Пунктуация в современном русском языке + видео обзор

Содержание
  1. Краткая история
  2. Современные варианты
  3. Роль в предложении
  4. Правила пунктуации
  5. Отсутствие знака
  6. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.
  7. Тенденции в современной русской пунктуации.
  8. Исследовательская работа «Значение пунктуации в современном русском языке»
  9. Скачать:
  10. Предварительный просмотр:
  11. Введение
  12. Глава 1. Становление русской пунктуации. Современная пунктуация, функции знаков препинания
  13. Становление русской пунктуации
  14. Современная пунктуация, функции знаков препинания
  15. Глава 2. Исследование пунктуационных различий текстов дореволюционного периода с современной системой пунктуации
  16. Глава 3. Анализ анкет. Подведение итогов исследования
  17. Заключение
  18. Список литературы
  19. Видео

Краткая история

Знаки пунктуации появились давно. Но те правила их употребления, которыми пользовались монахи и переписчики книг Древней Руси, существенно отличаются от современных. Самым древним из знаков является точка, но и она использовалась непривычным для нас образом. Знак располагался в центральной части строки между словами, написанными слитно. Принято выделять несколько периодов в развитии русской пунктуации:

На данный момент система знаков является полностью сформированной и никаких изменений не требует.

Современные варианты

Сейчас в русской пунктуации есть 10 знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, знаки вопроса и восклицания, тире, кавычки, скобки.

Самым древним является точка, которая обнаружена в памятниках древнерусской словесности. Слово образовано от глагола «ткнуть», что дает представление о его значении: точка — небольшой след от прикосновения карандаша (или пера) к бумаге. Именно данный знак является основным, от которого пошли все остальные. Неслучайно в прошлые эпохи знак вопроса именовали «точка вопросительная», а восклицания — «точка удивления».

Однако в современной письменной речи самым часто встречающимся символом является запятая. Она используется для выделения каких-либо значимых слов или словосочетаний, позволяет добавить обстоятельственное значение, разделить части сложной конструкции.

Скобки — парный знак. Раньше их именовали «вместительными». Они могут быть как круглыми, так и квадратными. На письме наиболее часто используется первый вариант. Первая скобка носит наименование открывающей, вторая — закрывающей.

Двоеточие представляет собой две точки, расположенные одна над другой. Это разделительный знак. Он позволяет показать на письме, что фрагмент текста, расположенный после знака, связан с предыдущим пояснительными либо причинными отношениями.

Восклицательный знак позволяет передать определенную окраску предложения, выразить удивление, восхищение, волнение, какие-либо иные сильные чувства. Не зря в грамматике прошлых лет он именовался «удивительным знаком». Вопросительный знак выражает интонацию вопроса.

Тире помогает упростить процесс чтения и восприятия информации, поскольку делит текст на смысловые отрезки. Изначально он назывался «молчанка», поскольку ставился в тех местах предложения, где предполагалась пауза. Многоточие выражает недосказанность, а также обозначает разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой. Кавычки используются, чтобы показать: автор использует чужую мысль (цитирует) или же наделяет слово переносным значением. Кроме того, они выделяют прямую речь.

Наконец, точка с запятой ставится, как правило, в сложных синтаксических конструкциях, чтобы отделить смысловые фрагменты высказывания и облегчить восприятие информации.

Таковы основные виды знаков препинания в русском языке.

Роль в предложении

Функции знаков препинания различны, но все они помогают облегчить восприятие письменного текста. В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, многоточие. Остальные варианты используются только внутри синтаксической конструкции. Основные функции представлены в таблице.

РазновидностьЗнакиФункции
ОпределительныеТочка, многоточие, вопросительный и восклицательныйПридание предложению законченности. Отделение последнего слова в предложении от следующего. Выбор того или иного символа зависит от смысла и интонации.
РазделительныеЗапятая, точка с запятой, тире, двоеточиеВ простом предложении — разграничение однородных членов. В сложном — разделение простых конструкций в его составе.
ВыделительныеЗапятая (или две), тире (либо два), восклицательный, скобки, двоеточие + тире, кавычки.Используются на границах смысловых отрезков (обращение, обособление, вводные конструкции, словосочетания и предложения). Выделяют прямую речь.

Роль знаков огромна. Они помогают не запутаться при чтении, сигнализируют о завершении определенной синтаксической конструкции и начале другой, позволяют выделить необходимый автору фрагмент текста.

Правила пунктуации

На письме играют важнейшую роль знаки препинания: правила их употребления разнообразны и отличаются степенью сложности. Если поставить точку в конце предложения просто, то ставить или нет запятую — непростой вопрос, ответ на который предполагает знание пунктуации. Определительные знаки расставляются следующим образом: знак вопроса ставится в том случае, если предложение вопросительное (Ты поел?). Точка используется, когда конструкция по эмоциональной окраске повествовательная или же побудительная, но без выражения сильных чувств и эмоций (Маша открыла окно. Маша, открой окно.).

Вне зависимости от цели высказывания знак восклицания следует поставить в конце той конструкции, которая выражает сильные эмоции (Хватит врать! Ну сколько можно молчать!).

Многоточие используется в тех случаях, когда автор предполагает продолжительную паузу или желает что-то недосказать.

Запятые ставятся в следующих случаях:

Двоеточие используется в сложных бессоюзных предложениях, часть которого вносит семантику дополнения, пояснения, причины. Кроме того, знак разграничивает слова автора и прямую речь, а также ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

Главное значение тире — обозначение пропуска, например, сказуемого или иного второстепенного члена. Используется оно в неполных предложениях, а также при отсутствии противительных союзов. Верную постановку знака подскажет анализ конструкции, выделение в ней грамматической основы. Основные случаи использования:

Кавычки применяются при передаче чужого дословного высказывания (цитирование), выражения прямой речи. В них заключаются названия, а также слова, которые употребляются в переносном значении.

Правила расстановки знака точка с запятой относятся к разряду сложных, в рамках школьного курса именно они вызывают наибольшие трудности. Подобный знак используется для разграничения простых предложений в составе сложного, если каждое из них распространенное. Также знак следует поставить между распространенными однородными членами, а также между придаточными предложениями, если они связаны с главным единым способом связи.

Знание этих правил позволит поставить нужный знак и не допустить пунктуационной ошибки.

Отсутствие знака

Есть несколько случаев, в которых, в соответствии с пунктуационными правилами русского языка, знаки препинания ставиться не должны. Например, между согласованными определениями, характеризующими предмет с разных сторон (синий красивый бант), если придаточные предложения соединяет союз «и» (Я вышел из дома и Сережа направился на улицу). Кроме того, знаки отсутствуют:

Существует всего 10 знаков, но каждый из них очень важен и для науки, и для носителей языка. Вот почему важно употреблять их правильно, в соответствии с грамматическими нормами.

Источник

Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.

Пунктуационные знаки в современном русском языке, различаясь по своим функциям, по назначению, по месту их расстановки в предложении, вступают в определённую иерархическую зависимость.

На основе иерархической зависимости знаков препинания устанавливаются особенности сочетаемости их при встрече в предложении.

Встречаться может один из двух элементов парного, выделяющего знака с отделяющим знаком или с элементом другого парного знака. Встреча с отделяющим знаком обычно наблюдается, если выделяемая конструкция находится в начале или в конце предложения (предикативной части сложного предложения) или на границе с однородными членами. Встреча элементов выделяющих знаков имеет место в случаях следования одной выделяемой синтаксической конструкции за другой выделяемой конструкцией, например обособленного члена, или сравнительного оборота, или причастной части за другим обособленным членом, за придаточной части за другим обособленным членом, за придаточной частью, за вводной или вставной конструкцией и т. п.

При встрече запятой и тире возможны разные пунктуационные варианты: эти знаки могут совмещаться как равные по силе или один из этих знаков поглощается другим.

Любой знак препинания выполняет в предложении три типа функций одновременно.

Характеристика знаков препинания

ЗнакГ рамматические функцииСмысловые

функции

Интонационные функции
ния, в котором заключен вопрос.

2. Выделительная (н-р, выделение осложняющих конструкций в структуре простого предложения).

Как и запятая, многофункциональный знак.

Для передачи выразительности и экспрес- сивно-сти речи.Указывает на паузу
8.( )

2. Выделительная (н-р, выделение прямой речи в КсПР)

1. Указывают на инородность и необычность заключенных в них компонен-Акцентуаль- ное прочтение за-ключенной в них конст- рук-ции

2.Указывает на иронический смыл заклю- чен-ных в них слов11.абзац

Знаки препинания носят интернациональный характер, так как такая же пунктуация с незначительными расхождениями принята и в других языках на основе латинского и русского алфавитов.

Таким образом, знаки препинания дают возможность выразить в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни единого слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!».

Источник

Тенденции в современной русской пунктуации.

Тенденции в современной русской пунктуации. Авторская пунктуация.

Современная русская пунктуация, как определенный исторический этап в ее становлении, представляет собой функциональную систему, с одной стороны, достаточно устойчивую и стабильную, и, с другой стороны, систему гибкую, нежесткую, способную адекватно отражать «движение мысли» и стилистические нюансы.

Знаки препинания, в современном их применении, являются совокупностью обозначений, внутренне связанных устойчивыми, «осмысленными», отношениями, закономерно проявляющимися на письме. Системность применительно к пунктуации — это качество, которое обнаруживает себя в двоякой значимости пунктуации: пунктуация от пишущего (направленность от смысла к знакам) и пунктуация для читающего (направленность от знака к смыслу). Если между пишущим и читающим через знаки налаживается контакт, т.е. восприятие оказывается адекватным написанному, то это значит, что и пишущий и читающий пользуются одним кодом, а это, в свою очередь, означает, что пунктуация функционально и социально значима и набор знаков в тексте не случаен и хаотичен, а системно организован и соответствует общепринятым канонам. Один код между читающим и пишущим может быть не всегда.

Современная русская пунктуация — это очень сложная, но четкая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию при творческом ее использовании в мощное смысловое и стилистическое средство.

Существует три основных принципа расстановки знаков препинания: 1) грамматический (является ведущим), 2) смысловой, 3) интонационный.

Важный культурный феномен: понижение статуса грамотности. Умение грамотно писать не является обязательным признаком образованного человека. Люди забывают о знаках, ставят их не там, не те. Пунктуация русского языка — устойчивая, стабильная, развитая система. Ее стабильность — результат ее длительного развития, становления. Это связано со становлением синтаксического строя русского языка. Вместе со стабильностью пунктуации — ее изменчивость, связанная с естественным процессом развития графических средств языка.

Современные пунктуационные нормы соответствуют тем правилам, которые были приняты еще в 1956 г. Министерством Высшего образования. К этому моменту назрела необходимость утвердить свод правил. На тот момент правил пунктуации не было. Стабильность нарушается с течением времени. Речевое поведение современных носителей языка так же сказывается на стабильности пунктуационной системы.

В современных текстах наблюдается расхождение с правилами пунктуации, т.к. появляются новые типы синтаксических конструкций, а также сдвиги функциональной значимости знаков препинания.

Точка. Основная функция — членить текст на отдельные предложения, указывать на конец повествовательного предложения. Сейчас точка повышает частотность употребления; в некоторых случаях приближается по функции к запятой (например, в случае парцелляции).

Точка с запятой. Частотность употребления снижается. Как правило, употребляется в больших распространенных сложных предложениях. В других случаях часто заменяется запятой. Также вместо этого знака используется точка, отражая стремление к сжатости высказывания.

Двоеточие тоже стало употребляться реже. Сейчас сводится, как правило, к пояснительно-разъяснительной функции. Очень часто заменяется на тире.

Тире. Наблюдается универсализация тире. Выполняет грамматические, смысловые, экспрессивные функции. Употребляется при обозначении пропуска, неожиданного присоединения, также выполняет функции двоеточия (пояснение, разъяснение, причина).

Многоточие. Сейчас активно употребляется. Расширяются экспрессивные качества этого знака — он указывает на подтекст, абсурдность, неожиданность…

Запятая. Увеличивается частотность употребления (вместо двоеточия, тире, точки с запятой). Люди делают массу ошибок, связанных с употреблением запятых (пропускают, ставят лишние…).

Скобки. Частотность их применения также возрастает, так как увеличивается количество вставных конструкций.

Дефис используется в не свойственных ему ранее функциях (например, «Мамы-папы-бабушки пишут письма», «принести-унести»).

Участилось использование абзаца, что служит созданию фрагментарности, разорванности.

Авторские знаки препинания в собственном смысле этого слова всецело зависят от воли пишущего, воплощают индивидуальное ощущение их необходимости. Такие знаки включаются в понятие авторского слога, они приобретают стилистическую значимость.

Однако даже такая авторская пунктуация, вследствие того что она рассчитана на восприятие и понимание, бывает предсказуемой, поскольку не теряет своей собственной функциональной значимости. Ее отличие от пунктуации регламентированной заключается в том, что она глубже и тоньше связана со смыслом, со стилистикой конкретного текста. Отдельные пунктограммы авторской пунктуации, так же как, например, лексические и синтаксические средства языка, способны наряду с основным своим значением иметь значения дополнительные, стилистически значимые. Индивидуальная пунктуация правомерна только при таком условии, когда при всем богатстве и разнообразии оттенков смысла в пунктуации не утрачивается ее социальная сущность, не разрушаются ее основы.

Это условие помогает установить некоторые общие закономерности проявления «авторства» в пунктуации.

1) Знак появляется там, где его не должно быть. У Б. Пастернака, например, появляется стремление расчленить подлежащее и сказуемое достаточно своеобразно: вместо более обычного тире употребляется многоточие. Оно как бы совмещает в себе функцию разделительного тире и собственно многоточия, передающего нечто недосказанное, неопределенное. Или: «Вот — сидим с тобой на мху» (Блок).

2) Авторская индивидуальность может проявиться и в усилении знаковой позиции. Такой прием повышения экспрессивных качеств текста заключается в замене знаков недостаточно сильных более сильными по своей расчленяющей функции. Например, обращения, сравнительные обороты, придаточные части сложноподчиненных предложений, вводные слова обычно выделяются запятыми. Однако запятую часто вытесняет тире как знак более сильный по своей значимости. «Я поняла — что не люблю супруга» (Цветаева).

3) При иной организации текста эксплицитно представленные речевые средства позволяют вовсе обойтись без знаков препинания (что можно рассматривать как особый литературный прием). Отсутствие пунктуации возможно лишь при полносоставности структур текста, когда все необходимые смыслы лексически выявлены. Такое оформление (вернее, его отсутствие!) не может быть применимо к речи прерывистой, сбивчивой, алогичной; с пропусками и эллипсами, речи, имитирующей процесс размышления или разговорность интонаций.

Индивидуальность в применении знаков препинания может проявиться и в расширении границ их употребления, и в усилении их функциональных свойств. Комбинация знаков или нарочитое повторение одного из знаков также могут быть чисто авторскими и подчас являть собой индивидуальный прием, найденный писателем для передачи особого состояния героя.

Индивидуальность в применении знаков препинания заключается отнюдь не в коренном нарушении пунктуационной системы, не в пренебрежении традиционными значениями знаков, а в усилении их значимости как дополнительных средств передачи мыслей и чувств в письменном тексте, в расширении границ их использования. Индивидуализированная пунктуация несет в себе заряд экспрессии, она стилистически значима, включается в систему литературных приемов, помогает писателю и поэту в создании художественной выразительности. А это в свою очередь повышает степень развитости и гибкости пунктуационной системы языка. Так творческая индивидуальность, пользуясь выразительными и изобразительными возможностями пунктуации, одновременно обогащает ее. Современная русская пунктуация, используемая в практике печати, далеко не всегда подчиняется Своду правил 1956 г., и потому осмысленные и типичные «нарушения» правил не могут рассматриваться как проявление безграмотности. В них, «нарушениях», просматриваются закономерные тенденции, отражающие поиск адекватных способов оформления значительно обновившейся синтаксической и ритмико-стилистической структуры письменного текста. В целом, как было показано, речь становится все более динамичной и расчлененной, особенно это касается массовой печати, и во многих случаях это достигается с помощью знаков. Естественно, что в текстах более узкого, специального назначения традиционные написания более устойчивы.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 2437 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Исследовательская работа «Значение пунктуации в современном русском языке»

Пунктуация в современном русском языке

Своими исследованиями мы хотим показать, что пунктуация – это сложная, но необходимая наука, что в русском языке целая система знаков препинания, которая складывалась веками, и каждый знак играет определённую роль, поэтому без этих знаний невозможно стать грамотным человеком.

Объектом исследования является раздел науки о языке – пунктуация, а предметом исследования – знаки препинания. В процессе работы нами были задействованы следующие методы исследования: анализ литературоведческих источников по проблеме исследования, методы синтеза, сравнения и обобщения информации, анкетирование.

Скачать:

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

в современном русском языке

Выполнили студентки группы Б-11-16

Специальность 38.02.01 «Экономика и

бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Дерябина Ангелина Андреевна и

Попович Ольга Сергеевна

Елькина Евгения Игоревна

Введение

«Точка, точка, запятая – Вышла рожица кривая…» – как пелось в приснопамятной веселой песенке за авторством Юлия Кима. Ох, сколько копий было и будет сломано в неистовых боях между учениками и учителями по поводу этих пресловутых знаков препинания – точек, запятых, тире, восклицательных и вопросительных знаков, двоеточий и многоточий… А ведь без этих малозаметных помощников предложения и словосочетания читаются совершенно иначе, выглядят безлико и постно. Знаки препинания позволяют выразить больше, нежели просто буквы. Так что без пунктуации письменной речи никак не обойтись.

Однако все чаще приходится быть свидетелем того, что современный человек пренебрегает правилами пунктуации, даже самыми простыми. Если в официальной речи более-менее грамотные люди ставят знаки препинания, то при непринужденном письменном общении, как правило, нет. Возможно, кому-то эта проблема покажется незначительной и маловажной. Но, на наш взгляд, этот процесс создает серьезную угрозу чистоте русского языка, его величию.

Вот что говорится в одной притче:

Сначала человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Мы привели этот пример с долей юмора, конечно, но в каждой шутке есть доля правды; ведь изменения в постановке знаков препинания ведут к искажению понимания авторского текста. А что, если действительно настанет такой переломный момент в развитии русского языка, когда люди разучатся точно передавать свои мысли и чувства.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: обосновать значимость применения на письме знаков препинания.

В связи с этим нас заинтересовали вопросы:

— Когда появились знаки препинания? Были ли в истории письменности такие периоды, когда люди обходились без них?

— Как изменялось применение пунктуации в разные периоды времени? Искажалось ли понимание текста произведений, исходя из того, в какой период оно напечатано (для исследования мы взяли повесть Н.В. Гоголя «Нос» 1889 г. и 1984 г. издания).

— Часто ли пользуется современная молодежь знаками препинания?

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

Своими исследованиями мы хотим показать, что пунктуация – это сложная, но необходимая наука, что в русском языке целая система знаков препинания, которая складывалась веками, и каждый знак играет определённую роль, поэтому без этих знаний невозможно стать грамотным человеком.

Объектом исследования является раздел науки о языке – пунктуация, а предметом исследования – знаки препинания. В процессе работы нами были задействованы следующие методы исследования: анализ литературоведческих источников по проблеме исследования, методы синтеза, сравнения и обобщения информации, анкетирование.

Глава 1. Становление русской пунктуации. Современная пунктуация, функции знаков препинания

Становление русской пунктуации

Первые знаки препинания были описаны еще в 5 веке до нашей эры драматургом Еврипидом, отмечавшим перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от греческой буквы лямбда (

В 15 же веке вошли в употребление знаки пауз, вдоха и изменения интонации (в основном, использовались точки, точки с запятой и двоеточие). В первом издании Шекспира (начало 17 века) уже присутствовали вопросительные и восклицательные знаки. Отметим, что до середины 17 века пунктуации отводили значение употребления точек около согласных, обозначавших гласные звуки в тексте на иврите. Написание знаков в латинском тексте получило название простановки точек. Но уже в 17 веке слово «пунктуация» приобрело современное значение, обозначающее систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. А к концу 17 века в английской пунктуации появились еще и кавычки.

Русская пунктуация, в отличие от орфографии, сложилась сравнительно поздно, к началу XIX в., и в основных чертах сходна с пунктуацией других европейских языков.

Сформировавшаяся в основных чертах к XVIII в. система знаков препинания требовала и разработки определённых правил их употребления. Ещё в XVI–XVII вв. наблюдались первые попытки теоретически осмыслить постановку имевшихся к тому времени знаков препинания (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий). Начало научной разработке русской пунктуации положил М. В. Ломоносов в «Российской грамматике». Очень обстоятельно изложены правила пунктуации учеником М. В. Ломоносова профессором Московского университета А. А. Барсовым в его грамматике, которая, к сожалению, не была напечатана, а дошла до нас в рукописном виде.

Период без знаков препинания. Основной знак – точка, так как русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую. Точки ставились произвольно, так как тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии внизу строки (_), змийцы (

), а также разные сочетания линий и точек.

Становление пунктуационной системы проходило в несколько этапов:

1. М. Грек (XVI в.) в своем труде «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» обозначил такие знаки, как точка, иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли с точкой рекомендовалось обозначать вопрос.

2. Лаврентий Зизаний («Грамматика Словенска…», 1596 г.) описал шесть знаков препинания – запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л. Зизанием положен смысловой принцип: завершённость или незавершённость высказывания. Точка – в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия – знак выражения вопросительной интонации. Съединительная – знак переноса слов.

3. Мелетий Смотрицкий в труде «Грамматика Мелетия Смотрицкого» 1648 г., выделяет десять «строчных препинаний» – черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная [ ], отложная (). Названия знаков препинания несколько иные, чем у Л. Зизания.

В основе употребления «строчных препинаний» у М. Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта – это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоеточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная – в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная – знаки переноса.

М. Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.

4. Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В. К. Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В. К. Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В. К. Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании – уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении.

5. М. В. Ломоносов в своем труде «Русская грамматика», 1755 г. описывает восклицательный знак, вопросительный знак, скобки, точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, знак переноса. М. В. Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположения частей, и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М. В. Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический.

Кавычки появились в XVII в. ‘Ковычька’ – «крюковой знак».

6. Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX в. принадлежит академику Я. К. Гроту, книга которого «Русское правописание» – результат многолетних исследований истории и принципов русского письма – стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 г.

Дальнейшее развитие пунктуационной системы направлено на более детальную разработку её основ в разных направлениях: логическом (смысловом), грамматическом (синтаксическом) и интонационном. Подробнее о становлении современной пунктуации и отличиях ее от пунктуации дореволюционного периода мы изложим в практической части исследования.

Подводя итог параграфа, отметим, что знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

Современная пунктуация, функции знаков препинания

Для более точного и четкого понимания важности знаков препинания, в данном параграфе мы рассмотрим каждый из знаков препинания, существующий в современной речи, в частности: какую функцию он выполняет и в каких случаях применяется на письме.

В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Изучает их пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Они выполняют 3 разные функции: разделительную, выделительную, завершающую.

Завершающую функцию выполняют восклицательный и вопросительный знаки, точка и многоточие. Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость и т. д. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. А многоточие показывает, что автор что-то умалчивает, даёт возможность читателю поразмыслить.

Запятая выполняет 2 функции: выделительную, например, выделяет обращение; и разделительную: при однородных членах предложения, в сложном предложении и при прямой речи, стоящей перед словами автора.

К разделительным знакам относятся: точка с запятой, двоеточие, тире. Например, в школе мы изучали тему «Тире между подлежащим и сказуемым». Например, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире, и тогда оно выполняет разделительную функцию.

Выделительными могут быть двойные знаки: запятая (две запятые), тире (два тире), скобки двойные, двоеточие и тире, употребляемые вместе, кавычки двойные. Знак кавычек выделяет прямую речь, также с их помощью мы узнаём имена собственные, а именно: названия фильмов, газет, журналов, рассказов, романов, стихотворений и т.д., потому что они пишутся в кавычках.

Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

Далее мы рассмотрим место и функции каждого из знаков препинания в современном русском языке более подробно.

Точка (.) – знак препинания, ставящийся в конце предложения. В современной русской письменной речи точка ставится в конце повествовательного или побудительного предложения: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо» (Пушкин «Евгений Онегин»). Точка употребляется при сокращенном написании слов (например: и т. п., и т. д. ); а в аббревиатурах точка не ставится.

— в вопросительных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» (Грибоедов «Горе от ума»).

— в конце восклицательного предложения: «Да здравствует революция, радостная и скорая!» (Маяковский, поэма «В. И. Ленин»);

— в восклицательных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи: «Все отвергал: законы! совесть! веру!» (Грибоедов «Горе от ума»);

— после произносимых с восклицательной интонацией слов – предложений, обращений, междометий, стоящих в начале (в поэтической речи – и в середине) предложения или употребляемых самостоятельно: «Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас» (Лермонтов «Мцыри»);

— в скобках внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту.

Запятая (,) – знак препинания, служащий для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Появление запятой в памятниках русской письменности относится к XV в. В современной русской письменной речи запятая – наиболее распространенный знак препинания, выступающий в отделительной функции (одна запятая) или в выделительной функции (парный знак препинания – две запятые). Запятая употребляется:

— между однородными членами предложения (соединенными без союзов, повторяющимися или парными союзами, неповторяющимися союзами с противительным или уступительным значением) и между повторяющимися словами: «Не род, а ум поставлю в воеводы». (Пушкин «Борис Годунов»); «Зимы ждала, ждала природа» (Пушкин «Евгений Онегин»);

— между простыми предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного или сложносочиненного предложения: «Солнце зашло за горы, но было еще светло» (Лермонтов, поэма «Демон»);

— между главным и придаточным предложением (или для выделения придаточного с двух сторон), между соподчиненными придаточными: «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» (Пушкин, стихотворение «Поэту»);

— для отделения или выделения обособленных членов предложения, при словах или группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении: «Вдали, ближе к роще, глухо стучали топоры» (Тургенев «Записки охотника»);

— для отделения или выделения слов, грамматически не связанных с членами предложения (вводных слов, обращений, междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительных слов): «Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть» (Крылов, басня «Волк на псарне»).

В современной русской письменности точка с запятой ставится:

— в простом предложении между однородными членами предложения, если они значительно распространены и содержат запятые, например: «Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами: спина в белой черкеске» (Л. Н. Толстой, собрание сочинений, рассказ «Набег»).

Двоеточие (:) – знак препинания, в виде двух точек, расположенных одна под другой, применяемый в простом предложении и в бессоюзном сложном предложении. Эти знаки первоначально употреблялись для отделения слов или более крупных отрезков текста друг от друга. В современной русской письменности точка с запятой ставится:

— в сложном бессоюзном предложении, если вторая часть раскрывает содержание первой части, дополняет первую или указывает на причину того, о чем говорится в первой части, например: «Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа» (Лермонтов «Герой нашего времени»);

— после авторских слов, вводящих прямую речь, например: «Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди» (Горький «На дне»).

Тире – (франц. tiret, от tirer – тянуть) – знак препинания в виде горизонтальной черты (-), применяемый в простом и сложном предложениях. Введён в употребление русским писателем и историком Н. М. Карамзиным. В современной русской письменной речи тире ставится:

— между подлежащим и сказуемым: «Льгов – большое степное село» (Тургенев «Записки охотника»);

— перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов: «Надежду и пловца – все море поглотило» (Крылов, сочинения в 2-ух томах, «Старик и трое молодых»);

— перед обособленным приложением, обычно стоящим в конце предложения: «Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу» (Лермонтов «Герой нашего времени»);

— между членами предложения для выражения неожиданности или противопоставления: «Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли» (Грибоедов «Горе от ума»);

— между репликами в диалоге, даваемом без абзаца, или в начале реплик, даваемых с абзаца;

— для указания на распад простого предложения на словесные группы, что часто бывает при пропуске, какого-либо члена предложения: «Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?» (Чехов «Иванов»); «Мне все послушно, я же – ничему» (Пушкин «Евгений Онегин»);

Многоточие употребляется:
— для обозначения незаконченности или перерыва в высказывании, вызванного волнением говорящего или неожиданным переходом к другой мысли, а также для обозначения паузы, подчеркивающей следующий за ней текст: «Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер…». (Пушкин, проза, «Станционный смотритель»);

— при цитировании (перед началом цитаты, в середине или после нее) для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Чтобы отличить пропуск в цитате от авторского многоточия, в некоторых специальных изданиях применяется особый прием: в случае пропуска ставятся не три, а две точки рядом.
Пунктуация – очень сложная, однако, такая важная наука. Информацией, отраженной в данном параграфе мы хотели показать то, что каждому человеку необходимо знать и правильно применять знаки препинания, чтобы уметь грамотно и точно излагать свои мысли, чувства, эмоции.

Глава 2. Исследование пунктуационных различий текстов дореволюционного периода с современной системой пунктуации

Чтобы быть более убедительными в обосновании значимости знаков препинания, рассмотрим процесс упорядочения правил пунктуации с начала XIX века до периода современности на примере исследования письменных источников. Это даст нам возможность доказать, что изменение орфографии русского языка, в том числе и правил постановки знаков препинания, отразилось на созданных до этого произведениях и повлияло на читательское понимание.

Знакомство с практикой употребления знаков препинания в рукописных текстах крупнейших русских писателей конца XVIII и первой половины XIX веков убеждает нас в том, что созданные М.В. Ломоносовым правила пунктуации хотя и были приняты авторами грамматик, как теоретических, так и учебных, но не считались строго обязательными и полностью не соблюдались. Писатели ставили те знаки препинания, которые казались им безусловно необходимыми для обозначения в отдельных случаях тех или иных смысловых оттенков (субъективная авторская пунктуация), в отношении же всех остальных знаков они полагались на редакторов и типографских работников, которые опирались уже на нормативные аспекты пунктуации. Конечно, такое отношение писателей к пунктуации находило отражение и в печатных изданиях, создавая трудности при прочтении.

В 1904 г. при Академии наук была образована орфографическая комиссия, которая подготовила и в 1912 г. опубликовала проект реформы русской орфографии. Новая реформа орфографии была утверждена при советской власти правительственными декретами 1917—1918 гг. Этой реформой были разрешены основные вопросы упорядочения и упрощения русского правописания. Новые правила правописания, утвержденные в 1918 г., в основных чертах сохранили свою силу до конца XX века. В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил русской орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших лингвистов страны. Необходимость унификации правил орфографии и пунктуации была вызвана тем, что реформа 1917—1918 гг., разрешив основные вопросы по упрощению русского письма, не устранила непоследовательности во всей системе.

Разберемся более конкретно, какие же именно изменения были внесены в систему пунктуации в 1918 году по сравнению с дореволюционным периодом. Для этого на примере письменного источника проанализируем различия и определим, влияют ли вышеперечисленные различия на понимание читателем смысла прочитанного. Для этого проведем анализ текста повести Н.В. Гоголя «Нос» 1889 г. и 1984 г. издания (Приложение 1, 2).

Многоточие обозначалось четырьмя точками:

Иван Яковлевич побледнел ….

Многоточие обозначается тремя точками:

Иван Яковлевич побледнел …

Иначе писались кавычки – не как в современном письме, а с поворотом на 180°.

Прямая речь писалась в кавычках, если она разрывается словами автора, то обе ее части с двух сторон ограничиваются кавычками. Запятая между прямой речью и словами автора ставится, тире – нет. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

„ Плотное! “ сказал он сам про-себя: „что бы это такое было? “

Если прямая речь стоит в начале предложения, то пишется с новой строки, с обеих сторон ограничивается знаком тире, перед которым ставится запятая, знак вопроса или знак восклицания:

— Где это ты, зверь, отрезал нос? — закричала она с гневом. — Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиции. Разбойник какой! Вот уж я от трех человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся.

Сочетания с «бы», «ли» и «же» писали через дефис: «как-бы», «знаете-ли вы», «что-же»; «где-же». Писали дефис и в сочетаниях «то-есть», «про-себя», «только-что», «сам по-себе», «во-время».

Перечисленные сочетания пишутся раздельно.

Оформление сложных бессоюзных предложений различно:

Я заверну его в тряпочку и положу в уголок : пусть там маленечко полежит ; а после его вынесу.

Он прежде всего осмотрелся ; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост : много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом.

Есть различия в обособлении обращений:

Ах ты пачкун, бревно глупое!

В обособлении причастных оборотов (обособляется и оборот, стоящий перед определяемым словом):

Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, не обособляется.

Ковалёв потянулся, приказал себе подать небольшое, стоявшее на столе зеркало.

Обособление вводных слов:

Как же можно в самом деле, чтобы нос, который еще вчера был у него на лице и не мог ни ездить, ни ходить, был в мундире!

Постановка тире на месте интонационной паузы:

Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был – собственный его нос!

Постановка тире согласно правилам пунктуации:

Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос!

Таким образом, найденных в тексте различий не так много, но даже исходя из данных таблицы можно заметить различия в толковании одного и того же предложения. Это позволяет нам сделать вывод о том, что правила постановки знаков препинания действительно влияют на читательское понимание текста.

Глава 3. Анализ анкет. Подведение итогов исследования

Далее, чтобы максимально приблизить тему нашего исследования к ситуации в современном обществе, до конца убедиться в важности поставленной нами проблемы, было проведено анкетирование студентов техникума-интерната. Задачи анкетирования – установить, как относятся студенты к знакам препинания, определить их пунктуационную грамотность.

В опросе участвовали 30 студентов : по 10 человек с каждого курса (текст анкеты прилагается, приложение 3, 4). Подведем итоги анкетирования:

1. Пользуешься ли ты знаками препинания?

3. Какие знаки препинания предлагаешь оставить в русской речи (нужное подчеркнуть)?

5. До конца ли тебе понятен смысл прочитанного текста?

6. Попробуй расставить знаки препинания в приведенном выше тексте.

1. Пользуешься ли ты знаками препинания?

2. Считаешь ли ты возможным обойтись без знаков препинания вообще?

3. Какие знаки препинания предлагаешь оставить в русской речи (нужное подчеркнуть)?

5. До конца ли тебе понятен смысл прочитанного текста?

6. Попробуй расставить знаки препинания в приведенном выше тексте.

1. Пользуешься ли ты знаками препинания?

2. Считаешь ли ты возможным обойтись без знаков препинания вообще?

3. Какие знаки препинания предлагаешь оставить в русской речи (нужное подчеркнуть)?

5. До конца ли тебе понятен смысл прочитанного текста?

6. Попробуй расставить знаки препинания в приведенном выше тексте.

Таким образом, мы убедились, что современная молодежь нечасто пользуется знаками препинания в письменной речи; тема исследования действительно актуальна. А это значит, что угроза чистоте русского языка существует.

Заключение

Пунктуация – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления. Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания.

Не имеет никакого значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть одинаков, а значение и, следовательно, употребление их различны. Важно то, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания.

В начале исследования мы привели в пример притчу. Хотя это было сделано с ноткой юмора, но, если задуматься, то в жизни так и есть. Преуменьшая значение знаков препинания, человек постепенно перестает четко выражать свои чувства и эмоции.

В ходе проведения исследования мы решили задачи, поставленные во введении, ответили на все заинтересовавшие нас вопросы и достигли поставленной цели, убедившись, что без пунктуации в современном образованном обществе человек жить не сможет.

В заключении хотелось бы сказать. Чтобы всегда оставаться грамотными людьми и не забывать о правилах русского языка, возьмите за правило несколько вещей:

1)Больше читайте художественной или любой другой литературы, на ваш вкус. Это повышает грамотность, как письма, так и устной речи.

2)Стали замечать, что при общении в социальных сетях не ставите «лишнюю» запятую, подумав: «меня и так поймут»? Задумайтесь. Все начинается с малого: сегодня вы не ставите одну запятую в онлайн – переписке, а завтра вы можете забыть поставить ее в важном официальном документе, исказив его смысл: «Казнить, нельзя помиловать!» или «казнить нельзя, помиловать!».

Список литературы

1. Л. П. Демиденко И. С. Козырев Т. Г. Козырева «Современный русский язык».

2. Г. Г. Граник С. М. Бондаренко «Секреты пунктуации».

3. А. Н. Наумович «Современная русская пунктуация».

4. А. Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация».

5. И. Э. Савко «Русский язык. Учебное пособие».

6. Иванова В. Ф. «История и принципы русской пунктуации».

7. Баранов М. Т. «Русский язык: справочные материалы:

учебное пособие для учащихся».

8. Гоголь Н.В., «Сочинения», издание десятое, том второй, Москва, издание книж. маг. В.Думнова, под фирмою «Наследники бр. Салаевых», 1889 г.

9. Гоголь Н.В., «Собрание сочинений в 8 томах», том третий, изд. Издательство: Правда, 1984 г.

Источник

Видео

ВСЯ ПУНКТУАЦИЯ ЗА 40 МИНУТ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ

ВСЯ ПУНКТУАЦИЯ ЗА 40 МИНУТ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ

ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnline

ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnline

7 класс - Русский язык - Пунктуация. Знаки препинания

7 класс - Русский язык - Пунктуация. Знаки препинания

10 важных правил пунктуации за 45 минут | ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022 | СОТКА

10 важных правил пунктуации за 45 минут | ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022 | СОТКА

Пунктуация за 20 минут | Русский язык ОГЭ 2022 | Умскул

Пунктуация за 20 минут | Русский язык ОГЭ 2022 | Умскул

Русский язык. Урок 1. Принципы русской пунктуации. Типы знаков препинания

Русский язык. Урок 1. Принципы русской пунктуации. Типы знаков препинания

Решаем вместе 16 задание ЕГЭ (пунктуация)

Решаем вместе 16 задание ЕГЭ  (пунктуация)

Пунктуация в ссп (в сложносочиненных предложениях)

Пунктуация в ссп (в сложносочиненных предложениях)

Уроки русского язык. Что такое синтаксис и пунктуация.

Уроки русского язык.  Что такое синтаксис и пунктуация.

Знаки препинания. Где ставить точку, тире, двоеточие?

Знаки препинания. Где ставить точку, тире, двоеточие?
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.