семи километрах, так смело умножай это число на три.

Виктор Конецкий, один из самых любимых мною авторов, утверждает, что матом хорошо приложить в каких-то экстремальных ситуациях, когда многословие только делу вредит. Если следовать логике автора, наше бытие всё более и более погружается в одну такую бесконечную «экстремальную ситуацию».

В казармах

Лично я матерился с тех пор, как себя помню. Возможно, матерился и до того, но об этом история умалчивает. Еще бы не материться, если все мое детство прошло в солдатских казармах. У меня, как когда-то до революции, был свой «дядька»-воспитатель из числа солдат, служивших в нашем полку.

Это сегодня перед молодежью стоит проблема профориентации, а для нас такой проблемы не существовало. Мы, как только начинали ходить, уже маршировали за солдатским строем. У меня даже фотография сохранилась, из самого начала 1960-х.

На фотографии парадным строем идут солдаты. Впереди, со знаменем, – офицеры, а за строем идет, чеканя шаг, кучка пяти-шестилетних сорванцов. Что интересно, не помню, чтобы нас кто-нибудь прогонял. Понимали, что маршируют будущие офицеры, а то, глядишь, и генералы.

Издержкой моего солдатского воспитания был мой виртуозный мат

Я даже в столовую солдатскую ходил обедать. И вкус той солдатской каши у меня до сих пор во рту стоит, такая была вкуснятина. Ну, а издержкой моего солдатского воспитания был мой виртуозный мат.

Мама рассказывала, как она краснела, когда её маленький мальчик, словно органчик, на сюсюканье какой-нибудь тетеньки мог ответить так, что у тетеньки сумка из рук выпадала. И это при том, что дома у нас никто не ругался.

Говорят, что в армию такой отборный мат пришел в первой половине 1950-х, когда с нехваткой молодежи в армию стали призывать бывших уголовников. Не знаю, по-моему, матерились в Красной Армии, начиная с 23 февраля 1918 года, а может, даже и раньше.

Смог Серёга – и я смогу!

Что касается уголовников. В своё время с нами на железной дороге работал человек, просидевший в лагерях, не выходя, начиная с «малолетки», 25 лет. Так вот, я ни разу не слышал, чтобы он выругался матом. Не путеец, а воплощение вежливости.

Подрастая, стал понимать, что материться нехорошо, и стал себя контролировать. Уже не ругался напропалую, различал, где можно, а где нельзя. Но ругаться продолжал, считал это признаком мужественности.

За время своей учебы я сменил, наверное, с десяток школ. Поэтому и хорошие оценки в моем дневнике по большей части были заслугой моего папы. Он всегда был потрясающе красив, нередко заезжал за мной в школу. У моих училок при виде его рука сама выводила мне пятерки и четверки. На самом деле, более или менее я стал учиться только ближе к старшим классам.

Помню, в 9-м классе к нам пришла молоденькая учительница русского языка Анна Ефимовна Кецлах. Как она нам читала стихи, сколько интересного мы от неё узнали. Не говорю за других, а я влюбился в русскую литературу и обожал Анну Ефимовну.

Как-то на переменке один мой одноклассник запрыгнул на меня сзади, вцепился и повис. Я никак не мог его сбросить. И тогда я выдал ему фразу из своего розового периода. Его хватка ослабла, он обмяк и сполз.

Я освободился от него – и увидел мою любимую учительницу, которая стояла и смотрела на меня такими глазами. А мне хотелось провалиться сквозь землю. Сейчас пишу – и вижу эти глаза. Правда, Анна Ефимовна мне об этом потом ни разу ничего не сказала. Зачем, достаточно было одного её взгляда. Она меня поняла, хорошая была учительница.

После окончания института попал служить в особую часть. Все солдаты у нас имели высшее образование. В роте у меня был друг, Сережа Полуян, не помню, кто ещё, но вот он точно никогда не ругался. Я ругаюсь, а он нет, всегда находя в ответ человеческие слова. Глядя на моего друга, я тоже попробовал не ругаться. Поначалу было трудно. Словечки, матерные частушки, поговорки, прибаутки – все это раньше могло литься из моего горла потоком, и вдруг заслон.

Как ни чесался язык называть вещи их природными именами, такими короткими и понятными, – но ломал себя: Серега-то вот может. Значит, и я смогу.

Таким образом, вернувшись домой со срочной службы, я научился курить и разучился материться. Но это не значит, что я не проговаривал этих словечек про себя, – порой проговаривал. И ещё реагировал, когда ругались рядом, словечки буравили мне мозг и отдавались аж где-то в груди.

Я перестал реагировать на мат. Он для меня умер, к счастью

Но потом системное молчание на уровне языка перешло на уровень мысли, и уже даже в мыслях я перестал говорить матом. Спустя ещё какое-то время мне стало безразлично, что говорилось вокруг меня. Я перестал реагировать на мат. Он для меня умер, к счастью.

Какие бывают «говорения языками»

Уже придя в Церковь, слышал рассказ двух женщин, сейчас они наши прихожанки, – они рассказывали о том, как искали путь к Богу. Их извилистый путь пролегал через одну из общин пятидесятников. Как известно, пятидесятники молятся на так называемых «языках». То есть они во время молитвы произносят не как мы с вами – слова, построенные в логические фразы прошений. В состоянии экстаза у них вырываются обрывки, возможно, слов, возможно, какие-то отдельные слоги.

Однажды стоят эти женщины в общем молитвенном кругу, молящиеся «заговорили», и вдруг они слышат грязнейшие матерные ругательства. Рядом с ними стоял мужчина, закрыл глаза, весь предавшись молитве. Только вместо молитвы его уста изрыгают мерзость.

Было видно – человек не безобразничал, сам не понимая, что творит. Эти женщины бегом бежали из «молитвенного» круга и вспоминали об этом случае с содроганием.

Иногда приходится встречаться с людьми, прошедшими через «целителей»: жалуются, что порой не могут с собой совладать и вдруг начинают материться. Кстати, поврежденность может проявляться и во время молитвы: человек произносит святые имена, а к ним, словно специально, прилепляются гадкие слова. Мысленная брань. Даже молитвы у меня где-то лежат от этой напасти.

Однажды пригласили меня к одному ещё нестарому человеку. С ним случился инсульт, и его парализовало. Он не мог вставать, потому лежал на диване. Ещё у него отнялся язык. Пытаясь со мною заговорить, больной только и мог, что издавать какие-то отдельные свистяще-шипящие звуки, из которых не сложилось ни одного разумного слова. Разозлившись на собственное бессилие, он вдруг начал ругаться. Ругался отборнейшим матом, да как складно!

Спустя какое-то время я снова стал свидетелем, как женщина, пережившая инсульт и потерявшая способность говорить, свободно общалась с окружающими её людьми при помощи тех же матерных слов.

Тот, кто «отвечает» за матерщину, легко преодолевает даже парализацию

Тогда-то я понял, что мозг, повреждаясь при болезни, не может подчинить себе мышцы языка и заставить его произносить нормальные человеческие слова, зато тот, кто «отвечает» за матерщину, легко преодолевает даже парализацию. «Мёртвый» язык подчиняется ему беспрекословно. Впоследствии, общаясь с врачами, я получил подтверждение, что данный феномен существует на самом деле. Но объяснить они его не могут.

Говорят, будто физиологи различают несколько состояний работы человеческого мозга – бодрствования и покоя. Когда же человек молится, мозг погружается ещё в одно, отличное от всех известных ранее, состояние. Займись исследователи изучением мозга во время произнесения матерщины, думаю, это состояние мало чем будет отличаться от «режима молитвы». Только источники раздражения будут разными.

Знал я одну старенькую и очень верующую бабушку. Во всём приходе не было человека более благочестивого, чем она. Старушка не пропускала ни одной службы, постоянно клала поклоны. При наступлении немощи слегла в постель и молилась, не выпуская из рук чёток. Однажды мне звонит её дочь и плачет:

– Батюшка, разум оставил мою маму. Она вдруг напрочь забыла нормальную человеческую речь и теперь произносит одни только матерные слова.

Всю жизнь она шла за Богом, преодолевая в себе грех. Но в самом конце разум вместе с волей покинули умирающего человека. Осталось только немощное тело и повреждённое грехом подсознание. То есть то, что по праву принадлежит земле и уйдёт в эту землю с нашими бренными останками.

Мой алтарник – бывший армейский прапорщик и водитель рейсового автобуса. Он всю жизнь матерился и даже не понимал, что матерится. Ему делали замечания, а он недоумевал: когда это я ругался? Он не ругался матом – он на нём разговаривал. Потом человек пришёл к Богу, покаялся и принял Крещение.

– Выхожу, – говорит, – из храма. Собираюсь что-то сказать, а у меня не получается.

Закрылись уста для мерзостей.

Пришлось взрослому человеку учиться, как когда-то в детстве, подбирать соответствующие слова и разговаривать на нормальном русском языке.

Случай в Гродно

Однако самый яркий пример подобной одержимости матерщиной в моей памяти – это встреча с человеком в городе Гродно. Случилась эта встреча много лет назад.

Уже став священником, я вместе с матушкой приехал проведать моих родителей в Беларусь. Свершилась моя давнишняя мечта. Владыка Артемий благословил меня сослужить ему в кафедральном соборе. И я молился в алтаре главного храма моего родного города и даже произносил проповедь.

Потом мы с матушкой гуляли по центру. Я был в мирской одежде.

Прогуливаемся по площади рядом с огромным памятником Владимиру Ильичу Ленину. Вижу, нам навстречу идет, как-то немного боком вперед, человек, мне он сразу показался болящим. Идет и все время что-то говорит.

Когда мужчина поравнялся с нами, я услышал, что он, оказывается, матерится. Вместо того чтобы пройти мимо и отправиться дальше, он вдруг стал кружить вокруг нас. Чувствовалось, это кружение приносило ему страдание.

Во все время кружения он продолжал материться, ни разу не взглянув в нашу сторону. Всякий раз, уходя от нас в апогей, он пытался оторваться, но после какая-то сила неизменно притягивала его к нам, и так несколько раз подряд.

Наконец со вздохом облегчения он вырвался из нашего притяжения и, так же тихо матерясь, отправился дальше.

– Ты догадываешься, почему этот человек кружил вокруг нас? – спросил я матушку.

– Почему? – ответила она на мой вопрос вопросом.

– Думаю, потому, что мы были в храме на службе, а я ещё и причащался.

– Бедный-бедный человек. – произнесла моя матушка, перекрестившись.

Источник

Классный час «Язык мой-друг мой»

Цели: Обучать культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться), развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности и вежливости;

Продолжать работу по сплочению коллектива.

Воспитывать у учащихся умение быть вежливыми, терпеливыми, внимательными к другим людям, не обижать словами, устранять соперничество.

Развивать речь, мышление.

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести ». ( В. Шефнер)

1 Вступительная беседа учителя.

— Каждое утро начинается с того, что вы встречаетесь со своими близкими и родными людьми. Кто эти люди? Давайте перечислим их.

Своих знакомых, друзей, родственников вы можете встретить в школе, дома, в транспорте, в магазине, в театре, в парке. Каждая встреча от приветствия до разговора бывает разной. Необходимо научиться быть легким в общении. для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо нау читься узнавать по глазам настроение самых близких тебе людей.

Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе человека след на целый день.

Послушайте притчу. (сообщение ученика)

БАСНЯ ЭЗОПА О ЯЗЫКЕ

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.

Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!

При помощи языка строятся города, развивается культура народов.

При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания,

при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки.

Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее.

А что на свете хуже языка?

Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Может ли что- нибудь быть хуже языка?

Язык – это, прежде всего, инструмент, им необходимо хорошо владеть. Овладение родным языком начинается еще в утробе матери. Ребенок, находясь еще в животе своей мамы, обладает способностью воспринимать и отличать мелодичность, темп и громкость не только музыки, но и речи. Поэтому огромная роль в развитии речи детей отводится их родителям. Речь родителей и близких является образцом для ребенка. Именно от этого в первую очередь складывается общее впечатление ребенка о языке и его темпо-ритмических особенностях.

Таким образом, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, не только приятен окружающим, но и успешен в жизни. Благодаря хорошо развитой речи человек может творчески мыслить, находить необычные пути достижения поставленных целей, реализовывать свой потенциал.

Интересная притча о взгляде на мир

Мы видим мир такими, каковы мы сами.

3. Проблемный вопрос.

В чём же смысл легенды?

(рассуждения и высказывания учащихся)

Послушайте стихотворение О.Дреза «Кто я?»

Мать говорит: «На кого он похож?

Волосы дыбом, не мальчик, а ёж!

Стоило локтем сестрёнку задеть,

Крикнул отец: «Неуклюжий медведь!»

Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:

«Да замолчи ты, горластый петух!»

Спать я сегодня не сразу пошёл

Дед рассердился: «Упрямый козёл!»

К стене отвернулся и дуюсь молчком-

Того и гляди обзовут индюком!

Всех птиц и зверей принялся вспоминать-

Кем буду я завтра, хотел бы я знать!

— Почему обиделся мальчик? Какой вывод надо сделать взрослым?

В Нью-Йоркском зоопарке учёные записывали на магнитофон «болтовню» обезьян: их болтовню, крики, ворчанье, сопенье. Неожиданно начался дождь и запись пришлось прервать. На следующий день учёные включили запись, сделанную накануне. Услышав свои собственные крики, обезьяны почему-то тут же бросились под навес, хотя никакого дождя не было.

— Почему обезьяны бросились прятаться?

3. Анализ приведённых ситуаций.

— Что же вы можете сказать о языке? Когда он может помочь, а когда навредить?

— Были ли у вас ситуации, когда ваши животные хотели вам что-то «сказать»?

4. Итог. Что вам понравилось больше всего?

Так как же себя надо вести, чтобы не огорчать людей?

Источник

Притча язык мой друг мой

Притча язык мой друг мой

По следам дискуссий

краткий конспект одноимённой дискуссии

I. С ЧЕМ СРАВНИВАЕТСЯ ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА

II. КАК ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ ЯЗЫК

III. ЯЗЫК КАК ИНДИКАТОР СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА

2. Глупый и мудрый узнаются по языку:
Как гласит русская поговорка, «Что у умного на уме, то у дурака – на языке». Вот что об этом говорит Слово Божье:
Притчи 11:12 «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит». Притчи 15:2 «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость».
Притчи 17:28 «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным». Екклесиаст 10:12-13 «Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие».
Язык мудрых врачует: Притчи 12:18 «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует».

4. Предупреждение Нового Завета о зле, которое несёт необузданный язык:
Иакова 3:2-12 «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду».

А как и для чего вы используете свой язык: чтобы произносить лживые и обидные слова или чтобы прославлять Бога и свидетельствовать о спасительной жертве Иисуса Христа?
Каким человеком вы являетесь, исходя из того, что и как вы говорите: мудрым или глупым, праведным или нечестивым?
Не забывайте, что вам придётся давать отчёт Господу Богу что за всякое праздное слово: Матфея 12:36-37 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».
Поэтому воспользуйтесь советом Библии: Римлянам 6:12-13 «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».

Источник

Притча язык мой друг мойczeslaw_list

KLINIKA HAŁAŬNOHA MOZHU

Liepš być bahatym i zdarovym, čym biednym i chvorym

«Сердце мудрого делает язык его мудрым. Язык глупого – гибель для него» (Притч. 16:23, 18:7)

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36-37).

Притча язык мой друг мойБиблия открывает все, что касается Бога, самого человека и его языка.

I. В Библии слово «язык» встречается 96 раз:

III. Как люди используют язык

Притчи 10:19 «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен»;
Псалтирь 38:2 «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною».

3. Люди могут использовать язык, чтобы проповедовать о Господе и воспевать хвалу Богу

Псалтирь 34:28 «И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день»;
Псалтирь 125:2 «…тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: великое сотворил Господь над ними!»).

IV. Язык как индикатор сердца человека

1. Язык – индикатор духовности человека. Язык проявляет то, что находится у человека в сердце:

2. Глупый и мудрый узнаются по языку:

Притчи 11:12 «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит».
Притчи 15:2 «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость».
Притчи 17:28 «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным».
Екклесиаст 10:12-13 «Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие».
Притчи 12:18 «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует».

3. Праведный и нечестивый узнаются по языку:

4. Предупреждение Нового Завета о зле, которое несёт необузданный язык:

Иакова 3:2-12 «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду».

«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Римлянам 6:12-13).

Источник

Язык мой, друг мой
методическая разработка по литературе по теме

Притча язык мой друг мой

Внеклассное мероприятие, посвященное русскому языку, пословицам, поговоркам. Проведено в рамках недели гуманитарных наук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель: систематизировать знания учащихся о русском языке, его происхождении и значении, создавать условия для применения полученных знаний.

— познакомить обучающихся с основными сведениями о русском языке, с функциями русского языка, его значением в современном мире

-развивать интерес к русскому языку, навыки выразительного чтения, пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь.

— способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважению к русскому слову, сплочённости коллектива, развитию общих интересов.

-мультимедийный проектор и экран;

3) выставка словарей, сборники пословиц и поговорок, занимательные материалы о русском языке;

4) парты расставлены для работы по группам.

II. Слово преподавателя:

— Сегодня в рамках недели гуманитарного цикла мы проводим необычное занятие, посвящённое русскому языку – «Язык мой, друг мой». Вам необходимо разделиться по группам, выбрать оратора, который будет выражать мнение своей команды и оценит работу каждого студента в конце занятия. (Каждая команда получает номер.)

— Итак, первое задание для групп: подумайте, как можно объяснить высказывание «Язык мой, друг мой». На обсуждение даётся 2 минуты.

— Итак, ваши ответы выслушаны, а теперь необходимо сделать вывод и определить цель нашего занятия.

— Цель нашего занятия – вспомнить сведения о русском языке, функции русского языка, его роль в современном мире, цитаты, высказывания, пословицы о языке, учиться слушать однокурсников и выражать мнение команды и своё, научиться с уважением относиться к своему родному языку.

— Действительно, о русском языке сказано очень много известными людьми – писателями, поэтами, учёными. Послушайте, с каким восхищением пишет о нашем языке И. Ильин:

Ещё один дар дала нам наша Россия: это дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нём вся она – наша Россия. В нём дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.

В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески, чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа: эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоы, на которую зовёт его язык.

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу родину. (И. Ильин.)

Этим словам созвучна фраза И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».

Ещё одно высказывание о русском языке: Л.Н. Толстого «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»

— Высказывания представителей групп. Демонстрация «Древа языков» (плакат на доске.)

— Вывод: русский язык относится к индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. В данную подгруппу входят также белорусский и украинский языки. Это близкородственные языки.

К славянской группе языков относятся также южнославянская подгруппа (болгарский, сербскохорватский и др.) и западнославянская подгруппа (чешский, словацкий, польский и др.).

Русский язык начал складываться в 14 – 16 веках. До этого времени (11-14 века) существовал древнерусский (восточнославянский) язык, на котором написаны прекрасные произведения, в том числе величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Русский национальный язык окончательно сформировался к 17 веку на базе московского говора.

Основоположником современного русского литературного языка по праву считается А.С. Пушкин. Он утверждал, что литературный язык должен быть общим для всей нации, национальным языком. Язык Пушкина – это язык, которым стали пользоваться классики русской литературы, видя в нём образец русского литературного языка. И.А. Гончаров писал о том, что он воспитался поэзией Пушкина, а А.М. Горький советовал почаще читать Пушкина и считал его основоположником русской поэзии.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Кроме того, он является и языком международной дипломатии. Его изучают, по данным статистики Международного культурного фонда ЮНЕСКО, более трети населения планеты.

— Вывод: Среди более чем пяти тысяч языков, известных на земном шаре, русский язык относится к числу наиболее распространённых. По данным учёных, в конце 20 века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек.

В современном обществе русский язык имеет важное международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих и официальных языков ООН, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют учёные разных стран.

Русский язык является средством межнационального общения в Российской Федерации и средством международного общения в мире. Изучая русский язык, люди разных стран знакомятся с произведениями великой литературы, с достижениями современной науки и техники, приобщаются к сокровищам русской культуры.

Русский язык заслуживает нашего пристального внимания, это язык великой русской литературы, на нём говорили и писали великие личности. В библиотеке вы можете воспользоваться словарями и справочниками, учебниками по русскому языку, а также найти и занимательный материал – всё это сейчас вы видите на выставке.

Наш язык довольно хорошо изучен лингвистами. Очень много сделано в этой области знаменитыми лексикографами: В.И. Далем, Д.Н. Ушаковым, С.И. Ожеговым и др. Сегодня мы познакомимся с деятельностью С.И. Ожегова. Сообщение об этом выдающемся учёном подготовила Москаленко Т. (Сообщение студентки и презентация.)

III. Слово преподавателя: Вы знакомы с деятельностью В.И. Даля, с его сборниками пословиц и поговорок. Практическая часть занятия посвящена «цвету народного ума» – пословицам. Вам необходимо вспомнить пословицы, блеснуть своими знаниями, показать эрудицию. Вопросы и задания будут заданы последовательно для каждой группы; за правильный ответ – один балл.

Задание 1. Я начинаю пословицу, а вы её заканчивайте:

Задание 2. А теперь немного поиграем. Я буду задавать вашим командам по очереди весёлые тесты – пословицы, вы должны их правильно закончить.

6. Слово – не воробей…

7. Не зная броду, не суйся…

10. Любишь кататься, люби и …

Задание 3. Я зачитываю расшифровку смысла пословицы, а вы должны её назвать. Если одна группа не отвечает, то задание переходит к следующей.

1. Не то, что ярко, привлекательно и бросается в глаза, представляет настоящую ценность. (не всё золото, что блестит.)

2. Говорят, чтобы утешить, ободрить кого-либо, когда у него нет или мало денег. (НЕ в деньгах счастье.)

3. Всякое большое дело начинается с малого, постепенно приобретая размах. (Москва не сразу строилась.)

4. Небольшой по величине, но ценный по своим качествам. (Мал золотник, да дорог.)

5. Говорится, когда в результате какой-либо неприятности, беды происходит и какое-то приятное событие. (Не было бы счастья, да несчастье помогло.)

6. Говорится в оправдание неудачного начала нового дела. (Первый блин комом.)

7. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания; познание бесконечно. (Век живи, век учись.)

8. Говорится, когда в ответ на какое- либо действие или отношение поступают так же. (Долг платежом красен.)

9. Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально. (И смех, и грех.)

10. Говорится с уверенностью или надеждой, что в знакомой обстановке, дома легче справиться с любым делом. (Дома и стены помогают.)

Задание 4. Перевёртыши. Задание заключается в следующем: исходным текстом является пословица, поговорка, в которой заменены слова (все или некоторые) контекстуальными антонимами. Ваша задача – восстановить правильный вариант.

Пример: Безделье неумеху радует. (Дело мастера боится.)

1. Полежишь – звери поплачут. (Поспешишь – людей насмешишь.)

2. Мужик на коня – телеге тяжелее. (Баба с возу – телеге легче.)

3. Начал отдых – сиди трусливо. (Кончил дело – гуляй смело.)

4. Деревня быстро ломалась. (Москва не сразу строилась.)

5. Ненавидишь везти, не люби и коня бросать. (Любишь кататься, люби и саночки возить.)

Задание 5. Я называю ключевое слово для каждой группы. Вы должны назвать как можно больше пословиц или поговорок, в которых отражён смысл этого слова или слов.

1. Активность, инициатива.

Куй железо, пока горячо. Язык до Киева доведёт.

Не в деньгах счастье. Нет худа без добра.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Чем богаты, тем и рады. Что есть в печи, на стол мечи.

Бережёного Бог бережёт. Копейка рубль бережёт.

Задание 6. Подберите как можно больше пословиц о слове, речи, языке.

Расскажите, с какой целью используются пословицы в речи. Для обсуждения – 3 минуты.

На великое дело – великое слово.

Беседа дорогу коротает.

Говорит красиво, да слушать тоскливо.

За словом в карман не полезет.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Слово – серебро, молчание – золото.

Твои бы речи да Богу в уши.

Типун тебе на язык.

Язык без костей, а кости ломает.

IV. Слово преподавателя:

Основой пословицы, поговорки является жизненная ситуация, отражение событий, выражение впечатлений, иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплотили в себе всю историю развития народа. Они – блистательное проявление мудрости, творчества народа. В них отражена культура, самобытность, история. Они придают нашей речи образность и выразительность.

VI. Слово преподавателя:

В заключение занятия расскажу одну мудрую историю.

…Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиные языки, поджарил их и подал гостям.

— И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешёвым угощением.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

— Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языки и приготовил их к обеду.

— Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

— Желаю вам владеть тем языком, который делает мир прекраснее и добрее. И тогда вы обязательно достигнете успеха.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.