Простые операторы языка программирования + видео обзор

Операторы языка программирования

Оператор — это элемент языка, задающий полное описание действия, которое необходимо выполнить. Каждый оператор представляет собой законченную фразу языка программирования и определяет некоторый вполне законченный этап обработки данных. В состав операторов могут входить служебные слова, данные, выражения и другие операторы. В английском языке данное понятие обозначается словом “statement”, означающим также “предложение”.

Каждый оператор в любом языке программирования имеет определенный синтаксис и семантику. Под синтаксисом оператора понимается система правил (грамматика), определяющая его запись с помощью элементов алфавита данного языка, в который наряду с различными символами входят, например, и служебные слова. Под семантикой оператора понимают его смысл, т.е. те действия, которым соответствует запись того или иного оператора. Например, запись i := i + 1 является примером синтаксически корректной записи оператора присваивания в языке Pascal, семантика которого в данном случае такова: извлечь значение ячейки памяти, соответствующей переменной i, сложить его с единицей, результат записать в ту же ячейку памяти.

В большинстве процедурных языков программирования набор операторов практически одинаков и состоит из оператора присваивания, операторов выбора, операторов цикла, оператора вызова процедуры, операторов перехода. Иногда выделяют также пустой (отсутствие действия) и составной операторы. Многие операторы являются способом представления определенных алгоритмических конструкций (см. “Алгоритмические конструкцииПростые операторы языка программирования) в языке программирования. Рассмотрим группы операторов подробнее, используя синтаксис языка Pascal.

Оператор присваивания

Присваивание — это действие компьютера, в результате которого переменная получает значение вычисленного выражения (оно помещается в соответствующую переменной ячейку памяти). Для описания такого действия в языках программирования существует оператор присваивания.

В общем виде оператор присваивания записывается так:

Например, в языке Pascal в качестве знака присваивания используется комбинация символов :=. В ряде других языков — знак равенства.

Результатом выполнения оператора присваивания является изменение состояния данных: все переменные, отличные от переменной, стоящей в левой части оператора присваивания, не меняют своего значения, а указанная переменная получает значение выражения, стоящего в правой части оператора присваивания. В большинстве случаев требуется, чтобы тип выражения совпадал с типом переменной. Если это не так, то оператор либо считается синтаксически некорректным, либо производится преобразование типа выражения к типу переменной (см. “Типы данныхПростые операторы языка программирования).

Операторы выбора

По-другому эти операторы называют условными операторами. Условные операторы используются для программирования алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление.

В языках программирования имеется несколько видов условных операторов. Полный условный оператор соответствует алгоритмической структуре полного ветвления:

Простые операторы языка программирования

В языке программирования соответствующий условный оператор имеет вид:

if B then S1 else S2

Если выражение B, которое вычисляется в начале выполнения условного оператора, имеет значение “истина”, то будет выполняться оператор S1, в противном случае — оператор S2. Операторы S1 и S2 могут быть составными.

Алгоритмическая структура неполного ветвления реализуется с помощью неполного условного оператора, который имеет вид:

Здесь B — логическое выражение, а S — произвольный оператор. Оператор S будет выполняться, если выражение B окажется истинным.

Простые операторы языка программирования

Если условный оператор реализует всего две ветви выбора (“да” и “нет”), то с помощью оператора варианта (case-оператора) можно запрограммировать многоветвящуюся структуру. Оператор варианта имеет вид:

Выполняется данный оператор так: значение выражения E ищется среди перечисленных в записи оператора значений V1, V2, …, Vn, и если такое значение находится, то выполняется соответствующий оператор S1, S2, …, Sn.

В разных языках программирования синтаксис и даже семантика перечисленных операторов могут отличаться, но возможности, предоставляемые программисту подобными конструкциями, примерно одинаковы.

Пример 1. В статье “Алгоритмические конструкции” 2 был приведен пример записи алгоритма решения обобщенного квадратного уравнения с помощью конструкций ветвления. Приведем фрагмент программы на языке Pascal, реализующий этот же алгоритм:

if c = 0 then writeln(‘x — любое’)

else writeln(‘нет корней’)

В цикле с постусловием тело цикла предшествует условию В. В отличие от цикла с предусловием здесь В — это условие окончания цикла. Оператор цикла с постусловием в Паскале имеет вид:

При такой организации цикла тело цикла S хотя бы один раз обязательно выполнится.

Простые операторы языка программирования

Практически во всех процедурных языках существует оператор цикла c параметром. Схематично его можно представить так:

for Простые операторы языка программированияE1 to E2 step E3 do S

Здесь значение переменной (параметра цикла) меняется от значения выражения E1 до E2 с шагом E3. Для каждого такого значения параметра цикла выполняется оператор S. В языке Pascal понятие шага в описании этого оператора отсутствует, а сам шаг для целочисленного параметра цикла может быть равен либо 1, либо –1. Оператор “цикл с параметром” используется для программирования циклов с заданным числом повторений. Для программирования итерационных циклов (число повторений которых заранее неизвестно) он не годится.

Оператор вызова процедуры

В статье “Подпрограммы” подробно рассказывается о таком виде подпрограмм, как процедуры. Стандартные подпрограммы языка программирования, которые входят в одну из библиотек подпрограмм, а также пользовательские подпрограммы, описанные внутри данного блока, вызываются с помощью оператора вызова процедуры:

Здесь E1,E2,…,En — переменные или выражения, представляющие собой фактические параметры обращения к процедуре. Наиболее часто используемыми стандартными процедурами являются процедуры ввода и вывода данных (read и write в Pascal).

Вызов процедуры семантически эквивалентен выполнению блока, описанного в качестве тела процедуры, после передачи в него начальных значений некоторых переменных (параметров-значений) или замены имен некоторых переменных (параметров-переменных) на имена фактических переменных, указанных при вызове процедуры.

Пример 3. Пусть у нас описана процедура abc:

procedure abc(a,b:integer;var c: integer);

Вызов этой процедуры abc(2,3,x) эквивалентен блоку действий:

Операторы перехода

Наиболее известным в данной группе операторов является оператор безусловного перехода goto. Если ко всем или некоторым уже имеющимся операторам программы добавить метки, то в программе становится возможным использовать оператор перехода вида:

Метка в данном случае соответствует началу того оператора, с которого должно продолжиться выполнение программы. Такой оператор позволяет записывать в языке программирования алгоритмы, имеющие сколь угодно сложную структуру. Но зачастую использование безусловного перехода неоправданно, т.к. ведет к запутанной, плохо читаемой программе. Практически единственным осмысленным применением оператора goto является выход сразу из нескольких вложенных циклов, например, при обработке двухмерных массивов.

Пример 4. Пусть нам требуется определить, есть ли в двухмерном массиве a элемент, равный 0:

if a[i,j] = 0 then begin

1: if b then write(‘есть’) else write(‘нет’);

Программа, разработанная по правилам структурного программирования, не должна содержать операторов безусловного перехода. Приведенную выше программу без использования оператора goto можно переписать следующим образом:

then writeln(‘Мне ‘,k,’ года’)

else writeln(‘Мне ‘,k,’ лет’)

При рассмотрении операторов цикла полезно предложить одну и ту же задачу запрограммировать тремя разными способами с использованием трех операторов цикла, и наоборот, по условию задачи научиться определять, какой именно оператор цикла является наиболее подходящим в том или ином случае.

Оператор вызова процедуры только на первый взгляд является простым. Здесь важно объяснить правила передачи параметров в процедуры и функции, различие между параметрами-переменными и параметрами-значениями (в последнем случае мы можем передавать не только имя переменной, но и константу или даже выражение соответствующего типа). Формальные и фактические параметры должны соответствовать по типам, но не по именам, что является далеко не очевидным для учеников.

Изучение условного и особенно составного оператора — хороший повод поговорить с учениками о стиле написания программ. Для языка Pascal существует несколько распространенных способов записи структурированных программ, но все они содержат отступы для размещения вложенных структур. Важны для записи программ и комментарии.

Источник

Программирование

3.1 Основные операторы языка программирования

3.1.1 Оператор присваивания

Оператор присваивания служит для определения новой переменной (п. 2.4). Для того, чтобы определить новую переменную, достаточно присвоить ей значение: имя_переменной = значение_выражения

Любую переменную Octave воспринимает как матрицу. В простейшем случае матрица может состоять из одной строки и одного столбца:

3.1.2 Организация простейшего ввода и вывода в диалоговом режиме

Даже при разработке простейших программ возникает необходимость ввода исходных данных и вывода результатов. Если для вывода результатов на экран можно просто не ставить «;» после оператора, то для ввода исходных данных при разработке программ, работающих в диалоговом режиме, следует использовать функцию

Для вывода результатов можно использовать функцию следующей структуры: disp(’строка_символов’) или disp(имя_переменной)

Пример 3.1. Создать программу для вычисления значения Простые операторы языка программированияпо формуле Простые операторы языка программирования, при заданном значении Простые операторы языка программирования.

Текст программы и результаты её работы показаны в листинге 3.1.

3.1.3 Условный оператор

Одним из основных операторов, реализующим ветвление в большинстве языков программирования, является условный оператор. Существует обычная, сокращённая и расширенная формы этого оператора в языке программирования Octave.

Обычный условный оператор имеет вид:

Пример 3.2. Даны вещественные числа Простые операторы языка программированияи Простые операторы языка программирования. Определить принадлежит ли точка с координатами Простые операторы языка программированиязаштрихованной части плоскости (рис. 3.1).

Как показано на рис. 3.1, фигура на плоскости ограничена линиями Простые операторы языка программированияи Простые операторы языка программирования. Значит точка с координатами Простые операторы языка программированиябудет принадлежать этой фигуре, если будут выполняться следующие условия: Простые операторы языка программированияи Простые операторы языка программирования. Иначе точка лежит за пределами фигуры.

Далее приведён текст программы и результаты её работы.

Источник

Компьютерное программирование — операторы

Оператор в языке программирования — это символ, который указывает компилятору или интерпретатору выполнить определенную математическую, реляционную или логическую операцию и получить конечный результат. В этой главе будет объяснено понятие операторов, и вы познакомитесь с важными арифметическими и реляционными операторами, доступными в C, Java и Python.

Арифметические Операторы

Компьютерные программы широко используются для математических расчетов. Мы можем написать компьютерную программу, которая может выполнять простые вычисления, такие как сложение двух чисел (2 + 3), и мы также можем написать программу, которая может решить сложное уравнение, такое как P (x) = x 4 + 7x 3 — 5x + 9. Если вы даже были плохим учеником, вы должны знать, что в первом выражении 2 и 3 — операнды, а + — оператор. Подобные понятия существуют в компьютерном программировании.

Взгляните на следующие два примера —

Точно так же язык программирования предоставляет различные арифметические операторы. В следующей таблице перечислены некоторые важные арифметические операторы, доступные на языке программирования Си. Предположим, что переменная A содержит 10, а переменная B содержит 20, тогда —

Ниже приведен простой пример программирования на C для понимания вышеприведенных математических операторов:

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Операторы отношений

Рассмотрим ситуацию, когда мы создаем две переменные и присваиваем им некоторые значения следующим образом:

Здесь очевидно, что переменная A больше, чем B по значениям. Итак, нам нужна помощь некоторых символов для написания таких выражений, которые называются реляционными выражениями. Если мы используем язык программирования C, то он будет записан следующим образом:

Здесь мы использовали символ>, и он называется реляционным оператором, и в простейшей форме они выдают логические результаты, что означает, что результат будет либо истинным, либо ложным. Аналогично, язык программирования предоставляет различные реляционные операторы. В следующей таблице перечислены некоторые важные реляционные операторы, доступные в языке программирования C. Предположим, что переменная A содержит 10, а переменная B содержит 20, тогда —

операторОписаниепример
==Проверяет, равны ли значения двух операндов или нет, если да, тогда условие становится истинным.(A == B) не соответствует действительности.
знак равноПроверяет, равны ли значения двух операндов или нет, если значения не равны, тогда условие становится истинным.(A! = B) верно.
>Проверяет, больше ли значение левого операнда, чем значение правого операнда, если да, тогда условие становится истинным.(A> B) не соответствует действительности.
Проверяет, меньше ли значение левого операнда, чем значение правого операнда, если да, тогда условие становится истинным.(A
> =Проверяет, больше ли значение левого операнда или равно значению правого операнда, если да, тогда условие становится истинным.(A> = B) не соответствует действительности.
Проверяет, меньше ли значение левого операнда или равно значению правого операнда, если да, тогда условие становится истинным.(A

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Логические Операторы

Логические операторы очень важны для любого языка программирования и помогают нам принимать решения на основе определенных условий. Предположим, мы хотим объединить результат двух условий, тогда логические операторы И и ИЛИ помогают нам в получении конечного результата.

В следующей таблице показаны все логические операторы, поддерживаемые языком Си. Предположим, что переменная A содержит 1, а переменная B содержит 0, тогда —

операторОписаниепример
&&Называется логический оператор И. Если оба операнда отличны от нуля, условие становится истинным.(A && B) неверно.
||Вызывается логическим оператором ИЛИ. Если любой из двух операндов отличен от нуля, условие становится истинным.(A || B) верно.
!Вызывается логическим оператором НЕ. Используйте для изменения логического состояния своего операнда. Если условие истинно, то оператор Логический НЕ будет делать ложь.! (A && B) верно.

Попробуйте следующий пример, чтобы понять все логические операторы, доступные на языке программирования C —

Когда вы компилируете и запускаете вышеуказанную программу, она дает следующий результат —

Операторы в Java

Вы можете попробовать выполнить следующую программу, чтобы увидеть выходные данные, которые должны быть идентичны результату, сгенерированному в приведенном выше примере.

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Операторы в Python

Вы можете попробовать выполнить следующую программу, чтобы увидеть выходные данные, которые должны быть идентичны результату, сгенерированному в приведенном выше примере.

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Источник

Операторы в C и C++

C# предоставляет множество операторов. Большинство из них поддерживаются встроенными типами и позволяют осуществлять базовые операции со значением данных типов.

Эти операторы входят в следующие группы:

Обычно можно выполнить перегрузку данных операторов. Другими словами, вы можете указать поведение оператора для операндов типа, определяемого пользователем.

Простейшие выражения C# — литералы (к примеру, реальные и целые числа) и имена переменных. С помощью операторов их можно объединить в сложные выражения.

Порядок выполнения операций в выражении определяют ассоциативность и приоритет операторов. Порядок вычисления, определяемый ассоциативностью и приоритетом операторов, изменяется с помощью скобок.

Арифметические операторы

Существуют следующие арифметические операторы, поддерживаемые языком C ++:

Реляционные операторы

Язык C++ поддерживает регулярные операторы, перечисленные в таблице:

ОписаниеОператорПример
Проверяет, равны ли значения операндов, если равны, то условие становится истинным.==(A == B) не соответствует действительности.
Равны ли значения операндов, если нет, условие становится истинным.знак равно(A! = B) истинно.
Превышает ли значение левого операнда значение правого, если превышает, то условие становится истинным.>(A> B) неверно.
Является ли значение левого операнда меньше значения правого, если да –условие становится истинным.=(A> = B) неверно.
Проверяет, является ли значение левого операнда меньше или равно значению правильного операнда, если да, тога условие становится истинным.Логические операторы

С++ поддерживает следующие логические операторы:

ОписаниеОператорПример
Вызывается логическим оператором AND. Если операнды отличны от нуля,тога условие становится истинным.&&(A && B) являетсяложным.
Вызывается логическим оператором ИЛИ. Если один из двух операндов отличен от нуля, тога условие становится истинным.||(A || B) истинно.
Вызывается оператором NOT. Применяется для изменения логического состояния операнда. Если условие истинно, тога логический оператор NOT сделает ложным.!! (A && B) истинно.

Побитовые операторы

Такие операторы работают с битами и выполняют побито вую операцию. Приведем таблицу истинности для &, |, и ^:

qp | qpp & qp ^ q
00000
11001
11110
01101

Теперь перечислим побитовые операторы, поддерживаемые языком C ++:

Операторы присваивания

Существуют следующие операторы присваивания, поддерживаемые языком C ++:

ОписаниеОператорПример
Двоичный оператор AND копирует бит в результат, если он присутствует в обоих операндах.&(A & B) даст 12, что= 0000 1100
Двоичный оператор OR копирует бит, если он есть в любом из операндов.|(A | B) даст 61, который = 0011 1101
Оператор двоичного XOR копирует бит, если он указан в один операнд, но не тот и другой.^(A ^ B) даст 49, который = 0011 0001
Binary Ones. Унарный оператор дополнения имеет эффект «flipping» бит.
ОписаниеОператорПример
Простой оператор присваивания, который присваивает значения из правых операндов в левый.=C = A + B присваивает значение A + B в C
Оператор Add AND присваивания, который добавляет правый операнд в левый и присваивает ему результат.+ =C + = A эквивалентно C = C + A
Subtract AND assignoperator. Он вычитает правый операнд из левого, и присваивает ему результат.=C — = A эквивалентно C = C — A
Оператор умножения и присваивания, который умножает правый операнд на левый, и присваивает тому результат.=C * = A эквивалентно C = C * A
Оператор Divide AND assign. Он дельт левый операнд на правый, и присваивает результат.=C / = A эквивалентно C = C / A
Модуль и оператор присваивания, который принимает модуль с использованием двух операндов и присваивает результат левому операнду.=C% = A эквивалентно C = C% A
Оператор сдвига слева и.> =C >> = 2 совпадает с C = C >> 2
Побитовый И оператор присваивания.=C & = 2 является таким же, как C = C & 2
Побитовое исключающее ИЛИ и оператор присваивания.^ =C ^ = 2 является таким же, как C = C ^ 2
Побитовое включение оператора OR и присваивания.| =C | = 2 совпадает с C = C |2

Другие операторы

Приведем и другие операторы, которые поддерживает С ++:

Приоритеты операторов в C ++

Приоритет оператора в С ++ задает группировку терминов в выражении, что влияет на оценку выражения. Приоритет некоторых операторов бывает более высоким по сравнению с другими. Например, оператор умножения более приоритетный, чем оператор сложения.

В таблице приведены операторы с самым высоким приоритетом (чем выше, тем приоритетнее):

Источник

Видео

Информатика, 10-й класс, Концепция действия. Простые операторы языка программирования

Информатика, 10-й класс, Концепция действия. Простые операторы языка программирования

5 САМЫХ ЛЁГКИХ языков программирования

5 САМЫХ ЛЁГКИХ языков программирования

5 лёгких языков программирования, которые интересно учить!

5 лёгких языков программирования, которые интересно учить!

Язык Си для начинающих / #4 - Условные операторы

Язык Си для начинающих / #4 - Условные операторы

Какой язык программирования УЧИТЬ ПЕРВЫМ? | Для новичков

Какой язык программирования УЧИТЬ ПЕРВЫМ? | Для новичков

Операторы в языке программирования Python.

Операторы в языке программирования Python.

Основы Программирования - #1 - Логика. Алгоритмы

Основы Программирования - #1 - Логика. Алгоритмы

Информатика, 10-й класс, Концепция действия. Сложные операторы языка программирования

Информатика, 10-й класс, Концепция действия. Сложные операторы языка программирования

Какой язык программирования учить в 2022?

Какой язык программирования учить в 2022?

Как научиться писать приложения. Основы программирования. Урок 3 - Операторы - Для новичков!

Как научиться писать приложения. Основы программирования. Урок 3 - Операторы - Для новичков!
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.