Разборы в русском языке памятка + видео обзор

Разборы в русском языке памятка

№ 1. Фонетический разбор слова

2.Сколько в слове слогов

3.Охарактеризуй каждый звук по схеме:

— согласный или гласный

-парный или непарный (глухой или звонкий);

-парный или непарный (твёрдый или мягкий)

Непарные звонкие : л н р м й б д в г з ж

Непарные глухие х ч щ ц п т ф к с ш

всегда твёрдые (непарные): ж ш ц

всегда мягкие (непарные): : й ч щ

— если гласный, то (ударный или безударный)

гласные звуки: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

в начале слова, после гласной, после ъ, ь.

юла [йу ], моё [йо], колья[йа], съел [йэ]

Запиши, сколько букв, сколько звуков.

№ 2. Разбор слова по составу

2. Выдели основу. Это часть слова без окончания

3. Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (пере­езд, по езд, въ езд), выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком

4. Найди приставку. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком

5. Найди суффикс. Он стоит после корня. Выдели значком

№3. Морфологический разбор

Порядок разбора имени существительного как части речи

2. Начальная форма ( в форме единственного числа. отвечает на вопрос кто? или что?).

4. Постоянные признаки:

— одушевлённое или неодушевлённое;

-нарицательное или собственное;

5. непостоянные признаки:

— синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

2. Начальная форма ( ед.число, муж.род)

7. Синтаксическая роль(член предложения);.

Порядок разбора глагола как части речи

1. На какой вопрос отвечает.

3. Неопределённая форма( вопросы: что делать?, что сделать?)

6.Вид (совершенный или несовершенный).

7. Род ( в прошедшем времени единственного числа).

9.Синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора местоимения как части речи

2. Начальная форма (именительный падеж, ед. число).

3. Постоянные признаки: лицо.

4. Непостоянные признаки: падеж, число, род ( если это местоимение 3-го лица, ед.числа).

5. Синтаксическая роль (член предложения);

№4 Синтаксический разбор предложения

1) По цели высказывания:

повествовательное (содержит сообщение)

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

Видео: Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Видео: Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

дополнение (падежные вопросы)

обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда? сколько? каким образом?)

определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

Пример:

пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.

От петуха летели пыль и пух. (Схема предложения)

(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)

6) Выписать словосочетания(от главного слова к зависимому задать вопрос)

Источник

Памятки по русскому языку (виды разборов).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

В русском языке 10 букв гласных звуков. 5 гласных первого ряда, которые показывают твёрдость предшествующего согласного: А, О, У, Э, Ы.

5 гласных второго ряда, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука: Я, Ё, Ю, Е, И.

В русском языке 6 гласных звуков: [ А], [О], [У], [Э], [ И], [ Ы].

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

В русском языке 21 буква согласных звуков, а согласных звуков – 43. Звуков больше, так как большинство букв согласных звуков обозначают по два звука – твёрдый и мягкий.

Буквами Ч, Щ, Й обозначаются только мягкие звуки.

Буквами Ж, Ш, Ц обозначаются только твёрдые звуки.

Буквами Л, М, Н, Р, Й обозначаются непарные звонкие звуки.

Буквами Х, Ц, Ч, Щ обозначаются непарные глухие звуки.

Буквами Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С обозначаются парные согласные звуки (по звонкости-глухости).

Согласные звонкие: [б] [б’], [в] [в’], [г] [г’], [д] [д’], [ж], [з] [з’].

парные: глухие: [п ] [ п’], [ф] [ф’], [к] [к’], [т] [т’], [ш], [с] [с’].

ЗВУКО – БУКВЕННЫЙ РАЗБОР.

Ласточки – 3 сл., 3 гласн., 5 согл.

ПОРЯДОК РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩ.

1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

Начальная форма (И. п., ед. ч.)

2. Постоянные признаки: одушевлённое, неодушевлённое; собственное или нарицательное; род; склонение.

Непостоянные признаки: падеж, число.

3. Роль в предложении (главный или второстепенный член предложения).

Цветёт (где? на чём?) на поляне

2. Неодуш., нариц., ж. р., 1- го скл.

3. Цветёт (где? на чём?) на поляне.

1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.)

2. Как изменяется (какие формы имеет): падеж, число, род (в ед. ч.),

3. Роль в предложении.

1. (У) высокой – прилаг.

У берёзы (какой?) высокой

2. В Р. п., в ед. ч., в ж. р.

3. У берёзы (какой?) высокой.

ПОРЯДОК РАЗБОРА ГЛАГОЛА

1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение (в наст. и буд. вр.)

2. Непостоянные признаки: время.

Лицо и число – для глаголов в наст. вр. и буд. вр.

Число и род (в ед. ч.) – для глаголов в прош. вр.

3. Роль в предложении.

Ветер (что делает?) дует

2. В наст. вр., в 3-м л., в ед. ч.

3. Ветер (что делает?) дует.

Видео: Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Видео: Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ

2. Сказуемое: глагол, прил., сущ.

3. Дополнение – имя сущ. (вопросы косвенных падежей)

4. Определение – имя прил. (какой? какая? какое? какие? чей?)

5. Обстоятельство – сущ. можно поставить смысловые вопросы (где? куда? откуда? как? когда?), наречие.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Простое или сложное.

2. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. По интонации т.е. по силе выраженных чувств (восклицательное или невосклицательное).

4. Распространённое или нераспространённое.

5. Наличие однородных членов

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Окончание (изменю слово)

Корень (подберу однокоренные

Приставка (подберу однокоренные слова без приставки или с другой приставкой)

Суффикс (стоит после корня и служит для образования новых слов)

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Номер материала: ДБ-977355

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Памятки разборов по русскому языку.
материал по русскому языку на тему

Разборы в русском языке памятка

Памятки разработаны для того, чтобы учащиеся могли выполнить разборы самостоятельно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Памятка «работа над ошибками››.

1. Оформление предложения.

Выпиши предложение правильно.

Делай так: Птицы улетели.

Делай так: жил, жизнь, машина

3. Сочетания чк- чн- чт- нч, щк- щн- нщ.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило.

Делай так: дочка, речка, ночка

5. Пропуск, замена или перестановка букв.

Делай так: прилежные

Делай так: Саша, Алеша, Миша

7. Ь знак – показатель мягкости согласного в конце и середине слова.

Делай так: огонь, учитель, морковь

пальто, деньки, коньки

8. Разделительные Ь и Ъ знаки.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: вьет, колья, семья

подъезд, объяснил, съемка

Разделительный Ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: Е, Е, Ю, Я, И.

Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: Е, Е, Ю, Я.

9. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Вспомни правило о проверке безударной гласной в корне слова.

10. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово, выдели в нем корень, напиши проверочное слово.

11. Непроизносимые согласные в корне слова.

Выпиши слово, выдели корень, напиши проверочное слово.

Делай так: честь- честный

12. Слова из словаря.

Напиши слово три раза. Запомни как оно пишется.

Делай так: карандаш, карандаш, карандаш

Видео: Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?Скачать

Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?

Видео: ШПАРГАЛКА ПО РАЗБОРАМ/ВИДЫ РАЗБОРОВ/ЧТО ЗНАЧАТ ЦИФРЫ НАД СЛОВАМИ/РУССКИЙ ЯЗЫКСкачать

ШПАРГАЛКА ПО РАЗБОРАМ/ВИДЫ РАЗБОРОВ/ЧТО ЗНАЧАТ ЦИФРЫ НАД СЛОВАМИ/РУССКИЙ ЯЗЫК

Делай так: Анна, Анна, Анна

14. Приставки в словах.

Напиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова с этой приставкой.

Делай так: прилетел, приехал, пришел

Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется со словом вместе.

15. Предлоги со словами.

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.

Делай так: у дома, у (какого?) дома, у (большого) дома

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется раздельно.

Выпиши слово правильно. Измени слово по команде вопросов нет кого? чего?

Делай так: ключик- нет ключика

замочек- нет замочка

Выпиши слово правильно. Докажи его написание.

Делай так: скворцы- сущ., мн.ч

18. Ь знак в конце существительных после шипящих

Делай так : рожь (ж. р.), мышь, ночь

нож (м.р.), камыш, ландыш

19. Частица НЕ с глаголами.

Выпиши глагол с частицей НЕ правильно. Придумай еще два слова на это правило.

Делай так: не мог, не хотел, не умел

Запомни! НЕ с глаголами пишется отдельно.

20. Написание сложных слов.

Выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Покажи соединительную гласную.

21. ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах.

Выпиши слово правильно. Докажи его написание, поставив вопрос.

Делай так: что делает? моется

22. Безударные падежные окончания имен существительных.

Делай так: на ветке (1 скл., П.п.)

23. Безударные окончания имен прилагательных.

Делай так: оврагом (каким?) глубоким (ед.ч., м.р., Т.п.)

24. Безударные личные окончания глаголов (Н.В., Б.В.)

Выписать глагол, правильно написав окончание. Поставь ударение. Выдели окончание. Поставь глагол в начальную форму. По гласной перед ТЬ определи спряжение.

25. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения.

Делай так: Грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края.

Солнце светит, но не греет.

26. Разбор предложения по частям речи.

пр. сущ. гл. прил. сущ.

Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.

Выпиши слово. Разбери его фонетически правильно.

Выпиши слово. Разбери его правильно по составу.

Делай так: пришкольный

Выпиши слово. Сделай правильно морфологический разбор.

Выпиши предложение. Сделай правильно синтаксический разбор.

Источник

Памятка «Виды разборов по русскому языку, 4 класс»

Синтаксический разбор предложения

1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

2. По интонации ( восклицательное, невосклицательное)

4. По наличию грамматических основ

5. По наличию второстепенных членов предложения

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:

7 Указать над каждым словом в предложении часть речи

(сущ., прил., гл., мест., нар., числ.,предл., союз )

Видео: Фонетический разбор слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Фонетический разбор слова | Русский язык | TutorOnline

Видео: Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

8. Выписать словосочетания

( подлежащее + второстепенные члены предл.,

сказуемое + второстепенные члены предл.,

второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)

9. Составить схему предложения.

пр. сущ. глаг. прил. сущ.

В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл.,прост., распр..)

ландыши (какие?) душистые

Фонетический разбор слова.

Разборы в русском языке памятка

Морковь – мор – ковь, 2 слога.

Разбор слова по составу

1.Измени форму слова,укажи окончание.

2. Определи часть слова без окончания, укажи основу.

3. Подбери однокоренные слова, укажи их общую часть – корень.

4. Определи часть слова перед корнем, укажи приставку.

5. Определи часть слова после корня, укажи суффикс.

Морфологический разбор имени существительного

I.Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение.

Непостоянные признаки: число, падеж.

III. Синтаксическая роль.

Солнце освещает землю.

I.Н.ф.- земля; неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., В. п.,

III.Синт. роль – дополн.. Освещает (что?) з е м л ю

Морфологический разбор имени прилагательного

I.Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)

II. Непостоянные признаки: число,род, падеж.

III. Синтаксическая роль.

Цветёт алая гвоздика.

III. Синт. роль – определ.. Гвоздика (какая?) алая.

Морфологический разбор глагола.

I.Неопределёная форма (что делать? что сделать?))

II. Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид, спряжение.

время(нет настоящего времени у глаголов совершенного вида),

число(в прошедшем времени),

род( в прошедшем времени, единственном числе),

лицо (в настоящем и будущем времени).

III. Синтаксическая роль.

Дует лёгкий ветерок.

I.Н. ф. – дуть ( что делать?).

II. Пост. – несоверш. в., Iспр..

Непост. – наст. вр., ед.ч., 3 л.,

Морфологический разбор местоимения

I.Начальная форма (Им. п.)

II. Постоянные признаки: род, число, лицо.

Непостоянные признаки: падеж.

III. Синтаксическая роль.

Мальчик побежал за ней.

II. Пост. – ж.р., ед.ч., 3л..

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памятка

В памятке представлены разборы: фонетический, по составу, синтаксический, морфологический: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Даны образцы письменных разборов. Это алгоритм разборов. Возможно использование в 1-4 классах при изучении тем, а также в 5 классе при продолжении работы.

Номер материала: ДБ-450391

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Видео: Морфологический разбор имени существительногоСкачать

Морфологический разбор имени существительного

Видео: Морфологический разбор имени существительного Как объяснить ребенку морфологический разборСкачать

Морфологический разбор имени существительного  Как объяснить ребенку морфологический разбор

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Памятка по русскому языку «Виды разборов»

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы «Виды разборов».

Разборы в русском языке памятка

Содержимое разработки

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.),

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма.

П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)

III Роль в предложении.

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)

III Роль в предложении

П.п. – постоянные признаки

Н. п. – непостоянные признаки

Разделить на слоги.

Посчитать количество букв и звуков

Буквы в столбик, характеристика звуков.

(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;

Разборы в русском языке памяткаОкончание

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памяткаОснова

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памяткаРазборы в русском языке памяткаПриставка

Разборы в русском языке памяткаРазборы в русском языке памятка

Подлежащее и сказуемое

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Надписать части речи.

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.),

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма.

П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)

III Роль в предложении.

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)

III Роль в предложении

П.п. – постоянные признаки

Н. п. – непостоянные признаки

Разделить на слоги.

Посчитать количество букв и звуков

Буквы в столбик, характеристика звуков.

(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;

Разборы в русском языке памяткаОкончание

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памяткаОснова

Разборы в русском языке памятка

Разборы в русском языке памяткаРазборы в русском языке памяткаПриставка

Разборы в русском языке памяткаРазборы в русском языке памятка

Подлежащее и сказуемое

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Источник

Видео

Памятка по морфологическому разбору слова.Скачать

Памятка по морфологическому разбору слова.

Морфологический разбор глагола (6 класс)Скачать

Морфологический разбор глагола (6 класс)

Морфологический разбор существительного. Как правильно сделать морфологический разбор слова?Скачать

Морфологический разбор существительного. Как правильно сделать морфологический разбор слова?

Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать

Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализ
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.