Мордовская литература
Истоки зарождения мордовкой литературы относятся к первой половине 18 века, когда на эрзянский и мокшанский язык стали переводится книги религиозного содержания, а также осуществлялись попытки авторского сочинительства на события светского значения. Во второй половине 19 века формируется крестьянская литература. На рубеже 19 – 20 вв. начинает складываться литература, созданная на русском языке (С. В. Аникин, З.Ф. Дорофеев, В. В. Бажанов и другие).
После 1917 года литература ускоренно развиваться, чему способствует издание национальных газет и журналов, открытие учреждений образования и культуры. К концу 30-х годов в мордовской литературе в основном сложились жанровые традиции. Заметный вклад в становлении профессиональной художественной литературы на национальном языке внесли Ф. М. Чесноков, М. И. Безбородов, К. С. Петрова, Т. А. Раптанов, Я. П. Григошин и многие другие.
В 50 – 60-е годы на ведущие позиции выходит роман, художественно решающий проблемы истории и современности («Широкая Мокша» Т.А. Кирдяшкин, «Яблоня у большой дороги» А. Д. Куторкин, «Найман», «Люди стали близкими», «Дым над землей» К.Г. Абрамов, «Трава-мурава» И. М. Девин и другие). Синтез лиризма и психологизма наблюдается в поэмах «Земля», «Теплые следы» А. С. Малькина, «Ветка дуба векового» А. М. Моро и других. Острые конфликтные коллизии присущи драмам «Учительница» П.С. Кириллова, «Именем народа», «Голубое сияние» Г.Я. Меркушкина и другим.
В 70 – 80-е годы особое внимание уделяется нравственной проблематике («Сельская девушка» К. Г. Абрамов, «Подождите, ж быстрые облака…» Ю.Ф. Кузнецов, «Супруги» А. П. Тяпаев, «Годы-версты» С. В. Кинякин, «Жаворонок» А. К. Мартынов, «Высота» И. Д. Пиняев, «Сороковины» А. П. Терешкин, «Гнездо коршунов» К. Г. Абрамов, «В пустом доме люди» А.И. Пудин и другие).
Начиная с конца 80-х гг. расширяется социальный и эстетический кругозор литературы, она обращается к ранее не затрагиваемым проблемам. Писатели стремятся с новых эстетических позиций взглянуть на историю своего народа («Пургаз», «За волю» К. Г. Абрамов, «Тени колоколов», «Кузьма Алексеев» А. М. Доронин, «Каназор» А. И. Пудин и другие); осмыслить процессы, происходящие сегодня («Жаркое лето» Г. И. Пинясов, «Ветви священного дуба» В. И. Мишанина, «В пустом доме люди» А. И. Пудин, «Перепелка – птица полевая» А. М. Доронин и другие).
Информационно-ресурсный центр Национального исследовательского Мордовского государственного университета
© Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, 2010 г.
430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
Телефон: 8 (8342) 24-37-32
Мордовская литература
МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Мордовская автономная область расположена в бассейне рек Мокши и Шуры. Мордва делится на две почти равные численно группы: эрзя и мокша. Мокша занимает западную часть Мордовской области, эрзя — восточную.
I. УСТНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. — Устная словесность Мордовии характеризуется наличием богатого песенного материала, сказками, пословицами, загадками и т. д. Однако мордовский фольклор не только не изучен, но до сих пор еще далеко не собран. До революции имелся единственный сборничек покойного М. Е. Евсевьева «Мокшанские песни» (вып. I, Казань, 1897). В 1928 вышли в издании Мокшанской секции Центриздата под ред. Б. Корсаевского «Мокшеть моронза» (Песня мордвина) и сборник «Эрзянь евкст» (Сказки эрзи, ЦИЗ, 1928), «Эрзянь морат» (Песни эрзи, ЦИЗ, 1928) — в изд. Эрзянской секции. Темы мордовских песен таковы: суровая жизнь крестьянства, обусловленная колонизаторской политикой царизма; восстания С. Разина и Е. Пугачева, эксплоатация кулаком бедняка, семейный быт, неравный брак, тяжелое положение женщины (непосильный труд, бесправие), слезы рекрутов и солдат; царь — кровожадный деспот, хвастающийся тем, что он выпустил целые реки солдатской крови, из «народных костей» построил мосты. В мордовском фольклоре доминируют социальные мотивы.
II. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД М. Л. — Литературная продукция на мордовском яз. дореволюционного периода исчерпывается Евангелием (Казань, 1910) и Деяниями апостольскими в переводе на мордовский язык. Из учебной литературы, изданной для мордвы до революции, имелись: «Первоначальный учебник русского языка для мордвы эрзи» (Казань, 1897), «Первоначальный учебник русского языка для мордвы мокши» (Казань, 1894). Эти книжки издавались в целях насаждения православия. В настоящее время весь этот хлам давно сдан в архив. У мордвы растет и ширится подлинная, рожденная революцией художественная, учебная, периодическая и непериодическая литература.
III. ЭРЗЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Начало развития литературы относится к периоду гражданской войны. В 1920 на родине Ленина, в гор. Ульяновске (б. Симбирске), начинает издаваться эрзянская газ. «Чинь стямо» (Восход солнца). В 1921 появились еще два периодических органа на эрзя языке, газ. «Якстере сокиця» (Красный пахарь) в Саратове. В настоящее время на эрзя языке издается следующая периодическая литература: газ. «Эрзянь коммуна» (Эрзянская коммуна), «Ленинень киява» (По ленинскому пути) и журн. «Сятко» (Искра) в Саранске, газ. «Бейсень эрямо» (Коллективная жизнь) в Лукьянове Нижегородского края, журн. «Пионерень Байгель» в Саранске. Во всех районах области издаются районные газеты. До 1931 в Москве выходила центральная мордовская газ. «Якстере теште», значительно способствовавшая развитию мордовской литературы. Непериодическая литература начала издаваться лишь с 1922, когда и был издан первый эрзянский букварь «Тундонь чи» (Весенний день). Этот букварь, несмотря на целый ряд недостатков (методических и идеологических), был целым событием в эрзянской школе. Вслед за этим начала издаваться общественно-политическая и с.-х. литература. Переведены отдельные статьи и речи Ленина и «Вопросы ленинизма» Сталина.
Следует отметить первый коллективный сб. «Эрзянь пьесат» (Эрзянские пьесы) Васильева, Окина, Чеснокова (М., ЦИЗ, 1924), целый ряд сборников и отдельных произведений Чеснокова, к-рый становится видным представителем эрзянской литературы. Его главные произведения: «Лия-киява» (сб. расск., ЦИЗ, 1926), «Явовсь велесь», «Калдоргадсть ташто койтне» (Расшатались старые устои, ЦИЗ, 1926), «Васень толт» (сб. расск., ГИХЛ, 1932). Перу Чеснокова принадлежит также хорошо сделанный перевод пьесы Неверова «Смерть Захара» и много других произведений. Красочный и сочный язык, яркое художественное изображение мордовской действительности, классовой борьбы в мордовской деревне — вот что характеризует творчество Ф. М. Чеснокова, оказывающего большое влияние на молодое поколение писателей.
В 1929 вышел сборник художественной литературы «Васень сятк» (Первые искры, М., ЦИЗ), содержащий образцы произведений почти всех прозаиков и поэтов эрзи (Чесноков, Лукьянов, Артур Моро, Дуняшин, Григошин, Кривошеев и др.). За период 1929—1933 изданы сборники писателей: Дуняшина, Григошина, Лукьянова, Моро, Куликовского.
В 1933 изданы произведения поэтов и прозаиков: Лукьянова, Артура Моро, Куторкина, Н. Иркаева, Зинькова, П. Кирилова.
Ранние эрзянские писатели (Григошин, Кривошеев) в своем творчестве идеализировали старую мордовскую деревню и проводили идеи националистического и правоуклонистского характера. За последнее время под влиянием марксистско-ленинской критики они стали перестраиваться, включившись в соц-стройку.
В настоящее время из самой гущи колхозного крестьянства выдвигаются новые писатели и поэты: Раптанов, Радин и др. Новая революционная тематика и попытки изображать достижения соцстроительства характеризуют устремления молодняка.
На эрзя язык переведены «Мои университеты», «Мордовка», «Песнь о соколе», «Песнь о буревестнике», «О Ленине» и др. отдельные рассказы М. Горького, «Чапаев» Фурманова, отдельные рассказы Серафимовича, «Сон Макара» Короленко, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и др.
IV. МОКШАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — оригинальная, переводная, периодическая и непериодическая, преимущественно учебная — начинает развиваться после Октябрьской революции в результате последовательного проведения ленинско-сталинской национальной политики. Если не считать букваря и краткого учебника русского языка для мордвы-мокши, изданных в конце XIX в., то начало развития мокшанского печатного слова следует отнести к 1923, когда вышел «Мокшень-букварь» (Мокшанский букварь) Ф. Завалишина и Орхидеи. С этого времени усиленными темпами стала выпускаться учебная и общественно-политическая литература на мокшанском языке. Периодическая литература возникла в 1924. В гор. Пензе стала выходить газ. «Од-Веле» (Новая деревня), ныне переведенная в Саранск и переименованная в «Мокшонь правда» (Мокшанская правда). С 1927 издается на мокшанском яз. с некоторыми перерывами общественно-политический и литературно-художественный журнал «Валдаян» (Светлый путь), ныне переименованный в «Колхозонь эряф» (Колхозная жизнь). С 1931 во всех районах МАО выпускаются районные газеты.
Порожденная революцией, М. л. находится ныне в стадии роста. При всех недостатках и ошибках, проявлявшихся у некоторых ее представителей (моменты идеологической неустойчивости, схематизма, абстрактности), литература в целом неуклонно движется вперед. Соцстроительство СССР является залогом ее дальнейшего интенсивного развития.
Библиография: Рябов А., О мордовской художественной литературе, «Красная печать», 1427, №12; Его же, Литературная мордва, «Читатель и писатель», 1928, №22; Васильев Т., Мордовия, ЦИЗ, 1931; журнал «Сятко», Саранск, 1931, 1932 и 1933; «Волжская новь», Самара, №6; Куликовский М., Литературное творчество мордвы, «Революция и национальности», 1932, №3.
Мордовская литература
Мордо́вская литерату́ра — литература мордовского народа на мокшанском и эрзянском языках.
Основное развитие имело устное творчество. Одним из ранних представителей мордовского сказительного искусства была Ефимия Петровна Кривошеева.
Мокшанские авторы
Эрзянские авторы
Примечания
Смотреть что такое «Мордовская литература» в других словарях:
Мордовская литература — МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Мордовская автономная область расположена в бассейне рек Мокши и Шуры. Мордва делится на две почти равные численно группы: эрзя и мокша. Мокша занимает западную часть Мордовской области, эрзя восточную. I. УСТНАЯ… … Литературная энциклопедия
МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература мордовского народа, на эрзянском и мокшанском языках. До Октябрьской революции развивалось главным образом устное народное творчество. Мордовская проза складывается к началу 30‑х гг. Среди писателей республики: К … Литературный энциклопедический словарь
Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика — (Мордовской Автономной Советской Социалистической Республикась) Мордовия (Мордовиясь). В составе РСФСР. Образована 20 декабря 1934. Площадь 26,2 тыс. км2. Население 1014 тыс. чел. (1973). В М. 21 район, 7 городов, 17 посёлков городского… … Большая советская энциклопедия
Мордовская Автономная Советская Социалистическая республика — Мордовия. В составе РСФСР. Расположена в северно западной части Приволжской возвышенности. К древнейшим произведениям искусства относится орнаментированная керамика эпохи бронзы; в эпоху раннего железа появились укрепленные поселения, в… … Художественная энциклопедия
Мордовская письменность — Эту статью предлагается разделить на Мокшанская письменность и Эрзянская письменность. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/24 января 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности,… … Википедия
Мордовская музыка — Муз. фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно угорской группы, славян и др. Однако при общих для мн. народов чертах в песнях, в инстр. музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в… … Музыкальная энциклопедия
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, многонациональное единство литератур народов СССР, сложившееся в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и в ходе построения социализма. Как идейно эстетическое целое С. л. характеризуется единой… … Литературный энциклопедический словарь
Мордовский язык — язык народности, обитающей в Автономной Мордовской области и, вперемежку с русскими, далеко за ее пределами, особенно в вост. и юго вост. направлении к Волге и за Волгу. Распадается на 2 подъязыка: эрзянский и мокшанский, причем на первом говорят … Литературная энциклопедия
Список литератур народов мира — В списке учитываются только те языки, литература на которых представлена оригинальными художественными произведениями. Мёртвые языки, известные только по надписям, а равно языки, на которых существуют лишь фольклорные записи или переводы учебной… … Википедия
Радаев, Василий Кузьмич — Василий Радаев Василий Кузьмич Радаев Дата рождения: 13 марта 1907(1907 03 13) Место рождения: Куйбышевская область, СССР Дата смерти … Википедия
Мордовская литература
I. УСТНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. — Устная словесность Мордовии характеризуется наличием богатого песенного материала, сказками, пословицами, загадками и т. д. Однако мордовский фольклор не только не изучен, но до сих пор еще далеко не собран. До революции имелся единственный сборничек покойного М. Е. Евсевьева «Мокшанские песни» (вып. I, Казань, 1897). В 1928 вышли в издании Мокшанской секции Центриздата Под редакцией Б. Корсаевского «Мокшеть моронза» (Песня мордвина) и сборник «Эрзянь евкст» (Сказки эрзи, ЦИЗ, 1928), «Эрзянь морат» (Песни эрзи, ЦИЗ, 1928) — в изд. Эрзянской секции. Темы мордовских песен таковы: суровая жизнь крестьянства, обусловленная колонизаторской политикой царизма; восстания С. Разина и Е. Пугачева, эксплоатация кулаком бедняка, семейный быт, неравный брак, тяжелое положение женщины (непосильный труд, бесправие), слезы рекрутов и солдат; царь — кровожадный деспот, хвастающийся тем, что он выпустил целые реки солдатской крови, из «народных костей» построил мосты. В мордовском фольклоре доминируют социальные мотивы.
II. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД М. Л. — Литературная продукция на мордовском яз. дореволюционного периода исчерпывается Евангелием (Казань, 1910) и Деяниями апостольскими в переводе на мордовский язык. Из учебной литературы, изданной для мордвы до революции, имелись: «Первоначальный учебник русского языка для мордвы эрзи» (Казань, 1897), «Первоначальный учебник русского языка для мордвы мокши» (Казань, 1894). Эти книжки издавались в целях насаждения православия. В настоящее время весь этот хлам давно сдан в архив. У мордвы растет и ширится подлинная, рожденная революцией художественная, учебная, периодическая и непериодическая литература.
III. ЭРЗЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Начало развития литературы относится к периоду гражданской войны. В 1920 на родине Ленина, в гор. Ульяновске (б. Симбирске), начинает издаваться эрзянская газ. «Чинь стямо» (Восход солнца). В 1921 появились еще два периодических органа на эрзя языке, газ. «Якстере сокиця» (Красный пахарь) в Саратове. В настоящее время на эрзя языке издается следующая периодическая литература: газ. «Эрзянь коммуна» (Эрзянская коммуна), «Ленинень киява» (По ленинскому пути) и журн. «Сятко» (Искра) в Саранске, газ. «Бейсень эрямо» (Коллективная жизнь) в Лукьянове Нижегородского края, журн. «Пионерень Байгель» в Саранске. Во всех районах области издаются районные газеты. До 1931 в Москве выходила центральная мордовская газ. «Якстере теште», значительно способствовавшая развитию мордовской литературы. Непериодическая литература начала издаваться лишь с 1922, когда и был издан первый эрзянский букварь «Тундонь чи» (Весенний день). Этот букварь, несмотря на целый ряд недостатков (методических и идеологических), был целым событием в эрзянской школе. Вслед за этим начала издаваться общественно-политическая и с.-х. литература. Переведены отдельные статьи и речи Ленина и «Вопросы ленинизма» Сталина.
Следует отметить первый коллективный сб. «Эрзянь пьесат» (Эрзянские пьесы) Васильева, Окина, Чеснокова (М., ЦИЗ, 1924), целый ряд сборников и отдельных произведений Чеснокова, к-рый становится видным представителем эрзянской литературы. Его главные произведения: «Лия-киява» (сб. расск., ЦИЗ, 1926), «Явовсь велесь», «Калдоргадсть ташто койтне» (Расшатались старые устои, ЦИЗ, 1926), «Васень толт» (сб. расск., ГИХЛ, 1932). Перу Чеснокова принадлежит также хорошо сделанный перевод пьесы Неверова «Смерть Захара» и много других произведений. Красочный и сочный язык, яркое художественное изображение мордовской действительности, классовой борьбы в мордовской деревне — вот что характеризует творчество Ф. М. Чеснокова, оказывающего большое влияние на молодое поколение писателей.
В 1929 вышел сборник художественной литературы «Васень сятк» (Первые искры, М., ЦИЗ), содержащий образцы произведений почти всех прозаиков и поэтов эрзи (Чесноков, Лукьянов, Артур Моро, Дуняшин, Григошин, Кривошеев и др.). За период 1929—1933 изданы сборники писателей: Дуняшина, Григошина, Лукьянова, Моро, Куликовского.
В 1933 изданы произведения поэтов и прозаиков: Лукьянова, Артура Моро, Куторкина, Н. Иркаева, Зинькова, П. Кирилова.
Ранние эрзянские писатели (Григошин, Кривошеев) в своем творчестве идеализировали старую мордовскую деревню и проводили идеи националистического и правоуклонистского характера. За последнее время под влиянием марксистско-ленинской критики они стали перестраиваться, включившись в соц-стройку.
В настоящее время из самой гущи колхозного крестьянства выдвигаются новые писатели и поэты: Раптанов, Радин и др. Новая революционная тематика и попытки изображать достижения соцстроительства характеризуют устремления молодняка.
На эрзя язык переведены «Мои университеты», «Мордовка», «Песнь о соколе», «Песнь о буревестнике», «О Ленине» и др. отдельные рассказы М. Горького, «Чапаев» Фурманова, отдельные рассказы Серафимовича, «Сон Макара» Короленко, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и др.
Библиография:
Рябов А., О мордовской художественной литературе, «Красная печать», 1427, №12; Его же, Литературная мордва, «Читатель и писатель», 1928, №22; Васильев Т., Мордовия, ЦИЗ, 1931; журнал «Сятко», Саранск, 1931, 1932 и 1933; «Волжская новь», Самара, №6; Куликовский М., Литературное творчество мордвы, «Революция и национальности», 1932, №3.
Смотреть что такое «Мордовская литература» в других словарях:
Мордовская литература — Мордовская литература литература мордовского народа на мокшанском и эрзянском языках. Основное развитие имело устное творчество. Одним из ранних представителей мордовского сказительного искусства была Ефимия Петровна Кривошеева. В конце… … Википедия
МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература мордовского народа, на эрзянском и мокшанском языках. До Октябрьской революции развивалось главным образом устное народное творчество. Мордовская проза складывается к началу 30‑х гг. Среди писателей республики: К … Литературный энциклопедический словарь
Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика — (Мордовской Автономной Советской Социалистической Республикась) Мордовия (Мордовиясь). В составе РСФСР. Образована 20 декабря 1934. Площадь 26,2 тыс. км2. Население 1014 тыс. чел. (1973). В М. 21 район, 7 городов, 17 посёлков городского… … Большая советская энциклопедия
Мордовская Автономная Советская Социалистическая республика — Мордовия. В составе РСФСР. Расположена в северно западной части Приволжской возвышенности. К древнейшим произведениям искусства относится орнаментированная керамика эпохи бронзы; в эпоху раннего железа появились укрепленные поселения, в… … Художественная энциклопедия
Мордовская письменность — Эту статью предлагается разделить на Мокшанская письменность и Эрзянская письменность. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/24 января 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности,… … Википедия
Мордовская музыка — Муз. фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно угорской группы, славян и др. Однако при общих для мн. народов чертах в песнях, в инстр. музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в… … Музыкальная энциклопедия
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, многонациональное единство литератур народов СССР, сложившееся в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и в ходе построения социализма. Как идейно эстетическое целое С. л. характеризуется единой… … Литературный энциклопедический словарь
Мордовский язык — язык народности, обитающей в Автономной Мордовской области и, вперемежку с русскими, далеко за ее пределами, особенно в вост. и юго вост. направлении к Волге и за Волгу. Распадается на 2 подъязыка: эрзянский и мокшанский, причем на первом говорят … Литературная энциклопедия
Список литератур народов мира — В списке учитываются только те языки, литература на которых представлена оригинальными художественными произведениями. Мёртвые языки, известные только по надписям, а равно языки, на которых существуют лишь фольклорные записи или переводы учебной… … Википедия
Радаев, Василий Кузьмич — Василий Радаев Василий Кузьмич Радаев Дата рождения: 13 марта 1907(1907 03 13) Место рождения: Куйбышевская область, СССР Дата смерти … Википедия
Мордовская литература
Мордовская литература принадлежит к литературам со смешанным типом развития. Для её становления характерны эволюционные (замедленные), прерванные и ускоренные типы историко-культурных процессов. На зарождение и формирование Мордовской литературы определяющее влияние оказали включение духовно-культурной истории мордовского народа в сферу научных интересов русских и западно-европейских историко-культурных и литературных течений, христианизация мордвы, обусловившая возникновение мордовской письменности на русской графической основе, и становление книгоиздательского дела на мокшанском и эрзянском языках в контексте общероссийского литературного движения. Формирование Мордовской литературы тяготело к «вычленению» её в самостоятельно развивающееся явление национальной культуры. На этой основе к 1917 сложились основные типы и разновидности литературыры на мокшнском и эрзянском языках: народная литература, литература христианского просвещения, духовно-светская литература, крестьянская литература, русскоязычная поэзия и проза (см. Двуязычие).
После Октябрьской революции в развитии Мордовской литературы начался новый период, связанный с её системным становлением как литературы профессиональной, реалистичной и многожанровой. В 1920—30-е гг. мордовский литературный процесс складывался в условиях утверждения идеологии новой общественной системы. Сложность и неоднозначность его заключались в том, что Мордовская литература какорганичная часть национальной культуры начала ускоренно формироваться на основе профессионального литературного творчества; с другой стороны, в самом процессе были частично прерваны связи с традициями дореволюционной литературы. В общественное сознание внедрялась идея о том, что до 1917 у мордовского народа не было своей письменности и печатной художественной литературы. С установлением советской власти все литераторы народов СССР, в том числе Мордовская литература, стали официально именоваться советскими национальными литературами, развивавшимися на основе единого творческого метода — социального реализма. Главная линия дальнейшего развития Мордовской литературы была связана с художественном отражением революционных преобразований, сопровождавшихся острой классовой борьбой в годы Гражданской войны 1918—20 и коллективизации сельского хозяйства.
В новых условиях Мордовская литература формировалась как многожанровая реалистичная литература. В 1920-е гг. в национальный литературный процесс включилось первое поколение мордовских писателей; появились национальные газеты и журналы. С 1932 в городе Саранске функционирует Мордовское книжное издательство. Ускорению литературного развития способствовало признание мордовского народа в статусе нации со своей государственностью в форме МАССР (1934). Газеты и журналы на родном языке как очаги распространения национальной культуры и литературы стали выходить и в мордовской диаспоре (более 20 регионов). В первое послереволюционное десятилетие вокруг них сформировался литературный актив: М.И. Безбородов, Борис Валдо (Гусев), П.С. Глухов, Я.П. Григошин, З.Ф. Дорофеев, Ф.К. Ильфек (Ильин), И.П. Кривошеев, А.Д. Куторкин, А.И. Мокшони, Н.Ф. Цыганов, Ф.И. Петербургский другие поэты и прозаики. Многие из них стали профессиональными литераторами. В 1934 в Саранске прошёл 1-й съезд писателей Мордовии, который организационно закрепил создание в республике отделения Союза писателей СССР (см. Союз писателей Мордовии).
В формировании идейно-эстетических и художественных традиций Мордовской литературы 1920—30-х гг. неофициально складывались 2 направления: политико-идеологизированное, связанное с художественным отражением революционных преобразований в Мордовии, и национально-возрожденческое, в русле которого решались проблемы исторических судеб мордовского народа. В конкретном воплощении окружающего мира в произведениях больинства писателей эти направления сочетались. Наиболее художественно значимыми в то время были произведения на исторические и историко-революционные темы: поэмы «Ёфкс, кона ульсь» («Сказка-быль») и «Волянкса» («За волю») Безбородова, «Нувази» Д.И. Морского, «Валске Сура лангсо» («Утро на Суре») и «Литова» П.С. Кириллова, «Галё» А.В. Рогожина, поэма-сказка «Эрьмезь» Я.Я. Кулдуркаева, гражданские плачи и сказы Е.П. Кривошеевой, рассказы и пьесы Ф.М. Чеснокова, Мокшони, Глухова и А.И. Завалишина, повесть «Татю» Т.А. Раптанова, драмы К.С. Петровой, романы «Большая Каменка» А.Я. Дорогойченко и «Раужо палмань» («Чёрный столб») Куторкина и др. Особое место в Мордовской литературе предвоенных лет заняло 1-е издание романа В.М. Коломасова «Лавгинов», в сатирико-юмористической форме отобразившего деградацию личности крестьянина, который не нашёл своего места в общем движении коллективизации. Роман был подвергнут резкой критике и изъят из обращения. Идеологическое управление литературой привело к политическим репрессиям: арестованы и погибли в тюрьмах талантливые мордовские писатели и учёные В.А. Андрофагин, Григошин, Завалишин, Т.П. Миронов, Чесноков, А.П. Рябов и В.П. Рябов. Около 20 лет провели в лагерях и ссылках П.И. Левчаев, В.И. Виард, Кулдуркаев (см. Репрессии 1930-х гг.). Основные идейно-эстетические и художественные тенденции Мордовской литературы 1940—50-х гг. определены идеей защиты Родины. Поиски средств активного воздействия на читателя заставляли мордовских писателей обращаться к мотивам и образам национального фольклора и народно-героического эпоса. В форме заклинаний и плачей создавали лирические и эпические произведения Ф.И. Беззубова, М.А. Бебан и Кривошеев; в годы войны переработал поэтический вариант драмы «Литова» Кириллов, усилив её патриотическое звучание; подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев прославил в балладе «Гайкстак, бандура!» («Звени, бандура!») А.С. Щеглов. В эти годы написаны стихотворная повесть «Монь ялгам» («Мой товарищ») А.К. Мартынова, первые мордовская опера по мотивам поэмы «Несмеян и Ламзурь» Куторкина (см. «Несмеян и Ламзурь»), роман о Великой Отечественной войне «Вейсэнь семиясо» («В семье единой») И.З. Антонова и историко-революционный роман «Кели Мокша» («Широкая Мокша») Т.А. Кирдяшкина ; на сцене драматического театра (см. Мордовский государственный национальный театр) шли пьесы «Комсомольский билет» Щеглова, «Норовава» («Мать урожая») Коломасова, «Учительница» Кириллова.
В 1960-е гг. главным жанром Мордовской литературы стал роман. Тяготение новой формы повествования к эпическому воссозданию истории народа способствовало перерастанию романа в его жанровую разновидность — эпопею. Трилогия «Найман» (в русском переводе «Лес шуметь не перестал»), «Ломантне теевсть малацекс» («Люди стали близкими»), «Качамонь пачк» («Дым над землёй») К.Г. Абрамова и «Лажныця Сура» («Бурливая Сура») Куторкина положили начало развитию в Мордовской литературе многопланового романа-эпопеи. Осваивались новые формы эпической и лирической поэзии: поэма эпистолярного типа ( И.М. Девин, С.З. Платонов, П.Т. Торопкин ; см. Эпистолярная литература), сонет ( П.У. Гайни, Бебан, А. Моро), героико-романтическая баллада (Мартынов, М. Трошкин, И.Н. Прончатов ), басня (Бебан, И.Е. Шумилкин ). К многоплановости идейно-эстетичесикх проблем тяготела и мордовская драматургия (пьесы Кириллова, Г.Я. Меркушкина ); повысился интерес к нравственной и морально-этической обусловленности социального поведения человека (поэмы и лирика А.С. Малькина, С.В. Кинякина, Мартынова, И.Д. Пиняева, Моро, А.У. Эскина ). Характерной приметой этих лет стали лироэпичность в сочетании с публицистичностью: романы «Хрусталень пайкт» («Хрустальные колокола») С.С. Ларионова, «Стирнят-якстернят» («Девушки-красавушки») Левчаева, «Нардише» («Трава-мурава») Девина, «Розень кши» («Ржаной хлеб») Мартынова, «Эсеть канстось а маряви» («Своя ноша не в тягость») и «Велень тейтерь» («Сельская девушка») Абрамова; повести и рассказы Ю.Ф. Кузнецова, В.Н. Радина, А.П. Тяпаева, Н. Эркая. Всесоюзную известность получили детские рассказы Я.М. Пинясова, повесть «Алёшка» Эркая, цикл очерков «Ухабы на дороге» Антонова. Заметным явлением Мордовской литературы 1960—70-х гг. стало возрождение традиций народного эпоса, создание его книжных форм: эпической поэмы «Сияжар» В.К. Радаева, сводной формы мордовского народного эпоса «Масторава», составленный А.М. Шароновым. В русле преемственности национальных традиций народной песни и современного поэтического творчества развивались и сказительские формы Мордовской литературы (лирика С.М. Люлякиной ). Мордовская литература 1980—90-х гг. — в поисках новых жанровых решений проблемы «человек и время». Появился первый политический роман (трилогия «Красный колосс» и романы «Боярин Российского Флота», «Румянцев-Задунайский» М.Т. Петрова ). Обновление идейно-эстетических и художественных традиций Мордовской литературы складывалось по направлениям, отражающим её повышенное внимание к проблемам национального самосознания мордовского народа и роли личности в историческом развитии: романы «Пургаз», «Олячинть кисэ» («За волю») Абрамова, «Алёна Арзамасская» Петрова, «Баягань сулейть» («Тени колоколов») А.М. Доронина ; исторические повести «Ради братий своих» и «Половт» («Набат») М.И. Брыжинского. Новым явлением в эволюции идейно-эстетичесикх особенностей Мордовской литературы конца 20 века стали многоплановые произведения о роли представителей мордовской интеллигенции в развитии национальной и мировой культуры (трилогия «Сын эрзянский» Абрамова и художественно-документальный роман «Степан Эрьзя» Моро). Период современного обновления поэтики Мордовской литературы сопровождался включением в национальный литературный процесс произведений писателей, рассматривавших социальные проблемы с философским осмыслением их нравственных основ: повести и рассказы В.И. Мишаниной, Г.И. Пинясова, М.С. Моисеева, драмы А.И. Пудина, Н.Б. Голенкова, Мишаниной, стихи В.И. Нестерова, И.А. Калинкина, А.В. Арапова, Д.Т. Надькина, Числава Журавлёва, роман «Сргозема» («Пробуждение») Н.И. Учватова, «Кочкодыкесь — пакся нармунь» («Перепёлка — птица полевая») Доронина и др. Жанровая палитра Мордовской литературы обогатилась венком сонетов, произведениями детективной литературы и научной фантастики, философской новеллой ( Л.П. Седойкин, Радин, Е.В. Четвергов и др.) и научно-художественном эссе ( В.А. Юрчёнков, Брыжинский и др.). Расширение и углубление идейно-эстетического кругозора Мордовской литературы на рубеже 20—21 вв. коснулись не только развития основных жанров и их разновидностей, но и мордовского литературоведения. С 1960-х гг. исследования учёных посвящены проблемам национального историко-литературного процесса («В братском содружестве» Н.И. Черапкина, «Поэзия — душа народа» В.В. Горбунова, монографии и статьи А.В. Алёшкина, А.И. Брыжинского, Г.И. Горбунова, В.И. Дёмина, В.М. Макушкина, М.И. Малькиной, Е.И. Чернова и др.). См. Литература в обзорном очерке.