Пунктуация и интонация русского языка + видео обзор

«Интонационные» знаки препинания

В подобных примерах, на первый взгляд, кажется, что знак ставится исключительно благодаря особой интонации. На самом деле интонационный принцип здесь действует лишь как второстепенный. Интонация задается определенным смыслом и передает именно его (см. аналогичные случаи, рассмотренные в разделе «Смысловые» знаки препинания»): пауза дает возможность сделать логическое ударение на впереди стоящем сказуемом и тем самым подчеркнуть его значимость.

То, что интонационный принцип действует в русской пунктуации как второстепенный, особенно отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда интонационный принцип нарушается в пользу грамматического. Например: Башкирец с трудом шагнул через порог и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей (А. Пушкин); Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (А. Фадеев); Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (В. Арсеньев); Мужик вышел. Потом он стал у двери и, поправляя кушак, вопросительно уставился на барина (М. Горький). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточного предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо интонационная пауза находится перед союзом. Еще пример: Пора перестать метаться, Аночка (К. Федин). Паузы после глагола нет, а запятая стоит, так как необходимо выделить обращение. В каком-то частном случае интонационный и грамматический принципы могут совпасть. Ср., например, то же предложение с иным местом обращения: Аночка, пора перестать метаться (пауза после обращения, и здесь же стоит запятая).

* ( См. подробное описание таких случаев в работе В. Ф. Ивановой «История и принципы русской пунктуации». Л., 1962, с. 43-50.)

* ( См.: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М» 1971, с. 78.)

Итак, интонация при расстановке знаков препинания безусловно учитывается, но сама она выступает как нечто зависимое, а не основополагающее.

Отмечая роль и значение интонации при расстановке знаков препинания, нельзя не остановиться на вопросе о различных функциях интонации в нашей речи. Интонация может выступать как средство передачи смысловых значений, но может передавать только эмоциональные качества речи. В том случае, когда интонация передает смысловую значимость речи, интонационный принцип в расстановке знаков используется как сопутствующий смысловому, накладывающийся на него, и тем самым отражается и на структуре текста (см. анализ примеров в этом разделе). Когда же интонация является показателем лишь эмоциональной окраски речи, тогда интонационный принцип действует, так сказать, в чистом виде. Такие интонационно обусловленные знаки передают эмоциональную напряженность, стремительность речи, т. е. отражают ее экспрессивность, особую выразительность.

Интонации чисто эмоционального плана в своих частных проявлениях предельно субъективны, и фиксирование их в письменном тексте с помощью знаков всецело связано с индивидуальностью пишущего (о таких знаках см. в разделе «Авторская пунктуация»),

Источник

Пунктуация – что это такое понятным языком, что она изучает и как быстро освоить тонкости пунктуации в русском языке

Наука о знаках препинания.

Пунктуация и интонация русского языка

Пунктуация – это один из разделов языкознания. Она изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим и так далее. Особенность пунктуации в русском языке – ее четкая нормированность. То есть у нас каждый знак можно объяснить, на каждую запятую есть четкое правило. Бывают, конечно, случаи вариативной постановки знаков, но их мало.

Давайте знакомиться с этим разделом лингвистики ближе.

Знаки препинания в пунктуации

Знаков препинания в русском языке десять. Ниже я перечислю и кратко поясню их основные функции. Функций в разных контекстах может быть больше, я буду называть основные.

Чтобы вы легко запомнили все знаки препинания, я поделю их на группы. Первая – знаки, которые «завершают» предложение и всегда ставятся в конце предложения.

Точка. Точки нужны, чтобы «сигналить» читателю, что предложение завершилось. Когда мы глазами видим точку, мы понимаем, что надо понизить интонацию и показать, что мысль завершена. После точки начнется другая мысль. Еще точки могут выполнять функции градации – это когда автор намеренно разбивает одно предложение на несколько, чтобы «поостанавливать» читателя, заставить его делать паузы и задумываться: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Из Мандельштама).

Вопросительный знак. Обозначает, что закончилось предложение, в котором содержался какой-то вопрос. При этом в предложении могут быть вопросительные слова, а могут и не быть: «Сколько вам лет? Восемнадцать есть?»

Иногда вопросительные знаки нужны для того, чтобы задать риторический вопрос – такой, который человек задает сам себе, не ожидая на него ответа: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» (из песни Витаса).

Восклицательный знак обозначает конец предложения, которое содержало в себе восклицание. Восклицание может помогать выразить восторг: «Ах, какие розы!», приказ: «Рот закрой» или даже оскорбление: «Болван!»

Восклицательный и вопросительный знаки могут ставиться вместе. Например, чтобы показать и возмущение человека, и его сомнения в чем-то. Когда в одном из мультиков про Астерикса и Обеликса викинги похитили племянника вождя и Астерикс с Обеликсом ему [вождю] сообщили об этом, он воскликнул: «ВИКИНГИ?!»

Следующие знаки находятся только внутри предложения и никогда его не завершают.

Запятая. Она нужна для двух целей. Чтобы разделять что-то и чтобы выделять. Разделять она может:

Еще запятая может выделять:

Как понять «разделяет и выделяет»

Разделять можно одинаковые вещи, то есть однородные члены или простые предложения в составе сложного. Смотрите: «Андрей, Миша, Витя, Коля пришли ко мне в гости» – мы «разделяем» эти подлежащие, потому что они «одинаковые», однородные. И нам важно, чтобы они не «склеились» в одно.

А вот «выделяем» мы то, что как раз «не одинаковое». То есть что-то, что отличается от всех остальных слов. Мы выделяем обращения, потому что они «особенные», они не являются членами предложения: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром». Мы выделяем причастные и деепричастные обороты, потому что они тоже отличаются от остальных слов, это часто подчеркивается даже интонацией.

Но в предложении «Я отдыхал, играя на скрипке, слушая дождь и посматривая в окно» первая запятая будет выделять обособленные деепричастные обороты от всего остального предложения, а вторая – разделять два ОДИНАКОВЫХ деепричастных оборота.

Некоторые учителя говорят, что если запятая «разделяет» – она одна: «Маша, Вика». А если «выделяет» – то запятых две: «Эй, мальчик, подойди-ка сюда». По идее, да. Но школьники могут путаться, потому что выделяемое слово может быть в начале или конце предложения и тогда вторая запятая «пропадет». Сравните: «Подойди-ка сюда, мальчик», «Мальчик, подойди-ка сюда».

Скобки. Тоже выделяют что-либо, поэтому скобок всегда две: «Андрей Николаевич (учитель физкультуры) поставил мне 5». Скобками мы часто выделяем вставные конструкции. Я напишу про них в отдельной статье.

Точка с запятой. Скажу про этот знак так. Он используется, когда в предложении «много всего» и «черт ногу сломит». Автор столько всего понаписал, что запятые уже «не справляются» с разделением и приходится использовать точки с запятыми. Типичный тому пример – русская классика в лице Чехова:

Пунктуация и интонация русского языка

Три точки с запятой. Три! Не судьба была точки поставить.

Тире. Очень сложный знак. Он может выделять, как скобки и запятые: «Андрей Николаевич – учитель физкультуры – поставил мне 5».

Но в этой функции чаще используются именно скобки или запятые, но не тире.

Тире может выполнять разделительную функцию и ставиться между частями сложного предложения: «Начался дождь – мы сидим дома». Может употребляться на месте пропущенных слов: «Курить – здоровью вредить». Тире тут на месте пропущенного слова «значит».

Об этом знаке мы поговорим в отдельной статье. Заодно и ставить его научимся правильно.

Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».

Тире – это как «стрелочка», которая обозначает следствие. «Начался дождь – мы сидим дома» = «Начался дождь, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, мы сидим дома».

А двоеточие – это как бы «обратная стрелка», то есть сначала следствие, а потом причина: «Мы сидим дома: начался дождь» = «Мы сидим дома ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО начался дождь».

Кавычки. Только выделительный знак. Поэтому он всегда двойной. Кавычки могут выделять:

Третья группа – знак, который может быть и в середине предложения, и в конце.

Он только один – многоточие. Многоточие нужно для того, чтобы показать незавершенность мысли. То есть автор «думал-думал» и «недодумал»: «Хотя… может, она и права», «Был ли я прав? Хороший вопрос…»

Не надо ставить многоточие после каждого слова. Все люди прекрасно понимают, что вы таким способом не «задумываетесь», а просто не знаете правил русского и боитесь выглядеть неграмотным.

Что такое пунктограмма

Это знак, который надо проверить правилом. Например: «Весной(,) когда в саду распускались цветы(,) и рассветы были(,) как пламя над крышами(,) хотелось просто выйти на улицу и бродить(,) бродить(,) бродить по городу».

В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.

Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:

Результат: «Весной, когда в саду распускались цветы и рассветы были как пламя над крышами, хотелось просто выйти на улицу и бродить, бродить, бродить по городу».

Иногда пунктуация проверяется интонацией: «Ученики учатся, потому что хотят быть умными» – «Ученики учатся потому, что хотят быть умными».

Проверка интонацией встречается очень редко. Не надо ставить запятые там, где вы голосом делаете паузу или что-то еще в этом роде. Учите правила и применяйте их.

Как научиться правильно ставить знаки препинания

Надо повторить вот эти темы:

Вам надо понять, какие слова выделяются знаками (как раз обособленные определения и дополнения, обращения и пр) и как «видеть» границы сложных предложений. Если освоите этот материал – в 90 % случаев будете ставить знаки правильно.

Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.

Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.

Полезные материалы по теме статьи

Советую вам посмотреть мои подборки курсов по русскому языку. На данный момент у нас вышли вот эти три подборки:

Подпишитесь на обновления нашего сайта. Я планирую выписать статьи по всем темам русского языка – по мере их появления вам на почту будут приходить письма с ссылками.

Напишите, как вам статья

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, была ли эта статья для вас полезной. Сумел ли я объяснить вам, что такое пунктуация и какие знаки препинания она изучает. Если статья вам кажется поверхностной или, наоборот, слишком углубленной и сложной – скажите мне об этом.

Я хочу, чтобы все статьи в рубрике Образование читались легко и приносили пользу ученикам и их родителям.

Источник

Пунктуация и интонация. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания при общении. Способы оформления чужой речи. Цитирование

Тема 7.2. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.

Традиционное описание пунктуации как средства организации предложения сузило само понятие пунктуационная норма. Дело в том, что основной функцией пунктуации является смысловое членение речи, что достаточно трудно описать в правилах. Вероятно, каждый из нас сталкивался с ситуацией, которая возникает па письме: несоответствие между действующими нормами, пунктуационными правилами и речевым употреблением знаков препинания. Например, употребление в текстах точки с запятой, тире, двоеточия.

Не всегда можно однозначно определить смысловое содержание предложений. В настоящее время многие пунктуационные правила признаны факультативными, т.е. индивидуализированные автором текста.

— И что же пойдете его поздравлять?

Метаграфическан нормаэтосовокупность реально использующихся пунктуационно-графических знаков и средств для оформления текста.

Метаграфическая норма оформления «чужой речи».Фрагменты «чужой речи» (прямая речь) в авторском тексте принято оформлять как при помощи абзацного выделения, с использованием тире, так и при помощи кавычек (безабзацный способ). В школьнойпрактике довольно подробнорассматриваются правила расстановки знаков препинания при прямой речи с учетом структурного расположения прямой речи и слов автора. Вместе с тем в печатной практике возможности оформления прямой речи значительно расширены. Несмотря на выработанные и общепринятые нормы, в практике оформления художественного текста могут быть и отступления: автор (составитель, редактор) выбирает любую метаграфическую систему знаков для демонстрации диалогов:

«Моя фамилия Воронков, тогда как на самом деле Морковкин?» «Вотименно … » (А.Белый, Петербург)

«Вот, кстати, и спичка». Он чиркнул ею о коробок.

Более строгие правила действуют при оформлении цитат. Цитата (или ее фрагмент) заключается в кавычки.В научных текстах, к которым в полной мере относятся курсовые и итоговые квалификационныеработы студентов, ссылки на автора и источник цитирования принято оформлять в скобках. Обычно в скобки (квадратные, косые, круглые) заключается следующая информация: фамилия автора цитаты, год издания и номер страницы.

(1)Как подчеркивал Н.Бор, именно «завет Галилея, согласно которому отчет о явлении следует основывать на измеримых величинах, позволил избавиться оттех анимистических взглядов, которые так долго мешали разумно формулировать механику» (I, 116).

(2)Как подчеркивал Бор,именно «завет Галилея, согласно которому отчет о явлении следует основывать на измеримых величинах, позволил избавиться от тех анимистических взглядов, которые так долго мешали разумно формулировать механику» (Бор, 1961:1 16)

В списке использованной литературы данный источник отражается следующим образом:

Бор П. Атомная физика и человеческое познание. – М.: Иностранная литература,1961.

Цитата из художественного произведения оформляется в печатных текстах по-разному. Ее можно выделить в самостоятельный абзац, использовать другой шрифт, не заключая в кавычки. При этом в конце цитаты указывается автор цита

ты с указанием (или без указания) произведения, которое можно не заключать в кавычки. Принято указывать инициалы автора (до или после фамилии):

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Принципы и правила русской пунктуации (русский язык, 11 класс)

Многочисленные правила постановки знаков препинания изучаются на уроках русского языка до 11 класса, но принципам русской пунктуации в то же время уделяется не так много времени. Возможно, поэтому распространено мнение, что вся система противоречива, не работает в современных условиях, а значит, нуждается в реформировании. Между тем принципы позволяют понять, как действует любое правило ― как отдельно, так и в сочетании с другими.

Функции знаков препинания

Прежде всего, что понимается под пунктуацией? Во-первых, раздел грамматики, занимающийся вопросами правильного оформления письменной речи при помощи постановки знаков препинания. Собрание правил, принятых в нём за эталон, закреплено ещё в «Правилах орфографии и пунктуации» 1956 года.

Для восприятия текст делится на смысловые фрагменты. Так было не всегда. В древнерусской письменности, к примеру, не ставили даже пробелы между словами. Так или иначе, читать слитный текст тяжело, и знаки препинания служат именно этой цели: разбить написанное, ― во-первых, по смыслу, а во-вторых, в соответствии с паузами, которые неизбежны в устной речи. Собственно, «препинание» и означает: «запинка», «перерыв». Красная строка, кстати, тоже является таким знаком, отделяя друг от друга целые абзацы.

Различают следующие типы знаков препинания:

Во-вторых, пунктуация ― это сама живая система языка, нормы которой сформировались неслучайно. В правилах лишь отражаются закономерности, отшлифованные веками употребления русской речи, избавленные от всего лишнего, осмысленные и упорядоченные. Только благодаря существованию такой системы возможна эффективная передача информации в письменной форме, когда два носителя языка безошибочно понимают друг друга через текст.

В идеале, по крайней мере в рамках одного предложения, не может быть двух толкований, ― если предположить, что и написавший, и прочитавший в совершенстве овладели пунктуацией. Тогда можно считать, что система работает.

Это особенно заметно, если рассмотреть, как взаимодействуют три принципа, лежащие в основе русской пунктуации:

Синтаксический или структурный

Его ещё иногда называют грамматическим. Этот принцип гласит, что постановка знаков диктуется структурой предложения. Это «стержень» всей пунктуационной системы, обычно правила, проистекающие из него, имеют вполне однозначное применение. Не вызывает сомнений, что однородные члены должны разделяться запятыми, что деепричастный оборот обособляется, что в конце утвердительного предложения ставится точка. Структурный принцип не подразумевает авторских знаков.

Как правило, он тесно связан с двумя другими принципами, так что объяснение многих правил пунктуации, основанное только на нём, будет неполным.

Обычно в школьной программе он изучается достаточно подробно, поэтому далее будут рассмотрены те случаи, когда особое значение приобретают смысловой и интонационный принцип.

В связи с этим то, что описано в теории, на практике оказывается богаче и разнообразнее.

Смысловой или семантический

Постановка знаков подчинена также смыслу предложения. Из этого следует, что структурный принцип неотделим от смыслового: не понимая смысла, невозможно выделить в предложении отдельные части. Чаще всего деление предложения по смыслу и по структуре совпадает, но бывает так, что один только структурный принцип не может подсказать верную расстановку знаков.

В своём крайнем варианте это то самое классическое «казнить нельзя помиловать», где одна запятая меняет смысл фразы на противоположный.

Пример: «В комнате были Ксения, моя подруга (,) и её муж». Пропуск запятой меняет количество действующих лиц в предложении, превращая уточняющий оборот в ещё одно однородное подлежащее. Получается, что в комнате было три человека вместо двух.

Однако чаще речь идёт об оттенках смысла, непонятных вне контекста. Пример: «Друзья (,) мне сказали, что всё отменяется». С запятой ― обращение в безличном предложении. Без неё это подлежащее (сказали именно друзья, а не кто-то другой).

Другой пример:

Для сравнения пример, в котором может не получиться прибегнуть не только к структурному, но и к интонационному принципу. На слух оба вопроса звучат практически идентично:

Таким образом, иногда только пунктуация определяет, в каком значении употребляется отдельное слово, и от этого зависит всё предложение.

Смысловой принцип также позволяет использовать авторские знаки. Так называются знаки, которые не требуются по грамматическому правилу, но намеренно выбраны автором для передачи дополнительных оттенков значения, экспрессии или указания на особую интонацию, на изменение ритма, на долгие паузы: «Читайте, завидуйте, я — гражданин».

Здесь этот принцип тесно переплетается с интонационным.

Интонационный принцип

Кратко он звучит так: интонация определяет расстановку знаков препинания.

Самый простой пример ― это знак в конце предложения. Если руководствоваться только структурным принципом, то нужно ставить точку. Но ещё есть предложения с восклицательной интонацией, требующие соответствующего знака, и есть многоточие, указывающее на недосказанность.

В русском языке порядок слов довольно свободный, поэтому и вопрос часто строится точно так же, как утвердительное высказывание, только точка меняется на вопросительный знак.

Интонация меняет смысл так же, как выбор слов: «Это конец… Это конец? Это конец!»

Но интонирование играет роль в пунктуации практически всегда, так как определяет смысл фраз. Любой структуре предложения соответствует определённая интонация: однородным членам ― интонация перечисления, обособленным оборотам ― уточнения, и так далее. Поэтому в большинстве случаев случаях интонационный и грамматический принципы можно считать единым интонационно-грамматическим принципом.

При записи под диктовку интонация говорящего уже может послужить подсказкой для правильной постановки знаков препинания. И всё же ориентироваться только на неё не стоит. Знаки препинания не всегда соответствуют паузам. И наоборот, пауза может не делаться в длинном распространённом предложении даже там, где стоит запятая.

«Собака уже не скулила, а, виляя хвостом, рвалась на улицу», ― паузы после союза «а» нет. Тот случай, когда знаки препинания нужно ставить по грамматическому принципу, не опираясь на интонационный.

Тем не менее, случается, что интонация играет решающую роль ― когда предложения одинаковы по грамматической структуре и близки по своему значению. Это может выражаться в разной причинно-следственной связи:

Как видно, в бессоюзных сложных предложениях интонация ― единственный фактор, определяющий постановку знака. Конечно, в какой-то степени влияет на это и семантика, но не грамматический принцип ― построение всех трёх фраз с точки зрения синтаксиса аналогично друг другу. Получается, здесь интонация играет ту же роль в устной речи, что знаки препинания ― в письменной. И то и другое при этом выражает смысл предложения.

Интонационный принцип так же, как и смысловой, допускает использование авторских знаков, особенно часто это встречается в поэзии, где тире задаёт опредёлённую мелодику стиха. Но и в художественной прозе авторы нередко экспериментируют с устоявшимися формами пунктуации, что создаёт их собственный неповторимый стиль.

Не стоит заблуждаться: повторение известных со школы правил никому не повредит. Чтобы нарушать правила, нужно хорошо их знать. И мастера слова прекрасно знают их, чувствуют язык, поэтому даже нарушение формальных правил пунктуации не противоречит главным её принципам.

В результате читатель всё равно интуитивно знает, что хотел сказать автор. То есть знаки препинания по-прежнему справляются со своими основными задачами: точной передачей мысли с помощью деления текста, указанием на соответствующую интонацию.

Роль пунктуации в современном языке

Корректная пунктуация нужна не только для того, чтобы получить хорошую оценку за реферат в школе или составить юридический документ, который будет иметь только одно толкование. Знаки препинания дополняют графическую систему языка, помогая выразить то, что не может быть выражено в письменной речи ни лексически, ни синтаксически.

Бывает так, что в сложном предложении не находится единственно верное решение в постановке знаков, но это не означает просчёт самой системы, а только подтверждает разнообразие оттенков смысла и заставляет глубже задуматься, какой именно посыл содержится в конкретном предложении. Чрезмерное упрощение обедняет мысль, делает мышление шаблонным.

В настоящем темпе жизни это вполне оправдано: в повседневной речи, при обмене быстрыми сообщениями «на бегу» немногие самоотверженно соблюдают правила пунктуации, не говоря уже о том, что даже отсутствие знаков препинания не является помехой в передаче несложных мыслей ― что в какой-то мере отбрасывает нас к древнерусской письменности.

Конечно, влияет и то, насколько хорошо отправитель и адресат знают друг друга, и возможность сопровождать свои высказывания визуальным рядом, а по части, собственно, языка ― универсальные исчерпывающие заготовки, ставшие, по сути, новыми фразеологизмами.

Многие обвиняют интернет-мемы в том, что они портят язык, но они прекрасно справляются с тем, чтобы быть эмоциональными и нести определённый спектр значений одновременно. Проблема в том, что любой фразеологизм со временем становится избитым, то есть слишком расплывчатым, и в результате больше не означает ничего.

Но цифровая эпоха знаменуется не только скоростью, но и множеством новых этических проблем, обсуждение которых требует ясности, а значит, письменная речь, в частности, соблюдение принципов пунктуации, становится как никогда важной.

Учитывая её гибкость и то, что она развивается с течением времени, даже безупречного знания правил без понимания её внутренней логики недостаточно.

Источник

Видео

ВСЯ ПУНКТУАЦИЯ ЗА 40 МИНУТ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ

ВСЯ ПУНКТУАЦИЯ ЗА 40 МИНУТ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ

Русский язык 4 класс (Урок№19 - Знаки препинания и интонация.)

Русский язык 4 класс (Урок№19 - Знаки препинания и интонация.)

Русский язык. Урок 1. Принципы русской пунктуации. Типы знаков препинания

Русский язык. Урок 1. Принципы русской пунктуации. Типы знаков препинания

7 класс - Русский язык - Пунктуация. Знаки препинания

7 класс - Русский язык - Пунктуация. Знаки препинания

ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnline

ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnline

Как решить самые сложные задания пунктуации за 2 минуты? | Русский язык ЕГЭ | Умскул

Как решить самые сложные задания пунктуации за 2 минуты? | Русский язык ЕГЭ | Умскул

10 важных правил пунктуации за 45 минут | ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022 | СОТКА

10 важных правил пунктуации за 45 минут | ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022 | СОТКА

Знаки препинания. Где ставить точку, тире, двоеточие?

Знаки препинания. Где ставить точку, тире, двоеточие?

Вся пунктуация на ЕГЭ за час

Вся пунктуация на ЕГЭ за час

Русский язык 11 класс (Урок№7 - Нормы пунктуации.)

Русский язык 11 класс (Урок№7 - Нормы пунктуации.)
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.